В будние дни Великого поста Евангелия не читаются. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на повечериях читается по частям Великий (покаянный) канон преп. Андрея Критского.
(На 6-м часе: Ис. 1:19-2:3. На веч.: Быт. 2:14-23, Притч. I:20-33)
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.
21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь – убийцы.
22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою;
23 князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.
24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!
25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое;
26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: “город правды, столица верная”.
27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его – правдою;
28 всем же отступникам и грешникам – погибель, и оставившие Господа истребятся.
29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе;
30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.
31 И сильный будет отрепьем, и дело его – искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.
1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.
2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.
3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,
21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 “доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего;
25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас;
27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои;
31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла”.
Предлагаются чтения о сотворении, первобытном состоянии падения и обетовании спасения в Господе нашем Иисусе Христе. Внимай и поучайся! Теперь для тебя время воссоздания твоего. Припади ко Господу, - и Он даст тебе свет, который просветит тьму твою греховную, поставит твердь среди мятущихся мыслей твоих и желаний грехолюбивого сердца твоего - благое намерение твердо и неуклонно работать Ему, устроит сушу и море, всему даст в тебе свое место. Тогда начнешь произращать сначала злаки, былие травное и дерева - начатки добродетелей, а потом и живые твари - совершенно духовные и богоугодные дела, пока, наконец, восстановится в тебе образ и подобие Божие, как создан ты был в начале. Все это сотворит тебе Господь в эти шесть дней духовного творения, говения твоего, если будешь проходить его со вниманием, благоговеинством и сокрушением сердца.
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Обетования Ветхого Завета просты, конкретны и понятны. В них нет таинственных слов про Царство Небесное, про жизнь будущего века, нет ничего и про вечность. Они сосредоточены в сугубо земной плоскости. Так и в этом отрывке из книги пророка Исайи, в качестве награды за праведность обещано ничто иное как блага земли: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». В противном случае — «меч пожрет вас». Это последнее — тоже в самом прямом и буквальном смысле: если жители Иудеи не послушают слова пророка, то они будут убиты.
Более того, слова Исайи — это не просто пророчество, это еще и политическое заявление, которое продиктовано ситуацией в его родной стране. Дело здесь в том, что Иудея оказалась замкнута в кольце противников. Внутри страны не было достаточной военной силы, чтобы им противостоять и потому иудейские цари были вынуждены искать поддержки во вне. Так, после вступления царя Ахаза на престол Дамасский царь Рецин и Израильский царь Факей решили вовлечь его в коалицию против Ассирии. Ахаз отказался, отказ не прошел бесследно: те, кто предлагал ему вступить в коалицию, напали на Иудею. Ахаз в качестве ответной меры обратился за военной помощью к Ассирии. Пророк Исайя призывает отказаться от этой идеи. Он против каких-либо военных союзов, в равной степени он против и помощи иностранных легионов. Он видит суть проблемы и говорит о том, что если не устранить причину, по которой Иудея оказалась в кольце врагов, то какие-либо военные или же политические действия не смогут ничего изменить, они лишь навлекут еще большие беды. А суть проблемы, по мнению пророка, в нравственной деградации жителей Иудеи. Бедственное положение страны — лишь следствие этой деградации, плачевное положение евреев — посланное Богом наказание, которое должно вразумить народ и привести его к покаянию. Мы знаем, что пророк не был услышан, а политика иудейских царей в конечном итоге привела к тому, что народ был уведен в плен.
Но библейское пророчество не было бы таковым, если бы оно простиралось лишь на современную пророку политическую ситуацию. Ценность его в том, что оно не только говорит о нерушимой связи греха и его последствий, но и дает нам важную информацию о свободе воли и о том, что Бог не довлеет над этой свободой. Бог предоставляет выбор, Он говорит через Исайю: «Если захотите и послушаетесь», то будет одно, а если нет, то другое. Варианты перечислены. Выбор дан. Все карты раскрыты. Ничего тайного, ничего сокрытого. Все просто. Блаженный Иероним Стридонский прокомментировал этот отрывок пророческой речи такими словами: «<Бог> сохраняет свободную волю, чтобы в том и другом случае, награда ли или наказание были не по предопределению Божию, а по заслугам каждого».
Христианство расширило этот принцип, оно сделало его универсальным: награда и наказание по заслугам каждого перестали быть ограничены лишь земной жизнью, они простерты далее — в вечность; более того, христианство делает акцент именно на вечности и весьма настойчиво рекомендует не останавливаться на награде и наказании здесь и сейчас, а строить свою жизнь исходя из веры в бессмертие души и ожидания всеобщего воскресения.
***
(Книга Бытия, Глава 1, стихи 14-23)
Протоиерей Павел Великанов
Книга Бытия продолжает разворачивать перед нами величественную картину творения. Вот уже и светила появились, и луна на тверди небесной, закрутились-завертелись смены времен дня и года, поплыли рыбы, взлетели птицы. На творческое слово Бога всё тотчас откликается: нет никакой задержки или остановки в развитии. Бог сказал — и стало так — и снова Бог сказал: хорошо!
