28 августа 2022 года. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

(Флп.2:5-11; Лк. 10:38-42, 11:27-28)

   
Слово на праздник.
УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодня весь христианский мир торжественно и радостно празднует день светлого преставления Божией Матери. Хотя и кажется, что празднуемое событие печально, исполнено слез, потому что здесь мы встречаемся со смертью, однако святая Церковь облечена ныне в одежды торжества, радуется и ликует и нас к тому призывает. Почему же мы сегодня, в день Успения Божией Матери, должны радоваться? – Потому, что одно уже слово «успение» показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенная. Это был сон, за которым скоро последовало радостное пробуждение.

Евангелие святого апостола Луки, глава 10, стихи 38 - 42:

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;
39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,
42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Евангелие святого апостола Луки, глава 11, стихи 27-28:

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Послание апостола Павла к Филиппийцам, Глава 2, стих 5 - 11:

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 10:38-42, Лк. 11:27-28) Лк.10:38. В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

Лк.10:39. у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Лк.10:40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Лк.10:41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

Лк.10:42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Велико благо и от гостеприимства, как показала Марфа, и не нужно пренебрегать им; но еще большее благо — внимать духовным беседам. Ибо тем питается тело, а сими оживляется душа. Не для того, — говорит, — существуем мы, Марфа, чтобы наполнять тело разными яствами, но для того, чтобы творить полезное душам. Примечай и благоразумие Господа. Он ничего не сказал Марфе прежде, чем от нее получил повод к упреку. Когда же она покусилась отвлечь свою сестру от слушания, тогда Господь, воспользовавшись поводом, упрекает ее. Ибо гостеприимство дотоле похвально, доколе оно не отвлекает и не отводит нас от того, что более нужно; когда же оно нам начнет препятствовать в важнейших предметах, тогда довольно предпочесть ему слушание о божественных предметах. Притом, если сказать точнее, Господь возбраняет не гостеприимство, но разнообразие и суетность, то есть развлечение и смущение. Для чего, — говорит, — «Марфа, ты заботишься и... печешься о многом», то есть развлекаешься, беспокоишься? Мы имеем нужду в том только, чтоб сколько-нибудь поесть, а не в разнообразии яств.

Иные слова «одно только нужно» разумели не о пище, но о внимании к учению. Итак, сими словами Господь научает апостолов, чтобы, когда они войдут в чей-либо дом, не требовали ничего роскошного, но довольствовались простым, не заботясь более ни о чем, как о внимании к учению.

Пожалуй, разумей под Марфой деятельную добродетель, а под Марией — созерцание. Деятельная добродетель имеет развлечения и беспокойства, а созерцание, став господином над страстями (ибо Мария — значит госпожа), упражняется в одном рассмотрении божественных изречений и судеб.
Обрати внимание и на слова: «села у ног Иисуса и слушала слово Его». Под ногами можно разуметь деятельную добродетель, ибо они означают движение и хождение. А сидение есть знак неподвижности. Итак, кто сядет при ногах Иисусовых, то есть, кто утвердится в деятельной добродетели и чрез подражание хождению и жизни Иисуса укрепится в ней, тот после сего доходит до слышания божественных речений или до созерцания. Поскольку и Мария прежде села, а потом слушала слова.

Итак, если ты можешь, восходи на степень Марии чрез господство над страстями и стремление к созерцанию. Если ж это невозможно для тебя, будь Марфой, прилежи деятельной стороне и чрез то принимай Христа.
Приметь сие: «которая не отнимется у неё». Подвизающийся в делах имеет нечто такое, что отнимается у него, то есть заботы и развлечение. Ибо, достигши до созерцания, он освобождается от развлечения и суетности, и таким образом у него нечто отнимается. А подвизающийся в созерцании никогда не лишается сей благой части, то есть созерцания. Ибо в чем больше он будет успевать, когда достиг самого высшего, разумею, созерцания Бога, что равно обожению? Ибо кто удостоился зреть Бога, тот становится богом, так как подобное объемлется подобным.

Лк.11:27. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

Тогда как фарисеи и книжники порочат чудеса Господа, жена, лицо бесхитростное и простое, прославляет Его. Где те, кои говорят, что Господь явился призрачно? Ибо вот свидетельство, что Он и сосцами питался!

