Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец
Толкование воскресного Евангелия. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;
4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;
5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;
6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;
8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;
9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;
10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;
11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;
13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;
14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;
15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;
16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:
23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,
25 и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Послание апостола Павла к Евреям, Глава 11, стихи 9-10, 17-23, 32-40:
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
(Мф. 1:1-25) Мф.1:1. Книга родства.
Почему святой Матфей не сказал «видение» или «слово», подобно пророкам, ибо они таким образом писали: «Видение, которое видел Исайя» (Ис.1:1) или «Слово, которое было... к Исайи» (Ис.2:1)? Ты хочешь узнать, почему? Потому что пророки обращались к жестокосердым и непокорным, а потому и говорили, что это Божественное видение и слово Божие, чтобы народ убоялся и не пренебрег, что они говорили. Матфей же говорил с верными, благомыслящими, равно и послушными и поэтому не сказал предварительно ничего подобного пророкам. Имею сказать и другое нечто: что видели пророки, то они видели умом, созерцая это чрез Святого Духа; поэтому и называли это видением. Матфей же не умственно видел Христа и созерцал Его, но нравственно пребывал с Ним и чувственно слушал Его, созерцая Его во плоти; поэтому не сказал: «видение, которое я видел», или «созерцание», но сказал: «Книга родства».
Иисуса
Имя «Иисус» не греческое, но еврейское, и в переводе значит «Спаситель», ибо словом «яо» у евреев говорится о спасении.
Христа
Христами («Христос» по-гречески значит «помазанный») назывались цари и первосвященники, ибо они помазывались святым елеем, изливавшимся из рога, который полагали на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо Он воцарился против греха, и как Первосвященник, ибо Он Сам принес Себя в жертву за нас. Помазан же Он истинным елеем, Духом Святым, и помазан преимущественно пред другими, ибо кто иной имел Духа так, как Господь? В святых действовала благодать Святого Духа, во Христе же действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос вместе с Единосущным Ему Духом совершал чудеса.
Сына Давидова,
После того, как Матфей сказал «Иисуса», он прибавил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе, ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь евреев после Моисея. Но этот назывался сыном Навина, а не сыном Давида. Он жил многими поколениями раньше Давида и был не из колена Иудина, из которого произошел Давид, но из другого.
Сына Авраамова.
Почему Матфей поставил Давида прежде Авраама? Потому, что Давид был более знаменит; он и жил позже Авраама, и был славным царем. Из царей он первый благоугодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в действительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами.
Мф.1:2. Авраам родил Исаака;
С Авраама начинает евангелист родословие потому, что он был отцом евреев, и потому, что он первый получил обетование, что «о его семени благословятся все народы». Итак, прилично от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, которые были язычниками и находились прежде под клятвою. Авраам в переводе значит «отец языков», а Исаак – «радость», «смех». Евангелист не упоминает о незаконнорожденных детях Авраама, например, об Измаиле и других, потому что иудеи происходили не от них, но от Исаака.
Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;
Видишь, что об Иуде и братьях его Матфей упомянул потому, что от них произошли двенадцать колен.
Мф.1:3. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари;
Иуда выдал Фамарь замуж за Ира, одного из своих сыновей; когда же этот умер бездетным, то он сочетал ее с Аинаном, который также был его сыном. Когда и этот лишился жизни за свою срамоту, то Иуда ни с кем уже не соединял ее браком. Но она, сильно желая иметь детей от семени Авраамова, сложила с себя одежду вдовства, приняла вид блудницы, смесилась с свекром своим и зачала от него двух детей-близнецов. Когда пришло время родов, первый из сыновей показал из ложесн руку, как будто первым родится он. Повивальная бабка тотчас отметила показавшуюся руку ребенка красной нитью, чтобы можно было узнать того, кто родится первым. Но ребенок увлек руку в чрево, и прежде родился другой младенец, а потом уже и тот, который прежде показал руку. Поэтому родившийся первым был назван Фаресом, что значит «перерыв», ибо он нарушил естественный порядок, а тот, который увлек руку, – Зарою. Эта история указывает на некоторую тайну. Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельскою жизнью. Посмотри на Авраама, который ради Бога оставил отца и дом и отрекся от естества. Посмотри на Иова, Мелхиседека. Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась, но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа. Евангелист упомянул об этих двух младенцах потому, что рождение их означало нечто таинственное. Кроме того, хотя Фамарь, по-видимому, и не заслуживает похвалы за то, что смесилась с свекром, но и о ней упомянул евангелист для того, чтобы показать, что Христос, принявший ради нас все, принял и таковых предков. Точнее: чтобы тем, что Он Сам родился от них, освятить их, ибо он не пришел «призвать праведников, но грешников».
