3 ноября 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 20-й седмицы по Пятидесятнице

(Флп.2:24–30; Лк.9:44–50)

Евангелие святого апостола Луки, глава 9, стихи 44 - 50:

44 вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.
45 Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.
46 Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
47 Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою
48 и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.
49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Послание апостола Павла к Филиппийцам, Глава 2, стихи 24 - 30:

24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.
25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,
26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.
27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.
28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.
29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,
30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 9:44-50) Лк.9:44. вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие.

Иисус беседует с учениками, и говорит: все это, чудеса и слова о чудесах, «вложите вы себе в уши». Для чего? Так как Я имею быть предан и распят, то для того, чтобы вы, когда увидите Меня распятым, не подумали, что Я претерпел это по Своему бессилию. Ибо кто творит такие чудеса, тот мог бы и не быть распят.

Лк.9:45. Но они не поняли слóва сего, и оно было закрыто от них,

Для чего же это было? Для того чтоб они прежде времени не вдались в печаль и не смущались от страха. Итак, Бог, снисходя их слабости и руководя их как бы детей каких, попустил им не понять того, что говорилось о Кресте.

так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись.

Приметь и благоговение учеников, по которому они не дерзали, даже более боялись спросить Господа. Ибо страх усиливает благоговение, равно как и благоговение есть страх растворенный любовью.

Лк.9:46. Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?

Апостолов постигла страсть к пустой славе. Кажется, страсть эта возбудилась в них от того, что они не исцелили бесноватого. Вероятно, по сему случаю они заспорили, утверждая каждый со своей стороны, что отрок не был исцелен не по моему бессилию, но по бессилию такого-то, а отсюда загорелась распря и о том, кто бы из них был больше.

Лк.9:47. Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою

Но Господь, зная сердце каждого, предваряет и, прежде чем страсть сия возросла, старается пресечь ее в самом корне. Ибо страсти в начале удобно преодолеть, а когда они возрастут, тогда уже весьма трудно бывает исторгать их. Как же Господь пресекает зло? «Взяв, сказано, дитя», показывает его ученикам, давая чрез сие знать им, что мы должны привести свой ум в такое состояние, в каком бывает он в детском возрасте; ибо дети бывают неопытны во зле, весьма просты и не волнуются помыслами ни славолюбия, ни желанием первенства пред другими.

Лк.9:48. и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик.

«Кто, – говорит, – примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает». Слова сии такой имеют смысл: хотя вы думаете, что вы понравитесь многим и что вы очень многими будете приняты в таком случае, если будете казаться гордыми и славолюбивыми, но Я вам говорю, что Мне особенно приятна простота и что она служит отличительным признаком Моих учеников, так что, кто препростого и незлобивого мужа примет как Моего ученика (ибо это означает выражение «во имя Мое»), тот примет Меня. Ибо кто принимает гордого, тот не принимает ни ученика Моего, ни Меня.

Лк.9:49. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Иоанн же, вступая в разговор, сказал: «Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему». Какая последовательность между словами Иоанна и словами Господа? Очень близкая. Поскольку Господь сказал, что «кто из вас меньше всех, тот будет велик», то Иоанн начал бояться, не худо ли они поступили, когда властно и гордо запретили тому человеку. Ибо запрещение кому-нибудь чего-нибудь обнаруживает в запрещающем не меньшего, но думающего о себе несколько более чем о том, кому он запрещает. Итак, Иоанн побоялся того, не гордо ли он поступил, запретив тому человеку.

Почему же ученики запретили этому человеку? Не по зависти, но потому, что считали его недостойным творить чудеса, так как он не получал вместе с ними благодати чудотворения, не был, как они, послан на то от Господа и вовсе не следовал за Иисусом. Что же Господь?

Лк.9:50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Оставьте, – говорит, – его делать это; ибо и он сокрушает силу сатаны. Поскольку же он не препятствует вам в деле проповеди, не действует за одно с диаволом – значит он за вас. Ибо кто не против Бога, тот за Бога, подобно как тот – с диаволом, кто не собирает с Богом.

