26 июля 2022 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

(Евр. 2:2-10; Лк. 10:16-21)

Евангелие святого апостола Луки, глава 10, стихи 16-21:

16 Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.
17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.
18 Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;
19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Послание апостола Павла к Евреям, Глава 2, стихи 2 - 10:

2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 10:16-21) Лк.10:16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня.

Потом, чтобы посылаемые на проповедь не сказали, зачем же посылаешь нас, если некоторые города не примут нас, говорит: не печальтесь; отвергающийся вас, отвергается Меня и Отца Моего; поэтому обида не останавливается на вас, но восходит до Бога. Итак, пусть будет для вас утешением то, что оскорбление наносится (не вам, а) Богу. Равным образом, с другой стороны, не хвалитесь и не превозноситесь тем, что некоторые слушают вас; ибо это не ваше дело, но Моей — благодати.

Лк.10:17. Семьдесят: учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем.

Прежде сказал евангелист, что Господь послал семьдесят учеников, а теперь говорит, что они «возвратились с радостью» о том, что они не только от других каких болезней исцеляли, но избавляли еще от большего зла — от демонов. Смотри, как они далеки от высокомудрия; ибо они говорят Господу: «о имени Твоем» повинуются нам бесы, по Твоей благодати, а не по нашей силе.

Лк.10:18. Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию;

А Господь сказал им: не дивитесь тому, что бесы вам повинуются, ибо начальник их давно низвержен и не имеет никакой силы. Хотя для людей это и не было видно, но для Меня, созерцающего и невидимое, это было видно. «Как молния» спал с неба сатана потому, что он был светом, архангелом и денницею, хотя теперь и стал тьмой. Если же он спал с неба, то рабы его, разумею бесов, чего не потерпят? Некоторые слова «с неба» разумеют так: от славы. Так как семьдесят сказали Господу, что им «бесы повинуются», то Он говорит: это и Я знал, ибо Я видел, как сатана спал с неба, то есть лишился славы, которую он имел, и чести. До пришествия Христова его чтили как Бога, а теперь он спал с неба, то есть перестали его почитать за Бога и думать, что он живет на небе.

Лк.10:19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;

«Се, даю вам власть» попирать силы его. Ибо «змеи и скорпионы» суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть «змеи», а те, кои более скрытым образом поражают, суть «скорпионы». Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них!

Лк.10:20. однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.

Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: «однако же не... тому... радуйтесь, что бесы вам повинуются» (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), «но более радуйтесь тому, что имена ваши... на небесах... написаны» не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, «что имена ваши написаны на небесах» и не забываются Богом.

Лк.10:21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных

Как добрый отец, увидев детей, успевших в чем-нибудь достойном похвалы, радуется, так и Спаситель возрадовался тому, что апостолы удостоились таких благ. Поэтому Он благодарит Отца за то, что такие таинства утаены «от мудрых», то есть фарисеев и книжников, истолковывавших Закон, и от «разумных», то есть учеников этих же книжников. Ибо кто учит, тот мудр, а кто учится и понимает уроки, тот разумен; например, Гамалиил — мудр, а Павел — разумен, ибо первый — учитель, а второй — разумеет то, чем наставляет первый.

и открыл младенцам.

Господь называет учеников Своих «младенцами», потому что они были не из искусных в Законе, а были избраны большей частью из простого класса народа и из рыбарей. Впрочем, они могли быть названы младенцами и по их незлобию. А те (фарисеи и книжники) не были настоящими мудрецами и разумными, а только казались. Итак, сии таинства утаены «от мудрых и разумных», которые казались таковыми, а на самом деле не были. Ибо, если бы они были таковыми, то таинства были бы открыты им.

Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

«Ей, Отче», благодарю Тебя, «ибо таково было Твое благоволение», то есть, что такое у Тебя было благоволение и хотение и так было угодно Тебе.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 10:16-21). Отчего так случилось, что Симон-фарисей чтит Господа и приглашает Его к себе, но тут же увидев, что Он благосклонно допускает к Себе и грешницу, соблазняется и начинает думать: «если бы Он был пророк...» (Лк.7:39)? Оттого, что захлопотался об угощении и за хлопотами оставил здравое рассуждение о порядках Божиих. Эти две области, житейская и духовная, совсем не схожи по своим свойствам и законам. Между тем, ум наш, чем очень займется, по законам того и судить начинает. 

По житейским порядкам с явною грешницею нельзя иметь общение; Симон так и судит, забыв, что покаяние всех делает чистыми и грешников равняет с праведниками. Он думает, что грешнице не следует тут быть и что Спаситель, если не отгоняет ее, то потому, верно, что не знает, кто она; от этой мысли тотчас родилась и другая: если не знает, то какой же Он пророк? Словом-то он не сказал этого, а только подумал, и наружно ни в нем, ни в его хлопотах, как доброго хозяина, не произошло никакой перемены, но Господь видел его сердце и по сердцу его сделал ему вразумление. Он внушил ему, что грешникам-то и место около Него и что грешница, прилегшая к Нему сердцем, больше почтила Его, чем он, почтивший Его только угощением. Внешнее вводит человека в неприятное Господу чувство праведности, а внутреннее всегда держит его в чувствах своего непотребства пред лицом всеведущаго Господа.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ

(Лк. 10:16-21)

Протоиерей Александр Шаргунов

Война, которая совершилась однажды на Небе между архистратигом Божиим Михаилом и всеми верными Богу ангелами против восставшего Денницы, продолжается на земле. Это и есть история рода человеческого. Ангелы принимают в ней участие, сражаясь на нашей стороне, ради нашего небесного призвания. Поэтому на утрени праздника мы слышим притчу о пшенице и плевелах, смысл которой — представить настоящее и будущее Церкви, её путь в Царство Небесное. Мы видим Христову заботу о ней, вражду диавола против неё, смешение доброго и злого в этом мире и отделение одного от другого в будущем.

