22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
25 Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
27 И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
28 он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29 Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30 ибо видели очи мои спасение Твое,
31 которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32 свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
33 Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34 И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, -
35 и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
36 Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37 вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38 И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
39 И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
7 Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет.
9 И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину:
10 ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.
11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?
12 Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.
13 Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.
14 Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.
15 И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной,
16 Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.
17 Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
(Лк. 2:22-40) Лк.2:22. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву,
Хорошо сказал: «по закону Моисееву», ибо поистине Дева не имела необходимости ожидать дней очищения, которых, в случае рождения мужеского пола, было сорок. В Законе сказано: «женщина зачнёт и родит младенца мужеского пола» (Лев.12:2); а Дева зачала не от семени*, но родила от Духа Святого. Поэтому она не имела необходимости, а пришла во храм по желанию исполнить закон. Почему же в случае рождения мужеского пола дней очищения – семь, а женского – вдвое? «Если женщина, – сказано, – зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней... Если же она родит младенца женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели» (Лев.12:2, 5)? Потому что родившая мужеский пол вводит в мир другого Адама, а родившая женский пол рождает другую Еву – сосуд слабый и малосильный, сосуд глиняный, разбитый, трость обмана, наставницу преслушания.
принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
Лк.2:23. как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
Слова Закона: «чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу» (Исх.13:2, 12, 34:19) сбылись собственно на одном Христе; ибо Он Сам разверз ложесна Девы, тогда как у прочих матерей ложесна разверзает муж.
Лк.2:24. и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Закон (Лев.12:6–8) повелевал приносить пару горлиц в показание того, что деторождение – от чистого супружества. Ибо о горлице говорят, что она целомудренная птица, так что, лишившись своего самца, с другим не совокупляется. Если же родители не имели горлиц, то приносили двух птенцов голубиных, чтобы жизнь сего дитяти послужила к многочадию; ибо голубь – птица многоплодная.
Лк.2:25. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Лк.2:26. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
Симеон не был священник, но был человеком боголюбивым; он ожидал, что придет Христос, утешитель евреев и освободитель от рабства греховного, а может быть, и от рабства римлян и Иродова. Ибо кто уверовал во Христа, тот поистине свободен и в чести у царей и всех людей. Посмотри на апостолов. Не были ли они рабами римлян? А теперь цари римские почитают их и поклоняются им. Итак, для них, израильтян, Христос стал утешением.
Лк.2:27. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
Лк.2:28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Лк.2:29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
Сей Симеон, движимый Духом Святым, взошел в храм, когда Матерь принесла Господа, и, приняв Его на руки, исповедует Богом. Ибо сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко» мог исповедующий, что Он есть Господь жизни и смерти. Смотри, как святые тело считают узами. Потому и говорит: «Ныне отпускаешь», разрешаешь как бы от уз. «По слову Твоему»: говорит о полученном им предсказании, что он не умрет, пока не увидит Христа. «С миром» вместо: в спокойствии. Ибо человек, покуда живет, «мятется», как Давид говорит (Пс.38:7); умерший же находится в мире. «С миром» – можно разуметь и иначе, именно: с получением ожидаемого. Прежде, чем я увидел Господа, я, – говорит, – не был спокоен помыслами, но ожидал Его и всегда помышлял с заботой, когда Он придет: а теперь, когда я увидел Его, я успокоился и перестал думать, я разрешаюсь.
Лк.2:30. ибо видели очи мои спасение Твое,
Лк.2:31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
«Спасением» назвал воплощение Единородного, которое Бог уготовал прежде всех веков. «Уготовал... это спасение пред лицом всех людей». Ибо для того Он воплотился, чтобы спасти мир и чтобы воплощение Его явлено было всем.
Лк.2:32. свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля.
Спасение это есть «свет к просвещению язычников», то есть для просвещения омраченных язычников, «и в славу... Израиля», ибо Христос есть поистине слава израильского народа, потому что от него Он воссиял и поистине благоразумные находят для себя величие в этом. Так говорит Симеон. А мне кажется, что сему Симеону приличествуют и слова Давида: «долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:16).
