26 марта 2021 года

Предыдущий день

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Пятница 2-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

Литургия Преждеосвященных Даров

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Пятница 2-й седмицы Великого Поста

Пост телесный подразумевает: ограничение в пище; употребление особого вида пищи; редкий прием пищи. Душевный пост также должен включать в себя: ограничение внешних впечатлений — пищи души, информации, которую привык получать человек ежедневно в огромных объемах; контроль над информацией, то есть над качеством пищи, которую получает душа, исключением того, что раздражает страсти; редкий прием пищи, то есть периоды уединения, молчания, безмолвия, пребывания с самим собой, которые дают человеку возможность познать свои грехи и осуществить главную цель поста — покаяние…

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. 7:1-14. На веч.: Быт. 5:32-6:8; Притч. 6:20-7:1)

Бытие. Глава 5, стих 32; Глава 6, стихи 1-8:

32 Ною было пятьсот лет и родил Ной [трех сынов]: Сима, Хама и Иафета.
1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.
3 И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].

Книга пророка Исаии. Глава 7, стихи 1-14:

1 И было во дни Ахаза, сына Иоафамова, сына Озии, царя Иудейского, Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, пошли против Иерусалима, чтобы завоевать его, но не могли завоевать.
2 И было возвещено дому Давидову и сказано: Сирияне расположились в земле Ефремовой; и всколебалось сердце его и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу.
3 И сказал Господь Исаии: выйди ты и сын твой Шеар-ясув навстречу Ахазу, к концу водопровода верхнего пруда, на дорогу к полю белильничьему,
4 и скажи ему: наблюдай и будь спокоен; не страшись и да не унывает сердце твое от двух концов этих дымящихся головней, от разгоревшегося гнева Рецина и Сириян и сына Ремалиина.
5 Сирия, Ефрем и сын Ремалиин умышляют против тебя зло, говоря:
6 пойдем на Иудею и возмутим ее, и овладеем ею и поставим в ней царем сына Тавеилова.
7 Но Господь Бог так говорит: это не состоится и не сбудется;
8 ибо глава Сирии – Дамаск, и глава Дамаска – Рецин; а чрез шестьдесят пять лет Ефрем перестанет быть народом;
9 и глава Ефрема – Самария, и глава Самарии – сын Ремалиин. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены.
10 И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал:
11 проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте.
12 И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа.
13 Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего?
14 Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Притчи Соломона. Глава 6, стихи 20-35; Глава 7, стих 1:

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
23 ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,
24 чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25 Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26 потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27 Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28 Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29 То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
30 Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;
31 но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.
32 Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33 побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,
34 потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,
35 не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.
1 Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. [Сын мой! чти Господа,- и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть» (Быт.6:3).

В человеке две противоположности, а сознание одно – личность человеческая. Характер этой личности определяется тем, на какую сторону она склоняется. Если она на стороне духа – будет человек духовен; если она на стороне плоти – будет человек плотян. Дух и в плотяном не исчезает, но бывает порабощен и голоса не имеет. Он тут становится подъяремным и служит плоти, как раб госпоже своей, изобретая всевозможные для нее услаждения.

И в духовном плоть не исчезает, но подчиняется духу и ему работает, теряя свои естественные права на пищу чрез пост, на сон чрез бдение, на покой чрез непрерывный труд и утомление, на услаждение чувств чрез уединение и молчание. Бог не пребывает там, где царит плоть, ибо орган общения его с человеком есть дух, который здесь не в своем чине.

В первый раз чувствуется Божие приближение, когда дух начинает предъявлять свои права в движениях страха Божия и совести. Когда же и сознание с свободою станут на эту сторону, тогда Бог общится с человеком и начинает пребывать в нем.

С той минуты пойдет одухотворение души и плоти, всего внутреннего и внешнего человека, пока Бог станет всяческая во всех в человеке том, и человек, одухотворившись, обожится. Какое дивное преимущество, и как мало оно помнится, ценится и ищется!

