42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
17 И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
18 Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.
19 Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.
20 Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.
21 Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.
22 Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.
23 И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,
24 зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.
25 А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.
1 Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.
(Лк. 11:42-46) Лк.11:42. Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.
Фарисеи именно для того, чтобы не преступить Закона, давали десятину и с самых незначительных предметов, и если кто упрекал их в мелочности, они ссылались на Закон, который повелевал приносить священникам десятину со всего (Втор.14:22–23). Поэтому Господь и говорит: как сим вы не пренебрегаете, так надлежало вам творить суд и любовь Божию. Поскольку фарисеи были неправосудны, притесняли вдовиц и сирот, то Господь говорит: должно вам иметь «суд», то есть правосудие. Поскольку же они были презрительны и к Богу, без рассуждения простирая руку к священным делам, то Господь заповедует им иметь «любовь Божию». Ибо кто любит Бога, тот к делам Его не приступает с пренебрежением. А мне кажется, поскольку два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему, то, быть может, Господь делает намек на два эти вида: словом «суд» обозначает любовь к ближнему, так как правосудие и непритеснение ближнего происходят от любви к нему, а словом «любовь Божия», без сомнения, обозначает всецелое расположение к Богу. И когда кто любит ближнего не по какому-нибудь мирскому или постыдному расположению, но ради Бога, тогда и эта любовь может быть названа любовью Божией, так как она заповедана Богом и благоугодна Ему.
Лк.11:43. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.
Они (фарисеи) любили, чтобы всякий человек отдавал им честь и чтобы «в народных собраниях» называли их титулом: «учитель» (Мф.23:7); это означают слова: «приветствие», «председание».
Лк.11:44. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы – как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.
Господь же говорит: вы подобны гробам, которые полны всякой гнилости, а снаружи блещут мрамором; люди по наружности их не узнают, какими правилами они руководствуются в жизни (почему они ходят), а если бы знали, то отвратились бы по причине внутренней скверности.
Лк.11:45. На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.
Законник безрассудно сам себя подвергает обличению. Законники были иное, чем фарисеи. Фарисеи считались подвижниками и отсеченными от прочих, а законники были книжники и учителя и для желающих разрешали вопросы из Закона.
Лк.11:46. Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.
Они (законники) налагали на людей «бремена тяжелые и неудобоносимые»; а сами не дотрагивались до этих бремен «и... перстом своим», то есть сами ничего не соблюдали из того, что заповедовали прочим. Ибо когда учитель сам делает то, чему учит, тогда он облегчает бремена, подавая в самом себе пример и ободряя учеников. Когда же он ничего не делает из того, чему учит, тогда бремена кажутся ученикам истинно тяжелыми, так как де и учитель не может выполнить их.
Господь начинает укор Своим современникам тем, что они «нерадят о суде и любви Божией». Иссякновение правды и любви – корень всякого нестроения как в обществе, так и в каждом человеке. Само же оно происходит от преобладания самолюбия или эгоизма. Когда эгоизм вселится в сердце, то в нем распложается целое полчище страстей. Сам он поражает правду и любовь, требующих самоотвержения, а страсти, им порождаемые, изгоняют все другие добродетели. И становится человек по сердечному строю негодным ни к чему истинно доброму. Дать «десятину с мяты, руты и всяких овощей» (Лк.11:42) еще может, а сделать что-либо посущественнее не находит в себе мужества. Это не значит, чтоб и внешнее поведение его было безобразно. Нет, оно всячески скрашивается добропорядочностью, только сам в себе он «как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк.11:44). Начало самоисправления – начало возникновения в сердце самоотвержения, вслед за которым восстановляется правота и любовь, а от них потом начинают оживать одна за другою и все прочие добродетели. Человек по сердечному строю становится тогда благообразен пред очами Божими, хотя для людей, снаружи, может иногда казаться не совсем взрачным. Но суд людской не важное дело, лишь бы суд Божий был не против нас.
