23 апреля 2021 года

Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Пятница 6-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА (седмица ваий)

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Пятница 6-й седмицы Великого Поста

Сказано: молись, чтобы не внити в искушения касательно веры. Молись, чтобы вместе с демоном хулы и гордыни не внити в искушения самомнением ума твоего. Молись, чтобы по Божию попущению не внити тебе в явное диавольское искушение по причине худых мыслей, какие ты помыслил умом своим и за которые попускаются на тебя искушения. Молись, чтобы не отступил от тебя ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани, и не разлучил тебя с ним. Молись, чтобы не внити в искушение – раздражать одного против другого, или в искушение двоедушия и сомнения, которыми душа вводится в великое борение.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 66:10-24. На веч.: Быт. 49:33-50:26; Притч. 31:8-32)

Бытие. Глава 49, стих 33, Глава 50, стихи 1-26:

33 И окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему.
1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.
2 И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.
3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.
4 Когда же прошли дни плача по нем, Иосиф сказал придворным фараона, говоря: если я обрел благоволение в очах ваших, то скажите фараону так:
5 отец мой заклял меня, сказав: вот, я умираю; во гробе моем, который я выкопал себе в земле Ханаанской, там похорони меня. И теперь хотел бы я пойти и похоронить отца моего и возвратиться.
6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.
7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,
8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.
9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.
10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.
11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.
12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;
13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.
14 И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего.
15 И увидели братья Иосифовы, что умер отец их, и сказали: что, если Иосиф возненавидит нас и захочет отмстить нам за всё зло, которое мы ему сделали?
16 И послали они сказать Иосифу: отец твой пред смертью своею завещал, говоря:
17 так скажите Иосифу: прости братьям твоим вину и грех их, так как они сделали тебе зло. И ныне прости вины рабов Бога отца твоего. Иосиф плакал, когда ему говорили это.
18 Пришли и сами братья его, и пали пред лицем его, и сказали: вот, мы рабы тебе.
19 И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога;
20 вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;
21 итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их.
22 И жил Иосиф в Египте сам и дом отца его; жил же Иосиф всего сто десять лет.
23 И видел Иосиф детей у Ефрема до третьего рода, также и сыновья Махира, сына Манассиина, родились на колени Иосифа.
24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
25 И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.
26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

Книга пророка Исаии. Глава 66, стихи 10-24:

10 Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нем,
11 чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его.
12 Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов – как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.
13 Как утешает кого-либо мать его, так утешу Я вас, и вы будете утешены в Иерусалиме.
14 И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень, и откроется рука Господа рабам Его, а на врагов Своих Он разгневается.
15 Ибо вот, придет Господь в огне, и колесницы Его – как вихрь, чтобы излить гнев Свой с яростью и прещение Свое с пылающим огнем.
16 Ибо Господь с огнем и мечом Своим произведет суд над всякою плотью, и много будет пораженных Господом.
17 Те, которые освящают и очищают себя в рощах, один за другим, едят свиное мясо и мерзость и мышей,- все погибнут, говорит Господь.
18 Ибо Я знаю деяния их и мысли их; и вот, приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою.
19 И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей: и они возвестят народам славу Мою
20 и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу на конях и колесницах, и на носилках, и на мулах, и на быстрых верблюдах, на святую гору Мою, в Иерусалим, говорит Господь,- подобно тому, как сыны Израилевы приносят дар в дом Господа в чистом сосуде.
21 Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь.
22 Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше.
23 Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь.
24 будут выходить и увидят трупы людей, отступивших от Меня: ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти.

Притчи Соломона. Глава 31, стихи 8-31:

8 Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
9 Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего.
10 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов;
11 уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка;
12 она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
13 Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками.
14 Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой.
15 Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим.
16 Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник.
17 Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои.
18 Она чувствует, что занятие ее хорошо, и – светильник ее не гаснет и ночью.
19 Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено.
20 Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся.
21 Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды.
22 Она делает себе ковры; виссон и пурпур – одежда ее.
23 Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли.
24 Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским.
25 Крепость и красота – одежда ее, и весело смотрит она на будущее.
26 Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее.
27 Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности.
28 Встают дети и ублажают ее,- муж, и хвалит ее:
29 “много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”.
30 Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы.
31 Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела́ ее!

