Добрый Пастырь
23 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
24 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
25 и, придя, находит его выметенным и убранным;
26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
(Лк. 11:23-26) Лк.11:23. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
Лк.11:24. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел;
Лк.11:25. и, придя, находит его выметенным и убранным;
Лк.11:26. тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого.
И иначе. Какое общение между Мной и веельзевулом? Мое дело – собирать рассеянных чад Божиих; а его дело состоит в том, что он расточает собранных. Как же вы заключаете обо Мне, что Я имею общение с сатаной? Поистине, такое помышление явилось у вас от того, что вы ныне в большем общении с бесами. Нечистый дух жил в вас и прежде, когда вы служили идолам и убивали пророков. Потом, по-видимому, он вышел из вас. А ныне опять возвратился «в дом свой», то есть в ваши души, с «семью духами», то есть многими (ибо число «семь» в Писании часто употребляется в значении «много»), и сделал для вас «последнее хуже первого». Ибо тогда, когда вы служили идолам, вы убивали пророков, но еще не наносили явного оскорбления Сыну Божию, ради вас явившемуся во плоти. А ныне какая надежда на спасение, когда вы остаетесь при той же неблагодарности и дерзости и после того, как Сын воплотился и ради вас совершает чудеса?
«Места безводные» суть души тех, кои не имеют никакой мягкости, (души) черствые и озабоченные собой. Поскольку же лукавый не имеет никакого места к обитанию в таких душах, то он возвращается к иудеям, и последнее для них становится хуже первого. Так, ныне у них нет уже ни пророков, ибо они убили Слово, ни помазания, ибо они распяли Христа (помазанника). Прежде, хотя они и служили идолам, у них видимы были пророки и помазание; а ныне они всего лишились, потому что согрешили против Сына Божия.
«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк.11:23). Выходит, что можно целый век трудиться и думать, что собрано много всякого добра, а все ни к чему, коль скоро собираемо было не с Господом. Что же значит собирать с Господом? Трудиться и действовать по вере в Господа, по заповедям Его, с помощью благодати Его, воодушевляясь обетованиями Его, – жить так, чтоб духом жизни был дух Христов. Есть в мире две области – добра и зла, истины и лжи. Только добро и истина составляют настоящее имение, прочное и ценное; но добро и истина только от Господа, и приобретаются лишь с помощью Его. Понятно, кто не с Господом собирает, тот не соберет истины и добра, не соберет того, что можно назвать настоящим имением, прочным и ценным, то что ни собирал бы кто, все не в прок, все напрасный труд, напрасная трата сил и времени.
Протоиерей Александр Шаргунов
«Кто не со Мною, тот против Меня, — говорит Христос, — и кто не собирает со Мною, тот расточает». Перед лицом любви и славы Христовой невозможно остаться равнодушным. Не делающий выбора, не идущий за Христом, — отвергает Его. Жизнь каждого человека определяется его отношением ко Христу. Принять Христа или отвергнуть, любовь или вражда — здесь решается все. И нет, не может быть ни для кого середины: мы или с Ним, или против Него. Это раскрылось у Креста, когда предан Он был позорной и мучительной смерти, и это раскрывается во всей истории человечества. Сколько грешников сделалось праведными и святыми — и доныне слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые восстают и нищие благовествуют. Но для скольких Он явился на их пути камнем преткновения и камнем соблазна, о который они преткнулись и упали! Откуда такая активная ненависть была у тех, кто стремился сжечь Его Церковь дотла, всех верующих, как свидетелей о Нем, убить и само Имя Божие изгладить из памяти человеческой? Никому по отношению ко Христу не удается остаться нейтральным, может быть, до времени можно таиться, но наступает неизбежно момент, когда дальнейшее молчание становится соучастием в преступлении. Тебе дела нет, что на твоих глазах убивают? Христа распинала не только толпа, которая злобно улюлюкала вокруг Него, но и те, кто равнодушно смотрел на происходящее. Самые жестокие тирании в истории опираются на такое равнодушие — иначе они бы не удержались. Тот, кто равнодушен к чужой жизни и смерти, тот равнодушен и к своей. Эти люди живут, как будто не живут, — жизнь их как будто не касается. Раньше первой смерти, говорит Откровение, к ним приходит смерть вторая — вечная смерть, которой наказываются самые страшные нераскаянные грешники. И не только во времена гонений узнается Христос, как это было недавно у нас, — на восстание миллионов в славе мученической и на падение миллионов в отступничестве от веры. Те, кто безразличием своим отвергает Христа, с таким же безразличием примут и антихриста.