Протоиерей Александр Шаргунов
Nройным восклицанием «горе вам» Господь запечатлевает три примера ложного понимания Закона фарисеями, ведущего к их гибели. Они ревностно дают десятину на храм с мяты, руты и всяких овощей, чтобы народ почитал их за строгих хранителей истины, и пренебрегают духовными и нравственными требованиями Закона. Не за то обличает их Господь, что они столь мелочно точны в исполнении второстепенного, но за то, что они полагают, будто это может освободить их от исполнения главного. «Сие надлежало делать, и того не оставлять». Десятая часть, о которой говорит Господь, отдавалась непосредственно левитам, а те в свою очередь отдавали десятую часть полученного священникам. Мелочность фарисеев относительно того, что «растет из земли», видна из того, что даже Закон говорил, что это не является обязательным. Не имело значения, какими были их мысли и чувства, до какой степени они пренебрегали правдой и забывали о любви, — они никогда не забывали о десятине с этих трав.
Фарисеи любят красоваться председаниями в синагогах и хвалиться народным признанием, хотя вследствие своего небрежения о существенном, «о суде и о любви Божией», они явно не заслуживают этого. Главные места в синагогах были на виду у всех — вот что имело для них значение! И чем преувеличенней были восторженные приветствия фарисеев народом на улицах, тем большего они исполнялись самодовольства. Не высокие места, не приветствия народа осуждает Господь, а их тщеславное искание этого. Фарисеи хвалятся тем, что они почитаемы народом, но Христос говорит: «горе вам», ибо Бог видит не так, как видит человек.
Господь обличает их за лицемерие: «Вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того». В книге Чисел сказано: «Всякий, кто прикоснется на поле к убитому мечом, или к умершему, или к кости человеческой, или ко гробу, нечист будет семь дней» (Числ. 19:16). Быть нечистым означало быть лишенным участия в богослужении. Но могло случиться так, что человек мог прикоснуться ко гробу, не зная, что он это сделал. Это не имело значения. Такое прикосновение тоже делало его нечистым. Господь говорит, что фарисеи были подобны этим гробам. Внутри они были исполнены мерзостей, но столь искусно скрывали это, что снаружи не было видно. И те, кто беседовал с ними, заражались их безнравственностью, их ложными представлениями о Боге и Его учении, не подозревая для себя опасности. Как опасно может быть лицемерие — эта пропасть между безупречной видимостью, льстящей внешнему взору, и сердцем, удаленным от Бога!
«На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь». Этот специалист по Закону защищает дело фарисеев и таким образом участвует в их грехе. Книжники были толкователями Закона, а фарисеи — хранителями его. В своем непрестанном, бесконечно подробном объяснении Закона эти казуисты духовно порабощали весь народ, но не желали протянуть руку помощи тем, кто изнемогал под бременем тысячи их обрядовых предписаний. Они употребляли свои знания для того, чтобы сделать исполнение Закона для других более тяжелым, а для себя более легким, чем заповедал Бог. «И вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, — говорит Господь, — а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них». Законники не считают нужным затруднять себя теми ограничениями, которые они накладывают на других. Они благословляют двумя руками хранить установления согласно все новым и новым толкованиям Закона, а сами и пальцем не касаются суровости их.
