Толкование воскресного Евангелия. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
(Мф. 22:35-46) Мф.22:35. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
Мф.22:36. Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
Мф.22:37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим:
Мф.22:38. сия есть первая и наибольшая заповедь;
Мф.22:39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Мф.22:40. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
Искуситель подходит ко Христу вследствие чрезмерной зависти. Когда фарисеи увидели, что саддукеи посрамлены, а Господа за премудрость народ прославляет, фарисеи подходят с целью искусить – не прибавит ли Христос чего-нибудь к первой заповеди в виде исправления закона, чтобы найти повод к обвинению Его. Господь, изобличая злобу искусителей, которые пришли не по желанию поучиться, а по вражде, зависти и соревнованию, показывает, что любовь есть верх заповедей. Он наставляет, что любить Бога должно не отчасти, но так, чтобы всего себя предать Богу. Мы различаем в душе человека три различных стороны: растительную, оживляющую и разумную. Во-первых, человек растет, питается и рождает подобное себе: в сем подобен он растениям; поскольку человек возбуждается и имеет похоти, он имеет общее с животными; а так как он размышляет, то он называется разумным. И здесь надо заметить именно эти три части: «возлюби Господа Бога твоего всею душею твоею» – вот растительная сторона человека, так как растения в своем роде одушевлены; «всем сердцем твоим» – здесь указывается животная сторона человека; «и всею мыслию твоею» – здесь часть разумная. Итак, Бога должно любить всей душой; это значит: надо предаться Ему всеми сторонами и силами души. Это первая великая заповедь, наставляющая нас благочестию. Вторая, подобная ей, предписывает справедливость к людям, Есть два пути к погибели: дурное учение и развращенная жизнь, В соответствие этому, чтобы мы не уклонились в нечестивые учения, нам повелевается любить Бога, а чтобы не впасть в развращенную жизнь, должно любить ближнего. Любящий ближнего исполняет все заповеди; исполняющий же заповеди любит Бога, так что эти две заповеди соединяются, друг друга поддерживают и содержат в себе все прочие заповеди. Кто, любя Бога и ближнего, будет красть, помнить зло, убивать, прелюбодействовать или блудодействовать? Законник этот сначала пришел с целью искусить, а потом, вследствие ответа Христова образумившись, получил похвалу Христа, как святой Марк говорит: «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия» (Мк.12:34).
Мф.22:41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
Мф.22:42. чтó вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят ему: Давидов.
Мф.22:43. Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
Мф.22:44. сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
Мф.22:45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
Мф.22:46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Так как Мессию считали простым человеком, Господь опровергает такое мнение. Из пророчества Давидова Он раскрывает ту истину, что Он – Господь: открывает им Свое Божество. Фарисеи сказали, что Христос будет сын Давидов, то есть простой человек. Но Господь возражает: «как же Давид называет Его Господом», – а не просто называет Господом, по «по вдохновению», то есть по благодатному дару Духа, получив о Нем откровение. Этими словами Господь не отрицает, что Он – Сын Давидов, но раскрывает, что Он не простой человек, происшедший от семени Давидова. Так спрашивает Господь для того, чтобы фарисеи или сознались, что не знают, спросили Его и узнали, или, истинно исповедав, уверовали, или же, наконец, не найдя ответа, ушли с посрамлением и более не смели бы спрашивать Его.
Предложил Господь заповедь о любви к Богу и ближним и тотчас дополнил ее учением о Своем сыновстве Богу и Божестве. Для чего же это? Для того, что истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий. Такая вера возбуждает любовь к Богу, ибо как не любить столь возлюбившего нас Бога, Который и Сына Своего Единородного не пощадил, но предал Его за нас? Она же доводит эту любовь до полноты совершения или до того, чего она ищет, а любовь ищет живого союза. Чтобы достигнуть этого союза, надо победить чувство правды Божией, карающей грех; без этого страшно приступать к Богу. Чувство же это побеждается убеждением, что правда Божия удовлетворена крестною смертью Сына Божия; убеждение такое от веры; следовательно, вера открывает путь любви к Богу. Это первое. Второе, вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением чрез Св. таинства, с верою принимаемыя, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять.
Священник Стефан Домусчи
Сегодняшнее чтение начинается с того, что из группы фарисеев некий законник подошел к Иисусу и спросил Его о наибольшей заповеди. Увидев, что после разговора с Иисусом о воскресении мертвых, саддукеи пришли в замешательство, фарисеи подошли к Иисусу, как к учителю. Среди фарисеев были разные школы, представители которых по-разному рассуждали о законе… И поэтому нет ничего странного в том, что один из них спросил Христа о том, какая заповедь в законе наибольшая. Христос же ответил, что главная заповедь – это заповедь о любви к Богу и к ближнему.
Стоит помнить, что законник спросил именно заповедях из закона Моисеева, Христос их процитировал. Но что для нас значит первенство этих заповедей? Мы настолько привыкли к ним, что не отдаем себе в этом отчета.
Однажды в светской школе на уроке «Основ православной культуры» был задан вопрос, что самое главное для христианина. В классе было не мало детей из верующих семей. Школьники утверждали, что главное – это каждое воскресение ходить в храм или носить крестик, или читать молитвы. Поразительно, но оказалось, что для подавляющего большинства главным в христианстве было проявление внешнего благочестия. Можно подумать, что это дети и они рассуждают по-детски. Но многие священники знают, что и взрослые люди очень часто основными своими грехами на исповеди называют нарушение именно внешних правил, малое количество прочитанных молитв, пропуск богослужений, и подобные.
