На 1-м часе совершается поклонение Кресту
В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 14:24-32. На веч.: Быт. 8:21-9:7; Притч. 11:19-12:6)
21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал:
22 впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.
1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею];
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной,] и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;
4 только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
24 С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится,
25 чтобы сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих; и спадет с них ярмо его, и снимется бремя его с рамен их.
26 Таково определение, постановленное о всей земле, и вот рука, простертая на все народы,
27 ибо Господь Саваоф определил, и кто может отменить это? рука Его простерта,- и кто отвратит ее?
28 В год смерти царя Ахаза было такое пророческое слово:
29 не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который поражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон.
30 Тогда беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.
31 Рыдайте, ворота! вой голосом, город! Распадешься ты, вся земля Филистимская, ибо от севера дым идет, и нет отсталого в полчищах их.
32 Что же скажут вестники народа? – То, что Господь утвердил Сион, и в нем найдут убежище бедные из народа Его.
19 Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.
20 Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.
21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется.
22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.
23 Желание праведных есть одно добро, ожидание нечестивых – гнев.
24 Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет.
25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет.
26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение.
27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит.
28 Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть.
29 Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем.
30 Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души.
31 Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику.
1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
3 Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
4 Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
5 Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
6 Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
"Души праведных в руке Божией" (Прем. 3:1). А грешников души в чьей руке? Спаситель говорил апостолам, что сатана домогается сеять их, как пшеницу, то есть домогается сбить их с правого пути, взять в свои руки и делать с ними, что захочет. Потому все уклоняющиеся от Господа - в руках сатаны, и он сеет их и бросает, куда хочет. От того у грешников голова постоянно и кружится, что враг, мотая ими туда и сюда, не дает им опомниться; даже как скоро заметит, что кто-нибудь начинает одумываться, еще сильнее начинает трясти его, чтобы опять помутилась голова и мысли рассеялись.
Апостол Павел говорит, что израильтяне, перешедше море, крестились в нем (1 Кор. 10:2). Такое крещение служило для них разделением между Египтом и ими. Петр же апостол прибавляет: "Так и нас ныне подобное сему образу крещение. . . спасает. . . " (1 Пет. З:21). И наше крещение нас спасает и служит разделительною стеною между темною сатанинскою областью греха и мира и светлостью жизни о Христе. Крещенный отрезывает себя от всех надежд и опор земных и живет в веке сем, как бы в пустыне, ни с чем не связанный. Сердца его нет на земле, оно все в оном веке. Все здешнее касается его мимоходом, так что имущей жену бывает, как не имущий, покупающий, как ничего не содержащий, вообще требующий мира, как не требующий (1 Кор. 7:30).
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
В Библии можно увидеть несколько разных заветов, то есть договоров. Мы уже слышали о завете Бога с Адамом, сегодня великопостное чтение говорит о завете с Ноем. Но будут еще и другие заветы: Авраамов, Моисеев и венец всех возможных заветов — Новый Завет — Христов. Все это совершенно разные уровни общения Бога и человека. Одним из самых ярких отличий Ноева завета от Адамова является позволение употреблять в пищу абсолютно все, исключение лишь одно: нельзя есть «плоть с душею ее, с кровью ее». Довольно любопытно попытаться понять, с чем связано такое изменение. В классических толкованиях можно обнаружить самые разные версии.
Например, епископ Виссарион (Нечаев) в своих толкованиях на паремии Великого поста пишет, что «растения со времени проклятия земли за грех человека потеряли часть своего совершенства и стали не столь питательны и полезны для человека; да и телесные силы человека, ослабленные грехом, требовали сильнейших вспоможений для их сохранения и укрепления». Конечно, это довольно спорная мысль, ведь, как известно, монахи не едят мяса, да и вообще во многих культурах мясная пища не распространена, и тем не менее ни у монахов, ни у, скажем, индусов, не возникает проблем с телесными силами.
Блаженный Феодорит связывает возможность употребления в пищу мяса животных с жертвоприношениями: «Бог, провидев наклонность человека к идолослужению и обоготворению животных, дал плоть сих последних в пищу, дабы познал, сколь неприлично воздавать божеское почтение земным существам, которые можно убивать и съедать».
