23 В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
24 оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
25 Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
26 Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
27 И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
28 И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
(Мк. 1:23-28) Мк.1:23. В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал:
Мк.1:24. оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Мк.1:25. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него.
Мк.1:26. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него.
Мк.1:27. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?
Мк.1:28. И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.
Злые духи называются «нечистыми» потому, что любят всякие нечистые дела. Выйти из человека бес почитает «погибелью» для себя. Злобные бесы и вообще вменяют в злострадание себе, когда не позволяется им делать людям зло. Притом, будучи плотолюбивы и привыкши услаждаться веществом, они как бы терпят большой голод, когда не живут в телах. Поэтому Господь и говорит, что бесовский род изгоняется постом. Нечистый не сказал Христу: Ты свят, поскольку и из пророков многие были святы, но сказал «Святый», то есть Единственный, в существе Своем Святый. Но Христос заставляет его молчать, дабы мы знали, что бесам должно заграждать уста, хотя бы они говорили и правду. Бес мечет и сильно трясет одержимого им, чтобы очевидцы, видя, от какого бедствия избавляется человек, ради чуда уверовали.
Бес славил Спасителя, а Спаситель сказал ему: «замолчи и выйди» (Мк.1:25). Бесы никогда ничего не говорят и не делают с доброю целью: всегда у них что-нибудь злое в виду. Так было и здесь. Господь, не обличая козней их, одним словом решил: «замолчи и выйди». Не хотел Он долго вести речи с лукавым духом. Тут нам урок. Мало-мало что хорошенькое удастся кому сделать, тотчас подседает бес и начинает трубить в уши: ты такой и такой. Не слушай и не входи в разговор с этим льстецом, а сразу наотрез скажи: «замолчи и выйди»; и след его провей воздыханием и самоукорением, и место его окади сокрушенною молитвою. Он хочет породить самомнение и самочувствие, и из них потом раздуть самовосхваление и тщеславие, – все такие помыслы и чувства, которые в духовной жизни то же, что воры в житейском быту. Как эти, забравшись в дом, обирают добро хозяйское, так и те своим укоренением в душе все доброе в ней уничтожают и вон извергают, так что ничего уже не остается, за что потом похвалил бы Господь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим. Нечистый дух не желает иметь ничего общего со Христом – он отвергает возможность быть спасенным Им и страшится неизбежности своей погибели. Но тщетно сатана просит и молит Господа: «Оставь! Что Тебе до нас?» Его власть должна быть сокрушена, и несчастный человек освобожден от жестокого насилия. Христос заграждает уста зла, не имеет значения – умоляет оно о пощаде или лает. Но это еще не все. Бес должен не только замолчать, он должен выйти из человека. Христос учит как власть имеющий, и исцеление Он совершает со властью.
«Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Не имея возможности прикоснуться ко Христу, исполненный ненависти к Нему, он вымещает свою злобу на этом бедном создании. Когда Христос благодатию Своею освобождает чью-то душу из рук нечистого, это происходит не без болезненных сотрясений для этого человека. Бес вскричал громким голосом, чтобы показать, какой он страшный и напугать всех.
«И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это?» Но это уже был не страх перед нечистым духом, а священный ужас перед присутствием Божиим: «Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Несомненно, это должно быть от Бога, Который таким образом свидетельствует о Своем приходе к ним. Неужели для них теперь неясно, что в их интересах – вступить в дружбу с Ним, а не отвергнуть Его? «И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее». И доныне весть о Том, Кто столь чудесно совершает Свой путь ко Кресту и Воскресению, на устах у всех. До скончания мира будут свидетели, что только словом Христовым будет побеждена вся ложь земли и преисподней, и только Его силой можно сокрушить зло, взявшее небывалую власть над людьми.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Только что мы услышали историю об исцелении бесноватого. Каждая деталь этого рассказа интересна сама по себе и может многое нам открыть. А потому присмотримся к тексту внимательнее.
Мы сейчас даже не представляем масштабов той власти, которую нечистый имел над миром до пришествия Христа. И природа и люди тяжко страдали в этом рабстве. Косвенно на его масштабы указывают наши сказки, мифы и легенды. В каждом лесу жил леший, в каждом озере – водяной, в морях – русалки, в избе – домовой и т.д. Все это смягченное, адаптированное для детского восприятия отражение реальности тотального господства дьявола над материей. Не случайно Сам Спаситель называет его «князем мира сего». Одно из самых страшных проявлений этого господства – паразитирование, в том числе и на человеке. Подчинение себе его воли, его чувств, его тела. Один из христианских толкователей, Феофилакт Болгарский, так говорит об этом: бесы «плотолюбивы», они «привыкли услаждаться веществом», а потому, когда не живут в телах, то, как бы, терпят большой голод, ведь они не могут заниматься своим любимым делом – причинять страдание живому существу. От этого они страдают сами. Именно поэтому бес вопит, когда Господь изгоняет его из бедняги.
