В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 28:14-22. На веч.: Быт. 10:32-11:9; Притч. 13:20-14:6)
32 Вот племена сынов Ноевых, по родословию их, в народах их. От них распространились народы по земле после потопа.
1 На всей земле был один язык и одно наречие.
2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.
3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.
4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.
8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город.
9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
14 Итак слушайте слово Господне, хульники, правители народа сего, который в Иерусалиме.
15 Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
16 Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится.
17 И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства.
18 И союз ваш со смертью рушится, и договор ваш с преисподнею не устоит. Когда пойдет всепоражающий бич, вы будете попраны.
19 Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас.
20 Слишком коротка будет постель, чтобы протянуться; слишком узко и одеяло, чтобы завернуться в него.
21 Ибо восстанет Господь, как на горе Перациме; разгневается, как на долине Гаваонской, чтобы сделать дело Свое, необычайное дело, и совершить действие Свое, чудное Свое действие.
22 Итак не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче; ибо я слышал от Господа, Бога Саваофа, что истребление определено для всей земли.
20 Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла.
21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
22 Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром.
23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного.
24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка.
25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его.
26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишение.
1 Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
2 Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем.
3 В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов.
5 Верный свидетель не лжет, а свидетель ложный наговорит много лжи.
6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко.
«Иже щадит жезл свой, ненавидит сына...: любяй же наказует прилежно» (Притч.13:25).
Оставим детей и займемся собою. В отношении к каждому это значит вот что: не щади себя, прилежно наказывай. Саможаление – корень всех наших поползновений на грех. Кто же не снисходит себе, тот всегда тверд в добре.
Больше всего держать надо в самой строгой дисциплине плоть, эту рабу несмысленную. Когда томят ее, она смиренна; а дай ей только малую льготу, уж она начинает показывать когти и свирепеть очами любострастными. Но дивно то, что, хоть не говори, все стоят за плоть и всякие ей выдумывают угодья. Даже наука будто бы без этого нейдет. Что же это должно быть за наука такая?
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Строительство высокой башни само по себе совершенно безобидное занятие. Может вызвать некоторое недоумение решение Бога: Он видит стройку и решает сделать так, чтобы люди прекратили понимать друг друга. Нам не дано знать, как это смешение выглядело на практике, но любой, кто интересуется языкознанием, прекрасно осведомлен о гипотезе моногенеза, которая говорит о происхождении человеческого языка от одного источника. Эта гипотеза находит свое подтверждение в выявлении общих для всех языков базовых лексем. Получается, что есть некая оболочка языка, которая может менять свои формы, и под этой оболочкой живут общие формы, которые зачастую с трудом различимы. Но автор книги Бытия пророк Моисей не ставил перед собой задачу описать механику процесса разделения единого человеческого языка на множество различных не схожих между собой языков. В его рассказе акцент сделан на причины разделения. Это решение Бога. Но решение не случайное, оно вызвано определенными стремлениями человека. Современный русский перевод передает мотив начала строительства башни такими словами: «Построим город с башней до неба, — сказали люди. — Так мы прославим наше имя, чтобы не рассеяться по свету бесследно». Получается, что причина строительства башни не в том, что она была необходима, она лишь некий символ, который призван прославить имя строителей. Люди понимали свою ограниченность и пытались таким образом показать, что они представляют из себя нечто великое в отрыве от Бога, они пошли по пути повторения мыслей, логики и, как следствие, траектории денницы, падшего ангела, который отпал от общения с Богом. Пророк Исайя так описывает падение этого ангела: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: „взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе́ в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему“. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». (Ис. 14:12–15) Нам могут нравиться эти библейские рассказы или же мы можем относиться к ним с недоумением. Но факт остается фактом: величие любого из сотворенных существ возможно лишь в Боге. В отрыве от Бога все обращается в прах. Попытка сделать себе имя без Бога неизбежно приводит к результату, который противоположен нашим ожиданиям. Сегодняшнее библейское повествование — это предельно ясный приговор всем нашим попыткам доказать Богу, самим себе и всем окружающим свой личный особый статус. Это приговор тому, что мы делаем не по необходимости и не просто по велению сердца, а исключительно для поддержания статуса, ради собственного имени, ради собственной славы.