Лк.2:33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
Лк.2:34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле
Симеон благословил обоих, а речь обратил к истинной Матери, оставив мнимого отца. «Се, – говорит, – лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле»; «на падение» неверующим, а верующим – «на восстание». Или иначе: Господь лежит «на падение» зла, гнездящегося в душах наших, и «на восстание» добра; падает блуд, восстает целомудрие. Можно разуметь и еще иначе: Христос «лежит... на падение» вместо: Сам имеет пострадать и подвергнуться смерти, а через Его падение многие имеют восстать. Итак, после слов: «на падение» поставь точку, потом начинай: «И на восстание многих».
и в знамение пререкаемо, –
«Знамение» есть крест, который доселе находит противоречие себе, то есть не принимается неверными. Называется и воплощение Господа знамением, и знамением чудным, поскольку Бог стал человеком, а Дева – Матерью. И этому знамению, то есть воплощению Христа, противоречат. Ибо одни говорят, что тело – с неба, другие, – что оно призрачно, а иные пустословят еще иное.
Лк.2:35. и Тебе Самой (Деве) оружие пройдет душу, –
Оружием называет, может быть, скорбь, бывшую при страдании, а может быть, и соблазн, который приразился к Ней, при виде Господа распятым. Ибо Она, быть может, помышляла, как был распят, умерщвлен и оплеван Тот, Кто родился бессеменно, творил чудеса, воскрешал мертвых.
да откроются помышления многих сердец.
Сие означает то, что «откроются и обнаружатся помышления многих» соблазняющихся, и обличенные они найдут скорое уврачевание. Например, и Ты, Дева, откроешься и обнаружишься в своем мудровании о Христе, потом утвердишься в вере в Него. Подобно и Петр оказался отвергшимся; но явилась сила Бога, снова принявшего его чрез покаяние. И иначе: открылись «помышления многих сердец», когда обнаружился предатель и обнаружились любящие Его, каковы, например, были Иосиф, пришедший к Пилату, и жены, стоявшие у Креста.
Лк.2:36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
Лк.2:37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
Лк.2:38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
Евангелист останавливается на повествовании об Анне, перечисляет ее отца и колено, чтобы мы знали, что он говорит истину, так как он приглашает как бы многих свидетелей, знающих отца и колено. Она вместе с другими «славила Господа», то есть благодарила Его, и всем передавала о Господе, что Он есть Спаситель и утешение нас, ожидающих искупления.
Лк.2:39. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.
По исполнении всего, они возвратились в Галилею, в город свой Назарет, Вифлеем был также их город, но как отчизна, а Назарет как место жительства.
Лк.2:40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
Иисус «возрастал» по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и «укреплялся духом» сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу.
В сретении Господа окружают, с одной стороны, праведность, чающая спасение не в себе, – Симеон, и строгая в посте и молитвах жизнь, оживляемая верою, – Анна; с другой – чистота существенная, всесторонняя и непоколебимая – Дева Богоматерь, и смиренная, молчаливая покорность и преданность воле Божией – Иосиф Обручник. Перенеси все эти духовные настроения в сердце свое и сретишь Господа не приносимого, а Самого грядущего к тебе, восприимешь Его в объятия сердца, и воспоешь песнь, которая пройдет небеса и возвеселит всех ангелов и святых.
Протоиерей Павел Великанов
Сегодня замечательный двунадесятый праздник – Сретение Господне. Евангелист Лука поведал нам историю об удивительной встрече в Иерусалимском храме – а именно встрече Богомладенца Христа и престарелого Симеона, которому было обещано Богом увидеть собственными глазами Мессию. Благодарственный гимн Богу – верному Своим обещаниям – теперь торжественно поётся на каждой вечерне: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!» Мы не знаем точно, в каком возрасте был Симеон – очевидно лишь то, что он был в весьма преклонных летах и уже ждал своего отшествия из этого мира с радостью – а не с ужасом и горестью, как это нередко происходит.