Лк.11:28. А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

А Он ублажает тех, кои соблюдают слово Божие, впрочем, отнюдь не с тем, чтобы Мать Свою лишить ублажения, но с тем, чтобы показать, что и Она не получила бы никакой пользы от того, что родила Его и питала сосцами, если бы не имела всех прочих добродетелей. Говорит это вместе и потому, что идет ко времени. Поскольку завидующие Ему и неслушающие слов Его поносили слушающих, то Он вопреки им особенно ублажает слушающих. Может быть, Он говорит это и ради исцеленного глухого, чтобы и он, выслушав слово, соблюдал оное, чтобы (дарованная ему) способность слышать не послужила ему в осуждение.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 10, 42).  "Мария же избрала благую часть". Успение Божией Матери представляет благий конец сего избрания. Сам Спаситель в успении Ее принял в руки Свои Ее душу. Того же сподоблялись и многие святые; то же встречают, в разных видах и степенях, и все избиратели благой части. В час избрания упованием только прозревается этот конец, а в некоторой степени даже предощущается; но потом труды, борения и себя принуждения следуют одни за другими и мрачат избранный путь. Путеводною звездою остается благий конец благой части. Это то же, что вдали светящийся огонек для путника, застигнутого темнотою. Упование - возбудитель энергии и поддержатель терпения и постоянства в начатом, а само оно крепко верою. По вере избирают, упованием бывают твердыми в избрании, а терпением достигают благого конца.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 10:38-42, 11:27-28)

Протоиерей Павел Великанов

Сегодня Успение Божией Матери, один из самых любимых в православной Церкви двунадесятых праздников. Пречистая Богородица, столь любимая апостолами, завершает земной путь и направляется к своему единственному Сыну. В этом празднике перемежаются печаль и радость, слёзы и улыбки: это один из наиболее трогательных дней всего богослужебного года.

Традиционно, когда празднуется Пречистая Богородица, на Божественной Литургии читается зачало из Евангелия от Луки – о Марфе и Марии. Очевидно, что образ Марии, оставившей все житейские попечения и целиком погрузившейся в богомыслие, общение со Христом Спасителем – это образ Девы Марии, Матери Иисуса, которая потому и стала Божественной Избранницей, что смогла как никто другой целиком, без остатка, вручить Себя в руки Божии. Её подвиг – больше даже подвига Авраама, который был готов принести в жертву своего сына. Ведь на глазах Девы Марии Её Единственный Сын был опозорен, убит, как злодей, под крики и улюлюканье разгорячённой толпы, которая радовалась избавлению от этого яркого и категоричного проповедника. Она стояла под Крестом, на Котором беспомощно висел в предсмертных муках Её Сын – горько плакала от полного непонимания происходящего – от абсолютной безысходности ситуации – но при этом не возроптала, не «вернула свой билет» Богу, не стала проклинать судьбу, окружающих и обстоятельства, как, возможно, сделали бы многие. Ей было мучительно, невыносимо больно – по слову пророка, «оружие пронзило её сердце» – но она терпела и ждала. Сама не понимая, чего. Но даже в такой роковой час её вера не поколебалась: вера в то, что Бог – есть, что Он – добрый, что Он – а не диавол – правит этим миром – даже когда, казалось бы, всё вокруг однозначно свидетельствует о противоположном.

Именно этой вере Пречистой Девы мы и призваны подражать. У нас, православных христиан, есть Заступница и Ходатаица. Которая Сама прекрасно знает, что такое – находиться на самом краю бездны отчаяния – но суметь не свалиться в безнадёжность – даже когда с точки зрения здравого смысла – вариантов нет никаких. Вот почему в Православной Церкви так много икон Пречистой Богородицы: любовь к Ней, переживание Её близости и помощи, Её покровительства – это не из области теории, это многовековая практика.

И сегодня, в день Успения, хочется всем нам пожелать одного: не пренебрегать тем великим даром, который у нас есть – даром общения с Божией Матерью! Пусть Её помощь и близость для каждого из нас будет важным духовным опытом – имея который, на многое смотришь уже совсем другими глазами!

