В будние дни Великого поста Евангелия не читаются
(На 6-м часе: Ис. 8:13-9:7. На веч.: Быт. 6:9-22; Притч. 8:1-21)
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19 Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.
13 Господа Саваофа – Его чтите свято, и Он – страх ваш, и Он – трепет ваш!
14 И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима.
15 И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.
16 Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих”.
17 Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него.
18 Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе.
19 И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям,- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
20 Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.
21 И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего.
22 И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот – горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел.
1 Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет.
3 Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи.
4 Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама.
5 Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
6 Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира*.
7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
1 Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
2 Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
3 она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери:
4 «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!
5 Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму.
6 Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда;
7 ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих;
8 все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
9 все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
10 Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;
11 потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
12 Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
13 Страх Господень — ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.
14 У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
15 Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
16 мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.
17 Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
18 богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
19 плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.
20 Я хожу по пути правды, по стезям правосудия,
21 чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю.
«Страх Господень ненавидит неправды» (Притч.8:13); а если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и явится посему правою пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такою заботою ищем.
Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его, и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господен не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15), которую дает пророк ищущим истинной жизни.
Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство; но делом оно дается от Господа. Взыщи его как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно: он выправит все твои неправды.
Священник Дмитрий Барицкий
В том отрывке Писание приступает к рассказу о Великом потопе. Прежде всего, оно называет его главную причину. Это не просто стихийное бедствие, прихоть равнодушной природы. Оно всего лишь следствие. Основная причина — религиозно-нравственное состояние человека. Оно спровоцировало катаклизм. Именно поэтому в начале отрывка говорится о том, какие беззакония люди сотворили по отношению к Богу и окружающему миру. О чем идет речь? Как говорит священный текст, они стали творить зло и «растлили» землю. То есть человек разрушил тот мир, которому должен был быть владыкой и хранителем, которому он должен был стать любящим царем-отцом. Возможно, речь идет об уничтожении растительности и животных. То есть люди своим нечестивым поведением истощили землю, нарушили некий существующий в природе баланс и тем самым поставили мир на грань катастрофы.
В результате Господь и принимает решение истребить человечество с лица земли. «Жестокий Бог!», — скажем мы. Обратим внимание на выражение «земля растлилась» от поступков людей. Не случайно переводчик на русский язык выбрал именно этот глагол. Он прекрасно подчеркивает суть происходящего. Она связана с тлением, гнием. Так можно сказать о чем-то умершем, протухшем. В сознании возникает аналогия с мертвым телом. Иными словами, все человечество, а за ним и весь мир стал походить на огромный разлагающийся труп. Если взглянуть на происходящее под этим углом, то мы поймем, что речь идет не о жестокости, а скорее о милости со стороны Бога к человеку и природе. Это именно тот случай крайне бессмысленного страдания, когда смерть становится единственным выходом. Грех, разврат, болезнь, а с ними и боль прекращают развиваться в дурную бесконечность. Поэтому гибель человечества в водах потопа — скорее его упокоение, очищение и спасение. Именно так понимали решение Бога христианские толкователи. Прп. Ефрем Сирин пишет: «Создавшая людей Благость испытывала боль о том, что должны они погибнуть за дела свои, а если не погибнут, то через них сделаются нечестивыми последующие за ними поколения». На гибель в водах потопа обрекаются не только люди, но и все животные. И это закономерно. Ведь по учению Священного Писания, между человеком и природой существует самая тесная связь: как нравственное падение, так и восстание человека отражается на окружающем мире. Иными словами, Вселенная, живая и неживая природа, несет на себе всю тяжесть последствий человеческого выбора. Ведь именно человек ее глава. Вот среди этих горьких обстоятельств Бог обращается к Ною и призывает его построить ковчег.
Итак, сегодня Писание сообщает нам важную истину. Наш мир — это единый организм. Как живое, так и неживое в нем связано между собой самым тесным образом. Этот организм имеет строгую иерархию, во главе которой стоит человек. Это не столько привилегия, сколько огромная ответственность. Именно человек принимает решение, какова будет судьба всего, что его окружает. Вывод прост. Никто из нас не имеет права строить свою жизнь, будто он автономный атом, который никому и ничем не обязан. Всякий наш поступок, слово, мысль имеют такую силу, что отражаются не только на нас и наших близких, но раздаются эхом в самой далекой точке Вселенной. Они могут, как деформировать, так и преображать нашу реальность. В конечном счете их качество зависит от того верим мы в Бога или нет и насколько последовательно исполняем Его заповеди.