Встретить Бога – казалось бы, об этом мечтает всякий верующий человек – да и не только верующий. Не Бога твоего сознания – а объективно Сущего Бога, увидеть Его таким, какой Он есть на самом деле. Казалось бы – разве не к этому нас должны приводить все наши труды – молитвы, посты, участие в богослужениях и таинствах? И в то же самое время – стоит лишь немного внимательнее всмотреться в глубину собственного сердца – нетрудно там заметить странную двойственность: мы вроде как хотим встретить Бога – ищем этой встречи – и в то же самое время страшно боимся её, откладываем её, прячемся от неё. Декларируя себя глубоко верующими – в глубине души всё равно остаётся страх: а вдруг Тот Самый Бог, Которому мы столь давно служим – на самом деле – другой, совершенно не такой, как мы привыкли Его представлять? И тогда вообще непонятно, чего От Него можно ожидать? Мы ждём от Него радости и утешения – а вдруг Он также, как с Авраамом, потребует от нас, чтобы мы принесли Ему в жертву самое-самое дорогое, что у нас есть? Да, мы читали в книгах, что Бог есть Любовь, что Он не хочет человеку зла, что всё, что Он делает – направлено лишь на благо для человека? Но откуда мы знаем, что конкретно для меня это самое благо не окажется настолько болезненным – что мы просто не вынесем этого страдания?… И где-то в самых глубинах так и живёт этот помысл – вслух мы просим, чтобы Бог пришёл к нам и обновил нас – а про себя молим, только чтобы всё произошло как-то бочком, не слишком радикально, не об коленку.
В сегодняшнем празднике Бог открывается нам как величайший и мудрейший Педагог – который никогда не будет «ломать» своих учеников – какими бы тупыми и невыносимыми они ни казались. Профессиональный учитель от самовлюблённого дилетанта тем и отличается, что для него плохих учеников – не существует. Все – очень разные, но в том-то и заключается талант педагога, чтобы для каждого найти свой подход, свой ключик – и зажечь внутри тот самый огонёк, который потом и будет согревать на протяжение всей жизни. Насколько же надо трепетно относиться к нашей свободе и нашим пожеланиям – чтобы лелеять десятилетиями увядающую жизнь Симеона, лишь бы он увидел своими старческими глазами младенца Христа!
Как же победить нам этот глубоко скрытый помысл недоверия Богу, который, словно якорь, удерживает нас от всецелой преданности Христу? – Почаще вспоминать о сегодняшнем празднике и о праведном Симеоне – живом примере того, как бережно Бог обходится с желаниями каждого из нас!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок рассказывает об одном примечательном событии из детства Спасителя. У евреев существовал древний обычай, еще со времен египетского рабства. Тогда в ночь перед исходом из Египта ангел смерти прошел по стране и поразил всех египетских первенцев. Первенцы же евреев были спасены Богом, а потому с тех пор в знак признательности их стали посвящать Ему на служение. Позже закон немного изменился: прерогатива служения при храме была дана лишь колену, родоначальником которого был Левий. Члены этого клана стали символом всех Израильских первенцев. Тем не менее, каждая еврейская семья на сороковой день после рождения первого мальчика, в память о событии избавления совершала символический обряд выкупа ребенка: в храмовую казну вносили пять сиклей, то есть около 80 грамм серебра. Помимо этого приносили жертву: люди состоятельные – ягненка и голубя, у кого по скромности средств такой возможности не было – двух голубей.
Этими действиями каждая еврейская семья признавала, что ее главное достояние, ее первенец, на самом деле ей не принадлежит. Его подлинным родителем и отцом является Бог. Это Его подарок. Поэтому к выкупу, который приносили в храм, относились не как к приобретению прав на владение ребенком, которыми до этого обладал Бог. В сознании еврея это была горячая благодарность за услышанные молитвы. Более того. Это являлось материальным символом, залогом и своего рода обещанием воспитать ребенка так, что однажды он уже сам сможет вернуть Богу и людям столько же, но уже в духовном эквиваленте.
То, что произошло далее, является своеобразной иллюстрацией и пояснением, какой же именно дар принесет миру Спаситель. Человек по имени Симеон, а за ним и некая женщина Анна произнесли пророчества, в которых в краткой форме изобразили будущую судьбу Христа, тот эффект, который произведет Его проповедь, и какое громадное значение Его подвиг будет иметь для судеб всего мира. Для нас этот эпизод может стать напоминанием о том, как мы должны относиться к тому, что считаем своим личным достоянием.