Довольно любопытна и весьма категорична мысль святителя Василия Великого. Право на категоричность ему дает фраза книги Бытия, которую мы тоже сегодня услышали: «помышление сердца человеческого — зло от юности его». Святитель Василий видит в позволении употреблять в пищу мясо животных некоторое отчаяние и разочарование Бога, вот его слова: «Когда не стало надежды на совершенство, тогда дозволено наслаждение». Слова великого учителя Церкви звучат довольно странно. Они выглядят как некое попустительство со стороны Бога, как Его отказ от дальнейшего промышления о человеке. Но мы прекрасно знаем, что Бог не оставил Своего творения, в противном случае на Ное можно было бы поставить точку, вся дальнейшая история Священного Писания не имела бы никакого смысла. Святителя Василия можно понять, его слова обусловлены его же целью, а она сосредоточена в нравственной плоскости, святитель пытается донести очень важную мысль: Бог может отвернуться от человека, тот факт, что человек перестает страдать и быть в чем-то ограничен, может означать не милость со стороны Бога, а Его попустительство, это очень важная мысль, ее следует помнить каждому из нас. Далеко не всегда хорошее здоровье, стабильный доход, отменный аппетит, отсутствие каких бы то ни было серьезных проблем — признак благословения и того, что такой человек пользуется особой благосклонностью Бога. Вполне может оказаться, что Бог попросту отвернулся, что внешнее благополучие — следствие попустительства, богооставленности. И критерий здесь один — собственная совесть, которая ясно свидетельствует, на что обращены наши помышления, на зло или на добро.
***
Священник Антоний Борисов
В кинематографе давно уже возникла мода на так называемую постапокалиптику — сценаристы пытаются представить, как может выглядеть человеческая цивилизация после катастрофы всемирного масштаба. Чаще всего, зрителям предлагается картина неутешительная — падение нравов, всеобщее обнищание, множество болезней, хронический голод. Продолжать этот печальный список можно долго.
В сегодняшнем чтении из книги Бытия мы также становимся свидетелями первых дней существования человечества после громадной катастрофы — всемирного потопа, в водах которого уцелело лишь одно семейство. Семейство праведного патриарха Ноя. Библейское описание послепотопного времени принципиально отличается от всех постапокалиптических фантазий. Текст книги Бытия буквально дышит оптимизмом, светлой надеждой на то, что данный миру второй шанс будет использован во благо. Во всяком случае, поведение Ноя и его ближайших родственников является тому доказательством.
Сойдя с ковчега, ветхозаветные праведники, приносят Господу жертву. Его характер принципиально отличает библейское повествование от иных, внебиблейских, описаний всемирного потопа. За пределами еврейской цивилизации послепотопная жертва была угодна языческим божествам сама по себе. Ветхий же Завет говорит нам, что жертвоприношение вызвало одобрение со стороны Бога как знамение благодарности. Господь увидел, что Ной и его семейство имеют добрые сердца, способные принимать и ценить промысл Божий. Поступок праведников меняет отношение Бога к человечеству. Святитель Филарет Московский пишет, что если до жертвоприношения Ноя применение справедливости со стороны Господа было всеобщим, а милосердия — выборочным, то после него ситуация изменилась. Бог обещает более не повторять глобальной катастрофы. Всеобщим законом становится как раз милосердие. Суровая справедливость же начинает применяться адресно — в отношении Содома и Гоморры, например, или же в отношении Египта. То есть только в том случае, когда те или иные люди сознательно упорствовали в грехе. Те же, кто хоть немного в ветхозаветные времена пытался жить по совести, приобретали благословение от Господа. Оно заключалось, прежде всего, в продолжении рода — когда предки видели возможность продолжения себя в своих потомках.
Бог повторяет в отношении Ноя слова, произнесенные однажды в Райском саду — призывает людей плодиться и размножаться, наполняя Землю. Животный мир вновь оказывается подчиненным человеку. Но, к сожалению, уже не на принципах любви и гармонии, а на основании страха. Животные потому начинают слушаться людей, что они их боятся, но образа Божия в них не распознают. Ведь этот образ по-прежнему затемнен грехом. Потому и здесь из уст Господа звучит заповедь, защищающая ценность человеческой жизни. Но и она основана на страхе наказания. Один человек не должен убивать другого, потому что за такое преступление он подвергнется каре небес.
Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего библейского чтения? Этот вывод одновременно прост и печален. Текст книги Бытия напоминает нам, о принципе, который однажды сформулировал святитель Николай Сербский — «на могиле любви вырастает справедливость». Когда люди в общении друг с другом забывают, что внутри них находится образ Божий и тем самым отвергают любовь как основу отношений, наступает время справедливости. Но заметьте, наступает исключительно вынуждено, как следствие нехватки Богом заповеданного общения. Поэтому не стоит пенять на Господа, когда мы ощущаем, что в жизни не достает радости, счастья, духовной гармонии. Если мы их действительно хотим ощутить в отношении себя, нужно начать по-христиански относиться к ближним.
