18 октября 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 18-й седмицы по Пятидесятнице

(Еф.4:25–32; Лк. 6:24-30)

Евангелие святого апостола Луки, глава 6, стихи 24-30:

24 Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.
25 Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.
26 Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.
27 Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,
28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.
29 Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.
30 Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Послание апостола Павла к Ефесянам, Глава 4, стихи 25 - 32:

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;
и не давайте места диаволу.

27 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.
28 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
29 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
30 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
31 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 6:24-30) Лк.6:24. Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

Лк.6:25. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

Лк.6:26. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Подобно как «горе» назначается в удел тем, кои богаты в нынешнем веке (о коих говорит, что они получают утешение, то есть здесь, в настоящем веке, вкушают радости, веселятся, наслаждаются удовольствиями и получают похвалы). Устрашимся, братие, поскольку горе тем, кои имеют похвалу от людей. Ибо должно заслужить похвалу и от людей, но прежде от Бога.

Лк.6:27. Но вам, слушающим, говорю: люби́те врагов ваших, благотворите ненавидящим вас,

Лк.6:28. благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

Лк.6:29. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку.

Лк.6:30. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Апостолы имели быть посланы на проповедь и потому ожидали себе многих гонителей и наветников. Итак, если б апостолы, тяготясь гонением, потом желая отомстить оскорбителям, умолкли и перестали бы учить, то солнце Евангелия погасло бы. Поэтому-то Господь предварительно убеждает апостолов не приступать к мщению врагам, но все случающееся переносить мужественно, будет ли кто обижать их, или неправедно злоумышлять против них. Так и Сам Он поступил на Кресте, говоря: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский (Лк. 6:24-30). Горе богатым, насыщенным, смеющимся, хвалимым; напротив, благо тем, которые терпят всякую напраслину, побои, ограбления, насильные утруждения, - совсем наперекор тому, как обычно судят и чувствуют люди! Мысли Божии отстоят от помышлений человеческих, как небо от земли. Да и как же иначе. Мы в изгнании, а изгнанникам не дивны обиды и оскорбления. Мы под эпитимиею , а эпитимия и состоит в лишениях и трудах. Мы больны: а больным полезнее горькие лекарства. И Сам Спаситель вовсю жизнь Свою не имел где главу подклонить и кончил ее на кресте - с какой же стати иметь лучшую участь последователям Его? Дух Христов - дух готовности все терпеть и благодушно нести все скорбное. Утешность, гонор, пышность, довольство, чужды его исканий и вкусов. Путь его лежит по безплодной, безотрадной пустыне. Образец - сорокалетнее странствование израильтян по пустыне. Кто же следует этим путем? Всякий, кто за пустынею зрит Ханаан, кипящий медом и млеком. Во время странствования своего и он получает манну, но не от земли, а с неба, не телесно, а духовно. Вся слава - внутрь.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ 
(Лк.6:24-30)

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь обещает горе процветающим грешникам. Это — несчастные люди, хотя мир завидует им. Вместо вечного благословения, открываемого в заповедях блаженства, их ждет только горе и горе. Лучшей иллюстрацией этого могла бы быть притча о богаче и Лазаре. Горе вам, богатые, — надеющиеся на свое богатство. «Горе вам, ибо вы уже получили свое утешение» — в том, в чем вы полагали свое счастье. Вы получили здесь на земле те блага, которые, по вашему разумению, являются лучшими. Горе вам, говорящие себе: «ешь, пей, веселись, душа, — ибо много у тебя богатства на многие годы». В безумии своем вы ищете утешение для души, как если бы она была вся только телом, а утешения от Бога, о которых свидетельствуют святые, — для вас как бы ничто. Горе вам, пресыщенные ныне, — имеющие, как вам мнится, все, что душа желает и более того. Вы преисполнены собой, вам не нужен Христос Бог. Горе вам, ибо взалчете, когда скоро будете лишены всего земного и встанете обнаженными пред Богом. Горе вам, смеющиеся ныне, — среди своих иродовых пиров, среди крови и слез миллионов нищих, сирот и вдов. Недолгим будет ваш смех, скоро вы восплачете и возрыдаете. Горе и вам, служители Божии, — те, о которых все будут говорить хорошо, ибо для вас важнее всего людские похвалы и одобрение. Горе вам, ибо это будет плохим знаком для вас, свидетельством, что вы не сохранили верности оказанного вам Богом доверия заботиться о душах человеческих, которые Христос приобрел Своею кровью. Ваше служение — в предупреждении об опасностях, угрожающих вечной гибелью многих. А вы уподобляетесь тем лжепророкам, о которых за то, что они льстили сильным мира сего, ходящим путями нечестия, все говорили хорошо.

