4 июля 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

2-я Неделя по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

(Рим.2:10–16; Мф.4:18–23)

   
Толкование Евангелия на каждый день года.
Неделя 2-я по Пятидесятнице, всех святых в земле Российской просиявших

Протоиерей Александр Шаргунов

Господь призывает братьев: Симона Петра и Андрея, Иакова и Иоанна на служение. Кого избирает Господь Своими самыми первыми учениками на земле? Он избирает тех, кто были учениками Предтечи и Крестителя Иоанна – учителя покаяния. Те, чья жизнь направлена к покаянию, легко открываются к вере Христовой. Поэтому если главные учители покаяния – стыд и совесть – будут потеряны в нашем народе, то люди никогда не смогут следовать за Христом.

Евангелие святого апостола Матфея, глава 4, стихи 18-23:

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,
19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.
21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.
22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.
23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

Послание к Римлянам, Глава 2, стихи 10 - 16:

10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея

(Мф. 4:18-23) Мф.4:18. Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы;
Мф.4:19. и говорит им:

Они были учениками Иоанна. Когда еще Иоанн был жив, они приходили ко Христу, а когда увидели, что Иоанна связали, то опять возвратились к жизни рыбарей. Таким образом, проходя, уловил их, говоря:

идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.
Мф.4:20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Смотри, какими послушными людьми были они, – тотчас последовали за Ним. Отсюда видно, что это было второе призвание. Будучи научены Христом, затем, оставив Его, они тотчас опять последовали за Ним, как только увидели Его.

Мф.4:21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их,

Питать в старости отца, и притом питать честным трудом, – это великая добродетель.

починивающих сети свои, и призвал их.

Они были бедны, и потому, не имея возможности купить новые сети, принуждены были чинить старые.

Мф.4:22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

Зеведей, по-видимому, не уверовал, и потому они оставили его. Видишь, когда нужно оставлять отца: тогда, когда он преграждает путь к добродетели и благочестию. Сыновья Зеведея, увидев, что первые (братья Симон и Андрей) последовали за Христом, тотчас, подражая им, и сами пошли за Ним.

Мф.4:23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия,

Ходит в синагоги еврейские для того, чтобы показать, что Он не противник закона.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский  Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мф.4:18–23)

Протоиерей Павел Великанов

Сегодня, когда Церковь совершает память святых, в земле Русской просиявших, читается Евангелие о призвании апостолов. Рыбная ловля, которой и занимались будущие апостолы до момента встречи со Христом, была очень доходным делом: поэтому и положение рыбака в Палестине было значительно лучше, нежели чем любого крестьянина. Галилейское озеро — иногда именовавшееся «морем» — было богато рыбой, прежде всего крупным карпом — который был важной частью пищевого рациона жителей Галилеи. Поэтому Петр, Андрей, Иаков и Иоанн оставляют ради Христа прибыльный бизнес — и, никому ничего не говоря, отправляются за Учителем. В полную безвестность. Неизбежен вопрос: зачем? им что, плохо жилось? чего-то не хватало? Евангелист Иоанн приводит такие слова Спасителя: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин.6:44). Нередко нам кажется, что вера — это прежде всего решение самого человека. И да, и нет: точно так же, как и в любых отношениях, здесь имеет значение обе стороны — в данном случае и человека, и Бога. Призвание — когда человек слышит зов Бога — можно принять, а можно и пренебречь им. Но как понять, что это действительно — глас Божий, а собственная надуманная фантазия? Для этого у нас есть один очень важный критерий. Ведь только Господь Бог может проникать в самые глубины нашего сердца и знать, чего мы на самом деле хотим. Нередко мы и сами-то не до конца понимаем, что происходит внутри нас — но когда Бог обращается к нам — Он-то не использует холостые патроны: Он — действует наверняка. Поэтому если даже для нас самих неожиданно возникает сильнейший резонанс в нашей душе — явно, Бог нас куда-то зовёт. И не надо этого бояться, пытаться включить на всю мощь свой аналитический аппарат, чтобы обосновать или, напротив, опровергнуть этот призыв. Его надо просто принять — и довериться Богу — также, как это сегодня сделали апостолы — оставив всё, просто пошли за Христом. То, о чем они мечтали, оставляя свои дома — и то, с чем им придётся встретиться — совсем не одно и то же. Но думая, что идут за ярким Учителем, они и предположить не могли, что на самом деле станут ближайшими друзьями Самого Господа Бога, пришедшего во плоти, чтобы спасти весь человеческий род. Не бояться быть предельно открытыми Господу — и внимательно вслушиваться в то, что Он нам говорит — вот к чему нас призывает сегодняшнее Евангелие!

***

 Священник Дмитрий Барицкий

В сцене, о которой мы только что услышали, обращают на себя внимание на две вещи. Во-первых, – реакцию рыбаков на призыв Христа. В обоих случаях Евангелист делает акцент на их решимости. Тотчас Петр и Андрей оставили свои сети. Тотчас Иаков и Иоанн оставили лодку и отца. Они следуют за Спасителем, по сути, оставляют единственный источник пропитания себя и своих семей, не задавая лишних вопросов: а что нам делать с нашим имуществом, а что мы будем теперь есть, где будем брать деньги, а как же наши родные, куда Ты вообще нас зовешь?

