1 Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
2 увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
3 Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
4 Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
5 Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
6 Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
7 И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
8 Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
11 И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
(Лк. 5:1-11) Лк.5:1. Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского,
Лк.5:2. увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Лк.5:3. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.
Господь убегает от славы, а она тем более преследует Его. Когда народ теснился около Него, Он всходит на корабль, чтобы с корабля учить стоящих на берегу моря, так что все находились пред лицом Его, и никто не ушел за спину.
Лк.5:4. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.
Лк.5:5. Симон сказал Ему в ответ; Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Лк.5:6. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
А за то, что Он учил с корабля, Он не оставил владетеля его без награды. Он даже вдвойне его облагодетельствовал: одарил его множеством рыб и сделал Своим учеником. Подивись смотрению Господа, как Он каждого привлекает через свойственное и сродное ему средство, например: волхвов – посредством звезды, а рыбарей – посредством рыб. Заметь и кротость Христа, как Он умоляет Петра отплыть от земли, ибо «просил», разумей, вместо «умолял», и то, как благопокорен был Петр: Человека, Которого не видал, он принял на свой корабль и во всем ему повинуется. Когда Сей сказал ему, чтобы он отплыл на глубину, тот не отяготился, не сказал: всю ночь я трудился и ничего не приобрел, и Тебя ли теперь послушаю, и вдамся в новые труды? Ничего такого он не сказал, но напротив: «по слову Твоему закину сеть». Так Петр был тепл в вере и прежде веры!
Лк.5:7. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
За то и поймал он столько рыб, что не мог один вытащить их, а знаками пригласил и соучастников, то есть общников, бывших на другом корабле. Знаками пригласил их потому, что пораженный необычайной ловлей не мог говорить.
Лк.5:8. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.
Далее, Петр в глубоком благоговении просит Иисуса сойти с корабля, говоря о себе, что он грешник и недостоин быть вместе с Ним.
Лк.5:9. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;
Лк.5:10. также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Лк.5:11. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.
Если хочешь, понимай это и в переносном смысле. Корабль есть синагога иудейская. Петр представляет образ учителей Закона. Учители, бывшие до Христа, всю ночь трудились (ибо время до пришествия Христова – ночь) и ничего не достигли. А когда пришел Христос и настал день (Рим. 13:12), то апостолы, поставленные на место законоучителей, «по слову», то есть по заповеди Его, закидывают сеть Евангелия и уловляют множество людей. Но апостолы одни не могут вытащить сеть с рыбами, а приглашают и соучастников своих, и сообщников, и влекут вместе с ними. Это суть пастыри и учители церквей всех времен; они, преподавая и объясняя учение апостольское, помогают апостолам ловить человеков. Обрати внимание и на выражение: «закинули сеть». Ибо Евангелие есть сеть, имеющая изложение речи смиренное, простое и приближенное к простоте слушателей; поэтому и говорится, что оно закинуто. Если же кто скажет, что через закидывание сети означается глубина мыслей, то и с этим можно согласиться. Итак, исполнилось слово пророка, сказавшего: «Вот, Я пошлю множество рыболовов, говорит Господь, и будут ловить их; а потом пошлю множество охотников, и они погонят их со всякой горы, и со всякого холма, и из ущелий скал» (Иер. 16:16). Рыбарями назвал он святых апостолов, а ловцами – правителей и учителей церкви последующих времен.
(Лк.5:1–11) Целую ночь трудились рыбари и ничего не поймали; но когда Господь вошел в их лодку и после проповеди велел забросить мрежу, поймалось столько, что вытащить не могли и мрежа прорвалась.
Это образ всякого труда без помощи Божией и труда с помощью Божией. Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится; когда приближится к нему Господь, – откуда потечет добро за добром. В духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5) – сказал Господь.
И этот закон действует во всяком. Как ветка, если не сращена с деревом, не только плода не приносит, но иссыхая и живность теряет, так и люди, если не состоят в живом общении с Господом, плодов правды, ценных для жизни вечной, приносить не могут. Добро какое и бывает в них иногда, только на вид добро, а в существе недоброкачественно; как лесное яблоко и красно бывает с виду, а попробуй – кисло. И во внешнем, житейском отношении тоже осязательно видно: бьется, бьется иной, и всё не в прок. Когда же низойдет благословение Божие – откуда что берется. Внимательные к себе и к путям жизни опытно знают эти истины.
Протоиерей Александр Шаргунов
Сегодняшнее Евангелие рассказывает о призвании Господом на служение Его учеников. Христос вышел к Геннисаретскому озеру, где трудились Галилейские рыбаки, и начал проповедовать о новой жизни, которая с Его приходом открывается человечеству. Огромные толпы народа, тесня Его, жадно слушали каждое слово. Мы можем видеть, как во все времена верующий народ жадно слушает истинную проповедь. Оставляя все дела, люди устремляются туда, где звучит подлинное слово Божие. Так много народа, что Господу как будто бы и места не остается, по крайней мере, на земле.