***
Протоиерей Павел Великанов
История праведного Ноя и спасение человечества от вод потопа — одна из самых многогранных во всём библейском повествовании. Глубина открывается буквально с первых слов, когда речь начинается о Ное. Вот как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Видел ты чудное родословие? — „Ной, — говорит, — был человек“. Смотри, и общее имя природы обращается в похвалу праведнику. В то время, как другие, погрузившись в плотские удовольствия, перестали даже быть людьми, Ной, сказано, среди такого множества (развращенных) сохранил образ человека, потому что именно человек тот, кто упражняется в добродетели».
В какой же добродетели настолько преуспел Ной, что именно ему выпала честь стать отцом обновлённого человечества? Ответ — в тех же первых стихах: Ной постоянно «ходил пред Богом» — и благодаря этому он смог остаться человеком, когда все остальные вокруг — оскотинились.
А теперь добавим сюда ещё одну интригу. Священное Писание ничего не говорит о том, что у допотопного человечества было зафиксированное в тексте Божественное Откровение о том, в чём заключается воля Божия, как именно следует человеку жить, чтобы не стать врагом Богу. Это существенно затрудняет задачу — ведь, в отличие от «людей Книги», Ною было не с чем сверяться! Получается, что единственным критерием, который позволял ему отличать добро от зла, было его собственное религиозное чувство и совесть! Насколько Ной был человеком волевым и сильным, чтобы не побояться выглядеть безумцев в глаза современников — настолько же он был тонким и чутким, чтобы уметь различать голос Божий в суете будней, и не просто услышать, но и сделать его неоспоримым руководством к построению ковчега!
Хождение пред Богом — это состояние непрекращающегося диалога между человеком и Богом. И этот разговор — не только, и не столько словесный или мысленный. Это разговор всей жизнью, каждым поступком, каждым внешним обстоятельством, от тебя не зависящим. Только тот, кто искренне верит в живое присутствие Бога в бытии, может суметь настроить свой разум, своё сердце, свою волю на эту волну предстояния перед Богом. И критерий подлинности этой настройки — мужество быть верным тому, что придёт оттуда, с другой стороны диалога. Ведь действия Ноя с точки зрения окружающих были полнейшим безумием! И только постоянное «хождение пред Богом», мужественное стояние в вере Богу позволили Ною не отступить от строительства ковчега!
Насколько же важно стараться как можно чаще разворачивать весь свой внутренний мир к Небесам, не только в особое время молитвы, но и в самых обычных, будничных делах — чтобы навык хождения перед Богом стал не чем-то экстраординарным, а единственно возможным состоянием нашего духа!...
***
(Книга пророка Исаии, Глава 8:13-9:7)
Иеромонах Феоктист (Игумнов)
Может показаться странным, но не существует древних толкований на услышанный нами отрывок книги пророка Исайи. По той простой причине, что этот текст появился значительно позже, чем жили толкователи. При том, что книга пророка Исайи всегда вызывала самый живой интерес и до нас дошло немало комментариев на эту книгу. Впрочем, то же самое можно сказать о любой другой книге Ветхого Завета: все толкователи имели дело с другим текстом, с так называемым переводом Семидесяти, Септуагинтой, тогда как в качестве основы для русского перевода был взят Масоретский текст или, иначе, еврейская Библия, этот текст сформировался относительно поздно. По этой причине для лучшего уяснения мысли пророка и его толкователей нам надо иметь в виду либо греческий, либо церковнославянский текст книги пророка Исайи. В некоторых местах эти переводы имеют существенное расхождение с русским переводом. К примеру, сегодня мы слышали, что «прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую» (Ис. 9:1), тогда как на церковнославянском это же место будет звучать следующим образом: «сие прежде испий, скоро твори, страно завулоня и земле неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну иордана, галилеа языков». Очевидно, что это абсолютно разные фразы, для понимания отличия вовсе не нужно быть знатоком церковнославянского. Если в русском переводе еврейского текста речь идет об аннексии части Северного Израильского царства ассирийцами в 733 году до Рождества Христова, то древний греческий текст и, вслед за ним, церковнославянский говорят о том же самом, но в другом периоде времени, как о том, чему только предстоит случиться, при этом они представляют бедствия как чашу страданий, которую надлежит испить. Но если уйти от буквального прочтения этих слов пророка и сопоставить их с дальнейшими словами Исайи, то они обретут совершенно иной смысл. Мало того, что именно оттуда, из полуязыческой и пренебрегаемой южными израильскими коленами земли Галилеи, выйдет чаемый всеми Спаситель мира Христос, «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Он в первую очередь напоит питием веры именно эту землю. Там Он совершит Свои первые чудеса, там Он привлечет к себе первых учеников, там будет Его земной дом.