«Сеющий доброе семя, — говорит Господь, — есть Сын Человеческий». Христос — Хозяин поля, Господин жатвы, Сеятель доброго семени. Всякое доброе семя в мире сеется рукой Христовой. Истина, правда, добро, благодать — доброе семя, дар Христов. Через служителей Церкви, через всех Своих верных рабов Христос сеет в мире добрые семена. «Поле есть мир», мир людей, безкрайнее поле, которое должно приносить добрый плод. Тем печальней видеть, как много оно приносит злого плода. Это поле принадлежит Христу, и потому такую заботу проявляет Он о сеянии в нём доброго семени.

Доброе семя — это сыны Царствия, говорит Христос. Не те, кто внешне только, одними устами исповедуют любовь к Богу, как некогда иудеи. Но те, кто всем сердцем устремляется ко Христу. Они — доброе семя, драгоценное Божие семя. Как семя разбрасывается повсюду, так угодники Божии распространяются по всей земле. Хотя в некоторых местах сеяние гуще, чем в других. «Якоже плод красный спасительнаго сеяния, земля Российская приносит» Господу всех святых, в ней просиявших. Особенно мучеников и исповедников, которых больше явилось у нас в годы последних гонений, чем за всю историю Церкви.

Плевелы — сыны лукавого. Они — дети диавола. Они — сорняки на поле мира сего, они не творят добра, они творят зло. Им даны тот же дождь, то же солнце, та же почва, что и добрым растениям, но они ни на что не годны. «Враг, посеявший их, есть диавол». Он враг рода человеческого, который он хочет сделать своим полем, всеивая в него плевелы. Они были посеяны, когда все спали. Сатана внимательно наблюдает за нами, выжидая удобного случая. Потому мы должны бодрствовать и трезвиться. Враг, посеявший плевелы, сказано в Евангелии, ушёл, чтобы не узнали, кто это сделал. Чем большее сатана замышляет зло, тем старательней он скрывается. Врагу достаточно посеять плевелы, после этого он может даже удалиться — семена взойдут сами и заполнят всё. В то время как за добрыми семенами нужен уход, необходимо поливать и ограждать их — иначе труд сеяния будет напрасным. Христос говорит, что плевелы обнаруживают себя, только когда взойдёт пшеница и покажется плод. Так много в мире сокрытого зла в сердцах людей, которое долго прячется под личиной добра, пока не прорвется наружу. Когда придёт время последнего испытания, каждый будет узнан по плодам его, тогда все увидят, кто искренний делатель, а кто лицемер. Тогда можно будет сказать: это пшеница, а это плевелы.

«Рабы домовладыки, — слышим мы в притче, — сказали ему: господин, не доброе ли семя ты сеял на поле своем?» Вне сомнения, так. Глядя на сеяние Христово, и мы не можем не спросить с удивлением: «Откуда же на нём плевелы?» Как появились они в саду Господнем? Почему загублена добрая почва и заглушено доброе семя? Но разве может это бросить тень на имя и честь Христовы? От Хозяина поля не скрыто, что произошло: «враг человек сделал это». Он не возлагает вину на Своих рабов — они не могли ничего сделать. Верные и усердные рабы Божии не будут осуждены Христом за то смешение добра и зла в людях, которое мы наблюдаем в мире. «Надо придти соблазнам», но мы не ответственны за них, если стараемся исполнять наш долг. Рабы домовладыки горели желанием вырвать эти плевелы. «Хочешь ли, — сказали они, — мы пойдём и немедленно сделаем это?» Но Господин поля премудро предупреждает их: «Нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы». Никто из нас не может с непогрешимостью различать плевелы и пшеницу.

Потому что в каждом человеке есть то и другое. И благодать Божия, а с нею ангелы и святые, делает всё, чтобы обратить волю самого отчаянного грешника к добру, незримо исторгая из души его плевелы, которые должны уступить место пшенице. В этом — наша надежда. Зло и добро с помощью свыше мы должны научиться различать сейчас, изо всех сил противостоя злу и насаждая добро. Но выносить окончательный суд над кем-либо никому не дано — до жатвы. «Жатва есть кончина века». Этот мир имеет конец. Всё созревшее — доброе и злое — будет собрано в последний день. Каждый пожнёт то, что посеял. Земля каждого человека, его семя и плод, и труд, и терпение раскроются перед всеми.

А жнецы суть ангелы. Ангелы — служители Христовы, святые враги всего злого и верные друзья всего святого и всех святых. Потому и даётся им такое служение. Плевелы будут брошены в огонь. Они будут собраны со всей земли. Жнецы, главная задача которых — собрать зерно, прежде всего соберут плевелы. Доброе и злое смешано в этом мире, но в день Страшного Суда они будут навсегда разделены. Ангелы Божии уберут из человеческой жизни «все соблазны и делающих беззаконие».

Плевелы будут связаны в снопы. Пусть знает мир, всё более обретающий единство во зле, а не в добре, что все связанные здесь друг с другом во зле будут там в одном стыде и позоре. Пусть знают грешники, приносящие покаяние, что все плевелы их грехов истребит до конца огонь благодати Христовой, и им будет дана радость сынов Царствия. А те, кто не хочет покаяться, пусть помнят, что они могут в конце оказаться непригодными ни для чего, кроме как быть брошенными в печь огненную, которую Бог уготовал диаволу и ангелам его. «Там будет плач и скрежет зубов», безутешное горе, потому что за гробом нет покаяния.