***
(Книга пророка Исаии 14:24-32)
Священник Стефан Домусчи
Традиционное библейское мировоззрение предполагает, что человек живет зная, что происходящее с ним не случайно, что в мире своей любовью и заботой присутствует тот, кто этот мир сотворил. При этом, подобная точка зрения далека от фатализма, который предполагает, что человек лишь присутствует при происходящих событиях, но не влияет на них. Писание сочетает представления о том, что Бог активно присутствует в мире, с идеей свободы человека, который своими действиями так же может изменить свою жизнь.
И все же, человек не равен Богу в своем влиянии на жизнь. Не только на всеобщую, но и на свою собственную. И дело здесь не только в том, что Бог всемогущ, в то время как человек слаб, но и в том, что Бог творец и Ему не безразлична судьба людей. Сотворив их, Он знает в чем их смысл, знает к чему необходимо вести каждого. Зная все это и соблюдая при этом свободу каждого, Бог учитывает не только то, что учитываем мы, но знает всю картину в ее целостности и действует в жизни человека наилучшим для него образом.
Верность Бога своему замыслу замечательно иллюстрируется в сегодняшнем чтении. Ахаз, нечестивый царь, который поставил идола Ваала в Иерусалиме. Договорившись с ассирийским царем Однако уже в его дни, несмотря на неверность царя и народа пророк говорит о том, что Бог сокрушит царя ассирийского, что и происходит при сыне Ахаза Езекии. Самоуверенные цари филистимские, как и прочие противники народа Божьего будут наказаны пришедшими захватчиками, хотя ничто не будет предвещать этого. Тогда воцарится мир в Иерусалиме, так что «беднейшие будут накормлены, и нищие будут покоиться в безопасности». При этом делом иудеев было не столько военное сопротивление врагам, хотя они, конечно, его оказывали, но исправление жизни, которое приводит к внешним изменениям. Может показаться, что Бог принуждает к верности Себе, но это не так. Человек, который выходит из Завета сам лишается Божьей защиты, отказывается от нее, доверяя богам иным, которые неспособны его защитить. И если историческая сторона жизни иудеев и образы конкретных ассирийских царей были в меньшей степени важны для тех, кто учился вере в период великого поста, то духовный смысл пророчества был для них чрезвычайно важен. Читая пророка Исаию, они понимали, что их человеческие усилия важны, но они плодотворны лишь тогда, когда сопряжены с верностью Богу. Переходя из язычества в христианство, они учились соизмерять свои усилия с верой в промысел Божий, свою волю с волей Его. Проходя сегодня вместе с церковью путем Великого поста или только присматриваясь к нему, мы так же должны учиться этой великой премудрости жизни с Богом.
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Никто из пророков не произносил своих речей без всем его современникам очевидного внешнего повода. Так и с этим пророчеством: в нем идет речь о поражении Ассирии, которое возбудило невероятный энтузиазм у всех врагов этого царства. Именно факт поражения Ассирии стал отправной точкой пророчества Исайи. Абсолютное большинство комментаторов останавливаются на этих военно-политических событиях и не идут дальше. Но не так обстоит дело с толкованием, которое предложил святитель Василий Великий, он почти не обращает внимания на повод произнесения этого пророчества, и вместо этого делает акцент на его духовном прочтении.
Среди прочего, святитель Василий пишет, что если израильтяне понимали слова пророка применительно к обладанию своей землей, то есть как возвещение свободы от иноземных захватчиков, то христиане должны видеть здесь нечто большее, ведь Бог не обещал нам землю, но призывал нас в Царство Небесное, следовательно, все слова Священного Писания мы должны рассматривать как помощь в достижении обетованного Христом Спасителем Царства. Так и здесь: «мы, „воскресшие со Христом“ и давшие обет „вышних искать“ (см. Кол. 3:1), землей называем благое сердце, как научены Самим Господом». Далее святитель Василий предлагает нам христианское прочтении и другого образа, который вводит своими словами пророк Исайя: «Так и горой Божией, на которой ассирияне „будут в попрание“, может быть назван возросший в добрых делах и ставший выше других словом и познанием; в нем враги будут в попрание». Несмотря на то, что святитель Василий их не упоминает, но нам вполне очевидно то, каких именно врагов он имеет в виду, ведь из слов апостола Павла мы знаем, что у христиан нет иных врагов, кроме «духов злобы поднебесной» (см. Еф. 6:12). Соответственно, с точки зрения святителя Василия в этом отрывке книги пророка Исайи речь идет ни о чем ином, как о победе над диавольскими силами, которую Бог дает одержать верующим в Него: «Итак, по сказанному, имея надежду, что враги наши погибнут на земле Божией и попраны будут на горах Божиих, что ярем их отнимется и сокрушится слава их, которой они величались как наши обладатели и покорители, сделаем все возможное, чтобы совершенно свергнуть с себя владычество их!». А для этого каждому из нас необходимо стать, как выразился святитель Василий Великий, «горой Божией», — людьми, возросшими в добрых делах, ведь иного способа победы над «духами злобы поднебесной» попросту не существует.
