1 И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
2 Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
3 И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
4 скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?
5 Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
6 ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
7 Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, — но это еще не конец.
8 Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут землетрясения по местам, и будут глады и смятения. Это — начало болезней.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Мк. 13:1-8) Мк.13:1. И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!
Мк.13:2. Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне.
Мк.13:3. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей:
Мк.13:4. скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться?
Поскольку Господь много говорил о запустении Иерусалима, например: «оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38), то ученики дивились, что столь величественные и прекрасные здания должны погибнуть, и потому показывали Ему столь поразительное благолепие храма. Но Он предрекает, что, тем не менее, из всего этого не останется даже камня на камне. Против этого некоторые говорят, что много уцелело остатков от древнего города Иерусалима, и таким образом пытаются представить Христа лживым. Но это напрасно, ибо если и сохранились некоторые остатки (что впрочем, несправедливо), то до всеобщей кончины не останется камня на камне. Впрочем, история свидетельствует, что Элий Адриан раскопал самые основания города и храма, так что чрез него исполнилось пророчество и о том, что не останется камня на камне. Когда же Господь сидел на горе Елеонской, к Нему подошли ученики, спрашивая: «когда это будет»? то есть, когда исполнится предреченное о Иерусалиме? А Он, прежде ответа на их вопрос, утверждает их ум, чтобы не соблазнились. Ибо при начале бедствий в Иудее явились люди, называвшие сами себя учителями; поэтому и говорит Господь: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас».
Мк.13:5. Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
Мк.13:6. ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят.
Мк.13:7. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец.
«Многие придут», таковы, например, были Иуда (Галилеянин) и Февда, кои выдавали себя за помазанников Божиих.
«Услышите, – говорит, – о войнах»; это те войны, о которых и Иосиф Флавий повествует и которые были перед разрушением Иерусалима. Иудеи в то время возмутились и перестали платить дань римлянам, а разгневанные римляне пошли на них войной и делали постоянные нападения.
«Но это еще не конец» Иерусалима, ибо римляне еще оказывали человеколюбие. И не одни войны были, но и другие Богом посланные казни, – голод и землетрясения, которые ясно показывали иудеям, что Сам Бог ведет с ними брань. Все же это было только «начало болезней», то есть предстоявших им бедствий.
Протоиерей Александр Шаргунов
Евангелие от Марка близится к завершению. Господь выходит из Храма в последний раз. Он больше не войдет в него. Отвечая на замечание одного из учеников, Господь ясно возвещает, что здание, из которого Он вышел, обречено на разрушение. Однако оно продолжает строиться и поражать великолепием.
Иудеи могли по справедливости гордиться Иерусалимским Храмом. Он дышит историей. Построенный на возвышении, он как бы парит между небом и землей, он – одна из драгоценностей античной архитектуры. Тот храм, который застал Христа, был третий по счету. Первый был построен при Соломоне около 970 года до Рождества Христова и разрушен в 587 году во время взятия Иерусалима вавилонянами. Строительство второго, более скромного, было предпринято по возвращении из плена в 520 году до Рождества Христова. За 20 лет до Рождества Христова Ирод Великий начал строить третий Храм (по-прежнему называемый «вторым»), намного более роскошный, чем все прежние. Он будет закончен к 64 году нашей эры, приблизительно через тридцать лет после Распятия Христа, и разрушен через шесть лет в 70 году. И сегодня можно видеть остатки его камней, возвышающихся над долиной Кедрон и старым Иерусалимом.
В очах Господа пышность здания и красота богослужений не могли компенсировать грех тех, кто находился здесь. Храм представлял собой пустой гигантский ларец драгоценностей. Хуже того, он был местом, где в полном свете обнаруживалась неверность религиозных вождей Израиля. Он не заслуживал того, чтобы быть. Кажется, его стены уже разваливаются на глазах, и скоро вместе со стенами большее, чем просто здание, будет разрушено. Не останется камня на камне – прежде всего, в духовном смысле. Когда остается часть, может быть надежда на восстановление целого, но какая может быть надежда, когда не остается камня на камне!
Господь глядит с состраданием на разрушение драгоценных душ и плачет над ними, ибо в них Он положил все Свое сокровище. Но мы нигде не найдем, чтобы Он сожалел о разрушении великолепных домов, из которых Он изгнан грехом. Разрушение Храма, сердца религиозной жизни Святого Града, было для иудеев катастрофой, не сравнимой ни с чем. И, естественно, рождало у них множество самых жгучих вопросов.
«И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей». Происходящее исполнено высокого значения. Господь «восседает». И мы должны обратить внимание – где. На горе Елеонской, на месте, откуда открывается лучший вид на Храм и на весь город. Вспоминается пророк Иезикииль, который видит, во времена изгнания, славу Божию, исходящую из Храма. Она останавливается на горе, к востоку от града, и потом соединяется с народом Божиим в Вавилоне (Иез. 10:18-22; 11:22-23). Присутствие Божие уходит из Храма. Четверо первых призванных Господом учеников вопрошают Его. Их вопросы касаются, прежде всего, времени: «Когда это будет?» И затем уточняются другими: «Какой признак, когда это все должно совершиться?» Они ищут знамений, а всеохватывающие слова «все должно совершиться» явно идут дальше разрушения Храма. Разрушение Храма для всех его современников было знамением конца мира и ужасом вселенской катастрофы. В самом деле, разве конец храма не конец мира?
