3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
4 и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему.
5 И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
6 Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
8 Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
9 Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
10 Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
15 Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.
16 Всегда радуйтесь.
17 Непрестанно молитесь.
18 За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
19 Духа не угашайте.
20 Пророчества не уничижайте.
21 Все испытывайте, хорошего держитесь.
22 Удерживайтесь от всякого рода зла.
23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие 24 Господа нашего Иисуса Христа.
(Лк. 17:3-10) Лк.17:3. Наблюдайте за собою.
Господь предостерегает учеников: «Наблюдайте за собою». Вот, – говорит, – Я прежде вам сказываю, что придет зло, не будьте в ответе. Ибо злу необходимо прийти, но нет необходимости вам погибнуть, если будете осторожны и вооружитесь. Необходимо прийти волку, но если пастух бодрствует, нет необходимости овцам погибнуть, а волк должен уйти с пустым зевом. Господь сказал это о соблазнителях и тех, кои вредят проповеди, то есть препятствуют. Поскольку между ними есть большое различие, ибо одни неисцелимы как фарисеи, а другие излечимы как братья Господа по отношению к Самому Господу, ибо и они не веровали в Него (Ин.7:5).
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему;
Итак, поскольку большое различие между препятствующими проповеди, ибо между ними могли быть некоторые и единоверные, то Господь говорит: «если... брат твой... согрешит против тебя», ты «выговори ему» наедине, и «если послушает тебя, ты... приобрел» его, «если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух», и прочая, что евангелист Матфей (Мф.18:15–17) изобразил пространнее, а евангелист Лука прошел молчанием, как сказанное уже евангелистом Матфеем. Кто послушает выговор, тот достоин прощения; а кто не послушает, тот «да будет... тебе как язычник и мытарь», то есть мерзок и недостоин называться братом.
Лк.17:4. и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
Потом, как бы кто сказал: пусть так, Господи! Ты хорошо это различил; но что делать с тем, кто много раз получил прощение и снова вредит? Господь говорит: если он снова покается, прости ему. И еще: «если... и семь раз в день обратится,... прости ему». А слово «семь раз в день» поставлено здесь вместо слова «многократно», подобно как в выражении: «даже бесплодная рождает семь раз» (1Цар.2:5). Итак, сколько раз он покается, столько раз должно прощать ему. И не подумай, будто Господь полагает число, сколько раз прощать, но, как я прежде сказал, «семь раз в день» понимай вместо «многократно» и бесчисленно. Мы говорим же в обычной беседе: в таком-то городе тьма (десять тысяч) жителей, но говорим не потому, что в нем в самом деле десять тысяч жителей, ибо их может быть и больше в нем, а вместо того, чтоб назвать город очень многолюдным, мы говорим, что в нем десять тысяч жителей. А что «семь раз в день» употреблено в том значении, это видно из Евангелия от Матфея (Мф.18:21–22). Ибо там, когда Петр сказал: Господи, должен ли я прощать ему (брату моему) до семи раз? Господь сказал; не «до семи, но до седмижды семидесяти раз», обозначая чрез сие бесчисленное множество раз.
Лк.17:5. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру.
Апостолы веровали в Господа, однако же, придя в сознание своей слабости, поняв, что Господь сказал о чем-то великом, и, услышав об опасности от соблазнов, просят, чтобы умножилась в них сила веры, чтобы чрез нее они могли исполнить то, что Он сказал, то есть относительно нестяжательности. Ибо ничто так не укрепляет в нестяжательности, как вера в Бога и твердое на Него упование, равно как ничто так не располагает к собиранию сокровищ, как неверие, что Бог есть великий сокровищехранитель (казначей), а благость Его – неистощимая сокровищница; притом с верой они могут противостоять соблазнам. Поэтому апостолы приступают к Господу и говорят: «умножь в нас веру», то есть яви нас совершеннейшими и твердейшими в вере.
Лк.17:6. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас.