Для нас должно быть ясно, что фарисейство и законничество, обличаемые Господом, — извращение духовной жизни, свойственное не одним только иудеям, современникам земной жизни Господа. Хотя их неверность Богу имеет исключительное значение для судьбы Христа и всего человечества. Слово Божие так долго останавливается на этом, потому что фарисейство и законничество в равной степени угрожает и христианской жизни. Цель Евангелия — не в том, чтобы просто рассказать нам об искажениях веры, которые были в древности, но указать нам на язвы, которыми мы все в той или иной степени можем быть поражены. Святитель Игнатий Брянчанинов, и за сто лет до него святитель Тихон Задонский, пророчествуют, что лицемерие, подобно гангрене, может смертельно поразить и христианское общество. А святитель Феофан Затворник предупреждает, что внешняя видимость в Церкви при внутренней пустоте создает благоприятную атмосферу для прихода антихриста.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Довольно часто у нас возникает вопрос: как тот или иной человек может поступать столь несправедливо или же как он может не видеть очевидного? Только что мы слышали, что Христос обличает внешние проявления религиозности древних фарисеев и законников. Можно обратиться к историческим свидетельствам или же к учительным книгам иудаизма и увидеть много такого, что кажется совершенно невообразимым. К примеру, можно узнать, что помимо других работ, правоверному иудею в субботу запрещалось вязать узлы: узлы моряков, узлы погонщиков верблюдов и верёвочные узлы. Но женщина могла повязать свой пояс. Поэтому, если из колодца нужно было вытянуть ведро воды, то к ведру нельзя было привязать верёвку, а пояс было можно, и именно таким образом было возможно достать воду из колодца. Можно также узнать, что субботнее путешествие иудея ограничивалось по закону расстоянием в 915 метров от жилища. Но если через дорогу была протянута верёвка, то его жилищем становился этот конец улицы и он мог пройти ещё 915 метров; если он в пятницу оставлял в каком-либо месте пищу, достаточную для того, чтобы насытиться ею два раза, то это место также считалось его жилищем, и он мог пройти от него ещё 915 метров. Это лишь два примера, но, конечно же, их значительно больше. Настолько больше, что их исследованию можно посвятить всю свою жизнь. Эти примеры кажутся нелепыми. Тогда как книги о вкусной и здоровой постной пище на полках церковных книжных магазинов не кажутся нам непривычными, их нелепости мы не замечаем. Но если вдуматься, то сама по себе индустрия по производству постных аналогов априори непостных продуктов абсолютно ни чем не отличается от стремления исполнить внешний закон путём выискивания в нем хитрых лазеек. Постный майонез, соевое мясо и соевые сливки по своей сути все то же фарисейское стремление обмануть Бога и себя самого. Все тот же уход в формальное и самодовольное исполнение внешнего без стремления понять внутреннюю суть повелений Божиих. Но если ветхозаветного человека можно понять и как-то оправдать, то понять нас самих и оправдать нас с нашим постным разносольем значительно сложнее. У древних законников и фарисеев не было веры во Христа, у них была вера в Непостижимого, Великого и Карающего Бога. У них не было нашего знания о Боге Воплотившемся, Распятом и Воскресшем, не было слов апостола и евангелиста Иоанна Богослова о том, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». У нас же это все есть и потому мы не можем себе позволить оставаться сосредоточенными лишь на внешних проявлениях религиозности без стремления понять, что именно за ними скрывается и к чему через их установление призывает нас Бог. В практическом же смысле это означает, что нас несравненно более должна интересовать, к примеру, не степень постности ингредиентов постного обеда, а экономия на еде в определённые периоды церковного года с тем, чтобы на сэкономленные деньги можно было помочь тем, кто нуждается в нашей помощи.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Фарисеи были одной из самых влиятельных партий в рамках иудейской религиозной традиции. Они прекрасно знали Священное Писание, а также были ревностными исполнителями закона Моисея. Вся их жизнь была строго регламентирована различными благочестивыми правилами и предписаниями относительно самых, казалось бы, незначительных вещей. Мелкие обряды и ритуалы пронизывали их быт. К щепетильному исполнению этих обрядов и ритуалов сводилась вся религиозная жизнь фарисея. Грехом являлось пренебрежение этими формальными правилами, добродетелью – неукоснительное следование им. О внутреннем заботились в последнюю очередь. Все внимание было сосредоточено на внешнем.
Именно в этом дисбалансе между внешним и внутренним и обличает фарисеев Христос. Он упрекает их в том, что они неоправданно большое внимание уделяют различным мелким формальным деталям, совершенно забывая при этом о подлинно духовной жизни, которая скрыта от глаз посторонних и протекает в сердце человека. В этом они похожи на скрытые глубоко в земле гробы. Это сравнение очень красноречиво. Господь, как бы говорит им: вы словно роскошные склепы, внешне безупречны. И милостыню даете, и все записанные в законе правила исполняете, – не придерешься. Но если заглянуть к вам в душу – все там, словно в могильнике, прогнило и наполнено тлетворным запахом. Более того, в таком сравнении кроется еще одна мысль. В иудейской традиции прикосновение к могиле оскверняло. Даже если человек не заметил, что прошел по месту захоронения, он считался нечистым и как результат не имел права целых 7 дней участвовать в богослужении. Сравнивая фарисеев с гробами, Господь намекает, что этим своим внутренним устроением они оскверняют, то есть наносят духовный вред, всякому, кто вступает с ними в общение.
