12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
13 Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
14 Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
15 Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
16 А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
17 А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
18 Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
20 Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
36 Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.
37 Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном:
38 как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним.
39 И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.
40 Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться
41не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых.
42 И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых.
43 О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
(Ин. 8:12-20) Ин.8:12. Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру;
Так как они постоянно укоряли Христа Галилеею, а принимали Его за одного из пророков, то Он показывает им, что Он не из числа пророков. «Я, – говорит, – Свет миру, свет в собственном смысле, свет не пророческий, то есть неполный и слабый, но свет истинный, не ограничивающийся пределами Галилеи или Палестины, но Свет миру и Владыка всех людей. Я – Тот, о Ком пророк сказал: «Я положил Тебя светом язычников» (Ис.42:6). Сим изречением можешь пользоваться и против Нестория. Ибо не сказал Господь «во Мне свет миру», но – «Я свет миру». Кто видим был, как Человек, Тот же Сам был и Сын Божий, и свет миру, а не так, как пустословил Несторий, будто Сын Божий обитал в простом человеке. Нет! Сын Марии и Божий, как сказано, был едино.
кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.
«Кто, – говорит, – последует за Мною, тот не будет ходить во тьме», то есть не останется в заблуждении, но освободится от заблуждения и тьмы. Сим вместе одобряет Никодима и служителей, как прямо действующих и потому во свете находящихся, и фарисеям намекает, что они находятся в заблуждении и тьме, и втайне строят ковы.
Ин.8:13. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно.
Когда Он сказал «Я свет миру», Его обвиняют за то, что Он Сам о Себе свидетельствует. О безумие! Он постоянно приводит свидетельства о Себе из Писания, а они обвиняют Его, что Он Сам о Себе свидетельствует.
Ин.8:14. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.
Посему и Он отвечает им по лукавству их. Пусть так, что Я Сам свидетельствую о Себе. Хотя на деле не так, а Я имею трех свидетелей – Отца Моего, дела Мои и Писание, как и выше сказано (Ин.5:33, 5:36, 5:37, 5:39). Положим, что Я Сам свидетельствую о Себе. Но если Я и Сам свидетельствую о Себе, свидетельство Мое истинно потому, что Я знаю, что Я Сын Божий, и не простой человек, но свыше Приходящий, и Бог. Как же свидетельство Мое ложно, когда Я – Бог, и посему достоин веры? Бог, без сомнения, достоин веры и в свидетельстве о Самом Себе. Притом Я и пойду к Богу истинному. Как же, намереваясь идти к Истинному, Я буду лгать?
Ин.8:15. Вы судите по плоти; Я не сужу никого.
«Я, – говорит, – как Бог и Пришедший свыше, свидетельствую о Себе истину; а вы смотрите только на видимое, и, как Я во плоти, вы принимаете Меня за простую плоть, а не за Бога и Пришедшего от Бога».
«Вы судите по плоти», то есть ошибочно. Как о живущем по плоти говорится, что он живет порочно, так и о судящем по плоти нужно сказать, что он неправедный судья.
Ин.8:16. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.
Потом, как бы кто сказал: «Если мы, иудеи, судим несправедливо, то почему не наказываешь, почему не осуждаешь?» А Он говорит: «Я не за тем пришел, чтобы судить. Я ныне не сужу никого; а если и сужу, то суд Мой истинен, и если бы Я захотел судить, вы были бы осуждены. Ныне же вы остаетесь без осуждения не потому, будто Я не могу осудить вас, но потому, что ныне не время, так как осуждение на вас Я сберегаю до второго Пришествия.»
Так и в другом месте Он говорит: «Я пришел не судить мир, но спасти» (Ин.12:47). А что Судия всех есть Он, слушай неложные уста: «Отец весь суд отдал Сыну» (Ин.5:22). Посему, когда слышишь «Я не сужу никого», то разумей сии слова не о будущем Пришествии, а о первом.
Сказав «Я не один только, но и Отец Мой со Мною», Он объявил: не один только Я осуждаю вас, но и Отец. Ибо не иначе сужу Я, и иначе судит Отец, но – как Я, так и Он, и как Он, так и Я.
Ин.8:17. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
Ариане и евномияне, не признающие Сына Единосущным Отцу, пусть скажут здесь: «Если бы Он не был Единосущен, то как бы осмелился сказать «Я имею свидетельство и достоверность такие же, как и Отец»?»