Житница — это небо. «Уберите пшеницу в житницу Мою», — скажет Господь. Вся Господня пшеница будет помещена в Господней житнице. Житница — это образ приобщения Христу, Небесному Хлебу, питающему ангелов и святых. Это образ тесной близости всех любящих Господа среди безконечного небесного простора. Они не будут удалены друг от друга, как в поле, на земле, но близки, как в житнице. Они будут в безопасности, им не будет больше угрожать ни зной, ни ветер, ни грех, ни беда. «Тогда праведники воссияют как солнце в Царстве Отца их». Здесь они невидимы миром, как невидимы ангелы. Их красоту сокрывает нищета и скорби их внешней жизни. Но там они воссияют как солнце, выходящее из-за туч. Те, чей свет на земле просветился пред человеки, чтобы прославился Бог, в будущей жизни просияют как солнце.

Наш Спаситель завершает Свою притчу в сегодняшний праздник, призывая нас к вниманию: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» И архистратиг Михаил, когда Денницей был брошен вызов к Богу, воззвал к ангелам: «Вонмем!» Послушание и верность Богу, Его Крестной любви — слава ангелов и всего творения. Кто будет слушать и слушаться Бога, прославится вместе с ангелами и больше их. Потому что Бог стал человеком, чтобы человек, подпавший однажды под власть диавола, мог стать Богом.

***

Протоиерей Павел Великанов

Евангелист Лука рассказывает нам о том, какой была реакция Иисуса на восторженные слова учеников из числа 70 апостолов. Они, судя по всему, не ожидали, что имя Иисуса будет столь действенным в деле изгнания бесов. Вполне можно предположить, что посланные апостолы в той или иной мере уже имели опыт экзорцизма – но то, насколько быстро бесы покидали людей при имени Христа, их привело в полный восторг.

Вернувшись, они делятся с Учителем переполняющей их радостью о неожиданно свалившейся на них духовной власти. Своими словами Спаситель подтверждает их предположения: да, действительно, в стане врага рода человеческого не просто поколебались ряды, там полная сумятица: демоны никак не могут понять, Кто это такой – Иисус, почему простому Человеку дана такая сила, перед которой любые их ухищрения становятся бессмысленными и пустыми. С приходом Христа сатана лишается своего абсолютного преимущества: его исключительная власть над людьми закончилась, теперь у каждого есть выбор, есть варианты развития событий.

Предохраняя учеников от опасности духовного превозношения и самоупоения, Христос обозначает перед ними новую перспективу. Фокус внимания ученики должны перенести с нынешней радости о полученной духовной власти в иное пространство: власть над бесами – это момент тактический, гораздо важнее вопрос стратегический – если вы не растеряете данную вам веру, ваши имена будут написаны на небесах, то есть вы точно окажетесь в Царстве Бога. И это – действительно важно, а власть – дело преходящее.

Последняя фраза, точнее, славословие Иисуса, адресованное Богу Отцу, может показаться выбивающейся из контекста. Бог открывает Себя не мудрым и разумным, а простецам, которые, словно дети, отдают себя водительству Бога и принимают от Него с благодарностью всё, что Он даёт – не пытаясь проанализировать, систематизировать и разложить всё по полочкам. Но почему же для Спасителя именно это оказывается причиной такой сильной радости?

Ответ мы поймем, если задумаемся, почему Иисус не окружил Себя образованными и почитаемыми в иудейской среде людьми. Ведь с точки зрения элементарных технологий влияния на общество, один законоучитель, ставший последователем Христа, был способен повести за собой несоизмеримо больше людей, нежели чем простой, неграмотный, никому не известный рыбак или презираемый сборщик податей. Но мы видим, что во время земной жизни Спасителя окружают самые простые люди, незнатные, неучёные, но искренние – в том числе и в своих заблуждениях. О них можно было сказать одно: все они – «тёплые», их душа открыта к непосредственному общению с духовным миром, они хорошо понимают собственную интеллектуальную ограниченность и не пытаются промерить всё и вся меркой своего разума. В них нет той самой религиозной интеллектуальной самодостаточности, к которой неизбежно приходили книжники и фарисеи. И благодаря этому, в головы ученикам можно вложить неискажённые истины – которые даже поначалу будучи отвергнуты и не поняты, потом прорастут и дадут свой обильный плод.

Мы часто совершаем большую ошибку в духовной жизни, когда начинаем выстраивать жизнь «от головы», а не в простоте и «от сердца». Нет, конечно же, никто не отменяет главную добродетель – рассудительность – но к ней приходят вовсе не через интеллектуальную деятельность. Диакрисис – добродетель рассудительности – как это ни прозвучит странно, имеет очень мало отношения к интеллектуальным способностям человека. Это способность духа отличать хорошее от плохого, лживое от подлинного, мнимое от настоящего, вечное от временного, ложное от истинного. И здесь вся загвоздка в том, что это – вовсе не очевидные вещи. Как пишет апостол, даже диавол принимает образ ангела света – чтобы прельстить – и именно здесь требуется рассудительность понять, что это – всего лишь обманка. Но этот Божественный свет, который только один и даёт это различение, зависит от сонастроенности души Богу, от степени её чистоты и открытости – а никак не от силы ума и широты кругозора.

