30 октября 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Суббота 19-й седмицы по Пятидесятнице

(2 Кор.3:12-18, Лк. 6:1-10)

Исцеление сухорукого

Евангелие святого апостола Луки, глава 6, стихи 1-10:

1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

2-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 3, стихи 12 - 18:

12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 6:1-10) Лк.6:1. В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

Иудеи всякий праздник называли субботой, ибо суббота — значит покой. Часто праздник встречался в пятницу, а эту пятницу, ради праздника, называли субботой. Потом собственно субботу называли второпервой, как вторую после предшествовавшего иного праздника и субботы. Подобное случилось и тогда, и суббота сия названа «второпервой».

Лк.6:2. Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

Лк.6:3. Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

Лк.6:4. Ка́к он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

Фарисеям, обвиняющим учеников за то, что они в субботу ели, «срывая», то есть сощипывая, колосья и кроша, то есть «растирая руками», Господь указывает на Давида, взалкавшего и евшего «хлебы предложения». Ибо он, бегая от Саула, прибыл к первосвященнику Авиафару и обманул его, сказав, что царь послал его на одно нужное дело, и в алчбе взял от священника хлебы предложения, которых каждый день предлагалось на священной трапезе по двенадцати, по шести с правой и по шести с левой руки (Лев. 24:5-6). Получил он также и меч Голиафа (1 Цар 21:1-9). Господь, напоминая им эту историю, поступком Давидовым пристыжает их. Если вы, — говорит, — Давида почитаете, то как же осуждаете Моих учеников?

Лк.6:5. И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

И иначе: «Сын Человеческий..., то есть Я, господин субботы», и как Создатель и Творец, и Владыка, и Законоположник, имею власть разрушить субботу. «Сыном Человеческим» мог быть назван не иной кто, как Христос, который будучи Сыном Божиим, ради человеков пречудно соизволил быть и именоваться Сыном Человеческим. Ибо нет ничего нового в том, что меня и тебя называют сыном человеческим, а то замечательно, что Он, пречудно вочеловечившийся, называется Сыном Человеческим.

Лк.6:6. Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

Лк.6:7. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

Лк.6:8. Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

Лк.6:9. Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что́ должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

Лк.6:10. И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Что мы сказали в объяснении на Евангелие от Матфея, то известно (см. гл. 12). А теперь скажем, что сухую имеет руку тот, кто не совершает никаких дел благочестия. Ибо рука есть орудие деятельности, а у кого она иссохла, тот, без сомнения, празден. Итак, кто желает вылечить свою руку, уврачует ее в субботу. Поясним. Не может тот совершать дела благочестия, кто прежде не успокоится от злобы. Уклонись прежде от зла, и тогда сотвори благое (Пс. 36:27). Итак, когда будешь субботствовать, то есть покоиться от злых дел, тогда прострешь руку твою на дела благочестия, и она у тебя восстановится. Прилично сказать: «стала рука его здорова». Ибо было время, когда человеческая природа имела деятельность добрую и руку, то есть деятельную силу, здоровую; потом утратила ее и по благодати Христовой снова приобрела ее, и возвратилась к прежнему добру.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6:1-10). Господни ученики срывают колосья, растирают их руками и едят в субботу. Дело очень маловажное, и на вид, и по существу своему; между тем, фарисеи не утерпели и укорили их. Что заставило их поднимать об этом речь? На вид – неразумная ревность, а в существе – дух пересудливости. Этот за все цепляется и все представляет в мрачном виде беззаконности и пагубности. Это немощь в большей или меньшей степени почти общая у людей, не внимающих себе. Словом, не всякий выскажет пересудливые мысли, а удержаться от них редкий удерживается. 

Кто-то приседит сердцу и разжигает его на пересуды – оно и источает их. Но в то же самое время пересудчик сам готов на недобрые дела, лишь бы только никто не видал, и непременно состоит в недобром порядке в каком-либо отношении; он как будто затем и судит и осуждает, чтобы чувство правды, оскорбленное и подавленное в себе, вознаградить нападками на других, хоть бы то и неправыми. 