Мф.1:5. Салмон родил Вооза от Рахавы;
Некоторые думают, что Рахав есть та Раав-блудница, которая приняла соглядатаев Иисуса Навина: она и их спасла, и сама спаслась. Матфей упомянул о ней для того, чтобы показать, что как она была блудница, так и все собрание язычников, ибо они блудодействовали в своих делах. Но те из язычников, которые приняли соглядатаев Иисуса, то есть апостолов, и уверовали в их слова, эти все спаслись.
Вооз родил Овида от Руфи;
Эта Руфь была иноплеменница; тем не менее, она сочеталась браком с Воозом. Так и церковь из язычников, будучи иноплеменницею и вне заветов, забыла народ свой и почитание идолов, и отца своего дьявола, и Сын Божий взял ее в жены.
Мф.1:6. Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
И о жене Урия Матфей упоминает здесь с той целью, чтобы показать, что не должно стыдиться предков, но более всего стараться прославлять и их своею добродетелью, и что Богу все угодны, хотя бы они произошли и от блудницы, если только имеют добродетель.
Мф.1:11. Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон.
Переселением Вавилонским называется тот плен, который позже перенесли иудеи, уведенные все вместе в Вавилон. Вавилоняне и в другое время воевали с ними, но озлобляли их умереннее, тогда же совершенно переселили их из отечества.
Мф.1:12. По переселении же в Вавилон, ...
Мф.1:16. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.
Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие Иосифа в том бессеменном рождении? Здесь Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Итак, слушай: действительно, Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон – не вести родословие по женской линии (Чис.36:6), то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода; если же нет, то как бы она могла быть обручена ему? Таким образом, евангелист соблюл закон, который запрещал вести родословие по женской линии, но, тем не менее, дал родословие Богородицы, дав родословие Иосифа. Мужем же Марии назвал его соответственно общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен.
Мф.1:17. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, – они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо.
Мф.1:18. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом,
Для чего Бог допустил, чтобы Мария была обручена, и вообще, зачем Он дал людям повод подозревать, что Иосиф познал ее? Для того чтобы она имела защитника в несчастьях. Ибо он заботился о ней во время бегства в Египет и спас ее. Вместе с тем она была обручена и для того, чтобы скрыть ее от дьявола. Дьявол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было.
прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго.
Слово «сочетаться» здесь означает соитие. Прежде нежели сочетались они, Мария зачала, почему пораженный евангелист и восклицает: «оказалось», как бы говоря о чем-то необычайном.
Мф.1:19. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Как же Иосиф был праведен? В то время как закон повелевает изобличать прелюбодеицу, то есть объявлять о ней и наказывать, он намеревался скрыть грех и преступить закон. Вопрос разрешается прежде всего в том смысле, что уже через это самое Иосиф был праведен. Он не хотел быть суровым, но, человеколюбивый по великой своей доброте, он показывает себя выше закона и живет выше заповедей закона. Затем, Иосиф и сам знал, что Мария зачала от Духа Святого, и потому не желал изобличить и наказать ту, которая зачала от Духа Святого, а не от прелюбодея. Ибо смотри, что говорит евангелист: «оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго». Для кого «оказалось»? Для Иосифа, то есть он узнал, что Мария зачала от Духа Святого. Поэтому и хотел тайно отпустить ее, как бы не осмеливаясь иметь женой ту, которая удостоилась столь великой благодати.