Среди этих огромных толп Он стоит, как бы сливаясь со всеми, так что Его не видно. Поэтому Он просит одного из рыбарей, Симона, позволить Ему сесть в его лодку и отступить немного от земли. Отступить немного от земли должна Церковь и тот, кто говорит слово Божие. Немного — чтобы было видно и слышно с земли. Видно — так, как будет видно, когда Господь будет вознесен на Крест и всех привлечет к Себе, как Он Сам говорит. Эта тайна уже присутствует здесь.
Его голос слышен, сколько бы ни было народу. «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5:25). Мертвые глас Его услышат, и сегодня слышат, как Он Сам говорит. «Если кто имеет уши слышать, да слышит!» — как бы тихо ни говорил Христос. Какое бы ни было количество людей, весь род человеческий может слышать Его голос.
После этого Господь говорит, чтобы Симон, будущий апостол Петр, а также Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы, снова возвратились к своему обычному земному делу: занялись рыбной ловлей. «Наставник! — отвечает Петр, — мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по Твоему слову закину сеть».
Труды всех людей были напрасными без Христа, как были пустыми сети апостолов. Человечество предпринимало много усилий, чтобы устроить хорошую жизнь на земле. Оно строило не одну вавилонскую башню, и, кажется, достигало уже самого неба, но все без Христа Бога. На наших глазах было строительство так называемого коммунизма, а затем последовала так называемая перестройка. Но все рассыпал, и сейчас рассыпает Господь всякий труд, который без Бога. Вся ночь строительства человеческой истории оказывается тщетной, бесплодной, напрасной.
Простые рыбаки, которые трудились всю ночь. Уставшие и разочарованные, они показывают особое послушание Христу. «По слову Твоему, - говорит Господу Петр, — закину сеть». И происходит великое чудо. Так много было уловлено рыб, что сети прорывались. Такая большая ловля, что рыбаки не могут справиться с рыбой, не могут вытащить ее и потому они машут руками тем, кто находятся на других лодках, прося помочь. И, наконец, обе огромные лодки, перегруженные рыбой, начинают тонуть.
Рыбаки знают — это же их ремесло — как дорого достается им удача. Господь показывает им, что значит весь человеческий труд. Он показывает, что значат все наши предприятия, земные замыслы, вообще вся человеческая история для того, чтобы мы увидели, что такое Его проповедь. Это не просто очень сильные, до глубин проникающие слова, но это говорит Тот, Кто является Господином всех морей, всей земли, Кто властвует над рыбами и волнами, над бурями, звездами, над всеми людьми, Он Господь Вседержитель, Который хочет дать истинную жизнь всем людям. И Симон Петр падает к ногам Христовым и говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».
Что ты говоришь, Петр! — восклицает святитель Димитрий Ростовский. — Не диавол ли такое говорит? Ты скажешь однажды такие слова Спасителю, заботясь о том, чтобы все было благополучно с Господом на земле, и Он ответит тебе: «Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:23). Может быть, и сейчас точно так же диавол, который не может переносить присутствия Христа Бога, говорит: «Отойди от нас»? «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8:29). Или, может, как те гадаринцы, которые после исцеления бесноватого человека, говорят Господу: «Отойди от нас». Почти те же самые слова говорит Петр, только он говорит их не так.
Диавол говорит эти слова, зная, что его ждет. Гадаринцы просят: «Отойди, Господи», — потому что им жалко своих свиней. А Петр говорит, потому что он понимает свое недостоинство. Потому что от приближения к нему Бога, он видит, что человек не может устоять на этом месте и остаться живым. Он охвачен страхом и ужасом. Ему, может быть, надо было сказать: «Не отходи от меня, Господи, никогда» — как он потом скажет: «Господи! к кому нам идти?», — когда все растеряются и Господь будет говорить о том, что значит Его призвание. «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68). Но святость Петра начинается именно с того, что он имеет чувство греха. Святость всякого человека начинается со страха Божия.
Один молодой человек рассказывал, что перед крещением и даже какой-то период после он не мог войти в храм Божий — останавливался на пороге, и не мог объяснить, в чем дело. Он говорил, что ему просто страшно. «Страшно место сие, а я и не знал… Ибо Господь на месте сем», как говорит слово Божие (Быт. 28:16-17). А есть другие люди, которые, входя в храм Божий, приближаясь ко Господу и Его святыне, продолжают чуть не со смехом свой уличный разговор. Так некоторые из нас бесстрашно приближаются к Святым Христовым Тайнам, готовые причащаться и исповедоваться каждый день.
С чего начинается утрата этого страха? Каждый из нас может по своей жизни проследить, как мы участвуем в Святых Страшных Христовых Тайнах, и может видеть, как бесстрашно смотрит на святыню сегодня мир. Как хотят превратить наши храмы в такое место, которое не нужно уже взрывать и уничтожать. Их взрывали тогда, когда было страшно, что это — святыня, спасительная для многих людей. От ее присутствия люди могли снова приходить в себя и приносить покаяние Господу. А теперь они хотят, чтобы храмы просто стали чем-то вроде музеев. Как на Западе: все храмы сохранены, туда ходят экскурсии, туристам рассказывают о достижениях культуры, искусства, великолепного пения.