Вот почему и радуется Спаситель этой «детскости» Своих учеников – да, пусть они во многом бестолковы и наивны, но они – совсем не безнадёжны! Они могут ошибиться, даже упасть – но вот запутаться в хитросплетениях своих изощрённых и утончённых умов никак уже не смогут – просто потому, что слишком просты для этого.

Дай же Бог и каждому из нас учиться этому дару рассуждения подлинного блага от мнимого!

***

Священник Стефан Домусчи

Наверное, многие замечали, что церковные люди очень любят давать советы. Ты еще не успел войти, как тебе уже советуют: как выглядеть, что думать, как жить. Кто-то воспринимает это как норму, кто-то возмущается… Так или иначе священники нередко слышат от приходящих в храм, что близкие не хотят их слушать, хотя они, по их собственным словам, желают им только добра и спасения души. В чем же дело? Ведь они всего-то пытаются полностью регламентировать жизнь своих домочадцев, переделать ее на свой вкус и лад… Они заставляют всех повторять малопонятные формулы, зовут их на странные собрания, на которых хоть и красиво, но совершенно ничего непонятно… По крайней мере именно так все это выглядит с точки зрения тех, к кому обращено. Ни для кого не секрет, что очень часто религиозных людей рассматривают как нетерпимых и навязчивых потому что они всё время пытаются навязать свою точку зрения и свои ценности…

Сегодняшнее чтение начинается с того, что Христос говорит своим ученикам: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается… А отвергающийся Меня отвергается и пославшего Меня.

Какие разные чувства могли породить эти слова в тех, к кому они обращены? Это и чувство собственного величия, собственной значимости, ведь они говорят от лица самого Христа, а Христос говорит от лица самого Бога! Но так же они могли породить чувство ответственности за каждое сказанное слово.

В действительности, услышав подобные слова легко сделать еще один шаг, который, сознательно или бессознательно делают многие церковные люди. Можно сказать себе: раз я христианин и излагаю апостольское учение, значит слушающий меня слушает Христа, и отрицающийся меня отрицается Христа и самого Бога. Особенно страшна такая позиция тем, что человек ставит знак равенства между тем, что сказал Христос, и тем, как он Его понял. Но ведь из людей не застрахован от ошибки?! Может быть, мы действительно сумели сохранить трезвость своего сердца и правильно поняли Христа… Но, может быть, и иначе… мы давно могли принять за христово учение то, что нам выгодно, то что мы поняли и то как мы поняли… Что же происходит дальше? Вместо того, чтобы являть людям лицо ученика христова, человек может являть им свое лицо, воспринимая отношение к своим словам как отношение к словам самого Христа. И вот такой человек начинает требовать от окружающих того, чего Бог совсем от них не требует, и, напротив, о самом главном может попросту забыть.

Очень характерно, как показана радость апостолов и то, как их исправляет Христос. Они возвращаются после проповеди и с радостью говорят, что их слушаются даже бесы… Как часто и радость христиан заключается в том, что их начали слушаться, пусть и не духи, а простые люди… Ах смотрите как здорово внучка наконец стала одеваться так как мне нравится, ах смотрите, сын больше не слушает музыку, которая мне не нравится… Христос же говорит, что в послушании нам других нет особенного повода для радости, потому что не подчинение является нашей целью. Чему же мы должны радоваться? Тому, что имена наши написаны на небесах. А это может быть только в одном случае – если мы говорим о Боге правду. Если же мы правильно поняли Бога, если действительно открыли ему свое сердце, мы должны были понять, что наша цель не приведение людей к покорности, но приведение их в Царствие Небесное.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Собор св. Архангела Гавриила

Протоиерей  Григорий Дьяченко

В день Собора в честь св. Архангела Гавриила воспоминаются и прославляются все чудесныя его явления, как благовестника тайны воплощения Сына Божия и служителя домостроительству спасения мира. Св. Архангелу Гавриилу вверено от Святаго Духа служение тайнам Божиим и – преимущественно тайне вочеловечения Сына Божия для спасения человека. По сей причине святая церковь и называет его провозвестником таин Божиих и служителем чудес.

Св. Писание и Предание соединяет имя его с величайшими из новозаветных событий, ряд которых начинается благовестием о рождении Приснодевы Марии, принесенным архангелом матери Ея, скорбевшей о своем безплодии. Под его же небесным осенением и руководством Пресвятая Дева провела и отроческие годы Свои в храме иерусалимском, в котором воспитываема и приготовляема была к великому служению Своему. Он возвестил и престарелому Захарии рождение от него Предтечи, и за его неверие сему возложил на уста его печать молчания.

Служение новозаветным тайнам святого архангела Гавриила не окончилось с вочеловечением сына Божия. Надобно думать, что в качестве служителя сих таин, он был одним из первых в числе тех ангелов, которые служили Спасителю во время земной жизни Его (Мк. 1:13). Св. церковь верует, что он-то был тот ангел, который укреплял Спасителя в молитвенном подвиге Его в Гефсимании и был свидетелем как Его предсмертной скорби, так и преданности в волю Божию (Лк. 22:43), и что также он благовестил и женам о преславном возстании от гроба И. Христа.

Но особенным предметом служения св. арханг. Гавриила была, по мнению церкви, Пресвятая Дева Мария. Его небесному охранению вверены были как первые, так и последние годы земной жизни Ея, и – когда наступило время отшествия Ея из сей жизни, – тот же св. архангел возвестил Богоматери о сем, и в знак скораго и блаженного соединения Ея с Сыном и Богом Своим принес Ей райскую ветвь.

История нынешняго праздника в честь архангела Гавриила напоминает нам о той истине, что ангелы Божии принимают великое участие в спасении людей и посылаются от Господа для служения им в необходимых и важных случаях.

