19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
(Лк. 10:19-21) Лк.10:19. се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
«Се, даю вам власть» попирать силы его. Ибо «змеи и скорпионы» суть полки бесов, пресмыкающиеся долу, и те из них, кои язвят более видимым образом, суть «змеи», а те, кои более скрытым образом поражают, суть «скорпионы». Например, бес блуда и убийства есть змей, ибо он побуждает на видимые злодеяния; а тот бес, который под предлогом болезни, например, преклоняет человека пользоваться банями, благовонными мазями и другими негами, может быть назван скорпионом, так как он имеет скрытое жало и тайно старается ужалить плоть, чтобы послушавшего его ввести в большее преступление. Но благодарение Господу, давшему власть наступать на них!
Лк.10:20. однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
Впрочем, научая учеников не высокомудрствовать, Господь говорит: «однако же не... тому... радуйтесь, что бесы вам повинуются» (ибо от сего получают благодеяние другие, именно получающие исцеление), «но более радуйтесь тому, что имена ваши... на небесах... написаны» не чернилами, но Божией памятью и благодатью. Диавол спадает с неба, а люди, на земле живущие, написываются на небесах. Итак, истинная радость в том, «что имена ваши написаны на небесах» и не забываются Богом.
Лк.10:21. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных
Как добрый отец, увидев детей, успевших в чем-нибудь достойном похвалы, радуется, так и Спаситель возрадовался тому, что апостолы удостоились таких благ. Поэтому Он благодарит Отца за то, что такие таинства утаены «от мудрых», то есть фарисеев и книжников, истолковывавших Закон, и от «разумных», то есть учеников этих же книжников. Ибо кто учит, тот мудр, а кто учится и понимает уроки, тот разумен; например, Гамалиил – мудр, а Павел – разумен, ибо первый – учитель, а второй – разумеет то, чем наставляет первый.
и открыл младенцам.
Господь называет учеников Своих «младенцами», потому что они были не из искусных в Законе, а были избраны большей частью из простого класса народа и из рыбарей. Впрочем, они могли быть названы младенцами и по их незлобию. А те (фарисеи и книжники) не были настоящими мудрецами и разумными, а только казались. Итак, сии таинства утаены «от мудрых и разумных», которые казались таковыми, а на самом деле не были. Ибо, если бы они были таковыми, то таинства были бы открыты им.
Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
«Ей, Отче», благодарю Тебя, «ибо таково было Твое благоволение», то есть, что такое у Тебя было благоволение и хотение и так было угодно Тебе.
«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение» (Лк.10:21). Вот суд над человеческой мудростию и разумностью. И он видимо исполняется. Откровение теперь пред глазами в Божеских писаниях, и разумники читают его, но не понимают. Дивиться надобно: писано просто, а им все представляется там не так, как написано; словно ослепило их. Младенцы видят и понимают; а для них открытое сокрыто. Такой порядок угодно было учредить Отцу Небесному; стало быть, и нечего спорить. Если бы совсем не было открыто существенно нужное, ну тогда разумники могли бы еще возражать; а то открыто – приходи и бери, затем открыто, чтоб ты брал: стань только младенцем. – «Как – я?.. Ни за что!» – Ну, как хочешь; и оставайся себе премудрым и разумным, ничего, однако же, существенно нужного не понимающим и не вмещающим в своей голове, блуждающим среди призраков и иллюзий, порождаемых твоим умничанием и держащих тебя в полном ослеплении, по которому ты думаешь, что ты зрячий, а ты «слеп, мжай»* (2Пет.1:9), т. е. кое что видишь, как сквозь густую мглу. Но это не указывает тебе настоящей дороги и не ведет к цели, а только держит в неисходном кругу самопрельщения. Избави нас, Господи, от такого страшного состояния!
* «слеп, закрыл глаза».
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Сегодняшний краткий евангельский отрывок содержит в себе часть тех слов Христа, которые были Им произнесены после возвращения ранее отправленных на проповедь семидесяти учеников. Апостолы вернулись с великой радостью. Она понятна. Ранее они не могли ровным счетом ничего, а после получения от Христа благословения, они стали способны творить чудеса и через это помогать людям. Они стали способны лечить недуги всех видов: как телесные, так и душевные. У них все получалось. Об этом они и оповестили Христа. Реакцию Спасителя на их слова мы только что услышали. Основная мысль вполне понятна: не возможность победы над врагами, а наследование спасения должно быть истинным поводом для радости. Конечно, это хорошо бы помнить каждому христианину. Мало кто из нас имеет возможность открыто бороться с квинтэссенцией зла, с тем, что в этом евангельском отрывке названо «силой вражией», то есть с дьяволом, мало кто может укрощать злых духов и своим словом исцелять больных, но нам дан дар веры во Христа, который при условии его сохранения и приумножения способен привести к Царству Христову. Это — единственный по-настоящему достойный предмет для радости христианина. Особенность же его в том, что он ничем не может быть омрачен, он не зависит от внешних обстоятельств жизни. Он зависит только от нас самих.
После указания на истинную радость, Христос Спаситель переходит к прославлению Бога-Отца: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». Такое прославление — прямая отсылка к псалмам царя и пророка Давида. К примеру, 105-й псалом начинается со слов «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». 135-й псалом неоднократно призывает прославлять Бога, используя при этом все то же выражение: «Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его» (Пс 135:2). Подобное можно найти и в других книгах Ветхого Завета. Христос Спаситель использует хорошо известную и устоявшуюся форму прославления. Но здесь же Он добавляет и нечто новое, совершенно уникальное: Он обращается к Богу «Отче». Ничего подобного встретить ранее было невозможно.
Христос исповедует Бога Господином, а значит и Творцом, неба и земли. Далее в речи Христа мы слышим, что Бог открывает Себя, но не мудрым и разумным, а младенцам. Конечно, не младенцам в прямом смысле этого слова, а тем, кто подобен младенцам, тем, кого Евангелие называет «малыми», то есть теми, кто смирил себя и сумел побороть обычное человеческое высокомерие, кто отказался от веры в непревзойденную силу собственных познавательных способностей. Важно здесь еще и то, что не люди открывают для себя Бога, а Бог открывает Себя людям.
Сегодняшний евангельский эпизод еще раз напоминает нам, что путь богопознания — вовсе не похож на путь познания окружающего нас мира, это принципиально иной путь, он состоит не в научных изысканиях и увеличении суммы знаний, а в работе над приведением своей души к тому состоянию, которое заповедано Христом Спасителем — к состоянию кротости, смирения и нищеты духовной.
|