Правдолюбивый и стоящий в правде, зная, как трудно достается исправность в делах, а еще более в чувствах, никогда не станет судить; он скорее готов бывает покрыть снисхождением не только малое, но и великое преступление других. Господь не судит пересудчиков фарисеев, а снисходительно толкует им, что ученики сделали поступок, который всякий, рассудив как следует, может извинить. И всегда почти так бывает: рассуди о поступке ближнего и найдешь, что он совсем не имеет того важного, ужасающего характера, который показался тебе в нем с первого раза.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ 
(Лк. 6:1-10)

Протоиерей Александр Шаргунов

В этом Евангелии — два повествования о тайне субботы. Субботний покой — напоминание о покое, в котором почил Бог после создания мира (Исх. 20:8-11). Вечное знамение Завета Божия с Израилем, суббота возвещает о святости будущего века, когда народ Божий, в конце времен, войдет в покой и святость Самого Бога. Сказанного достаточно, чтобы понять важность субботы для Самого Господа. Как же случилось, что день торжества и радости стал днем противостояния между Господом и Его противниками? После рассказа о первой субботе мы слышим о том, что произошло «в другую субботу» — впечатление, что каждая суббота давала повод для богословского спора Господа с учителями Израиля.

Христос оправдывает Своих учеников, когда, будучи голодными, они срывают колосья, проходя засеянными полями. В отличие от других Евангелий, в Евангелии от Луки дается уточнение: это было в первую субботу по втором дне Пасхи — в день, с которого начинали отсчет семи недель до Пятидесятницы.

Из краткого описания этого события мы можем извлечь для себя немало полезного. Ученики Христовы не должны быть привередливыми в выборе пищи, но довольствоваться тем, что есть. Апостолы срывали колосья и ели, растирая руками, — их трапеза была предельно скромной, без всяких деликатесов. Многие склонны строго выговаривать другим за самые невинные и безобидные поступки. Фарисеи обличили учеников Христовых, когда они сделали то, что не должно делать в субботы, в то время как сами имели обыкновение, заранее приготовив пищу, роскошно пиршествовать в субботние дни.

Обрядовые установления могут умеряться в случае необходимости. Так Давид и бывшие с ним решили вопрос субботы: «суббота для человека». Господь сказал фарисеям: «Разве вы не читали, что сделал Давид?» Разумеется, читали, но они никогда не задумывались, что это значит. Можно, оказывается, усердно читать Писание, знать его от корки до корки, быть способным наизусть процитировать любое место, — и всю жизнь проходить мимо его содержания — оттого что наш ум закрыт к познанию истины, и сердце не испытывает глубинной потребности в Боге. Если предписания Божии, касающиеся внешних установлений, могут быть иногда отставлены ради большего блага, что сказать о преданиях человеческих? Превыше всего всегда любовь. Так святитель Спиридон Тримифунтский, не имея чем угостить случайного путника во время поста, поскольку он сам ничего не вкушал в эти дни, достал из старых запасов кусок соленой свинины, зажарил ее и, чтобы успокоить смутившегося гостя, первым приступил к трапезе.

Но хотя Господь позволяет делать в субботу то, что диктует необходимость, тем не менее, Он хочет, чтобы мы знали и помнили, что это Его день. «Сын Человеческий есть господин и субботы». В Царстве Искупителя, в Церкви Христовой день субботний становится днем Господним — воскресением. В знамение этого он не только обретает новое имя, но делается новым днем, первым днем недели.

«Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить». Наш долг — освящать праздничные и воскресные дни посещением храма Божия. Мы не должны пропускать богослужения в эти дни без серьезной на то причины. В синагоге в субботу Господь учил. Он пользовался всякой возможностью учить — не только Своих учеников, но весь народ. Исцеленный Христом был одним из слушателей Его слова. «Там был человек, у которого правая рука была сухая». Кто желает исцелиться благодатью Христовой, должен желать узнать учение Христово. Однако среди слушающих Господа и свидетелей чуда были и те, кто пришел с единственной целью уловить Его. Книжники и фарисеи наблюдали за Ним, подстерегая Его как лев добычу, — не исцелит ли Он в субботу. Христос не стыдится и не страшится исповедовать истину благодати и милости. «Он сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил».