Что же должна внушать нам, к чему должна побуждать нас эта истина? 

Во-первых, мы должны от всей души чтить и благодарить св. ангелов за их служение нам. Они во всех отношениях превосходнее нас: они суть чистые – безплотные духи, а мы обложены грубою перстию; они предстоят престолу Божию и «выну видят лице Отца небеснаго» (Мф. 18:10), а мы весьма удалены от Него не только по месту, но и по грехам нашим. Поэтому, казалось бы, не ангелы нам, а мы им должны бы служить, как низшие высшим; но у св. небожителей нет гордыни. Они во всем действуют любовию и по сей-то любви охотно исполняют благопромыслительныя о нас повеления Божии, снисходят к нам на землю, охраняют нас своим попечением и являются нам во благовременную помощь. Не должны ли мы за это быть признательны к ним? не должны ли чтить и величать их, как великих благодетелей наших и споспешников нашего спасения?

Во-вторых, мы должны усердно призывать свв. ангелов в помощь и твердо надеяться, что они окажут нам ее в нужных случаях. И добрые люди помогают другим по просьбе их: могут ли же отказать нам в помощи своей ангелы Божии, когда мы будем взывать к ним о ней? Если же мы не видим их и не замечаем иногда благотворного их действия: то это потому, что «дух плоти и кости не имать» (Лк. 24:39), а мы привыкли на все взирать телесными очами, которыми нельзя видеть безплотнаго.

В-третьих, мы должны всемерно блюсти себя от грехов, которые могут удалять от нас свв. ангелов и препятствовать им делать нам добро. Ибо «кое общение свету ко тьме» (2Кор. 6:14)? Как может чистый дух приступить к человеку, смердящему грехами? как он может внушать благую мысль грешнику, когда сей помышляет только о зле? Грехи, как страшная пропасть, разлучают его с ним и он принужден бывает удалиться от него, как некогда «Дух Господень отступи от злобного "Саула» (1 Царств. 16:40).

Наконец, и паче всего, мы должны пещись о вечном спасении нашем, для коего собственно св. ангелы и посылаются от Бога в служение нам. Если Бог «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2:4); если Он ради нашего спасения употребляет все средства и некогда послал на землю к нам Единородного Сына Своего, а ныне посылает св. ангелов: то ужели мы сами вознерадим о спасении нашем? Все земное и вещественное, все, о чем мы ныне так печемся, – слава и богатство, почести и удовольствия – все это оставит нас, когда мы умрем; а душа наша будет жить вечно, и вечно будет страдать, если мы не очистим ее ныне от грехов, не украсим добродетелями, и не сделаем достойною войти в царство небесное. Поэтому все мы и паче всего должны пещись теперь о вечном спасении ея: ибо «какая польза человеку», говорит Спаситель, «аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф. 16:26).

Итак, обратимся к празднуемому ныне св. архангелу Гавриилу, воззовем к нему молитвенно: святый архангел Гаврииле! призирай милостиво на всех нас, коснись дарованною тебе благодатию сердца нашего и возбуди в нас чувство покаяния ко спасению душ наших. Молим тя, сотвори по молению нашему и порадуй сим нас в настоящий день празднества твоего. Аминь.


Вторник 7-й седмицы по Пятидесятнице

(1Кор.6:20–7:12; Мф.14:1–13)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 14, стихи 1-13:

1 В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
2 и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
3 Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
4 потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
5 И хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка.
6 Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду,
7 посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
8 Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.
9 И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
10 и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
11 И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
12 Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу.
13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 6, стих 20 - Глава 7, стих 12 :

20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.
1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.
2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.
7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.
8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.
9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.
10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, -
11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены своей.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 14:1-13) Мф.14:1. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе
Мф.14:2. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Этот Ирод был сын Ирода, избившего младенцев в Вифлееме. Отсюда уразумей гордость деспотической жизни. Вот спустя сколько времени Ирод услыхал о деятельности Иисуса! Могущественные лица не скоро узнают об этом, так как они не обращают внимания на сияющих добродетелью. Он, по-видимому, боялся Крестителя; поэтому решился говорить не с кем-либо другим, но с отроками, то есть с рабами. Так как Иоанн при жизни не сотворил чудес, то Ирод подумал, что он по воскресении получил от Бога и этот дар – дар творить чудеса.

Мф.14:3. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,
Мф.14:4. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.
Мф.14:5. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его считали за пророка.

В предыдущих повествованиях относительно жизни Иоанна Матфей не упоминал об этом, потому что его целью было описать только относящееся ко Христу. Он и теперь не упомянул бы, если бы это не относилось ко Христу. Иоанн изобличал Ирода, как имевшего противозаконно жену своего брата. Закон повелевал брату взять жену брата в том случае, если тот умирал бездетным. Здесь же Филипп умер не бездетным, ибо у него была дочь, которая плясала. Некоторые говорят, что Ирод отнял и жену, и тетрархию, когда Филипп был еще жив. Но так или иначе, сделанное им было противозаконно. Ирод, не боясь Бога, боялся народа, потому и удерживался от убийства, но дьявол представил ему удобный случай.

Мф.14:6. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду,
Мф.14:7. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.
Мф.14:8. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна». Для чего прибавила «здесь»? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: «дай мне здесь».

Мф.14:9. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,
Мф.14:10. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.
Мф.14:11. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
Мф.14:12. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его;

Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе.

и пошли, возвестили Иисусу.

О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна.

