Воскрешение сына вдовы Наинской
Толкование воскресного Евангелия. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
11 После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
12 Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
13 Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
14 И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!
15 Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.
16 И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
6 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет.
7 Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
8 Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело,
9 как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век.
10 Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей,
11 так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
(Лк. 7:11-16) Лк.7:11. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.
Лк.7:12. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.
Лк.7:13. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.
Лк.7:14. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань.
Лк.7:15. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его: Иисус матери его.
Лк.7:16. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.
Возвратив здоровье сотникову рабу даже заочно, Господь совершает еще новое чудо. Чтобы кто-нибудь не сказал: что же Он сделал нового над рабом; быть может, раб и не умер бы? — для этого Господь воскрешает мертвого, которого уже выносили. Не словом только Господь совершает чудо, но и одра касается, — чтобы мы познали, что Тело Его есть Тело жизни. Поскольку Плоть Его была собственной Плотью Слова, животворящего все, поэтому и сама животворит и разрушает смерть и тление. «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить» , чтобы кто-нибудь не подумал, что он воскрешен призрачно. А то, что он сел и начал говорить, было признаком истинного воскресения. Ибо тело без души не может ни сидеть, ни говорить.
Под вдовой можешь разуметь и душу, лишившуюся своего мужа, то есть Слова Божия, всеявшего добрые семена. Сын ее — ум, умерший и выносимый вне города, вышнего Иерусалима, который есть страна живых. Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума — тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба греха, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?
(Лк. 7:11-16). Видит Господь мать, плачущую о смерти сына, и милосердует о ней; в другой раз позван был на брак и сорадовался семейной радости. Этим показал Он, что разделять обычные житейские радости и печали не противно духу Его. Так и делают христиане истинные, благоговейные, со страхом провождающие жизнь свою. Однако они различают в житейском быту порядки от порядков; ибо в них много вошло такого, на чем не может быть Божия благоволения.
Есть обычаи, вызванные страстями и придуманные в удовлетворение их; другими питается одна суетность. В ком есть дух Христов, тот сумеет различить хорошее от дурного: одного он держится, а другое отвергает. Кто делает это со страхом Божиим, того не чуждаются другие, хоть он и не поступает подобно им, ибо он действует всегда в духе любви и снисхождения к немощам братий своих.
Только дух ревности, меру преходящий, колет глаза и производит разлад и разделение. Такой дух никак не может удержаться, чтоб не поучить и не обличить. А тот заботится лишь о том, чтобы себя и семью свою учредить по-христиански; в дела же других вмешиваться не считает позволительным, говоря в себе: «кто меня поставил судьею?» Такою тихостию он располагает к себе всех и внушает уважение к тем порядкам, которых держится. Всеуказчик же и себя делает нелюбимым, и на добрые порядки, которых держится, наводит неодобрение. Смирение в таких случаях нужно, христианское смирение. Оно источник христианского благоразумия, умеющего хорошо поступать в данных случаях.
Протоиерей Павел Великанов
Картина, которую описывает нам евангелист Лука, драматична до предела. Это не просто похороны – что само по себе – уже трагедия. Это ещё и единственный сын у матери. Да и сама мать к тому же – вдова, без каких либо шансов на новую семейную жизнь. Вот почему евангелист и обращает наше внимание на то, что «много народа шло с нею из города». Такому горю не посочувствовать может только совсем бездушный человек.
