9 июля 2022 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 4-й седмицы по Пятидесятнице

(Рим.6:11–17; Мф.8:14–23)

Исцеление тещи Петра

Евангелие святого апостола Матфея, глава 8, стихи 14-23:

14 Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
15 и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.
16 Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.
18 Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21 Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
23 И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Послание к Римлянам, Глава 6, стихи 11 - 17:

11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его;
13 и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?
17 Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 8:14-23) Мф.8:14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,
Мф.8:15. коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

Вошел в дом Петра вкусить пищи; прикоснувшись же к руке, не только утишил горячку, но и возвратил женщине полное здоровье, так что вернулась ее сила, и она в состоянии была служить. И мы действительно знаем, что много нужно времени, чтобы больные снова окрепли. В то время как другие евангелисты говорят, что Господа просили и потому Он уврачевал болящую, Матфей, заботясь о краткости, не сказал об этом. Ибо я говорил тебе и вначале, что один из них опускает то, о чем другой говорит. Но узнай и то, что брак ничуть не препятствует добродетели, ибо верховный из апостолов имел тещу.

Мф.8:16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,
Мф.8:17. да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис.53:4).

Вечером и не вовремя привели недужных, но Он, как человеколюбец, уврачевал всех. Затем, чтобы у тебя не возникло сомнения, как Он мог в короткое время уврачевать столько болезней, евангелист приводит как свидетеля Исайю. Правда, пророк говорит это о грехах, но Матфей приложил его слова к болезням, потому что большая часть из них происходит от грехов.

Мф.8:18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

Он не был честолюбив, а вместе с тем уклонился и от зависти иудеев.

Мф.8:19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы ты ни пошел.
Мф.8:20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

Книжником называет знающего книги Закона. Этот, видя многие чудеса, подумал, что Иисус получает от них прибыль, поэтому старается следовать за Ним, чтоб и самому собрать богатства. Но Христос, идя навстречу его намерению, почти это сказал: «следуя за Мною, ты надеешься собрать богатства; но разве ты не видишь, что Я не имею даже дома? Таковым же должен быть и Мой последователь». Господь сказал это с той целью, чтобы убедить его последовать за Собою, изменить свое настроение: но книжник удаляется. Некоторые под лисицами и птицами разумеют демонов. Итак, Господь говорит книжнику: «В тебе имеют отдых демоны, поэтому Я не нахожу в душе твоей отдыха для Себя».

Мф.8:21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Мф.8:22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

После того как кто-либо предал себя Богу, он не должен возвращаться снова к житейскому. Должен почитать и родителей, но Бога должно ставить выше них. Здесь же родитель был еще и неверный, что видно отсюда: «предоставь мертвым, – то есть неверным, – погребать своих мертвецов». Если же этот не получил позволения похоронить отца, то горе тем, которые, приняв монашество, возвращаются к житейским делам.

Мф.8:23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

Господь взял с Собою одних только учеников для того, чтобы они видели чудо.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Одному из хотевших идти вслед Господа Он сказал: "Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову", а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого; его похоронят другие, а ты иди за Мною. Это значит, что кто хочет идти за Господом, тому не должно ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, не совместны с этим следованием. Надобно отрешиться от всего решительно, чтоб ничто уже не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания или крест, и снарядившись таким образом идти за Господом. Такова прямая воля Господня! Но кому эта заповедь - апостолам только или всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест - всем ли сказано? Потом, возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей - всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу и Он ответил им: "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 27).

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.8:14–23)

Протоиерей Александр Шаргунов

Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Те, кого Христос сподобляет Своего посещения, должны быть смиренными. Получившим от Него исцеление подобает служить Ему как смиренным рабам все дни своей жизни.

Исцеление Петровой тещи привело ко Христу множество болящих. «Он исцелил ее. А почему не меня? Друга наших соседей? А почему не моего друга?» «К Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом». Накануне пришествия Христова в мир, вследствие умножения грехов, сатана почувствовал небывалую свободу, и множество людей были мучимы им. Но Бог премудро устроил так, чтобы Христос мог показать всем Свою власть над темными силами.

«И исцелил всех больных» – всех без исключения, даже если болящий был недостоин, и болезнь – безнадежная. Так на глазах у всех исполнялось Писание. «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни». От наших грехов – все наши скорби и болезни. Христос взял на Себя наши грехи Своею Крестной смертью, и понес болезни чудесами Своей жизни. Крестным страданием и состраданием к нам Он явил Себя как Врач душ и телес наших.