Обращение Петра, которому Господь сказал: «Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова» — образ того, что предстоит Петру, всем апостолам, святителям и всей Церкви. О какой глубине говорит Господь? О каком спасении множества душ человеческих?
О том спасении, которое рождается, когда человек сознает свою греховность, мучается ею, и не видит возможности преодолеть ее в себе и в окружающем мире. Вот эта глубина жизни, где даруется прощение грехов, где осознание своей греховности приводит к покаянию, открывающему Царство Христово — Самого Господа. И тогда можно все оставить, как апостолы все оставляют.
Обратим внимание на это чудо. Рыбаки, которых призывает Господь, все оставляют, чтобы последовать за Христом. Кто оставляет? Самые простые люди. Для них это во много раз труднее, чем для кого бы то ни было — оставить свой родной дом, родителей. Особо крепкими кровными узами родства связаны бывают простые люди. Так и должно быть у нормального человека. И все-таки они все оставляют: один — родной дом, другой — отца, Петр оставляет жену и все, что у него есть, и следуют за Господом, ни о чем не заботясь. О чем им заботиться? До этого они заботились всю ночь — всю жизнь — но у них ничего не было. А теперь они следуют за Христом, все оставляя, чтобы всегда быть с Господом, Который все дает, и больше, чем мы можем помыслить.
***
Протоиерей Павел Великанов
Чудесный лов рыб, о котором сегодня нам рассказал евангелист Лука, совершенно не вписывается в шаблонное представление о чуде. Казалось бы: при такой буквально с неба свалившейся удаче надо радоваться и Бога благодарить — а у Петра — парадоксальная реакция: он просит Иисуса уйти. Очевидно, что вся эта картина буквально «списана с натуры», а не придумана каким-то любителей чудотворений и иных сверхъестественных явлений.
Давайте попробуем внимательнее всмотреться в этот эпизод, чтобы понять, как такое вообще могло случиться. Судя по контексту, рыбаки уже были знакомы с Иисусом — то есть это не было первым призванием апостолов. Но при этом они продолжали своё рыбацкое ремесло — и иногда помогали Иисусу во время Его проповеди в Галилее. Поэтому на просьбу Христа они быстро откликаются — хотя, с точки зрения житейской логики, им в данный момент было вовсе не до проповеди. Ночная ловля была неудачной, наступал жаркий день, надо было скорее вымыть и починить сети. Естественно, в те времена сети были не из невесомой тонкой лески, а достаточно громоздкими и тяжёлыми — поэтому выложить их из лодки, промыть, очистить от водорослей и мусора, просушить — всё это было нелёгким делом, которое нельзя было не сделать.
Однако Симон даже не пытается спорить и возражать — а смиренно выполняет просьбу Учителя. Мы не знаем, сколько времени длилась проповедь Иисуса. Но, конечно же, это было достаточно продолжительно, может, и несколько часов. Ведь послушать Иисуса приходило множество народа со всей Галилеи — и вряд ли можно представить, что они были бы готовы проделать долгий путь ради нескольких минут назидания. Но суть не в этом. Сколько бы ни длилась проповедь — а время течёт неумолимо. Тяжёлые, грязные, мокрые сети так и висят неразрешённой проблемой в головах рыбаков. Но они молчат. И просто терпят происходящее — из уважения к Иисусу. Когда же Он, закончив проповедь, просит отплыть в глубину и бросить сети — Симон уже не выдерживает и всё-таки проговаривается: Наставник, мы ночью-то ничего не поймали — а сейчас самый день, ведь не будет ничего — но из уважения к Тебе — сделаем. Так и не промытые сети снова брошены в воду — с тяжёлым сердцем — рыбаки начинают их выбирать — и понимают, что они полны рыбой. Вскоре подплывает другая лодка, совместными усилиями выбирают рыбу, корма опускается всё ниже и уже начинает зачерпывать воду: такого улова в их жизни ещё не было!
И тут до Симон вдруг доходит, что между этим уловом и Иисусом есть прямая связь! Это не случайность — это специально Им, их Учителем, так и было задумано! Это не их заслуга — а Его, Христа, милость — которая обрушилась на них так неожиданно! И Симон падает ниц перед Иисусом со странными словами: пожалуйста, выйди отсюда, потому что я — грешный человек, и мне страшно находится рядом с Тобой, рядом с Тем, в Ком явно действует сила Самого Бога!
В жизни апостола произошло первое столкновение двух реалий: Живого Бога — и человеческих представлений о Нём. Впереди ещё будет много подобных кризисов — и через них апостолам ещё предстоит пройти. Привыкнув переживать Бога прежде всего как Власть, Суд и Силу — Симону трудно вместить, что Бог всё же в первую очередь есть Милость и Любовь. Его мозг разрывается от этого — и ничего лучшего не может предложить, как только удалить источник этого внутреннего возмущения.
Слова Христа — «Не бойся!» — обращены не только к апостолу Петру, в ужасе вжавшемуся сейчас в днище лодки — но и к каждому из нас. Не надо бояться быть ближе к Богу — Он гораздо лучше, нежели чем мы обычно о Нём думаем!
