1 августа 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

6-я Неделя по Пятидесятнице

(Рим.12:6–14; Мф.9:1–8)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 6-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Сегодняшнее Евангелие – о прощении грехов и об исцелении. Мы видим, что Господь совершает чудо исцеления тогда, когда люди приходят к Нему и являют настоящую веру. У друзей расслабленного вера была крепкая. Они верят, что Господь может исцелить, и что Он больше всего на свете хочет исцелить всех, кто болен какою угодно болезнью. Вера их смиренная. Хотя этот человек, в параличе находящийся, сам ни шага не может сделать, чтобы придти ко Христу, они не просят, чтобы Господь к ним пришел, а сами смиренно приносят своего больного друга к Нему.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 9, стихи 1-8:

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.
3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?
6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.
7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.
8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Послание к Римлянам, Глава 12, стихи 6 - 14:

6 И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
7 имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении;
8 увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
9 Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
10 будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
11 в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
12 утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
13 в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
14 Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 9:1-8) Мф.9:1. Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.
Мф.9:2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели.

Под «Своим городом» Матфей разумеет Капернаум, потому что Господь жил там. Родился Он в Вифлееме, в Назарете же воспитывался, но Капернаум был Его всегдашним местожительством. Этот расслабленный-другой и не тот, о котором говорится у Иоанна, потому что последний лежал при «овчих воротах» в Иерусалиме, а этот был в Капернауме; тот не имел человека, а этого несли четверо, как говорит Марк, так что и сквозь кровлю спустили, о чем не упомянуто у Матфея.

И, видя Иисус веру их,

– или принесших, так как Он часто чудодействовал и ради веры приносящих или же и самого расслабленного.

сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Называет «чадом» – или как создание Божие, или как уверовавшего. Показав, что расслабление произошло главным образом от грехов, прежде всего отпускает их.

Мф.9:3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Мф.9:4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?
Мф.9:5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

Он показывает Себя Богом уже тем одним, что знает их помышления. Обличает же их, как бы это говоря: «Вы думаете, что я богохульствую, так как присваиваю Себе право отпускать грехи, что составляет великое дело. Вы думаете, что Я прибегаю к этому с тою целью, чтобы не быть изобличенным, но, врачуя тела, Я удостоверяю вас, что смогу исцелить и души, – делом, которое гораздо легче, но которое обычно считается более трудным, докажу и отпущение грехов, которое велико, но вам кажется более легким потому, что оно невидимо».

Мф.9:6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. ...
Мф.9:8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

Приказал больному нести свою постель, чтобы не подумали, что случившееся было только призрак, а вместе с тем и для того, чтобы народ, который считал Христа простым человеком, хотя и большим всех, видел чудо.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Господь прощает грехи расслабленному. Радоваться бы; но лукавый ум ученых книжников говорит: «сей хулит» (Мф.9:3). Даже когда последовало чудо исцеления расслабленного в подтверждение той утешительной для нас истины, что «Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи» (Мф.9:6), – и тогда народ прославил Бога, а о книжниках ничего не сказано, верно потому что они и при этом сплетали какие-либо лукавые вопросы. Ум без веры каверзник; то и дело кует лукавые подозрения и сплетает хулы на всю область веры. Чудесам то не верит, то требует осязательнейшего чуда. Но когда оно дано бывает и обязывает к покорности вере, он не стыдится уклоняться, извращая или криво толкуя чудные действия Божии. Также относится он и к доказательствам истины Божией. И опытные, и умственные доказательства представляют ему в достаточном числе и силе: он и их покрывает сомнением. Разбери все его предъявления, и увидишь, что все в них одно лукавство, хоть на его языке это слывет умностию, так что невольно приходишь к заключению, что умность и лукавство одно и то же. В области веры апостол говорить: «Мы... ум Христов имеем» (1Кор.2:16). Чей же ум вне области веры? Лукавого. Оттого и отличительною чертою его стало лукавство.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.9:1–8)

Протоиерей Павел Великанов

Перед нами – ещё один острейший конфликт между Христом и иудейскими законоучителями. Перед Иисусом – несчастный расслабленный, уже не способный не то что сам себе помочь, но даже попросить об этом. Милость его друзей оказывается сильнее любых внешних формальностей: они разбирают кровлю дома – о чем евангелист Матфей умалчивает, но его дополняет Марк – и опускают расслабленного к ногам Спасителя.