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Книга пророка Исаии, Глава 7:1-14)

Священник Дмитрий Барицкий

Этот отрывок книги пророка Исаии содержит в себе повествование об исторических событиях. В VIII в. до Р.Х. в Палестине было два еврейских государства. Первое, в котором и жил пророк Исаия, находилось на юге Палестины. Его называли Южное или же Иудейским царством. Столицей его был Иерусалим. Второе — находилось на севере Земли Обетованной и называлось Северным или же Израильским царством. Столицей его был древний город Самария. Несмотря на то, что это был один народ, отношения между государствами были напряженные. Периодически случались войны. Для участия в этих конфликтах обе стороны привлекали иноземных союзников. Брат убивал брата руками иностранцев.

Такая же ситуации сложилась и на этот раз. В Иерусалиме правил царь по имени Ахаз. На него двинул свои войска царь Северного Израильского царства вместе с царем Сирии. Для Ахаза война началась страшным поражением. В один день союзная армия уничтожила 120 тысяч его лучших солдат. В плен было взято 200 тысяч мирных жителей. Положение усугублялось тем, что по стране рыскали банды мародеров. Состояние царя Ахаза и жителей Иудейского царства Писания характеризует как страх, который переходит в панический ужас.

Именно в этот момент Господь посылает к нему пророка Исаию. Он находят царя, который готовиться к штурму и занят постройкой укреплений. Пророк Исаия передает Ахазу слова Бога. Господь обещает, что замыслы врагов не будут исполнены. Да и сами царства его противников скоро перестанут существовать. От Ахаза требуется только одно — иметь твердую веру. Именно поэтому Исаия говорит ему, чтобы он просил у Бога знамения. То есть царь Иудеи должен был прилюдно продемонстрировать веру в господа и доверие Его Промыслу. Однако в это время Ахаз уже получил поддержку от молодого и сильного государства под названием Ассирия. Поэтому он, прикрываясь внешне благочестивым предлогом, якобы не хочет тревожить Бога по мелочам, отказывается от предложения Исаии. По сути, это отречение от Самого Господа.

Такова изменчивая человеческая натура. Когда нам плохо, мы вопим к небесам о помощи, обещаем исправить свою жизнь, даем обеты, не идем, а бежим в храм. Только беда миновала, и мы обрели внешнюю поддержку и уверенность в своем положении, Бог для нас уходит на периферию нашей жизни. Только недавно Ахаз в страхе и ужасе готов был на все, чтобы получить избавление. Как только появилась поддержка от сильной Ассирии, он забывает о Боге. Он уверен в своих силах — Бог ему не нужен.

Горькая ирония заключается в том, что всего через несколько лет царь Ассирии будет воевать уже не на стороне Ахаза. Бывший союзник станет врагом. Он сам придет со своим войском, чтобы опустошить Иудею и поработить ее жителей. Эта история учит нас тому, что не может быть у человека подлинного союзника кроме Бога. Любой человек, кем бы он ни был, может встать перед выбором, где на одной чаше весов будет его интерес, а на другой мы. А потому, чтобы не оказаться в положении иудейского царя, которого разорили его же вчерашние друзья, будем всегда во всякой ситуации, и особенно в дни своего благоденствия и достатка, когда нам хорошо и ничего нас не беспокоит, в первую очередь искать союза с Богом. Когда все бросят, Он единственный, кто не предаст, не отвернется, и не оставит. Но за верность к Себе проведет через все испытания и покроет в результате с лихвой все наши скорби и печали.

***

Священник Стефан Домусчи

Человек, который имеет опыт чтения пророческих книг, знает, что обычно в них содержится предостережение от бедствий. Мы не найдём пророческой книги, которая бы сводилась к тому, что всё хорошо, все праведны, благочестивы и верны Богу. Напротив, в каждой из них мы видим обличение нечестия, распространения язычества и всего того, что можно было бы назвать изменой Богу.

Пророк Исаия также довольно много говорит о бедах, его соплеменников за то, что они отвергли Божий завет. Однако в сегодняшнем чтении мы слышим несколько иную интонацию. Царь израильский и царь сирийский договорились идти войной на Иудею, они собираются напасть на Ахаза, который в ней правит и отказывается вступить с ними в военный союз. Враги уже так близко, что у царя практически нет шансов победить. Однако Бог говорит пророку чтобы он пошёл к царю и успокоил его, потому что замыслы врагов не сбудутся. Сына Исаии зовут Шеар-ясув, что переводится как «остаток возвратится». Это имя дано ему как знак надежды и даже уверенности, что трудные времена закончится. Исаия называет его так, потому что доверяет Богу.