***
Священник Антоний Борисов
Периодически мы слышим о том, как в той или иной стране начинается очередная «стройка века». Люди вновь бросают вызов законам физики и архитектуры и стремятся построить очередное самое высокое здание на земле. Сегодня таковым считается небоскреб Бурдж-Халифа в Дубае. Высота его составляет 828 метра. Впрочем, желание воздвигнуть здание, которое бы было символом человеческого могущества, присутствует у людей с самых древних времен. Первым подобным проектом была так называемая Вавилонская башня.
История Вавилонской башни описывается в книге Бытия, первой книге Библии. В ней говорится, как все люди, населявшие землю, собрались вместе и решили построить самую высокую башню в мире. Для этого им понадобился, как сегодня мы бы выразились, инновационный материал. «И сказали (люди) друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней». Обожженные огнем кирпичи в церковнославянской Библии именуются «плинфами». Плинфа — строительный материал, который использовался не только в Палестине, но и в Византии, и даже на Руси. Плинфа представляла собой тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы. О размерах библейской плинфы нам ничего не известно. А вот в Византиии и на Руси для постройки зданий использовались плинфы размером 30 на 30 сантиметров. Толщина их составляла два сантиметра. Возможно, плинфы для Вавилонской башни были похожи на древнеримские, которые были большего размера и представляли собой куб. Но, повторюсь, это только гипотеза.
Сегодняшнее библейское чтение призывает нас задуматься не столько об исторических деталях строительства Вавилонской башни, сколько о цели этого мероприятия. Существует мнение, что сооружение «высотой до небес» должно было вознестись ввысь не столько в физическом смысле, сколько в мистическом.
Вавилонская башня представляла собой нечто наподобие зиккурата — портала-колодца в мир духовный. Постройка такого объекта свидетельствовала о начавшемся очередном этапе деградации человечества. Люди стали привносить в духовную жизнь технологии. Прежнее понимание того, что с Богом может разговаривать только чистый сердцем, отошло на второй, если не третий план. Люди посчитали, что могут создать канал гарантированной связи с небом, говорить при помощи него с Творцом лицом к лицу. Вне зависимости, что собой лицо человека представляет.
Господь долго терпит наше неразумие, но гордость обычно довольно быстро пресекает. Потому что именно гордость больше всего отравляет человеческие сердца. Потому Бог и прекратил довольно скоро самую древнюю стройку века. Господь отнял у людей возможность говорить на одном языке. Вместо единого наречия Творец дал нам множество языков. Строители перестали понимать друг друга, начали ссориться и, в итоге, бросили свой проект.
Тем не менее, Библия вновь показывает нам, что Господь способен любое зло обернуть во благо. Сегодня мы оправданно восхищаемся многообразием человеческих культур. В каждой из них находятся новые грани осмысления окружающей нас реальности. Но при этом не будем забывать, где находятся корни этого многообразия. А еще будем помнить, что в лице Своего Сына, Иисуса Христа, Бог вернул людям возможность вернуть утраченное единство. Апостол Павел пишет, что в Господе Иисусе нет ни эллина, ни иудея, но есть новое творение. Благодатное воздействие любви Христовой преображает человека, побуждает его искать единения с братьями и сестрами по вере в Церкви, дает возможность напрямую общаться с Творцом. Общаться без помощи кирпичей и башен.
***
(Книга пророка Исаии 28:14-22)
Священник Стефан Домусчи
Людям свойственно надеяться на лучшее. Они надеются на Бога, на государство, на помощь ближнего… Сегодня модно говорить, что надеяться надо только на самого себя, на свой ум, свою хитрость, иногда даже на то, что человек найдет в себе силы совершить грех. Все это, конечно, потому, что человек живет постоянно решая проблемы: здоровьем, деньгами, едой, с чем угодно. Он все время надеется, что его жизнь будет обеспечена… Чем обеспечена, это уже каждый решает сам. Одно ясно, ради этого люди готовы идти на многое.