Согласно закону Моисея, умершего следовало похоронить вскоре после смерти – то есть возможность провести какое-то время рядом с почившим отсутствовала в принципе. Жестоким росчерком пера смерть вычёркивала человека из жизни – и этот пробел начинал кричать во весь голос в душах близких родственников. Нетрудно догадаться, какие помыслы роились в головах тех, кто шёл в этой погребальной процессии. А что происходило в душе самой матери – просто страшно представить. Всё рухнуло. Последняя, единственная надежда, за которую она держалась – рассыпалась в прах. Жизни больше нет. В таком состоянии люди уже даже не то, чтобы громко и надрывно плачут: они просто несут потерянное и ставшее безликим лицо, по которому небыстрой струёй текут слёзы. Увидев её, Спаситель говорит лишь одно слово: «Не плачь!» Такой призыв не мог не остаться незаметным для окружающих – в силу своей полной абсурдности и неуместности. Как тут не плакать, когда несут твою последнюю надежду похоронить в холодном каменном гробу? Наоборот, любой из нас сказал бы точно противоположное: плачь, плачь больше, надо выплакать всю свою боль и горе, чтобы они не разорвали твою душу безутешной скорбью! «Не плачь» – и после этого призыва Иисус прикасается к одру с юношей, процессия останавливается, никто ничего не понимает, в чем дело. Ведь с точки зрения иудаизма сам факт прикосновения к одру покойного тотчас делало человека нечистым – то есть зачем-то Иисус – сознательно и совершенно произвольно совершил самое тяжёлое ритуальное осквернение – которое дозволялось только самым близким родственникам усопшего. Но Ему-то это зачем – это же совершенно чужие, незнакомые Ему люди?
Процессия замирает. В воздухе повисает тишина. И в этой пустоте звучат слова Иисуса: «Юноша, тебе говорю, встань!» Не молитва о воскрешении, не плач от скорби, не слова утешения – а простые до предела повелительные слова: а ну, вставай давай! К ужасу окружающих мертвец садится – и начинает говорить! Да, конечно, он уже не мертвец, он ожил – Иисус отдаёт его матери – и великий страх накрывает всех, кто был рядом. Такой власти они ещё отродясь не видели!
Зачем надо было Иисусу совершать ритуальное преступление – касаться рукой одра с мертвецом? Конечно, можно предположить, что так было проще всего остановить процессию. Но едва ли только это было главной причиной. В этом глубоко символическом действии нам открывается удивительная истина: для Бога скверн не существует. Нет такого греха, нет такого преступления, нет такой лютой ненависти или же уничтожающей всех и вся страсти, прикоснуться к которой Бог погнушался бы – чтобы явить Свою силу, Свою власть и любовь. К Нему ничего прилипнуть не может: Он – Свят. И Его любовь в том и проявляется, что Он любит нас безусловно – переступая через нашу человеческую подлость и ограниченность, самодовольство и пустоту – потому, что видит под всей этой грязью ту самую драгоценную жемчужину, которая есть в каждом из нас.
Вот чему и мы должны учиться у нашего Бога и Спасителя: уметь ради блага ближнего прорываться сквозь всё наносное и человеческое к той самой глубине души, на которой всегда отражается Бог!
***
Священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтении мы слышим очень трогательную историю о том, как Христос, сжалившись над вдовой, воскресил ее единственного сына.
Ни для кого не секрет, что сегодня тема смерти табуирована и серьезный вдумчивый разговор о ней почти не возможен. Конечно, это не значит, что никто о смерти не думает, но общество в целом старается жить так, как будто ее нет, закрываясь от нее образами успешности, комфорта и развлечений как завесой. В то же время, в жизни каждого человека, даже если он боится и избегает этой темы бывают минуты, когда его самозащита слабеет и он оказывается готов посмотреть на проблему всерьез. Часто это происходит в момент утраты, когда теряя близкого, он понимает свою собственную смертность, беспомощность и беззащитность перед миром.
На самом деле, современный человек почти не может себе представить, насколько он привык к мысли, что способен благодаря науке менять жизнь, способен лечить болезни, предупреждать природные явления, делать жизнь удобнее и безопаснее. При этом, еще сто лет назад, когда не было антибиотиков, болезни, которые сегодня кажутся обычными уносили тысячи жизней. Причем особенно это касалось детей. Если мы попробуем это осмыслить, мы увидим, что восприятие смерти как чего-то неизбежного и от человека совершенно независящего, у людей древности было гораздо сильнее. Ведь только подумать, без современной диагностики смерть воспринималась как просто данность, потому что человек просто умирал… И в случае ненасильственной смерти почти невозможно было понять ее причину.