Обращаясь к царю, пророк говорит: наблюдай и будь спокоен, не страшись и не унывай. Когда тебе предстоит бедствие не думай, что всё находится в человеческих руках. Тебе угрожают, но ты при этом помни, что все в руках Божиих и смотри на происходящее как бы со стороны.

Сложно представить себе чувства царя Ахаза, когда он понимает, что войска противников совсем близко, беда кажется ему чем-то совершенно неминуемым. Пророк же говорит Ахазу положиться на Бога и называет врагов дымящимися головешками, то есть тем, что видимо еще горит, но в чем уже нет огня, а значит нет и опасности.

Ну как можно поверить такой невероятный исход событий? Враги совсем близко, как же не пасть Иерусалиму? В это очень трудно поверить. Видя сомнение царя, Исаия говорит: «Если вы не верите — это потому, что что вы не удостоверены». Эту фразу переводили по-разному. Так, например, в греческом и соответственно славянском тексте Исаия говорит: «Если не поверишь, то и не поймешь». Но чего же может не понять царь в чём необходимо ему удостовериться? На самом деле все очевидно: удостовериться и понять, что Бог силен сделать все так, как Ему нужно. Знамением того, что Бог может изменять очевидное становится настолько же невероятное событие: дева становится матерью, рождает того, чье имя Еммануил, то есть «с нами Бог». Есть ли нечто и в нашей жизни, что одинаково очевидно и ужасно для всех? Конечно. Это смерть. Она ждет каждого из нас как нечто совершенно неминуемое. Но радостная весть Исаии обращена не только к Ахазу. Он говорит каждому из нас: наблюдай и будь спокоен, она не всесильна... Ведь дева действительно родила сына, о котором говорится «с нами Бог».

***

(Книга Бытия, Глава 5, стихи 32, Глава 6, стихи 1-8)

Священник Стефан Домусчи

Многие из нас сталкивались с людьми, которые толком ничего не зная о христианстве, говорили, что когда-то пробовали ходить в храм, но разочаровались и ушли. К сожалению, с такими людьми бывает очень трудно говорить, потому что они уверены, что знают о чем речь, хотя на самом деле, то, с чем они столкнулись могло быть искажением и карикатурой на веру. Они могли быть обмануты специально или поддаться влиянию фанатиков, по-своему расставивших приоритеты, скажем морящих себя голодом или закопавшихся к пещеры в ожидании конца времен… Человек смотрит на тебя с высоты своего печального опыта и не хочет верить тому, что прежняя встреча была ошибкой. Кроме того, понимая, что духовная жизнь трудна, оказывается так удобно держаться за эти карикатуры на веру, ведь от карикатур легче отказаться.

В сегодняшнем чтении мы видим людей, которые не просто не знали чего-то о Боге, они сознательно от Него отказались и пренебрегали Им. Не потому что знали Его, а потому что почувствовали вкус земной жизни, опьяняющий вкус свободы от Бога, от обязательств, от нравственной жизни. Причем праведные потомки Сифа, которые именуются детьми Божьими, стали смешиваться с потомками Каина, дочерями человеческими. Результатом их единства стало рождение людей рослых и сильных. Речь, конечно, не идет о каком-то другом виде людей, просто они оказались более рослыми и сильными, чем другие, чем проявляется их принадлежность земле и земной жизни, они становятся все сильнее и властнее на земле. Все глубже укореняются в ней, все больше и больше становятся плотяными, все больше в них проявляется животное начало, вырвавшееся на свободу в грехопадении. Можно сказать, что лишенная Бога жизнь как бы входит в свои права, становится для них привычной. Более того, они развращаются больше и больше, так что мысли их становятся злом на всякое время. Если вспомнить, что зло — есть противление Богу, сознательное противоборство Его воле, станет понятно, что речь идет не о том, что они были жестокими или грубыми… В первую очередь они были злыми, то есть сознательно воинствующими против Творца. Однако, Он именно Творец и источник жизни, без Него ничего существовать не может, так как только Он вседержитель, и бытие всех укоренено в Его благой воле. И вот появляются люди, которые сами себя от Бога отлучают, своим пренебрежением уничтожают всякую связь с Ним.