Это событие не происходило где-то в углу. Господь хочет, чтобы все видели, что происходит. И Ему надо, чтобы мы научились высоко держать знамя нашей веры и не смущаться никакого противостояния. Он обращается к самим Своим врагам: для того ли существует четвертая заповедь о почитании дня субботнего, чтобы удерживать людей в этот день от делания добра? «Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?» Не делать добро не означает ли делать зло — в любом случае человек что-то делает же в этот день! Все измеряется любовью и служением ближнему — тем совершенством крестного и пасхального дара Христова, к которому должен вести Закон. И в то время как Господь спасает жизнь человеческую в день субботний, Его враги приходят в бешенство и говорят между собою, как погубить Его.

***

Протоиерей Павел Великанов

Не так много в Евангелии мест, где Спаситель Сам прилагает к Себе тот или иной эпитет. И сегодня мы слышим, как Он Сам называет Себя «Господином субботы». Значит, это необычайно важно было услышать и ближайшим ученикам, и с въедливостью наблюдавшим за Ним книжникам и фарисеям.

Та внутренняя безграничная свобода, которую невозможно было не видеть у Христа Спасителя, стала камнем преткновения для ревнителей религиозного благочестия. С Иисусом было бессмысленно препираться или спорить: Он с лёгкостью, без всякой долгой подготовки, наполнял Свои слова такой густотой смыслов и очевидностью – что сопротивляться Его простым и понятным речам было бесполезно. Понемногу, шаг за шагом, Спаситель подводит Своих последователей к очень важному пониманию: Бог – не заложник религиозных ритуалов; какими бы важными и значимыми они не представлялись в сознании человека, это не более чем ступеньки, по которым надо подниматься вверх, к Нему, Живому, постоянно действующему, глубоко вовлечённому в будничную круговерть человеческой жизни. Даже если лестница золотая – безумно было бы стелить на ней постель, чтобы поудобнее устроиться на ночлег: это всего лишь лестница, чтобы переступая через ступени, в конце концов её покинуть.

Давняя, глубоко засевшая в сердцах фарисеев болезнь – это формализм, страх сделать что-то неправильно, и тем самым навлечь на себя гнев Божий. Всякий человек неизбежно проецирует на образ Бога свой собственный образ, зачастую наделяя Бога чертами, Ему совершенно не свойственными. Самое страшное происходит, когда это раздутое и абсолютизированное отражение самого недоброго человека превращается в ужасающий инструмент, которым начинают активно пользоваться для вразумления окружающих. Образуется своего рода некий дурной резонанс, в котором образ Бога может оказаться настолько искажённым, что по сути являть собой уже не Бога, а Его врага – сатану. В «Последней битве» Клайва Льюиса есть замечательный образ, когда хитрый Обезьян надевает на глупого осла шкуру льва – и начинает показывать его, будто бы он и есть Аслан – Небесный Лев, Царь и Господин Нарнии – превращая его в Ташлана, некое соединение двух начал – божественного и демонического, доброго и злого.

Именно от этого предостерегал Своих последователей Христос, когда жёстко ставил диагноз религии фарисеев: вы говорите, что служите Богу – но ваш настоящий бог – это сатана, диавол.

И Спаситель аккуратно, мягко, чтобы не разрушить души учеников, начинает лечить их от формализма, наводить порядок в их представлениях о Боге – чтобы в итоге подготовить к самому невероятному знанию, которое предстоит им пережить: Богу не нужно от человека ничего, кроме его любви. Ни жертв, ни молитв, ни постов, ни милостыни – бессмысленно пытаться «откупиться» от Бога этой и так Божественной собственностью. Бог даёт человеку всё в избытке – и только ждёт, чтобы это помогло хотя бы немного развернуться по отношению к Нему, не замыкаться, не зацикливаться на самих себе, не делать самих себя альтернативными богами и хозяевами бытия.

Почему так опасен религиозный формализм? Потому, что он неизбежно ведёт к фанатизму, сведению сути веры до внешнего обряда и тем самым подмене его содержания. Конечно, это гораздо комфортнее, нежели чем искать этого неуловимого Бога, являющего Себя не там, где для Него поставили ловушку, а там, где Он Сам захочет – но и не скрывающего от ищущего Его тех мест, где скорее всего можно с Ним повстречаться. Обряд без души, без включённости ума, сердца и воли – ничем не отличается от магии, какими бы внешними атрибутами он не был бы обставлен. И если Бог на самом деле приходит туда –это происходит вовсе не потому, что Его вынудили к этому определёнными ритуальными действиями, поймали птичку на приманку в клетку – а потому, что Он любит Своих детей, откликается на любовь и смирение, обращённые к Нему – как и родитель слышит в первую очередь голос своих любимых детей среди любого, даже самого громкого, шума.