Возможно, это только мне одному слышится в этих словах своего рода ключ к счастью? Когда мы слышим, что говорит нам Бог — исполняем это — и от Него же получаем подтверждение того, что именно так — хорошо?
И сразу возникает вопрос: если с первыми двумя моментами — слушанием и исполнением — всё достаточно понятно, то вот зачем третий — подтверждение со стороны Бога, своего рода некая «печать» правильности произошедшего?
Приведу для понимания простой пример из жизни. Вы даёте какое-то указание своему ребенку — например, помыть посуду к вашему возвращению с работы. Сын успешно выполняет задание — а вы... вы всего лишь это не замечаете, потому что воспринимаете как единственно возможное в вашей семье. Догадаетесь, что однажды произойдёт? Правильно, однажды посуда окажется немытой. Или плохо убранной. Или ещё что-то случится, что обязательно должно будет привлечь ваше внимание. Причем вовсе не потому, что сын — такая вредина и хочет вам чем-то досадить. Ему лишь требуется проверить, что вы — действительно видите, что он выполняет ваши указания. Причём необязательно пускаться в восторженный пляс вокруг пустой раковины — можно просто сказать: о, как здорово, когда вся посуда хорошо помыта! Хорошо-то как!...
Христианство утверждает потрясающую истину: Бог, каким мы знаем Его из Писания, диалогичен: Он не только даёт указания — но и реагирует на то, как мы их выполняем. И его ответы нам вплетены в саму ткань нашей жизни — если только мы вдумчиво к ней относимся. У Духа Божия, которым дышит бытие, ведь нет никаких мелочей, случайностей, бессмысленностей: тому, кто находится в добром и мирном расположении духа, открывается вся многосоставная и пёстрая будничная жизнь как одна большая книга — которая всякий раз по-новому рассказывает нам о самом главном. И закончить хочется словами стихов:
Все под кровлею сводчатой
Ждали зова и зодчего.
И поэты и летчики —
Все отчаивались.
Ибо бег он — и движется.
Ибо звездная книжища
Вся: от Аз и до Ижицы, —
След плаща его лишь!
***
(Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33)
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок начинается с весьма примечательной мысли. Царь Соломон рассказывает нам, где можно услышать голос Премудрости, то есть, где и когда человек может расслышать голос Бога? В первую очередь, это происходит в «главных местах собраний». Речь идет о молитвенных общинах. То есть голос Премудрости можно распознать в церковных текстах, богослужениях, словах священника, что вполне закономерно: где как не в традиции веры Бог открывается людям в полноте? Но, оказывается, не только в храме человек может встретить Премудрость Творца.
Соломон сообщает нам очень важную мысль — Премудрость можно найти и у «городских ворот».
Городские ворота на Древнем Востоке — это не просто вход в город. Это средоточие культурно-политической жизни. Здесь заключались важные сделки, провозглашались указы царя, проходили суды. Если это был столичный город, такой как Иерусалим, здесь собирались люди со всех уголков мира. Прислушавшись к их опыту, также можно узнать нечто о Боге.
Это далеко не праздные мысли. Писание говорит нам, что мир, который сотворил Господь, благ в своих основаниях. Даже после грехопадения, по словам христианских богословов, в нем словно семена рассеяны отблески божественной красоты. А потому частично ее отпечаток несет на себе всякий человек, рожденный в этот мир.
Если бы это было не так, то нам пришлось бы отказать в благородстве, великодушии, самой человечности всем тем, кто, по нашим представлениям, не знает Бога лично. Нам пришлось бы доказывать, что в них больше не живет образ Божий. Что все прекрасное, которое породил их гений, музыка, живопись, скульптура, литература и другие произведения искусства, вне зависимости от их ценности — все скверные, все низкие, все грязные, поскольку лишены непреходящего, высокого смысла и не имеют никакого отношения к красоте горнего мира.
Известно, что опытный старатель распознает драгоценный камень, спрятанный даже под слоями породы. То, что для некоторых просто кусок грязи, кусок камня, для него еще не подвергнутый огранке алмаз.
Не случайно и в христианских патериках, сборниках истории из жизни древних монахов, мы узнаем, как великие святые учились у простых людей. Так, известен случай из жизни одного из основателей древнего монашества Антония Великого. Однажды он попросил Бога, чтобы Тот показал ему человека, который достиг высокого духовного совершенства. Господь ответил ему, что тот должен идти в Александрию к обыкновенному сапожнику. Найдя его, преподобный спросил, как он живет. И тот ответил: «Я не делаю ничего особенного. Просто, когда сижу за работой — всегда рассматриваю прохожих и думаю так: «Все эти люди спасутся, а я один погибну». Это было сказано не напоказ, а от широты сердца, с глубоким убеждением. Так великий святой получил урок великого смирения от простого, ничем неприметного человека. Получил, потому что умел всматриваться. Потому что не спешил судить о ближнем, исходя из своих представлений и был готов слушать и слышать.