«Но вам, слушающим, говорю», — продолжает Свое слово Христос. И это звучит, как «имеющий уши слышать, да слышит». Так запечатлевает Он обыкновенно поучения, имеющие исключительное значение для всех. Внезапно Спаситель показывает, что жизнь учеников Христовых должна отличаться не только хранением себя от явного зла, но несравненно большим.

Какая разница между героем и святым, между благородным человеком и настоящим христианином? На этот вопрос Христос и отвечает во второй части сегодняшнего Евангелия. Существует много видов человеческого благородства и героизма, но это все еще не делает нас учениками Христовыми. Даже язычники, говорит Христос, могут вести себя точно так же, не становясь от этого христианами. Они отдают порой свою жизнь за правое дело, являют необыкновенную широту и щедрость. Более порой, чем верующие, они вызывают восхищение у всех. Но совсем не факт, что, поступая так, они уже идут вслед Христу.

Чего же им недостает? Где проходит граница между гуманистической добродетелью, достигаемой похвальными усилиями, и чудом, которое Бог совершает в Своих святых, между добром, которое всякий человек может сам осуществить, и добром, которое Бог может осуществить в человеке?

Можно подумать, что разница — количественная: христианская добродетель идет всегда дальше, до полной самоотдачи. Но это не обязательно так. Некоторые подвиги неверующих в Бога людей и аскеза, сопутствующая им, превосходят подвиги даже самых великих святых, которым, разумеется, и в голову не приходило превзойти других в какой-либо области.

Так где же проходит эта граница? Какая добродетель является неотъемлемым свойством ученика Христова, о которой даже не подозревают те, кто никогда не имел общения с Ним? В том-то и суть, что она предполагает встречу со Христом и узнавание хотя бы в самой малой степени Его Божественной любви. Это узнавание не обязательно сразу расширяет границы нашей любви, но оно самым коренным образом меняет ее качество. Отныне это совершенно иная любовь, она — за пределами всего, что может представлять подвиг самого выдающегося из людей. Это качество — по образу и подобию Бога, Который заповедует нам: «Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

То, что Бог добр по отношению к добрым, — в этом нет ничего удивительного; то, что Он согревает солнцем достойных людей, — и язычники поступали бы так же. Но то, что Он добр по отношению к злым, что Сын Божий умер за людей, когда они еще были грешники, что Он дарит солнце равным образом для тех, кто любит Его, и для тех, кто отвергает Его, — это то, что не может вместить естественный человеческий разум. Это то, что Бог утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам (Мф. 11:25).

Как достигнуть такой любви? Как научиться благословлять проклинающих нас? Как ударившему тебя по щеке вместо того, чтобы нанести ему ответный удар за личную обиду, подставить и другую щеку, предавая свою жизнь суду Божию? Как не быть слишком настойчивыми в защите наших личных прав, когда нас лишают их? «Отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку». Как предпочесть уступить обидчику, вместо того, чтобы сражаться за свое? И как от взявшего у тебя твое не требовать назад? Если Промысл Божий испытывает наши личные отношения с людьми на такой глубине — вместо того, чтобы воспользоваться тем, что закон на нашей стороне и употребить его против других, — не лучше ли сказать вместе с первыми учениками Христовыми: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобой»? (Мф. 18:28).

Единственный путь для достижения такой любви — в том, что мы любимы Богом такой любовью. Жизнь дается для того, чтобы мы поверили этой любви, узнали ее и последовали за нею. Так поступая, человек уподобляется Богу, ибо только Бог, ставший человеком, поступает так. Только Он дает нам силы жить по этой любви. И потому самое главное в жизни — вера во Христа и вера Христу, Победителю ада и смерти. Уберите Христа, и все наше добро и зло будут иметь относительное значение, потому что никто не сможет победить грех и смерть.

***

Священник Стефан Домусчи

Сегодняшнее чтение является продолжением так называемой проповеди «на месте равнем». В первой части Господь обращался к нищим и говорил об их блаженстве, сегодня мы, напротив, слышим о богатых и их несчастье.