Господь укрепляет веру Своих учеников. То, что Он говорит, созвучно пророчеству Даниила в Ветхом Завете и Апокалипсису апостола Иоанна Богослова – в Новом. Его предупреждение касается всех периодов раскрытия зла в человечестве – будь то разрушение Иерусалимского Храма, будь то гонения на Церковь во времена Римской империи или большевистской России, – всех критических эпох истории мира.
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, – говорит Господь, – ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят». После того, как иудеи отвергли истинного Христа, они были обмануты многими лжехристианами. Эти лжехристы прельстили многих, и ныне прельщают. И ныне иудеи продолжают ждать своего лжемессию. Потому берегитесь, – говорит Христос. Когда многие обмануты, мы должны бодрствовать, чтобы не поддаться общему обману.
«Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть» – вследствие отступления человечества от Бога. «Но это еще не конец. Это – начало болезней». Господь возвещает о грозных событиях, уготовляющих последний кризис: землетрясения, глады и смятения. Все определяют эти два завета Господня: «Берегитесь» и «не ужасайтесь». Ученик Христов должен трезвиться и исполняться доверия Богу. Несомненно, Храм будет разрушен, и равновесие мира хрупко. Рост нового происходит всегда через умирание старого. Но жизнь, которую никакие катастрофы не могут отнять, – крепче Храма и самого мира.
***
Протоиерей Павел Великанов
В Евангелии есть места, которые подобны двум параллельным дорогам – то идущим рядом, то расходящиеся друг от друга, то сливающиеся в единую магистраль. И сегодняшнее чтение – очень похоже: в нем одновременно идёт речь о грядущем разрушении Иерусалима – которое произошло в 70 году – и в то же самое время – о последних временах, предваряющих второе славное пришествие Христово. Где здесь можно поставить чёткую границу, чтобы отделить одно от другого – понять практически невозможно. С одной стороны, все предупреждения и знаки, о которых говорил Иисус, исполнились незадолго до падения Иерусалима. С другой – в пророчестве имеется и явная эсхатологическая перспектива, к которой мы приближаемся с каждым годом – но пока еще не достигли.
Но зачем же Иисус говорит не только Своим апостолам – но и нам с вами – эти страшные пророчества? Какую ответную реакцию Он ожидает увидеть? Доведя накал повествования до предела, Спаситель произносит всего лишь одно слово – бодрствуйте: «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте!»
Понятно, что речь идёт не о физическом бодрствовании – то есть полном отсутствии сна как такового. Речь идёт о чем-то более важном: ведь можно и в состоянии сна оставаться ответственным за происходящее – об этом говорит царь Соломон: «Я сплю, а сердце моё бодрствует» (Песн. 5:2). И, напротив, можно и будучи пробуждённым оставаться со спящей душой и неосознанным поведением. Что же такое это бодрствование – которое с точки зрения Христа Спасителя является необходимым для любого человека?
Ответ мы находим в первом послании апостола Павла к фессалоникийцам, где он говорит: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1Фес. 5:6). Трезвение и бодрствование – состояния, противоположные беспечности и невнимательности, внутренней расслабленности и безразличию. Нравственная самособранность и готовность в любой момент предстать перед своим Господином – Христом – вот что отличает христианина от расслабленного язычника и самоуверенного иудея.
Но если перенести эту заповедь Христа в наши нынешние реалии – что это будет означать? Что значит «бодрствовать и трезвиться»? Можем ли мы понять, насколько мы спим – или же всё таки уже проснулись духовно?
Я бы предложил несколько показателей. В отличие от бодрствующего, спящий не вполне собой владеет. Его жизнь – стихийна, трудноуправляема и нерассудительна. Он сам не может толком понять, почему поступает тем или иным образом. Трезвенный и бодрствующий – в отличие от пьяного или спящего – может дать полный отчёт о смысле и целеполагании своих поступков. То есть первый показатель – наличие свободы действий. Второй показатель – это «включённость» в жизнь, умение видеть и слышать то, что происходит в данный момент – а не жить тем, что хотелось бы увидеть и услышать. Другими словами, этот показатель можно назвать просто адекватностью, способностью воспринимать окружающую реальность без сложных надуманностей и интерпретаций, просто, такой, какой она и является. И третий, наверное, самый главный показатель бодрствования – это сонастроенность воле Божией, глубинная согласованность своих мыслей, чувств и поступков с духом Евангелия. «А точно так бы я поступил – если бы рядом со мною, здесь, был Христос Спаситель?»
Вот и хочется пожелать всем почаще задавать себе этот вопрос – чтобы понимать: спим ли мы душой – или бодрствуем и в радости служим нашему Небесному Отцу?
|