10 августа 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Вторник 8-й седмицы по Пятидесятнице

(1 Кор. 10:5-12; Мф. 16:6-12)

Евангелие святого апостола Матфея, глава 16, стихи 6-12:

6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
7 Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли.
8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?
10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

1-е послание апостола Павла к Коринфянам, Глава 10, стихи 5 - 12:

5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне.
6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы.
7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи.
9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей.
10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя.
11 Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.
12 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 16:6-12) Мф.16:6. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.    

Как закваска бывает кисла и стара, так и учение фарисеев и саддукеев, окисшее и вводившее древние предания старцев, уязвляло души. И как закваска есть смесь воды и муки, так и учение фарисеев есть смесь слова и жизни испорченной. Не сказал же им ясно: остерегайтесь учения фарисеев — с целью напомнить им чудеса над хлебами.

Мф.16:7. Они же помышляли в себе и говорили: это значит , что хлебов мы не взяли.

Мф.16:8. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?

Мф.16:9. Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек , и сколько коробов вы набрали?

Мф.16:10. ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?

Мф.16:11. Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?

Мф.16:12. Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.

Они думали, что это Он сказал им, чтобы они остерегались осквернения пищей иудейской, почему и рассуждали между собою о том, что не взяли хлебов. Господь укоряет их, как неразумных и маловерных. Они неразумны потому, что не вспомнили, сколькими хлебами и скольких напитал Он. Так как они не поверили, что хотя они и не купили хлебов у иудеев, Он мог идти дальше, то они и названы маловерными. Когда же Господь более сильно изобличил (ибо не всюду хороша кротость), то они тотчас поняли, что закваской Он называл учение. Столь великую силу имеет всюду благоразумный укор.  

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской», сказал Господь. Саддукеи - образец беспечности; фарисеи - представители людей, носящих лицо ревнителей. Те ничего не делают, а эти будто и хлопочут, но на деле у них ничего не выходит. У нас на них походят увлекающиеся идеями гуманности. Послушать, так только и речей что о благе народа, а народу никакого блага от этого не прибывает, ибо только говорят, а не делают. У них гуманность напускная, показывают только вид, что имеют ее, а в сущности это эгоисты. Речи не требуют жертв - ну, они и расточают их, а коснись дело до жертв, они и назад. Нынче почти все лицедеи; одни перед другими рисуются, как ревнители блага и особенно просвещения, и все остаются очень довольны когда успеют засвидетельствовать словом, что они действительно таковы. Оттого у нас коль скоро появится какое либо благотворительное начинание - толки подымутся повсюду, а дело все-таки не спеется. Жертв от них не жди; им нужды нет до других, лишь бы их дела шли хорошо. Но бывает и так, что не ломая головы над планами облагодетельствования ближних, они жертвуют лишь бы отделаться. То и другое осудил Господь, а велел нам преисполняться искреннею любовью друг к другу, которая не любит рисоваться.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф. 16:6-12)

Протоиерей Александр Шаргунов

Христос призвал учеников беречься закваски фарисейской и саддукейской. Они забыли взять хлеб, и думают, что Он выговаривает им за это. Господь упрекает их за маловерие, за отсутствие рассудительности, напоминая о двух чудесах умножения хлебов, как бы говоря им, что отсутствие хлеба не должно их беспокоить. Господь запретил им это делать, как раньше запретил бесноватому, запретил ветру, и когда Петр противился Его слову о предстоящем Ему Кресте, запретил ему. И в этом слове – отражена борьба Христа с искусителем в течение всего Его служения.

Закваска фарисейская и саддукейская, против которой Христос предупреждает нас, – их учение. Что имеет в виду Христос, предупреждая против дурного влияния учения фарисеев и саддукеев? Берегитесь, говорит Он, такой духовности, которая смотрит только на внешние поступки и забывает о внутреннем состоянии сердца человека. Таковы были фарисеи. Вся религия для них заключалась в соблюдении внешней обрядности и внешней чистоты. Берегитесь, говорит Христос, ставить материальное слишком высоко в вашей системе ценностей, и не связывайте ваших надежд на перемены жизни с переменами внешних политических обстоятельств, не думая о перемене сердца. Таковыми были саддукеи.