Мф.14:13. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один;

Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он – привидение. Итак, вот почему Он уходит. «Уходит в пустынное место», чтобы сделать там чудо над хлебами.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Дошел слух о делах Господа до Ирода; он при этом тотчас и заключил: это Иоанн воскрес. Мало ли что можно было при этом подумать! А между тем он ни о ком не подумал, как только об Иоанне. Кто же это дал такое направление его мыслям? Совесть. От нее не спрячешь бессовестных дел, суда ее ничем нельзя поправить. Обезглавливая Иоанна, Ирод присвоял себе право на то, и другие не отрицали такого права, а совесть заговорила свое, и речей ее не мог он заглушить ничем. Вот ему и видится Иоанн. Сколько знаем мы подобных сказаний, что совесть преследует грешника и живописует ему предмет и дело греха так, что он видит их даже вне! Стало быть, есть в нас голос, который мы должны признать не нашим голосом. Чьим же? Божиим. От кого естество наше, от того и голос. Если он Божий, то должно его слушать, ибо тварь не смеет поперечить Творцу. Голос этот говорит, что есть Бог, что мы от Него состоим в полной зависимости и потому не можем не питать в себе благоговейного страха Божия; имея же его, мы должны исполнять волю Божиею, которую совесть и указывает. Все это составляет слово Божие, написанное в естестве нашем, читаемое и предлагаемое нам, и мы видим, что люди всех времен и всех стран слышат это слово и внимают ему. Повсюду веруют в Бога, повсюду слушают совесть и чают будущей жизни. Это только ныне как-то в моду вошло не признавать этих истин. Так поступают натуралисты, по-русски – естественники; значит, естественники проповедуют противоестественное учение.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.14:1–13)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь показывает нам тайну беззакония, раскрывающуюся в истории человечества. На этом пьяном пиру с главой Предтечи на блюде, мы не можем не видеть присутствия самого диавола со всей его жестокостью, гнусностью и бесстыдством. Это сатанизм, который не отрицает существования Бога. Обратите внимание, что Ирод не является человеком неверующим. Он верит в воскресение мертвых. Слыша о проповеди Спасителя, он, преследуемый совестью, еще несожженной до конца, высказывает такое, может быть, суеверное предположение: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». Он знал, что Предтеча был «человек праведный и святой», как сказано в другом Евангелии, и с удовольствием слушал его проповедь. В каждом человеке присутствует тайна благочестия и тайна беззакония. Идет борьба Бога и диавола за каждую душу. Эта борьба с течением истории становится все более напряженной, и от нас требуется все большая бескомпромиссность и решительность в следовании за Христом. Ирод слушается Предтечу, когда это ему ничего не стоит, но не хочет оставить свой самый главный грех.

Господь посылает впереди Себя лучшего из людей, чтобы показать, что такое жизнь и что такое смерть. Иоанн Предтеча – больший из всех когда-либо рожденных женами, потому что он первый увидел тайну Пресвятой Троицы, тайну Бога. И он первый в полноте свидетельствует о том, что правда и истина неотделимы друг от друга. Предтеча голову свою готов положить, чтобы показать святость заповеди Божией.

Какой грех привел к смерти этого величайшего из пророков? Грех разврата и супружеской измены. Наступит время, когда предательство и блуд станут самыми распространенными из всех грехов, какие существуют. И спастись смогут только те, кто готов будет кровь свою пролить за заповедь Божию. То, что слышит Ирод: «тебе не должно иметь ее», относится к каждому человеку. То, что не должно совершать всем людям, не должно совершать и великим мира сего. Не существует никаких преимуществ для какого-либо человека в возможности нарушить закон Божественный или человеческий.

Перед нами обыкновенная, как будто, житейская история. Кто участники этого события? Во-первых, Иродиада, названная по имени Ирода, женщина необыкновенно развращенная. Нет ничего лучше в мире, чем добрая и целомудренная женщина. И нет ничего ужаснее, чем женщина злая и порочная. В женском естестве есть особая восприимчивость к добру и злу. Женщины наиболее отзывчивы к таинственной стороне жизни, и, по слову стихотворца, «белые платочки тихие поддерживают храмов своды». Но горе тому народу, в котором женщины развращены. Он обречен на гибель.

И вот мы видим Иродиаду, исполненную злобной мести к Предтече, который обличил ее в нечестии. Эта женщина ни перед чем не остановится, чтобы осуществить свою месть. Ужаснее всего, что она готова привлечь для исполнения своих гнусных замыслов собственную дочь. Что можно сказать о родителях, которые готовы запятнать каким угодно грехом собственных детей только для того, чтобы достигнуть своих целей?

И вот ее дочь Саломия – юная девушка, которая отличается особенным бесстыдством. Она – царская дочь, а танцует как блудница. Ее танец исполнен сатанинского блеска, который делает привлекательным самый мерзкий грех. Но мать не только не останавливает, но даже поощряет ее. Как все это нам знакомо! Что происходит сегодня с нашими детьми? С одной стороны, государство, невзирая на протесты родителей, развращает детей через средства массовой информации, через телевидение, через школу. А с другой стороны, так глубока развращенность самих родителей, что они не жалеют своих собственных детей и готовы подталкивать их на грех.