Господь, показывая им, что просьба их хороша и что им нужно твердо содержать ту мысль, что вера имеет великую силу, говорит: если бы вы имели веру, вы пересадили бы и эту смоковницу. Здесь две великие вещи, именно: что укоренилось в земле, то, во-первых, передвинулось бы со своего места, а во-вторых, пересадилось бы в море. А что может быть посажено в воде? Очевидно, сими словами Господь показывает силу веры. Быть может, кто-нибудь в переносном смысле под «смоковницей» будет разуметь диавола, так как он изобрел для нас вечного червя и питает его насаждаемыми им помыслами; ибо смоковничными листьями питаются черви, от которых бывают шелковые нити. Так и сию смоковницу вера может искоренить из сердца человеческого и бросить в море, то есть низвергнуть в бездну.
Лк.17:7. Кто из вас, имея раба пáшущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?
Лк.17:8. Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?
Лк.17:9. Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю.
Лк.17:10. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, чтó должны были сделать.
Сказав это о вере, Господь присовокупляет и другое очень нужное учение. Какое же? Учение о том, что не должно гордиться совершенствами. Поскольку вера совершает многое и содержащего ее соделывает исполнителем заповедей, украшая его при сем и чудотворениями, а от сего человек легко может впасть в высокомерие; поэтому Господь предостерегает апостолов не превозноситься совершенствами, представляя прекрасный пример. «Кто, – говорит, – из вас имея раба» и прочее. Этой притчей объявляется, что не должно величаться никаким совершенством, ни даже исполнением всех заповедей. Ибо на рабе лежит необходимая обязанность исполнять приказания господина, однако же исполнение их не должно вменяться ему в совершенство. Ибо, если раб не будет делать, он достоин ран; а когда сделал, пусть довольствуется тем, что избежал ран, а не должен за это необходимо требовать платы. Ибо заплатить ему, особенно же подарить что-нибудь, зависит от великодушия господина. Так и Богу работающий не должен превозноситься, если исполнит заповеди, ибо он не сделал ничего великого. Напротив, если бы он не исполнил, ему было бы горе, как говорил апостол: «горе мне, если не благовествую!» (1Кор.9:16). Равным образом, если он получил дарования, он не должен ими величаться, ибо дарования даны ему по милости Божией, а не потому, будто бы Владыка был ему должен. Ибо особенный долг раба, по отношению к его господину, исполнять все его приказания. Если же мы не должны думать о себе ничего великого и тогда, когда соблюдем все заповеди, то, что мы такое бываем, когда не исполняем и малой части заповедей Божиих, да еще гордимся? Обрати внимание и на то выражение притчи, что прежде поставлено «пaшущего», а потом присовокуплено «пасущего». Ибо, кому бы то ни было, прежде нужно землю возделывать, а потом уже принимать в руки и пастырскую должность. Кто хорошо возделал свою плоть, как бы какую землю, тот достоин быть и для других пастырем. Ибо кто не умеет собственным домом управлять, как следует, тот как будет пещись о Церкви (1Тим.3:5)? Итак, прежде возделай самого себя, и тогда уже других паси, как и пророк Иеремия сказал: «распашите себе новые нивы» (Иер.4:3), а потом просветите себе свет разума, чем обозначается важнейшая часть пастырской должности.
Протоиерей Павел Великанов
Три темы сегодняшнего чтения кажутся никак друг с другом не связаны. Первая тема — о безграничной готовности прощать согрешившему против тебя; вторая тема — просьба об умножении веры и свидетельство Христа о силе даже самой маленькой веры, и, наконец, третья тема — притча о работнике и хозяине. Чтобы понять внутреннюю связь между этими кажущимися отдельными повествованиями, надо ответить на один вопрос: зачем нужна вера апостолам?
Странный вопрос — скажете вы. Ведь вера — это ключевая добродетель в религиозной жизни. «Без веры невозможно угодить Богу» — разве не так? Всё правильно, но есть один небольшой нюанс. Апостолы говорят об умножении в них веры после слов Иисуса о том, что прощение должно быть безусловным — и тут апостолы понимают: не, это уже перебор. Ну семь раз простить за день одного и того же человека — это уже что-то за гранью возможного. И как выход из такой ситуации они видят в существенном увеличении веры — при которой, как им кажется, вполне можно справиться с поставленной задачей прощения.