Что же вызвало такую резкую, болезненную реакцию книжников – ведь обвинение в богохульстве равнялось смертному приговору? Казалось бы, нормальному человеку следовало бы порадоваться за исцелённого, но, увы, книжники мрачнеют и их сердца охватывает паника. Перед ними – острое несоответствие их представлений и реальных событий: неисцелимо больной своими ногами выходит из дома, Иисус прямо говорит, что причина его болезни – грехи, которые теперь прощены. И прощены не Богом, но Самим Иисусом!

Сама идея о том, что Иисус может прощать грехи для сознания правоверного иудея неприемлема. Есть только Один, в Чьей власти «вязать и решить» – осуждать и оправдывать – Бог Вседержитель, Творец мироздания, Законодатель, с Которым говорил Моисей Боговидец. Когда приносятся кровавые жертвы в храме в День искупления – ответом Бога может быть прощение грехов. И это вполне понятно любому иудею. Но так прощать грехи, запросто, без всяких жертв и ритуалов, без криков обречённых на смерть животных – которые должны умереть вместо согрешивших – это нечто просто немыслимое. Выход для иудеев мыслится только один: Иисус пытается узурпировать то, что принадлежит только Богу – значит, Он – богохульник. Но при этом, видя, как происходит очевидное исцеление – при всей разрастающейся нелюбви к Иисусу – книжники приходят в замешательство.

Окружавшие в тот момент Христа и представить себе не могли, что перед ними – не просто такой же, как они, человек, но Непорочный Агнец, каждый шаг которого – это шаг к Его жертвеннику, на котором Он и принесёт Себя ради жизни каждого человека. Он ничего не узурпирует: в Его власти распоряжаться, когда и кому может быть передано в дар то, что станет совсем скоро достоянием всего человечества – право полного примирения с Богом через жертву Его Единственного Сына.

Вот самое главное, чем христианин отличается от представителя любой другой религии: мы – дерзкие, потому что смеем утверждать то, что в иных религиозных системах является полным безумием – благодаря Христу мы теперь уже не враги Богу, а Его близкие друзья! И вовсе не потому, что мы такие «добрые» и «правильные», «безошибочные» и «непогрешимые». С момента крещения между нами и Богом Судьёй – наш Спаситель, вместо нас отвечающий за наши неправды. Лишь бы только не предавать Его, не отворачиваться от Него! А наша верность Ему выражается в одном: быть подражателями Ему, выполнять то, о чём Он нам говорит в Евангелии, учиться любить, терпеть и прощать друг друга – ведь именно этому Он постоянно учил Своих учеников!

***

Священник Стефан Домусчи

У людей обычно немало претензий к Богу. В свое время один западный драматург говорил, что проблема страданий – это убежище для атеиста. И это, во-многом, правда. Мы, действительно, можем встретить немало людей которые скажут нам, что они не верят в Бога потому что в мире есть страдания. И если бы Он был, Он бы эти страдания смог остановить.

Когда человек становится христианином, его взгляд на мир меняется. По крайней мере, должен измениться. К сожалению сегодня немалое число людей только называют себя христианами, хотя живут так, как будто бы свет христовой истины не присутствует в их жизни, и Христос ничего для них не сделал. И всё, же если они находят в себе силы измениться, изменить свое мировоззрение, то их восприятие боли и страдания тоже меняется.

Внимательно читая Священное Писание, мы увидим, что Бог желает нас спасти, сохранить и уберечь от боли, потому что мир Он создавал не для неё, не для того чтобы человек мучился, страдал, болел. Он сам говорит нам об этом в Своем откровении.

В свою очередь, это свидетельство порождает глубокое доверие к миру, которое оказывается одной из важнейших черт христианства. Мы доверяем миру, потому что он творение Божие, а не просто груда материи…

И вот в этом мире, который был сотворён для любви, радости и совершенства, появляется зло и грех. Но появляются они не по замыслу божьему и не просто случайно и это мы тоже всегда должны помнить. Грех и зло появляется как результат нашего выбора и мы ответственны за то, будет ли в мире больше греха и зла или меньше. Мы никогда не бываем в стороне, мы всегда участники этих процессов и несем за это ответственность. Ответственность за доброе или злое состояние мира.

