Андреа Верроккьо, «Крещение», ок. 1472—1475, Уффици
19 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого,
20 прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо,
22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления
(Лк. 3:19-22) Лк.3:19. Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого,
Лк.3:20. прибавил ко всему прочему и тó, что заключил Иоанна в темницу.
Лк.3:21. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился:
Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, «обличаемый от него», ко всем злодеяниям своим «прибавил... и то, что заключил его в темницу». Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие.
отверзлось небо,
для того, чтобы нам показать, что крещение всем отворяет небо, запертое Адамом.
Лк.3:22. и Дух Святый нисшел на Него
«Дух Святый нисшел на» Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем (Кол.1:18), что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях.
Ирод – образ раздраженного самолюбия, от встревожения совести обличениями правды, чающего избавиться от этой неприятности насилием. Иоанн Предтеча – образ правды, гонимой самолюбием, когда оно обладает средствами к тому. Как ни умягчай правды снисхождением и оборотами речи, какие может изобретать нежность любви, не желающей наносить другому уязвление в сердце, лик правды предстанет пред очи совести, и там внутри подымает бурю обличения. Самость недальновидна и не может различить, что обличение не совне, а внутри, и всею своею силою восстает на внешнего обличителя. Заградив ему уста, она чает заглушить и внутренний голос. Не успевает, однако; не туда обращается забота. Надо совесть умиротворить; тогда, сколько ни будь внешних обличителей, мира внутреннего они не нарушат, а разве только углубят его, заставив собрать внутри успокоительные убеждения, – веру в распятого Господа, искренность покаяния и исповеди, и твердость решения не делать ничего против совести. Вот куда обратись, а Иоаннов всех не пересажать в темницы; ибо слово правды Божией всюду ходит по земле, и всякое из них для тебя Иоанн обличитель.
Протоиерей Александр Шаргунов
Проповедь святого Иоанна Предтечи произвела в Иудее потрясение, оживившее в народе ожидание Мессии. «Все спрашивали о Иоанне: «Не он ли Христос?»
Но власть не дремала. Тот, кого Христос назовет «лисицей» (Лк. 13:32), боялся, как бы этот религиозный подъем не нарушил общественное спокойствие. Он не мог забыть обличений Предтечи за Иродиаду, жену брата его, и за другие преступления. Он «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу». От того, что для него были невыносимы обличения Предтечи, все должны были быть лишены возможности слушать его наставления и советы. Неужели из-за этого должен был умолкнуть глас вопиющего в пустыне? Но так должна быть испытана вера учеников. И так должно было быть наказано неверие тех, кто отверг его. Так становится он Предтечей Христовым – не только в проповеди, но и в страдании. Он должен теперь уступить место Господу – утренняя звезда, исчезающая при восходе солнца.
Евангелие от Луки рассказывает о взятии под стражу Иоанна, прежде повествования о крещении Господа, хотя оно было почти через год после выхода Спасителя на проповедь. Цель этой перестановки – показать, что подготовительное время завершилось. Тот, Кто должен придти, пришел.
Еще раз обозначен смысл служения Предтечи по отношению ко Христу. И нам предлагается краткое описание Крещения Господа от Иоанна. В Евангелии сказано, что когда крестился весь народ, то Господь тоже крестился. Христос хотел креститься последним среди людей, и после всех. Он увидел, какое множество народа было приготовлено таким образом для принятия Его, и тогда явился миру.
Господь видит толпу людей, бегущих отовсюду. Они представляют весь народ Ветхого Завета, устремленный к чаемому Мессии. В этих людях – восемнадцать веков надежды и ожидания. Перед Господом – толпа грешников, жаждущих очищения: алчных мытарей, блудниц, продажных судей, воинов, служащих за деньги римскому оккупационному режиму, саддукеев, несчастных политиков и фарисеев, впервые увидевших, что и им можно себя в чем-то упрекнуть. Господь узнает в них их предков, которые так часто забывали призывы Иеговы, поклоняясь лживым богам на высотах, но которые также могли возвращаться к истинному Богу и каяться, когда на них обрушивались беды.
Господь пришел ради всех. Всюду, где Он будет проходить, Он будет творить добро, и исцелять всех, кто был под властью бесов. Ибо, как сказано в Евангелии, «Бог был с Ним». «Бог был с Ним» – тайна присутствия Господа на земле, вершина которой – Крест. Тот, Кого называли сыном Иосифа, явился Единородным Сыном Божиим. Святой Кирилл Иерусалимский говорит: «Чтобы Иисус стал Христом (Помазанником), надо было явиться Тому, Кто помазует, – Отцу, и Тому, Кто есть Помазание, – Духу Святому. Вне Троицы слово «Христос» не имеет смысла. Никогда до этого Бог не являл Своего Божества – ни ангелам, ни человекам – в Трех Лицах. Здесь, на Иордане, во время Крещения Христова, Бог открывает Себя впервые.
Во время Крещения Христос молился. Он молился, как и все молились, но Его молитва была о раскрытии Отчего благовестия к Нему, и о схождении на Него Духа Святого. То, что было обещано Христу Он должен получить молитвой. Как сказано в псалме: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли в ведение твое». (Пс. 2:8) И когда Он молился, отверзлось небо. Грех закрыл человеческому роду небо, но молитва Христова открыла его снова. Молитва во Христе отверзает небо. «Стучите, и отверзется» (Лк. 11:9). «И Дух Святый сошел на Него в телесном виде, как голубь». «Дух Господень на Мне» – говорит Христос начиная Свою проповедь. А теперь Дух Святый нисходит на Него видимым образом. Как было сказано до этого Иоанну Крестителю, по этому знамению он узнает Христа.
Дух Святой сходит на Господа Иисуса Христа, чтобы Он принял здесь, на земле, помазание Своего служения, – пророческое, царское и священническое. И мог Церкви Своей сообщить полноту всех даров.
Дух Святой сходит «в виде голубине» в напоминание нам о том, что христиане должны быть кроткими, как голуби, среди злобы и ярости этого беснующегося мира. Извещение о избавлении мира от гибели во время потопа было дано через голубя. Так и ныне греховный потоп, в котором погибает человечество, убывает и исчезает там, где является Христос, Мир наш.
«И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!». Мы тоже призваны услышать голос Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, слушайте Его». Этот голос должен проникнуть в нас, чтобы нашим крещением мы стали причастниками смерти и Воскресения Христова.
И мы тоже можем теперь именоваться Его сынами. Бог избрал с самого начала грешников свидетелями Своего явления, Бог не позвал в пустыню (ибо это было, несомненно, пустынное место) книжников, богословов, ученых – тех, кто мог в своих трактатах горделиво потом рассуждать, что они за праведность и просвещенность свою сподобились особенных откровений.
Свидетели этого явления, несравненно более важного, чем на Синайской горе, – грешники, нищие. Мы избраны как нищие, как грешники, а не как праведники. Мы избраны как грешники, чтобы быть свидетелями явления Бога, трижды Святого – Отца, Сына, и Святого Духа.
Каждый из нас даром крещения стал новым человеком – по благодати Духа Святого, Который дается верным смертью Господа, и мы совлекаемся ветхого человека. В таинстве миропомазания – помазания святым миром – благоговейное повторение помазания Христова Духом Святым при Его исхождении из вод Иордана. Помазанием святым миром Дух Святой делает нас участниками помазания Христова, дает жить и действовать в нас Христу, помазанному Духом Святым.
|