Ответ Христа кажется очень неординарным. Ведь по сути Он им говорит: было бы что умножать! Вы даже не понимаете, о чем говорите: вам кажется, что вера-то у вас есть, её надо только немного «увеличить» — а на деле-то именно с верой как таковой у вас очень большие проблемы! Но почему? Потому что для апостолов вера — это духовный инструмент, посредством которого можно добиваться высоких целей. Это — средство, а не цель. Однако в притче, которая последовала за этой краткой речью о вере, Иисус всё расставляет по своим местам.
В притче мы видим, что всё служение раба господину — и есть его жизнь. Он не «зарабатывает» какую-то похвалу или благодарность: он целиком «встроен» в жизнь дома хозяина, и это целостное служение без оглядки, что он за это получит, и есть единственно правильное устроение раба. Перенося этот образ на нашу жизнь, нетрудно понять: Бог ищет не рыночных отношений с человеком, а семейных, искренних, как у самых близких членов семьи. Ситуация, когда ребёнок не помоет посуду, если ему не пообещать конфетку — ненормальная. И здесь дело вовсе не в непослушании или детском эгоцентризме: просто у этого маленького человека ещё не появилось ощущение семьи как целостного организма, в котором от каждого — в том числе и от него самого — зависит общее состояние. Если ты не помыл посуду, когда вполне мог — значит, тем самым ты переложил эту задачу на плечи другого. Но если, напротив, ты сделал это дело — наивно ожидать какой-то награды — потому что ты сам и есть «благополучатель» результатов этого доброго деяния как член семьи.
Именно поэтому притча заканчивается странными на первый взгляд словами об отсутствии каких бы то ни было гарантий спасения. Христос призывает каждого трудиться для возделывания веры, исполняя заповеди — но при этом не ожидать появления какого-то исключительного отношения со стороны Бога. Почему? Да потому, что как только в семье родитель начинает выделять кого-то из детей — гармония семьи начинает трещать по швам. Если появляется «любимец» — значит, другие неизбежно становятся «недолюбленными». Бог, как безусловно любящий Отец, не изменяет Своё отношение к Его детям в зависимости от их поведения: Он каждого любит совершенно, даже несмотря на то, что эта любовь может не встречать не то что понимания — но даже желания её принимать.
В сегодняшнем Евангелии Христос призывает нас к невероятным отношениям с Богом: почувствовать себя полноправными членами Божественной семьи, ощутить своё родство друг с другом — и выкинуть из головы искушающие нас соблазны использовать — вместо того, чтобы беззаветно служить один другому!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Все то время пока апостолы сопровождали Спасителя в Его странствованиях, они спорили, кто из них займет в будущем царстве Мессии лучше место, поближе к царю. Очевидно, что для них возможность быть рядом со Христом ассоциировалась с властью и превосходством над другими людьми. Вместо служения ближнему, они хотят господствовать над ним. Именно поэтому в отрывке, который мы услышали сегодня, Спаситель указывает своим ученикам важный принцип, который должен быть положен в основу здоровой духовной жизни.
Для того, чтобы превратится в тирана для другого человека, не обязательно носить на голове корону, сидеть на троне в окружении сотни головорезов и держать в заложниках родных и близких несчастного. Можно просто упорно не прощать человеку дурной поступок, который он против тебя совершил. В каком-то смысле человек становится твоим должником. У тебя вроде бы как даже появляется моральное право ему отомстить. Вставить шпильку в подходящий момент. Распорядиться по своему смотрению его репутацией и судьбой. Это довольно широко распространенная разновидность бытовой тирании. И многие довольно успешно ею пользуются. Поэтому Христос и говорит о прощении. Ведь Он пришел не господствовать, но служить. Этому же принципу должны следовать и Его ученики.
Есть в словах Спасителя один важный момент. Вместо того, чтобы сказать о необходимости прощения один раз, Он усугубляет ситуацию: семь раз против тебя согрешил человек, семь раз ему прости. Зачем Он это делает? Господь прекрасно знает, что зачастую, даже прощая своему ближнему на словах, мы не можем отпустить обиду в своем сердце. В нем продолжает жить горький осадок. Наша память о дурном поступке, который он совершил против нас, держит его в заложниках. А потому человек вроде бы как остается нашим должником. Он продолжает быть виноватым перед нами, хоть мы и примирились. И при случае мы используем возможность ненавязчиво намекнуть ему на это: я тебя, дескать, простил, будь добр, соблюдай мои правила. Так, мы все еще держим человека на крючке, остаемся в положении господина.