Кто-то сказал: ты в действительности обладаешь лишь тем, что можешь отдать. Речь идет не о каком-то хитром и нестандартном способе приватизации имущества. В первую очередь речь идет о приобретении внутренней свободы. Праведному Иоанну Кронштадскому жертвовали огромные деньги. Никто из прихожан не был бы против, если бы любимый батюшка оставил их себе. Однако сам он признавался, что деньги не задерживались в его руках. Он сразу же отдавал их нуждающимся. Не они им владели, как могли бы владеть скрягой-миллионером. Он был их полноправным хозяином. И как хозяин направлял эти средства на исполнение Евангельской заповеди. Это и есть подлинная свобода во Христе. Увы, но нам подобной независимости часто не хватает. У каждого есть нечто, над чем он чахнет, как злой кощей над златом или как тот раджа из мультика про золотую антилопу. Подобная одержимость может распространяться на что угодно: на квадраты жилплощади, новый внедорожник, на коллекцию редких марок, на ценные деловые связи, на любимую кошечку или собачку, да на что угодно, на мужа, на жену и, конечно, на ребенка. Мы бываем рабами этих вещей, когда в нашем уме и сердце они существует исключительно для нас. Если мы подобно Пресвятой Богородице не готовы все эти вещи посвятить Богу, то есть регламентировать свои отношения с ними Его заповедями, все это начинает нами владеть. Становится чем-то вроде идолов, которым мы вынуждены регулярно приносить жертвы, а часто и человеческие. Что далеко ходить? Многим хорошо знакома теплота материнской любви. Однако многие согласятся, что любовь матери может не только ласкать, она может и душить. Душить саму мать, ребенка, а заодно и всех окружающих. Так, любой священник подтвердит, что есть определенный процент семей, которые распадаются именно из-за неуемной материнской заботы. Когда доброохотливая мамаша исключительно из благих побуждений начинает влезать в дела молодых и настойчиво советовать, как жить. Не происходит ли это отчасти потому, что сыночка она родила и растила, как говорят некоторые «для себя»? И теперь продолжает беречь и лелеять свое сокровище.
Иное происходит, когда мы посвящаем все свое Богу. В этом случае мы не просто обретаем свободу. Мы даем Христу все основания Самому заботится об этой вещи. И Он промышляет о Ней максимально лучшим для нее способом. Мы можем быть уверены, что то богатство, которым мы так дорожим и от которого мы готовы ради Христа отказаться, не превратится в груду черепков. Ребенок, которого с детства учили работать Богу, не вырастит негодяем. Но исполнит в этой жизни свое глубокое предназначение на радость нам и всем окружающим.
Сретение Господне
Протоиерей Димитрий Смирнов
Праздник Сретения Господня не только символически показывает завершение Ветхого Завета и начало рождения Нового Завета, но в нем еще сокрыт некий глубокий смысл. Во-первых, он учит нас послушанию.
«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Матерь Божия не нуждалась в днях очищения, потому что рождение Ее Дитяти произошло чудесным образом, но несмотря на это Она за послушание исполнила закон, который был в то время в Ее народе.
Закон повелевал, чтобы каждый рожденный младенец-первенец был посвящен Господу. И Сретение Господне – это день, когда Младенца Христа на сороковой день после Его рождения приносят в храм, чтобы поставить Его перед Богом. «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву… две горлицы или двух птенцов голубиных».
Жертва приносилась в знак очищения и в знак благодарности Богу. Когда человек благодарит, обычно это выражается в том, что он нечто от себя отрывает и дает другому. И при принесении младенца во храм приносили с собой и жертву. Тогда у немногих людей были деньги, и жертва была установлена в форме приношения птиц, которые отдавали на храм, и они шли в пищу священнослужителям или обслуживающим храм людям.
Но смысл духовный того, что Матерь Божия пришла в храм, не в этих жертвах и не в очищении, в котором Она не нуждалась, потому что была Приснодевой, а в поставлении перед Богом. Этот обычай перешел и в Церковь Господню: крестить ребенка на сороковой день после рождения в память о Сретении Господнем, чтобы с самого младенчества своего человек посвящался Богу. Хотя дитя еще не имеет веры, и не может отличить правду от лжи, и не знает грамоты, но родители, принося его в храм, как бы ручаются Богу за него, что он будет воспитан в богопочитании, в любви к Богу и к закону Божию. Сейчас, правда, крещение редко приходится на сороковой день, обычно его совершают позже, но само стремление во что бы то ни стало крестить ребенка, хотя родители часто и не понимают, зачем они это делают, идет как раз от этого обычая, который укоренился очень прочно.