Уже первые строки Евангельского текста врывается в нашу обыденную жизнь и нарушают привычный для нас ход вещей. Ведь обычно, чем-то самым ужасным, полным страдания, людям представляется бедность, в то время как богатство видится основой спокойной и радостной жизни. Если бы ты был беден, на что ты мог бы рассчитывать? Что ты мог бы дать семье? Близким? Если ты богат – ты спокоен, уверен, ты твердо стоишь на ногах. Конечно, может быть не так твердо как тебе хотелось бы, но уж всяко тверже, чем тот, кто беден, у кого нет гроша за душой.

И вот именно потому, что люди так думают, Христос говорит то, что мы услышали. Он обращается не просто к богачам, а именно тем, кто чувствует себя спокойно, полагаясь на собственное имение. Причем в русском тексте слово «горе» создает ощущение, что Он как бы пророчествует, предрекает им нечто плохое, может быть наказание или отсутствие награды. Но в греческом тексте, на котором написано Евангелие, стоит слово «увы», потому что Он не запугивает богатых, а сожалеет о них, об их ложной надежде, ложных целях. Кроме того, слушая эти строки, не стоит воображать себе каких-то богачей, которые в то время путешествовали на дорогих колесницах, а сегодня делают это на дорогих машинах, не стоит представлять себе людей живущих в роскоши… Дело не в количестве денег, а в отношении к ним, в надежде на них… Можно ехать далеко не на самой дорогой машине, жить не в самом дорогом доме, но, надеяться на вещи, на достаток, на самих себя… Христос обращается именно к такому человеку, хотя и говорит о богатом. Просто в жизни богатого подобное искушение приобретает особую, гипертрофированную форму.

Почему же Христос сожалеет о всех тех, кто уже испытал полноту и достаток, кто сыт и смеется? Почему вообще Бога часто представляют как Того, Кто не радуется таким человеческим радостям?

Дело в том, что Христос сожалеет не о самой их радости, не о полноте, не о смехе, а о том, что все это очень кратковременно и призрачно, не дает настоящего счастья, заставляет все время переживать о возможных потерях… Бог создал нас для полноты и Он сочувствует нам, когда мы наполняем себя не божественной жизнью, которую Он готов нам подарить, но сиюминутными радостями потребителя, которые нуждаются в постоянном повторении.

В одном ряду с этим мнимым богатством Спаситель упоминает и тех, кого хвалят люди, кто стяжал человеческую славу. Сочувствует потому, что знает цену этой славы, цену всех этих хороших слов.

Однако после слов сочувствия Христос обращается к ученикам. Он называет их слушающими, что, конечно, не одно и то же, что слышашие, так как слышать и слушать отличаются по смыслу как «воспринимать» и «исполнять». К ним, к тем, кто готов не просто услышать, но и послушаться, Он обращает призыв, для исполнения которого необходимы нечеловеческие силы. Любовь к врагам не свойственна обычным людям, но должна стать свойственна тем, кто хочет быть Его учеником. Причем свойственна не просто на эмоциональном, не на психологическом, но буквально на уровне поступков. Именно поэтому, человеку ударившему тебя по одной щеке надо подставить и другую. Этот бессмысленный, на первый взгляд, поступок показывает ненавидящему и проклинающему, что возможны иные отношения и возможны они не в теории, не в книгах, не только между святыми из древних житий … Они возможны в жизни всех тех, кто со всей решительностью последовал за Христом.

