14 января 2022 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Обрeзание Господне. Свт. Василия Великого.

(Кол.2:8-12, Лк.2:20-21, 40-52)

Евангелие святого апостола Луки, глава 2, стихи 20 - 21, 40 - 52:

20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 2, стихи 8 - 12:

8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,
10 и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.
11 В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;
12 быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 2:20-21, 40-52) Лк.2:20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё тó, что слышали и видели, кáк им сказано было.

Пастыри возвратились с благодарностью Богу за все; ибо они не были завистливы как иудеи.

Лк.2:21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Когда Закон дал заповеди, тогда нарушители оных подвергались проклятию. Итак, Господь обрезуется, чтобы, и в этом исполнив Закон и не опустив ничего из заповеданного оным, искупить нас от проклятия. Да пристыдятся отселе те, кои говорят, что воплотился призрачно, ибо как обрезан, если воплотился призрачно? Исследовать же, где находится обрезанная часть, бесполезно. Ибо не должно изыскивать того, о чем Писание умолчало. Да это и совершенно бесполезно. Можно сказать, что она по отрезании пала на землю и освятила оную, подобно как кровь и вода, истекшие из ребер Его. А Он известным Ему образом сохранил частицу эту неврежденной и по Воскресении снова восприял оную, чтобы и в сем отношении не оказаться с недостатком; подобно как и мы в воскресении получим тело наше в целости. Примечай, что Господь зачался не тотчас, как Ангел сказал: «и вот, зачнешь» (Лк.1:31), но после сего, когда восхотел. Ибо смотри, что здесь говорит: «нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве». Это видно и из самого изречения, ибо не сказал: «зачинаешь», но «зачнешь». Из сего можно заключить, что Господь зачался в то время, но не в ту самую минуту, когда говорил Ангел, а может быть, когда окончил речь. Впрочем, мы говорим это не утвердительно.

Лк.2:40. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Иисус «возрастал» по телу. Хотя Он мог бы от самой утробы достигнуть в меру мужеского возраста, но тогда мог бы показаться призраком; поэтому Он растет мало-помалу. С возрастом проявлялась премудрость Бога Слова. Ибо Он был мудр не по успеху в учении; прочь такая мысль! Поскольку же Он прирожденную премудрость открывал мало-помалу, то говорится, что Он успевал и «укреплялся духом» сообразно с возрастом телесным. Ибо если б Он явил всю мудрость в самом первом Своем возрасте, то показался бы чудовищным. А теперь, обнаруживая Самого Себя, сколь можно, в соответствии с возрастом, Он исполнял домостроительство, не приемля мудрости. Ибо, что было бы совершеннее совершенного из начала? Однако ж Он присущую мудрость обнаруживает мало-помалу.

Лк.2:41. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
Лк.2:42. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
Лк.2:43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
Лк.2:44. но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми

Иисус вместе с родителями ходит в Иерусалим, чтобы во всем показать, что Он ни Богу не противится, ни требованиям Закона не сопротивляется. Когда они исполнили дни, то есть семь дней Пасхи, Он «остался... в Иерусалиме».

Лк.2:45. и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
Лк.2:46. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
Лк.2:47. все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

Рассуждал с книжниками, давая им вопросы от Закона. И все «дивились». Видишь ли, как Он успевал в мудрости, так что для многих был предметом любознательности и удивления? Ибо обнаружение мудрости Его есть самый успех Его.

Лк.2:48. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

Богоматерь называет Иосифа отцом, хотя и знала, что он не есть отец. Без сомнения, она именует Иосифа отцом Его ради иудеев, чтобы они не возымели какой-либо нечистой мысли касательно Его рождения. Иначе: так как Иосиф прилагал отеческую заботу и служение в воспитании, то прилично назвала его самим отцом, как бы Дух Святой почтил его наименованием отца.

Лк.2:49. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему?

Почему же они искали Его? Ужели предполагали, что Он, как дитя, потерялся или заблудился? Прочь такая мысль! Ибо она не могла прийти ни премудрой Марии, получившей бесчисленные о Нем откровения, ни Иосифу, которому и самому было открыто, что Он от Духа Святого. Но они искали Его затем, чтобы Он как-нибудь не отстал от них, чтобы как-нибудь не оставил их. А когда нашли Его, смотри, как Он отвечает им! Так как Дева назвала Иосифа отцом Его, то Он говорит: не он, Иосиф, Мой истинный отец, хотя Я был в его доме; но Бог – Мой Отец, и потому Я в Его доме, то есть в храме Его.

