В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 49:6-10. На веч.: Быт. 31:3-16; Притч. 21:3-21)
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лице отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: пестрые будут тебе в награду, то скот весь и родил пестрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего и дал мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пестрые с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли еще нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему все богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак делай все, что Бог сказал тебе.
6 И Он сказал: мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли.
7 Так говорит Господь, Искупитель Израиля, Святый Его, презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят, и встанут; князья поклонятся ради Господа, Который верен, ради Святаго Израилева, Который избрал Тебя.
8 Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные,
9 сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их;
10 не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод.
3 Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва.
4 Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех.
5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение.
6 Приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти.
7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду.
8 Превратен путь человека развращенного; а кто чист, того действие прямо.
9 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
10 Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.
11 Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание.
12 Праведник наблюдает за домом нечестивого: как повергаются нечестивые в несчастие.
13 Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
14 Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху — сильную ярость.
15 Соблюдение правосудия — радость для праведника и страх для делающих зло.
16 Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов.
17 Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет.
18 Выкупом будет за праведного нечестивый и за прямодушного — лукавый.
19 Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
20 Вожделенное сокровище и тук — в доме мудрого; а глупый человек расточает их.
21 Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу.
«Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан» (Притч.21:13).
А мы часто дивимся, отчего Бог не слушает молитв наших? Вот и причина! Оттого, что бывали, верно, случаи, когда мы затыкали уши свои от речей, которыми умаливал нас нуждающийся; вот и нас не слышит Господь. Но это еще не велико горе, если не слышится молитва о чем-либо временном, а вот горе, если не станет Господь слушать нас, когда начнем молиться Ему об отпущении грехов наших. А не станет, если вопль к Нему тех, которые презренны нами, сильнее молитв наших. Надо поспешить отвратить эту крайнюю беду по примеру Закхея, которому за его мудрые решения сказал Господь: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк.19:9).
Священник Дмитрий Барицкий
Иаков был одним из родоначальников еврейского народа. Человеком он был далеко не простым и характером обладал далеко не самым идеальным. Как мы помним, он обманул своего старого слепого отца, чтобы получить то благословение, которое предназначалось для его старшего брата. Поступок, безусловно, неприглядный. Парадоксальным образом при таком нраве Иаков имел в своем сердце горячую веру в Бога. А потому Господь покровительствует ему и в итоге делает его вождем богоизбранной нации. Однако прежде, чем это произойдет, Иакову предстоит многое переосмыслить, побороть свой гордый нрав и смириться перед Богом и людьми. Из сегодняшнего рассказа мы узнали, как именно Господь воспитывал Своего избранника.
Спасаясь бегством от гнева обманутого брата, Иаков приходит в дом своего дяди, Лавана. Лаван был человеком лукавым и даже коварным. Однако именно жизнь с этим человеком многое меняет во взглядах Иакова. У Лавана было две дочери. Старшая — Лия и младшая — Рахиль. Иаков был влюблен в Рахиль и хотел на ней жениться. Однако у него не было денег, чтобы дать за нее по восточному обычаю выкуп. Поэтому он соглашается работать за Рахиль на Лавана целых 7 лет. По прошествии этого срока состоялась свадьба. По восточному обычаю лицо невесты было закрыто покрывалом. Поэтому обман раскрылся только наутро. Вместо Рахили Лаван дал Иакову Лию. Оказалось, согласно местным обычаям, сначала отдавали замуж старшую дочь, а потом младшую. Лаван коварно умолчал об этом. В результате Иакову пришлось работать на него еще семь лет, чтобы получить возлюбленную. Он оказался точно в таком же состоянии, как некогда его обманутый брат.
Прошло еще семь лет. Работа окончена, можно уходить. Однако, у Иакова и его жен совсем нет своего имущества. Хитрый Лаван все устроил таким образом, что выкуп, за который работал Иаков и который должен был принадлежать его женам Лии и Рахиль, исчез в его кармане. Иакову приходится заключать еще один договор на очень невыгодных для себя условиях.