Мф.1:20. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, говоря:
Когда праведный колебался, явился ангел, научая его, что должно ему сделать. Во сне является ему, потому что Иосиф обладал крепкой верой. С пастухами, как грубыми, ангел говорил наяву, с Иосифом же, как праведным и верным, во сне. Как мог он не поверить, когда ангел научал его тому, о чем он сам с собой рассуждал и о чем никому не сказал? Когда он размышлял, но никому не говорил, явился ему ангел. Конечно, Иосиф поверил, что это – от Бога, ибо только Бог знает неизреченное.
Иосиф, сын Давидов!
Сыном Давида назвал его, напоминая ему о пророчестве, что Христос произойдет от семени Давида. Говоря это, ангел убеждал Иосифа, чтобы он не веровал, но подумал о Давиде, который получил обетование относительно Христа.
не бойся принять
Этим показывает, что Иосиф боялся иметь Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: «не бойся», то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но «не бойся принять», то есть иметь в своем доме. Ибо в уме и помышлении Иосиф уже отпустил Марию.
Марию, жену твою,
Это говорит ангел: «Ты, может быть, думаешь, что она – прелюбодеица. Я же говорю тебе, что она твоя жена», то есть она никем не растлена, но твоя невеста.
ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;
Ибо она не только далека от незаконного смешения, но и зачала неким божественным образом, так что тебе надлежит более радоваться.
Мф.1:21. родит же Сына,
Чтобы кто-нибудь не сказал: «но почему же я должен поверить тебе, что Родившееся есть от Духа?», ангел говорит о грядущем, именно, что Дева родит Сына. «Если в данном случае я окажусь правым, то ясно, что истинно и это – «от Духа Святаго». Не сказал «родит тебе», но просто «родит». Ибо Мария рождала не для него, но для всей вселенной, и не для него одного только явилась благодать, но она излилась на всех.
и наречешь имя Ему Иисус,
Ты наречешь, конечно, как отец и как покровитель Девы. Ибо Иосиф, узнав, что зачатие от Духа, и не думал уже о том, чтобы отпустить Деву беспомощной. И ты будешь помогать Марии во всем.
ибо Он спасёт людей Своих от грехов их.
Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно – Спаситель, «ибо Он, – сказано, – спасет людей Своих» – не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно одному только Богу.
Мф.1:22. А всё сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит:
Не думай, что это недавно сделалось угодным Богу, – давно, изначала. Ты, Иосиф, как воспитанный в законе и знающий пророков, вдумайся в сказанное Господом. Не сказал «реченное Исайей», но «Господом», ибо не человек говорил, но Бог устами человека, так что пророчество вполне достоверно.
Мф.1:23. Се, Дева во чреве приимет,
Евреи говорят, что у пророка стоит не «дева», но «молодая женщина». Им надобно сказать, что на языке Священного Писания юная женщина и дева – одно и то же, ибо молодой женщиной оно называет нерастленную. Затем, если бы родила не дева, то как это могло бы быть знамением и чудом? Ибо выслушай Исайю, который говорит, что «ради этого Господь Сам даст вам знамение» (Ис.7:14), и тотчас добавляет «се, Дева» и далее. Поэтому, если бы не дева родила, не было бы и знамения. Итак, евреи, замышляя недоброе, искажают Писание и вместо «дева» ставят «молодая женщина». Но стои́т ли «молодая женщина» или «дева», во всяком случае, имеющую родить должно считать девой, чтобы это было чудом.
и родит Сына, и нарекут имя Ему Емманýил, что значит: с нами Бог.
Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Иисусом Христом? Должно на это сказать, что пророк не говорит «наречешь», но «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магер-шелал-хашбаз»* (Ис.8:3), но где и кто назван таковым именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено, – прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела.
Мф.1:24. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень,
Посмотри на пробудившуюся душу, как быстро она убеждается.
и принял жену свою,
Матфей постоянно называет Марию женою Иосифа, изгоняя худое подозрение и научая, что она была женою не другого кого-либо, а именно его.
