Иисус изгоняет торговцев из храма
12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.
17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.
27 Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
28 Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
29 И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
30 Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи.
31 Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
32 И духи пророческие послушны пророкам,
33 потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
34 Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
35 Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви.
36 Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
37 Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
38 А кто не разумеет, пусть не разумеет.
39 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;
40 только все должно быть благопристойно и чинно.
(Мф. 21:12-14, 17-20) Мф.21:12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,
Мф.21:13. и говорил им; написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.
Как господин дома, то есть храма, Господь изгнал торгующих, показывая, что принадлежащее Отцу принадлежит и Ему. Он так поступил, с одной стороны, имея попечение о благолепии в храме, а с другой – обозначая отмену жертв, ибо, изгнав быков и голубей, выразил, что нужно не такое жертвоприношение, которое состоит в заклании животных, а нужна молитва. Он говорит: «дом Мой – домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников», ибо в вертепах разбойников происходят убийства и кровопролития. Или же Он назвал храм вертепом разбойников потому, что там продавали и покупали; а любостяжание и есть страсть разбойников. Торжники – то же, что у нас меняльщики. Голубей продают торгующие степенями церковными: они продают благодать Святого Духа, явившегося некогда в виде голубя. Они изгоняются из храма, ибо недостойны священства. Смотри и ты, как бы не сделать храм Божий, то есть свои помыслы, вертепом разбойников, то есть демонов. Ум наш будет вертепом, если мы допустим склонные к вещественному помыслы о продаже, купле, о корысти, так что станем собирать и самые малые монеты. Равным образом мы сделаем себя вертепом разбойников, если будем продавать и покупать голубей, то есть утратим духовное наставление и рассуждение, какое в нас есть.
Мф.21:14. И приступили к Нему в храме хромые и слепые, и Он исцелил их.
Исцелением больных показывает, что Он Бог и что Он хорошо сделал, изгнавши из храма недостойных. Здесь указывается и то, что по изгнании иудеев, привязанных к закону и закланию животных, приняты и исцелены им хромые и слепые из язычников.
Мф.21:17. И оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.
Господь удаляется от них, как от недостойных, и идет в Вифанию. Слово это значит «дом послушания». Это означает, что от непокорных Он переходит к послушным Ему и водворяется у них, как сказано: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2Кор.6:16).
Мф.21:18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
Мф.21:19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла.
Мф.21:20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, – и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь». Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.
«Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Всем известно, что храм требует благоговеинства, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг еще шумнее того, который встретил Господь в храме Иерусалимском. Отчего так? Оттого, что пребывание в храме отражение всей жизни. Как живут, так и в храме себя держат. Храм влияет и несколько поддерживает духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием пред лицом Господа, подготовляйся к тому жизнью обычною; ходи, сколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговеинство воодушевит тебя на благоговеинство и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай!
Протоиерей Александр Шаргунов
Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его Крестных Страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев Храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное Тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа.
Почему Господь являет такую ревность о Храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот Храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: Святое, куда могли входить только священники. И далее, – отделенное двойной завесой, – было Святое Святых. В первом Храме, построенном Соломоном, находились Ковчег Завета и скрижали Закона, врученные Богом Моисею. С разрушением Храма в 587 году до Рождества Христова Ковчег исчез, но Святое Святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право войти туда раз в году – в праздник, пророчествующий об Искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в Храме, рядом со Святое Святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».
Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты – в дома их торговли! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями. Но неплохо было бы также, если бы Господь заходил, как тогда, время от времени и в наши храмы для «наведения порядка». Осознаем ли мы, что в самом скромном деревянном христианском храме есть несравненно большее, чем то таинственное присутствие Божие, которое было во Святое Святых Иерусалимского Храма? Сам Христос Бог Своим Пречистым Телом и Кровью присутствует здесь в Евхаристии. Сколько священников, наверное, желали бы иногда дать волю своему гневу, подобно Христу, и изгнать из храма тех, кто непочтителен к священному месту.
Степени равнодушия к святыне различны, а Бог долготерпелив и многомилостив. Но Он напоминает также, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создается атмосфера нечестия – так что, согласно Писанию, «человек беззакония» сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразумились! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: «Ревность о доме Твоем снедает Меня»!
Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но Храм, которым иудеи так гордились, – только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. «Разрушьте его, – говорит Господь (и это произойдет при императоре Тите в 70-м году), – его значение относительно, ибо подлинный храм – тот, который Я восставлю в третий день». Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своем Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.
Тело Христово, Которое мы принимаем за Евхаристией и Которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Божиим и бесконечным благоговением. И, наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском Храме.
