18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.
20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;
22 и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
13 Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают;
16 ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
(Мф. 21:18-22) Мф.21:18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;
Мф.21:19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла.
Мф.21:20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?
Господь часто творил чудеса, и чудеса Его всегда были благодетельны. Он не сотворил ранее ни одного чуда для наказания кого-либо. В виду этого, дабы кто не подумал, что Он и не может наказывать, Господь проявляет здесь таковую карающую силу, но как человеколюбивый являет не на людях, а на дереве, подобно тому как прежде на стаде свиней. Он иссушает дерево, дабы вразумить людей. Ученики дивятся, – и основательно. Это дерево очень сочное; чудо же тем более обнаруживается, что дерево засохло мгновенно. Смоковница означает иудейскую синагогу, которая имеет только листья, то есть показную букву, но не имеет плода духовного. Так и всякий человек, преданный удовольствиям настоящей жизни, подобен этой смоковнице: он не имеет плода духовного для алчущего Иисуса, но только листья, временную и преходящую видимость. Таковой человек услышит на себя проклятие; ибо сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь». Он будет и иссушен: во время мучений его в пламени у него будет сохнуть даже язык, как у евангельского богача.
Мф.21:21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете тó, чтó сделано со смоковницею, но если и горé сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;
Мф.21:22. и всё, что ни попросите в молитве с верою, полýчите.
Велико сие обетование Христа, данное ученикам: мы можем даже горы переставлять, если не будем раздумывать, то есть усомнимся, и все, чего только ни попросим, без всякого сомнения, веруя в силу Божию, получим. Кто-нибудь спросит: что же, если я буду просить чего-либо вредного и при этом неразумно буду веровать, что Бог даст мне это, то ужели получу и это вредное? И как человеколюбивый Бог может исполнить прошение о том, что вредно для меня? Слушай. Во-первых, когда слышишь о вере, то должен разуметь не неразумную, но истинную, равно и молитва, разумеется, испрашивающая полезного, как научил и Господь нас в словах: «не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» и прочее (Мф.6:13). А потом обрати внимание на выражение «не усомнитесь». Кто соединен с Богом, так что составляет едино с Ним и никогда от Него не удаляется, как тот может попросить вредного? Таким образом, если мы будем неразлучны с Богом и от Него неотделимы, то будем просить только полезного и получим.
Господь осудил смоковницу на бесплодие за то, что по виду она так была покрыта листьями, что надлежало быть на ней и плодам, которых на деле не оказалось. В применении к жизни христианской, листья означают внешние дела благочестия и внешние подвиги, а плоды внутренние расположения. По закону так: первые должны исходить из последних; но по снисхождению к немощам – крайняя мера: последние должны развиваться вместе с первыми. Когда первые в силе, а последних нет и в зародыше, то отсюда выходит ложь жизни, которая выражается так: казаться, но не быть. Вначале, может быть, и не имеется это несчастное настроение в мысли, а потом оно является незаметно и установляет собой строй жизни. Кто наляжет слишком на внешность и пристрастится к ней, у того внимание к сердцу закрывается, чувства духовные глохнут и водворяется холодность. На этой степени жизнь духовная замирает; остается «вид благочестия без силы его» (2Тим.3:5). Поведение совне исправно, а внутрь все навыворот. Следствием этого – бесплодие духовное: делаются дела, но они все мертвые.
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда Господь возвращался в Иерусалим после изгнания торговцев из храма, Он увидел смоковничное дерево у дороги. Господь испытывал жажду и голод, но, подойдя к смоковнице, Он не нашел на ней ничего, кроме листьев. «Да не будет же впредь от тебя плода вовек», – сказал Христос. «И смоковница тотчас засохла». Мы знаем, что пророки часто прибегали к символическим действиям, когда видели, что слова их не достигают цели.
Что же хотел сказать этой происходящей у всех на глазах притчей Господь? Вспоминается другая евангельская притча о бесплодной смоковнице. «Вот я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, – сказал господин виноградника своему служителю, – и не нахожу. Сруби ее: на что она и место занимает» (Лк. 13, 7). Бесплодная смоковница была бесполезна, и участь ее была предрешена. Суть истории со смоковницей не в том, что Господь разгневался на это дерево, а в том, что тень от него покрывала Иерусалимский Храм. Тень от смоковницы и Храм слились в одно. Это дерево изображало иудейский народ, который обещал миру принести духовный плод. Но когда Помазанник Божий, ради которого существовал Израиль, пришел, Его не только не узнали, но решили распять Его. Потому Господь и сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек».