Сегодняшнее чтение, конечно, имеет историческую подоплеку. Развратившиеся правители иудейского царства надеялись, что ассирийцы, которые в то время поражали окружающие народы, до них не доберутся. Намереваясь договорится с ассирийцами или египтянами они думали, что останутся невредимы… Но подлость не может выручить человека по-настоящему… Поэтому Бог говорит им, что через них пройдет всепожирающий бич, и все они будут попраны и вся их жизнь совершенно расстроится до такой степени, что короткие постели не позволят им разогнуться и они не смогут укрыться под узким одеялом… Разрушится не только государство, но и частная жизнь простого человека.
Все это произойдет потому, что люди положили в основание своей жизни ложь и клевету, хитрость и коварство. Но тут же Бог говорит этим людям: не кощунствуйте, чтобы не стали узы ваши еще крепче. Мало того, что они развратились, они еще и хвастаются своим грехом. И Бог говорит им: не кощунствуйте, потому что пока моя милость с вами, даже и отвратившимися, я милую вас, но если продолжите — останетесь с врагом один на один…
Но разве перевелись люди которые и сегодня надеются на хитрость и коварство, которые думают что заключив союз со смертью и преисподней, они смогут обеспечить свою жизнь… Конечно же сегодня таких людей немало… Да и сами мы всегда ли надеемся на Бога и стремимся Обеспечить себя самым лучшим образом, каким обеспечивается нас Бог. Он готов положить в основание нашего дома самый лучший и крепкий угловой камень. Тот, кто доверится Богу получает твердое основание для жизни. Такой человек не падает, потому что надеется не на себя, не на нечто временное… Нет… Он надеется на Бога и в этой своей надежде не постыдится.
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Возможно ли договориться со смертью? Да, вопрос этот звучит абсурдно. Но, с одной стороны, пророк Исайи пишет о таком договоре — «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор», с другой — а что по своей сути представляют собой наши старательные попытки всеми возможными способами продлить себе жизнь? Исайя писал эти слова применительно к Ассирии: она — смерть для иудеев, но находились те, кто пытался договориться, кто через использование лжи и потери самих себя делал все для того, чтобы отсрочить смерть или вовсе ее избежать. Именно к этим людям и обращает свое слово пророк, именно они должны были услышать его странную и немного нелепую метафору. Нелепость слов Исайи должна была показать нелепость действий политиков. Но пророк не был бы таковым, если бы он вслед за этим не предложил альтернативную программу действий, или, как мы сегодня говорим, не озвучил бы положительную повестку.
Для Исайи очевидно, что все попытки договориться с Ассирией — ложь и обман. Это заведомо тупиковый путь, соответственно, альтернатива лежит в плоскости отказа от них, она в том, чтобы в основу жизни полагать не изворотливый человеческий ум и дипломатические таланты, а правду Божию, тот закон, который Бог дал своему народу. В основе же закона милость, именно она — тот самый краеугольный камень, о котором говорит пророк: «вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится».
Конечно, слова пророка можно распространить на абсолютно любую жизненную ситуацию. Не постыдится тот, кто не пытается обмануть самого себя и Бога, ведь это ничто иное как абсолютное безумная попытка договориться со смертью, не постыдится тот, кто в основании своих действий кладет правду и милосердие. Такому человеку нечего бояться, то, что он строит, не рухнет, а его надежда не будет посрамлена.
Мы все это прекрасно знаем. Я прекрасно понимаю, что мое повторение прописных истин вряд ли способно принести что-то новое. Знал это и пророк Исайя. В начале 28-й главы, часть которой мы услышали, есть слова, которые не вошли в сегодняшний отрывок, но это очень важные слова, и я позволю себе их процитировать: "«кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? Ибо всё заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного» (Ис. 28:9–10). В оригинальном еврейском тексте здесь используется очень любопытная игра слов, которая призвана изобразить поведение неразумных младенцев, которым не интересно что-либо серьезное, которые устало вздыхают, когда слышат очередное нравоучение и жаждут его скорейшего окончания с тем, чтобы вернуться к своим забавам. Именно так пророк изобразил своих слушателей, тех людей, которые все знают и все понимают, но при этом не хотят что-либо делать для исправления своей жизни.
