1 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.
3 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
4 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
5 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
6 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, -
7 ибо мы ходим верою, а не видением, -
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
(Лк. 9:1-6) Лк.9:1. Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,
И отсюда открывается превосходство Божества Иисусова. Ибо Он не только Сам творил чудеса, но ту же силу давал и ученикам. А сообщать своим друзьям такие дары, без всякого сомнения, возможно не человеку, а только Богу.
Лк.9:2. и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.
Дав ученикам власть над злыми духами, Господь не ограничил их употреблением только сей власти, но повелел им и Евангелие проповедовать. Тот, кому вручено учительство, должен и проповедовать, и совершать чудеса. В таком случае проповедь подтверждается чудесами, а чудеса – проповедью. Ибо многие часто совершали чудеса силой бесовской, но проповедь их не была истинная; а поэтому и чудеса их не от Бога.
Лк.9:3. И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;
Господь, посылая учеников, заповедует им такую умеренность, что не повелевает им брать ни хлеба, ни чего-нибудь другого такого, чего многие из нас набирают себе.
Лк.9:4. и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.
Заповедует им и то, чтоб они не перебегали от одного к другому, но в какой дом войдут, в том и оставались бы, чтобы не показаться какими-то непостоянными и очень переменчивыми.
Лк.9:5. А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.
Отрясайте, – говорит, – пыль на тех, которые не примут вас, «во свидетельство на них», то есть на обличение и осуждение их, показывая им, что, хотя ради их и много пути совершили, не получили, однако ж, от них никакой прибыли.
Лк.9:6. Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.
Некоторые заповедь апостолам – не носить ни сумы, ни посоха, не иметь по две одежды, понимают так: не собирайте сокровищ, – ибо сума, вмещая многое, означает собирание; не носите посоха, то есть не будьте гневливы и драчливы; не имейте по две одежды, то есть не будьте переменчивы в нравах и двоедушны в мыслях.
«И послал их (св. апостолов) проповедывать Царствие Божие» (Лк.9:2). В этот раз только по Палестине, а потом и по всей вселенной. Проповедь, начатая тогда, не прекращается до сих пор. Всякий день слышим мы преданное святыми апостолами от лица Господа во Святом Евангелии и посланиях апостольских. Время не делает разности: мы слышим святых апостолов и Самого Господа так, как бы они были пред нами, и сила, действовавшая в них, действует до сих пор в Церкви Божией. Ни в чем и никого из верующих не лишает Господь: что имели первые, то имеют и последние. Вера всегда так содержала это и содержит. Но пришло суемудрие и разделило между настоящим и первоначальным. Ему показалась тут пропасть великая, голова закружилась, глаза помутились, и Господь со святыми апостолами погрузились у него в мрак, который кажется ему непроницаемым. И поделом ему: пусть пожинает плоды своего сеяния; в нем одно только крушение духа. Что оно точно погрязает во мраке и не видит света, сознания в этом нельзя не признавать искренним – но кто виноват? Оно само себя отуманило и продолжает отуманивать. До сих пор ничего еще не сказало оно такого, почему можно было бы слова Писания новозаветнаго не считать истинным словом святых апостолов и Самого Господа. Только безустанно вопит: «я не вижу, я не вижу». – Верим, верим, что не видишь! Но перестань испускать из себя туман – атмосфера около тебя проветрится, свет Божий тогда может быть покажется и увидишь что-нибудь. – «Но ведь это то же, что перестать мне быть мною». – Экая беда! Ну, перестань; другим покойнее будет. – «Нет, нельзя. Мне определено быть до скончания века, «да искуснейшие явятся»*. Я началось в первом тварном уме, еще прежде этого видимаго мира, и буду, пока мир стоит, нестись подобно вихрю по путям истины и подымать против нее пыль столбом». – Но ведь ты себя только туманишь, а кругом светло. – «Нет, все кому-нибудь да запорошу глаза; а если и нет, так пусть знают меня, каков я. Молчать не буду и никогда вам со своею истиною не удастся заградить мне уста». – Кто же этого не знает? Все знают, что твое первое титло «тьма» – упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость. Ты – хула на Духа Святого; так и жди же себе исполнение приговора, уже определенного за это Господом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь посылает Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять больных. В подтверждение истинности Своего учения они будут творить чудеса. «Он дал им власть над всеми бесами», чтобы они могли изгонять их. И силу врачевать от болезней, чтобы они могли привлекать к слушанию проповеди слова Божия многих людей.