***
Священник Стефан Домусчи
Каждый из нас имеет опыт общения с людьми, которых мы уважаем. К таким людям, хочется прислушиваться, в них ощущается то, что называется «настоящим человеком». Когда мы общаемся с ними нам самим хочется быть лучше, стремиться к доброму и справедливому, чистому и светлому. Однако подобные желания совсем не обязательно нам по силам, ведь иногда, общаясь с такими людьми, мы смотрим на свою жизнь и понимаем, что многое упущено безвозвратно. Что когда-то мы впустую тратили силы, давали себе ложные обещания… Что мы могли бы быть лучше, но лучше не становимся и что до чего-то важного и настоящего мы в нашей жизни так и не добрались… Сегодняшнее чтение говорит о чем-то похожем, с присущей Евангелию глубиной.
Мы слышим о том, как Христос приходит к Генисаретскому озеру и обращается к Симону, которого потом назовет Петром как к хозяину одной из лодок, с просьбой о том, чтобы он отплыл от берега и Ему было бы удобнее проповедовать. При этом важно учесть, что Симон, судя по Евангелию от Иоанна, уже знает Христа и даже бывал у него в доме. Иными словами, Он встречает важного для себя человека, вполне возможно мессию! Он позволяет Ему войти в свою лодку, что в определённом смысле увеличивает его собственную значимость, ведь он смог хоть сколько-нибудь быть полезными.
И вот после проповеди Христос говорит Симону отплыть на глубину и закинуть сети. Он, конечно, уважаемый человек, но не профессиональный рыбак. Напротив Симон, тот кто знает толк в рыбалке, говорит ему, что они трудились всю ночь и ничего не поймали. Сети в то время были грубыми и днем рыба в них не заходила. Поймать что-либо было просто невероятно. И вот Симон, трудившийся всю ночь и уже помывший сети, говорит учителю, что только из уважения к Нему, он закинет их снова.
И что же? Мы видим, что Он получает гораздо больше, чем ожидал… получает так много, что не может осилить… Не забудем, что Симон был учеником Иоанна Крестителя. Если мы вспомним, к чему он призывал, мы поймем, что он не требовал от людей ничего сверхъестественного. Он призывал их быть честными, правильно исполнять свои обязанности, призывал их раскаяться в своих грехах… Симон мог быть его учеником и рыбаком одновременно. Одно другому не мешало. Но вот он понимает, что рядом с ним тот, кого мало просто уважать, Кто пришёл к нему и Кто позовет его за Собой. Петр был готов ко многому, неслучайно Христос выбрал его лодку, но Он не был готов к такому. Присутствие Божественной силы настолько поражает Симона, что он в ужасе говорит: Господи, выйди от меня, потому что я человек грешный! Иными словами, он говорит: Господи, я простой рыбак, я не осилю твоего вызова, не осилю того, к чему ты меня готовишь.
В ответ мы слышим слова Христа, который говорит ему: Не бойся! Отныне будешь ловить человеков! И Петр с друзьями оставляет все и идет за ним.
На самом деле, апостол пережил такой опыт, который в разной мере переживает каждый из нас. Когда мы приходим к Богу с просьбой или благодарностью, мы в определенном смысле хотим соблюсти некоторый политес. Мы входим в общение с ним и понимаем, что что-то можем от него получить, что-то должны дать взамен, и при этом должны соблюсти меру, чтобы наша жизнь в большей мере осталась именно нашей. Но Бог, при этом, не знает полумер, Богу не нужны наши подачки, Ему нужны мы сами. Выбор, конечно, остается за нами, и Он не нарушает нашей свободы… Но мы должны выбрать, остается ли Он для нас, кем-то внешним, пусть и очень почитаемым, или входит в нашу жизнь как Бог и Учитель, за Которым, оставив прошлое, мы готовы идти.
О неоскудевающей руке
(Лк.5:1–11)
Протоиерей Вячеслав Резников
Побуждая христиан давать милостыню, Апостол открывает такую закономерность: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет». И указывает на Того, Кто Сам лично заботится, чтобы щедро сеющий получал достойную жатву: «Бог силен обогатить вас всякою благодатью». А насколько Он действительно «силен», видим хотя бы из сегодняшнего Евангелия.
Однажды в самом начале Своего служения Господь пришел на берег Геннисаретского озера. Народ теснил Его. Господь вошел в лодку Симона-Петра, велел немного отплыть от берега и стал учить из лодки. «Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова». Это было время дня, когда рыба в тех местах не ловится. А они и в ночное, благоприятное время ничего не поймали. «Но по слову Твоему, – говорит Петр, – закину сеть». И – «поймали великое множество рыбы». Как из рога изобилия, эта рыба хлынула из бездны, и сети прорывались, и даже позвав товарищей, не могли справиться, так что и лодки их начали тонуть…
И этот рог изобилия может по воле Божией открыться в любое время, в любом месте. Ведь Бог среди нас. Многие могли бы рассказать и о чудесах в своей жизни, и о том, как щедро посеянное приносило богатые плоды. Бог хочет, чтобы мы, «всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело».