***
(Притчи Соломона 13:20-14:6)
Священник Дмитрий Барицкий
Премудрый царь Соломон продолжает свои наставления о том, кто такой мудрый человек и как эту мудрость приобрести. По его словам, первое и самое главное — хочешь стать мудрым, ищи общества мудрых. Их образ мыслей, слова, поступки, будут благотворно влиять на твою жизнь. Действительно, качество нашей жизни во многом зависит от круга нашего общения. Как говорится в другой книге Священного Писания, «с преподобным, будешь преподобным, с нечестивым развратишься». Как ни крути, человек — существо социальное. Мы заражаемся настроениями друг друга, словно вирусом. Зачастую это происходит помимо нашего осознанного желания, а то и против него. Можно вспомнить хлесткую русскую пословицу: «с волками жить — по-волчьи выть». Поэтому чувствуешь, что ведешь жизнь, которая потихоньку начинает тебя разрушать, однако сил выбраться нет, посмотри, с кем ты общаешься. Наверняка, большинство из того, что ты делаешь, и что тебе мешает — это еще не твои привычки, это лишь влияние компании. Может быть, стоит подумать о том, чтобы сократить время, которое вы проводите вместе с товарищами? Каждый из нас знает множество печальных примеров пренебрежения этой истиной. Самое безобидное, что приходит на ум, так это фраза из всем хорошо известного мультфильма: «в детстве был благовоспитанным мальчиком, но начал играть в орлянку, связался с пиратами и покатился…» Поэтому, ищи общества лучших. У кого ты можешь заимствовать что-то полезное для тела, души и ума.
Эту же тему влияния Соломон продолжает и относительно воспитания ребенка. Здесь важный момент: не только наши слова и наставления делают нашего ребенка. Они всего лишь верхушечка айсберга. Его делает то наше устроение, которое передается от человека к человеку даже тогда, когда он молчит. Душа ребенка — это отпечаток той неуловимой атмосферы, которая царит в доме, и которое создаем мы, взрослые, помимо того, что мы говорим и делаем. По мысли Соломона, источником этой атмосферы должна быть Божественная Мудрость, которая живет в сердцах благочестивых людей. Ее дух будет чувствоваться в их словах, делах, в их образе мыслей и таким образом под его влиянием сформируется и маленький человечек.
Это не значит, что воспитание ребенка — аморфный, бесхребетный процесс. Делай, дескать, что хочешь, мой мальчик. Соломон утверждает, что воспитание должно быть направленным, иметь жесткий вектор. На это указывает, пожалуй, самый известный педагогический постулат Соломона: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Не обязательно понимать этот стих строго буквально и спешить применить его на практике. Само словоупотребление допускает достаточно широкое толкование. Дело в том, что еврейское слово «шевет», которое переведено как розга, имеет другое, более распространенное значение. Это жезл. В древности он являлся одним из символов власти. В этом случае мы получаем несколько иной смысл: не пороть розгой, а регулярно употреблять родительскую власть, чтобы ребенок не распустился. Для того, чтобы ребенок лучше впитал в себя ту духовную атмосферу, которая царит в доме, его нужно направлять, корректировать его поведение, применяя родительскую власть. Все эти слова напоминают всем нам, что в воспитании опасен как излишний либерализм, так и чрезмерная строгость.
Итак, всем нам мудрый царь Соломон дает совет: внимательно выбирай с кем ты общаешься. Ведь только так в итоге ты сам сможешь оказать благотворное влияние на тех, кто тебе дорог и кого ты любишь.
***
Священник Стефан Домусчи
Помню несколько лет назад мне встретился спор о глупости. Является ли она выбором самого человека или данностью, с которой ему приходится жить? С одной стороны, очевидно, что люди обладают разными интеллектуальными способностями, получают далеко не одинаковое образование... Но далеко не все согласятся, что быть глупым и не иметь образования — это не одно и тоже. Но, может быть, глупость соотносится со смекалкой, сообразительностью или отсутствием таковых? В первом случае человек может не любить учебу, быть внутренне ленивым и в итоге не получить необходимых знаний. Во втором, скорее речь идет о складе и темпераменте, который меньше зависит от человека. Но вот среди всех этих рассуждений, вспоминается мне один диалог в храме, в ходе которого священник сказал, что глупость — это не грех и услышал в ответ: «Нет, батюшка, в этом случае я чувствую, что глупость — это именно грех». И было в этом ответе что-то глубокое и правдивое. Глупость можно понимать по-разному, и тогда она в разной степени будет зависеть от выбора самого человека. Однако в книге Притчей мы очень часто сталкиваемся с таким представлением о глупости, которое явно подчеркивает ответственность самого человека.