Как два человека свидетельствуют о чем-либо и свидетельство их истинно (Втор.19:15), очевидно, что и достоверность их одинакова. Так и здесь Он доказывает, что свидетельство Его Самого ничем не ниже свидетельства Отца. Ибо слушай, с какою властью говорит Он далее:
Ин.8:18. Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.
Видишь ли равенство власти, и как Он выставляет Себя столько же достоверным, сколько и Отец? Этого Он не осмелился бы сказать, если бы достоинством был ниже Отца и не был бы Ему равен и Единосущен. Ибо если бы Он хотел показать, что в чем-нибудь уступает Отцу и меньше Его, то не сопричислил бы Себя к Отцу и свидетельства Своего не сопоставил бы со свидетельством Отца, но, будучи рабом, как богохульствуют еретики, обратился бы к кому-нибудь из сорабов и его сделал бы сосвидетелем, например бы, Иоанна, Моисея; да и вообще, если бы Он пожелал таких свидетельств, нашел бы их множество. Но теперь Он желает показать Свое Единосущие с Отцом, потому и сопричисляет Себя к Отцу. Если в других местах Он приводит в свидетели о Себе Иоанна, Моисея и пророков, то не удивляйся сему. Он делает это приспособительно к понятию слушателей. Они Иоанна и Моисея ставили выше Его; посему Он и приводит свидетельство тех, кого они считали славными и великими. Высокое понятие они имели о Боге и Отце. Ибо что иное прославляли они, как не Бога? Посему теперь Он приводит свидетелем и Его Самого, Сущего над всеми Бога. А как Он и Самого Себя сопоставляет с таким непогрешимым и неложным Свидетелем, то весьма очевидно, что Он имеет одинаковую с Отцом важность и власть. И те, которые называют Его рабом и по всему меньшим Отца, должны посрамиться.
Ин.8:19. Тогда сказали Ему: где Твой Отец?
Иные думают, что иудеи сказали Господу «где Отец Твой» в обиду и укоризну. Так как мнимый отец Его Иосиф был беден, то словами «где Отец Твой» иудеи говорят как бы так: «Отец Твой безвестен и низкого рода, что же Ты нам постоянно напоминаешь о нем?»
Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего;
Так как спрашивали Его об Отце в виде искушения, а не с целью познать истину, то Он их и не удостаивает ответа, но говорит: «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего», то есть не можете знать Отца моего без Меня. Хотя вы и думаете, что почитаете Бога, но как не веруете, что Он Отец Мне, истинному Сыну, то нет вам никакой пользы. Вы и не знаете Его, как должно знать. Иначе вы знали бы и почитали и Меня. А как теперь вы не знаете и не почитаете Меня, то и Его не знаете и не воздаете Ему чести, хотя думаете и наоборот. А что вы не знаете Меня, в том виноват не другой кто, а вы сами.
если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
Слышишь ли, нечестивец, подчиняющий Сына Отцу? Если бы Он не был Единосущен с Отцом, то как бы сказал, что «если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца»? Ибо если, по вашему мнению, Сын есть тварь, то как знающий тварь знает и Бога? Кто знает существо ангела, тот еще не знает уже и Существа Божия. Если же знающий Сына знает и Отца, то Сын подлинно одного и того же Существа с Отцом. Будешь ли утверждать, что знающие тварь знают и Бога? Никак. Ибо многие и даже все видят и знают тварь, а Бога никто не видит и не знает.
Ин.8:20. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
«Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме». Так Он держал Себя смело! И, однако же, дышавшие убийством против Него, имея Его в руках, не смели взять Его. И при этом они не понимали, что делом силы истинно божеской было то, что Он, окруженный врагами, среди их оставался невредимым и неприкосновенным, тогда как они прежде Пасхи искали Его и подстерегали. Кого искали, когда Его не было, и против Кого, даже в отсутствие Его, неистовствовали, Того, когда Он среди сетей, не могут взять. И при всем этом не признают Его силы, потому что еще не пришел час Его, то есть не наступило еще предназначенное время смерти Его, в которое Он хотел предать Себя на оную. Ибо и тогда они не могли бы ничего сделать над Ним, если бы не наступило определенное время, которое Он Сам назначил Себе. Распятие было делом не бессилия, но дозволения; ибо Он дозволил, когда захотел. Они давно желали умертвить Его, но были удерживаемы невидимыми узами силы Его. Ибо Ему нужно было долее оставаться живым во плоти, дабы доставить людям более пользы чрез совершение больших чудес и преподание большего учения.