И вот в сегодняшнем чтении мы слышим как ко Христу приносят расслабленного человека и Он не просто исцеляет его как он нередко делал, но говорит ему: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои»! И этими словами Он прямо показывает насколько несовершенство и боль этого мира связанны с несовершенством каждого из нас, насколько они наших рук дело. Конечно, это не всегда так, конечно есть внешние обстоятельства, от нас не зависящие, но все же есть глубокая и таинственная, не всегда очевидная для нас самих связь между нашими поступками и тем, что с нами и с миром вокруг нас происходит.

Христос говорит юноше «Дерзай»! Но что значит Дерзай? Дерзать — это быть отважным, приободриться… Выходит, когда Он говорит «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои», имеется в виду, что этот унывающий, болеющий, обессиленный человек должен стать мужественным и приободрился, потому что Бог рядом, потому что Он может простить, может обновить его жизнь. В свою очередь это значит, что не всё безнадёжно, значит, что новая жизнь возможна и надо только стать дерзновенным и мужественным. В первую очередь мужественным в борьбе с грехом, в борьбе с унынием! Дерзай, чадо! Начинай заново бороться! Заново, потому что прошлые грехи тебе прощены.

В этой возможности Бога прощать наши грехи таится для нас величайшая радость, но и величайшее же искушение. Радость очевидна, её нет смысла объяснять, а искушение в том, чтобы не начать в сердце своем говорить: «Совершу сейчас грех, а Бог всё равно простит меня».

Каждый из нас по-своему расслаблен и каждый, кто надеется на прощение, слышит в свой адрес «Дерзай, чадо, прощаются тебе грехи твои, начинай заново, вставай, борись иди вперёд к свету Царствия небесного!»

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О «вере их»

Протоиерея Вячеслав Резников

Церковь – единое Тело Христово. И как у каждого члена тела свое назначение, свои возможности, так и все мы в Церкви, «по данной нам благодати, имеем различные дарования». Апостол называет, во-первых, дар пророчества, когда через человека Духом Святым открываются тайны Божьего Промысла. Есть дар служения. Есть дар учения, способность убедительно передавать истины веры. Есть дар увещевания, дар побуждать к добру и отвращать от зла. Есть дар – раздавать – свое или порученное, – и делать это надо «в простоте», не осложняя ни оглядкой (а много ли еще осталось?), ни личным пристрастием. Есть дар начальствовать, со властию управлять людьми, и тут нужно «усердие». Есть дар благотворительности, и главное здесь – радушие, потому что, если его нет, то принимать бывает очень трудно. И все эти взаимосвязи, взаимодействия, взаимослужения призваны скреплять Церковь, делать ее неразрывным Телом Христовым.

И если в человеческом теле все исправно действует и взаимодействует, то заболевший член быстро поправляется. Так и люди, соединенные в Боге любовью, имеют безграничные возможности помогать друг другу. Тут все зависит от всех.

Однажды принесли к Иисусу Христу «расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному» сначала: «прощаются тебе грехи твои», а потом: «встань, возьми постель твою, и иди в дом твой». Подчеркнем: не его веру увидел Господь, а «веру их», и именно по их вере исцелил его. А вера их действительно была необыкновенной. В других Евангелиях даже говорится, что они, «не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный», к ногам Иисуса (Мк.2:4). Вот – сила единения людей, сила их согласованных действий, сила их дерзновенной веры в Иисуса Христа и любви к своему больному другу. Вот что значит – прийти ко Христу. Именно к этому побуждает Апостол, когда говорит: «Любовь да будет непритворна… будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте». А о том, как, придя, надо предстоять, он же пишет: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны».

Так, когда сделаем все, что от нас зависит, исполним каждый свое служение; когда как бы составим вместе и положим к ногам Иисуса раздробленные части тела Церкви, – тогда можем смело надеяться, что Дух Божий войдет, оживотворит его, и будет врачевать немоществующее и восполнять оскудевающее

Церковный календарь. 1 августа

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 1 августа

Читаем Апостол. 1 августа

Мульткалендарь. 1 августа. Преподобный Серафим Саровский

Мульткалендарь. 1 августа. Преподобная Макрина

День ангела. 1 августа

Этот день в истории. 1 августа

&nbsnbsp;