***

Священник Стефан Домусчи

Сегодня, в день Успения Богородицы, мы слышим традиционное богородичное евангельское чтение. В нем устами самого Христа говорится, что она блаженна не только потому, что она Его Матерь, но, в первую очередь, потому что она слышала слово Божие и соблюдала его. Для нее быть вместе с Богом, быть с Ним единомысленной оказалось выше и важнее, чем физическое родство. В начале чтения мы слышим рассказ о Марфе и Марии. Марфа очень добрая женщина, суетится и хочет сделать хорошее дело, но оказывается, если не слышать слово Божее и не хранить его в сердце, любая деятельность, даже служение Богу, может оказаться совершенно ненужным и бесполезным. Марфа хотела послужить дорогому гостю, но Христос говорит ей, не она, а Мария, ее сестра избрала лучшее, потому что, в первую очередь, важно преображение сердца.

Матерь Божия было тем человеком, в котором это преображение сердца произошло, оно восторжествовало в Ней. В слове «успение» мы слышим не только сон, но в нем слышится и слово «успех», хотя это может быть филологически некорректным, но по сути очень верно. Ее жизнь, несмотря ни на какие последствия грехопадения, пришла к победе и торжеству, ведь по Церковному преданию она воскресла. Иными словами, смерть Богородицы – это не то, что с ней случилось, это ее действие, ее поступок, не в смысле греховного самоубийства, а в смысле сознательного вхождения в смерть, не с боязнью, но со спокойным сердцем. Сердцем, которое хранило слово Божее.

Обычно люди воспринимают Бога как Того, Кто настолько свят и чист, что Ему невозможно быть причастным. Воскресение Христово мы воспринимаем как действие Богочеловеческое и поэтому нам кажется, что к нам оно не имеет прямого отношения. Но смерть и воскресение Богородицы – это то, что произошло с человеком. Поэтому когда мы сморим на нее, мы радуемся тому, что близость к Богу и причастность Ему могут настолько преобразить человека, что смерть, то есть самое страшное, что может быть на земле, становится для него днем победы и успения. Это судьба того, кто преображен победой Христа. Но в смерти и воскресении Богородицы приоткрывается судьба каждого из нас. Конечно, она Матерь Божия, и Он освятил ее своим присутствием, но дело совсем не в физической связи. В сегодняшнем чтении мы слышим как Он говорит: «Еще более блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». И мы понимаем, что эта близость к Богу, причастность Ему возможны для не только для нее, но и для нас. Господь призывает нас к богообщению, Он говорит, что все, кто слышат слово Божие и соблюдают его, также блаженны, им уготована та же победа… Именно поэтому мы празднуем ее смерть как победу.

Давайте задумаемся о своей жизни. Если мы будем верными и «неразвращенными», если мы будем хранить в сердце слово Христово, то и наша смерть, которая, конечно же, грядет, не будет для нас ужасной. Мы не будем у нее в рабстве, потому что это – дверь, за которой Христос, и мы можем войти в нее, чтобы встретиться с Ним.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Слово на Успение Пресвятой Богородицы
(Флп.2:5-11; Лк. 10:38-42, 11:27-28)

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня Церковь празднует Успение Божией Матери. Предание рассказывает, что Ей за три дня было возвещено о предстоящем отшествии, и Она к этому времени празднично украсила Свою горницу. Апостолы находились в разных краях земли. Святой Дух восхитил их отовсюду и принес в Иерусалим, чтобы они могли проститься с Марией. На третий день горница исполнилась благоухания и света, и Сам Господь явился за Ней. Изобразительное предание показывает: вот, Ее тело лежит на одре. Вокруг – Апостолы. А рядом стоит Христос, и держит в руках Ее душу, имеющую вид маленького спеленатого младенца.

И мы думаем о Ее душе, какая она собранная, сосредоточенная, цельная. А еще – родившемуся младенцу предстоит возрастать и укрепляться. И действительно: прошло почти две тысячи лет, и как возросла слава Богоматери! Сколько за это время открылось повсюду источников Ее милости в Ее таинственно явленных чудотворных иконах! Скольких людей Она Сама привела к Своему Божественному Сыну! Но самое главное, и самое интересное, что во всех Ее делах после Успения мы узнаем Ее, какой знаем Ее по Евангелию. Там Она незаметна, немногословна, всегда в тени Своего Божественного Сына. И после Успения Она не изменилась: тоже не любит шума и суеты. Если Она является Сама, то лишь достойным избранникам. А если перед всеми, то – всегда в тени Своих икон.