«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону». Хотя Он видит, что народ хочет, чтобы Он остался здесь, Он должен идти с благою вестью и к другим. Он знает, как Его ждут там. «Приди и помоги нам», – услышим мы этот зов в книге Деяний (Деян. 16:9).

И вот, два человека из толпы, стоящей на этом берегу, хотят следовать за Ним, стать близкими Его учениками. Один из них – книжник, учитель Закона, и мы знаем, что из таких редко кто следовал за Христом. «Учитель! – говорит он, – Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Как прекрасно он сказал, невозможно сказать лучше. Он исполнен пламенеющей ревности и решимости. Кажется, нет ничего важнее в духовной жизни, чем решимость. Но из ответа Христа выясняется, что его решимость была поспешной. Бывает такой внезапный порыв, человек загорается желанием всего себя отдать служению Господу, но при первом испытании обнаруживается, что он ни к чему не готов.

Как испытывает Христос этого учителя Закона? Он говорит ему, что Сын Человеческий, за Которым он хочет идти, не имеет, где приклонить главу. Непостижимо само по себе, что Сын Человеческий, придя в мир, лишил Себя самых элементарных для человеческой жизни условий. Лисицы имеют норы, их норы – их дворцы, птицы небесные, хотя они не заботятся о себе, имеют гнезда. У Господа не было Своего дома, Он и ученики Его жили, питаясь от даров тех, кто служил им. Господь избрал эту вольную нищету, чтобы показать нам, как суетно земное богатство, и научить нас смотреть на него со святым презрением. Чтобы мы поняли, что Он купит для нас Своею кровью несравненно лучшее, и любящих Его навеки обогатит.

Почему Христос говорит об этом сейчас? Разве один ученый богослов не принесет Ему больше пользы, чем двенадцать рыбаков? Но Господь видит сердце этого книжника и отвечает на его сокровенные мысли, и учит всех нас, как мы должны приходить ко Христу. Прежде чем решиться стать служителями Церкви, мы должны сесть и вычислить издержки (Лк. 14:28). И каждый, кто хочет идти за Христом, должен знать самое худшее, что может его ожидать на этом пути. И только потом сделать выбор. Не исключено, что решимость книжника была вполне прозаического свойства. Он видел, как много исцелений совершает Христос, и заключил, что за ними должны следовать немалые материальные вознаграждения. Не за Христом он хочет следовать, а за выгодой, которую можно извлечь из Христа!

Второй из подошедших ко Христу – в противоположность первому – не торопится следовать за Ним, а просит отсрочки. «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Неясно, болен его отец, или умирает, или умер уже, или просто стар, и он хочет упокоить его старость. Кажется, вполне уважительные причины, но сердце его неправо перед Господом. В том-то и дело, что когда колеблется человек, всегда найдутся тысячи отговорок. Но Господь сказал ему: «Иди за Мною». И, несомненно, сила Божия исходившая от этих слов, коснулась его, как других, и он пошел за Христом.

Мы следуем за Христом силой Его благодати, призывающей и укрепляющей нас, а не нашими обещаниями. Вернее, искренность наших обещаний всегда встречает «Божественная благодать, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Или как говорится при монашеском постриге: «Ей, Господу содействующу». Все препятствия устраняются, как не имеющие решающего значения. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов», – говорит Христос. Пусть мертвые духовно хоронят мертвых телесно. Пусть делами мира сего занимаются люди мира сего! Погребение мертвых, и в особенности отца своего, – святое дело, но теперь это не твое дело. У тебя есть иной, Богом предназначенный труд, и ты не должен откладывать его. Любовь к Богу – выше любви к родителям, хотя и та велика, и является одной из главнейших наших заповедей. Мы должны всегда предпочитать Христа самым нашим дорогим отношениям – идет ли речь о трудах ради Христа или о страданиях ради Него.

***

Священник Стефан Домусчи

Если спросить человека о чём он мечтает больше всего, многие сказали бы, что о здоровье. Удивительная зацикленность на хорошем самочувствии является прекрасной иллюстрацией главных ценностей современного мира. Впрочем, ценность эта сама по себе не делает человека счастливым, ведь здоровью могут сопутствовать бедность, одиночество, отсутствие душевного покоя и многое другое… И даже понимая ограниченность этой ценности, многие знают., что без болезней жизнь на земле была бы проще. Дети, особенно если они сталкиваются с болезнями своими или близких, часто мечтают о том, чтобы болезней на земле не было совсем. В этих мечтах хотя бы отчасти можно увидеть мир в его лучшем состоянии, в том состоянии, в котором его сотворил Бог, когда болезней и смерти действительно не существовало. Важно помнить, что Бог и сейчас попускает существование болезни только лишь как горького лекарства и не радуется болезни и смерти грешника.