Поэтому Христос и говорит: наблюдайте за собой, то есть внимательно всматривайтесь в свое сердце. Не все ваши прощения и благородные жесты являются таковыми на самом деле. Необходимо абсолютное прощение. Как будто ничего не произошло. Словно, кто-то стер из твоей памяти те обиды, которые нанес ближний. Поэтому Господь и используется число семь. Это отнюдь не указание на конкретное количество раз. Это число символическое. Указание на полноту, завершенность действия.
Далее Спаситель углубляет свою мысль: исполняя заповеди, нельзя делать своим должником не только человека, но и Бога. Странно ожидать награды за то, что живешь по Евангелию. Ведь если так, то евангельская жизнь для тебя – нечто из ряда вон выходящее, далекое, то, что отлично от твоей повседневной жизни. Все должно быть наоборот. Исполнение заповедей Христа должно стать для нас привычным, обыденным делом. Словно та рутинная работа, которая пропитывает нашу повседневность. Мы дышим, спим, ходим, едим, убираемся по дому и т.д. Но ведь ни у кого не возникает мысли требовать за это награду.
Ученики потрясены. Где взять столько сил, чтобы следовать тому, что только что сказал Христос? Поэтому они и просят увеличить в них веру. Конечно, речь идет не о вере рациональной. Не о рассудочном признании каких-то догматических истин. Речь идет о том живительном действии божественной благодати, которая одна может преодолеть узость и косность нашего сердца, наше малодушие и дать силы искренне жить по Евангелию.
Дай же и нам, Господи, такой веры и духовных сил, чтобы в свою меру исполнить Твою заповедь о служении ближним и Богу.
***
Священник Стефан Домусчи
Людей, которые подчеркнуто нецерковны, многое в Церкви смущает… Смущает язык, обряды, традиции, смущает поведение священников и мирян… Но все это оказывается мелочью по сравнению с таинством покаяния или проще говоря с исповедью. Обычно человек сразу говорит, что он бы и поисповедовался, но говорить ему толком нечего, так как он никаких особенных грехов не совершал… не убивал, не грабил… есть люди с грехами, пусть они и исповедуются… И на самом деле очень серьезная проблема.
Почему же многие задумавшись над исповедью рассуждают именно так? Действительно ли грехами, которые ранят душу, можно считать только самые страшные из них?
На самом деле, проблема в том, что рассуждая о грехах, современный человек часто ассоциирует их с нормами уголовного кодекса… Из-за чего даже десять заповедей, которые как будто бы все известны, в действительности неведомы, кроме 2-3 самых известных. Ни заповедь запрещающая идолопоклонство, ни заповедь об имени Божьем, неизвестны практически никому…
Когда же люди узнают о том, что первая заповедь вовсе не «не убий», а кроме тяжелых грехов делом, есть так же грехи внутренние, проще всего оказывается признать, что если так судить, то вся их жизнь оказывается сплошным грехом, а раз сил хотя бы на частичное исправление ее у них нет, то нечего и вовсе начинать… Все равно всех грехов не исправить.
Вспоминая, что больше многих других добродетелей, святые ценили рассудительность, стоит избегать, как одной крайности, так и другой. Трезво оценивать свое состояние и стремиться насколько возможно исполнять заповеди.
Но их так много, — может сказать человек, — не знаю, с какой начать! Зачастую начать оказывается проще всего с чего-нибудь внешнего! С внешнего вида, с характерных слов и выражений… Но если мы откроем Евангелие и постараемся расслышать, что главным считал Христос, то увидим, что Его учеников в первую очередь отличает не внешний вид, не речь или что-то подобное… Важнейшим отличием оказываются особые отношения, которые царят между ними… Отношения, которые основаны на любви. И как о здоровье мы задумываемся, когда заболеваем, так о любви, а точнее об ее отсутствии красноречивее всего свидетельствуют проблемы, возникающие при общении с ближними. Проблемы, которые выражаются в обидах и вражде.
