15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
16 По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
20 Итак по плодам их узнаете их.
21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
(Мф. 7:15-21) Мф.7:15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
Мф.7:16. По плодам их узнаете их.
Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: «берегитесь». Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их – уда. Овечья одежда – это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. От своего плода они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются.
Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
Мф.7:17. Тáк всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
Лицемеры – это виноградники и репейники: виноградники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево – это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь.
Мф.7:18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Пока оно худо – не может, если же переменится, то может. Обрати внимание, что Господь не сказал, что никогда не будет в состоянии, но что до тех пор не рождает добрых плодов, пока худо.
Мф.7:19. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь.
Мф.7:20. Итак, по плодам их узнаете их.
Это направлено против иудеев, ибо и Иоанн говорил им то же. Человека уподобляет дереву потому, что он может быть привит от бесплодного греха к добродетели.
Мф.7:21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
Здесь словами «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!» показывает Себя Господом, так как Сам называет Себя Богом и научает нас, что если мы будем иметь веру без дел, то не получим от этого никакой пользы. «Исполняющий волю»; не сказал: «исполнивший один раз», но – «исполняющий» до самой смерти. И не сказал: «волю Мою», чтобы не соблазнить слушателей, но «волю Отца Моего», хотя, конечно, у отца и сына воля одна, если только сын не изменник.
"Берегитесь лжепророков". С начала христианства и доселе еще не было времени, когда бы не имело приложения это предостережение. Господь не указал, каких именно остерегаться лживых пророков, ибо как их определить? Они меняются, как мода, и всякое время порождает своих. Они всегда выступают в одеждах овчих, с видом доброжелательства в поступках и с призраком истины в речах. В наше время одежда их сшита из прогресса, цивилизации, просвещения, свободы мыслей и дел, личного убеждения, не принимающего веры, и тому подобного. Все это льстивая прикрышка. Потому-то, встречая выставку этой одежды, не спеши открывать уха твоего речам одетых в нее пророков. Присмотрись, не кроется ли волк под этой овчею одеждой. Знай, что Господь единый двигатель к истинному совершенству, единый умягчитель сердец и нравов, единый просветитель, единый дающий свободу и исполняющий сердце ощущениями истины, дающими убеждение, которого ничто в мире не сильно поколебать. Потому, коль скоро заметишь в речах новых пророков какую-либо тень противоречия учению Господа знай, что это волки-хищники, и отвратись от них.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь предупреждает нас против лжепророков. Мы должны остерегаться их, чтобы не оказаться обманутыми. Пророки возвещают о будущем и о том, как мы должны жить сейчас, а лжепророки одновременно и лжеучители.
Остерегайтесь их, ибо они – волки в овечьей одежде. Они изображают из себя овец, показывают себя кроткими, смиренными, во всем хорошими. Их грехи и заблуждения покрыты позолотой святости и благочестия. Сатана хочет явиться ангелом света (2 Кор. 11:13–14). Но это хуже лицемерия. Лицемер – козлище в овечьей шкуре, а лжепророк – волк в овечьей шкуре. Восстающие на истину – губители душ человеческих. Потому – «берегитесь лжепророков».
Мы знаем золотое правило, помогающее нам избежать этой опасности. Мы должны все испытывать (1 Сол. 5:21). По плодам их узнаете их. Дерево узнается не по коре, не по листьям и не по ветвям, но – по плодам. Каково дерево, таков и плод. Не собирают винограда с терновника и с репейника – смоквы. По природе своей они не могут производить такие плоды. Злые порочные сердца подобны терновнику и репейнику, они исполнены греха, и в них уже сейчас входит адский огонь. Добрые дела – добрый плод подобный винограду и смокве, приятный для Бога и полезный для людей. Невозможно ждать доброго плода от нечестивого человека. Люди познаются не по отдельным поступкам, но по всей своей жизни.
«Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь». Эти же слова мы слышим и от Предтечи. Что такое бесплодные деревья? Это деревья, не приносящие доброго плода. Порою может быть и плод, но если это недобрый плод, – дерево считается бесплодным. Какова участь бесплодных деревьев? Их срубают и в огонь бросают. Бог поступит с этими нечестивцами, как люди поступают с иссохшими деревьями, которые напрасно занимают землю.
«По плодам их узнаете их». По плодам того, что представляют собой они, по их словам и поступкам, по всей их жизни. Если вы хотите понять, христиане ли эти люди или только по имени, посмотрите, как они живут. Их дела будут свидетельствовать за них или против них. Бог не мог послать тех, кто ведом нечистым духом. Бог полагает сокровища Свои в золотые сосуды, но не в наполненные грязью.
Вы узнаете их по плодам их учения. Мы знаем, каков плод проповеди у пророков. А это учение куда направлено? Прививает ли оно любовь к истине и благочестию? Если это учение от Бога – оно будет вести к смирению, к чистоте, к любви, ко всему, что Христово. Но если, напротив, дерзающие именовать себя учителями утверждают людей в гордости, в тщеславии, в нечистоте, во всякой неправедности, уводя их от узкого спасительного пути, мы можем заключить, что это «мудрость» – не есть сходящая свыше, но земная, душевная, бесовская (Иак. 3:15).