Но вдруг иногда услышишь, что где-то Она стала являться постоянно, и каждый любопытный может прийти и посмотреть. Или кто-то объявляет себя Ее пророком, Ее особым избранником, и вот, у него уже целые книги будто бы Ее поучений… Как к этому относиться? – А надо исследовать, Она это или не Она? Похоже это на Нее или не похоже? Во-первых, неужели может пренебречь Словом Божиим Та, которая слагала в сердце каждое такое слово? А ведь в Священном Писании сказано, что «учить жене не» позволено, «но быть в безмолвии» (1 Тим.2:12). Она же никогда не нарушала Закона. Например, в сороковой день пришла в храм принести жертву, «когда исполнились дни очищения» (Лк.2:22), хотя и не имела в этом необходимости. Неужели Она хочет подорвать в нас доверие к Слову Божию, которое «живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого»? Да, Она всегда учила, и учит нас. Но учит Своей жизнью, Своим целомудренным немногословием. Несколько необходимых слов к благовествующему Архангелу: один вопрос и одно согласие. Пророческая песнь безмерной радости о Боге Спасителе. Материнское беспокойство, когда отрок Иисус потерялся в Иерусалиме. Несколько слов на браке в Кане Галилейской: одно ходатайство за людей и один совет – сделать то, что Он скажет. И на иконах – почти всегда с Ним: держит Его, указует на Него, как бы снова и снова повторяя свою единственную заповедь: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2:5).

И это – Она. А как бы ни было интересно то или иное явление, какие бы там ни говорились мудрые вещи, какие бы захватывающие чудеса ни показывались, но это – не Она, потому что не похожа на Себя, тихую и целомудренную, свято чтущую Божий Закон.

Как Сам Господь «Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13:8), так и всякий человек во Христе – тот же, и в этой, и в будущей жизни. Бессмертна именно человеческая личность, во всей совокупности своих личных дарований. Так и святые, после отшествия ко Господу, помогают нам теми же дарованиями, какими помогали при жизни. Так и Божия Матерь. Такая, какой мы знаем Ее по Евангелию, именно такая Она не оставила «во Успении мира». И мы обязаны знать и узнавать именно Ее, как мы знаем и будем узнавать друг друга и в этой, и в будущей жизни.


11-я Неделя по Пятидесятнице

(1Кор.9:2–12; Мф.18:23–35)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 11-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Притча о жестоком заимодавце. Постараемся понять из этой притчи тайну прощения. В мире существует справедливость. Царь требует отчета в долгах наших. Но его справедливость – выше справедливости, и потому должнику дается прощение. Когда этот прощенный человек, ничему не научившись – не поняв, что справедливость может быть только тогда, когда она выше справедливости – требует то, что ему по справедливости принадлежит, совершается вопиющая несправедливость. И тогда царь напоминает, что в мире существует справедливость. Оттого, что мир стремится осуществить справедливость без Бога, без высшей справедливости, столько в мире несправедливости, жестокости, и все друг друга бросают в тюрьму.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 18, стихи 23 - 35:

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;
24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;
25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить;
26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу.
27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.
29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе.
30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.
31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее.
32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?
34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 9, стихи 2 - 12:

2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только рассуждению я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 18:23-35) Мф.18:23. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

Мысль этой притчи учит нас прощать сорабам их грехи против нас, а тем более тогда, когда они падают ниц, прося прощения. Исследовать по частям эту притчу доступно только тому, кто имеет ум Христов. Но отважимся и мы. Царство – Слово Божие, и царство не малых каких-либо, но небесных. Оно уподобилось человеку-царю, воплотившись ради нас и быв в подобии человеческом. Он берет отчет от своих рабов, как добрый судья для них. Без суда Он не наказывает. Это было бы жестокостью.

Мф.18:24. когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;
Мф.18:25. а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить.