Ученики, видя, как смоковница тотчас засохла, так были потрясены властью Господа над природой, что не задумались о смысле этого события. И Господь обратил их мысль к научению истинной вере. Без плода благодати жизнь теряет главное измерение, и для чего ей надо продолжаться? Мы увидели образ проклятия Божия бесплодному Израилю, точно так же, как очищение Храма было символическим действием, показывающим пустоту внешнего благочестия – без духовного плода. Дерево в цветах и листьях, но не имеющее плода, – исповедание веры без жизни по вере.
И это проклятие не одних иудеев. Во все века это было, и в христианской Церкви. И мы знаем, к чему это привело в нашей православной России. Так или иначе, мы все виновны в этом грехе. Он приносит неисчислимый вред Церкви. По этой причине многие соблазняются, и, как говорит Апостол, имя Божие хулится среди язычников. Господь показывает, что где нет истинной веры, там не может быть и плода. И нет будущего у тех, от кого отворачивается Бог. Но когда мы обращаемся к Богу с молитвой веры, происходит невероятное. Христос говорит, что молитва может двигать горами. И что все, о чем мы просим с верой, нам будет дано. Совершенно ясно, что эти обещания не следует воспринимать буквально. Хотя мы знаем из житий святых, что иногда они могли передвигать молитвой и настоящие горы.
Тем не менее, Христос предупреждает нас, чтобы мы не приходили к Богу, подобно иудеям, только со списком наших земных прошений. Что же мы будем говорить, когда станем лицом к лицу пред нашим Господом в вечности, и не о чем будет больше просить? Разумеется, каждый день мы просим Бога о тех конкретных обстоятельствах, в которых мы находимся. Мы знаем из своего опыта, что Бог отвечает на эти молитвы, если просимое полезно для нас. Потому мы должны представлять исполнение наших прошений Его суду. Помня, что есть существенная разница между списком наших исполненных заботы о себе пожеланий и заступничеством жертвенной любви за других. Кроме того, Господь говорит, что и горы наших трудностей Бог передвигает с нашим участием. Духовная жизнь – это не значит помолиться, а затем сидеть и ждать, когда Бог все совершит. Это значит помолиться, чтобы принять от Бога силу жить по Его святым заповедям. Вступить в сражение с грехом и увидеть, что невозможное человекам возможно Богу. Все, о чем мы просим с верой, нам будет дано. Но с верой означает – с преданием всего в волю Божию.
Апостол Павел отчаянно молился, чтобы избавиться от жала в плоть. Бог не избавил его от этой скорби, но оттого что Он принял ее смиренно – как из рук Божиих, ему дано было узнать, что сила Божия в немощи совершается. И что дар благодати несравненно больше, чем любые другие дары. Там, где благодать, поражение становится победой. Сам Господь молился в Гефсимании, чтобы, если возможно, Его миновала чаша Крестных Страданий. Но Он предавал до конца Свою жизнь и смерть в волю Отчую, и уничижение Его Креста открыло славу Воскресения для всего рода человеческого.
Молитва не устраняет реальность скорби и смерти. Но она делает нас способными переносить непереносимое, перешагнуть нашу собственную смерть и стать навеки живыми. В конечном счете, все наши молитвы, в том числе самые приземленные, предполагают соединение нашей воли с волей Божией. И если мы доверяем Богу, верим Его милосердию и любви, если наши умы и сердца едины с Ним, тогда все, что мы ни попросим в молитве, будет согласно с Его советом. Уже здесь на земле мы будем созидать начатки Царства, в котором мы даем Богу возможность действовать через нас.
***
Епископ Городищенский Феоктист (Игумнов)
История со смоковницей — та история, которая самым тщательным образом осмыслена в Церкви. Такое внимание к ней обусловлено тем, что случилась она в последние дни перед Страданием, Смертью и Воскресением Христовым. Все события тех дней нашли своё отражение как в богослужении, так и в их многочисленных комментариях. Основной смысл проклятия смоковницы в том, что внешнее ничего не стоит без внутреннего. Религиозная жизнь бессмысленна без духовного плода. Конечно, в-первую, очередь Христос Спаситель имел в виду Своих современников — израильтян. Их вера утратила свой смысл. Они целиком погрузились во внешнее и совершенно забыли о внутреннем. Мы не имеем отношения к тем людям, но опасность пройти по их пути будет актуальна для всех и всегда. Зачастую вопрос «а что тебя привело в Церковь?», означает «а какая беда заставила тебя удариться в религию?». Казалось бы, существует множество книг и рассказов о том, что вера не является плодом пережитой личной трагедии. Но тем не менее, большинство людей вне Церкви воспринимают ее именно так. Для многих храм — это то место, куда стоит приходить лишь тогда, когда сформирован список того, в чем ты отчаянно нуждаешься, но не знаешь как это получить. Нуждаешься в чем-то материальном или же в том, что нельзя измерить и посчитать, например, в спокойствии или утешении.