В наше время суть поставления человека перед Богом выхолостилась. Родители, принося ребенка крестить, часто даже и не думают о том, что они посвящают его Богу, у них на этот счет бывают какие-то другие соображения, а иногда и никаких соображений, а просто: вот так принято, и мы так будем делать. На деле же, когда родители приносят в храм младенца, они тем самым свидетельствуют перед Богом: то, что Ты нам дал, Господи, мы отдаем Тебе. Ведь действительно младенец – это дар Божий, потому что не от родителей зависит его рождение, они не могут повлиять даже на цвет волос будущего ребенка. Как Богу угодно, такой младенец и будет. Родится ли Суворов, или чемпион мира по шахматам, или родится человек болящий с детства, или музыкант, или художник, или хороший токарь – это закладывается Богом. Господь является Отцом и Создателем человека. И то, что Бог дал, Богу и до́лжно вернуть. Принося ребенка в храм, родители этим как бы говорят: Господи, Ты нам дал этого младенца, и вот мы обещаем: мы будем воспитывать его в послушании, в любви к Тебе, в страхе Божием, в исполнении Твоего закона. В этом и есть глубокий смысл посвящения человека Богу.
И каждый из нас, здесь собравшихся, некогда был крещен, то есть освящен и посвящен Богу; каждому из нас дана благодать, каждый получил сыновство от Бога. Хотя мы рождены по плоти от грешных родителей, но крещение наше есть знак избрания, знак принадлежности к новому народу Божию, к сынам Божиим. Каждый человек в крещении усыновляется Богу. И как не подобает сыну великого царя или высокопоставленного или талантливого человека вести себя неподобно, так же и христианину. Никто не удивляется, если дед пил, отец пьет, а сын в тюрьме сидит – это закономерно. Но когда говорят: отец писатель, хорошие книжки пишет, а сын его наркоман, или пьет, или в тюрьме сидит – здесь уже какой-то диссонанс: как же так, сам папа такой, а детки-то у него вот какие. К несчастью, мы, будучи чадами великого Царя Небесного, часто в жизни своей ведем себя совершенно неподобающе, как будто не Он Отец наш Небесный, как будто не Ему мы были посвящены в крещении, как будто наши родители или мы сами не поставили себя перед Господом, чтобы всю жизнь отдать Ему.
Господь говорит: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» – потому что добрые дети прославляют своих родителей, и те радуются, глядя на послушных и воспитанных в нравственных правилах детей. Тем паче Отец наш Небесный радуется, когда мы исполняем повеления Его. И часто люди благодарят родителей за то, что они воспитали хороших детей, – тем более важно, чтобы, зная, что мы христиане, что мы дети Отца Небесного, они прославляли Бога.
Посвящение нас Богу имеет огромное значение, и нам о нем никак нельзя забывать. Мы не просто какие-то люди, мы крещены во имя Отца и Сына и Святаго Духа, на нас лежит печать избрания, мы царское священство, каждый из нас по благодати является царем и священником. Царем – по наследству, потому что мы должны наследовать Царствие Небесное, если Господь не лишит нас его за то, что мы отказались от своего сыновства. Когда ребенок отрекается от отца, он перестает быть наследником. Поэтому если мы откажемся от сыновства, то и мы не наследуем Царство Небесное, как лишившиеся своего царского достоинства.
И независимо от пола и возраста каждый крещеный человек является также священником Господа Вседержителя, призванным приносить жертву, благоугодную Богу. А если мы не чтим Бога, не приносим Ему жертву, то мы отказываемся и от своего священства. Что должен человек приносить в жертву Богу? Всё, всю свою жизнь. Каждое наше слово, каждая мысль, каждое действие, что бы мы ни делали: трудимся ли мы на работе, делаем ли что-то по дому, воспитываем ли свое дитя, – должны быть для Бога: смотри, Господи, мы для Тебя трудимся. Совершенно неважно, что мы делаем, а главное – как; чтобы Господь радовался, глядя на нас.