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Человек создан для райского блаженства. Это аксиома любой авраамической религия: христианства, иудаизма и ислама. Нынешнее состояния человека — неестественно. И для того, чтобы ощутить эту неестественность вовсе не обязательно быть верующим человеком. Достаточно быть просто внимательным к самому себе. Если есть внимание, то легко заметить, что наши благие устремления зачастую приводят к совершенно противоположным последствиям. Но самым ярким образом наша общая память о когда-то потерянном рае проявляется в повсеместном стремлении к удовольствиям и праздности. То, что поехать в отпуск на курорт — хорошо и вожделенно мало кто подумает оспорить. Конечно, кому-то не по душе отдых на море, но есть и другие направления поездок, важно здесь то, что там, в отпуске, человек не будет работать, не будет себя в чем-то ограничивать, там будет то, ради чего он долгое время трудился, понуждал себя ко всяким малоприятным вещам, в отпуске будет земной аналог райского блаженства. Кто-то идёт иным путём и обеспечивает себе локальное блаженство подручными средствами. Например, алкоголем или же юмористическими передачами. Конечно, это более маргинальные способы получения удовольствия, но и они вполне пригодны в том случае, если человек ограничен в материальных средствах или же до следующего отпуска ещё очень далеко, а терпеть реальность уже не осталось сил. В этих своих стремлениях мы склонны забывать, что жить удовольствиями свойственно или райскому, или младенческому состоянию. Райское состояния по понятным причинам здесь и сейчас недоступно, поэтому зачастую мы стремимся уподобиться детям и целиком отдаться во власть чувственной природы, стремимся уклониться от того, что неприятно в сторону того, что радует нас, развлекает и веселит. Собственно, именно об этом нынешнее евангельское чтение. Оно про зрелое осознание окружающей реальности и про абсолютную неуместность ролевой игры, в которой взрослые люди изображают из себя детей. Сегодняшние слова Христа не призывают нас быть бедными, голодными и печальными, нет, Спаситель говорит о том, что если чувственные удовольствия в земной жизни будут основной ее целью, то мы никогда не сможем достичь настоящего блаженства, того самого, к которому так стремимся, но ради которого надо потрудиться в том ключе, о котором говорит Христос Спаситель, то есть делать то, что делать меньше всего хочется: любить врагов, помогать тем, кто ненавидит нас, желать блага проклинающим и молиться за обижающих.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О богатых, о ропщущих и о сомневающихся
(Лк.6:24-30)

Протоиерей Вячеслав Резников

В пересказе евангелиста Луки Господь в Своей Нагорной проповеди изрекает кроме «блаженств» еще и «горе»: «Горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете». Как видим, «горе» не просто богатым, но при этом еще и – пресыщенным, и – самодовольно смеющимся. Потому что такой человек никогда не возведет, вместе с пророком Давидом, очи свои «ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны» (Пс.122). Самодовольному богачу кажется, что он «разбогател, и ни в чем не» имеет «нужды». Но Господь говорит ему: «…а не знаешь, что ты несчастен и жалок и нищ» (Откр.3:17). Премудрый Соломон молил Бога: «…богатства не давай мне, – питай меня хлебом насущным, дабы пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» (Притч.30:9). Действительно, «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19:23).

Но достаточно ли быть бедным, достаточно ли внешне быть делателем заповедей Божиих, чтобы войти туда? И бедных Апостол предостерегает: «все делайте без ропота». И – делателям говорит: «Все делайте без … сомнения». В перенесении бедности и унижения должно быть радостное чувство, что идешь прямым, Христовым путем к спасению. А если даже подставляешь правую щеку после удара по левой, а в сердце при этом ропот и уныние, то никакой ты не подвижник, а – жалкий раб. Только бессилие заставляет тебя покоряться. Известен рассказ из Патерика, как жили мать и две дочери. Жизнь матери прошла в бедности и страданиях. И вдруг после ее смерти было открыто, что она не с Богом! – Потому что несла свой крест с постоянным ропотом. Спасительна лишь добровольная жертва. Потому-то в житиях мучеников за веру всегда четко видим момент свободного выбора. Мучители предлагают: поступи против совести и – живи. А он свободно избирает смерть, нежели измену Христу.

А сомневающийся, по словам апостола Иакова, «подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак.1:6). Такой, если и делает что-то по-видимому доброе, то – не столько по сознательному и свободному выбору, сколько – под напором внешних сил, или с элементом корысти. А Господу угодна жертва чистая и непорочная.

Так что богатому надо чаще размышлять о бренности всего земного, вспоминая слова Апостола Иакова: «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни» (Иак.5:1-3).

Сомневающемуся надо чаще спрашивать свою совесть: что же я делаю? Если доброе, то почему сомневаюсь? А если злое, то почему делаю?.. Однажды преподобному Савве Освященному в пустыне явился диавол в виде льва, который то наскакивал, то пятился от него. Савва спросил: если Бог укрепил тебя на меня, то что пятишься? А если нет, то что понапрасну наскакиваешь?

А ропотному и унылому терпеливцу, может быть, надо воспротивиться обстоятельствам и «ополчась на них, сломить противоборством». Все-таки будет труд, победа над трусостью, и не будет лицемерного обмана других, да и в первую очередь самого себя.

Церковный календарь. 18 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 18 октября

Читаем Апостол. 18 октября

Благая часть. 18 октября

Мульткалендарь. 18 октября. Преподобноисповедник Гавриил (Игошкин), архимандрит

Мульткалендарь. 18 октября. Преподобные Дамиан, Иеремия и Матфей Печерские

День ангела. 18 октября

Этот день в истории. 18 октября

&nbsnbsp;