В этих поступках своего дяди Иаков видит себя словно в зеркале. Они побуждают его переосмыслить свою собственную жизнь. Постепенно к Иакову приходит понимание, какую боль он доставил некогда своим родным. Он смиряется перед Богом и людьми. Именно тогда Господь принимает решение: для Иакова урок закончен. Спустя 20 лет, Он призывает его вернуться домой, чтобы возглавить народ Божий.
Чему же учит нас эта история? Человек, который призван Богом, непременно встретит на своем пути скорби. Образно говоря, на всех нас найдется свой Лаван. Однако мы должны твердо помнить: это не весь мир ополчился на нас. Перед нами всего лишь отражение наших страстей и греховных привычек. Подобно Иакову мы должны вынести из всех трудных обстоятельств свой урок, предназначенный именно для нас. Господь видит и ценит эти усилия. В нужный момент, когда к этому будет готово наше сердце, Он дарует нам избавление.
***
Cвященник Антоний Борисов
Знаю людей, которым эта фраза кажется избитой и не очень верной, но, тем не менее, — за всё в этой жизни нужно платить. Речь не идет в данном случае о судебной ответственности или чем-то подобном. Скорее, мы имеем дело с одним из главных законов самой жизни (как бы сказал человек неверующий) или же (что точнее) с проявлением промысла Божия.
Можно обмануть человека. Господа обхитрить нельзя. Его справедливость всё расставляет на свои места. Убедиться в подобном легко, просто внимательно послушав сегодняшнее чтение из библейской книги Бытия.
Мы с вами становимся свидетелями наступления момента жизненного правосудия. Ветхозаветный праотец Иаков, обманув когда-то своего брата Исава, сам становится жертвой обмана. Покинув родину, Иаков находит пристанище в доме Лавана — дяди по линии матери. У того имелись две дочери — старшая и несимпатичная Лия и младшая красавица Рахиль. Иаков решил жениться, конечно же, на младшей. Для этого он по договоренности с Лаваном отработал семь лет, но в на свадьбе оказался обманут. Вместо Рахили Иакову, так сказать, «подсунули» старшую Лию. Пришлось ветхозаветному патриарху отработать еще семь лет, чтобы наконец-то взять в жены любимую им Рахиль. (В те давние времена многоженство не считалось грехом). Но и на этом испытания Иакова не закончились. Лаван не хотел отпускать от себя ни дочерей, ни такого упорного и целеустремленного работника. Он придумывал для Иакова всё новые хитрые ограничения. Но Господь был на стороне Своего избранника. И начиная с какого-то момента каждая новая неправда Лавана стала оборачиваться в пользу Иакова. Что ярко проявило себя в вопросе с приданым Лии и Рахили. Лаван делал всё, чтобы минимизировать его размер. Он говорил Иакову, что отдаст ему только пестрый скот. А когда количество именно пестрого скота стало большим, то заявил, что передумал — и отдаст скот с крапинами на шкуре. В итоге терпение Господа закончилось. Он, видя смирение Иакова, прямо повелел ему забрать причитавшуюся ему часть хозяйства тестя и вернуться на родину. Лия и Рахиль своего мужа в исполнении воли Божией поддержали, сказав: «делай всё, что Бог сказал тебе».
Чему учит нас сегодняшнее библейское чтение? Оно говорит нам о двух сторонах добродетели смирения. Смирение, безусловно, призывает нас к терпению, скромности, самоограничению. Смиренный человек никогда не будет выпячивать своих достижений, искать суетной земной славы. Но у упомянутой уже добродетели есть и вторая сторона, которая состоит в следующем — исполнять волю Божию, несмотря ни на что. Если христианину совесть подсказывает, что следует поступить так, а не иначе, то это дело необходимо осуществить. Праотец Иаков, пройдя сквозь многие испытания, смирился перед Господом и обрел заслуженную награду. Священное Писание призывает нас к мудрости — тому, как гармонично сочетать стороны смирения, ограничивая себя в одних ситуациях, бесстрашно исполнять волю Божию в других.