***
Священник Дмитрий Барицкий
Часто жизнь представляет нам хаосом несвязанных друг с другом событий. Нам представляется, что человеческой судьбой управляет слепой случай, фатум. И в этом бурлящем океане безликой и равнодушной стихии мы предоставлены сами себе. Только что прозвучавшее чтение говорит о совершенно другом.
Слова пророка Исаии адресованы Северному царству евреев Израилю. Его жители не отличались особой богобоязненностью и благочестием. Здесь процветало идолопоклонство и как следствие — разврат и беззаконие. Поэтому в своей речи пророк призывает единоплеменников изменить образ жизни, покаяться в своих беззакониях и заручиться поддержкой Бога, о чем они давно перестали думать. В противном случае все закончится трагически. К Исаии не прислушались. В 722 году до нашей эры случилась трагедия. Израильское царство было полностью уничтожено армией могущественной Ассирии. Его территория была заселена языческими племенами, которые ассимилировали остатки местного еврейского населения. Теперь эти земли погрузились во мрак язычества и тьму неверия. Казалось бы, все, конец. Грешник сам стер себя с лица земли. Однако пророчества Исаии соединяются с предсказаниями о том, что мир вернется. Выжившие увидят великий свет. Родится Младенец, Которого пророк называет «Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Так пророк предвозвестил о рождение Иисуса Христа. Из Евангелий известно, что большую часть Своей земной жизни Спаситель прожил на территории бывшего Израильского царства, в Галилее. Дело в том, что именно соседство с язычниками сделало их более терпимыми и открытыми ко всему новому. Поэтому они воспринимали учение Христа и Его самого без того подозрения, с каким к Нему относились на юге Палестины, в ортодоксальном Иерусалиме. Так, земля, которую в прошлом постигло такое великое бедствие, первая увидела великий свет Евангелия.
Все эти события в очередной раз свидетельствует об одной важной духовной закономерности. В мире действует Высшая сила, которая упорядочивает нашу жизнь, направляет ее течение к высшей цели. В христианской традиции эта сила называется Промысл Божий. Его действие настолько всеобъемлюще, что не только плоды наших добрых дел, но и даже результаты наших дурных поступков Он направляет к благим последствиям. В этом отношении Господь подобен гениальному дирижеру, который услышав фальшивую ноту в общем хоре голосов, искусно использует ее для того, чтобы обогатить с ее помощью мелодию, создать на ее основе новый тематический оттенок. Его сила такова, что даже наши слабости Он использует для нашего спасения. Каждое мгновение в том числе и при их помощи Бог создает в нашей жизни необходимые условия для принятия истины. И если это, то представьте какую силу имеет наша добродетель, наше желание во всем сотрудничать с Творцом. А потому будем стремиться во всем согласовывать свою волю с волей Создателя, чтобы великий свет Божественного присутствия воссиял в нашей душе уже сейчас и со всей силой.
***
(Притчи Соломона, Глава 8:1-21)
Священник Стефан Домусчи
Людям нередко кажется, что христианство религия очень сложная и чтобы ее усвоить необходимо быть философом или богословом, долго учиться, много читать. Сложно сказать, что на самом деле не так, ведь и на самом деле о христианстве написано столько книг, в есть множество сложных вопросов, есть догматы, с которыми обязательно необходимо соглашаться… Но возникает один вопрос: как же апостолы ходили и проповедовали, как же они обращали самых простых людей? Рабов, крестьян, вчерашних иудеев или даже язычников. Их-то сознание точно не было готово к усвоению философских категорий и богословских терминов. Однако все это неслучайно. Потому что Христос, как и Его ученики, ждали от людей к которым обращались не столько усвоения информации, не принятие одних обрядов вместо других — они ждали изменения жизни, перехода от фарисейской и эгоистичной, к жизни исполненной подлинной любви к ближнему, к способности жертвовать… Христианство на самом деле сложная религия, но не потому что очень философская и т.д. дело не в этом. Сложно жить по заповедям, сложно быть верным Богу, Прощать, когда на тебя нападают, быть щедрым, когда у самого мало… Но эти знания другого сорта, эту премудрость как раз вполне может быть усвоена. Она не скрыта и не является каким-то тайным знанием. Напротив, она «становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город». Это явно не гностическая истина, которая открывается лишь достойным и особенным. Или лучше сказать: достойным может стать любой, кто готов приобрести знание. Премудрость существует для всех, к ней призываются и неразумные и глупые.