Подивись, пожалуй, и силе имени Христова, как действовала благодать при одном произношении оного, хотя бы произносящие были и недостойны и не были учениками Христовыми. Таким же образом и чрез священников, хотя бы они были и недостойны, благодать действует, и все освящаются, хотя бы священник был и не чист.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня» (Лк.9:48), – сказал Господь: а Пославший Его – Бог, следовательно, кто исповедует Господа, тот Бога исповедует, а кто не исповедует Его, тот и Бога не исповедует. Скажешь: я исповедаю Христа великим, премудрым, всемирным учителем. Нет, исповедуй Его так, как Он Сам говорит о Себе, что «Он и Отец едино суть» (Ин.10:30), единаго Божеского естества лица, раздельные, но единочестные и сопрестольные. Кто не исповедует так, тот, как бы ни величал Господа, все одно, что не исповедует Его, а не будучи исповедником Его, не исповедует и Отца, не исповедует Бога. Потому, каким богочтецом ни выказывай себя, ты не богочтец, когда не исповедуешь Господа Иисуса Христа Сыном Божиим Единородным, нас ради воплотившимся и Своею крестною смертью нас спасшим. Не все одно какого Бога исповедать, лишь бы исповедать: поклонявшиеся солнцу и звездам, или вымышленным существам, не называются богочтецами, потому что не то считали Богом, что есть Бог. Так и тот, кто Господа не исповедует, не богочтец, потому что не того Бога исповедует, который истинный Бог. Истинный Бог не есть без Сына совечного и собезначального. Потому, коль скоро не исповедуешь Сына, не исповедуешь и Бога истинного. Какая цена твоего исповедания – один Бог рассудит, но так как нам Бог открыт Богом истинным, то помимо этого откровения нельзя иметь Бога истинного.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.9:44–50)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся Его Крестных страданиях. «Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». В других Евангелиях к этому добавлены слова: «И убьют Его». А в Евангелии от Луки подчеркнуто, что Господь возвещает о том, что Ему предстоит, в то время, когда весь народ дивится Его чудесам. У иудеев было ложное представление о Его временном царстве, о Его земном величии и славе, и теперь они ждут, что Господь Своей могущественной силой с легкостью осуществит их мечты. Потому Христос снова напоминает им, как далек Сын Человеческий от того, чтобы в Его руки были преданы люди, и потому Он будет предан в руки человеческие. «Вложите вы себе в уши слова сии», — торжественно провозглашает Господь. «Примите то, что Я говорю, и покоритесь этому». Слово Христово будет бесполезным для нас, пока мы не вложим его себе в уши, в умы и в сердца.

И снова мы видим полное непонимание учеников. Хотя то, что говорил Господь, было достаточно ясно, но они не желали понять его в буквальном смысле и не могли понять ни в каком другом. «А спросить Его о сем слове боялись», потому что они рады были обманываться и ни за что не хотели расставаться со льстящими их воображению мечтами. В Евангелии от Луки добавлено, что это слово «было закрыто для них». Не потому, конечно же, закрыто, что Господь, жалея их, не открывал им всей правды, чтобы не помрачились они от горя, но потому, что они сами нарочно закрывали глаза на нее.

«Пришла же им мысль: кто из них больше?» Желание чести и славы, и желание первенства — грехи, более всего поражающие учеников нашего Господа. Эти грехи проистекают из той поврежденности человеческого естества, которую они призваны победить, научаясь смирению Христову. Желающие быть великими в этом мире подвергают себя множеству искушений и бед, они могли бы их безопасно избегнуть, если бы довольствовались быть малыми, меньшими — теми, кто скромно исполняет свой долг в меру дарованных им сил.

Господь ясно видит намерения и помышления наших сердец. Наши сокровенные помыслы — как слова, произнесенные вслух для Него, и сказанные шепотом «втайне» — как громкие крики для слуха Господня. «Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою». Христос хочет, чтобы Его ученики искали той чести, которая достигается кротостью и смирением, а не той, которая достигается лишающими покоя амбициями. Пусть они уподобятся этому ребенку, кроткому и смиренному. Пусть они желают быть меньшими, если действительно стремятся стать полезными для Церкви. Да будет дано им узнать, каков путь духовного восхождения. Кто любит Христа, тот примет детей во имя Христово, потому что они более всего напоминают Его. Добро, соделанное им, Христос принимает как добро, соделанное Ему.

«Кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто принимает Меня, тот принимает Пославшего Меня». Кто из нас не содрогнется от этих слов сегодня, видя миллионы убиваемых прежде рождения и миллионы растлеваемых, едва успевших родиться детей! И может ли человек достигнуть большей чести, чем узнать, что он сподобился принять Самого Бога Отца и посланного Им Сына Единородного в Духе Святом в этом мире?

«При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Вероятно, этот человек однажды услышал Христа, уверовал в Него и стал обращаться к Его имени с молитвой для изгнания бесов. Этого человека ученики Христовы хотели остановить. Они хотели запретить ему молиться и проповедовать, хотя это было к славе Христовой. Христос упрекает их за это: «Не запрещайте ему». «У него такие же устремления, как и у вас, он идет к той же цели, что и вы, хотя не ходит с вами тем же путем». «Кто не против вас, тот за вас», — и потому должен быть терпим вами. Научаясь Христову смирению, мы должны научиться терпеливому отношению к заблуждению тех, кто искренне ищет Христа. Мы не должны потерять никого из наших друзей, когда нас так мало, и когда так много у нас врагов. Вероятно, этому человеку еще не открыта полнота истины, но он может оказаться верным последователем Христа. Господь призывает к духовной рассудительности. Одно дело — не знающая никаких компромиссов с ложью наша верность Христу. И другое — терпеливое и исполненное надежды на полноту общения отношение к тем, кто еще не ходит с нами. Милостивый Господь не ставит под сомнение даже экзорцизм фарисеев, враждующих против Него: «Если Я, как вы говорите, силой веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силой изгоняют их? Посему они будут вам судьями» (Лк. 11:19). Не будем мешать тем, кто, облегчая несчастья других, сражаются в меру своих сил и понимания со злом и устремляются к высшему благу.

Этот ответ Господа идет далеко, потому что человек, упомянутый Иоанном, употребляет силу, которую он связывает с именем Иисуса. С одной стороны, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21). А с другой — призывание этого святейшего имени может быть в суд и осуждение. В книге Деяний ярко показано, как попытка изгнания бесов именем Иисусовым нехристианами обращается во зло.

Злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома (Деян. 19:15-16).

Все знают, насколько актуальна эта проблема в Церкви с самого ее начала до наших дней. Не об этом ли пишет апостол Павел в Послании к христианам Филиппийской церкви?

Некоторые по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь, и буду радоваться (Фил. 1:15, 18).

И нам памятно грозное слово Христово о покушающихся на чистоту Его учения: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30).

***

Священник Дмитрий Барицкий

Ученики Христа, видя огромное количество чудес, которые совершал их Учитель, понимали, что Он не простой человек и должен сыграть в судьбе израильского народа особую роль. Однако, как именно это должно совершиться, они не понимали. Несмотря на многочисленные намеки и даже прямые слова Спасителя о Своих страданиях они до последнего момента думали, что предназначение Иисуса объединить евреев в их борьбе против захватчика, сбросить ненавистное иго римлян и вернуть Израилю былую славу. Естественно, что каждый из них надеялся занять место поближе к будущему царю. Мысль об этом с такой силой овладела сердцем каждого из них, что Господу даже приходится преподать им урок. По Его словам, первым из них будет тот, кто ради Христа примет ребенка. Что за условие? Какой человек не сжалится над ребенком? У кого сердце не разрывается при виде страдающих детей? Только у негодяя. О чем же идет речь?

Недавно где-то на просторах интернета нашел одну историю. Довольно прозаичная ситуация. Подъезд многоэтажки, прямо у подъезда на ступеньках валяется пьяный мужик. Пьяный настолько, что даже не шевелится. Вокруг возмущенная толпа. Что делать не знают. Жив? Мертв? Не понятно. Одежда на пьянчуге грязная, к тому же видно, что его рвало. А потому никто не решается даже притронуться к нему, чтобы проверить. Решают вызвать милицию, ну или скорую. К счастью рядом проходит местный дворник, таджик. Он подходит к телу, осматривает его. Жив. Находит у него телефон. Звонит дочери. Оказывается, живет рядом. Не обращая внимания на грязь, взваливает его на плечи и несет домой. Позже выяснилось, что пьяница тот вполне приличный человек, преподаватель какого-то ВУЗа. Совсем не пьет, но в тот день ехал с похорон жены. Вот и перебрал с горя. А теперь вопрос. Когда он валялся на земле у подъезда, униженный и беззащитный, чем он отличался от ребенка, с которым можно сделать все, что угодно?