Христос говорит, что настоящая вера никогда не строится на одном отрицании. Заповеди Божии всегда имеют положительный смысл. В десяти заповедях все запрещения: «не делай того-то и того-то» сводятся к утверждению «делай» — к двуединой заповеди о любви к Богу и к человеку (Мф. 22:37-39) .
Но прежде, чем делать добро, нужно не делать зла. Существует непреложный закон духовной жизни: «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15). Вначале надо увидеть зло и уклониться от него. И только так можно совершить благо. Необходимо очищение. Но после искоренения зла должно обязательно наступить насаждение добра.
Человеческая душа не может оставаться пустой. Недостаточно изгнать плохие помыслы и скверные привычки и расстаться с прежним образом жизни. Если душа при этом останется пустой, она всегда будет в опасности. Что говорит слово Божие о жизни по стихиям мира сего и о жизни в Господе? «Не упивайтесь вином, ибо в нем есть блуд, но паче исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). Человек должен быть чем-то заполнен. Либо вином, либо Духом Святым. Это хорошо знают наши враги, а мы должны это знать несравненно лучше. Недостаточно изгнать зло, надо, чтобы вошло в нас подлинное добро.
Мы слышим в этом Евангелии страшный рассказ о человеке, из которого был изгнан нечистый дух. Изгнанный дух не находил себе покоя, и решил возвратиться к тому человеку. Он нашел его душу выметенной и убранной, но пустой. Тогда он позвал семь духов, злейших себя, и они вместе вошли в человека. И было последнее состояние его горше первого (Мф. 12:43-45).
Перед нами одна из основополагающих тайн жизни. Эта притча — рассказ о том, что произошло с нашим народом, после того, как из него был изгнан бес коммунизма. И о том, что происходит во всех религиях, стремящихся к очищению души. И о воспитании детей, и о проповеди. Как сказал поэт: «Сердца, не занятые нами, не мешкая, займет наш враг».
Возьмите, например, вопрос соблюдения воскресных и праздничных дней. Все знают (и особенно раньше строго к этому относились), что нельзя в эти дни работать — стирать, убираться и т. д. Такая, извините, почти иудейская строгость по отношению ко всем внешним предписаниям всегда была в нашем православном народе. И, несомненно, это было хорошо. Но если праздник для православного человека будет просто ничегонеделанием, «последнее будет для него горше первого». Перед революцией церковные праздники все чаще сопровождались пьянством и разгулом. Потому что сатана — мастер находить свое дело для ничем не занятых рук. В этом одна из главных опасностей духовной жизни.
Святые отцы говорят, что пока не будет дом нашей души занят Тем, Кому он принадлежит — Господом, он будет пуст. Потому самая первая наша молитва — к Духу Святому: «Прииди и вселися в ны». И в практическом плане лучший способ избежать зла — делать добро. Как говорится, в саду, сплошь засаженном цветами, почти не остается места для сорняков. Но там, где все заняла сорная трава, надо прежде позаботиться о том, чтобы ее не было.
Святые отцы предлагают также и такое прочтение этой притчи. Дом выметен, но не вымыт. Он должен быть вымыт, иначе в нем остается место диаволу. Подметание очистило его только от явной грязи, в то время как грех, глубоко проникший в сердце грешника, остался нетронутым. Дом выметен от мусора, видимого для людей, но на стенах его — проказа. Он убран по внешнему порядку, но не украшен чистотой благодати. Человек может считать себя праведником, но краска и лак, которыми он покрывает дом своей души, скоро слезут. Семь злейших духов войдут в него без труда, не встречая сопротивления. Лицемерие — прямая дорога к отступничеству. Если грех тайно укрывается в уголке сердца, в час испытания совесть молчит, и скрытый лицемер становится явным отступником. Последнее состояние его хуже первого. Отступники, как правило, хуже неверующих. Их грехи тяжелее, и в будущей жизни их ждет более суровое наказание.