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник ВышенскийКончились дни св. Четыредесятницы! Теперь всякий сядь и сведи итоги, – что было в начале и что есть теперь? Была купля: что же, какова выручка? есть ли хоть малая прибыль? Выступили мы на ристалище: что же, гнались мы и, гнавшись, достигли ли ожидаемого? Борьба была объявлена: что же, вооружались ли мы, дрались ли, и дравшись, пали или победили? 

Внимательные и бодренные постники, с сердцем сокрушенным и смиренным потрудившиеся, конечно, озираясь назад, не могут не порадоваться. Нам же, нерадивым и плотоугодливым, только о сластях и утехах хлопотавшим, всегда одно стыдение лица. А то и этого нет. Иных бьют, и не больно им, потому что у них лоб медян и шея железна.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Быт. 49:33-50:26)

Священник Дмитрий Барицкий

Мы помним, как внук Авраама, еврейский патриарх Иаков по благословению Божию и в результате удивительных стечений обстоятельств переселяется со всей своей семьей и имуществом в Египет, к своему сыну Иосифу. К тому времени Иосиф был вторым человеком в Египте после фараона и пользовался неограниченными уважением и властью. Поэтому и своих родственников с разрешения царя Египта он поселяет на удивительно плодородной долине в дельте реки Нил. Местность эта называлась Гесем. Предание говорит, что плодородие той земли было такое, что даже еврейские женщины за раз рожали сразу двух или трех младенцев. Численность Израиля резко увеличилась. Также здесь были богатые пастбища. Народ Божий мог заниматься здесь привычным для него делом — пасти скот. Кстати, в сознании многих египтян такое занятие было делом низших слоев населения. Поэтому местные жители чурались евреев и не входили с ними в близкий контакт. Именно этот факт помог евреям сохранить свою идентичность, избежать ассимиляции более многочисленным и культурно более развитым народом.

Спустя некоторое время Иаков стал совсем стар. Он призывает своих сыновей и каждому из них предсказывает судьбу его потомков. Каждый из двенадцати братьев станет патриархом, то есть родоначальником своего клана, или как еще говорят, колена. Все вместе эти колена, числом 12, и будут образовывать еврейский народ. Самым сильным из них будут колено Иуды. Поэтому однажды евреи получат еще одно имя — иудеи. После того, как Иаков умирает, Иосиф хоронит его останки. Однако делает это не в Египте, а в Палестине. Так Иосиф с одной стороны выполняет волю родителя, лежать в той земле, которую Бог обещал его потомкам, с другой показывает, что родина еврейского народа находится в Земле Обетованной. Именно сюда Израиль должны вернуться в будущем.

Сам Иосиф прожил долгую жизнь. Говорится, что он видел детей своего сына Ефрема до третьего рода и отошел ко Господу в возрасте 110 лет. Перед смертью он просит лишь одного — когда весь еврейский народ будет возвращаться в Палестину, и его останки должны покинуть Египет и лечь в родную землю. В будущем так и было сделано. По распоряжению Моисея саркофаг с телом Иосифа сопровождал евреев на протяжении всего их Исхода из Египта, и был положен в одной из гробниц Земли Обетованной.

Так заканчивается книга Бытия, первая книга Священного Писания. Горстка кочевников во главе со своим патриархом чудесным образом оказывается в богатом и процветающем Египте. Здесь в тепличных условиях, пользуясь покровительством самого фараона, евреи набирают силы и становятся великой нацией. Именно им суждено будет сыграть главную роль в судьбе человечества — подарить этому миру Спасителя Господа Иисуса Христа.

***

Священник Антоний Борисов

Хеврон — один из древнейших городов мира. В настоящее время он принадлежит Палестинскому государству, но по-прежнему является местом паломничества для христианских, иудейских и мусульманских паломников. Все они стремятся посетить и своими глазами увидеть так называемую Гробницу Патриархов. Она представляет собой мавзолей в центре Хеврона. Согласно преданию здесь обрели последнее пристанище легендарные библейские герои — Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.