Могут сказать, что в этом нет ничего страшного, каждый как может, так и воспринимает веру. Но проблема даже не столько в том, что люди с этого начинают свою христианскую жизнь, опасно то, что, остановившись на внешнем они могут так и не перейти ко внутреннему. За всем этим могут не увидеть живого Бога и ближнего. Пост, молитва, богослужение, даны нам как средства для того, чтобы научиться любить ближнего, научиться жертвенно к нему относиться, помогать ему в нужде.
Иногда создается ощущение, что наша жизнь разделена на религиозную и обычную. Последняя свойственна всем людям и ничем не отличается от жизни нехристиан. Но есть религиозная жизнь, в которой мы отличаемся от других: ходим в храм, читаем молитвы, постимся по средам и пятницам. Но нельзя забывать о том, что отличаться мы должны другим: мирным духом, добрыми делами, любовью ко всем людям. Наша непохожесть на других должна заключаться не в том, что мы вместо того, чтобы в воскресение отдыхать, идем в храм, а в том, что мы не отвечаем злом на зло, не осуждаем других и поступаем с любовью.
Однако, сегодняшнее чтение содержит в себе две истории. Во второй, Христос спрашивает фарисеев: «как Давид называет Мессию Господом, когда он его сын?» И фарисеи оказываются в тупике, они молчат и больше к Нему не подходят, не задают вопросов. Можно было бы подумать, что Христос хотел их посрамить… но дело совсем не в этом. Христианская мораль, та самая любовь к ближнему, о которой Он говорит, строится не на дружбе, не на кровном родстве… Она реализуема лишь в том случае, если Тот, Кто к ней призывает – Бог во плоти, реализуема только с Его помощью.
Ответив на вопрос законника, Христос будто бы говорит фарисеям: «Лучше задайте другой вопрос, кто такой Мессия, и ответьте на него». Но они готовы задавать Христу лишь те вопросы, ответы на которые известны. Действительно, удобно задавать вопросы, на которые ты сам знаешь ответ, легко спрашивать о том, что оставляет тебя в небольшом напряжении, а представить, что Мессия, который предстоит пред тобой – это Бог, и теперь твой долг – любить не только кровных родственников, но всех людей вообще, гораздо сложнее.
Когда мы ставим перед Богом вопросы, Он отвечает нам словами Писания, словами наших ближних. Иногда Бог ставит перед нами вопросы, и нам нужно найти в себе силы, ответить на них.
Фарисеи могли сказать Христу, что они не знают ответа, но они промолчали. Мы тоже нередко уходим от ответов, потому что хотим сохранить жизнь простой и легкой. Однако путь настоящего ученичества не таков. Это путь не только вопрошания Бога, но и готовности ответить на Его вопросы, которые, в конце концов, и помогают нам стать настоящими христианами.
О наибольшей заповеди
(2Кор.4:6–15; Мф.22:35–46)
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды некий законник спросил Иисуса, искушая Его: «Какая наибольшая заповедь в законе»? А Господь Своим ответом дал ключ вообще к каждой заповеди закона. Он сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобна ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Задача не в том, чтобы выполнить те или иные заповеди, но – чтобы любовь была сердцевиной всякого дела.
А сами дела порой могут выглядеть очень противоречиво. Сказано: «чти отца и мать». А преподобный Феодосий Печерский ушел в монастырь вопреки запрету своей матери. Сказано: «кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня». А Иоанн Златоуст, по просьбе матери, медлил оставлять мир, и сделал это только после ее кончины. Закон повелевает мужу не оставлять жены, а преподобный Алексий Божий человек сразу после свадьбы тайно ушел и от молодой жены, и вообще из дома. Епископу предписывается не оставлять своей паствы, а святой Павлин Ноланский надолго бросил вверенных ему Богом людей и продал себя в рабство, чтобы освободить всего лишь одного человека. Апостол Павел писал: «Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни церкви Божией» (1 Кор.10:32), – а преподобный Симеон Столпник так перетягивал веревкой свое тело, что оно начало гнить, и распространяло такой смрад, что его даже изгнали из монастыря. А сколько мы знаем примеров, как иные подвижники, вопреки церковному закону, при людях ели мясо в пост, чтобы лишить себя человеческой славы. Один принимает смерть, чтобы не отречься от Христа, а другой говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:3). Кто им всем судья, кроме Господа, Который Один только видит их сердца, и Которого они возлюбили всею душою своею, и всем помышлением своим?
Всегда поступающий по любви, – идет по жизни, как по острию меча: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей».
А почему в одном рождается любовь, а в другом – нет? Апостол пишет, что у иных «бог века сего», то есть диавол, «ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа»; а иным «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил … сердца… познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». Но не с Бога надо спрашивать, почему одним Он попустил быть ослепленными, а другим повелел прозреть; Бог каждому говорит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим», – а также: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Господь обращается к каждому, потому что каждый наделен свободой, и с Божией помощью может все. И не почему-либо, а только по своей свободной воле один дает себя ослепить, а другой тянется к прозрению и свету.
|