Любой матери не так уж важно, химик ее сын или плотник, лишь бы хороший человек был. Конечно, ей по тщеславию хочется иногда, чтобы сын стал академиком или премьер-министром – помыслы иногда у некоторых так высоко залетают. Но если у нее два сына: один дворник и не пьет, а другой министр и пьет, – то какой сыночек больше огорчения доставляет? Конечно, тот, который пьет. Отцу с матерью всегда приносит радость именно нравственное устроение сына или дочери. Поэтому и Богу неважно, какое место мы занимаем в человеческом обществе и как мы выглядим, какую одежду носим, какой формы у нас нос или уши или какого цвета волосы. Для Бога важно, что́ представляет из себя наша душа.
Господь вездесущий, и где бы мы ни были, мы всегда находимся пред очами Господними, хотя по немощи нашей забываем об этом – забываем, что Бог и в универсаме, Бог и на автобусной остановке, Бог и на работе нашей присутствует. Однако когда мы собираемся в храм, мы знаем, что идем молиться Богу, идем непосредственно общаться с Ним, встать перед Ним. Правда, некоторые доходят до такого безумия, что даже в храме забывают, зачем они здесь. Они могут и толкаться, и разговаривать, и думать о чем-то своем. Человек, ты к Кому пришел? Ты пришел в Дом Отца своего Небесного, и Отец Небесный смотрит на тебя и хочет увидеть тебя таким, каким Он тебя задумал. Он хочет, чтобы ты был святым, Он хочет дать тебе Царство. Но как Он может дать нам Царство, коли видит, что мы не знаем, как с ним обращаться, мы промотаем это наследство. Это все равно что на свинью повесить бриллиантовое колье – она не понимает; ей что янтарь, что простые камни, что ржавые гвозди.
Поэтому нам нужно постоянно и постоянно возвращаться мыслью к Богу, постоянно стараться иметь память о Боге, постоянно помнить, что мы дети Небесного Царя и посвящены Богу. И эта память Господня удержит нас от множества грехов, потому что нас будет охранять чувство глубокой ответственности, сознание, что мы не просто люди, а люди, взятые в удел, что за каждого из нас пролита Святая Кровь Господня. Поэтому мы не имеем права грешить, не имеем права искать своего, искать своей славы, исполнения своих желаний, а должны искать только воли Божией и того, как бы Господу угодить и как бы Его порадовать. Для этого каждое свое дело, каждое слово нам надо проверять. Вот ты собираешься нечто сделать, а задумайся на минутку, задай себе вопрос: на тебя смотрит Господь Иисус Христос, Который пролил за тебя Святую Кровь на Голгофе, – как Ему, понравится ли то, что ты сейчас делаешь? Понравится ли Ему то, что ты сейчас говоришь? Понравится ли Ему та мысль, которую ты смакуешь в своей голове? Нет, ответит совесть, и станет стыдно и противно, и скажешь: прости меня, Господи, я увлекся не туда; я согрешил, я отошел от Тебя, я хотел сделать то, что неугодно Твоему величию.
Если мы всегда будем держать память о Господе – а память о Господе есть непрестанная молитва (как апостол Павел заповедал нам: «Непрестанно молитесь»), – то мы вовек не согрешим. Такой молитве очень легко научаться в храме Господнем, потому что богослужение и есть непрестанная молитва. Мы так и молимся: то один молится, потом отвлекся, а в это время другой включился в молитву – и идет непрестанный ее поток. А «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», – сказал Господь. Господь присутствует среди нас и каждому из нас желает спасения. Поэтому Сретение Господне научает нас постоянному предстоянию перед Господом, чтобы не отвлекался наш ум. И если мы всякий раз, когда только опомнимся, будем мысленно ставить себя перед Богом, то удержимся от многих грехов.
Пусть этот праздник так и запечатлеется в нашем сознании: не исполнение каких-то внешних законов спасает нас, а только переквашивание собственного существа с греховного на святое. На это дело мы Богом посвящены и освящены, и на это дело Божие мы получаем помощь от Господа. Аминь.
|