Действительно, подобное отношение к религиозной жизни очень деструктивно как для самого человека, так и для окружающих. Тщательное исполнение единственно формальных предписаний устава, какой бы то ни было внешней активности, может создать иллюзию подлинной духовной жизни и благочестия. Поселить в его душе непоколебимую уверенность в собственной правоте вплоть до непогрешимости. Заканчивается все тем, что окружающим житья нет от такого верующего. Своим морализаторским благочестием он мучит всех окружающих, становится для них неудобоносимым тяжким бременем. «Был же нормальный человек, – говорят близкие, – дернуло нелегкая, в религию ударился. Житья теперь нету».
Поэтому всем нам Господь и говорит, что религиозная жизнь всегда комплексна. Да, внешнее – ее важная компонента, и Христос ни в коем случае не отрицает ее. Но это внешнее всегда должно основываться на внутреннем. Ее прочным фундаментов должна быть жизнь сердца, его молитвенное сокрушение перед Богом и перед людьми. Лишь тогда, когда между этими двумя началами гармония и баланс, когда они находятся в строгом иерархическом соотношении, можно говорить о подлинной религиозной жизни. Тот, кто живет такой жизнью, никогда не будет для окружающих бременем. С ним всегда будет легко и просто. К нему будут тянуться люди, как тянулись к святым, как тянулись к Самому Христу. Ведь именно в Нем мы находим покой и утешение.
О десятине и о милостыне
(Лк.11:42-46)
Протоиерей Вячеслав Резников
Обличая фарисеев, Господь сказал: «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей». А вчера мы слышали: «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть».
Закон о десятине был установлен в ветхозаветные времена. Бог через Моисея повелел, чтобы одиннадцать колен Израилевых, между которыми была разделена земля обетованная, давали бы «десятину из всего» – двенадцатому колену, колену Левия, «за то, что они исправляют службы в скинии собрания» (Чис.18:21).
Но Господь не противопоставляет милостыню десятине. Понятие милостыни и шире, и глубже, как и все, чему учил Господь, по сравнению с Ветхим заветом. Вот на упорный вопрос: «что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную»? – Господь не десятину предлагает платить: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф.19:16,21). Вот Закхей мытарь восклицает: «Господи! половину имения я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8)! Или вот – бедная вдова тайно кладет в сокровищницу две лепты, и пред Богом оказалось, что она положила «больше всех» (Мк.12:43-44). Да и стакан воды, поданный ради Христа, тоже Ему дорог.
Милостыня – все то, что в духе свободы и любви. И десятина может быть как милостыня, если она по свободному произволению, от чистого сердца. Авраам сам, по своей воле, дал Мелхиседеку, «священнику Бога Всевышнего», «десятую часть из всего» (Быт.14:18-20). Иаков обещал на пути в Месопотамию: «Из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:22). Не за то укорял Господь фарисеев, что давали десятину, но за то, что при этом нерадели «о суде и о любви Божией».
Все, что в духе свободы, – трудно. Проще – когда назначили цену, и – отдал. Тут, кстати, и погордиться можно, и одновременно пороптать. А когда о цене молчат, начинается борьба помыслов: мало дать – стыдно, много – жалко. Вот и думай, и решай.
Наша церковь сохранила дух Христовой свободы. И хотя мы видим, что в свечном ящике на все установлены определенные цены, но мы понимаем, что так быть не должно. Ревнующие о благочестии священники постепенно стараются вводить в своих храмах свободное пожертвование за все, даже за свечи. Но и везде, в любом храме: если не можешь заплатить установленную цену за что-либо, скажи об этом, и никто тебе не откажет. Апостол заповедует, чтобы мы «ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво».
Но как недопустимо говорить дающему: «мало», столь же недопустимо говорить: «много». Один Бог знает, что для кого много, а что мало. Главное, чтобы давать смиренно, понимая, что ничем не сможешь оплатить благодати Святого Духа. Но и не давать, или давать мало, – тоже надо смиренно, и не смотреть при этом завистливым оком на плоды чужой щедрой милостыни.
|