В сегодняшнем чтении Спаситель говорит апостолам о прощении и примирении, как об основных и элементарных явлениях их христианского отношения друг ко другу. В этом контексте, как тот, кто говорит, что ему не в чем исповедоваться, так и тот, кто не знает, с чего начать, могут последовать совету Христа.
«Наблюдайте за собою» — призывает Он. И речь, конечно, идет о том, чтобы быть внимательным к своей внутренней жизни, к своим взаимоотношениям с людьми. Наблюдайте за своими взаимоотношениями и прощайте. Будьте с людьми честны, но и миролюбивы. Многим может показаться странным, что Христос предлагает нам прощать тогда, когда ближний попросит у нас прощения. Как будто бы без этого прощать не нужно. На самом деле, речь не об этом, и Христос этого не говорит. Просто зная людей, которые не прощают даже тогда, когда их об этом прямо просят, Он призывает из встать на путь прощения и начать этому учиться. Путь этот тяжел, но Христос зовет нас к нему, ведь Сам Он, по словам апостола Павла, возлюбил нас еще тогда, когда мы были грешниками. Конечно, такая любовь доступна не сразу и не без труда… Но стремиться к ней нужно и начать можно с малого. С прощения обид и примирения с ближними.
О разном
(1Сол.5:14-23; Лк.17:3–10)
Протоиерей Вячеслав Резников
Апостол Павел пишет: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых». В церковной ограде есть и такие, и другие, и третьи. Конечно, бесчинные мешают, малодушные стремятся назад, слабые замедляют путь. Но это и было, и будет всегда. Это нам необходимо, как и прочие искушения. Так было и в Ветхом завете. Бог предупреждал Свою церковь: «нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15:21). А о соседних, враждебных Израилю, народах Он говорил: «Я не изгоню их от вас, и они будут вам петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд.2:3). Вспомним, наконец, как Господь запретил вырывать плевелы, чтобы тем самым не повредить пшенице (Мф.13:24-30). Ведь только сталкиваясь с различными проявлениями зла в нашем доме, в нашем храме, – мы видим, кто мы сами, чего мы стоим, и что успели приобрести за нашу христианскую жизнь!
Поэтому при виде чужого греха, первым делом, – «смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем». Но и мимо греха нельзя проходить: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему». Но если уж он покается, то «прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», – прости ему». Услышав это, ученики ужаснулись, и взмолились: «умножь в нас веру», чтобы нам поднять такие подвиги любви! Господь одобрил их желание. Но при этом сказал: «если бы вы имели веру с зерно горчичное, и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас».
Еще Апостол говорит: «всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите». Именно «всегда», «непрестанно», и «за все», без исключения. И для этого, пожалуй, нужна не меньшая вера, чем пересадить смоковницу.
Конечно, слыша о «горчичном зерне», земля может пойти из-под ног. Мы считали себя верующими, а у нас и такой веры нет. Но вспомним, что даже ученикам Господь по их просьбе сразу не умножил веру, хотя и сказал о ее важности. Божьими дарами надо уметь пользоваться. Иному только дай настоящую веру, – он такого натворит! И реки вспять пустит, и всех больных исцелит, – пусть грешат в полную силу! И уж конечно после этого не скажет: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Выполнив даже самое малое, ничтожное, мы уже втайне ждем, что Господь тут же скажет: «пойди скорее, садись за стол»!
«Все испытывайте, хорошего держитесь», – продолжает Апостол. Испытывая все, совершенно не обязательно, например, самому вываляться в грязи, чтобы понять, что это – «не хорошее». Глупый двадцать раз спотыкается на одном месте, а умный может даже ни разу не споткнуться, потому что пользуется накопленным опытом, – и церковным, и просто человеческим.
Вот сколько важного и полезного услышали мы сегодня от Апостола Павла. Но – что это? Заповеди? Но заповеди даются в повелительном тоне. Наставления? Советы? Но здесь и не учительный тон, и не тон братского совета. Апостол пишет: «Умоляем» «вас, братия»!
Как мы умоляем о том, что нужно нам, так и он умоляет нас, как будто ему это надо во много раз более, чем нам! Так бы и нам умолять тех, кто согрешает против нас!
А чтобы это у нас хоть как-то получилось, Апостол умоляет и Бога: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
|