Мать наслаждается предельным бесстыдством своей дочери, и отец в восторге. Опьянев от пира в день своего рождения, он клянется дочери, что даст ей все, что она ни попросит, даже до полцарства. И вот в поступке этого слабого безвольного человека раскрывается еще один характерный и опасный, в особенности для нашего времени, грех. В чем он заключается? Ирод хочет во что бы то ни стало сдержать свое слово. Хотя он прекрасно понимает, что то, что он легкомысленно обещал своей дочери, не думая о том, что она попросит, на самом деле не идет ни в какое сравнение с ее желанием. Он больше боится гнева своей жены, чем попрания Божественного закона. Его больше страшат насмешки его так называемых друзей, чем голос совести, который будет всю жизнь обличать его. Он принадлежит к числу людей, которые могут твердо стоять на своем, зная при этом, где правда и где ложь. И эта твердость – признак не силы его, а слабости. Злые обещания не могут оправдывать злых поступков и преступлений. Никакие обстоятельства не могут обязать человека совершить грех. Таких обстоятельств быть в природе не может, потому что Бог обязал заблаговременно каждого человека противостоять греху. В результате Ирод оказывается лишенным всякой собственной власти и полностью зависимым от того дурного и преступного сообщества, в котором он находится. Дурные сообщества не просто развращают добрые нравы, но они беспощадно подчиняют себе каждого человека, чтобы все были как все. Печальна участь общества, где грех уже не встречает сопротивления, и где торжествует сатана – тот, кто является человеконенавистником и человекоубийцей от начала. Там, где он одержал победу, – в самом главном, где речь идет о всей личности человека, не только о душе, но и о теле, – все остальное уже принадлежит ему само собой. И он покажет, что он действительно человекоубийца.

Мы слышим в Евангелии, что ученики Предтечи – после того, как они взяли и погребли его бездыханное тело, – пришли ко Христу и сказали Ему обо всем. Они приходят ко Христу, не просто потому что растерянные, беззащитные они ищут у Него безопасности, но чтобы получить утешение, которое никто не может дать, как только один Бог может дать, когда такое горе. Они приходят к Нему, чтобы стать Его учениками. Раньше они были Иоанновыми учениками, а теперь до конца – до Креста Христова, до Его смерти, и до собственной мученической смерти – будут следовать за Христом.

«И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком». Время крестных страданий Господа приблизилось. И Господь удаляется в пустынное место для молитвы. Такое место занимает Христос в любви людей, что даже удаление Его от них еще больше влечет к Нему. После мученической смерти Предтечи еще большее число людей последовало за Христом. Так всегда будет в истории Церкви: мученичество святых будет способствовать проповеди Евангелия. Когда Христос удаляется от нас, лучше для нас, хотя плоть и кровь могут советовать противное, следовать за Ним. Присутствие Христово с нами делает пустынное место не только легко переносимым, но желанным, так что пустыня превращается в райский сад.

***

Протоиерей Павел Великанов

В трагическом повествовании евангелиста Матфея о мученической кончине Иоанна Предтечи есть один момент, мимо которого легко пройти, не заметив. Да, мы прежде всего видим коварство и страх Ирода, который боится влияния Иоанна и его резких слов о преступлениях тирана. Да, перед нами – портрет его жены Иродиады, распущенной, жёсткой, мстительной женщины. И в завершение – Саломия, принцесса, которая бесстыдно танцует перед пьяными гостями.

Но давайте посмотрим вот на что – на отношения между матерью и дочерью, между Иродиадой и Саломией. Разве они – нормальны? Ведь Саломия уже достаточно взрослая девушка, чтобы самой принимать решения: но она находится в болезненных, нездоровых отношениях со своей матерью – позволяя ей нагло манипулировать собой! Насколько же надо себя не любить и не уважать, чтобы разрешить использовать себя – принцессу! – в качестве объекта для разжигания похоти в окружающих! Почему она не сказала: «Я не буду танцевать перед этими людьми»?

Саломия – хороший пример инфантильности, которая легко может привести к трагическим последствиям. Она ещё не состоялась, как самостоятельный человек, она всё ещё целиком зависит от лукавой матери – которая относится к собственному ребёнку как к инструменту воплощения в жизнь своих интриг. Саломия страшно боится ошибиться, её пугает сама возможность взять на себя ответственность – вот и бежит она к родной мамочке, чтобы она вместо неё решила, как лучше воспользоваться неожиданной милостью со стороны импульсивного папаши-тирана. И когда перед ней реальная возможность стать юной правительницей – совершенно законно – вместо этого она соглашается передать безумную, исполненную яда ненависти просьбу матери обезглавить Предтечу – превратив её как бы в собственное желание!

Трагедия этих отношений между матерью и дочерью в том, что Иродиада воспринимала Саломию как свою собственность, которой имеет право распоряжаться, как ей вздумается. Не сомневаюсь, что между ними были тёплые душевные отношения взаимной зависимости – вырваться из которых на вольный воздух свободы для Саломии было просто невозможно. Быть заложницей материнской эгоцентричной любви – вот удел, с которым согласилась несчастная Саломия!

Как важно в наших отношениях с детьми постоянно помнить, что любовь к ним не должна быть обволакивающей и удушающей, что они – не наша собственность, что они всё равно не могут быть нашими «проектами», они всё равно станут другими, нежели чем мы хотели бы – и это – прекрасно! Умение постепенно, мало по-малу приучать детей к свободе и ответственности – вот что, на мой взгляд, должно отличать мудрого родителя от самонадеянного!

***

священник Стефан Домусчи

Взрослея, человек получает знание не только о мире, но и формирует мнение о других людях. Причем знания о мире обычно нейтральны, в то время как мнение о людях – хорошее или плохое. Людям свойственно наклеивать ярлыки на других, сводить окружающих к определенным чертам. Кто щедрый, кто скряга, кто праведный, кто неправедный… В то же время, ни один из нас к своим поступкам, а уж тем более мыслям не сводится. Есть в нас глубина, на которой мы каждый раз свободны решать, каждый раз заново, каждый раз выбирая добро или зло.