И все же, несмотря на всю неизбежность и привычность смерти, она все равно всегда воспринималась как враг, который хотя и неизбежен, но которого не должно быть и который, вместе с болезнями всеми страданиями, должен быть побежден. После грехопадения смерть стала законом на земле, она стала естественным следствием ухода от источника жизни. Но Бог смерти не творил, ее сотворили люди. Как известно история стала развиваться так, что в своем выборе они утвердились, но Он остался верен своему первоначальному замыслу.
И вот сегодня мы слышим историю, из которой очевидно, что Бог не хочет смерти и жалеет человека, мир которого ею наполнен. Именно поэтому Он пришел, для того чтобы своей смертью победить нашу смерть и дать нам возможность новой жизни. Он ничего не спрашивает у вдовы, не ждет проявления ее веры, не требует никаких подвигов и жертв. Он делает это не потому что, что из чуда надо вынести какой-то урок, но просто потому что жалеет ее.
Человек существо мыслящее, ему свойственно пытаться все понять и объяснить логически. Однако он часто забывает, что ему не открыты ни человеческие сердца, ни Божий промысел о мире. Делая выводы о тех или иных событиях в жизни других на основании своего ограниченного знания люди не задумываются, что могут сделать им больно, могут ошибиться, могут погрешить против Бога и Его правды в мире.
Смотря на Христа, который не стал объяснять вдове, потерявшей единственного сына, что она наказана за те или иные грехи… не стал оправдывать смерть ее сына высокими целями, мы так же во всех бедах этого мира, должны в первую очередь сочувствовать и сострадать ему. А если и думать о возможной связи грехов и трудностей, которые выпадают на нашу долю, то только обратившись к своей собственной жизни и своему собственному сердцу.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сложно представить более печальную картину, чем та, которую сегодня изобразил Евангелист Лука. Перед нами похоронная процессия. Женщина, которая уже однажды потеряла любимого человека, овдовела, теперь вынуждена проститься с единственным сыном, со своей последней надеждой и поддержкой. На специальных плетеных носилках тело ребенка выносят из города, чтобы похоронить его в семейном склепе, небольшой пещере, где уже, видимо, покоятся останки его отца. Кто-то несет благовонные масла, которыми будут умащивать труп, чтобы хоть на некоторое время нейтрализовать запах разложения; у кого-то в руках погребальные пелены, в которые будет завернуто тело. Причитания плакальщиц, которые по восточному обычаю идут во главе шествия, смешиваются с рыданиями матери и близких. Во всей это сцене со всей силой сконцентрирована тяжкая, беспросветная скорбь и тоска.
Вот что открылось взору Христа, Который приближается к городу во главе другой процессии. Боль матери до такой степени тронула Его сердце, пробудило в нем такую жалость, что Он совершает чудо, воскрешает мальчика. Это очень примечательно. Ведь Его никто не просил этого делать. Иными словами, здесь нет проявления веры человека, как мы видим это в других сценах исцелений и воскрешений. Господь совершает чудо исключительно по Своим побуждениям. Он не связан человеческим неверием. Оно не может ограничить Его любовь и милость к человеку.
Это поразительно и по другой причине. Еще у стоиков, древних философов, мы находим очень логичное умозаключение: бог не способен чувствовать. Действительно, человеческому рассудку, с этим трудно поспорить. Ведь если кто-то может вызвать у бога какие-то чувства, например, радость или печаль, то в каком-то смысле он оказывает на него влияние, следовательно, получает над ним власть. Но это же абсурд! Как кто-то может получить власть над богом? Поэтому, говорили стоики, бог безразличен к человеку и его тяготам. Он скорее напоминает прекрасную, но холодную мраморную статую, которой дела нет до происходящего вокруг.