В сегодняшнем библейском чтении описываются обстоятельства того, как был захоронен в Хевроне праотец Иаков. Смерть настигла его в Египте, куда он переселился со всем своим огромным семейством по приглашению сына Иосифа, ставшего правой рукой фараона. Иаков был очень благодарен египтянам за гостеприимство, но желал быть похороненным рядом с отцом и дедом — Исааком и Авраамом, соответственно. Подобное желание не было какой-то блажью. Дело в том, что мировоззрение ветхозаветных праотцев определялось заветом, который Бог заключил с Авраамом и через него с народом еврейским. Согласно этому договору (именно так на современный русский язык переводится слово «завет») Господь обещался защищать избранный Им народ на земле, данной Аврааму. Потому Иаков, а затем и Иосиф стремились быть похороненными именно в Хевроне — недалеко от дубравы Мамре, где растет до сих пор знаменитый дуб. Под его кроной произошло знаменитое явление Святой Троицы патриарху Аврааму.

Итак, сегодняшнее библейское чтение просит нас помнить собственные корни — дорожить историей своих предков, учитывать и ценить их опыт. Благоговейное отношение к прошлому, проявленное древними евреями, оказало влияние и на египтян. Фараон не только отпустил Иосифа похоронить отца, но и предоставил почетный караул. Жители Египта соблюдали многодневный траур по Иакову вместе с его семьей. Интересно отметить одну историческую деталь — в определенный момент своей истории египетское государство решило отказаться от многобожия и ввело культ единого бога, которого прославляло словами, схожими с библейскими. Кто знает — быть может, именно благочестивый пример Иакова и его рода оказал на египтян такое положительное влияние?

Еще одна вещь, которой учит нас Библия в услышанном отрывке, — призыв всячески избегать злопамятства. Старшие сыновья праотца Иакова очень боялись, что после смерти отца, младший брат Иосиф, проданный ими в рабство, начнет мстить. Но мы видим совершенно иное. Иосиф не только не причинил зла неразумным братьям, но заботился и о них самих, и об их детях, внуках. Даже в жестокие времена Ветхого Завета милосердие играло определяющую роль в жизни праведников. Они осознавали, что побеждать зло в мире нужно начинать, прежде всего, с себя. Святой Иосиф не стал мстить братьям и таким образом показал пример им самим и их детям — как нужно исполнять заповеди Божии. Подобный образец пусть и древнего, но искреннего милосердия будет полезен и всем нам.

***

(Книга пророка Исаии 66:10-24)

Иеромонах Феоктист (Игумнов)

Поистине, удивительно пророческое прозрение Исайи! В библейской науке принято разделять его книгу на три части, которые были написаны в разное время. При этом вторая и третья части — уже после смерти самого пророка. То есть сегодня принято считать, что написанное в книге пророка Исайи после 39-й главы не имеет отношения собственно к Исайе. Это слова каких-то других людей. Но как бы то ни было, невозможно не удивляться точному исполнению пророчеств. Очевидно, что анонимный пророк был в не меньшей степени вдохновлён Богом, чем и тот, чьим именем он надписал своё пророчество. Более того, он затрагивает те же самые темы, что и Исайя. Он говорит об уклонении израильского народа от богопочитания, о гордости и последствиях этих греховных состояний. Любопытно, что о подобном, но уже с другой стороны, говорит и апостол Павел в своём послании к Римлянам: «Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: „ветви отломились, чтобы мне привиться“. Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя» (Рим. 11,17–21). Книга пророка Исайи говорит о тех бедствиях, которые постигнут — и как мы знаем, постигли — народ Израиля. Действительно, Бог отверг ветхозаветное священство и сегодня делает священниками людей, невзирая на их происхождение, тогда как Ветхий Завет ставит обязательным условием священства происхождение от Аарона, брата Моисея. Бог сделал христиан Новым Израилем, наследниками Авраама не по плоти, но по духу. Апостол Павел предупреждает, что Бог в силах все изменить ещё раз. Новозаветное избрание бывших язычников на служение Богу не должно давать повод для гордыни и превозношения. Апостол говорит очень чётко: «Не гордись, но бойся». Конечно, бояться надо не теоретической возможности лишиться того, что мы сейчас имеем, бояться нужно самих себя, своего греха, ведь именно он послужил причиной трагедии израильтян, именно он может послужить причиной и христианской трагедии, как личной, так и общей.