Выбрать ее не просто, потому что она не материальная выгода, ее не потрогать руками, не взвесить, она не серебро, не отборное золото, не жемчуг… Она ищет рассудительности, т.е. некоторого внутреннего труда. И все же «ничто из желаемого не сравнится с нею». Она в основе справедливости, в основе всякой правды и сокровище, которое она дает не погибает. Человек, который не видит ничего дальше сиюминутной выгоды не выберет ее и будет стремиться к серебру и золоту, к богатству ветшающему и временному, но тот, кто смотрит дальше, кто думает не только о временном, но и о вечном непременно будет стремиться к Премудрости, будет искать ее и найдет ее.
***
Протоиерей Павел Великанов
Вслушиваясь в слова книги Притч, невольно появляется смущение: зачем так долго и подробно заниматься апологией вполне очевидных, даже тривиальных вещей — ну кто хотел бы оставаться в дураках, вместо того, чтобы становиться мудрым?
У преподобного Ефрема Сирина есть такое интересное толкование. «Платона товарищи его, ученики Сократа, спросили: „Какое из благ всех превосходнее?“ — Он сказал: „Первое (из них) есть мудрость, потому что все прочее уничтожается и каждой (прочей) противодействует другая вещь: обилию — бедность, любви — смерть, славе — зависть, здоровью — болезнь. Обилие же ума вечно; богатых оно утешает в трудах богатства, бедных облегчает и избавляет от боязни перед бедностью, старцев укрепляет, детей руководит советом и юность укрощает. При стечении же несчастий оно остается как бы кораблем (на море), потому что оно есть сила, превосходящая все“».
Значит, речь идёт не о какой-то житейской мудрости — или, как можно ещё сказать, «ушлости» — а о чём-то более глубоком и жизненно необходимом. Если продолжить мысль преподобного Ефрема, то можно сказать, что Мудрость — как её представляет нам автор Притчей — это нечто, в чём преодолевается двойственность, или полярность, как таковая. В этом смысле Мудрость — противоположна анализу как раз-ложению, рас-членению изучаемого объекта на составные части или элементы. Наше сознание сегодня глубоко запрограмированно рационализацией любых явлений — и нередко можно встретить позицию весьма категоричную: пока я не пойму — я не могу это принять! С точки зрения сегодняшнего чтения — это подход, противоположный мудрости: потому что Мудрость не понимается, не расчленяется аналитически на составные части — а просто принимается как сила, как своего рода очевидность. И когда мы встречаем у святых отцов утверждение о том, что самая главная добродетель — рассудительность, или по-гречески «диакрисис» — речь идёт именно о такой мудрости, которая есть дар Святого Духа — дар отличать подлинное от кажущегося, когда формальных «вводных» крайне недостаточно для любого обоснованного анализа.
Практическое применение сегодняшнего чтения вполне доступно: каждому из нас надо не слишком надеяться на свои интеллектуальные — то есть рассудочные — способности, но прежде всего стремиться к такой сонастроенности нашего духа Христу — Божьей Премудрости и Божьей Силе — при которой мы не на уровне мозгов, а из самой глубины нашего естества будем понимать, где — истина, а где — притаившаяся под обёрткой от истины наглая ложь!
Протоиерей Александр Глебов
Мы продолжаем назидаться историями из книги Бытия. В прошлый понедельник речь шла о первом убийстве, о том, как Каин убил своего брата Авеля, а точнее, о том, что послужило поводом к этому преступлению – страшное, губительное и, к сожалению, очень распространенное чувство – зависть.
А сегодня мы слышали библейское повествование о том, как грех очень быстро буквально задушил древнюю цивилизацию, привел ее к катастрофе. Падение людей было столь сокрушительным, что бытописатель, описывая состояние Бога, Который видел все эти безобразия рода человеческого, приписывает Богу отнюдь не Божественные свойства. Он говорит: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем». «Раскаялся», «восскорбел» – это так называемые антропоморфизмы, когда мы приписываем Богу человеческие чувства и человеческие качества. И далее Господь произносит Свой суд над родом человеческим: «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа Бога». Далее Господь повелевает Ною построить большой корабль – ковчег, на который взойдет Ной со своей семьей, а также по паре всех животных – имеется в виду, конечно, не весь животный мир, существующий на земле, это было бы сделать просто невозможно, а те, кто обитал рядом с ними, поскольку потоп, который Бог навел на землю, был всемирным не в смысле географическом; это не значит, что весь земной шар покрылся водою, и погибло все живое. Нет, потоп был направлен против людей, а, точнее, против греха, носителями которого являлись древние люди. Но поскольку описываемая эпоха была еще только началом человеческой истории, то и людей было не так много, и они еще не успели распространиться по всей земле и обитали в местах близких к месту творения человека. Поэтому это был потоп всемирный в смысле потопления мира людей, а где людей не было, там не было смысла и затоплять землю и губить Богу Свое творение, животных, которые уж точно не совершили перед Ним никакого греха.