Бог христиан иной. Как всякую живую личность, Его невозможно описать при помощи абстрактных рациональных схем. Вопреки всякой логике и законам рассудка, Он выбирает свободно сострадать нам. В отличие от бессердечного бога стоиков, Христос не боится открыться людям: всякая наша скорбь находит отзвук в Его сердце. И каждое Его чудо, в основе которого лежит любовь к человеку, – яркое тому свидетельство. Спаситель не боится проявлять к человеку жалость до такой степени, что в итоге даже вручает ему власть над самой Своей жизнью. Его способность открыться человеку, сострадать ему, желание разделить с ним его участь простираются так далеко, что совсем скоро Его самого точно так же, как сына наинской вдовы, понесут измученного и истерзанного за стены города, чтобы похоронить в пещере. Так же над ним будет плакать Его Мать, потерявшая единственного Сына.
Кто-то скажет: печальна участь праведника. Вот и помогай после этого людям. Увы, это очень недальновидная философия. Ведь лишь благодаря подобному жертвенному небезразличию еще стоит наша жизнь. Лишь потому, что кто-то способен позволить своему сердцу откликнуться на страдания человека, не обращая при этом внимания на риск потерять из-за своих благородных чувств свободу и саму жизнь, еще возможна победа над смертью. Лишь тот, кто пойдет по этому пути подобно Христу в итоге обретет воскресение и сможет поделиться этой радостью с другими.
О наинской вдове и царе Давиде
(2Кор.9:6–11; Лк. 7:11-16)
Протоиерей Вячеслав Резников
Когда Господь приблизился к воротам города Наина, из них «выносили умершего, единственного сына матери, а она была вдова». Так, навстречу друг другу шли две процессии: и за Иисусом «шли многие из учеников Его, и множество народа»; и за покойником и его матерью «много народа шло… из города».
Вот эти две процессии соприкоснулись своими главами: впереди одной – Иисус Христос, впереди другой – мертвец. И разве могли они так и разминуться? Даже если бы Иисус был просто одним из очередных учителей человечества, Он все равно не имел бы права обойти смерть, эту главнейшую проблему человеческой жизни. Он все равно должен был остановиться и сказать на эту тему хотя бы несколько слов. Только разве бедной вдове нужно философское осмысление смерти? – Ей нужен ее единственный сын! И только Сам Бог мог его вернуть. И Иисус «подошед, прикоснулся к одру». «Несшие остановились». «И Он сказал: юноша! Тебе говорю: встань. Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».
Но прежде чем вернуть сына, Господь потребовал от вдовы: «не плачь»!.. Зачем бы это? Верни сына, и плач сам претворится в радость. Но Господь, ранее сказавший «блаженны плачущие» (Мф.5:4), теперь сказал так. Потому что «естественные», «природные» люди, которых Господь называет «язычниками», и плачут и радуются не так, как Божьи люди. Вдова лишилась сына, и – неутешно плачет.
А вот, что рассказывает Писание о царе и пророке Давиде. Когда у него заболел ребенок, то «молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и уединившись», лежал на земле. «На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего; как же скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое. И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали Давиду: умерло. Тогда Давид встал с земли, и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. И сказали ему слуги: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб»? Но на самом деле – как все просто: «доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар.12:16-23).
Секрет в том, что Давид знает, что есть Бог. А кто этого не знает, тот в оцепенении, с ужасом глядит в разинутую пасть смерти. Когда же ее челюсти смыкаются над кем-то из ближних, – предается безмерной печали. И в этом отчаянии есть нечто богохульное. Человек вопит: да будет воля моя! не принимаю Твоей воли!.. А это пресекает возможность дальнейшего взаимодействия с Богом. Господь же и от свидетелей других воскрешений требовал веры. И Иаиру говорил: «не бойся, только веруй»! И – Марфе, перед воскрешением Лазаря: «не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию» (Ин.11:40)?
Так что если мы хотим участвовать в грядущем воскресении мертвых и принять воскресшими наших родных и близких, то расставаясь с ними на время, мы должны хоть в какой-то мере услышать это властное «не плачь», сказанное нашим Господом Иисусом Христом, владычествующим над живыми и мертвыми.
|