Люди не видят всех обстоятельств, до конца не знают, что именно побуждает человека поступать так или иначе, поэтому осуждение нередко промахивается, додумывая за другого логику его поступка. При чем, когда сам осуждающий оказывается перед подобным выбором – он тут же находит оправдание своим действиям.

В сегодняшнем чтении мы видим Ирода Четверовластника, человека, который велел казнить Иоанна Кресителя, который взял себе жену брата, который позволил пороку войти в свою жизнь. И все же, если мы посмотрим на него внимательнее, мы увидим, что он сложнее, чем может показаться на первый взгляд.

Первое, что мы о нем слышим – это его ужас, от мысли, что убитый Креститель воскрес и творит чудеса. Что же говорит в Ироде? Только ли страх? Он услышал о ком-то, кто творит чудеса и знамения и сразу принял их на свой счет. Не потому ли, что совесть обличала его в убийстве невинного праведника? Ведь он знал, что совершил тяжелый грех.

Поразительно, но даже в самом чтении мы видим двойственность, видим в Ироде внутреннюю борьбу. С одной стороны, он ненавидел Иоанна за его обличения и хотел его убить, и только народная любовь к пророку останавливала его. Но ведь и мы сами нередко останавливаемся перед тем или иным грехом только из-за последствий, которые он может спровоцировать. Какова же цена такой праведности? Конечно, она очень мала, но и такая бессильная праведность лучше греха, лучше злобы и убийства.

Однако тяжелый грех в отношениях с женой брата ослабляет его душу и он, увлекшись танцем падчерицы, клянется дать ей все, чего бы она ни попросила. И все же, когда Соломея, а именно так ее звали, по научению матери просит голову Иоанна Крестителя, Ирод печалится. Что это? Напускная грусть или мы видим перед собой грешника, в котором не уничтожены остатки нравственного чувства. Который безволен, но не бессовестен? Но если человек безволен, устоять перед грехом ему гораздо сложнее. Он боится проявить слабость, как собственно многие из нас боятся показаться слабыми и поступают так, как им кажется угодно толпе. Но где же сами гости? Почему они молчат? Почему не просят у Ирода отменить свой приказ? Это, конечно, говорит о том, что в грехе бывает виноват не только грешник, но и те, при чьем молчаливом согласии он совершается.

В сегодняшнем чтении мы увидели всю сложность человеческого выбора, всю его плененность грехом, всю слабость совести… Ирод мог поступить иначе, до самого конца он был свободен, он мог дать волю хорошему чувству жалости, а не тщеславию и гордости. Это должны помнить мы все. Даже будучи пленены, даже мысленно согласившись с грехом и желая его, мы можем остановиться и направить свою волю на мирный путь.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О браке
(Мф.14:1–13, 1Кор.6:20-7:12)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол пишет: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена». И далее пишет: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». Одна и та же Божественная премудрость открывается в творении как души, так и тела. Вспомним первые главы книги Бытия. Бог создал первую женщину из ребра первого мужчины. И когда Бог привел ее к Адаму, тот, хотя и впервые увидел, но сразу узнал. Не сказано, какие чувства он испытал. Сказано, какими словами их выразил: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт.2:23). Иными словами, увидев Еву, он сказал: «Это мое. И не просто мое, но – изнутри меня взятое, и специально для меня созданное».

Могучей, таинственной силой связал Бог первых людей. И хотя нельзя сказать, что каждый – только половина человека, но все-таки видим, какое здесь положено основание для неразрывности человеческого рода. Здесь вместе и принудительное, и радостное средство для преодоления человеческого эгоизма, греховной человеческой самодостаточности.

Первый брак первого мужчины был с женщиной, происшедшей из него самого. Следующие браки были между родными братьями и сестрами. Но потом браки между ближайшими родственниками были запрещены, почему и Иоанн Креститель обличал Ирода: «Не должно тебе иметь… жену Филиппа, брата твоего».

Было также запрещено отдавать дочерей за иноверцев и брать оттуда жен. Мы знаем из Священной истории, сколько через это приходило соблазна. А самым первым гибельным смешением было, когда «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт.6:2). Предание объясняет, что сыны Божии, это – потомки благочестивого Сифа, а другие – потомки первоубийцы Каина. Из-за этого вся земля развратилась, и чуть не погибла в водах потопа.

А браки, совершаемые в Господе, соединяли и семейства, и племена, и целые народы. Своим пришествием Господь не упразднил этого, хотя и открыл более совершенный, лишенный чувственной принудительности путь. Апостол Павел, желая всех соединить в новом Адаме, во Христе, для всех «сделался всем» (1 Кор.9:22).

Духовные радости, которые Господь давал ему вкусить, были не сравнимы с радостями брачной жизни. И в то же время Апостол не отталкивает от брака, и даже запрещает одной стороне самовольно уклоняться от супружеского общения, а только – по взаимному согласию, «на время», и только ради «упражнения в посте и молитве».

Апостол хотя и говорит: «хорошо человеку не касаться женщины», – но тут же прибавляет: «но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». В этом – подлинное пастырское величие Божьего человека, способного вместить и тех, и других. И нам надо этому учиться: имея одно дарование от Бога, не предписывать своих законов тому, кто имеет от Бога совсем другое дарование.

Церковный календарь. 26 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 26 июля

Читаем Апостол. 26 июля

Мульткалендарь. 26 июля. Преподобный Стефан Савваит

Мульткалендарь. 26 июля. Мученик Серапион

День ангела. 26 июля

Этот день в истории. 26 июля

&nbsnbsp;