Все дальнейшее является лишь следствием их собственного духовного состояния. И хотя Писание говорит нам о Боге, это не просто объективное описание Его состояния. Оно неизменно, как неизменна Божественная сущность. Кроме того, Он обладает предведением, в то время как раскаяние — это эмоция говорящая об ощущении собственной неправоты. Но описание дается человеком, для человека, и с точки зрения человека. И поэтому говорится, что Бог раскаялся в том, что сотворил мир людей. Происходящее они ощутили так, как будто бы Творец раскаялся. На самом же деле, сами люди стали такими, что жизнь с Богом стала для них невыносимой, их бытие стало буквально разрушаться, потому что отказ от источника жизни не может завершиться ни чем другим.

Естественно Бог Библии живой, Он существо личностное, способное любить и вести к спасению. Но при этом Бог не способен заставить себя любить, всякое насилие претит Его любви. И все же, человек, который желает быть с ним всегда обретает благоволение в очах Его. Именно таким был в то время Ной. Именно таким может стать каждый из нас.

***

Протоиерей Павел Великанов

Этот отрывок из книги Бытия — один из самых загадочных во всем тексте Священного Писания. Каких только гипотез не было предложено и в далёкой от нас дохристианской эпохе иудейскими толкователями, и отцами древней Церкви, и новейшими критиками — но однозначного ответа так и не было получено. Одни вопросы и противоречия: если упомянутые «сыны Божии» были бесплотными существами — как они могли вступать в связь с обычными женщинами и даже рожать от них детей? Если же «сыны Божии» не более чем именование людей властных, царского достоинства — то почему тогда их дети были исполинами — тоже непонятно. И это — далеко не все варианты истолкования.

Возможно, есть смысл оставить этот отрывок Писания без какого-то объяснения и посмотреть на композицию текста, чтобы понять — почему именно в этом месте речь зашла о странных браках «сыновей Божиий» и «дочерей человеческих», о «великом развращении людей на земле», о глубоком раскаянии Бога по отношению к Своему творению. То, что не вызывает никаких сомнений — это крайняя степень отпадения человечества от тех принципов, которые были определены Богом при творении мира. В кратких, загадочных, оставляющих простор для самостоятельных догадок словах в 6-й главе книги Бытия описывается состояние крайней автономизации человечества от Бога — что и привело к решению о всемирном потопе. Но при этом есть основания предположить, что связи между «сынами Божиими» — как представителями духовного мира — и «дочерьми человеческими» — указывают в любом случае на незаконные, противные Богу, отношения магического типа. Ведь и по сей день при посвящении шаманов — по их свидетельствам — происходит своего рода «духовный брак» человеческой души и бесплотного демона — только после чего шаман и получает особые способности постоянно взаимодействовать с демонами. Кто знает, не было ли допотопное человечество высоко развитой цивилизацией — но источник её знаний был именно в колдовстве, окольном, противо-Божественном пути взаимодействия с духовным миром?

При таком взгляде становится понятной главная идея, которую хочет донести до читателя Писание: вступать в отношения с миром духов крайне опасно именно потому, что выйти из этих отношений очень и очень сложно, возможно лишь единицам. Вот почему Бог и принимает решение о всемирном потопе — воды которого погребут всё человечество, за исключением одной единственной семьи — потому что никакой надежды на раскаяние остальных людей уже не оставалось.

Эти строки Библии — грозное предупреждение всем, кто ищет, как бы где-то сбоку исхитриться подглядеть, разузнать, погадать — а что же там будет в ближайшем или отдалённом будущем? Потому что цена подобных гаданий — крайне высокая: ведь этой близостью к огромным возможностям демонического мира можно настолько увлечься, что напрочь утратить саму способность слышать голос Самого Творца — что и произошло в допотопном человечестве!