Давайте же, дорогие братья и сестры, помнить о том, что не только Христос – господин субботы и всего прочего множества религиозных предписаний – но и мы с вами, Его любимые дети, тоже призваны быть хозяевами и распорядителями тех инструментов, которые есть у нас для духовного возрастания и приближения к Нему!

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О покрывале
(2 Кор.3:12-18, Лк. 6:1-10)

Протоиерей Вячеслав Резников

Во Втором послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое».

Лицо Моисея, когда он с Синайской горы сошел к народу, «стало сиять лучами, оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему». И тогда Моисей стал полагать на лицо свое покрывало, когда говорил с народом. «Когда же входил Моисей пред лице Господа, чтобы говорить с Ним, тогда снимал покрывало, доколе не выходил» (Исх.34:29-35). Так, хотя Моисей и принес закон, но не мог передать самое главное: свою личную близость к Богу, свою личную праведность. О народе постоянно говорится, что он был «жестоковыйный» (Исх.32:9), а о Моисее – что он «был человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3).

Вспоминая этот прообраз, Апостол переносит его на своих современников, на тех Иудеев, которые упорно не принимали Христа. «Умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета; потому что оно снимается Христом». Поэтому, кстати, начинать изучение Священного Писания лучше не с Ветхого Завета, а с Нового, где в частности показывается и соотношение двух Заветов. Например, в Нагорной проповеди сравнивается, что сказано через Моисея «древним», и что должно быть на самом деле. «Древним сказано: не убивай». А на самом деле нельзя даже гневаться. «Древним сказано: не прелюбодействуй». А на самом деле нельзя и в сердце допускать нечистую мысль. Ветхозаветные заповеди - лишь первая ступень: воздержание от злых дел. А впереди – совершенное очищение сердца.

Так и ветхозаветные ритуальные предписания -лишь первая ступень послушания Богу. А совершенный человек – готов отвергнуться себя, взять свой крест, и следовать за Христом, который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8).

А два сегодняшних евангельских примера снимают покрывало с заповеди о субботе. Суббота была дана, «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, и осел твой, как и ты» (Втор.5:14). Заповедь о субботе, это заповедь о милости и к себе, и к подвластным. Поэтому суббота не может препятствовать, чтобы напитался голодный и исцелился больной.

На Ветхом Завете лежит покрывало самого страшного национализма – религиозного. Сам Бог, Творец неба и земли когда-то повелевал Израилю в иных случаях безжалостно истреблять целые народы, мера беззаконий которых переполнялась (Быт.15:16). И еще на Ветхом Завете – покрывало двойной морали, когда одно предписывается по отношению к единоплеменникам, а другое – по отношению к чужим.

И только Христос ставит точку над всем временным и относительным. Отныне – новый Божий народ, новый Израиль – из всех людей, отовсюду приходящих ко Христу. Христос отверзает «ум к уразумению писаний» (Лк.24:45), показывая, что все пророки указывали на это, уже наступившее время.

А для религиозных поклонников только Ветхого Завета – на нем по-прежнему покрывало. Они продолжают считать себя раз и навсегда единственным Богоизбранным народом; они продолжают ожидать кого-то, кто снова соберет их вместе, восстановит храм и покорит им все народы. Они продолжают праздновать свою пасху, эту политическую победу над врагом, и не видят новой, истинной Пасхи – победы над грехом и смертью. И «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их». И только «когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».

Но иногда приходится слышать: как я могу обратиться ко Христу? Это значит – предать свой народ, отречься от него. Но в этом случае ты сам клевещешь на свой народ, утверждая, что только ненависть ко Христу образует из твоего народа единое целое.

Церковный календарь. 30 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 30 октября

Читаем Апостол. 30 октября

Благая часть. 29 октября

Мульткалендарь. 30 октября. Пророк Осия

Мульткалендарь. 30 октября. Преподобномученик Андрей Критский

День ангела. 30 октября

Этот день в истории. 30 октября

&nbsnbsp;