В сегодняшнем чтении мы видим как Христос заходит в дом, в котором лежит в горячке теща апостола Петра. Он прикасается к ее руке и она встает с постели здоровой. Удивительная способность, которой многие позавидовали бы многие. Только представить себе, лежит перед тобой больной человек, ты его касаешься и он уже здоров. Поразительно! О чём можно еще мечтать? Но мы видим, что Христос, хотя и делает это, хотя и любит людей и желает помочь им справиться с бедами и трудностями, в тоже время зовет их к большему. Важность для Христа человеческого здоровья и в то же время его относительность, видна хотя бы в том, что исцеляя человека, Спаситель никогда не делает на этом серьезного акцента, исцеление всегда повод к чему-то более значимому. Здесь мы видим тоже самое: исцеление тещи Петра не самоцель, но проходящий сюжет, который имеет развитие и продолжение: она встает и начинает ему служить. Наверное, можно сказать, что в образе этой женщины, как и в некоторых других евангельских сюжетах, мы видим определённую парадигму, которую задаёт Христос. Не в том, конечно, смысле, что исцеление происходит ради дальнейшего служения, но в том, что исцеляя тело, Христос ждет от человека исцеления духа. При чем важно помнить, что во всех подобных ситуациях человек всегда остается свободен и сам решает как ему поступить.

После этого, вечером, к нему приходит большое количество людей, нуждающихся в исцелении. Всем им дарована свобода от болезней, душевных и телесных. Бог, не создававший человека больным, берет на себя по своему человечеству наши немощи и болезни. Берет их, потому что любит и желает поддержать нас на этом пути. И в этом милостивом и обильном служении людям Он являет нам удивительный пример участия в том, что, казалось бы, к Нему не относится. Люди сами покинули Его, сами избрали путь опустошенной и безбожной жизни… Как часто и мы сами рассуждаем именно так, говоря о человеке, что он несчастен, потому что виноват сам или кто-то другой, из его окружения. Это ведь не наша забота.

Сегодня Христос показывает нам, что боль любого, кто находится рядом с нами – часть нашей заботы о мире, часть нашей христианской жизни. Не делом, так словом, не словом, так мыслью и молитвой о помощи – мы должны являть миру любовь и участие, потому что мы Христовы ученики.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О жертвах и Жертве

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь исцелил от горячки Петрову тещу. Потом «к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных». Это – видимая для всех, славная сторона дела. Но что в это же время происходило невидимо? Эту тайну приоткрывает слово Божие устами пророка Исаии. Оказывается, ничто на земле не исчезает бесследно. И наши болезни, и наши грехи, все это – либо на нас, либо на том, кто согласится взять это на себя.

Господь и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Это очень трудно осмыслить. Не зря же Бог за тысячи лет начал готовить людей к пришествию Агнца Божия, призванного взять на Себя грех мира. Чтобы с разных сторон показать эту единую, всеобъемлющую Жертву, – в ветхозаветной религии были установлены разные виды жертв.

Была жертва всесожжения, когда жертвенное животное полностью сжигалось.

Была жертва мирная, когда все участники жертвоприношения вкушали приготовленное мясо закланной жертвы.

И была ежегодная жертва за грех всего народа. Возложив руки на голову животного, первосвященник исповедовал «над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их и все грехи их». После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую», «в пустыню» (Лев.16:21-22)

Невозможно одно и то же животное и принести во всесожжение, и употребить в пищу, и отпустить. Господь же и принес Себя во всесожжение послушания Отцу; и дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь. Но также и «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Поэтому когда один книжник выразил готовность следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, Господь сказал: «лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу». Он говорил именно о Своей жертвенной, грехоносной неприкаянности. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53:4-6).

И тех, кто хотел царствовать с великим чудотворцем и целителем, Господь предупреждал, что Ему, на самом деле, негде приклонить главу. А в ком Он видел стремление представить «себя Богу, как оживших из мертвых… в орудия праведности», в ком видел желание быть мертвым «для греха, живым же для Бога»,- тому Он помогал сразу и решительно выбрать. И когда такой человек говорил: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», – то Иисус отвечал: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Церковный календарь. 9 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 9 июля

Читаем Апостол. 9 июля

Благая часть. 9 июля

Мульткалендарь. 9 июля. Преподобный Давид Солунский

Мульткалендарь. 9 июля. Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский

День ангела. 9 июля

Этот день в истории. 9 июля

&nbsnbsp;