Они не должны заботиться о том, чтобы составить о себе доброе мнение своим внешним видом. Они должны идти такими, какие они есть, не думая о перемене одежды или обуви. Все упование свое они должны возложить на Промысел Божий и на доброту посылаемых Им друзей. Христос хочет, чтобы Его ученики не стыдились принимать дары от друзей, но ждали их. «Ничего не берите на дорогу, — говорит Он, — ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра». Они должны идти налегке. Хотя бы потому, что идущий налегке может идти далеко и быстро. Чем больше человек увешан вещами, тем больше он может быть привязан к одному месту. Бог нуждается в тех, кто служит Ему на одном месте, но Он ищет также таких, кто готов оставить все земные привязанности и всю свою жизнь превратить в путь вслед Христу.
Останавливаясь в каком-либо селении, они не должны переходить из дома в дом, из опасения утомить оказавших им гостеприимство. «В какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь», чтобы люди знали, где вас найти. Пребывайте с теми, с кем вы уже как бы духовно сроднились. Апостолы должны уметь со властью предупредить тех, кто отвергает их, и утешить тех, кто принимает их. «А если где не примут вас, — предайте их суду Божию — и выходя из города того, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них». Когда раввины возвращались в Палестину после пребывания в языческой стране, они отрясали малейшие частицы языческой пыли от своих ног. И вот теперь иудейские селения, не принимающие учеников Христовых, занимают место языческих стран. Они отвергли возможность спасения и сами осудили себя.
Господь дает ученикам чудотворную силу. Однако им еще недостает Духа Святого — силы, которая позволит им свидетельствовать о Христе во враждебном мире. Они примут ее только после ухода от них Господа на небо. Это значит, что теперешний выход апостолов на проповедь — только прообраз того, что они будут делать после Пасхи Господней. (Отметим также, что вслед за двенадцатью Господь скоро пошлет семьдесят учеников).
Но уже теперь их труды — такие же, как у их Господа: «Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду». Они заботятся не только о душе человеческой, но и о теле. Может быть, ничто не принесло Церкви столько вреда, как постоянное повторение, что происходящее в этом мире не имеет значения. Придти и сказать погибающим от нищеты и голода, что недостойно человека думать о материальном, будет непростительным, — в особенности, если говорящий это сам благополучно устроен. Разумеется, существует опасность преувеличить значение материального. Но не меньшая опасность — совершенно пренебречь им. Мы избавимся от этой опасности, только когда не будем забывать, что Христос послал Своих учеников проповедовать Царство Божие и исцелять — чтобы спасти и душу человеческую, и тело. Одно неотделимо от другого. То и другое спасает Христос Своим Воскресением.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
В древние времена информация распространялась в подавляющем большинстве случае только устно. Современных средств коммуникации не было, книги писались от руки на материале, который был дорогим и непрактичным, цена книги, равной по объёму Евангелию от Луки, была запредельно высокой. Цену книги того времени можно сравнить с нынешней ценой на не самый дешёвый автомобиль. Поэтому проповедь могла быть только устной. Самого Господа Иисуса Христа ограничивали пространство и время, поэтому он посылает на проповедь Царства Божия Своих учеников. Его ученики должны были стать Его устами. Они должны были отправиться в путь налегке, потому что таким образом можно путешествовать быстро и далеко. Чем больше человек обременён вещами, тем больше привязан он к одному месту. Если учеников где-то не примут, они должны отрясти прах со своих ног, покидая такой город. Когда древние раввины после путешествия в языческой стране возвращались в Палестину, они отряхивали со своих ног каждую пылинку той страны, из которой они вернулись. Ученикам велено было вести себя так же, как и раввин вёл бы себя в языческой стране.
Помимо проповеди Царствия Божия, которую возложил на своих учеников Христос Спаситель, важно отметить не раз повторяемое повеление исцелять больных. Напутственные слова Христа объединяют заботу о теле человека и о его душе. В миссию двенадцати входило не только благовестие, каким бы утешительным оно ни было, но и деяния. Проповедь Царствия Божия не ограничивалась благой вестью о вечной жизни; она предлагала изменить и условия земной жизни людей. Эта проповедь подтверждала, что здоровое тело человека, его земное благополучие — такая же неотъемлемая часть цели Бога, как и его здоровая душа.