А самое первое доброе дело – знать Господа Бога и во всем видеть Его промыслительную руку. Те иудеи, которые после чудесного насыщения пятью хлебами толпой хлынули за Иисусом, сделали это «не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились» (Ин.6:26). А Петр, забыв о рыбе, в ужасе «припал к коленам Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». И когда Господь сказал ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков», то Симон и его друзья, «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». И в конце концов получили ни много ни мало, – ключи от Небесного Царства (Мф.16:19).
Так что если хочешь пожать богатую жатву – сей щедро. А когда будет богатая жатва, то поступи хоть в какой-то мере как Петр, посвяти Богу хотя бы начатки твоих доходов, чтобы рука Божья не оскудевала для тебя, и чтобы ты всегда со священным ужасом чувствовал ее рядом.
А если просишь богатства ради самого же богатства, то и тут Господь может уступить твоей упорной воле. Но получится – как у прихотливых израильтян. Во время странствования им надоела манна, и возжелали они мяса, и стали плакать и сетовать, и вспоминать, как они ели его в Египте. И тогда Господь сказал через Моисея: «так как вы плакали вслух Господа и говорили: кто накормит нас мясом? хорошо нам было в Египте», – то и даст вам Господь мясо, и будете есть. Не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней; но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших, и не сделается для вас отвратительным, за то, что вы презрели Господа, Который среди вас».
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
25 Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.
(Ин. 19:25-27,Ин. 21:24-25) Ин.19:25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
Почему Мария Клеопова называется сестрою Матери Его, тогда как Иоаким не имел другого чада? Клеопа был брат Иосифу. Когда Клеопа умер бездетным, то, по сказанию некоторых, Иосиф жену его взял за себя и родил брату детей. Одна из них – упоминаемая теперь Мария. Она называется сестрою Богородицы, то есть родственницею. Ибо Писание имеет обыкновение называть сродников братьями. Например, Исаак говорит о Ревекке, что она сестра ему, хотя она была женою его. Так и здесь мнимая дочь Клеопы называется сестрою Богородицы по родству.
В евангелиях являются четыре Марии: одна – Богородица, которую называют Матерь Иакова и Иосии, ибо они были дети Иосифа, родившиеся от первой его жены, может быть, жены Клеоповой. Богородица называется Матерью их, как мачеха, ибо Ее считали женою Иосифа. Другая – Магдалина, из которой Господь выгнал семь бесов; третья – Клеопова, и четвертая – сестра Лазаря.
Ин.19:26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
Он печется о Матери, научая нас до последнего издыхания прилагать всякое попечение о родителях. И смотри, тогда как тут находятся и другие жены, Он заботится об одной только Матери. Ибо на родителей, препятствующих в деле богопочтения, не должно обращать внимания, а о таких, которые не препятствуют, нужно всячески заботиться.
Так и Он, поелику Сам отходит от жизни, и Матери естественно было скорбеть и искать покровительства, поручает попечение о Ней ученику. Евангелист скрывает свое имя по скромности. Ибо если бы он хотел хвалиться, то представил бы и причину, по которой был любим, и, вероятно, она была какая-нибудь великая и дивная. Ах! как Он почтил ученика, делая его Своим братом. Так хорошо пребывание со Христом страждущим, ибо оно приводит в братство с Ним.
Подивись, как Он на Кресте все творит без смущения, заботится о Матери, исполняет пророчества, отверзает разбойнику рай, между тем как прежде распятия испытывает душевное томление, источает пот. Ясно, что последнее принадлежит человеческому естеству, а первое – силе Божеской.
Да посрамятся Маркион и все прочие, пустословившие, будто Господь явился миру призрачно. Ибо если Он не родился и не имел Матери, то для чего Он прилагает о Ней столь великое попечение?
Ин.19:27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Итак, ученик сей взял Марию к себе, ибо Чистая вверена чистому. Смотри, как женский пол тверд в бедах, а мужчины все оставили Господа. Подлинно пришел Тот, Кто слабое укрепляет и уничиженное приемлет.
Ин.21:24. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Из прочих евангелистов ни один не свидетельствовал сам о себе. Говорят, что он после всех приступил к написанию Евангелия, быв подвигнут и возбужден к тому Христом. Потому-то он постоянно упоминает о любви Его к себе, показывая причину, по которой приступил к написанию, и что Христос поручил это дело тому, которого Он любил более прочих.
И я знаю, что он говорит истину, то есть: «Что я написал, то написал с полною уверенностью, так как я был при всем, при делах и словах, при страданиях и обстоятельствах по воскресении. Посему смело и о самом себе говорю, что я истинен, и вызываю рассмотреть и исследовать каждое в отдельности событие». У нас, людей, когда мы совершенно уверены в истине, есть обыкновение не отказываться от собственного о том свидетельства. Так и апостолы говорили: «Мы свидетели Ему в том, что говорим, и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:32).
Откуда же видно, что я говорю истину, а не в угоду Учителю? Из того уже, что я многое оставил, видно, что я не хотел угождать Ему. Ибо я выставил на вид все укоризненное, не скрыв и того, что Его называли беззаконником и обманщиком, и даже бесноватым. Очевидно, я не старался угодить Ему. Ибо кто льстит, тот поступает напротив: позорное опускает, а выставляет на вид достославное.
