Толкование воскресного Евангелия. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, — потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Лк. 8:26-39) Лк.8:26. И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
Лк.8:27. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
Лк.8:28. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: чтó Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Смотри: бес одержим двумя страстями злобы: дерзостью и страхом. Ибо слова: «что Тебе до меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» – боязливому. Живет он в «гробах», с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами.
Лк.8:29. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Лк.8:30. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него.
Лк.8:31. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
Лк.8:32. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
Лк.8:33. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
Бесы просят о том, чтоб им не повелено было «идти в бездну», но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.
Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет «в гробах», то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.
Лк.8:34. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
Лк.8:35. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
Лк.8:36. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
Лк.8:37. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
Лк.8:38. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
Лк.8:39. возвратись в дом твой и расскажи, чтó сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтобы еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатью, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: «возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог». Не сказал: «что Я сотворил тебе», чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершенное дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему «Иисус». Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог», а он рассказывает, что сделал ему «Иисус». Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.
Гадаринский бесноватый по исцелении своем прилепляется к Господу и желает быть с Ним всегда; затем, услышав волю Его, идет и проповедует о благодеянии, им полученном, по всему городу. Благодетель привлекает, воля Его становится законом для облагодетельствованного, и язык не может удержаться, чтоб не возвещать о том, что получено от Него. Если бы мы не имели в памяти всех благ, полученных и получаемых от Господа, то не было бы между нами неблагодарных, не было бы нарушителей святой воли Его, не было бы таких, которые не любили бы Его более всего. В крещении мы избавлены от прародительского греха и всей погибельности его; в покаянии постоянно омываемся от грехов, непрестанно прилипающих к нам. Промышлением Божиим охраняемся от бед, нередко невидимых для нас самих, и получаем направление жизни наиболее безопасное для нас и благоприятное целям нашим; да и все, что имеем, все от Господа. Потому-то нам следует вседушно принадлежать Господу, во всем исполнять волю Его и прославлять имя Его пресвятое, а наипаче жизнию и делами, чтоб не быть хуже гадаринского бесноватого, который сразу оказался настолько мудрым, что стал достойным примером подражания для всех.
Иеромонах Феоктист Игумнов
Храмовые бабушки давно превратились в страшную легенду. Говорят, что они крайне неприветливы и далеки от идеала христианской любви. Но бабушек, как и священников, можно разделить на два больших лагеря, которые находятся между собой если не в состоянии войны, то, как минимум, в состоянии острого противостояния. Кто-то считает необходимым навязывать определённый церковный дресс-код и этикет, а кто-то убеждён, что этого делать нельзя. История, которую мы только что услышали говорит об очень многом, и, среди прочего, она довольно показательно описывает одержимого человека: он не только не мог жить в нормальном человеческом доме, но и не носил одежды, тем самым попирая устои человеческого общежития. Пресловутые бабушки были бы весьма недовольны. Оделся этот человек лишь после того, как Господь Иисус Христос изгнал из него бесов, исцелил его от одержимости. До той поры ему было бесполезно говорить о необходимости приличного поведения и приличной одежды, после же исцеления никакие слова оказались попросту не нужны. Собственно, то же самое происходит и сегодня в наших храмах. Да, к счастью, мы почти никогда не сталкиваемся с экстремальными проявлениями одержимости, вообще с одержимостью в евангельском значении этого слова мы сталкиваемся нечасто. При этом ежедневно в храмы приходят люди, которых нельзя назвать душевно больными или бесноватыми. Больше всего для современного среднестатистического человека, который по случаю заходит в храм, но не принимает участия в церковных таинствах подходит, пожалуй, слово «раненый». Отсюда, из этого ранения, и вытекает неожиданный для церковного человека гардероб. Если исцелить рану человека, то он, подобно евангельскому одержимому сам поймёт, что допустимо, что прилично, а что нет. И получается, что наша цель состоит не в том, чтобы попытаться устранить следствие, то есть неправильное, с точки зрения церковного человека поведение, а в том, чтобы обработать рану души, помочь очистить душу от гноя греха, наклеить на рану пластырь таинств Церкви, снять боль словами Священного Писания и собственным добрым, внимательным и небрезгливым отношением. Если получится это сделать, то мы не только успокоим свои глаза и чувства видом здорового человека, но и приобретём человека для Христова Царствия.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Беснование было страшной повседневной реальностью того мира, в который пришел Спаситель. О масштабах власти, которую имел нечистый над творением Бога, могут свидетельствовать сказки, легенды и предания различных народов. В каждом доме жил домовой, в каждом водоеме водяной, по лесу бродил леший, сам воздух был наполнен различными духами. Не зря Писание называет дьявола князем мира сего. Мы живем в совсем иной духовной реальности. Это прямое следствие пришествия в мир Христа Спасителя. Он стал человеком, в том числе и для того, чтобы освободить людей от той власти, которую имели над ним духи злобы. Эпизод, который мы только что услышали, — яркое тому подтверждение.