Мф.1:25. и не знал её, как наконец Она родила
то есть никогда не смешивался с нею, ибо слово «как» («дóндеже») означает здесь не то, будто до рождения не знал ее, после же познал, но что он совершенно никогда не познал ее. Такова особенность языка Писания; так, не возвратился вран в ковчег, «дóндеже изся́че вода от земли» (Быт.8:7), но он не возвращался и после этого; или еще: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20), а после скончания разве не будет? Каким образом? Тогда тем более. Подобно этому и здесь слова: «как наконец... родила» понимай в том смысле, что Иосиф не знал ее ни прежде, ни после рождения. Ибо как Иосиф прикоснулся бы к этой святой, когда хорошо знал ее неизреченное рождение?
Сына Своего первенца,
Называет Его первенцем не потому, что будто она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он первый родился и единственный: Христос есть и «первородный», как родившийся первым, и «единородный», как не имеющий второго брата.
и он нарек Ему имя: Иисус.
Иосиф показывает и здесь свое послушание, потому что он сделал то, что сказал ему ангел.
* «скоро плени, нагло расхити».
Св. Праотцы – вот истинно великие люди! И если обобщить мысль, определяющую их величине, то выйдет: истинно велики только те, которые попадают в ряд исполнителей воли Божией о роде человеческом, – воли положительной; ибо многое бывает только по попущению Божию; бывают опять сильные деятели, действующие помимо воли Божией и даже противно ей. Могут и эти казаться великими, но не сами по себе, а по тем великим противодействиям, какие воздвигает Промысл Божий для изглаждения причиненного ими зла. Прямую волю Божию о вечном спасении мы знаем; но планы Божии о временном пребывании людей на земле сокрыты от нас. Потому нам трудно определять, кто действует прямее именно по воле Божией. Один только отрицательный критерий можно признать верным: кто действует противно определению Божию о вечном спасении людей, того нельзя считать великим, как бы ни были показны дела его, ибо очевидно, что он идет против явной воли Божией. Хоть эта воля вéдомая касается не временного, а вечного, но то несомненно, что одна воля Божия не может противоречить другой.
протоиерей Павел Великанов
Требуется немало терпения, чтобы хотя бы прослушать этот длинный список имён – родословную Иисуса Христа – с которой и начинает своё Евангелие апостол Матфей. Это мы сегодня хорошо, если знаем, кто были наши прабабушки и прадедушки – а попытки копнуть глубже требуют уже привлечения специалистов и работы в архивах. Для ветхозаветного же иудея родословная – это такая же неотъемлемая и куда более важная собственность, нежели материальное имущество. Потеря родословной – это превращение человека в перекати-поле, какими бы талантами он ни обладал, и каким бы богатым он ни был. Одной из причин всеобщего презрения к Ироду Великому было то, что был не чистокровным иудеем, а наполовину идумеянином. И даже наличие царской власти здесь уже не могло помочь изменить отношение народа к полукровке.
Так что начало Евангелия с подробного перечисления всех родов, предшествовавших рождению Иисуса Христа – вполне логично с точки зрения любого иудея. Не будем забывать, что Матфей писал именно для иудеев – чтобы обратить их ко Христу – и поэтому прекрасно понимал, что прежде чем говорить о ком-то, необходимо подробно объяснить, какого этот человек происхождения. Именно поэтому родословная начинается не с героя повествования – как это было традиционно для греко-римской культуры и как это делает евангелист Лука – а с самого древнего предка – Авраама – в точном соответствии ветхозаветному подходу.
Вся генеалогия рода Иисуса Христа у Матфея разделяется на три периода: от Авраама – праотца всего богоизбранного народа – до Давида Царя, следующий период – до вавилонского плена, и последний – до рождения Христа Спасителя. Самое удивительное в этом обильном списке имён – это наличие женщин, которые, строго говоря, в этот список попасть не могли. Ведь у женщин не было юридических прав, к ним относились как к собственности мужа, и в целом их положение в обществе было более чем унизительным. Но если мы сфокусируем свой взгляд на том, что это за женщины в родословной Спасителя – нас ждёт ещё больший сюрприз. Раав – была блудницей из Иерихона. Руфь – моавитянка, из враждебного народа. Фамарь – соблазнительница. Вирсавия, мать Соломона – та самая силой отнятая Давидом у законного мужа Урии. Возникает вопрос: зачем тогда Матфей специально включает эти имена – очень неоднозначные и даже соблазнительные – в родословную Спасителя?
