29 августа 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

10-я Неделя по Пятидесятнице

(1Кор.4:9–16; Мф.17:14–23)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 10-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Когда апостолы подошли к народу, ко Христу приблизился человек и пал перед Ним на колени. «Господи! – сказал этот человек, – помилуй сына моего. Он беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Этот человек в Евангелии, разочарован в своих ожиданиях, что ученики Христовы помогут ему. «Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» – говорит он. Христос дал власть Своим ученикам, Церкви, изгонять бесов. И ученики Его успешно делали это. Но теперь – бессильны.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 17, стихи 14 - 23:

14 Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
15 сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду,
16 я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
17 Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
18 И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.
19 Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
20 Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
21 сей же род изгоняется только молитвою и постом.
22 Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
23 и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 4, стихи 9 - 16:

9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,
12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;
13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 17:14-23) Мф.17:14. Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени,
Мф.17:15. сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, и часто в воду,

Этот человек, по-видимому, был весьма неверующий, судя по тому, что Христос говорит ему: «о, род неверный», как и по тому, что он обвиняет учеников. Причиной же болезни его сына была не луна, но демон; он подстерегал полнолуние и тогда нападал на больного для того, чтобы творение Божие хулилось, как зловредное. Ты же пойми, что каждый безумный изменяется, по Писанию, как луна, являясь то великим в добродетели, то малым и ничтожным. Итак, он делается лунатиком и бросается то в огонь гнева и страсти, то в воду – в волны многочисленных житейских забот, в которых обитает левиафан – дьявол, то есть царь над водами. Разве не волны – постоянные заботы богачей?

Мф.17:16. я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его.
Мф.17:17. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами! доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда.
Мф.17:18. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

Ты видишь, что этот человек возлагает грех своего неверия на учеников, потому что они не были в состоянии исцелить. И так, Господь, посрамляя его за то, что он обвиняет учеников, говорит: «о, род неверный», то есть не так велик грех их слабости, как грех твоего неверия, ибо оно, будучи велико, победило соответственную их силу. Укоряя же этого человека, Господь укоряет вообще всех неверующих и присутствующих. Говоря: «доколе буду с вами», указывает, что Он сильно желает крестного страдания и удаления от них. Доколе буду жить с оскорбителями и неверами? «И запретил ему Иисус». Кому? Лунатику. Из этого же видно, что он, будучи неверующим, сам, благодаря своему неверию, дал возможность войти в него демону.

Мф.17:19. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его?
Мф.17:20. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;
Мф.17:21. сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Апостолы убоялись, не утратили ли они дарованной им силы над демонами? Поэтому наедине, волнуясь, спросили. Господь, укоряя их, как далеких еще от совершенства, говорит: «по неверию вашему»; если бы вы имели теплую, горячую веру, то она, хотя бы и казалась малой, совершила бы великое. Где апостолы переставляли горы, об этом ничего не написано. Но вероятно, что они переставляли, хотя и не написано, так как не все записано. Иначе: обстоятельства не требовали, поэтому апостолы и не переставляли, но делали гораздо большее. Обрати внимание, что сказал Господь: «скажете горе сей: перейди отсюда», то есть когда скажете, тогда и перейдет. Но апостолы не говорили этого, потому что время не требовало и не было нужды, и поэтому горы не переходили. Скажи, они и перешли бы. «Сей же род», то есть род демонов, «изгоняется только молитвою и постом». Ибо должно особенно поститься тем, кто находится во власти демонов, и тем, кто имеет намерение исцелять от них. Молитва же бывает истинною тогда, когда она соединена не с пьянством, а с постом. Обрати внимание и на то, что каждая вера есть зерно горчичное. Оно считается ничтожным, по причине буйства проповеди, но если случается добрая земля, оно развивается в дерево, на котором вьют гнезда птицы небесные, то есть мысли, парящие ввысь. Поэтому кто имеет теплую веру, тот может сказать этой горе: перейди, то есть демону. Ибо Господь показал демона исходящего.

Мф.17:22. Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие,
Мф.17:23. и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились.