Господь созидает новый Израиль, а не реформирует старый. Новое вино должно быть налито в новые мехи. Законнические предания не совместимы с новизной жизни Духа Святого. «Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали?» Если раньше Он давал всему народу пищу с таким избытком, неужели не даст теперь Своим ученикам необходимого? Мы часто стоим в растерянности перед сегодняшними нашими нуждами, потому что не помним, как должно, прежних даров Божественной силы и милости, явленных нам. Если с нами Господь, если мы с Господом, мы не должны беспокоиться ни о чем. «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам», – говорит Он. Мы должны стыдиться нашей медлительности в разумении того, что ради нас совершает Господь. Его пища и питие – творить волю Отца. «Тогда они поняли», потому что Христос учит, открывая ум к уразумению Своего слова. Такое научение истине дороже всего. И память об этом должна быть для нас важнее всего.

Столь близкие Господу люди были сосредоточены на земных переживаниях и не понимали Его! Разве не так мы порой слушаем Бога – когда Он говорит с нами в Писании, в проповеди и даже в молитве? Наши личные заботы заслоняют то, что Он говорит, и мы слышим лишь то, что относится к нашим сегодняшним обстоятельствам. Когда Христос говорит нам взять наш Крест и идти за Ним, Он не имеет в виду просто наши каждодневные трудности, но – величие и жертвенность всего Его и нашего пути. Забыть взять в дорогу нужное для тела не является сутью нашей духовной жизни. Когда Господь говорит с нами, мы должны слушать со всем нашим вниманием, всякое отложив житейское попечение, как поем мы во время Херувимской за Божественной литургией.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О смысле жизни

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь сотворил чудо, накормив семью хлебами четыре тысячи. Когда после этого Он с учениками переправлялся на другую сторону озера, то «сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали»? В который уже раз проявилось удивительное маловерие богоизбранного народа.

Бог поступал со Своим народом, как поступают, когда учат плавать: то поддержат, то отпустят, чтобы сам старался держаться на воде. Но едва Бог на миг отпускал свою благодетельную руку, как евреи тут же шли на дно. Бог вывел их из Египта, провел через море, избавил от преследователей. Но едва Моисей удалился на гору, чтобы принять Закон, – народ впал в малодушие. Не видя чудес, забыли Бога. Сделали золотого тельца и ему стали совершать служение. И так – все время: стоило немного помедлить с очередным благодеянием, как люди тут же начинали роптать, и даже рабская жизнь в Египте казалась им более желанной.

И Апостол напоминает, что народ, хотя и был избранным, но при всяком отступлении его постигали тяжкие бедствия. Особенно, когда уже подошли к пределам земли обетованной. Посланные Моисеем разведчики увидели красоту и богатство земли, но устрашились могучих жителей, и когда вернулись, стали плохо говорить о земле и смутили народ. Все словно забыли знамения силы Божией и не поверили, что Бог в силах сокрушить и эту, последнюю преграду. И тогда было сказано: «Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвой обещал отцам их» (Чис.14:22-23).

Об этом Апостол и напоминает новому Израилю, церкви Христовой. Напоминает, чтобы уберечь от гордости и самоуспокоенности, от духовного расслабления. Напоминает, что все эти события, кроме того, что они на самом деле происходили, являют еще и «образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали, и погибли». Иными словами, «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Потому что смысл земной жизни только в том, чтобы научиться плыть по реке Богопознания. Чтобы мы уже никогда не поколебались, как наши прародители в Раю, – ни от наветов сатаны, ни от собственных прихотей. Чтобы мы были поистине благонадежны для Царствия Небесного.

Церковный календарь. 10 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 10 августа

Читаем Апостол. 10 августа

Мульткалендарь. 10 августа. Святитель Питирим Тамбовский

Мульткалендарь. 10 августа. Преподобномученик Василий (Эрекаев), иеромонах

День ангела. 10 августа

Этот день в истории. 10 августа

&nbsnbsp;