***

Священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний отрывок — очередное предсказание пророка Исаии о наступлении царства Мессии. Весь мир, по его словам, подобно огромной реке, направит свои воды в Иерусалим. Здесь возникнет христианская Церковь. Через нее божественная благодать распространится на тех из евреев, кто примет Христа. Для них это будет опыт долгожданной встречи и радости. Поэтому Исаия использует образ матери, которая ласкает своего ребенка. Подобную заботу испытает каждый, кто откликнется на призыв Евангелия.

Принять участие в этой радости призваны не только представители Израиля. Ученики Христа пойдут с проповедью по всему миру. Поэтому и перечисляются названия тех стран, которые ассоциировались в сознании евреев с самыми далекими странами: Фарсис, то есть, Испания, Пул и Луд, то есть, Африка, Тубал и Яван, то есть, Малая Азия. Каждый из проповедников будет нести на себе особый знак Божественного покровительства. Речь идет об особых благодатных дарах, которые апостолы получили в день Пятидесятницы. Дух Святой дал им силы говорить на других языках, исцелять больных, воскрешать мертвых, пророчествовать. А потому и проповедь учеников Спасителя будет иметь грандиозный успех. В церковь войдут многие язычники, именно они сформируют в конечном счете ее ядро.

Однако не все примут Христа. Для того, чтобы описать их участь пророк Исаия использует знакомый всем его слушателям образ. Около южных ворот Иерусалима находилось место, которая называлась долина Энномова или Геена. Это было нечто вроде городской свалки. Сюда свозили нечистоты и падаль. Здесь постоянно пылал огонь и стоял смрадный запах. Именно такое состояние будет, по мысли Исаии, у тех, кто не примет долгожданного Мессию, то есть, отступит от Бога. Страсти, которые в них живут и с которыми они ничего не смогут поделать, будут пожирать их изнутри.

Все сказанное пророком является актуальным и для нас. Несмотря на то, что мы принадлежим к христианской Церкви и формально приняли Мессию, наше состояние может ничем не отличаться от того, в каком оказались некоторые из представителей богоизбранной нации. Ведь Господь входит в наше сердце не по факту крещения. Он поселяется в душах тех людей, которые сознательно стремятся проводить свою жизнь согласно евангельским заповедям. А потому лишь от нашей решимости и усилий часто зависит будем мы проводить жизнь в долине Энномовой или же испытаем на себе всю полноту отеческой заботы и материнской ласки нашего небесного Родителя.

***

(Притчи Соломона, Глава 31:8-32)

Священник Стефан Домусчи

Внимательное чтение священного писания позволяет говорить о том, что христианство как религия предлагает активную социальную позицию. Оно говорит не только о человеке самом по себе, но видит в нем так же члена того или иного общества. Поэтому и заботится оно не только о конкретном человеке но и об обществе в целом. Оно стремится к тому, чтобы общество было устроено на честных разумных основаниях. Если мы посмотрим Ветхий завет особенно первые книги книги моисеевы мы увидим насколько эти книги полны этических социальных предписаний. В них очень много указаний на то, как должна быть в устроена жизнь народа Божьего. Она должна быть честный и справедливый, в народе должно быть честное распределение благ, честная оплата труда, люди должны быть настроены на взаимопомощь… Кто-нибудь может сказать, что христианство заботится только о спасении души, что оно зовёт человека в Царствие небесное и его не интересует жизнь мира.

Первая часть этого утверждения верна. Церковь действительно зовет человека в Царство небесное. Но нельзя забывать, что путь в этот царство пролегает через его обычную жизнь, жизнь семейную и жизнь общественную. Конечно, в этой жизни важны таинства, молитва, аскетические подвиги… Но и пройти мимо ближнего по пути в Царствие небесное невозможно. Неслучайно такой великий подвижник и пустынножитель как подобный Макарий говорил «моё Спасение в моём ближнем».

Итак путь в Царствие небесное это наш совместный путь и если мы оставляем справедливость и не интересуемся благополучием ближнего, вряд ли мы можем считаться полноценными христианами. Даже те люди которые уходили в пустыню продолжали молиться о своих братьях оставшихся в миру.