***
(Притчи Соломона 11:19-12:6)
Священник Дмитрий Барицкий
Как всегда Соломон начинает свое наставление с того, что указывает слушателю два пути: первый — путь праведности, и он ведет к жизни; второй — путь зла и коварства, и он есть путь к погибели.
После этого Соломон переходит к конкретным наставлениям. Одна из тем, которые он поднимает в только что услышанном отрывке, — добродетельность женщины. Начинает он со сравнения. Пускай они и не самое, как бы мы сейчас сказали, политкорректное и приятное, зато очень точное: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная». Соломон явно не был обижен женским вниманием. Он был царем и мог многое себе позволить. Всю свою жизнь он был окружен самыми красивыми женщинами на земле и явно знал толк в прекрасном. И поэтому больше, чем кто-либо другой он имеет право говорить, что женская красота и притягательность — пустое, если у ее обладательницы нет разума. Как мы помним, для премудрого царя разум не измеряется дипломами о высшем образовании, степенью утонченности душевной организации или глубиною житейского опыта. Разумный, умный человек — тот, кто имеет страх Божий. Именно в таком обитает Премудрость Творца. Если этого нет, красота и привлекательность женщины нелепы настолько же, как и золотое кольцо в носу у свиньи. Не спасет ничего. Ни здоровый образ жизни, ни походы в фитнес, ни пластическая операция. В конечном счете, это противоестественное сочетание глянца и духовной пустоты, вызовут глубокое отторжение у окружающих.
Вторая важная тема, которую поднимает Соломон, — щедрость. Парадокс, но человек, который сверх меры бережлив, станет бедным. Более того, по словам мудрого царя, всякий, кто надеется на свое богатство, упадет. Мы часто возводим свою жизнь на ложном фундаменте: деньги, авторитет, власть. Однако в итоге оказываемся лично глубоко несчастными. Ведь все это не дает нам самого главного — покоя и полноты. Сколько охраны нужно сегодня, чтобы обеспечить хотя бы толику спокойствия богатому, властному, авторитетному! Их сон тревожен. Обладать богатством — не грех. Грех — уповать на него. Такой человек, как засохший лист, обречен на падение.
И напротив, именно щедрость — путь к изобилию. Не должны деньги и материальные блага задерживаться в руках человека. Щедро жертвуя их тем, кто нуждается, мы приобретаем самую главную ценность — собственную душу. Более того, чем больше человек отдает окружающим во имя Бога, тем больше к нему возвращается. Через руки праведного Иоанна Кронштадского проходили огромные суммы, которые люди, видя его щедрость, приносили ему. И всякий раз Господь посылал к нему нуждающихся, которые получали от святого поддержку. Можно расширить этот образ: любое дело во имя Божие обогащает нас и привлекает к нам благодарность людей, наполняет нашу жизнь миром и благоденствием. Поэтому и говорит Соломон: праведник, как зеленый лист. Он растет на истинной лозе, полный жизни и плодами.
Итак, праведник будет благословен, нечестивого постигнет гибель — вот, что не устает повторять Соломон. Наша воля инертна. Требуется время, чтобы слова мудрого царя были услышаны и усвоены нашими умом и сердцем. Как говорит Спаситель: «Вот я стою у дверей и стучу, и если кто услышит голос мой и отворит мне, войду к нему и будем вечерять». Прислушаемся ли, впустим ли мы Премудрость Божию в свою жизнь?