Ин.21:25. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Не удивляйся сказанному, что если бы писать книги о делах Иисуса, то не вместил бы их мир; но помыслы о неизреченной силе Бога Слова и сказанное прими с верою. Ибо как для нас легко говорить, так для Него легко, и даже гораздо легче, творить что Ему угодно.
Некоторые же говорят, что это по обычаю Писания сказано гиперболически; ибо у Писания в обычае употреблять гиперболы. Например: «мы видели города, досягающие до неба» (Чис. 13:29), «мы видели сынов, и были в глазах наших, как саранча» (Чис. 13:34) и тому подобное. В таком же, де, смысле и здесь сказано, что мир не мог бы вместить написанных книг.
Иначе под «миром» разумеют человека, мудрствующего мирское; дела же божественные и таинственные, совершенные Иисусом в мире невидимом и видимом, и в домостроительстве последнего времени, которое исполнено тайн, человек мирской не может понять, по сказанному: «многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Ин. 16:12).
Но будем молиться, чтобы дела и слова Господа никогда не приходили у нас в забвение, но чтобы нам всегда раскрывать сию книгу Возлюбленного и изыскивать сокровище, заключающееся в чудесах и учении Иисуса; чтобы нам, очистившись в слове и жизни, в день откровения удостоиться неизреченнейших дел и тайн, которых ныне, находясь в мире, мы не можем вместить, и соделаться совершенными в Самом Христе, Возлюбившем нас, и через возлюбленного Своего ученика просветившем нас богословием и познанием Его – Сына, и Отца, и Святаго Духа, Которому слава вовеки.
Аминь.
Протоиерей Павел Великанов
Сегодняшнее чтение из Евангелия написано апостолом Иоанном — память которого сегодня и празднует Святая Церковь. Точнее, два отрывка — в одном речь идет о том, как Спаситель на Кресте поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, а второй отрывок — это последние строки Евангелия от Иоанна, которыми и удостоверяется авторство этого текста.
И Евангелие, написанное Иоанном, и все его послания содержат в себе одно самое главное сообщение, которое апостол хочет донести до слушателей и читателей: любите друг друга! В его житии говорится, что будучи уже совсем пожилым, он постоянно говорил окружающим одно и то же: «детки, любите друг друга!»
Для нас это кажется очень тривиальным. Ну кто же против любви? Казалось бы, все только за! Но, увы, это в теории. А на практике — да мы сами себя любить как следует, по-человечески, не умеем — что там говорить о любви к окружающим, или тем более — о любви к Богу? В нашей жизни любовь — это краткая яркая вспышка — ослепляющая, врезающаяся в память — а потом куда-то растворяющаяся. Мы даже теоретически представить себе не можем, как можно находиться в таком состоянии очень долго, тем более — постоянно. «Любовь зла», «Любовь — не тюрьма, а сводит с ума», «Не любишь — горе, а влюбишься — вдвое», — и подобных пословиц можно найти много. Одним словом, для нас чаще всего любовь — это проблема, иногда — неизбежная, которой надо переболеть — чтобы приобрести устойчивый иммунитет на будущее.
Но о такой ли любви не уставал говорить апостол Иоанн? Для него образец любви — это его Учитель и Господь, Иисус Христос. Иоанн, будучи самым юным — и при этом самым любимым учеником Христа — как никто иной знал, что такое — постоянно находится в фокусе любви другого. И эта любовь Христа была вовсе не ослепляющей вспышкой, не травмирующей другого, не загоняющего в угол обречённости. Это был тихий, добрый, тёплый и неугасающий Свет — в лучах которого хотелось находиться постоянно. Именно поэтому второй рефрен у евангелиста Иоанна — это тема света. «И свет во тьме светит, и тьма его не поглотила». Иногда мы любим цитировать слова Христа из Его прощальной беседы: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас». Мы помним о жертвенности любви Христовой — но легко забываем о другой, не очень выгодной для нас стороне: ненавязчивости Христовой любви, Его бесконечном уважении к праву другого быть плохим.
И если бы мы почаще читали Евангелие, вглядываясь, вдумываясь, а почему Христос именно так, а не иначе, поступал в том или ином случае — в наших руках было бы великолепное руководство по самому главному навыку, только ради которого нас и держат на этой земле — навыке настоящей, переступающей даже порог смерти, любви!
***
Священник Стефан Домусчи
Одно из принципиальных отличий людей от животных в том, что мы обладаем самосознанием и можем посмотреть на себя и свою жизнь со стороны. Мы часто видим, что жизнь полна сложностей… Нет, конечно, в ней есть много доброго и радостного, но человеку бывает свойственно сгущать краски. При этом люди, не обязательно воцерковленные, но хоть сколько-нибудь верующие, нередко задумываются над тем, как именно Бог участвует в их жизни.
Кто-то ждет от Него помощи, кто-то возмущается тем, что он молится, но не получает того о чем просит. Однако первое, что важно сделать, это просто всерьез задуматься нам тем, что Бог реален.