Лк.2:50. Но они не поняли сказанных Им слов.

«Но они не поняли», что Он сказал им: ибо это была тайна.

Лк.2:51. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них.

Иисус повиновался родителям, давая и нам образец, чтобы мы повиновались своим родителям.

И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

Дева соблюдала все это; ибо дела и слова Отрока были божественны и являли в Нем не двенадцатилетнего отрока, но человека совершенно зрелого.

Лк.2:52. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте

Для объяснения того, что значит «преуспевать в премудрости», евангелист присовокупляет: «и возрасте», ибо преуспевание «в возрасте» называет успехом «в премудрости».

и в любви у Бога и человеков.

то есть творил угодное Богу и достохвальное от людей; но прежде был приятен пред Богом, а потом пред людьми; ибо прежде должно угождать Богу, а потом людям.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 2:20-21, 40-52)

Протоиерей Павел Великанов

Перед нами в нескольких строках евангельского повествования раскрывается история детства и отрочества Иисуса Христа. Обрезание, которое совершалось на восьмой день, было древнейшим обрядом посвящения мальчика Богу: для ветхозаветной религии – одно из главных внешних свидетельств, своего рода физическая метка принадлежности к еврейскому народу, с которым Бог заключил завет. И далее повествование переходит уже к отроческому возрасту Иисуса – когда впервые Он пошел с родителями в Иерусалим на праздник Пасхи. Ситуация, о которой далее повествует евангелист, с первого взгляда может показаться очень неловкой: ребенок куда-то пропал, родители сбились с ног, разыскивая его – а Он спокойно сидит в храме, и беседует с раввинами. Более того: Он ещё и выказывает изумление по поводу сильного расстройства Иосифа и Марии!

Но стоит посмотреть внимательнее – перед нами особая ситуация, и не просто так евангелист решил отразить её в своем тексте. Быть может, впервые отрок Иисус, взрослеющий, переходящий из детства в состояние взрослого мужчины, осознал как человек Своё особое, исключительное положение по отношению к Богу. Именно посещение Иерусалима, сильное впечатление от Храма и богослужения дали мощный толчок для того, чтобы глубинное ощущение Своего Богосыновства раскрылось в Нём, словно бутон под лучами солнца. Он ещё много чего не понимает – по Своему человеческому естеству, растущему и развивающемуся, как и у  самого обычного ребенка – у него множество вопросов – вот почему Он не может удовлетвориться обычным участием в празднике, Он остаётся на занятие с раввинами, которые проводились открыто, для всех. Ощущение наполненности, которое с каждым словом раввинов всё больше переживал отрок Иисус, было для Него настолько сильным и очевидным, что Он искренне недоумевает в ответ на упрек Матери: и зачем было волноваться? где Ему ещё быть, как не в доме Своего Отца? Этой фразой Иисус тотчас проводит чёткую грань между Своим Подлинным Отцом – Богом – и Иосифом, который для внешних воспринимался как земной родитель, на самом деле  не будучи таковым. Как повествует евангелист, ни Мария, ни Иосиф не поняли смысла сказанного им. И далее – самое интересное. Казалось бы, у Иисуса только что начинает раскрываться переживание Своей особой миссии – а тут эти родители, которые почём зря волнуются. Что мешает им сказать: подождите, не видите ли, что мы важные вопросы обсуждаем? Наверное, так поступили бы многие из нас – но только не Иисус. Он тотчас уходит, святое семейство возвращается в Назарет – и – как пишет евангелист – пребывает в полном повиновении родителям, возрастая в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков.