Часто заранее говорит им о страданиях, чтобы не подумали, что Он против воли страдает, а вместе с тем для того, чтобы они приучились и не смутились неожиданным событием, когда оно наступит. Однако к прискорбному присоединяет и радостное, именно что Он воскреснет.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Если сей род изгоняется молитвою и постом другого лица, то тем более войти не может в того, у кого есть собственный пост и молитва. Вот ограда! Хоть бесов бездна и весь воздух набит ими, но ничего не смогут сделать тому, кто огражден молитвою и постом. Пост – всестороннее воздержание, молитва – всестороннее богообщение; тот совне защищает, а эта извнутрь устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенника издали чуют бесы и бегут от него далеко, чтобы не получить болезненного удара. Можно ли думать, что где нет поста и молитвы, там уже и бес? Можно. Бесы, вселяясь в человека, не всегда обнаруживают свое вселение, а притаиваются, исподтишка научная своего хозяина всякому злу и отклоняя от всякого добра; так что тот уверен, что все сам делает, а между тем только исполняет волю врага своего. Возьмись только за молитву и пост – и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.17:14–23)

Протоиерей Павел Великанов

Слова Спасителя о вере – которая может и горы переставлять – многим могут показаться всего лишь гиперболой, художественным преувеличением. Но когда рядом с тобой – несчастный ребёнок и измученный страданием отец – как-то не особо к месту заниматься филологическими изысками. О какой же вере говорит Христос? Обратим внимание: Он утверждает, что апостолы вполне и сами могли помочь отроку, если бы имели достаточно веры.

Странное дело – скажете вы: а что значит – достаточно веры, недостаточно? Чем можно её измерить? Мы же привыкли измерять в жизни всё объективными показателями: объем дохода, метры жилплощади, скорость продвижения по служебной лестнице, да и всё остальное. Но веру-то как можно измерить? Разве это – не изначально обречённая на провал постановка вопроса?

Дело в том, что если мы вообще не считаем нужным задумываться – с позволения сказать – про «объем» нашей веры, мы легко можем оказаться «духовными банкротами». Приходит испытание, скорбь, болезнь – да что угодно, что выбивает из-под нас привычные опоры – и тут мы вроде бы пытаемся опереться на веру – а она, словно куча осенних листьев, разлетается в стороны и мы больно ударяемся о жёсткую землю суровой реальности. Думали – крепкая гора, оказалось – ворох почти невесомых листьев.

Главный показатель веры – это сонастроенность между настоящим и будущим. Именно об этом говорит апостол Павел, когда определяет веру как «уверенность в грядущем как в настоящем». Вера – это вовсе не волевое убеждение себя в том, во что ты в действительности не веришь, но – «надо поверить», потому что так правильно. Вера – это прежде всего лупа, которая фокусирует в одну точку наши самые сильные желания, устремления, размышления. И когда Спаситель говорит, «по верей вашей будет вам» – речь именно об этом: вера вовсе не «психотерапия для слабаков», а инструмент созидания реальности. Поэтому тот, у кого эта сонастроенность есть в достаточной степени – не будет в конфликте между тем, что он ожидает, и тем, что в его жизни происходит. Если всё с точностью до наоборот – жизненные реалии прямо противоположны ожиданиям – значит, здесь вера очень слаба. Не то, что её совсем нет – но также, как самая сильная линза не сможет зажечь от солнечного света огонь, если её не сфокусировать – также и слабая вера оказывается бессильной, когда в ней нет целостности.

И что же нам делать, как укрепить веру? Самый эффективный способ – научиться фокусировать свою веру как самое центральное, самое главное, чем мы живём. Найти свой собственный «символ веры» – не в догматическом плане, а в практическом, житейском – внимательно его изучить, убрать вторичное и ненужное – а на главном постараться как можно чаще сосредотачиваться, желая это, ощущая это как уже происходящее.

Не верите? А попробуйте. Апостолы тоже не верили, что мальчик может стать здоровым. За что их Спаситель – совсем не похвалил!