Здесь есть два очень показательных момента. Первое – если бы Матфей хотел «причесать» родословную Спасителя, чтобы ни у кого не возникло никаких вопросов – конечно же, он бы эти имена исключил. Значит, автору Евангелия надо было обязательно показать, что в роде Иисуса Христа были не только чистокровные иудеи – но и в том числе несколько язычниц по происхождению.
Второй момент связан с личными качествами упомянутых женщин. Эти жёны были исключительными. Раав блудница укрыла в своём доме одного из тайных разведчиков, отправленных из еврейского стана в Иерихон – Салмона – который затем на ней и женился. Этот поступок был поистине героическим: ведь за укрытие разведчиков из враждебного народа ей грозила неминуемая смерть! Святитель Иоанн Златоуст вот как описывает Раав: «Она жила в непотребном доме, как драгоценный камень, валяющийся в грязи, как золото, затонувшее в тине, как цвет благочестия, заглушенный тернием; благочестивая душа была заключена в злочестивом месте». И Бог устраивает её жизнь таким образом, что только она была спасена от истребления – в отличие от других жителей преданного полному истреблению Иерихона. И не только была спасена, но и вошла в родословие Мессии.
Мысль, которую стремится донести до читателя Матфей – очень решительная. Бог не гнушается никаким человеческим грехом, никакими ошибками или падениями – какими бы отвратительными они ни были для благочестивого взора. Он мастерски умеет извлекать из самой вязкой грязи то лучшее, что могло там оказаться – и не только извлекать, но и предавать огранке, превращая в сияющий драгоценный камень. Так неожиданно среди крупных бриллиантов – столпов веры – как Авраам, Давид, Соломон – на нити родословия Христа появляются и другие драгоценности – пусть иного рода, но не менее замечательные. И всё лучшее, что можно соединить воедино – откуда бы оно ни приходило – Бог превращает в ступеньки лестницы, соединяющий земное и небесное, человеческое и Божественное.
Практический вывод из сегодняшнего чтения предельно прост: никогда и никого не клеймить как законченного и безнадёжного грешника. Кто знает, может ещё чуть-чуть – и этот кажущийся пропавшим человек сбросит своё греховное обличье – а под ним окажется давно вызревавший плод веры и самоотверженности?
***
священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок содержит в себе подробное родословие Иисуса Христа. На первый взгляд может показаться, что перед нами сухой, скучный документ, который Евангелист Матфей непонятно зачем поместил перед захватывающим и необычным рассказом о Рождестве Спасителя. Однако на самом деле это не так. Генеалогия Иисуса – яркий пример того, как даже на первый взгляд неприметные библейские повествования могут скрывать в себе глубокие богословские смыслы.
Дело в том, что Евангелие от Матфея первоначально было адресовано иудеям. А потому апостол всеми способами пытается показать своим соплеменникам, что Иисус из Назарета и есть обещанный Христос, долгожданный Мессия. Именно о Нем говорят древние пророчества. Наиболее простой и эффективный способ доказать это – привести документ, который свидетельствует о том, что Иисус происходит из древнего рода царя Давида. Ведь Мессия должен появиться именно среди его прямых потомков. Именно поэтому его еще называли «Сын Давидов» или «истинный Давид». Это не единственное доказательство, которое использует евангелист Матфей.
Обращает на себя внимание – удивительная числовая симметрия: от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского плена, от Вавилонского плена до Рождества – везде по 14 родов. Что это, случайность? Конечно же, нет. Евреи не использовали арабские цифры. Числовые значения передавались буквами. В сознании иудеев, все они, а также их сочетания обладали глубоким символическим смыслом. Так вот, если мы возьмем имя царя Давида и подсчитаем числовое значение его согласных букв, их сумма будет равняться четырнадцати. В свою очередь три – символ полноты. Разделяя предков Спасителя на три группы по 14 поколений, Матфей как бы говорит: смотрите, само течение истории свидетельствует о том, что Иисус – «истинный Давид», Мессия.