В чем же суть той глупости, за которую человек может быть ответственен? Очень просто. В отказе от глубины, от духовного труда, от осмысления жизни, от того, чтобы вникать в нравственную проблематику событий, принимать трудные, но правильные и ответственные решения. Иными словами, глупостью Соломон называет то, что сегодня мы назвали бы легкомысленностью. И если под таким углом зрения посмотреть на сегодняшнее чтение, станут понятны неутешительные мысли автора, который говорит, что глупые не хотят уклоняться от пути зла и те, кто водят с ними дружбу — развратятся.
Может показаться, что мера ответственности человека преувеличена. И все же, очевидно, что нравственный и духовный труд предполагает серьезные усилия... Но для чего же их предпринимать, если можно этого не делать. Если можно переложить ответственность на других и просто принимать чужой выбор как норму жизни? Кто-то решил, что жизнь человека начинается с первого вздоха — значит так и есть... Ничего, что он может улыбаться и зевать еще в утробе, ничего, что тысячи лет в разных культурах и на разных континентах это считалось убийством... Раз сегодня такая норма, человек принимает ее как данность... И так со всем, со взятками, которые хотя и считаются преступлением, приняты как нечто обыденное, с разводами, изменами, брошенными детьми... Но отказавшись от жизни по совести и не желая отвращаться зла в собственной жизни, бессмысленно ждать перемен к лучшему, потому что «грешников преследует зло» в то время как праведникам воздается добром. Это не значит, что в жизни земной все решается так линейно, но на ней все не заканчивается. Тот, кто пускает зло в собственную душу, пускает его в свою жизнь навсегда, тот же, кто живет праведно, может претерпевать зло, которое случается с ним, но добро наполняет его душу.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Библейская история о Вавилонском столпотворении говорит нам о человеческом величии и ничтожестве, о человеческой гордыне и ее смирении Богом. действие переносится в землю Сеннаар, то есть в Месопотамию, Вавилон. Вавилон в Священном Писании символ безбожной цивилизации, государства, подданные которого поклоняются всевозможным кумирам и идолам, среди которых основные – власть, сила, богатство.
Такое государство может казаться вечным и всесильным, но рано или поздно терпит крушение. История дает нам много тому примеров. Жители Вавилона толковали имя своего города и столицы мощной империи, как «врата Бога», или небесные врата. В Священном Писании это толкование соединяется с другим, берущим начало в библейском языке, в котором слово «вавилон» созвучно с еврейским словом, означающим «смешение», путаница; вавилон – путаница.
Люди Вавилона желали добраться до неба, то есть до Самого Бога, но были рассеяны по земле и перепутаны вместе со своими наречиями, так что перестали понимать друг друга. Рассказ очень символичный и поучительный. Он содержит в себе истину о цивилизации, независимости и Суде Божием.
Многие люди и в древности, и ныне высказывают очень поверхностное мнение о том, что, мол, старое всегда лучше нового. Что цивилизация, наука, техника приносят человечеству только беды. Но слово Божие вовсе не учит, что старое всегда лучше, или что прогресс или цивилизация сами по себе плохие. Нет. Такое учение отрицало бы одну из важнейших религиозных истин, а именно: истину о том, что человек создан по образу Бога, Творца Небесного, как творец земной – это человек.
Но слово Божие учит, что всякая культура, всякая цивилизация и всякое государство потерпит катастрофу, если люди будут жить без Бога, будут жить так, как если бы Бога не было вообще. Это касается и диктатур, и демократий, и атеистических государств, государств, называющих себя христианскими.