***

Иеромонах Феоктист Игумнов

Перестановка гор с места на место как показатель веры встречается в Новом Завете два раза. Первое упоминание мы только что слышали, а второй раз об изменении ландшафта посредством силы веры говорит апостол Павел: «Если имею <…> всю веру, <…> могу и горы переставлять». Исходя из этих двух схожих аналогий блаженный Иероним Стридонский делает важный вывод. Он говорит, что вера, которую Христос сравнивает с почти невидимым глазу зерном горчицы отнюдь не так мала, как может показаться. Ведь точно такие же последствия, то есть возможность перестановки гор, и от «всей веры», которую упоминает апостол Павел. Получается, что вера, сравниваемая с зерном горчицы, велика. Блаженный Иероним продолжает свою мысль и нам стоит к нему прислушаться. По его мнению, под горой Христос Спаситель подразумевает не значительную возвышенность, которая поднимается над окружающей местностью, а того, кого Он изгнал из одержимого мальчика. Эта мысль блаженного Иеронима очень важна. Ведь нам неизвестны случаи перемещения гор апостолами. Находились люди, которые из этого факта со ссылкой на Евангелие делали вывод, что у апостолов и вовсе не было веры. Да, апостолы, вслед за Своим Учителем не стремились к внешним эффектам. Они не были фокусниками. У них была совершенно иная задача, которая требовала и иных методов: они должны были сдвинуть ту невидимую гору, которая порабощает себе волю человека и заставляет его вести так, как вел себя несчастный ребенок, которая губит всю землю. И этому мальчику, и его отцу не было бы никакого прока, если бы вместо изгнания злых духов, Христос начал менять палестинские пейзажи. Убрать гору или переместить ее на другое место возможно и вовсе без всякой веры, это делали и до Христа, делали во время Христа, и с особым успехом это делается в наши дни. И вера здесь абсолютно ни при чем. Это всего лишь вопрос технического оснащения и стабильного финансирования. Но никакими техническими средствами и финансовыми вливаниями невозможно сделать человека свободным. Таким, каким его сотворил Бог. Свободу может дать лишь вера. Лишь она способна переместить, а то и вовсе уничтожить гору, которая заслоняет собой Творца.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О вере, посте и молитве
(1Кор.4:9–16; Мф.17:14–23)

Протоиерея Вячеслав Резников

Однажды подошел к Господу Иисусу некий человек «и, преклонив пред Ним колена, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду; я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус; и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот же час».

Ученики потом спросили, почему они не смогли этого сделать? Господь ответил: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», – и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом».

Ученики, по-видимому, поняли Его слова. Но когда вскоре Господь открыл им, что Он «предан будет в руки человеческие, и убьют Его», то ученики «весьма опечалились». Из этого видно, что они тогда все-таки не поняли, что значит вера, пост и молитва. Потом, когда Дух Святой просветил их, они не только перестали печалиться пути Христову, но и сами с радостью пошли этим путем. Они и всем указывали на этот путь, как на единственный: «Нам… Бог судил быть как бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради… мы немощны… мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

Вот – истинный пост, как отвержение власти мира над собой. Вот – истинная молитва, как всецелое посвящение себя Богу. И вот – истинная вера, от которой рождается и то, и другое. Потому Апостолы и смогли потом выходить против «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12), что они перестали опираться на все то, к чему бесы имеют доступ, и что могли бы выбить из-под их ног.

Но мы также знаем, как постыжают бесы того, кто будучи мирским и плотским, дерзает выходить против них. В Деяниях Апостолов описывается, как в Ефесе некоторые иудейские заклинатели пытались изгонять духов, говоря: «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует». «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они нагие и избитые выбежали из того дома» (Деян.19:13-16).

Так, иногда поднимешь руку, чтобы крестным знамением разрушить бесовское наваждение, а бесы говорят: «Знаем Иисуса, знаем, что такое Крест, а ты кто»? И правда: посмотри на свой пост. Пусть ты не ешь мясного и молочного, но зато остальное – вдоволь и часто; не можешь довольствоваться хлебом и водой один раз в день. Ты боишься за себя, жалеешь свою плоть, и не столько даже твое тело, сколько твоя душа желает телесной пищи, потому что ей скучно, тоскливо без еды! А какая тут может быть молитва, если наша надежда не на Бога, а на чрево, и если мы только от насыщения чрева научились получать радость… Потому-то в наше время так много одержимых бесами и так мало тех, кто может их изгонять. А между тем, все христиане призваны побеждать бесов, и Апостол обращался ко всем, когда писал: «Подражайте мне, как я Христу».

Но вот беда: перед Апостолами был живой пример Христа. Перед первыми христианами – живой пример Апостолов. А а перед нами – одни только книжные примеры веры, поста и молитвы. Не видя того, кто подал бы руку и сказал: «подражай мне, как я Христу», – мы вступаем в Церковь, как во тьме, на ощупь, а все вокруг стремится соблазнить и сбить с пути. Мы идет, как по болоту, и сразу начинаем тонуть, едва сделаем резкое, непродуманное движение.

Поэтому ощутив в себе хоть какую-то веру, не будем сразу замахиваться передвигать горы, бросать вызов бесам, переворачивать вокруг себя жизнь. Будем браться только за дела, соразмерные с нашими силами, с тем, насколько мы еще зависим от мира и насколько мы уже прилепились к Богу. Иными словами, каковы наши пост и молитва.

Церковный календарь. 29 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 29 августа

Читаем Апостол. 29 августа

Мульткалендарь. 29 августа. Преподобный Херимон Египетский

Мульткалендарь. 29 августа. Священномученик Александр Соколов, пресвитер

День ангела. 29 августа

Этот день в истории. 29 августа

&nbsnbsp;