***
Протоиерей Павел Великанов
Евангелист Лука продолжает повествование о том, что сказал Спаситель в ответ на обвинение Его в изгнании демонов силой князя бесовского. И мы только что слышали о той незавидной судьбе человеческой души, которая, получив освобождение от бесовской зависимости, остаётся пустой, незаполненной – в итоге к ней не только возвращается прежний демон, но и приводит с собой семь других, худших и злейших.
Чтобы понять, к чему Иисус приводит этот образ, надо вспомнить весь контекст речи. Итак, Его обвиняют в том, что Он – не от Бога, Он действует силой врага рода человеческого. Отразив этот хлёсткий удар клеветы, Спаситель развивает историю дальше. Хорошо; вышел наконец-то демон из человека, и бывшему одержимому стало гораздо лучше. Что же будет дальше? Проблема решена: жизнь налаживается. Теперь можно прибраться, навести порядок в делах, обустроить наконец-то ставшее твоей полноценной собственностью жилище души. Врага здесь больше нет, ты волен распоряжаться полноценно своей жизнью, ни на кого не оглядываясь, ни от кого не завися. Красота, да и только!
Спаситель как бы ненароком подталкивает слушателей задать вопрос: а что дальше? Вы говорили, что вся проблема – в одержимости: хорошо, вот её больше нет – а дальше-то что? Чем вы будете жить? Чем вы наполните свою жизнь, каким содержанием? В этом и заключается самый главный вопрос – а вовсе не в том, что нам в данный момент препятствует быть счастливыми!
Но чем же призван заполнить дом своей души человек? Обратим внимание, что Сам Спаситель никакого категоричного ответа здесь не даёт. Почему? Разве не было бы правильно предложить слушателям простой и доступный рецепт, чем следует заполнить свою душу, чтобы её пустота и праздность не становились приманкой для бесов?
Это молчание Христа – неспроста. Он подводит человека к ответу – но последний шаг предлагает сделать самостоятельно. Очевидно, что если ничего не предпринимать – снова вернутся бесы в ещё большем количестве. Причем совершенно необязательно под бесами иметь в виду исключительно духовные сущности, некогда ставшие врагами Богу. Любой грех, любая страсть, всё то, что разрушает целостность нашей души, что её лишает радости и свободы – из той же категории, что и демоны. Нет никаких сомнений, что когда нас что-то подталкивает ко греху, к предательству, к совершению подлого поступка – демоны принимают в этом самое активное участие. И если мы прислушиваемся к ним и соглашаемся с их внушениями – в этот момент они становятся наглыми хозяевами нашей души, мы говорим о себе в таком состоянии, что мы – сами не свои, нас просто «несёт» – понятно, кто и куда. И бороться с такой одержимостью надо вовсе не методами экзорцистов, не заклинаниями и молитвами – а изменением содержания жизни. Спаситель создаёт внутреннее разряжение в головах слушателей: чем вы заполните вашу жизнь – такой она и будет. Нет никаких универсальных «наполнителей», гарантированно исключающих саму возможность нового нашествия тёмных сил в душу. Чем вы станете её наполнять – и насколько это правильно – вы поймёте только из личного опыта. Смогут ли в жилище вашей души проникнуть демоны, найдётся ли для них место – зависит только от вас самих.
Если вдуматься, то мы ежеминутно только и делаем, что принимаем решение, чем заполнить свою душу. Выбор – огромен. Свобода – полная. Нет и не может быть универсального рецепта по простой причине: в выборе содержания нашей жизни мы – Богоподобны, и только в этом свободном выборе мы и становимся собой. И даже само нежелание наполнять жизнь чем бы то ни было – тоже вполне определённый выбор. Насколько наш выбор соответствует Божественному замыслу о каждом из нас – показывает только практика жизни. Если в доме души – всему есть своё место и время, если этот дом – «полная чаша», от которой и окружающим становится радостно, светло и уютно – демонам там места уже не будет. Если же там – «вселенская скорбь» и тоска о непризнанности, невостребованности, или полной собственной никчёмности – дом пуст, выметен, окна и двери – нараспашку. Значит, жди гостей – которые сами уходить не станут!
Помоги же нам, Господи, всякий раз, принимая решение, кого или что впустить в дом нашей души, помнить: этот выбор и есть то самое главное дело всей жизни, которое сейчас в наших руках!
|