Вера и добрая совесть – неотделимы друг от друга. Потому «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное», в Царство благодати и славы, – говорит Христос. Недостаточно говорить: «Господи, Господи», исповедуя Христа Сыном Божиим вместе со всею Церковью. Это исповедание необходимо, но мы должны остерегаться оказаться среди «имеющих вид благочестия, а силы его отрекшихся». Надо, чтобы мы были послушны Христу, исполняя волю Отца, Сущего на Небесах. В том Его воля, чтобы мы веровали во Христа, каялись в грехах, старались жить по заповедям Его, и любили друг друга. Как часто слова и дела расходятся в жизни человеческой, но Христос пришел, чтобы соединить их в Своей заповеди, которая есть жизнь вечная.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Контекст речи Христа показывает, что под теми, кто не приносит ожидаемого плода, Он подразумевал религиозных вождей своего времени. Именно про их молитву как молитву бесполезную и бессильную говорит Спаситель. И именно так понимают эту речь Христа древние толкователи. Для нас совершенно не актуальны палестинские национальные и религиозные баталии двухтысячелетней давности. Но при этом Церковь всем своим опытом и своей жизнью утверждает универсальность слов Христа, они актуальны для всех народов и для всех поколений. Святитель Филарет, митрополит Московский, видел в этих словах предостережение против лжеучителей, которые, в общем-то, являются идейными наследниками евангельских первосвященников, книжников и фарисеев. Да, сегодня эти группы людей носят иные имена, они совершенно иначе выглядят, они принципиально иначе строят свою речь, они используют совершенно иные средства для продвижения своих идей. Зачастую они не стоят в открытой оппозиции к Церкви Христовой, они почитают Христа. Может быть, что формально они находятся в Церкви. Единственный способ понять, что стоит за этими людьми, это те плоды, которые приносит их деятельность. Это то, чего они достигли как христиане. Впрочем, говоря о «них», вполне можно подразумевать и «нас» в том случае, если при внешнем благолепии и красивых правильных словах нет тех плодов, о которых говорит Господь.
Аналогия, которую мы услышали, весьма наглядна. Действительно, фруктовый сад избавляют от бесполезных деревьев. Но с деревьями все просто: на яблоне должны быть яблоки, на вишне — вишенки, от черешни мы ждём черешню, и желательно не слишком водянистую, чтобы она мгновенно не сгнивала. Если же деревья не оправдывают наших ожиданий, мы от них избавляемся и заменяем их другими, в надежде, что они принесут хорошие плоды. Но какого плода ждёт Бог от человека? Христос не даёт прямого ответа в этом месте Священного Писания, ответ дал нам Его первоверховный апостол Павел. В Послании к Галатам он с замечательной ясностью смог перечислить плоды, которые Бог ожидает от человека. Это «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». А в другом месте тот же самый апостол Павел пишет о том, что самый великий дар и самый ценный плод, без которого все остальное не только не имеет значения, но и попросту невозможно, это любовь. Не та любовь, которая горячит кровь и заставляет совершать крайне неразумные поступки, а деятельная любовь к Богу и человеку. Стремление помочь всем и каждому не потому, что так надо, а потому что невозможно поступать иначе. Если у человека есть такая любовь, то он всегда будет занят и у него не будет времени ни на осуждение кого бы то ни было, ни на мысли о себе самом и своём месте в мире. Помоги же нам, Господи, принести Тебе этот самый вожделенный и самый великий плод!
О добрых и о худых плодах
Протоиерей Вячеслав Резников
Господь предостерегает от ложных пророков, которые приходят «в овечьей шкуре, а внутри суть волки хищные». Господь говорит, что они узнаются по плодам, ибо «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». Причем, у истинного пророка добрые плоды произрастают даже на самой неблагоприятной почве.
Апостол сегодня продолжает говорить о иудеях и язычниках, о вере и законе, о обрезании и не обрезании. Чему же он учит, и каковы плоды его учения? Вот, он показывает, что все люди одинаково под грехом, что все мы во Адаме согрешили. Он показывает также, что все мы и спасение находим только во Христе. Ясно, что Апостол старается соединить во Христе весь рассеянный человеческий род.
Но вот он касается Авраама. Авраам, это как раз тот, кого Бог избрал, выделил из всех, и дал заповедь обрезания, как внешний знак вечного избранничества. Авраам для его потомков, евреев, стал символом вечного разделения. На этом держалась иудейская гордость: «Мы чада Авраамовы», и в этом – все!
Но сказав, что Аврааму его глубокая вера вменилась в праведность, и что «блажен человек, которому Господь не вменит греха», Апостол неожиданно спрашивает: «Блаженство сие относится к обрезанию или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера его вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания»? И сразу видим, что – «не по обрезании, а до обрезания»! Сначала Авраам был в том же положении, как и все люди. Бог избрал его не по пристрастию, а за то, что Авраам именно имел настоящую веру, которая, собственно, и вменилась ему в праведность.
И оказывается, что Авраам – не только родоначальник богоизбранного народа, не только «отец обрезанных», но – истинный отец и «всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность». В том, что разделяло, Апостол увидел то, что как раз объединяет. И он показал, что Господь не отвергает никого из необрезанных, как не отверг необрезанного Авраама. А обрезанному, но не ходящему «по следам отца нашего Авраама», вовсе нечем превозноситься. «Неужели Бог есть Бог иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников».
Так, истинный пророк приносит плод единения в мире, собирает рассеянное, упраздняет повод для вражды. А что скажем о тех, кто, – наоборот, уже после Христа, пытается внести разделение в уже единую церковь, кто пытается снова какой-либо народ провозгласить особым, богоизбранным народом, который будто бы должен принести спасение другим? Не сеет ли он как раз те семена, плодом которых будет пустое самообольщение?
«По плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного».
|