Толкование воскресного Евангелия. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
31 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
32 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
33 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
34 И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
(Лк. 6:31-36) Лк.6:31. И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними.
Потом, чтобы апостолы не сказали, что такая заповедь — любить врагов — невозможна, Он говорит: чего желаешь ты себе самому, то делай и другим, и будь в отношении к другим таков, каковыми желаешь иметь в отношении к тебе самому других. Если желаешь, чтобы враги твои были для тебя суровы, несострадательны и гневливы, то будь и ты таков. Если же, напротив, желаешь, чтобы они были добры и сострадательны, и непамятозлобивы, то не считай невозможным делом — и самому быть таковым.
Лк.6:32. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
Лк.6:33. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают.
Лк.6:34. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Лк.6:35. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Лк.6:36. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
Видишь ли врожденный закон, в сердцах наших написанный? Так и Господь сказал: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:33). Потом предлагает им и другое побуждение, именно: «если вы любите любящих вас», то вы подобны грешникам и язычникам; если же вы любите злобствующих на вас, то вы подобны Богу, который «благ... к неблагодарным и злым». Итак, чего вы желаете: грешникам ли быть подобными, или Богу? Видишь ли Божественное учение? Сначала Он убеждал тебя законом естественным: чего желаешь себе, то делай и другим; потом убеждает и кончиной, и наградой, ибо в награду вам обещает то, что вы будете подобны Богу.
(Лк. 6:31-36). Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.
Священник Стефан Домусчи
Сегодня перед нами очень трудный текст. В первую очередь трудный не для понимания, а для исполнения. Как можно заметить, начинается он с призыва, который кажется знакомым и привычным. Господь говорит, что мы должны соотносить свои поступки с поступками окружающих. Само выражение, которым описывается это соотношение обычно называется золотым правилом морали и обычно говорят, что это правило едино во всех религиях: не делай другим того, чего не хочешь себе. Но если мы присмотримся к словам Спасителя, то увидим, что они отличаются. Они дают положительный призыв, а не только останавливают перед дурным поступком. Как хотите, чтобы люди поступали с вами – так и вы поступайте – это предполагает, что твои поступки могут определять поступки людей, что ты своим поведением можешь вести их к соблюдению заповедей. Хочешь, чтобы они поступали по любви, поступай по любви сам. Это не пассивный уход от неприятностей, но активная позиция, говорящая о том, что человек знает как надо поступать.
Однако, из дальнейших слов Христа становится понятно, что речь не идет о том, чтобы просто хорошо себя вести и своим примером призывать к этому других. Ведь простые человеческие отношения Он считает для христиан чем-то само собой разумеющимся. Любить тех, кто любит тебя, ждать от них взаимной любви… Все это делают и грешники, это как бы естественное состояние человека. Без этой родственной любви человек вряд ли вообще достоин называться человеком. Хорошо, если человек отвечает любовью на любовь и добром на добро, это конечно лучше, чем если бы он был жестоким и неблагодарным даже к своим близким, но все же если это состояние его устраивает и он не хочет развиваться – до христианства ему еще далеко. Далеко потому, что христианство как раз и начинается с того, что человека перестает устраивать его наличное состояние. Рыночные отношения «ты мне – я тебе» перестают удовлетворять и человек понимает, что он призван к росту. Призван к тому, чтобы взойти от естественного, к сверхъестественному, от грешного к святому, от человеческого к богочеловеческому. Расслышав Христа, человек принимает веру как вызов, как путь к совершенству.
Обращаясь к ученикам Христос призывает их к тому, что невозможно для человека. Не просто трудно, а именно непосильно. Но обращаясь к ним, Христос и не говорит, что призывает их к обычному человеческому поведению. Он указывает на то, что через любовь ко всем, к близким и дальним, к друзьям и врагам человек поступает по Божьему, становится сыном Всевышнего. Бог любит всех не потому, что Ему не важно как человек себя ведет, не потому что злому поведению людей Он радуется так же как доброму, но потому что за любым поведением Он видит свое творение, пусть и искаженное грехом. Именно так должен действовать христианин. Как бы ни вел себя другой, кем бы ни был, другом или врагом – надо видеть в нем того, кого любит Бог.
Это трудно, а в случае с врагами практически невозможно. Исходя из того опыта любви, который мы имеем, тот кого мы любим нам приятен, мы хотим быть рядом, мы радуемся общению. Слыша слова Христовы мы не понимаем, неужели это все необходимо применить к врагам? К тем кто нас проклинает? Мы должны радоваться, если они рядом? Должны стремиться к общению?