Есть и второй важный момент. Несмотря на то, что они вроде бы как оставили прежнюю жизнь, отказались от привычного ремесла, которое дарило им уверенность в завтрашнем дне, Господь неожиданно говорит, что те навыки, которые воспитал в них этот нелегкий труд, пригодятся им и будут использованы в дальнейшем вполне. Они и дальше продолжат заниматься тем, к чему привыкли, в чем были уверены, что, возможно, любили – рыбачить. И это занятие с лихвой покроет не только их нужды и потребности, но и потребности всего мира. Так и случилось. Как говорится в церковном песнопении, своей Евангельской проповедью апостолы «уловили всю Вселенную».

Нечто подобное происходило в судьбах многих христиан. Прп. Иоанн Дамаскин до своего прихода в монастырь считался искусным писателем. В монастыре старец, чтобы воспитать в юном монахе послушание, запретил ему писать. Для многих литераторов – вещь, подобная смерти. Однако Иоанн последовал приказу старца тотчас, как апостолы последовали за Спасителем. Именно благодаря такой готовности пожертвовать чем-то своим ради Христа, его талант вышел на совершенно иной уровень. Спустя много лет он вернулся к любимому занятию. Но теперь это был совершенно иной масштаб. Не будь той жертвенной готовности отказаться от самого дорого и любимого, последовать за Христом до самозабвения, не имели бы мы сегодня ни глубоких богословских трактатов, ни огромного количество удивительных церковных гимнов, которые регулярно слышим за богослужением и автором которых является тот самый, отказавшийся от литературной деятельности прп. Иоанн.

Для нас это важный урок. Порой кажется, что следование за Христом обязывает нас отказаться абсолютно от всего, к чему мы привыкли, в том числе от любимых дел, общения с дорогими людей, посещения привычных мест. На самом деле все несколько иначе. Богу важна наша решимость, готовность по одному Его слову оставить все это. Только так Он сможет вывести нас на совершенно новую орбиту. И если мы делаем этот шаг, Он возвращает нам все наше привычное, но уже в новом формате. То, к чему я привык, что я умею делать, что работало только на меня, доставляло удовлетворение и удовольствие только мне, преображается, очищается и начинает служить большему делу. Оно оказывается искусно вплетено в Божественный замысел, который через меня и мои таланты, преумноженные в несколько раз, действует теперь и в судьбе моих близких.

Дай же нам, Господи, хотя бы толику той решимости и жертвенности, которой обладали Твои верные апостолы, чтобы принести пользу не только себе, но и всем тем, кто нас окружает.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О Царствии Небесном и царстве земном

Протоиерей Вячеслав Резников

В прошлое воскресенье мы со всею Церковью праздновали память всех святых, от века угодивших Богу. А ныне – особо – творим память святых, в земле Российской просиявших. «Слава и честь и мир всякому, делающему доброе»! Но, как истинная любовь ко всему человечеству начинается с любви к родным, так и истинное почитание всех святых невозможно без почитания, в первую очередь, тех, следы чьей жизни остались рядом с нами, на нашей земле. Мы можем посещать места их подвигов, которые доселе посещает их дух. Мы можем молиться у их мощей, прославленных многими чудесами. Мы благоговейно созерцаем предметы, когда-то освященные их прикосновением, и берем целебную воду из источников, возникших по их молитвам. Можно бы назвать не один город на месте бедной кельи, когда-то построенной одиноким отшельником. Преподобный уходил в пустынные леса работать Единому Богу, а мир смиренно тянулся за ним; люди селились вокруг его жилища, чтобы пользоваться духовным руководством. И постепенно возникал белокаменный монастырь, а потом и целый город.

Смиренные иноки мечтали о уединенных подвигах и молитвах, но по послушанию становились епископами, митрополитами, патриархами. Они собирали народ вокруг Христа, и в трудные годы испытаний христианские воины знали, что они защищают не столько временное земное царство, сколько – спасительную православную веру, без которой невозможно наследовать и Царство Небесное.

Так, наши святые старались угодить Богу, по заповеди, а Бог давал им послужить и всему народу. Они хотели трудиться лишь для Царства Небесного, а Господь через них оказывал блага и царству земному. Здесь действовал вечный закон Христов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф.6:33).

Все это наши земляки, такие же люди, как и мы. Все они сначала занимались такими же земными делами, какими и мы занимаемся. Откуда же взялось в них то, за что мы их славим, и чему удивляемся?.. А просто каждый из них когда-то встретился с Господом, и Господь просто позвал его, как позвал первых Апостолов. «Идите за Мною» – «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним».

Церковный календарь. 4 июля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 4 июля

Читаем Апостол. 4 июля

Мульткалендарь. 4 июля. Преподобноисповедник Георгий (Лавров), Даниловский, архимандрит

Мульткалендарь. 4 июля. Мученик Арчилл II, царь Исерский

День ангела. 4 июля

Этот день в истории. 4 июля

&nbsnbsp;