***
(Книга пророка Исаии 49:6-10)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Можем ли мы по памяти воспроизвести слова пророка Исайи и выделить в них главную мысль? Пожалуй, без специальной подготовки или же без уникальной памяти это мало у кого получится. С другой стороны, достаточно малой толики внимания к прочитанным словам, чтобы суметь сказать о Ком они. Эти слова о Христе. Мы веруем и исповедуем Христа Единородным Сыном Божиим, рождённым, не сотворённым, Который для нашего спасения воплотился, стал человеком, был распят, страдал, умер и воскрес. Это сердцевина нашей веры. Пророк Исайя даёт нам дополнительные сведения о Христе, те, которые мы не можем найти в христианском Символе веры. Христос — свет народов. Действительно, если бы слова Исайи не были справедливы, то не было бы ни нашей русской христианской культуры, ни русского языка, ни, возможно, самого нашего народа, не было бы того мира, который мы знаем. Все это и многое другое получило своё бытие благодаря тому факту, что Христос стал Просветителем для всех людей, а не только для какой-то одной этнической общности.
Далее пророк произносит удивительные слова: «Тому, Кого презирают, Кого поносят народы, Кто в рабстве у властелинов: „Цари, завидев Тебя, встанут, а князья до земли поклонятся“». Эти слова с буквальной точностью описывают то, что происходило во время земной жизни Христа Спасителя и то, что произошло и происходит после Его Воскресения. Мы знаем из описаний, которые оставили нам евангелисты, что Христос был, как сказал один из толкователей, «предметом гнушения, презрения от язычников в лице тех воинов, которым Он предан был Пилатом на биение и распятие. Они, — эти рабы княжеские, — не ограничились тем, что бичевали и распяли Христа, но ещё всячески глумились над Ним и позорили Его». Но после этого, когда по-человечески не оставалось никакой надежды, произошло то, чего невозможно было ожидать и о чем невозможно догадаться из слов пророка Исайи, если не знать историю, уж слишком невероятно звучат слова пророка: униженный, побеждённый, избитый, не оказывающий никакого сопротивления Христос стал над всеми царями, князьями, над всеми властителями земли и человеческих дум. Понять и осознать глубину пророчества Исайи можно лишь из Нового Завета, из того времени, которое наступило после Воскресения Спасителя и после прекращения гонений на христиан. Можно сказать, что слова Исайи описывают всю историю развития и становления христианства. Конечно, зачастую кажется, что современный мир отходит от христианства всё дальше и дальше, нашу эпоху иногда называют постхристианской. Для такой характеристики есть множество справедливых предпосылок. Достаточно вспомнить, что сейчас, в отличие от 4-го века по Рождестве Христовом, на улицах городов не спорят о природе Христе Спасителя, о Нем вообще чаще всего не вспоминают, Он не Тот, о Ком все думают и все говорят. Но прежде Второго Пришествия Христова любое пророческое слово Священного Писания нельзя считать исполнившимся во всей полноте, оно исполнилось лишь частично, и из его частичного исполнения мы можем сделать вывод о его истинности, вывод о том, что в конечном итоге всё будет именно так, как сказал пророк.
***
Cвященник Дмитрий Барицкий
Пророк Исаия — один из великих и наиболее почитаемых пророков еврейского народа. В его книге мы находим довольно много различных предсказаний о судьбе Израиля. Но, пожалуй, самая главная тема его писаний — это тема прихода Мессии. Тот отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе основные акценты этих предсказаний.
В первую очередь обращает на себя внимание то, что Мессия назван «презираемым всеми», «поносимым» и даже «рабом». Он будет не просто царем. Он будет страдающим царем. Тот, кто отдаст Свою жизнь за народ. Однако, несмотря на то, что Мессия претерпит множество страданий, а также не будет иметь никакой политической поддержки, Ему и Его последователям поклонится весь мир в лице царей и князей народов. Наконец, в Его царство войдут все люди, он станет светом для всего человечества. Оно будет состоять не только из евреев, но также из представителей других национальностей. Все получат через Мессию благословение и возможность полноценного общения с Богом. Для того, чтобы изобразить то благоденствие, которое придет в мир вместе с Ним, Исаия использует образы, которые были очень хорошо знакомы его слушателям. «По всем холмам будут пажити их; не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их и приведет их к источникам вод». Во время его правления зло потерпит сокрушительное поражение.