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни», – говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово, и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя. Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант. Учит Господь, что Бог Три-Ипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем – это Божественный свет, освещающий не земноутешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную – это обскурант. Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однако, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение чрез крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия – и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант. Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, – это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант. Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант. Господь учит: помни последняя – смерть, суд, ад, рай, – и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма, и уклонитесь от нее.
Протоиерей Александр Шаргунов
Христос называет Себя светом мира. Он — свет во откровение языков, и потому — свет мира. Видимый свет мира — солнце. Одно солнце освещает весь мир, и точно так же освещает его один Христос, и нет нужды в другом свете. В какой мрак погрузился бы мир, если бы не было в нем солнца! И в какой мрак, если бы не было в нем Христа, Которым свет пришел в мир.
Господь говорит: «Кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни». Призвание человека — следовать за Христом. Христос — истинный свет, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. Недостаточно смотреть на этот свет, но мы должны следовать за ним, ходить в этом свете, ибо это свет — стопам нашим, не только глазам нашим. Блаженны идущие вслед Христу, они никогда не будут ходить во тьме. Они будут иметь свет жизни — духовной жизни здесь на земле и вечной жизни — в будущем веке. Их путь — вслед Христу — до небес.
«Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно». Как будто они не знают, что Моисей и пророки были собственными свидетелями, когда были посланцами Божиими. «Если Я и Сам о Себе свидетельствую, — говорит Христос, — свидетельство Мое истинно». Он — свет мира, а свойство света быть видимым всеми, имеющими очи. Свет самоочевиден.
Господь осознает Свою Божественную власть. В Его словах нет ничего неопределенного. «Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду», — говорит Он. Он знает, что Он пришел от Отца и идет к Отцу. Пришел от славы и идет к славе.
В то время как судии Его исполнены невежества: «А вы не знаете, откуда Я и куда иду». Он сказал им, что Он пришел с небес и возвращается на небеса, но это звучит для них безумием. Они взяли на себя право судить то, что не разумеют. «Вы судите по плоти. Я не сужу никого», — говорит им Христос. Их суд — по земным меркам, а Господь не участвует в их чисто земных заботах, политических интригах, и в этом смысле Он не судит никого. «А если и сужу, — добавляет Он, — то суд Мой истинен». Если Он будет судить, они будут осуждены. Его суд делает непререкаемым присутствие с Ним Его Отца. «Я не один, но Я и Отец, пославший Меня», Он не делает ничего отдельно от Отца, но все совершает во имя Свое и во имя Отца. И Господь смиренно напоминает им иудейский закон о том, что свидетельство двух человек истинно. Он применяет этот закон к Себе: «Я Сам свидетельствую, и свидетельствует о Мне Отец». Если свидетельство двух лиц — людей, которые могут обмануть и могут быть обмануты, — вы принимаете, насколько больше свидетельство Сына Божия относительно Себя, соединяемое со свидетельством Отца о Нем!
И мы видим далее, как в своей ненависти ко Христу, они распускают свои языки, но пока не могут наложить на Него руки. «Они сказали Ему: где Твой Отец?» Они могли бы легко понять, что когда Он говорил им об Отце, Он говорил им о Самом Боге. Однако делают вид, что речь идет о каком-то человеке — пусть он придет и засвидетельствует о Нем. Поистине, они судят по плоти, и этот суд, оказывается, может быть предельно гнусным. «Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего», — говорит им Христос.
Бессмысленно говорить с такими людьми о вещах Божественных. Их взор помрачен, они не видят света славы, сияющего на лице Христа. И Господь показывает истинную причину их незнания Бога. «Если бы вы знали Меня, — говорит Он им, — то знали бы и Отца Моего». Причина, по которой люди не знают Бога, — незнание ими Христа. Чем лучше мы знаем Христа, тем лучше узнаем и Отца.
«Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме». Первосвященники могли бы с помощью стражи схватить Его или предать ярости толпы, или, по крайней мере, заставить замолчать Его. Но даже в Храме, там, где Он стоял рядом с ними, никто не взял Его, потому что «еще не пришел час Его».