Каждый из нас, не на бегу, не вперемежку с соцсетями и суетой дней, но успокоившись, освободившись хоть на несколько минут от всего отвлекающего, должен подумать и осознать, что Бог не чья-то теория, не чудесный помощник как джин из сказки… Он Тот, кто нас сотворил. Он любит людей и о них забоится. Причем не просто каких-то людей вообще, нет. Благодаря Его дару жизни, жив я сам. Он любит меня и заботится обо мне… Он знает кто я и ради чего живу.
И вот в тот момент, когда возникает вопрос, где же Бог и, что Он для меня сделал, среди прочего, стоит вспомнить сцену из сегодняшнего Евангельского чтения. На первый взгляд она вполне бытовая и не имеет к нам прямого отношения. Но при всей своей простоте и какой-то внутренней немногословности, она может научить многому.
Во-первых, сам крест. «Когда я думаю, где Бог в моей жизни?», мне стоит увидеть Его на кресте. Да, да именно там. Бог не просто сотворил человека и наблюдает как мир, пошедший не по тому пути, корчится в муках войн и болезней… Он в этот мир вошел, вошел в опыт тех, кого ненавидят, в опыт тех, кому объявлена война, в опыт тех, кто бессилен и кому нестерпимо больно… И все, о чем мы говорим, Он сделал для того, чтобы своим воскресением избавить нас от смерти и подарить ему опыт победы. Победы не мгновенной, победы очень трудной, но такой, которая, позволяет ощутить, что ты не один и зло не всесильно.
Во-вторых, когда я смотрю на свою жизнь и думаю о трудностях, которые переживаю, мне стоит вспомнить как переносил трудности Христос? Особенно в сегодняшнем чтении… Когда человеку больно, ему свойственно думать о своей боли, когда ему голодно, свойственно думать о еде, которую о мог бы съесть… Иными словами так или иначе, оказавшись в беде, мы зачастую думаем о себе. Христос, напротив, умирая на кресте, который был одной из самых болезненных казней в истории, заботится о матери, поручая ее своему любимому ученику. Кто-нибудь скажет, что Он Бог, но на кресте Он умирает по человечеству и силы к состраданию Он находит именно человеческие…
И в-третьих, думая об участии Бога в свей жизни, мы часто ощущаем непреодолимую пропасть, которая нас разделяет. Он Бог, а мы люди, Он Творец и всесилен, а мы тварные и слабые существа. Но вот мы видим Творца висящего на кресте, видим обессиленным всесильного… Он поручает заботу о своей матери человеку, своему ученику, такому же как мы… Совсем простому и даже некнижному, но верному и любящему. И через это поручение, через доверие, которое Он выражает Иоанну, Он выражает доверие человеку… Та, которую мы привыкли называть Богородицей, может стать матерью нам, простым людям.
Слушая сегодняшнее Евангелие и думая о Христе, поручающем любимому ученику заботу о матери, мы, конечно, понимаем, что в буквальном смысле это событие историческое и ни с кем из нас произойти не может. И все же, внимательное чтение позволяет нам увидеть отблески тех событий в нашей жизни, в наших поступках, в том, к чему мы призваны.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. О богословии
Священник Иоанн Павлов
Апостол Иоанн был любимым учеником Христа. Имя «богослов» Церковь дала ему за глубину ведения таин Божиих, которые отчасти он изложил в своих книгах – Евангелии, Посланиях и Апокалипсисе. Кроме него такое имя за всю историю Церкви получили еще только два человека: святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов.
Что такое богословие? И кто из людей может быть назван богословом? Следует сказать, что богословие бывает двух видов: школьно-книжное и духовно-опытное. Школьно-книжное богословие – это наука о Боге, система догматических знаний о Боге и делах Божиих. Православная догматика есть безукоризненная, безупречная небесная истина, основанная на Откровении Самого Господа Бога. На этой истине зиждется и утверждается наша спасительная вера, святое православие. Догматическое богословие изучают в духовных семинариях и академиях. Однако не только будущие священнослужители, но и все мы, братия и сестры, непременно должны знать хотя бы основные богословские истины, основные догматы православного вероучения.
Где их можно почерпнуть? В наше время почерпнуть их можно в книгах. Сейчас, слава Богу, издается великое множество православной литературы. Эти книги – бесценное сокровище, они есть как бы весь итог святоотеческой мудрости, – все то, что было собрано Церковью Христовой за две тысячи лет ее исторического пути. И все это сейчас для нас доступно, – святоотеческие книги издаются, и их можно купить в храмах, монастырях, книжных лавках. Такое изобилие православных книг бывало в истории очень редко или даже, можно сказать, никогда. И потому этим временем нам нужно пользоваться, им нужно дорожить, тем более, что неизвестно, надолго ли еще оно продлится. Ведь в истории порой бывают самые неожиданные повороты и перемены…
Богословие, которое мы можем почерпнуть из православных книг, является чисто теоретическим. Это просто набор догматических истин, которые нужно усвоить умом и запомнить. Существует, однако, и совсем другое богословие, другая наука о Боге – богословие опытное. Богословие опытное – это не усвоение знаний о Боге из книг или лекций, а знание Самого Бога в опыте духовной жизни. Знать о Боге и знать Бога – это разные вещи. Можно много знать о Боге, но при этом Самого Бога не знать и быть от Него далеким. Знания о Боге, приобретаемые из книг, к Самому Богу нас не приводят, они лишь указывают правильный путь, ведущий к Нему. Можно иметь высшее богословское образование, однако если при этом у нас нет опыта духовной жизни, то Бога мы знать не будем. Такое состояние святой Макарий Великий сравнивал с человеком, который много знает и говорит о меде, но самого меда никогда не пробовал. Не являются ли в этом случае все его знания бессмысленными и бесплодными?