Сложно представить, какой вред нанесло невнимание к этой второй части слов Христа ученикам вместе с неоднократными утверждениями о том, что земные блага и материальные ценности не имеют абсолютно никакого значения. Ведь мы понимаем, что нищета и болезни либо ожесточают людей, либо ломают их волю. И прежде, чем согревать сердце евангельскими словами, нужно отогреть тело человека. Собственно, именно так сегодня поступают, к примеру, в монастырях Святой горы Афон. Каким бы ни был пришедший в монастырь путник, его сначала накормят и обогреют, а уже потом поведут в храм. Точно так же поступали и прославляемые Церковью святые, они всегда заботились и о житейском благополучии тех, кто обращался к ним за советом. В этом смысле очень интересны письма святителя Феофана Затворника. Когда он находился в затворе, он общался только через переписку. При этом круг его общения был невероятно широк. И в каждом его письме можно найти как советы относительно духовной жизни, так и относительно устройства жизни телесной, вплоть до рекомендаций о правильном вложении денег, таком, который позволит получить дополнительный доход. Удивительно, но все его советы актуальны и сегодня, по ним можно выстроить во всех смыслах благополучную жизнь.
Впрочем, есть риск начать уделять слишком большое значение материальным ценностям. Но существует также опасность недооценивать их значение. Опасно забывать, что Христос Спаситель в первый раз послал своих учеников проповедовать Царствие Божие и исцелять больных, спасать тело и душу.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшний отрывок, рассказывает о том, как Иисус Христос посылает Своих ближайших учеников на их первое миссионерское задание. В связи с эти можно отметить несколько важных момента.
Будучи простым человеком, Спаситель в то же время был и Богом, сотворившим этот мир. А потому во всей полноте Он обладал божественной силой, которую просто скрывал. Очевидно, что для Него не было бы проблемой преодолеть пространство и время, чтобы проповедовать о Царствии Божием сразу в нескольких концах Палестины, причем в одно и то же время. Однако Он приглашает к сотрудничеству Своих учеников. Они должны стать Его глазами, руками и устами. Теперь, как и Он Сам, на какое-то время они становятся учителями. Перед нами ни что иное, как величайший акт доверия Бога человеку. Господь верит в Своих учеников. В знак этого Он и приглашает их разделить с Ним то бремя, которое Он несет Сам. Стать важными участниками Его миссии.
Спаситель отправляет апостолов на проповедь, наделив их сверхъестественною силою. Они будут проповедовать о Царствии Божием не только словом. Господь дает им власть изгонять нечистых духов и исцелять болезни. Это очень важно. Ведь суть Евангельского учения заключается в том, что наконец-то пришел долгожданный Мессия. Пришел для того, чтобы установить новое царство. В этом царстве человек будет жить совсем по иным законом, нежели те, по которым живет падший, исковерканный грехом мир. Он получит свободу от телесных и душевных болезней, а также освободиться от власти и гнета темных сил. Чудеса, которые совершают апостолы, — яркое свидетельство того, что их слова о наступлении царства Мессии — сущая правда.
Наконец, Господь дает апостолам заповеди о том, как вести себя во время проповеди. Он запрещает им брать вещи, которые, казалось бы, так необходимы в далеком путешествии: одежда, деньги, пропитание. Ученики должны быть уверены в том, что точно так, как они получили от Бога сверхъестественные дарования, Господь устроит и все остальное: если необходимо, даст ночлег, накормит и оденет. Им же следует заботиться о главном, а не отвлекаться на всякие бытовые мелочи. Иными словами, Христос ожидает от Своих учеников подвига веры и доверия Ему. Судя по тому, что пишет Евангелист Лука в конце отрывка: «проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду», — апостолы оправдали ожидание Учителя.
Эти слова обращены не только к ближайшим последователям Христа, но и ко всякому, кто считает себя Его учеником. Ведь все мы в той или иной степени приглашены к соработничеству с Богом. Все мы способны каждый в свою меру свидетельствовать о Христе и наступлении Его Царства, то есть продолжать дело апостолов. Будем в этом брать с них пример: помнить, что иметь успех могут только те слова о Христе, которые подкрепляется делами, и в основе которых лежит бескорыстное преданность Евангельскому учению и безграничное доверие Богу.
|