Одна женщина на исповеди как-то сказала мне, что я плохо делаю свою «работу»: вместо того, чтобы ее утешить, я начал задавать дополнительные вопросы, более того, я осмелился как-то критиковать ее подход к жизни и отношение к окружающим. Она сказала: «Я говорю с вами, но мне не становится легче». В чем-то она права, в самом деле, хорошо, если беседа со священником и особенно участие в таинствах, приносят утешение и облегчение. Но для этого есть некоторые условия, которые многим могут показаться спорными. Первое и самое важное из них — это умение ничего не ждать, не рисовать самому себе картину того, как оно должно быть, какие чувства и эмоцию будут охватывать. Это сложно. Все мы живём в рамках понятных и привычных схем. Ожидаем, что каждое наше действие будет иметь те или иные последствия. Но в общении с Богом никакие схемы не работают. Ведь если попытаться рассчитывать свои религиозные действия и предполагаемый отклик Бога, к примеру, если после каждого доброго дела ждать неминуемой благожелательной реакции Бога, то такое отношение в конечном итоге приведёт к состоянию бесплодной смоковницы: рост и листья есть, а ожидаемого плода нет. Плод же духовной жизни только один: любовь к Богу и через это любовь к человеку. Любовь же не поддаётся расчёту, она живёт вне устоявшихся форм и дышит, подобно Духу Божию, где хочет. Она не боится исцелять больных в субботу, не боится делать то, что не принято в обществе в том случае, если такое действие может кому-то помочь. Она боится только одного — оскорбить доверие Любимого, то есть Христа Спасителя. И она совершенно не думает о себе, о своей выгоде, своём спокойствии, своём утешении. Дай же нам всем, Господи, шаг за шагом прийти к такой любви!
О духовном бесплодии
Протоиерей Вячеслав Резников
Возвращаясь из Вифании в Иерусалим, Господь «взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней, и ничего не нашед над ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла».
Ученики «удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница»? Их поразило точное исполнение Господних слов. А современному человеку более жалко бедное дерево, как жалко утонувших гадаринских свиней. В наше время вообще непомерно выросла любовь к собачкам, к кошечкам, к свинкам, и почти исчезло чувство несравненной ценности человека, созданного по образу и подобию Божию. А Господь, чтобы вернее спасти нас, часто на низшей твари наглядно показывал, какие пути куда ведут.
Господь взалкал, а смоковница не напитала Его. Она имела густую листву, и Господь вправе был искать на ней плода, потому что с таким признаком плодоношения Он сотворил смоковницу. А все, что нарушает замысел Творца, сразу становится на грань гибели, несмотря на внешний блеск и благолепие.
На такое бесплодие однажды наткнулся и Апостол Павел. Вникая в жизнь внешне процветавшей коринфской церкви, он вдруг на некоторых ветвях не нашел ожидаемых плодов, не нашел самого главного, для чего существует Церковь. И он в недоумении восклицает: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых»? А действительно, что может издавать более смертоносный запах, чем, если посеянное семя – факт воскресения из мертвых Иисуса Христа – не приносит в каждом члене Церкви, в каждой ветви этого ствола, – обильного плода: ожидания и своего личного воскресения из мертвых и своего личного участия в жизни будущего века? Если в нас нет этой веры и этого чаяния, если «нет воскресения мертвых, то», – с неумолимой последовательностью заключает Апостол, – «и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»: «вы еще в грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы» не просто заблуждаемся или ошибаемся, но – просто-напросто «несчастнее всех человеков».
Вот так мы часто своим внешним благообразием привлекаем людей, алчущих правды и жаждущих победы над смертью; а они, подойдя ближе, вместо радости о воскресшем Господе, видят уныние, суету и животный ужас перед смертью. Куда же им идти? Где искать? И чего мы после этого заслуживаем?.. На примере смоковницы Господь именно это и показал, именно от этого и предостерег.
|