Согласно христианскому пониманию, все эти пророчества исполнились с пришествием Иисуса Христа. Господь по Своему человечеству происходил из рода царя Давида, а потому имел царскую кровь. Более того, как Сын Божий Он еще царь и Творец этого мира. И, тем не менее, несмотря на свое царское достоинство, Христос — страдающий царь. На кресте Он пролил Свою кровь за людей. Именно Его мучения, смерть и воскресение стали тем фундаментом, на котором основано Его царство, то есть, христианская церковь. Ее история парадоксальна. Вопреки всем внешним обстоятельствам, гонениям, преследованиям, унижениям, проповедь христианства была так успешна, что новую веру принимали не только простые люди, но целые государства во главе с правителями. И вошли в это царство не только евреи, но и другие народы. Так слова Исаии о том, что через Мессию получат благословение все люди, в точности исполнились. В отличие от ветхозаветной Церкви, к которой принадлежал и сам Исаия, Церковь Христа имеет сверхнациональный характер. Именно поэтому пророк и говорит, что спасение Господа распространится до концов земли.
За точность своих предсказаний Исаию часто называют ветхозаветным евангелистом. Но в первую очередь поражает не то, с какой подробностью он описал будущие события. А то, как Господь заботится о всяком человеке. Какими странными, зачастую парадоксальными путями Он ведет всех людей и каждого из нас ко спасению, к тому пасхальному торжеству, которое в полноте откроется в Его вечном царстве.
***
(Притчи Соломона, Глава 21:3-21)
Священник Стефан Домусчи
Великий пост — это время в которое даже малоцерковные люди вспоминают о вере и стараются прийти в храм, исповедоваться и причаститься. Пусть раз в году, но люди стараются обозначить свою связь с Церковью. Нельзя сказать, что такой подход правильный, но если человек не остановился в своем развитии, если он действительно желает войти в Церковь, начало может быть разным… Главное идти к цели.
Однако, к сожалению, многие люди давно успокоились в такой обедненной религиозности и сводят ее к тому, что бы, проходя мимо храма и заглядывая в него на несколько минут, поставить свечи, сказать несколько слов перед иконой… и убежать дальше по своим делам. В душе создаётся ощущение некоторой причастности божественному, создаётся впечатление того, что ты тоже христианин, пусть конечно не очень правильно и не совсем полноценно, но выполняешь свой христианский долг, принося свою посильную жертву. Более того, во все времена были те, кто пытался выстроить с Богом договорные отношения, и имея средства на большие жертвы, пытаться откупиться от него.
При всей абсурдности по отношению к Богу, в человеческих отношениях такие элементы встречаются повсеместно. Если ты хочешь задобрить начальника, сделай для него что-то важное, чтобы он видел насколько ты старателен. Если это работает на земле, значит перенесем это на небо… если ты хочешь задобрить Бога принеси Ему большие жертвы, чтобы Он остался тобой доволен…
Кажется абсурдно, но как иначе можно понять людей, которые думаю, что количество или толщина свечей больше расположат к ним Бога…
Сегодняшнее чтение говорит об этом нечто совершенно иное. Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу нежели жертва. Удивительные по ясности и глубине эти слова показывают нам, что Богу не нужны наши жертвы, как не нужны они были уже в Древнем Израиле. Потому что уже пророки писали о том, что Богу нужна исправленная жизнь, а не реки жертвенной крови. Конечно церковь существует за счет пожертвований, священники и церковнослужители едят и пьют, одеваются и обуваются и никто кроме прихожан их не накормит и не оденет…. Но человек, который живет полноценной церковной жизнью никогда не воспринимает свое посильное участие в церковном обеспечении как достаточное для того чтобы быть христианином. Откупиться церкви невозможно, потому что в ней не может существовать формальностей. Бог видит душу человека и знает его жизнь и нет никаких операций самых тонких и дорогостоящих которые могли бы ампутировать грехи из души так, чтобы человек не изменился. Сегодняшние врачи проводят сложнейшие операции, но в духовной сфере они бессильны. Есть только один врач, который может исцелить душу — Бог. И есть только один ассистент, который может ему это позволить — сам человек. И это значит, что первое, с чего мы должны начинать общение с ним это нравственная жизнь ее исправление. И если человек думает, что где-то там за порогом храма, он может оставить свои грехи, о которых мало кто знает, но которые идут себе потихоньку, принося нечестную прибыль, поддерживая нечестные действия других… то сколько бы он чего ни делал, сколько бы ни говорил правильных слов, всё это оказывается не угодно Господу, потому что нет первого и самого главного условия, нет правды и правосудия, не стремления к ним.