Не только о детях говорит Христос. Он говорит обо всех тех, кто оказался в ситуации, когда с тобой можно сделать все что угодно, а ты в ответ не сможешь даже постоять за себя, потому что так сложились обстоятельства жизни. Принимая таких людей, милуя их, покрывая их немощи, как этот таджик, мы принимаем Самого Христа.

И еще один очень немаловажный момент. Для того, чтобы так поступить нужно самому в каком-то смысле стать ребенком. Ведь посмотрите, как быстро дети находят друг с другом общий язык. В детском садике в группе у моего сына есть и русские, и таджики, и армяне; и православные, и мусульмане, и буддисты; и дети из обеспеченных семей, и дети из неблагополучных семей. Их эти все различия мало волнуют. Они не выясняют, кто они. Им все равно с кем играть и в какой луже возиться. Только человек с таким простым, по-детски непосредственным сознанием готов взять на плечи и понести незнакомого, пьяного, всего в нечистотах мужика. Только такой с легкостью может преодолеть те зачастую искусственные барьеры, которые мы взрослые устанавливаем и которые отравляют нашу жизнь, делают ее невыносимой и унылой. Кстати, именно об этом Христос и пытается сказать Своим ученикам, которые возмущаются, что кто-то еще дерзает изгонять нечистых именем их Учителя. Господь видит, что управляет их сердцем. В нем слишком мало простоты и слишком много расчета. Ведь кто-то еще покусился на власть, которая должна быть доступна только им, посвященным.

Каждого из нас Христос призывает стяжать такую же простоту, какой обладают дети. Только так человек сможет обрести подлинную мудрость и величие, только так он оказывается способен искренне принять несчастного и беззащитного во имя Христа, а следовательно, становится способен впустить в Свою жизнь и Его Самого.

***

Священник Стефан Домусчи

Люди нередко испытывают трудности в общении. Основной проблемой оказывается неспособность услышать другого. Неспособность, разумеется, не физическая, а духовная.

Физически-то мы как раз друг друга слышим, но слышать звуки и слова, улавливать интонации… и действительно слышать и понимать, что тебе хотят сказать — это разные вещи.

К сожалению в наше общение мы часто вкладываем так много себя, что место собеседнику в разговоре не остается. Не в том смысле, что мы много говорим, говорить мы можем и мало, но мы интерпретируем слова и интонации, подстраиваем смыслы под свое видение… Речь, конечно, идет не о бытовой болтовне, но об отношениях более глубоких в которых затрагивается душа человека, его интересы, мотивы, цели… И если в таком общении человек научается слышать другого, ставить себя на его место, прорываться через собственноручно выстроенные преграды, такое общение оказывается настоящим даром Божьим, ведь именно Бог сотворил нас для того, чтобы мы могли жить открыто и искренне.

Одновременно с этим, такое общение оказывается результатом труда возделывания своей души и честности перед самим собой.

В сегодняшнем чтении, ученики не слышат Христа, хотя он призывает их буквально «вложить его слова в уши». Он говорит им о своих страданиях и смерти, но они «не понимают его слова, так как оно было закрыто от них, так что они не постигли его». Более точный перевод говорит, несколько иначе: «оно было закрыто от них, чтобы они не постигли его». Иными словами — они не поняли Его, потому что Его слова были от них закрыты и закрыты как раз для того, чтобы не поняли.

Может возникнуть закономерный вопрос: для чего Христос говорил все это, если смысл был от них закрыт?

Ответ, на самом деле не так сложен.

Во-первых, Он говорит им о страдании, чтобы в момент искушения, они поняли, что Он страдает вольно.

Во-вторых, смысл для них был закрыт, чтобы они не впали в уныние и не разбежались…

Но было и третье, что важно отметить, они не поняли, но «спросить Его об этом слове боялись». Это уточнение очень интересно. Ведь надо понять, кого они боялись? Они боялись своего учителя, боялись своего друга, боялись того, с кем терпели лишения и невзгоды. Они боялись Христа.