Есть еще один необычный момент. Упоминание о женщинах. Дело в том, что в патриархальном иудейском обществе они не имели таких прав как мужчины. В генеалогиях их имена вообще не упоминались. А тут целых четыре. И какие! Из истории Ветхого Завета мы знаем, что все они были иноплеменницы и стали членами еврейского народа случайно. Любой уважающий себя еврей пытался бы скрыть такой позор. Но что самое необычное – каждая из них скомпрометировала себя блудным грехом. Фамарь соблазнила древнего одного из родоначальников евреев, Раав была блудницей, Вирсавия изменила мужу с царем Давидом, даже Руфь, согласно иудейскому преданию, соблазнила Вооза. Однако, что немаловажно, все они покаялись. И глубина их покаяния и добродетели была такова, что они удостоились стать прабабками Христа Спасителя. Поэтому их упоминание далеко не случайно. Матфей говорит своим читателям: царство Мессии носит универсальный характер. В него на равных правах войдут все люди: и мужчины, и женщины; и иудеи, и все другие народы; и праведники, и кающиеся грешники.
Наконец, еще одно. Дело в том, что перед нами родословие Иосифа, который отцом Христа не является. Он Его мнимый родитель. Не случайно сразу же после списка имен Матфей помещает историю о чудесном зачатии. Зачем же этот контраст? Зачем евангелист опровергает все, что он только что нам рассказал. Перед нами замечательное свидетельство Евангелия, как порой непредсказуемо и парадоксально действует Господь в судьбе человечества. Иудеи ожидали, что Мессия будет величайшим из потомков Давида, да и всего человеческого рода. Однако сверх всяких их ожиданий и представлений, Он оказался не просто человеком. Сам Бог пришел на землю. Это все переворачивало с ног на голову, противоречило всему их житейскому опыту, всей мудрости и всей богословской логике.
Также чудно и непредсказуемо Господь действует в судьбе каждого из нас. Приходит в тот момент, когда никакой надежды уже не осталось, оттуда, откуда ну никак не должен прийти. Действует вопреки всем нашим представлениям о Нем и всему нашему опыту, всякий раз поражая глубиной и непознаваемостью Своего Промысла в деле нашего спасения.
О законах Моисея. Неделя пред Рождеством Христовым
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодня положено читать «родословие Иисуса Христа», и сегодняшнее воскресение пред Рождеством Христовым носит название «неделя святых отец». Отцы, это – через кого Бог дает временную жизнь. А Святые Отцы,– через кого Он дает жизнь вечную. Свою веру мы называем «верой отеческой», потому что приняли ее от отцов, от тех, кто родил нас во Христе благовествованием и святым крещением, кто своим личным подвигом показал, что значит быть христианином.
Святыми Отцами мы привыкли называть православных учителей церкви. Но сегодня упоминаются отцы ветхозаветные: и Авраам, которого вообще называют «отцом всех верующих» (Рим.4:11), и его первые потомки. Вспоминаются военачальники, в победах которых Бог являл Свою силу и славу. Вспоминаются и те, кто «сами испытали поругания и побои», «узы и темницу», которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались пытке, умирали от меча». В их терпении Бог не менее являл свою силу и славу. И они тоже, как и новозаветные отцы, своею жизнью и рождали, и рождают веру в других.
Но – какое отношение имеет приведенное родословие к Иисусу Христу? Ведь это родословие Иосифа, который не был фактическим отцом Иисуса. За разъяснением обратимся к одному из законов Ветхого завета. По этому закону, «если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его, и восстановит семя брату своему» (Мф.22:24). И родившийся становился поистине сыном умершего, с его именем, с его правами, с его достоинством. И сила этого закона точно такова, как и сила закона: «плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28), потому что оба они вышли из одних Божественных уст.
И получилось, что Своим рождением от Святой Девы, по сравнению с Которой каждый из сынов Адама – мертвец по своим грехам, Бог, согласно закону, восстановил семя умершему во грехах человеческому роду. Евангельское родословие поистине является родословием «Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова», хотя и кончается словами: «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос».
Так, выполнив и этот ветхозаветный закон, Господь одновременно и упраздняет его, и снимает и с него покрывало, показывая, для чего в конечном итоге этот закон был тогда установлен.
|