***

(Притчи Соломона, Глава 6:20-7:1)

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Как и во многих других местах книги Притчей, здесь ее автор продолжает раскрывать тему соблюдения седьмой заповеди закона Моисея — «Не прелюбодействуй» (Исх. 20:14, Втор. 5:18). Если сама по себе заповедь не объясняет почему именно категорически не стоит так поступать, то Притчи дают исчерпывающий ответ, причем они описывают последствия с самых разных сторон: книга говорит об экономической составляющей этого греха, говорит о напрасной трате сил и драгоценного времени жизни, а сегодня мы услышали еще об одном аспекте — о том, что через этот грех человек рискует нажить себе врагов, с которыми никогда и ни при каких условиях не удастся примириться, человек не сможет жить спокойно, потому как его будет подстерегать месть. Вообще, для человека верующего должно быть достаточно одного того, что таково повеление Бога — не прелюбодействовать, но Бог, зная нашу всеобщую страсть к исследовательской деятельности и стремлению непрестанно задавать вопрос «почему?» через различные места Священного Писания объясняет причину такого Своего повеления.

Конечно, для взрослого человека, который знает жизнь и знаком с лучшими образцами мировой литературы, в словах книги Притчей нет ничего нового. Мы все это знаем. Знаем, и можем рассказать другим, дополнив своими собственными красочными историями. Спасает ли это нас от греха? Хочется верить, что да. Хочется верить, что заключительные слова сегодняшнего отрывка для каждого из нас не пустой звук, ведь этими словами книга Притчей дает универсальный рецепт избавления от любого вида страха, рецепт гениален и, как все гениальное, прост — если нет желания проводить свою жизнь в страхе, то надо всего лишь чтить Господа, чтить Его всей своей жизнью, а центром почитания должно быть исполнение заповедей. Всех без исключений и без каких-либо хитрых отговорок.

***

Священник Стефан Домусчи

Одно из самых часто повторяемых слов в книге Притчей Соломоновых — это слово «заповеди». Слово в современном мире не очень популярное, потому что создает впечатление чего-то устаревшего и субъективного. Библейский взгляд на них совершенно иной, потому что они даны Богом, и значит являются основами жизни, такими же прочными, как и физические законы.

Такой взгляд сегодня может показаться странным и узкоконфессиональным... Мало ли кто и как воспринимает заповеди, которые находит в своих священных текстах. Но если мы посмотрим на заповеди Ветхого Завета, и особенно на то, как они изложены в книге Притчей, мы увидим, что все они могут быть сведены к таким нравственным положениям, которые были общими для всех человеческих культур. Кроме, может быть, одного: строго единобожия, что является результатом завета Бога еще с Авраамом.

В сегодняшнем чтении Соломон обращается к своему сыну и призывает его хранить верность своей супруге. Заповедей, посвященных браку, в ветхом завете немало, но те из них, что посвящены верности — одни из самых строгих. Дело в том, что нарушая одни заповеди, человек вредит только себе... Это плохо, но является результатом свободного решения. Это принесет страдание, но только ему... Грехи же связанные с изменой предполагают, что боль причиняется тому, кто предается... Бессильный остановить решение другого, бессильный в любви, бессильный в верности... человек испытывает боль, причиной которой не является. В этом смысле ветхозаветные параллели между изменой Богу и изменой в браке вполне закономерны.

Причем одинаково, что в семье, что в религии — измена начинается с лести и лживого языка... Чужая вера, как чужая жена, обещает быть настоящей, беспроблемной, наконец-то дарящей подлинную любовь... Все это оказывается миражами, в которые охотно верит плененная душа. И все это в результате становится очевидно самому человеку. Человек может сменить жену или веру, но это не поможет сменить своих грехов, не поможет уйти от собственных страстей. Самое же страшное, это непоправимость содеянного. Можно вернуться к Богу, иногда обстоятельства позволяют вернуться к супругу или супруге, но нельзя сделать так, как будто бы этого не было. Как говорит Соломон, «нельзя взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорела одежда», нельзя войти к чужой жене и остаться без вины. Причем не только без вины перед другим, преданным и поруганным человеком, но и без вины перед Богом. Потому что верность — это свойство любящей и жертвенной души, как по отношению к человеку, так и по отношению к Творцу.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Иеромонах Гавриил

Пророк Давид взывал в молитве к Богу: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» (Пс.118:12). Оправданиями в Законе Божием названы заповеди, исполнение которых поставляет человека пред лицом Правды Божией. Другими словами, заповеди – это повеления Творца, это путь, который предложил для человека Бог; а оправдание есть само шествие человека по этому пути. Поэтому, когда мы просим Господа научить нас оправданиям Его, мы просим научить нас жить по заповедям Божиим. Не только в уме их содержать, но и на деле исполнять.