Десять тысяч талантов должны мы, как ежедневно благодетельствуемые, но не воздающие Богу ничего доброго. Десять тысяч талантов должны и те, кто принял начальство над народом или над многими людьми (ибо каждый человек – талант, по слову: великое дело человек) и затем нехорошо пользуется своею властью. Продажа должника с женою и детьми его обозначает отчуждение от Бога, ибо тот, кого продают, принадлежит другому господину. Разве жена не плоть и супружница души, а дети не действия ли, зло совершаемые душой и телом. Итак, Господь повелевает, чтобы плоть была предана сатане на погибель, то есть была предана болезням и мучению демона. Но и дети, разумею силы зла, должны быть связаны. Так, если чья-либо рука крадет, то Бог иссушает ее или связывает чрез какого-нибудь демона. Итак, жена, плоть и дети, силы зла, преданы истязанию, чтобы спасся дух, ибо такой человек не может уже действовать воровски.

Мф.18:26. тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачý.
Мф.18:27. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Обрати внимание на силу покаяния и человеколюбие Господа. Покаяние сделало то, что раб упал в зле. Кто стоит в зле твердо, тот не получает прощения. Человеколюбие Божие совершенно простило и долг, хотя раб просил не совершенного прощения, но отсрочки. Научись отсюда, что Бог дает и более того, что мы просим. Столь велико человеколюбие Его, так что и это, по-видимому, жестокое повеление – продать раба Он сказал не по жестокости, но для того, чтобы устрашить раба и убедить его обратиться к молитве и утешению.

Мф.18:28. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, чтó должен.
Мф.18:29. тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.
Мф.18:30. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Получивший прощение, выйдя, давит сораба. Никто из тех, кто пребывает в Боге, не бывает несострадательным, но только тот, кто удаляется от Бога и делается чуждым Ему. Столь велико бесчеловечие в том, что получивший прощение в большем (десять тысяч талантов) не только не прощает совершенно меньшего (ста динариев), но и не дает отсрочки, хотя сораб говорит его же словами, напоминая ему, благодаря чему он сам спасся: «потерпи на мне, и все отдам тебе».

Мф.18:31. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

Ангелы являются здесь как ненавидящие зло и любящие добро, ибо они сослужители Бога. Не как незнающему они говорят это Господу, но для того, чтобы ты научился, что ангелы - это наши защитники и что они негодуют на бесчеловечных.

Мф.18:32. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;
Мф.18:33. не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, кáк и я помиловал тебя?
Мф.18:34. И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

Владыка судит раба по причине человеколюбия, чтобы показать, что не он, а жестокость раба и его неразумие отвращают дар. Каким мучителям предает? Может быть, карающим силам, так чтобы он вечно наказывался. Ибо «пока не отдаст всего долга» это обозначает: до тех пор пусть будет наказываем, пока не отдаст. Но он никогда не отдаст должного, то есть должного и заслуженного наказания, и он всегда будет наказываем.

Мф.18:35. Тáк и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Не сказал: «Отец ваш», но «Отец Мой», ибо таковые недостойны иметь отцом Бога. Желает, чтоб отпускали сердцем, а не одними устами. Подумай же и о том, какое великое зло памятозлобие, если оно отвращает дар Бога. Хотя дары Бога не переменчивы, там не менее и они отвращаются.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35). Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство. И такое великое приобретение за такую малость, что простим!.. Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней, да при людях, хоть не проси: нет прощения. Бывают обстоятельства, что хочешь не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, – и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повысься неприятность еще на одну линию, – и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости. Такому несчастию больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.18:23–35)

Священник Дмитрий Барицкий

Что такое Царство Небесное, о котором так часто говорит Христос? Причта, которую мы только что услышали, намекает нам на это при помощи образов царя и его должника.

Говорится, что раб должен был царю десять тысяч талантов. Это гигантская сумма! Талант – это не монета. Это обозначение веса. Обыкновенно, речь идет о 26 килограммах серебра. Таким образом, раб должен был господину 260000 килограммов драгоценного металла. К слову, весь доход с Палестины в те времена составлял около 10000 талантов. То есть долг слуги был больше, чем доход царя. И, тем не менее, он был прощен. Вторая сумма по сравнению с первой незначительна. Это всего лишь сто динариев, то есть сто серебряных момент. Однако раб отказывается прощать своему должнику.