А что для нас с религиозной точки зрения означает история со всемирным потопом? Какое назидание мы можем вынести из нее, чему она учит? А учит она тому, что Бог наказывает грех. Наказывает его не только в жизни вечной, но уже и здесь, на земле, человек может расплачиваться за содеянное. Для нас эта истина не всегда очевидна, потому что очень часто мы наблюдаем обратное – мы видим, как попирается правда, как торжествует зло и вроде бы ничего не происходит. Нет наказания грешнику и нет награды праведнику. Такое ощущение, что Бог вообще не видит, что здесь творится. Да нет, и видит, и знает. И обязательно воздаст каждому – но только вот что надо нам помнить, когда мы обращаем свой гнев на кого-то и требуем у Неба справедливости и наказания для грешника: ведь это совсем не означает, что сами-то мы будем оправданы. Ведь Бог видит не только грехи тех, чьи видим и мы, но Он видит и наши грехи. А если мы требуем справедливости, то надо ее требовать ко всем в равной степени, а, значит, и к самим себе. А вот теперь давайте подумаем, что было бы с нами, если бы Господь поступал с нами так, как мы требуем, чтобы Он поступал с другими? Не по любви, а по справедливости? И за каждый наш грех Он бы нас наказывал? Что было бы тогда с нами? Да не было бы нас уже давно! И ведь это при том, что мы, христиане, знаем Истину, которой многие люди не знают. Мы входим в общение с Богом через молитву, соединяемся с Ним в таинстве Святой Евхаристии, а, значит, получаем от Него благодатную помощь и поддержку, которой большинство людей не имеют. И несмотря на все эти преимущества перед другими мы же часто ничем не отличаемся от них, хотя дар веры и дар жизни в Церкви несоизмеримо повышает меру нашей ответственности по сравнению с теми, кого Господь не призвал и кому не открыл Себя так, как Он открывает Себя нам. И вот давайте спросим себя, когда мы с вами совершаем грех, к тому же не по неведению, как может кто-то, кого мы осуждаем, а осознанно совершаем: когда мы так поступаем, то как мы хотим, чтобы с нами поступил Бог в ответ на наш грех? По справедливости – или по любви? Если по справедливости, то грех должен быть наказан, но мы-то просим у Бога прощения и надеемся на Его милосердие и человеколюбие. И, значит, для себя мы просим любви и снисхождения, а к другим требуем справедливости и беспристрастности?
Один из отцов и подвижников Церкви говорил так: «Не называйте Бога справедливым – иначе я погиб». Наверное, каждый из нас согласится с этим высказыванием. Да, в конечном итоге, Божественная справедливость восторжествует, и каждый получит свое. Но она восторжествует только тогда, когда будут исчерпаны все средства врачевания человека любовью. Когда человек лишается способности к покаянию, осознанию своего греха и хотя бы стремлению изменить свою жизнь, то Божественное снисхождение становится уже не милостью ко грешнику, а попустительством ко злу. И тогда Господь выносит Свой справедливый суд, вторгается в естественный ход человеческой истории и пресекает зло, иногда просто уничтожает самого человека, как носителя зла, видя, что все остальные средства более неэффективны. Как врач, который берет в руки скальпель и делает болезненную операцию, когда уже другие, более гуманные средства лечения пользы не приносят, а болезнь-то надо как-то останавливать…
Вот таким жестким способом Господь остановил болезнь греха в самом начале человеческой истории, когда навел на землю потоп. Конечно, не вдруг, не сразу все это случилось. Ждал Господь, что люди одумаются, прощал их, наверное, наказывал кого-то, посылал скорби, чтобы и сам человек понял, и близкие на его примере, что жить так, как он, больше нельзя. Но все оказалось тщетно. И как последнее вынужденное средство Господь избирает пресечение жизни безнадежно потерянного рода человеческого – за исключением праведного Ноя и его семьи.
Будем помнить об этой поучительной истории – особенно всякий раз, когда мы встаем на путь греха. Не стоит злоупотреблять Божественной любовью и долготерпением – ведь у Господа есть другое и очень болезненное средство для исцеления наших грешных душ. Попытаемся не заболеть так серьезно, чтобы эти крайние средства были применены к нам, а используем благодатное время Великого поста для исцеления своей души и тела, попытаемся в меру своих сил и возможностей нести на себе не язвы греха, а благое иго и легкое бремя Христовых заповедей. Аминь.
|