И далее мы слышим притчу о бесплодной смоковнице. Господь на пути Своем в Иерусалим, куда Он идет, чтобы принять страдания за нас, взалкал. Он воистину Человек, и Он приобщился всем немощам нашей природы, и всей нищете, которая только есть у людей. И Он истинный Бог наш, совершающий чудеса Своей Божественной силой. Завершая Свой земной путь, прежде чем подъять подвиг спасения рода человеческого, Он испытывает усталость в конце этого трудного пути, усталость и голод. И не находит ничего на земле, чтобы этот голод утолить. Мы понимаем, что за физическим голодом стоит бесконечно большее.
Бесплодная смоковница, на которой нет ничего кроме листьев – выражение предельного бесплодия всего творения, которое не может в этот час ничего предложить своему Творцу. Мир создан для человека, и все в нем совершается ради человека. И речь в этом событии, притче идет конечно же о человеке. В первую очередь о тех, от кого Господь вправе был ожидать плодов. Господь обличает внешнюю видимость веры. «Ты носишь имя, что ты жив, но ты мертв», – говорит сегодня, обращаясь ко многим Господь.
Грех бесплодия по справедливости наказуется проклятием бесплодия. Да не будет от тебя плода вовек. Сколь радостным было первое благословение, данное человеку: «плодитесь и размножайтесь», столь печальным будет проклятие бесплодия для лицемерной веры. Те, кто лицемерно исповедуют веру, засыхают, как проклятая Богом смоковница, обыкновенно еще в этом мире. Смоковница, у которой не было плода, утратила скоро и листья. Лицемеры могут производить благоприятное впечатление на других в течение какого-то времени, но рано или поздно их притворство обнаруживается перед всеми.
Господь говорит о состоянии целого народа, избранного Богом Израиля. Этот богоизбранный народ был смоковницей, посаженной у дороги, по которой шел Христос Бог. И этот народ сильно огорчил Господа. Он пришел к нему, ожидая найти у него какой-то плод, но ничего не нашел, кроме листьев. Иерусалимский Храм кипел широкой деятельностью, как мы знаем, но не было в нем жизни. Духовные вожди Израиля проповедовали об ожидании обетованного Мессии, но когда Мессия пришел, они не приняли Его и осудили Его на смерть. Потому Господь говорит, что у них не будет плода вовек.
Между прочим, святые отцы, исследователи истории Израиля, говорят, что на самом деле, эта смоковница была такой огромной, что тень ее покрывала весь Иерусалимский Храм, но никогда ничего доброго не было у тех, кто отвергли Христа. С неизбежностью они становились с течением истории все хуже и хуже. Слепота и ожесточение все более охватывали их.
И то, в каком состоянии сегодня находятся эти враги Христовы, так же хорошо нам известно. Как быстро засохла их смоковница после того, как они сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших». Сегодня римский папа и наши неообновленцы кощунственно утверждают, что христианство и иудаизм разными путями идут к одной и той же цели, навстречу одному и тому же Мессии – Христу во Втором Его Пришествии. Но слово Божие, слово Спасителя нашего говорит о другом. Тайна отвержения Христа и тайна принятия антихриста – одна и та же тайна беззакония.
Идущий на вольную страсть Христос показывает верующим в Него Свою силу прежде Своих страданий. Прежде победы Воскресения Он показывает эту Божественную силу, и ученики Его поражены внезапностью исполнения того, что Он им сказал. И Христос говорит им о силе истинной веры, которою по дару Божию они могут совершать не меньшие чудеса. Все, чего ни попросите в молитве с верою, говорит Он, получите.
Но вера должна быть истинной, потому что много лжевер существует в мире. И много ложной духовности. Если вера истинная, а не ложная, тогда будет у человека истинная молитва. Единственное условие нашего приобщения Его победе: мы должны просить в молитве с верой, и мы должны хранить нашу веру, нашу истинную православную веру, чтобы она была неповрежденной, незамутненной никакой ложной духовностью. И чтобы она была глубоко личной верой каждого из нас. И как надо нам остерегаться, чтобы она не оказалась отвлеченной, как некогда у богоизбранного народа, пустотой внешнего благочестия, не имеющего плодов.
***
Протоиерей Павел Великанов
Грозное евангельское чтение мы сейчас слышали. Совсем немного дней остаётся до предательства и ареста Иисуса, и Он приходит в Иерусалимский храм с гневными словами осуждения царивших там порядков. Вместо молитвы – бизнес, вместо милости – нажива, вместо проповеди Единого Истинного Бога всем людям – циничное отмежевание евреев от других народов. Понимая, что решение по Его дальнейшей судьбе уже принято, Спаситель переходит от слов к глубоко символическим поступкам. Разбросанные Им по храмовой территории столы и скамейки – предзнаменование страшной катастрофы, которая вскоре произойдёт, когда войска Тита окружат Иерусалим, и храм будет снесён с лица земли. Проклятие смоковницы – и быстрое её усыхание – образ будущего народа, который не увидел Своего Мессию и Спасителя. Эти яркие поступки должны были крепко засесть в памяти учеников, чтобы потом, уже после Славного Воскресения, их смысл раскрылся во всей полноте.