***
Священник Стефан Домусчи
Всякий раз, когда общество сталкивается с проблемами, в нем с особой ясностью обозначаются два лагеря. Первые цепляются за свое благополучие и оказываются не готовы им поступиться. Пусть остальные выживают как хотят, в трудные времена каждый сам за себя, — говорят они. Вторые, напротив, видят беды других людей и готовы идти навстречу, вопреки собственной выгоде. Причем, самое интересное, что на это не влияют ни образование, ни финансовое благополучие. Можно было бы подумать, что бедные склонны к жадности, а богатые к тому, чтобы помогать другим, однако жизненные опыт показывает, что это абсолютно не так. Всем известно, что, если после какого-нибудь катаклизма появляется необходимость вывозить людей, среди таксистов, да и самых обычных водителей, всегда находятся как те, кто поднимает цены, пользуясь тем, что люди попали в безвыходную ситуацию, так и те, кто по той же самой причине готов везти людей бесплатно.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как Соломон учит своего сына, говоря: «Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет». При этом наша цивилизация настолько пропитана христианскими идеями, что мы обычно даже не замечаем, что с точки зрения борьбы за выживание рациональной подобные рассуждения не выдерживают никакой критики. Древние совершенно неслучайно говорили: «человек человеку волк», что можно было бы сформулировать еще проще: «каждый сам за себя». Да и кто тебе поможет, если ты сам себе не поможешь? Если отдашь последнее, на кого ты будешь рассчитывать?
Эти вопросы совсем непраздные, о них действительно стоит думать, ведь мы живем в мире, который требует от нас отчета о том, на что мы рассчитываем. Для всякого действия человек обычно имеет. Когда человек садится в самолет, он рассчитывает на определенные законы физики, которые будучи соблюдены не должны его подвести. Прежде чем пустить человека в самолет, инженеры все подробно рассчитывают и только после того, как все законы учтены — можно лететь. Но что за закон обосновывает благотворительность? Какая механика может его гарантировать? Ответ прост: никакая. Никакого закона, который гарантировал бы слова Соломона нет и быть не может. Нравится нам это или нет, но человек вообще в своей деятельности не гарантирован. В мире, который привык к технике — это может показаться слабостью, но в это его главная ценность. Как люди мы не гарантированы, но ведь именно это и придает ценность нашим поступкам. Сегодня модно говорить о том, что свободы нет. На уровне элементарных реакций может быть, но людьми нас делают не реакции... Людьми нас делает способность разумно, свободно и творчески действовать вопреки всем очевидностям. Как это возможно, в мире, раз все этому противоречит? Ответ прост: человек в своей деятельности к этому миру не сводится, он, конечно, учитывает его законы, но учитывает так же тот внутренний зов образа Божьего, который и делает его человеком.
Протоиерей Александр Глебов
После того, как завершился всемирный потоп, и Ной получил повеление выйти из ковчега, он в первую очередь принес жертву Богу, поблагодарил Бога за свое избавление от смерти в водах потопа и получил обетование. Но обетование это было дано не только конкретно Ною, но в его лице и всем его потомкам. А потомки Ноя – это все человечество. И это значит, что обетование Божие относится и к нам с вами.
Господь говорит: «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого зло от юности его». Удивительные слова, ведь это то самое обстоятельство, из-за которого Бог и навел потоп на землю. Напомню, что предшествовало потопу. «И увидел Господь Бог, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем, и сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил». Значит, Господь истребляет людей за то, что они злые, и Господь дает обещание больше не истреблять людей по той же самой причине – потому что они злы. «Не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышления сердца человеческого зло от юности его».
Как же это понимать? А понять мы это можем только тогда, когда обратим внимание на форму библейского повествования о потопе. В каком жанре этот рассказ построен? Дело в том, что книга Бытия, начиная со второй главы, часто носит этиологический характер. «Этиа» значит по-гречески «вина» или «причина», и литературный жанр в форме этиологии призван на примере какой-то истории обосновать, объяснить то, что человек видит вокруг себя и на что он не может дать ответ. А у людей, как в глубокой древности, так и сегодня, подобных вопросов возникает достаточно. Например: почему мы умираем и обращаемся в прах? Почему человек должен оставить отца и мать и прилепиться к жене? Почему женщина рожает в муках? Почему в поте лица мы добываем хлеб? И так далее. И вот на эти вопросы книга Бытия и Библия в целом дает ответы. Конечно, это ответы не научные; это ответы, с одной стороны, простодушного, и, с другой стороны, очень глубинного сознания; то, что будет понятно для человека любой эпохи. То есть этиология – это поиск причины, попытка ответить на вопрос причины: почему все так, как оно есть? А ответы эти даются в форме истории – или в истории грехопадения, или в истории всемирного потопа, или еще что-либо.