Может быть, совсем неслучайно правда об учителе от них закрыта, ведь по отношению к Нему закрыто их сердце. Того, кто так часто говорил им «Не бойтесь» они боялись. Это значит их отношения не были до конца искренними, что они воспринимали его как начальника, а себя как подчинённых, что они оставляли место для лукавства и хитрости…

Однако, не понимая Его слов о предстоящих страданиях, они, к сожалению, понимали другое: рядом с миссией можно неплохо устроиться. Ведь побоявшись уточнить про пророчество, они не побоялись при нём здесь же начать спорить кто из них будет больше когда Мессия станет царем.

Зная их мысли, Христос берёт ребёнка и ставит его перед Собой. Взрослые давно придумали свою иерархию ценностей… Видя бесхитростный поступок, они возмущаясь говорят: ты как ребенок, не понимаешь правил взрослой игры, слишком наивен… Так можно сказать о том, кто не лжет ради выгоды, кто прощает и не помнит обид… И вот Христос берёт ребёнка и, поставив его перед собой, говорит: «кто из вас меньше всех, тот будет велик». Их далеко идущим планам брошен вызов, потому что, если они хотят идти за ним, они должны понимать, что ценности взрослого мира рядом с Христом будут отброшены.

Услышав это, Иоанн рассказывает о человеке, который именем Его исцеляет, хотя с ними не ходит. Он чужак, и они запрещают ему исцелять. Но и в этой ситуации, Христос обличает их неправоту, ведь этот человек их единомышленник, несмотря на то, что они и не знают его. Чего же опять им не хватило? В чем была их проблема?

Они не были недостаточно открыты и доброжелательны, они прислушивались не к смыслу, а к форме, они стремились исполнить волю свою, но не Божью… Мы же, напротив, если хотим быть со Христом будем прислушиваться к Его словам, и стараться их исполнять.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О преодолении плотского самоутверждения
(Лк.9:44–50)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господь сказал ученикам: «Вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие». Но ученики «не поняли слова сего».

Апостолы в своих писаниях не старались показать себя в лучшем свете, и мы видим, какими они были до сошествия Святого Духа. Мало того, что не понимали простых слов Христовых, но еще и «спросить Его о сем слове боялись». И все-то их занимала мысль: «кто бы из них был больше»? И однажды Господь, «взяв дитя, поставил его пред Собою, и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». И указал им прямой путь к истинному величию: «кто из вас меньше всех, тот будет велик».

Ученики после этих слов, кажется, перестали величаться друг перед другом; но сила плотского самоутверждения осталась и устремилась на чужих, на внешних: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами». Вот – плотской человек: невежество, плюс – предпочтение оставаться в этом невежестве, лишь бы не уронить себя в чужих глазах; плюс – желание быть первым среди своих, или по крайней мере толкнуть чужого.

И лишь когда Святой Дух сошел на Апостолов, они уразумели, что значит – «кто из вас меньше всех, тот будет велик». И они стали учить этому всех, каждого – применительно к его жизненной ситуации. Они говорили это и мужу, и жене; и родителям, и детям; и рабам, и господам. Они говорили: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте к ним суровы. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали. Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога… Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах».

Выполнение этих заповедей дает удивительные результаты. Искреннее смирение подвластных обезоруживает старших, буквально вырывает у них милость и снисхождение. Давно замечено, что «кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость» (Пр. 25:15). Также и смиренная милость господ сильнее всего способна вызвать усердие в слугах. То же и по отношению к внешним. Известен рассказ, как ученик некоего старца встретил идольского жреца, несущего бревно, и обозвал его «демоном». Жрец со злобой побил ученика. Вслед за учеником встречает жреца и сам старец, и ласково приветствует: «Спаси тебя Бог, трудолюбче»! Жрец был поражен, и сердце его мгновенно расположилось слушать слово о Христе.

Истинный раб Божий не стыдится учиться даже до седых волос. Он невысокого мнения о себе, и поэтому не смущаясь спрашивает учителей. Он и подчиняясь, и господствуя помнит о своей подчиненности Богу. И он постоянно чувствует благоговение перед образом Божиим в любом человеке.

Церковный календарь. 3 ноября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 3 ноября

Читаем Апостол. 3 ноября

Благая часть. 2 ноября

Мульткалендарь. 3 ноября. Преподобный Иларион Великий

Мульткалендарь. 3 ноября. Преподобный Иларион схимник Печерский

День ангела. 3 ноября

Этот день в истории. 3 ноября

&nbsnbsp;