Что поражает в этой ситуации? Поражает то, с каким великодушием царь дарует милость своему слуге, прощает ему сумму, которая и для него самого была значительной, и с какой мелочностью и злобой человек, которому только что списали такой громадный долг, по сути, даровали жизнь, идет и выбивает жалкие копейки из ближнего. Почему он это делает? Потому что он не чувствует радости прощения, которое ему только что подарили. Ему ее недостаточно. Из-за своей узости, жадности, неспособности оценить то, что у него уже есть, он не может вместить в себя царский дар и пережить его в полноте. Он хочет чего-то большего. А потому в итоге лишается всего.

Что же здесь есть Царство Небесное? Это то самое состояние радости прощения, которое может испытать человек и сделать его постоянным состоянием своей души. Мы, увы, порой даже не задумываемся, какой гигантский долг Господь списывает нам каждый день. Ведь посмотрите, у большинства, несмотря на бытовые неурядицы, жизнь течет своим чередом. Мы относительно здоровы. Здоровы наши дети. Есть во что одеться, где переночевать, что поесть. Однако мы принимаем это как данность и не чувствуем по поводу этого всего особой радости. Что мы делаем вместо этого? Мы берем свою жизнь за горло, душим ее, трясем и требуем: отдай мне то, что должна, дай мне больше. Однако, мы редко когда задумываемся, что все это какие-то жалкие гроши по сравнению с тем, что мы уже имеем, и что нам было дано по большой милости и великодушию Царя Небесного. Двигаясь в этом направлении, мы очень рискуем лишиться и того, чем обладаем.

Если же мы научимся видеть такие незаметные милости, которыми наполнена наша повседневность и которые являются фоном нашей жизни, то незаметно для нас самих уже здесь на земле, наряду со святыми, мы станем полноправными участниками Небесного Царства.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О злом должнике
(1Кор.9:2–12; Мф.18:23–35)

Протоиерей Вячеслав Резников

Сегодня Евангелие приводит удивительный пример слепоты и бесчеловечия. Некий раб задолжал своему господину огромную сумму: десять тысяч талантов. Ему грозила потеря семьи и всего, что у него есть. Тогда рабу ничего не оставалось, как обратиться к милости господина: «государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу». Государь понимал, что заплатить он никогда не сможет. Видел, что он в отчаянии, и говорит сам не зная что. И вдруг «умилосердившись над рабом тем, отпустил его, и долг простил ему». Какое чудо! Какое великое, неожиданное счастье! Как после этого все должно перевернуться в душе бедного раба. Он должен чувствовать себя поистине воскресшим из мертвых! Весь мир должен бы стать для него другим, и все люди другими.

Но вот что произошло дальше. «Раб же тот, вышедши, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему» всего «сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Товарищ «пал к ногам его» и теми же словами, как и сам он несколько минут назад, стал умолять: «потерпи на мне, и все отдам тебе». И он действительно отдал бы. «Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга».

Государь, узнав об этом, сказал: «злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя»? И теперь государь совершенно справедливо «отдал его истязателям, пока не отдаст всего долга». Рассказав эту притчу, Господь пояснил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».

Возмущение господина глубоко понятно. Всякое дело должно приносить плоды. «Кто, насадив виноград, не ест плодов его»? «Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое». Тем более посеявшему добро невыносимо видеть его затоптанным и не принесшим никакого плода.

А сколь невыносимо для Ангелов Божиих видеть, как посеянное в нас Господом Иисусом порой остается совершенно бесплодным! «Если мы посеяли в вас духовное, – велико ли то, если пожнем у вас телесное»? Нам прощаются все наши грехи в крещении, нам постоянно прощаются новые грехи в таинстве исповеди, нам возвращается вечная жизнь. И если мы после этого не готовы от всего сердца простить и своим должникам, значит мы ничего не поняли в христианстве и ни во что ставим то, что произошло на Голгофе.

Представь же, что тебе вдруг простили огромный и неоплатный денежный долг. Еще вчера думал покончить с собой от предстоящего позора и разорения. А сегодня – идешь от своего милостивого благодетеля. Гора свалилась с плеч, солнце снова светит. И неужели избытка твоей радости не хватит для того, кто с какой-то малой просьбой попадется тебе на пути?

Церковный календарь. 28 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 28 августа

Читаем Апостол. 28 августа

Благая часть. 28 августа

Мульткалендарь. 28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

День ангела. 28 августа

Этот день в истории. 28 августа

&nbsnbsp;