Не потому ли мы интуитивно тянемся к тем, кто может рассмотреть доброе там, где окружающие просто отказываются его замечать. И напротив: нас отталкивают люди, которые уверены лишь в своей правоте. Мы называем из узколобыми и сухими, ведь они не умеют слушать и слышать другого, видеть уникальность той ситуации, в которой оказался человек. Такие сами себя обкрадывают. По причине собственных предрассудков и предубеждений, они не в силах рассмотреть красоту, спрятанную под толщей жизненных обстоятельств, под наносами особенностей характера человека.
А потому постараемся присматриваться к этой жизни. Позволим себе хотя бы допустить мысль о том, что голос Божий может звучать не только с амвона и священных книг. И обязательно однажды Господь даст нам почувствовать, что Его Премудрость обильно рассеяна в этом мире. И мы вполне способны увидеть ее отражение в лице случайного человека, которого встретим у «городских ворот».
Протоиерей Александр Шаргунов
Святые отцы говорят, что Великий пост — это наша молитва Господу и с Господом, Который, как говорит апостол: «Во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7).
В век, столь страшный как наш, Церковь не может забыть, что молитва — это сильный вопль, обращенный к милосердию Божию перед лицом многоразличного, все более возрастающего зла, угрожающего существованию человечества. Это долг Церкви по отношению к Богу и людям. Чем больше человеческое сознание забывает само значение слова «милосердие», чем больше оно удаляется от тайны милосердия, удаляясь от Бога, тем больше долг Церкви взывать к Богу милосердия с сильным воплем. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Этот «сильный вопль» должен стать тем, что определяет Церковь нашего времени. Этот вопль, обращенный к Богу, умоляет о Его милосердии, которое Церковь исповедует и возвещает, и которое открывается в полноте во Христе распятом и воскресшем, в Пасхальной тайне. Поистине, эта тайна несет в себе самое полное откровение милосердия, любви, которая крепче смерти, крепче греха и всякого зла, любви, которая возвращает во всем разуверившегося человека к самой глубокой вере и освобождает его от самых великих угроз.
Сегодня наш народ и все человечество с большой тревогой глядит на опасности, нависшие над миром, не зная, как разрешить их. И если мир не имеет мужества произнести слово «милосердие», если в своем сознании, лишенном религиозного смысла, он не находит эквивалента этому слову, тем более необходимо, чтобы Церковь произнесла это слово, не только от своего имени, но и от имени всех заблудших людей. Надо чтобы оно было произнесено в нашей молитве, в вопле, умоляющем о милосердии Божием, согласно тому, в чем более всего нуждается современный мир. Чтобы все увидели не только как убийственно жесток торжествующий сегодня грех, но и какое безмерное милосердие небес может открыться в покаянии.
Пусть этот наш вопль исполнится глубины, выраженной в Священном Писании и в сегодняшнем Великом покаянном каноне, и в жизни веры стольких поколений православных людей. С этим воплем обращались все святые, все подлинно верующие люди к Богу, Который не может презирать ничто из созданного Им, Который верен Своим обетованиям, Своей любви. Как преподобная Мария Египетская, в течение всего Великого поста предлагающая нам образ покаяния, обратимся к Божией Матери — к Той, Кто как Мать идет вслед за каждым из своих детей, за каждой заблудившейся овцой. И если даже заблудившихся в Отечестве нашем — миллионы, если даже беззаконие явно преобладает над совестью и правдой в сегодняшнем мире, если даже современное человечество заслуживает за свои грехи новый потоп, как заслужили его современники Ноя, будем прибегать к Отчей любви, которую Христос явил нам Своим служением и которая достигла своей вершины в Его Кресте, смерти и Воскресении. Будем идти к этой тайне любви. Будем прибегать к этой тайне милосердия Божия, повторяя слова Пречистой, возвещающей милость Его в роды родов. Будем умолять милосердие Божие за род, живущий теперь. Чтобы он тоже стал «боящимся Его». Пусть вся Церковь, которая учится у Божией Матери быть взысканием погибших, выразит в этой молитве свою материнскую заботу о всех и свою исполненную безграничного доверия Богу любовь.
Пусть это «помилуй мя, Боже, помилуй мя», звучащее между строк Великого покаянного канона, так соединится с нашим дыханием, чтобы в течение всего Великого поста и во все дни не переставали мы с крепким воплем взывать ко Господу милосердия. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — пусть всегда молится так каждый из нас о себе. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — пусть молится так каждый из нас за ближнего своего как за самого себя. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» — пусть молится так каждый из нас за наш народ, за весь погибающий мир.
|