Или другое сравнение: можно много знать о воде – какова, например, формула воды, из каких атомов она состоит, сколько в них протонов, электронов и тому подобное. Однако, если человек, зная всю эту теорию, не будет реально, в своей жизни пить воду, то он просто умрет от жажды, и никакие теоретические знания ему не помогут.
Таким образом, из всего сказанного следует, что истинный богослов – не тот, кто знает о Боге, но тот, кто знает Бога. Знание Бога можно приобрести только в опыте духовной жизни. Так учат святые отцы. Богословие должно быть прежде всего живым и действенным, а не мертвым и теоретическим. Человек, не имеющий опыта духовной жизни, является богословом несостоявшимся, хотя бы он имел диплом богословского учебного заведения. «Богословие без личного опыта, – говорит старец Паисий Святогорец, – похоже на крота, который пытается описать солнце». Знание Бога в духовном опыте сообщает нам святость и благодатные Божии дары, а потому оно бесконечно важнее, чем знание теоретическое. Святой апостол Иоанн Богослов нигде не учился и не читал много книг, однако именно он является основанием христианского богословия и отцом для всех богословов на все времена.
Мы знаем, что каждый христианин стремится спастись и войти в вечную жизнь. Но вечная жизнь как раз и заключается в живом и действенном знании Бога. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», – говорит Спаситель в Своей молитве Богу Отцу. Каким же образом и каким инструментом возможно человеку познавать Бога? Можно ли, например, как утверждают некоторые, познавать Бога разумом – научно и рационально? Святые отцы категорически отвергают такой путь и учат, что рационально познавать Бога невозможно. По словам старца Паисия, тот, кто пытается познать Бога своим умом, подобен безумцу, который пытается увидеть Рай в телескоп. Бог и все небесное познается только в откровении и опыте духовной жизни – познается Духом Святым. Благодать Святого Духа, когда приходит в душу человека, дает ему опытное знание Бога. Без Благодати же никакое знание Бога, никакое общение с Ним невозможно. Каждый из нас настолько знает Бога, насколько пребывает в нем Благодать Святого Духа.
Итак, чтобы познать Бога, требуется стяжать Благодать. Для этого нужно много потрудиться, чтобы очистить себя от грехов и страстей. Человек, не очистивший себя, хотя бы прочитал гору богословских книг, Бога знать не будет. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – говорит Христос Своим ученикам. Ведь не сказал Он: «Блаженны острые умом», но: «чистые сердцем». Итак, нужно очистить свое сердце от страстей – гордости, тщеславия, злобы, блуда, жадности, зависти, сварливости и тому подобного. Когда душа от этого очистится, в нее приходит Благодать, которая дает душе истинное знание Бога. Господь хочет дать нам это знание, хочет показать Себя, открыть нам Свои тайны. Однако, пока человек не очистится, Он ничего не откроет и не покажет, потому что неочищенному все Его дары будут во вред. Если же человек совершенно очистит себя, то он приемлет освящение, и ему даются великие Божии дары.
Именно за Свою чистоту Пресвятая Дева сподобилась родить Сына Божия и быть к Нему близкой, как никто другой. Также и святой апостол Иоанн ради своей чистоты удостоился быть ближайшим учеником Христа, зрителем Божиих таин и откровений. И все вообще святые угодники достигали совершенства и познания Бога именно чистотой, и ничем другим.
Таким образом, из всего сказанного следует, что есть два вида богословия – книжное, теоретическое, и опытное, практическое. Для познания Бога и спасения необходимо и то и другое. Книжное богословие указывает правильный путь, ведущий к Богу. Духовная жизнь нас по этому пути продвигает. Одного лишь теоретического богословия без духовной жизни будет для нас недостаточно: ведь без практики любая теория, пусть даже и правильная, всегда бывает бесплодной и бесполезной. «Что художник, – говорит преподобный Исаак Сирский, – который живописует на стенах воду и не может той водой утолить своей жажды, то же и слово, не оправданное деятельностью».
Итак, братия и сестры, постараемся оправдать данную нам православную веру жизнью по этой вере. Ведь истинный богослов – это тот, кто исполнил в своей жизни заповеди Христа. Кто любит своих врагов и обидчиков – тот богослов. Кто достиг чистой совершенной молитвы – тот богослов. Кто плачет о своих грехах – тот богослов. Кто много страдал ради Христа – тот богослов. Вот такому богословию и нужно нам учиться прежде всего, вот такими богословами дай Бог нам всем стать. Аминь.
|