Начинается он с просьбы бесов ко Христу не мучить их. О каком мучении идет речь? Духовная реальность скрыта от глаз людей. Все, кто окружал Спасителя, не видели ту Божественную славу, которая от Него исходила. Господь намеренно скрывал ее под завесой Своего человеческого естества. Однако для нечистых, как существ духовных, она была очевидна. Та сила, которая исходила от Христа, опаляла их, доставляла им нестерпимые мучения. Но не только поэтому они просят о пощаде. Дело в том, что Христос изгоняет их из человека, на душе и теле которого они паразитировали и доставляли ему таким образом страшные мучения. Никого не мучить для беса — самая страшная пытка. Ведь зло всегда стремится к разрушению. А если разрушать нечего, то оно начинает пожирать и терзать само себя. Эта мука бесконечного самоистязания и есть та бездна, тот ад, в который бесы просят не посылать их. «Хотя бы в свиней нас пошли», — говорят они Христу. И Господь не препятствует этому. Почему?
Так Он наглядно демонстрирует, какую злобу они имеют ко всему существующему и как они поступили бы с человеком, если бы его не хранила сила Божия. Как говорит блж. Феофилакт Болгарский, «если бы они имели власть и не встречали препятствий, то с нами они поступили бы хуже, чем со свиньями». За этим следует еще одна важная истина. Люди для Христа представляют особую ценность. Они несравнимо выше, нежели целое стадо живых существ.
Примечательна реакция на произошедшее жителей города. Вид здорового человека вселяет в них ужас. Это отнюдь не благоговейный страх перед Христом. Они опечалились о своих свиньях, которые были для них важным источником дохода. Они страшатся за свое благосостояние. «Вдруг Он еще какое-нибудь чудо сотворит, и мы совсем лишимся нашей прибыли?» — думают они. Свиньи для них становятся дороже человека. А потому они и просят Христа удалиться.
После воплощения Спасителя нечистый уже не имеет той власти над людьми, которой обладал прежде. А это значит, что свою судьбу и свое духовное состояние человек в значительной степени определяет сам, делая свободный выбор. Сегодняшнее Евангелие предлагает нам важный критерий, который позволяет судить о том, насколько наш выбор является правильным. Это мое отношение к другому человеку. Кто он для меня, помеха, которую я вынужден терпеть, средство достижения цели, или же он представляет для меня непреходящую ценность, ради которой можно жертвовать своим комфортом и благосостоянием. Именно от ответа на этот вопрос зависит, останется ли Христос с нами или удалится, как от тех жителей Гадаринской страны.
О свойствах бесов
(Лк.8:26-39)
Протоиерей Вячеслав Резников
В Евангелии находим много примеров изгнания бесов. Но сегодняшнее чтение особенно много открывает о свойствах злых духов. Во-первых, поражает их сила, и та власть, которую они могут брать над человеком, и тот ужас, который могут наводить. Гадаринский бесноватый был так страшен, «что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыню».
Но тут же видим и слабость, и даже совершенное бессилие бесов. Они не могут переступить черту, которую проведет Бог. Они так и не смогли погубить свою жертву, и даже не смогли увлечь ее подальше от берега. Бесноватый, «увидев Иисуса», «пал пред Ним», чего бесы, конечно, не могли желать.
Видим беспредельную наглость бесов: мучая человека, и не собираясь этого прекращать, они еще смеют просить не мучить их.
Узнаем, что бесы, это – духи, не занимающие пространства: вот, в одном человеке – целый легион. Но находиться они могут лишь в одном месте: сейчас они здесь, но скоро будут изгнаны, рассеются, и войдут во множество других существ.
И снова видим их бессилие пред Богом: даже в свиней не могут войти без Его разрешения. Но опять же видим и огромную силу, когда Бог предает кого-либо в их руки: вот, стадо мирных животных вдруг рванулось с места и погибло в море.
Видим их нетерпеливость: они спешат наброситься на свои жертвы. Действуя более скрытно, они могли бы принести гораздо больше вреда.
Но видим и хитрость, и разум в иных случаях: они не трогают жителей Гадаринской страны, не терзают их, зная, что они и так им принадлежат. Как однажды во время недавней борьбы с алкоголем один человек сказал: «как же хочет сатана, чтобы мы пришли к нему трезвыми»! Пьяный протрезвится и опомнится. Освобожденный от бесов сядет «у ног Иисуса», одетый «и в здравом уме». Но что сказать о том, кто свободно и трезво делает бесовское дело? А ведь так и поступили гадаринские жители, спокойно и вежливо попросив Его «удалиться от них».
Видим и то, как Господь использует силу бесов во вред им же самим. Он наглядно, на низшей твари, показывает людям, что им грозит. Тех, кто создан «во Христе на добрые дела», Он учит помнить о своем достоинстве. И ужасаться надо не гибели бессловесных животных, рожденных «на уловление и истребление» (2 Пет.2:12), а тому, что ждет нас, разумных, богоподобных, и даже уже спасенных Господом Иисусом, если отгоним Его от себя своими делами, своей жизнью.
|