Напротив, если мы возлюбили правду и сделали это неформально и искренне, если стремимся к соблюдению путей Божиих, мы выбираем единственный путь к милости и жизни, о которых говорит премудрый.
***
Протоиерей Павел Великанов
Премудрый Соломон говорит об одной важной отличительно особенности людей нечестивых — гордости. Примечательно, как он описывает её: «гордость очей и надменность сердца». То есть, глубоко сидящее высокомерие и презрение ярким образом проявляется через то, как человек смотрит на окружающих — его взгляд выдаёт его подлинное отношение, какими бы красивым словами оно ни маскировалось.
Как можно распознать в себе гордость? Для этого есть несколько очень доступных индикаторов.
Первый индикатор — как часто и как легко человек расстраивается от внешних причин. Если что-то в жизни происходит не так, как он для себя решил — и вместо спокойного, мирного — с-мир-енного принятия этих новых обстоятельств, он начинает унывать или, напротив, злиться или обижаться — значит, гордыньку зацепили и она нервно бьёт хвостом направо и налево.
Второй индикатор — насколько человек удовлетворён и благодарен Богу за свою жизнь — или, напротив, он постоянно чем-то недоволен. Печать тягостной думы на мрачном лице — именно отсюда, от неудовлетворённых требований гордыни.
Третий индикатор — легко ли человеку просить помощи в своих проблемах у других людей. Если даже в ситуации реальной и сильной нужды человеку приходится себя буквально ломать об колено, чтобы обратиться за помощью — дело плохо, гордыни предостаточно. Ведь она терпеть не может обнажать слабость, беспомощность и хрупкость реального человека — гордец всегда живёт «в образе», который идеален, всемогущ и являет собой предел всех совершенств!
И, наконец, четвертый индикатор — рассогласованность с жизнью. Поясню. «Бог гордым противится — а смиренным даёт благодать» — это слова из Первого соборного послания апостола Петра. Гордец всегда по жизни «промахивается» — он никак не может «попасть в струю» жизни — то недолёт, то перелёт — и поэтому сплошное расстройство и обида на всех и на вся. А причина-то внутри, в нём самом — в его мнимой болезненной самодостаточности и глубоко скрытом страхе открыться, пустить Бога внутрь своего сердца — и признать Его своим Господом — а не своё фантастическое надуманное «идеальное Эго». Смиренный от гордеца тем и отличается, что в нём больше точек «включённости» в реальный мир — когда он смотрит, он просто видит окружающее без мощного фильтра своих личностных интерпретаций; когда он слушает — он слышит те слова, которые говорятся — а не додумывает невысказанное другим; когда что-то делает — целиком и самозабвенно погружается в процесс, а не постоянно блокирует его бесконечными придирками и недовольством. Смирение не мозгами, а каким-то глубинным нутром чует, что, где и когда следует делать — и таким образом его со-настроенность самому ритму жизни оказывается самым эффективным тайм-менеджером.
Ну как, много ли индикаторов высветилось внутри? Ничего страшного: каждый из нас постоянно колеблется между гордыней и смирением — главное, почаще сверять свою жизнь с Тем, Кто поистине кроток и смирен — наш Христос Спаситель!
|