Это чудо настолько потрясло окружающих, что, по словам Евангелия, они оцепенели от ужаса. Почему? Изгнание нечистого из человека было для людей той эпохи не в диковинку. Поэтому в иудейской традиции, как и во многих других, существовали, как бы мы сейчас сказали, экзорцисты. Однако все они совершали изгнание бесов при помощи довольно продолжительных заклинаний и разного рода манипуляций. При этом никто из них не предлагал гарантированного результата. Все понимали, что изгоняет нечистого не человек, а Бог по молитвам человека и по Своему личному усмотрению. А здесь изгнание всего лишь одним словом, прямо на месте, без всякого обращения к Небу, без всяких предварительных подготовок и призывов помощи Божией. Какую огромную власть нужно иметь для этого!? Только ту, которой обладает один Творец.
На эту же исключительность Христа указывает и сам бес. Он называет его «Святый Божий». Это не простое выражение. Если обратиться к языку оригинала, то станет очевидно, что нечистый отличает Его святость от святости других праведников. Выражение «Святый Божий» – прямое указание на то, что Иисус обладает той же святостью, а, следовательно, силой и властью, что и Бог.
Несмотря на то, что лукавый сказал правду, Господь заставляет его замолчать. Зачем он это делает? По одной простой причине: Он показывает окружающим, что с нечистым категорически нельзя входить ни в какой контакт. Даже если он не лжет и излагает факты достоверно, это всего лишь хитрая уловка, чтобы втереться к человеку в доверие, а после, постепенно подливая в правду по капле лжи, заморочить ему голову и погубить.
С приходом Христа лукавый потерял те силы, которые имел. Теперь он приходит лишь туда, где человек всячески противится Евангельскому учению. Это та малая власть, которая у него осталось и которой его наделяет сам человек. Поэтому дай нам, Господи, наполнять свою жизнь Тобою и светом Твоего учения, ведь только там где Ты, обитает подлинная свобода и независимость.
О признаках Божьего служителя
(2Кор.6:11–16; Мк.1:23–28)
Протоиерей Вячеслав Резников
«Умоляю вас, – пишет Апостол, – чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами». Но, чтобы благодать была вообще принята, надо, чтобы она была неискаженно передана. За это уже отвечает проповедник. Павел принимает эту ответственность. Он испытывает свою совесть и ничего не находит за собой. Ему достаточно было бы сказать: «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение». Теперь вся ответственность на тех, кто не услышал. Люди ухитряются сами себе мешать, и под разными предлогами порочат и отталкивают сосуд благодати. Проповедник сделал все. И он мог бы умыть руки. Но это же – Апостол Павел! Даже сделав все, он еще и начинает тщательно и подробно отчитываться перед всем миром, доказывать, что он действительно является Божьим служителем!
Главные признаки Божьего служителя для него – «в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах».
Потом он перечисляет другие, славные признаки служения, которые открываются «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицеприятной любви, в слове истины, в силе Божией». А ложный служитель, кстати, обычно начинает с чудес, с силы своей молитвы, с уважения к нему людей, с неизменной удачи во всех делах.
Далее Апостол говорит, что он был постоянен в самых противоположных обстоятельствах: «в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах». И наконец он показывает полное бессилие мира сломить его. «Нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».
Так, и сделав все что мог, и сказав все что считал нужным, Апостол с дерзновением обращается к своим адресатам: «Уста наши отверсты к вам, коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас». Апостол хочет, чтобы и они стали такими же: «В равное возмездие, – говорю, как детям, – распространитесь и вы».
А для этого надо изгнать из сердца все чуждое, «ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «вселюся в них, и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом».
Господь много изгонял бесов. Они кричали: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас»! Но не могли противиться, и «сотрясши» свою жертву, «вскричав громким голосом», выходили. И Господь делал это не для того, чтобы люди просто удивлялись, ужасались, и распускали о Нем молву. Но – чтобы люди, ощутив сладость своей первозданной чистоты и свободы, расширили бы свои сердца навстречу друг другу и старались бы с Божьей помощью хранить их от тьмы, от идолов, от бесов; и чтобы голос каждого человека звучал чисто и свободно, от любящего сердца и от чистой совести.
|