Зная об этой трудности, Христос завершает свой призыв некоторым разъяснением того, что значит любить врагов как друзей и проклинающих как благословляющих. Он говорит: «Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд». В свою очередь милосердие – это не просто чувство, не эмоциональная расположенность, но реальная готовность прийти на помощь, поддержать и выручить того кто в этом нуждается, кем бы он ни был.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Недавно умер один человек, которому я обязан очень многим. В первую очередь тем, что он своим примером показывал, что стоит за той или иной евангельской заповедью. В годы нашего с ним общения я был очень молодым священнослужителем и у меня, увы, тогда ещё не было богословского образования. Я прочитал одну книжку по литургике, то есть по науке совершения богослужения, очень проникся этой книгой и начал усердно воплощать в жизнь то, что было там написано. Тот человек, о котором я сегодня вспоминаю, был моим непосредственным начальником, он был значительно старше меня, священником он стал ещё до моего рождения. Но все это не мешало мне с юношеской горячностью делать ему замечания по службе. Однажды я очень увлёкся своими поучениями. Он внимательно меня выслушал и сказал: «Да, я знаю, что в этой книге так написано, а ещё я читал такие-то и такие-то книги, там написано то-то и то-то, по ряду причин мне кажется более уместной такая-то богослужебная практика, но если тебя она смущает, я буду делать так, как ты скажешь, прости, что я тебя смутил». Странно, что мне тогда не стало стыдно за свою юношескую горячность, которая подогревалась малограмотностью. Стыдно стало значительно позже. Слова моего наставника ни что иное, как непосредственное исполнение слова Христа Спасителя: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». А как мы хотим, чтобы люди поступали с нами? Хотим ли мы, чтобы люди не прощали нам наши ошибки, неровности нашего характера, чтобы относились к нам со всей строгостью и требовали справедливости? Вряд ли.
При подготовке к причащению Пречистых Тела и Крови Христовых, мы читаем прямое указание идти и попросить прощения у тех, кто нас обидел. Автор этого указания не ставит под сомнение факт обиды. Он не говорит о том, что, возможно, ее не было, что это моя вина. Нет. Была настоящая обида при полной моей невиновности. Но если я хочу, чтобы центральное таинство Церкви не погубило мою душу, я должен каким-то образом примириться с обидчиком. Такое поведение противоречит логике и справедливости в нашем обыденном понимании. Это непросто сделать ещё и потому, что тот человек, который меня как-то задел, может этого не понимать. Более того, сказав ему «прости», я рискую услышать в ответ: «прекрасно, что ты осознал свою вину», тогда как я перед ним абсолютно невиновен и в глубине души я надеялся, что после моих слов о прощении он это осознает и сам попросит у меня прощения. Но тем не менее, необходимо поступать именно так. А все прочее возложить на Бога. Рано или поздно Господь посетит того, кто причинил обиду, он увидит себя настоящего и благодаря тому, кто сумел исполнить слова Христа, научится и сам поступать так, как велит поступать Евангелие.
О наградах
(Лк. 6:31-36)
Протоиерей Вячеслав Резников
Евангелист Лука передает слова Христовы: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые делают вам добро, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же».
А евангелист Матфей приводит еще и заповеди Господни о милостыне, молитве и посте (Мф.6), – и тоже с точки зрения ожидаемой награды. Там сказано, что если кто дает милостыню, молится или постится напоказ, тот уже получает награду от людей, в виде удивления и восхищения, а от Господа, значит, ему уже ничего не положено. А если хочешь, чтобы все это было для Господа, то когда творишь милостыню, пусть даже «левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.4:3). Когда молишься – «войди в комнату твою» и затвори «дверь твою» (Мф.6:6). А в пост «не будьте унылы, как лицемеры» (Мф.6:16-17).
Вспомним житие святителя Николая. Вот он ночью, во тьме, крадется по улице, как крадется вор, чтобы украсть. А он для чего? – А чтобы подбросить в окно нуждающемуся узелок с золотом. Так, чтобы из окружающей нас тьмы выйти к Богу, просто надо делать все так, чтобы ни от кого ни за что не получать ни похвалы, ни благодарности. Как если что-то вышло не по твоей воле – радуйся: значит вышло по воле Божией! – Так и тут: если избежал благодарности от человеков, значит смело можешь ожидать награды от Него.
Но даже и высокие духовные дары, полученные в этой жизни от Самого Господа, не могут быть для истинного подвижника предметом похвалы перед людьми. С каким страхом, например, говорит Апостол Павел о своем прикосновении к будущему блаженству. Он и говорит-то как не о себе, а о ком-то постороннем: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне тела ли – не знаю: Бог знает, – …был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими».
То, к чему лишь прикоснулся Апостол, – и есть окончательная награда, не только приготовленная, но уже объявленная принадлежащей нам. Ибо «нас, мертвых по преступлениям», Бог «оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Иисусе Христе» (Еф.2:5). А все остальное – как малое утешение капризному и нетерпеливому ребенку: чтобы успокоился и перестал плакать.
|