22 И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
23 Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.
24 И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
25 Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
26 и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
27 много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
28 Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
29 и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
30 но Он, пройдя посреди них, удалился.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, -
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
(Лк. 4:22-30) Лк.4:22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?
Народ, слушая речь Христову, удивлялся «словам благодати»; удивляясь же, насмехался над Ним, говоря: не это ли сын плотника? Между тем, что препятствовало быть Ему достойным удивления и поклонения? Не видишь ли, какие творит Он дела? Не слышишь ли, какие Он говорит речи? Несмотря на то, ты осмеиваешь отца Его? О них-то, как нельзя более справедливо, можно сказать: «народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит» (Иер. 5:21). Что же говорит им Господь?
Лк.4:23. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то́, что́, мы слышали, было в Капернауме.
«Конечно, вы скажете Мне:... сделай и... в отечестве» Своем те же чудеса, какие и в Капернауме сделал. Ибо это значит: «врач! исцели Самого Себя». Это была общая у иудеев поговорка, которую они обращали к больным врачам.
Лк.4:24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
Но Я говорю вам, что Я сделал бы много знамений и у вас, Моих соотечественников, но знаю общую и со всеми случающуюся страсть – презирать и самые отличные дела, коль скоро они перестают быть редкими, а становятся общими и обыкновенными, и когда все могут свободно наслаждаться ими. Ибо люди всегда имеют обычай заботиться о редком и странном и ему дивиться, а общее и обычное – презирать. Поэтому ни один пророк не ценится в своем отечестве, но если он придет из какой-нибудь другой страны, ему удивляются.
Лк.4:25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
Лк.4:26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;
Так и Илию вдовы иудейские не приняли, а сарептяныня приняла (3 Цар. 17:9-16).
Лк.4:27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
И Елисей очистил от проказы иноземца, потому что сей явил веру к нему (4 Цар. 5:8-14), тогда как знакомые соотечественники его не верили ему, и потому не очищались. Подобным образом и вы, соотечественники Мои, считаете Меня достойным не удивления, а презрения, а потому и Я знамений не творю. Жители же Капернаума считают Меня достойным удивления, и Я знамения творю, и принят ими.
Лк.4:28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости
Лк.4:29. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;
Лк.4:30. но Он, пройдя посреди них, удалился.
Слышащие это в синагоге наполнялись яростью, что достойно удивления, и думали бросить Его с утеса. «Но Он, пройдя посреди их», ушел, не потому, впрочем, будто Он бегал от страданий, но потому, что ждал определенного времени. Ибо Он пришел пострадать за нас; а теперь, когда еще начиналась Его проповедь, Ему не должно было предавать Себя на смерть, но тогда скончаться, когда уже научит достаточно. Из сего ясно, что когда Он был распят, не против Его воли был распят, но добровольно предал Себя на смерть.
Знай, что отечество пророков – синагога иудейская, у которой они в бесчестии. Ею пророки не приняты, а мы чужеродные приняли их. Ибо вдовица, то есть церковь из язычников, приняла Илию, то есть пророческое слово, когда в Иудее был голод духовный, то есть голод «слышания слова» Божия (Ам. 8:11). О сей-то вдовице говорит пророк: «у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1), и в другом месте: «даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает» (1 Цар. 2:5).
(Еф.6:18–24; Лк.4:22–30) Назаретяне дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо существо ее составляют ложь и злоба; эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, коль скоро равный и тем более худший берет верх.
Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается, и заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу: тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не сгубит самого завидующего.
Доброхоты, у которых симпатические чувства преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти и всякому мучимому ею. Надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и в гроб вгонит, когда не одолеешь себя и не заставишь делать добро завидуемому.
Протоиерей Александр Шаргунов
Обратим внимание, что первая проповедь в синагоге и первое противостояние ей в Евангелии от Луки стоит в начале служения Господа. У других евангелистов это событие поставлено позднее. Цель Евангелия от Луки очевидна: показать, что Христос – исполнение пророков Израиля, Которого свои не приняли. Да, Он – Иисус из Назарета, все знают Его родных, место Его воспитания. Но узнать в нем Мессию они должны не через внешние чудесные знамения, но через Него Самого, через Его слово и Его дела. Это превыше всего, и это – с самого начала Его служения, – принятие или отвержение. Вся Его жизнь, все, что Он делает, каждое Его слово – будут знамением пререкаемым. «И блажен, кто не соблазнится о Мне» – говорит Христос. Превечное Слово Божие и Сын Человеческий, все, что Он проповедует – меч обоюдоострый. Как в начале, Слово, ради нового творения, отделяет свет от тьмы. И Господь как бы подталкивает Своих собеседников к выбору, как если бы Он уже заранее знал, что они не смогут принять слова благодати, исходившие из уст Его. Он выводит их из себя, приводя два места из Писания, где Бог посылает Своих пророков к чужеземцам, чтобы они могли приобщиться Его благодати. Христос ясно дает им понять: «если Вы не хотите Меня, если у вас нет доверия ко Мне, Я пойду, как те пророки, к чужеземцам, которые примут Меня и Мое слово». То же самое будет происходить в первые дни Церкви, как мы читаем об этом в книге Деяний Святых Апостолов. Слово Христово будет радостно приниматься язычниками, и между общинами из иудеев и общинами из эллинов возникнет серьезное напряжение.
И здесь реакция благочестивых иудеев не заставила себя ждать. Услышав слово Христово, все в синагоге «исполнились ярости». Они торопятся изгнать Его, чтобы и духу Его не было здесь. На самом деле Евангелист Лука предвосхищает будущее. И делает это вполне сознательно. Нам показано, что с самого начала все шло согласно этой логике противостояния. «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24–26). Это логика спасения, путь Страждущего Слуги Иеговы, по пророчеству Исаии, который Господь с первых шагов приемлет. Уже теперь Его «выгнали вон из города», как они сделают это, возложив на Его плечи тяжкое древо, которое Он должен будет понести за пределы города, до Голгофы. Но не сбросят Его вниз, а вознесут на Крест. Здесь уже они оскорбляют Его: «Врач! Исцели Самого Себя». А там будут кричать: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Самого Себя» (Лк., 23, 37).
Но Вседержитель Господь, «пройдя посреди них, удалился». Христос идет Своим путем. Этот путь – от начала до конца Его, и мы должны пройти этот путь с Ним. Нам надо видеть всегда, во всех событиях, этот образ Господа, величественного, неколеблющегося, проходящего посреди хулителей и их сетей, знающего, что это – восхождение к смерти. Величие Господа – от Его сокровенного единства с Отцом. Несомненно, Он – дитя Назарета, сын Иосифов, как полагают эти претендующие на всезнайство иудеи, но в Нем, Сыне Единородном от Отца, Бог положил Свою любовь. И что бы ни происходило, царство Божие будет идти своим путем.
|