Одна эта фраза многого стоит. Иисус был бесконечно предан Своей Матери и Иосифу, был безукоризненным сыном – чьё растущее понимание Своего Богосыновства и Мессианского призвания вовсе не делало Его надменным и гордым. Всё то, что Он должен был делать как человек – учиться, помогать родителям по хозяйству, плотничать вместе с Иосифом – Он делал с предельным вниманием и ответственностью. Иисус вовсе не был эдаким «улетевшим романтиком», неприспособленным ни к какой реальной жизни, или «любителем порассуждать на нравственные темы», как его иногда представляют либеральные критики. Он был совершенно нормальным, целостным человеком, с очень трезвым взглядом на жизнь. И то, что произойдет потом – острый конфликт с духовной аристократией, распятие на Кресте – произойдет вовсе не потому, что Иисус не знал, как этого избежать: напротив, именно это и было Его сознательным, произвольным и совершенно свободным выбором.

Как часто мы склонны надмеваться своим мнимым духовным состоянием, стоит только чуть-чуть голову оторвать от вовлечённости в житейскую суету! Сходил человек один раз в храм – и уже считает себя вправе «мозги вправлять» окружающим. Сколько в этом гордости и самолюбования – столько же бестолковости и бесполезности; не имея личного, глубинного опыта святости как прикосновения к Живому Богу и Его Святыне, человек так и будет скользить по верхам религиозности, нередко превращая свою веру в инструмент для удовлетворения личных амбиций или каких-то внутренних комплексов. Это огромный соблазн – прикрывать Божественным и духовным собственное лукавство и непотребство! Всем нам следует учиться у Христа Спасителя, насколько смиренным, послушным и – не побоюсь этого слова – адекватным Он был по отношению к жизни! В чем да поможет и нам Бог!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Обрезание Господне. О смысле ветхозаветного обрезания
(Кол.2:8-12, Лк.2:20-21)

Протоиерей Вячеслав Резников

Для христианина полноценная жизнь начинается с крещения. Чем-то подобным было обрезание в Церкви ветхозаветной. Еще Аврааму было сказано: «Сей завет Мой»: «да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт.17:10-14). Только вот человек крестившийся наследует вечную жизнь, а не обрезавшийся лишался и жизни временной: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой».

В обрезании, как сейчас в крещении, нарекалось имя. «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде его зачатия во чреве». А наречение имени – очень важный момент. В отличии от всего на земле, человек – существо личностное. Имя выделяет человека из всей, так сказать, «массы человечества», и дает возможность узнавать его.

Но – почему Бог повелел именно таким, странным образом входить в состав Божьего народа? С этой ветхозаветной загадки, как всегда, покрывало снимается только Христом. Когда над Младенцем Иисусом совершался этот обряд, все своими глазами увидели, что в Нем такая же, как и во всех, кровь, и такие же, как у всех, члены тела. И думается, что именно для того и было установлено обрезание, чтобы впоследствии, когда воплотится Христос, все могли убедиться, что Он воплотился не призрачно и не частично, и «вся полнота Божества» в Нем «обитает» в полной мере «телесно». Ведь сколько потом появлялось еретиков, которые не верили, что Бог может унизиться до принятия человеческой плоти. Апостолам уже вскоре после вознесения приходилось предостерегать: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу».

Мы исповедуем веру в Господа Иисуса Христа, воплотившегося и вочеловечившегося. И если праздник Рождества, это праздник Его воплощения, то праздник Обрезания – праздник Его вочеловечения. Совершенный человек, это не только биологическое, и не только общественное, но еще и непременно – религиозное существо. Человек обязан знать не только своих братьев по плоти, но и своего Небесного Отца. И поэтому отсчет христианской эры начинается не с Рождества, а именно с Обрезания, с восьмого дня после Рождества Христова.

Совершив закон обрезания, Иисус Христос тем самым и упразднил этот закон. Теперь, как Он стал причастником нашей природы, так и нам надо быть причастниками Его жертвенной любви, Его чистоты, Его святости. И поскольку Он имеет всю полноту в нас, то и вы, – пишет Апостол Павел, «имеете полноту в нем». Он «есть глава всякого начальства и власти; в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых».

Церковный календарь. 14 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 14 января

Читаем Апостол. 14 января

Благая часть. 14 января

Мульткалендарь. 14 января. Святитель Василий Великий

Мульткалендарь. 14 января. Священномученик Михаил Блейве, пресвитер

День ангела. 14 января

Этот день в истории. 14 января

&nbsnbsp;