Они были удержаны невидимой силой. Бог может ставить предел человеческой злобе, подобно тому как Он морю положил предел. «Его час еще не пришел». Слово Божие напоминает нам, насколько время нашего исхода из этого мира зависит от таинственного совета Божия. Это время придет, оно приходит, оно еще не пришло, но оно — рядом. Наше время — в Божиих руках, и это лучше, чем если бы оно было в наших. Любовь Христа распятого и воскресшего определяет его.
***
Протоиерей Павел Великанов
Евангелист Иоанн продолжает рассказ о нарастающем непонимании между Иисусом и иудейскими религиозными лидерами. Его слова о Себе как о «свете миру» вызвали глубокое недоумение: как человек может Сам Себя так высоко именовать? Даже если теоретически такое допустить, то требуется подтверждение со стороны хотя бы двух внешних свидетелей! В ответ Иисус использует традиционный раввинистический аргумент «насколько же более»: если для вас достаточно свидетельства двух обычных людей – насколько же более истинно свидетельство Отца и Сына? На протяжение всего повествования мы слышим, как Иисус постоянно ссылается на свидетельство Своего Отца – Которого иудеи считают своим Богом. Против такой аргументации иудеям возражать крайне трудно: они действительно видят, что Иисус совершает такие дела, какие не под силу никакому обычному человеку – он явно обладает какой-то особой, исключительной духовной силой, не меньшей, чем иудейские пророки – и это игнорировать невозможно. Но поскольку Он Своими словами существенно меняет привычные акценты и разбивает давние стереотипы – согласиться с Ним значило бы подвергнуть серьезному риску устойчивость всей религиозной системы. Значит, скорее всего, источник Его особой силы – не Бог, а диавол – так склоняются считать иудейские старейшины. Но Иисус решительно отказывается от подобных обвинений и призывает в свидетели Того Самого Бога, Которому иудеи и служат. Отчаявшись найти выход из этого замкнутого круга, старейшины буквально требуют, чтобы Бог Отец выступил как свидетель того, что Иисус – не самозванец. В ответ Иисус говорит: если бы вы на самом деле служили Моему Отцу – Которого вы называете «вашим Богом» – у вас и вопроса бы не возникло, откуда Я пришёл и Кто Меня послал. То, что у вас этот вопрос есть – уже показатель наличия серьезных проблем в ваших отношениях с Богом.
На это возразить законоучителям уже совсем нечего – и они отходят, затаив в сердце злобу и обиду, но пока не понимая, каким образом подловить Иисуса и предать смерти.
Как важно и нам, ученикам Христовым, помнить о важности подтверждения нашей веры не словами, а конкретными делами! Ведь никто от нас не застрахован от того трагического разрыва, который произошёл в еврейском народе – разрыва между опытом живого Богообщения и погружённости в религиозный ритуал! Чтобы этого не произошло, надо не бояться задавать себе вопрос: вот я пощусь – это на самом деле меня приближает к Богу – или всего лишь я ставлю «галочку» в списке моих добрых дел для предъявления Господу Богу? А вот я встаю на молитву – мне действительно хочется пообщаться с Богом – или просто требуется «правило вычитать» – чтобы духовник не расстраивался? Чем больше таких вопросов – тем некомфортнее внутри, но и существенно меньше шансов свалиться в самоуверенность и религиозную самодостаточность.
Помоги же нам, Господи, почаще быть искренними в отношениях с Тобой!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Разговор, о котором мы узнали из этого отрывка, произошел во дворе Иерусалимского храма около сокровищницы. Ежедневно здесь собиралось множество людей для того, чтобы внести пожертвование на различные храмовые нужды.
Христос заявляет всем собравшимся, что Он свет всему миру. О чем идет речь? Смысл слов Спасителя будет понятен глубже, если мы учтем, что все происходившее имело место во время одного из трех самых великих иудейских праздников, праздника Кущей. Он был посвящен воспоминанию о сорокалетнем странствовании евреев в пустыне после их исхода из Египта, и праздновался целую неделю. В первый вечер праздничной седмицы в одном из дворов Храма зажигали огромные подсвечники. Это было своеобразной иллюминацией. Поскольку храм возвышался на горе, отражаемый им свет разливался по всему Иерусалиму. Это церемония в сознании евреев имела глубокий смысл. Она являлась символом восстановления Израильского царства, которое, согласно древним пророчествам, вберет в себя все языческие народы. Иерусалимский храм станет тем центром, которые подарит свет истины всему миру. Блуждание человечества в пустыне безбожия и языческого неверия закончится. Конечно же, все эти упования были связаны с приходом Мессии.