Возводя свой мысленный взор к Триипостасному Божеству, христиане расширили воззвание псалмопевца. Обращаясь к Богу Отцу, мы просим, чтобы  Он научил нашу волю следовать повелениям Творца. Обращаясь к Сыну Божию, мы просим, чтобы Слово Отчее вразумило нас: «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2) – сами-то мы порой подчас не знаем, как нам поступить по воле Божией; вот мы и просим Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он нас надоумил. Обращаясь же ко Святому Духу, мы просим, чтобы Утéшитель Благий просветил нас оправданиями Своими; потому как исполнение заповедей просвещает сердце человека.

Каким же образом оправдания Господни просвещают нашу душу? По учению святых отцов, исполнение заповедей открывает человеку его немощь, то есть научает человека смирению. А Господь свидетельствует нам через апостола Павла, говоря: «Сила бо Моя в немощи совершается» (2Кор.12: 9). Это значит – когда человек смирится: осознает, что он земля и пепел, и ничуть не лучше окружающих его людей – тогда-то к этому нищему духом человеку приходит в сердце благодать, которая укрепляет его волю,  просвещает его ум и веселит его сердце. «Воздаяние, – учит нас святой Исаак Сирин,– бывает не за добродетель и не за подъятый ради нее труд, но за рождающееся, вследствие исполнения заповедей, смирение». И Господь нам говорит: «На кого Я призрю: токмо на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66: 2). В пояснение этих слов, апостол Петр побуждает нас облечься смиренномудрием, «потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр.5:5).

И вот в этом-то соработничестве благодати Божией и воли человеческой заключается цель нашей христианской жизни. Потому как лишь совместными усилиями можно преодолеть преграду между Богом и человеком. Преграда же эта – грех, препятствующий приблизиться нам к Богу. Разрушить эту «стену» не под силу не только нам, но и всемогущему Богу, если мы сами того не захотим. Так, преподобный Макарий Египетский говорит: «Воля человеческая есть как бы существенное условие. Если нет воли, Сам Бог ничего не делает, хотя и может по свободе Своей». В XIX веке святитель Феофан Затворник утверждал, что Святой Дух, действуя в нас, совершает с нами дело нашего спасения, но он также говорил, что «человек совершает дело своего спасения с помощью благодати Божией». Святой Григорий Нисский очень четко выражает эту взаимную связь, превращающую благодать и свободу воли в два полюса одной и той же реальности: «Как благодать Божия, – говорит он, – не может обитать в душах, уклоняющихся от своего спасения, так и человеческая добродетель сама по себе недостаточна, чтобы возвысить до совершенства души, чуждые благодати».

Посему-то, братья и сестры, совершая какое-либо доброе дело, будем помнить, что добрым оно бывает не само по себе, а вследствие нашего произволения. Так мы знаем, что и Каин, и Авель – оба приносили жертву Богу; однако жертву Авеля принял Господь, а жертвоприношение Каина отверг, потому что тот исполнил его лишь формально. Будем же стараться беречь себя от закваски фарисейской – от формального исполнения заповедей Божиих; но делая то или иное доброе дело, «всё будем делать во славу Божию» (1Кор.10:31). Потому как, по словам батюшки Серафима Саровского: лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Духа Святого, всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией не дает. Вот почему Господь наш Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мной, расточает» (Мф. 12:30).

Церковный календарь. 26 марта

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 26 марта

Читаем Апостол. 26 марта

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 26 марта

Мульткалендарь. 26 марта. Преподобный Анин монах

Мульткалендарь. 26 марта. Священномученик Григорий Поспелов, пресвитер

День ангела. 26 марта

Этот день в истории. 26 марта

&nbsnbsp;