Сегодняшнее чтением начинается с настойчивого указания на то, как человеку вести себя в обществе и по отношению к обществу. Открывай уста твои за безгласного и для защиты сирот. Открывай уста для правосудия и для дела бедного и нищего. Может показаться, что это дело царя, но чтение это читается в церкви, читается для оглашенных… То есть нормы, которые оно провозглашает — это базовые нормы для всех, основа христианской жизни. Кто же упоминается в нем? Кому мы как христиане должны оказывать помощь? Безгласные, сироты, бедные и нищие… Тысячи лет звучат призывы, которые мы слышали сегодня, но все те, кто в них упоминался, существуют и продолжают нуждаться в помощи.

Если мы хотим быть христианами, нам не может быть всё равно, что кто-то рядом с нами оказывается унижен, беспомощен, голоден, болен или лишён своего человеческого достоинства… Конечно мир жесток, в нем есть ненависть, злоба соперничество… Но он не сводится к этому… И христиане должны быть закваской новой Евангельской жизни, той жизни, в которой все это если и не побеждено до конца, то побеждается совместными усилиями. Конечно, мы понимаем, что Царствие небесное на земле невозможно…, но если христиане, мы оказываемся причастны

Царству Божию уже здесь… И плоды этой причастности должны быть видны остальным людям. Причём видны не в наших словах, но в том, как наше присутствие изменяет мир уже сегодня.

***

Протоиерей Павел Великанов

Эти слова автора книги Притч можно назвать панегириком добродетельной женщине. Перед нами изображена мудрая, скромная, трудолюбивая женщина, которая буквально источает любовь из глубины своего сердца: любовь к мужу, к детям, к бедным и нуждающимся. Главное дело, которым она занята с раннего утра и допоздна — это устроение жизни семьи. И вот здесь, именно в этом моменте, достаточно остро чувствуется существенная разница между идеальным образом женщины сегодня — и той, которую нам описывает премудрый Соломон.

В глаза бросается то, что эта женщина — совершенно … не уставшая от домашнего быта! Но разве такое возможно? Стоять каждый день за плитой, прясть и шить одежду, заниматься огородом и виноградником, заботиться о детях и вообще крепко держать всё обильное хозяйство в своих руках — да это же можно от одного перечисления всех этих дел с ума сойти! Почему же она не устаёт? Что за секрет? Откуда у неё столько сил берётся?

А ответ — очень простой. У каждого человека — без исключения — внутри работает мощный энергетический реактор, спроектированный Самим Господом Богом. Причём его эффективность — колоссальная. И когда у человека глаза горят, в руках всё спорится, он получает удовлетворение и радость от результатов деятельности — именно так и было задумано Творцом. В случае с нашей женщиной источник её неиссякаемой энергии — сама женская природа, которая проявляет себя в радости материнства, заботе, самоотдаче. Эта библейская женщина просто живёт, как того подсказывает её природа — и не заморачивается вопросами — а как там у меня с творческой самореализацией? А насколько наши с мужем обязанности по хозяйству паритетны? А когда он последний раз мыл посуду? А что там насчет второго высшего образования — без которого дальнейшая карьера немыслима? Я не сомневаюсь: как только женщина начинает крутить в своей голове все эти мысли — её душевные силы очень быстро оказываются куда-то растраченными — и вот тогда точно — никаких ресурсов не останется для обычной, будничной домашней работы.

К сожалению, в современно обществе сама идея служения стремительно утрачивает свою привлекательность. И то, что служение своим близким — в том числе через выполнение самых обычных будничных дел — это одна из форм служения Богу — у нас, увы, редко кто говорит! Но — как говорит Соломон, когда женщина «чувствует, что занятие ее хорошо, то и светильник ее не гаснет и ночью»! Мне очень хочется закончить этот комментарий коротким стихом Георгия Адамовича:

Один сказал: «Нам этой жизни мало»,
Другой сказал: «Недостижима цель»,
А женщина привычно и устало,
Не слушая, качала колыбель.
И стёртые верёвки так скрипели,
Так умолкали — каждый раз нежне1! —
Как будто ангелы ей с неба пели
И о любви беседовали с ней.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Поучение в пятницу шестой седмицы Великого поста

Епископ Виссарион (Нечаев)

В сей день, как воспевает Церковь, совершилась душеполезная Четыредесятница. Четыредесятница так называется потому, что продолжается ровно 40 дней, начиная с понедельника первой седмицы Великого поста до пятницы шестой седмицы. Душеполезною она называется потому, что соединяется с подвигами поста и покаяния, спасительными для тех, которые совершают эти подвиги со смирением, терпением и самоотвержением.

Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время Четыредесятницы проводят согласно с уставом церковным и по внешнему поведению, и по внутренним, душевным расположениям. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидетельству очевидца, в половине XVII века в Москве так была проводима первая седмица Великого поста: «с раннего утра понедельника до среды, в течение трех дней, не бывает у москвичей ни купли, ни продажи, не открывают никаких лавок, ни масляных, ни в особенности таких, где продаются съестные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посещают службы в церквах ночью и днем, предаваясь молитвенному бдению, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержание. Наконец, отстояв обедню в среду, царь разговелся сладким компотом, при чем послал его для раздачи вельможам. Затем он опять постился от этого дня до позднего утра субботы, когда, отстояв обедню, приобщился св. Таин, вкусил антидор и затем позавтракал. Во всю эту неделю никто не видит его лица. Так же поступают в течение этой седмицы его вельможи, неукоснительно посещая службы в своих церквах днем и ночью. Равно и все жители в течение ее не производят ни купли, ни продажи, но неопустительно присутствуют за богослужениями в своих приходских церквах. Царские ратники обошли питейные дома, где продают вино, водку и прочие опьяняющие напитки, и все их запечатали, и они оставались запечатанными до истечения пасхальной среды. Горе тому, кого встречали пьяным или с сосудом хмельного напитка в руках. Особенно строгий надзор бывает за жителями в течение первой недели поста, по средам и пятницам прочих седмиц, на Страстной неделе и в первые четыре дня Пасхи, чтобы люди не пьянствовали, и пьяных бичевали без всякого милосердия и жалости. Царь со своими вельможами имеет обыкновение поститься на Страстной неделе. Тогда он вкушает пищу только вечером в великий четверг по принятии св. Таин, и снова постится до навечерия Пасхи».

В наше время примеры столь строгого пощения не часто встречаются. Есть не мало среди нас таких, которые восстают не только против строгого поста, но и вообще против поста, утверждая, что можно угодить Богу и без подвигов поста. Не будем, братие, обращать внимания на врагов поста. Если требует поста Церковь, повелевая нам не только вообще сохранять воздержание в употреблении какой бы ни было пищи, но еще воздерживаться от известного рода снедей, то необходимо слушаться Церкви, а не тех легкомысленных людей, которые и сами не хотят повиноваться Церкви, и других возмущают против нее, следуя в сем случае примеру диавола, который в раю уговорил наших прародителей не слушаться Господа, строго запретившего им вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2:16–17). Они, преступив заповедь Божию, стали на сторону врага Божия (Быт. 3:6). В подобном положении находятся современные нам презрители церковного устава о постах: они стоят на стороне того же самого искусителя, в сети которого уловлены были наши прародители.

Цель поста, заповеданного Церковью, состоит в том, чтобы через упражнение в подвигах пощения и говения укрепить нашу волю в послушании Богу и Его святой Церкви, приучить нас к самоотвержению, составляющему необходимое условие последования Христу, ибо Он ясно сказал: «кто хощет идти по Мне, да отвержется себе» (Мф. 16:24). Пост, соединенный с духовным трезвением, с молитвою и смирением, есть один из видов христианского самоотвержения, тем более угодный Богу, что он напоминает нам о нашей вине пред Ним, подобно тому как голодный стол, за который сажают провинившегося школьника, напоминает ему о его вине и предостерегает от повторения ее на будущее время.

Церковный календарь. 23 апреля

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 23 апреля

Читаем Апостол. 23 апреля

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 22 апреля

Мульткалендарь. 23 апреля. Священномученик Григорий V, патриарх Константинопольский

Мульткалендарь. 23 апреля. Мученик Терентий и его дружина

День ангела. 23 апреля

Этот день в истории. 23 апреля

&nbsnbsp;