Независимыми от Бога хотели стать Адам и Ева, независимым от Бога хотел стать Каин. Сегодня это видно больше, чем когда-либо. Как часто приходилось и приходится слышать наивное утверждение, что наука, мол, вполне может заменить Бога. Но Бог отвечает на это Своим Судом. И Суд Божий состоит в саморазрушении безбожного мира.
В библейском рассказе говорится именно о таком строительстве цивилизации без Бога. Люди стали обжигать кирпичи, использовать асфальт в качестве строительного материала и начали строить город и башню, высотою до небес. Здесь под словом «небеса», согласно библейской символике, следует понимать Бога. Соперничая с Богом, люди хотели дорасти до Него, сравняться с Ним. Так безбожное культурное творчество, питаемое гордыней, началось с вызова Богу. Людей преследовал страх рассеяния. Они хотели быть едиными и через единство быть сильными: один народ, одна империя. Они хотели, чтобы память о них осталась в веках: сделаем себе имя, — говорили они. Они хотели стать великим единым народом и возвеличить свое имя. Им была чужда истина, возвещенная Господом: «Кто возвышает себя, тот унижен будет». Истинно высок тот, кого возвышает Бог, а не тот, кто возвышает себя сам.
Перевернем страницу Библии. Так мы найдем рассказ о противоположном примере, примере отца веры, Авраама. «И сказал Бог Аврааму: Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое… и благословятся в тебе все племена земные».
Библия с некоторым юмором рассказывает о реакции Господа Бога на суетные усилия человеческой гордыни. Штурмующее небо строительство в очах Божиих так мало и ничтожно, что Он вынужден спуститься пониже, чтобы разглядеть, как под микроскопом, эту «великую» башню высотою до небес. Юмор в оригинальном библейском тексте, к сожалению, отсутствующий в переводе, подчеркивается еще и тем, что Бог иронически пародирует велеречивые слова безумных строителей. Они говорили: Отлично. Наделаем кирпичей. Отлично. Построим себе город и башню. А Бог в ответ: Отлично. Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. Так Господь указал людям их место поскромнее того, на которое они претендовали, укоротим их величественные замыслы дотянуться до Бога.
Так уже бывало не раз в праистории человечества. Когда люди забывали о Боге и желали самостоятельно перешагнуть свои тварные границы, Бог вынужден был указывать людям пределы для них возможного, допустимого и полезного. Сначала Он лишил первых грешных людей вечной жизни, а потом ограничил и срок их земной жизни. Ограничил, правда, по нашим современным понятиям весьма приличным сроком в 120 лет. Только поверхностный взгляд может усмотреть во всех этих ограничениях ревность Бога, как если бы Бог чувствовал какую-то угрозу со стороны Своих творений. Нет.
На самом деле речь здесь везде шла о том, что Бог стремился защитить людей от их же собственной глупости и последствий их собственной греховности. «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать». Действительно, не отстали. В древнем стремлении к единству, соединенному с техническим прогрессом, лежал зародыш всех будущих необозримых человеческих предприятий. Какие опасные возможности заключены в человеческой силе, сжатой в кулак, – этому и прошлое, и современность предоставляют достаточно много примеров.
Сегодня, как никогда в прошлые времена, угроза самоуничтожения постоянной тенью висит над человечеством. Пир во время чумы – так мог бы пессимист охарактеризовать современную культуру технического прогресса.
Но с другой стороны, преодоление языковых барьеров и барьеров понимания между людьми и народами, объединение рассеянных и разделенных людей в единое человечество – спасительная цель Творца, которая знаменательным образом возвещена в чуде Пятидесятницы через дарованное свыше упразднение языкового смешения. Можно сказать, что в день Святой Пятидесятницы тоже была построена башня, только не людьми и не из кирпичей, но Богом из огненных языков Святого Духа. Вавилонская башня была перевернута. Теперь башня воздвигалась не с земли на небо, но спускалась с неба на землю. Так возвращалась людям жизнь, утраченная в грехопадении. «Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешили вы, и сотворите себе новое сердце, и новый дух. И зачем вам умирать? Я не хочу смерти умирающего, — говорит Господь Бог, — но обратитесь и живите.» Аминь.
|