И сегодня хотелось бы затронуть тему духовного бесплодия – образом которой и послужила смоковница. Можем ли мы, христиане, объективно понять, насколько мы – продуктивны или бесплодны?
Для этого нам надо определиться: а что является главным результатом всей нашей деятельности, обращённой к Богу? Казалось бы, ответ должен быть очевиден: святость как состояние реальной, а не воображаемой близости к Богу. Если мы возрастаем в святости – значит, мы идёт верным путём. Если нет – надо срочно остановиться и начинать разбираться, где мы повернули не туда, куда следовало. Как же увидеть эту святость? Да и вообще, какое право имеем мы, грешные и непотребные, говорить о нашей личной святости? Не богохульство ли это?
Такой вопрос может задать только человек, невнимательно читавший Новый Завет. Апостол Павел многократно призывает своих учеников постоянно проверять себя, насколько они «ходят в Духе», «водимы Духом», «носят в себе Святой Дух». Для него объективность действия Святого Духа в христианах – главный показатель их веры. Не декларация богословских знаний, не участие в тех или иных священнодействиях и таинствах, не строгость соблюдения постов и продолжительность молитв – всё это не более чем средства – для достижения главного результата: открытости для действия Святого Духа. Показатели этого действия для нас ясно перечислил тот же апостол в послании к Галатам: если мы живём духом, то по духу и поступать должны. То есть – не тщеславиться, не раздражать друг друга, не завидовать один другому, без превозношения, но с кротостью исправлять чужие огрехи, и брать на себя разрешение чужих проблем. Заметим: здесь ни слова не сказано ни о «духовных восторженных состояниях», ни о «явлениях ангелов или святых», ни о дарах чудотворений и прозорливости. Вот он, главный оценщик нашей близости к Богу – наш ближний, которому рядом с нами становится или всё лучше и лучше – или, напротив, всё горче и хуже. И кем бы ты ни был – многодетным или малодетным, одиноким или монахом – других вариантов нет: путь к Богу – только через выстраивание гармоничных отношений с окружающими. И если в нашей жизни этому уделяется лишь только «остаточное» внимание – грош цена всем нашим постам и молитвам. Мы ничем не лучше фарисеев, которых столь категорично осудил наш Господь и Спаситель.
Помоги же нам, Господи, всегда помнить о том, что тот самый ближний, который постоянно мелькает перед нашими глазами – и есть главный индикатор уровня нашей святости – или, напротив, религиозной лживости!
Протоиерей Вячеслав Резников
Священное Писание показывает, как проходили богослужебные собрания первых христиан. «Итак, что же братия? – пишет Апостол. – Когда вы сходитесь, и у каждого есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию». Не говорит Апостол о недостатке чего-то, о необходимости что-то приобрести. Он заботится, как привести в должный порядок все множество даров Святого Духа. «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам; потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых».
Но надо помнить, что и языки, и откровения, и богодухновенные молитвы, и дар истолкования, – все это лишь чистые действия Самого Духа. Эти щедрые дары еще должны быть восприняты и усвоены людьми, подобно как солнечный свет усваивается живыми растениями. И чем сильнее, чем очевиднее действие Духа, тем страшнее остаться без плода. Господь показал это на примере смоковницы, которая красовалась богатой листвой, но не имела плодов. Господь проклял ее, и она засохла. Это – предупреждение, и не только для древней Церкви, богатой яркими дарами, но и для нас. И нам очень много дано. У нас есть Священное Писание, Предание, богатая христианская письменность. Есть у нас огромный двухтысячелетний опыт христианской жизни и спасения. Все наши молитвы, поучения, назидания – от того же духовного корня, от которого шли откровения и пророчества в собраниях первых христиан. Но кто же виноват, что все это у нас лежит как бы в сундуке, который мы ярко раскрасили, но открываем так редко, что поистине отсекаем себя от живоносного корня. Мы даже забываем, для чего нам нужны храмы, для чего христиане должны сходиться вместе. И зачастую у нас вся духовная жизнь сводится к тому, что одни просто приходят в храм покупать за деньги здоровье, успех, душевный комфорт, а другие приходят этим торговать. А Господь и насчет этого наглядно предупредил, когда однажды «выгнал всех продающих и покупающих в храме», напомнив, что это «дом молитвы», а не «вертеп разбойников».
Не будем же завидовать первым христианам, а лучше станем дорожить и пользоваться тем, что у нас есть. Чем больше даст Господь, тем больше Он и спросит. А чтобы усвоить данное Богом и спастись, древним христианам надо было приложить ничуть не меньше усилий, чем нам с вами.
|