Вот на этом фоне и звучат слова Христа о том, что Он свет миру. Так Господь заявляет евреям, что их надежды и чаяния исполнились. Мессия, которого они так ждали, пришел. От храма свет отражается только одну ночь в году. Однако тот, кто станет последователем Христа, сможет видеть и находиться в этом свете ежедневно.
Слова, сказанные во дворе Иерусалимского храма две тысячи лет назад, адресованы и каждому из нас. Ведь, когда мы одни, вся наша жизнь – бескрайняя пустыня, по которой мы вынуждены блуждать, словно в потемках. Наши ноги подкашиваются, на каждом шагу мы спотыкаемся о те проблемы, которые не в силах самостоятельно преодолеть или же избежать. А потому каждый из нас нуждается в надежном проводнике, в светильнике, который будет освещать нашу дорогу, во Христе. Пойдем за Ним, и каждый наш шаг будет тверд и надежен. А тот путь, по которому Он ведет нас, приведет в конечном счете к славе Божией, к радости Царства Небесного.
О жизни во свете и во тьме
Протоиерей Вячеслав Резников
Однажды в беседе с иудеями Господь сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Господь превыше всякого света, как Он превыше всего, что мы знаем. Но Он часто сравнивается с разными явлениями видимого мира, и особенно — со светом, который противостоит тьме.
А что такое духовная тьма? – Вот, человек впервые приходит на исповедь. Священник спрашивает: «В чем согрешил»? – А он отвечает: «Ни в чем». И это за несколько десятков лет жизни! Значит, свет Христовых заповедей ему неведом, и всю жизнь для него было только: «мне так нравится», «я так хочу», «я так считаю», «мне так приказали», «у меня такой характер». И лишь когда начнет читать Священное писание, в душу войдет свет, и он поймет, что существует добро, которое обязан делать, и существует зло, которого делать нельзя, хотя бы весь мир в нем погряз.
Но вот человек познал свои грехи, в нем пробудилась совесть, и настолько пробудилась, что жизнь стала не мила: он не видит, кто бы избавил его от этого страшного груза. Но вдруг в его душу, как в дом Корнилия сотника, мощным потоком света входит Апостольское слово: «Бог» «послал» «слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа». «Он ходил», «исцеляя всех, обладаемых диаволом, и мы свидетели всего, что сделал Он». «О нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его». – Вот и осветился путь, к Кому идти, чтобы получить желаемое.
Так и все, что в жизни с нами случается, может быть во тьме, а может быть во свете. Вот иудеи, хотя и ненавидели Иисуса, но на этот раз «никто не взял Его». Почему? Потому что побоялись? Потому что Он скрылся? – Так судят те, кто еще во тьме. А на самом деле, его не взяли только потому, что «еще не пришел час Его». В руке Божией все сроки, и кто всегда помнит об этом, тот уже не во тьме.
Сотворенные, чтобы жить во свете, мы не должны быть во тьме. Иудеи не верили Господу, говоря: «Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно». А Он ответил: «Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, Пославший Меня». И если Господь указывает, как на свидетеля, на Своего Отца, то это безусловно значит, что, если бы не погрузились во тьму богоотступничества, то столь же реально, как и воплотившегося Сына, видели бы и Небесного Отца, и слышали бы Его свидетельство.
Начинается же свет Христов со святого Евангелия. Этот свет просвещает всех, и если у тебя нет Евангелия, то никто в этом не виноват. Нет, значит, не ищешь, как следует, как хлеб ищут. Нет, значит, не молишься, чтобы Господь послал. Нет, значит не даешь обета каждый день открывать эту Святую Книгу. А то — возьми у знакомых и перепиши. Ведь раньше книги только так и распространялись, и христианство завоевало мир, когда типографий не было. В прошлом веке Евангелие было доступнее любой книги, но потом стало почти как во времена гонений. И Господь не напрасно попустил этому. Мы не ценим то, что дается даром, как не ценим солнечный свет. И теперь Господь, прежде, чем открыть Свою волю, ждет, чтобы ты делом показал, что действительно хочешь познать ее и сделать законом своей жизни.
|