И вот сегодняшнее чтение из книги Бытия – это тоже этиология. Это попытка найти причину: почему Бог не наказывает зло? История о потопе отвечает на этот вопрос. Бог уже один раз наказал зло, уничтожил развращенное человечество, но только никаких результатов это не принесло. Человечество-то не стало лучше после потопа. Человечество нужно не уничтожать, а спасать или лечить, поэтому через тысячелетия после всемирного потопа на землю придет Спаситель, или, если буквально перевести греческое слово «Сотир», которое мы переводим обычно как «Спаситель», но если буквально его перевести на русский язык, то это будет означать «Целитель». Целитель, который сделает больному человечеству прививку от болезни греха и откроет путь ко спасению.
Кстати, сегодня мы слышали еще одну этиологию, то есть обоснование того, почему Бог разрешил употреблять мясо в пищу. Ведь после творения Бог первым людям не благословил вкушать мяса, люди ели только растительную пищу. А после потопа Господь говорит: «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные и весь скот земной и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские. В ваши руки отданы они, все движущееся, что живет, будет вам в пищу. Как зелень даю вам все, только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте». Что касается последнего стиха «только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте», то речь здесь идет о запрете на употребление в пищу крови. Это так называемая «кошерность». И вообще этот текст лучше и понятнее было бы перевести так: «только не ешьте плоти (то есть мяса) с ее кровью, в которой ее жизнь». Дело в том, что евреи считали, что всякое живое существо живет только потому, что Бог как бы «дышит» в него; в каждом живом существе есть дыхание Бога, поэтому любое живое существо называется в Библии «душой живою». Душой, конечно, не в нашем христианском понимании, а душой как синонимом жизненного начала; душа – это синоним жизни, а жизнь – в крови. И поскольку душа и жизнь, которые находятся в крови, принадлежат только Богу, ведь Бог дает всему живому жизнь, поэтому кровь нельзя употреблять в пищу.
О чем же говорит этот эпизод с разрешением есть мясо? Ной, наверное, еще до потопа видел, как люди стали есть мясо. Он понимал, что это плохо, потому что Господь не разрешил есть мясо. Всякая этиология вначале описывает, как было до того, как все стало так плохо. Например, этиология рассказа о грехопадении сначала описывает, как все было хорошо до грехопадения. Так и здесь: да, было когда-то время, когда люди не ели мяса. Но зло в истории так умножилось и все продолжает умножаться, что ничего не поделаешь с этими людьми – пришлось Богу узаконить плотоядение, как позже и членовредительство, и даже убийство, и даже дать заповеди людям – «око за око и зуб за зуб».
Но подводя черту под историей о всемирном потопе, надо сказать следующее. Эта история наводит нас на следующий вопрос: сможет ли Бог и далее выносить этот мир, который все более наполняется злом? Не раскается ли Он в сотворении человека, в сотворении мира, неба, земли, всякой души живой? Библейский рассказ о потопе дает ответ, который подобно другим рассказам и историям имеет этиологический, то есть обосновывающий, смысл. Он изображает, что Бог действительно некогда раскаялся, что сотворил человека и других живых существ. Бог действительно перед началом нынешней истории человечества поддался разочарованию и уничтожил все живое на земле. Однако, по Своей благодати Он в то же время спас от гибели одного человека с семьей и одну пару от всякого рода живых существ. Им Он дал после того, как они вышли из ковчега, чудесное обетование, что больше никогда не проклянет землю и не погубит никакую плоть из-за человека, потому что «помышления сердца человеческого зло от юности его».
Итак, Бог хранит Свое творение вопреки злу человечества. Он не отнимает Своей руки от него, хотя мир испорчен грехом. Бог может уничтожить этот мир в любое мгновение; Он может отнять Свою охраняющую руку, ибо неправда и зло людей вопиют к небу. И грех требует возмездия, мир заслужил только погибель. Но тем не менее Бог больше этого не допустит. Несмотря ни на что Он держит этот мир, не погружает его в хаос. Бог остается верен Своему завету с Ноем, и символом этого завета стала радуга. «Радуга» по-еврейски «лук», имеется в виду не овощ, а лук-оружие. И в древней практике в знак прекращения вражды и установления мира враждующие стороны вешали лук на стену шатра. Так и Бог вешает на небе радугу, которая своей дугообразной формой действительно похожа на лук. Это знак мира Бога с людьми; это символ Его завета и напоминание всем нам, что этот мир удерживается над бездной только силой Божественной благодати. Аминь.
|