В будние дни Великого поста Евангелия не читаются. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на повечериях читается по частям Великий (покаянный) канон преп. Андрея Критского.
БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ
(На 6-м часе: Ис. 2:11-21. На веч.: Быт. 2:4-19, Притч. 3:1-18)
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
11 Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день.
12 Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное,- и оно будет унижено,-
13 и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские,
14 и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы,
15 и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену,
16 и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их.
17 И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день,
18 и идолы совсем исчезнут.
19 И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
20 В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им,
21 чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю.
1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;
2 ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.
3 Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего,
4 и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей.
5 Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
6 Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.
7 Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла:
8 это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих.
9 Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих,
10 и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином.
11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему.
13 Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,-
14 потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота:
15 она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею.
16 Долгоденствие – в правой руке ее, а в левой у нее – богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;]
17 пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные.
18 Она – древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!
"Бойся Бога и удаляйся от зла" (Прит. 3:7). Положи в этом предел твоего говения, чтоб в конец его водворился страх Божий и укоренилось твердое намерение уклоняться от всякого зла, хотя бы для этого необходимо было тебе все потерять, даже жизнь свою. Для этого не ограничивайся одним внешним порядком говения, но займись особенно собою, войди в себя и посмотри образ мыслей твоих, во всем ли он согласен с неложным Божьим словом, - посмотри свои склонности и расположения, таковы ли они, каких требует от тебя Господь в Евангелии; посмотри всю жизнь твою, во всем ли она согласна с заповедями Божьими. Все богопротивное оплачь и возненавидь, и положи впредь не возвращаться на то. Когда сделаешь так, премудр будешь, а нет, так нет.
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Эти слова пророка Исайи относятся одновременно к двум разнесенным во времени событиям. Во-первых, он своими словами обличает гордость своих современников, которые полагали, что могут решить все государственные проблемы сугубо человеческими средствами.
Подобная ситуация повторяется постоянно, как на личном, так и на общественном уровне. Всем нам весьма непросто дается соблюдение баланса между надеждой на Бога и собственными усилиями, все мы постоянно находимся в зоне риска и норовим уклониться то в одну, то в другую сторону, но чаще всего, конечно, мы уклоняемся в сторону надежды на самих себя и на свои силы. Бог, полагаем мы, далеко и проявление Его силы в мире вовсе не очевидно, а наши проблемы — близки и реальны, чаще всего мы верим в то, что способны их решить, а потому первым делом ищем сугубо человеческие пути разрешения проблемных ситуаций и лишь тогда, когда уже не остается никакой надежды, мы в качестве последнего и не вполне надежного средства обращаемся к Богу. На всякий случай. Просто потому, что все прочее уже было испробовано. Такой подход пророк Исайя называет гордостью, которая неминуемо ведет к погибели. Мы знаем, что именно так и произошло с Иудеей: ее граждане не услышали пророческое слово и были уведены в плен.
В равной степени услышанные нами сегодня слова Исайи относятся и к концу времен. В этом смысле Исайи снова выступает не как человек Ветхого Завета, но как новозаветный автор. Если с тем, что надежда лишь на самого себя приводит к поражению, можно поспорить и привести множество примеров из жизни гениальных полководцев и государственных деятелей языческого мира, то в отношении конечных судеб мира спорить не получится, хотя бы в силу того, что речь идет о будущем. Позиция тех, кто полагает возможным надежду на свои силы, ничем не может быть подкреплена, тогда как упование верующих подтверждается множеством свидетельств, самые значимые из которых, — собственно пророк Исайи и Сам Христос. Спаситель почти дословно воспроизводит в Своей проповеди слова пророка, к примеру, в финале причте о мытаре и фарисее Он говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Исайя говорит о том же самом: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится». Слова пророка дополняют слова Христа: из слов Исайи понятно, почему произойдет именно так — человек существо тварное, он не может жить без Бога и вне Его, а любое проявление гордыни и самовозвышение — это ничто иное, как следствие глубокого непонимания реального положения вещей, это ни что иное, как глупость, ну а глупость еще никогда и никого не привела ни к чему хорошему.
***
Протоиерей Павел Великанов
«День Господа Саваофа», о котором говорит сегодня пророк Исайа — это особый момент в человеческой истории — как это представляли себе люди в Ветхом Завете. Близкое понятие — это то, что мы называем «момент истины» — момент высшего, непреложного Суда Божия, прямого вхождения Божественной Правды в жизнь. Но для пророка этот «момент истины» — глобальный, всемирный: Бог проявит Себя так, что это ни для кого уже не останется предметом веры или догадок — всё станет предельно ясным и очевидным. Следствием этого станет ниспровержение привычных идолов — золотых и серебряных изваяний — которые были наделены божественными свойствами и в сознании людей воспринимались уже как боги.
Когда мы слышим эти слова, нам может показаться, что мы-то, православные христиане, совершенно свободны от какого бы то ни было идолопоклонства. В этом смысле вторая заповедь — «не сотвори себе кумира» — нами — как мы думаем — исполняется в совершенстве. Однако не будем торопиться.
Я бы призвал поразмыслить вот над чем. Чем Бог отличается от любого идола — древнего ли, или самого что ни есть наисовременнейшего? Тем, что Бог — Он всегда Живой, Он — «здесь и сейчас», Им — мы «живём и существуем», Он — «везде сущий и всё наполняющий», Он — непредсказуем и неуправляем нами. По большому счету, самое главное, что мы знаем о Нём — это то, что Он — «есть», Он — и есть это «бывание», Он и есть «Сый», то есть «Сущий». Насколько микроскопичен человек, со всеми своими ядерными реакторами и космическими кораблями, перед лицом этого Первоисточника всего бытия! И… насколько приятен и комфортен идол: соразмерный человеку, не-живой, понятный, доступный, и, что самое главное — вполне подчинённый человеческому замыслу и управлению. С идолом всегда — комфортно, он — тот самый «другой», об которого так и хочется «облокотиться», чтобы хоть немного разгрузиться. Всё то, за что мы хватаемся в первую очередь, когда нас начинает «штормить» по жизни — с большой долей вероятности, может и оказаться нашим идолом.
Я бы привёл такое сравнение. Почему нередко близкие отношения между людьми разрушаются? Одна из возможных причин — проекция себя самого на другого — и общение не с реальным, живым человеком — а только с тем, что эту «проекцию» способно отражать. То есть человек вроде как разговаривает с тобой — но ты видишь, что это вроде бы диалог — да только с самим собой. Но ведь то же самое может происходить и в религиозной жизни: человеку легче «спроецировать» — даже бессознательно — себя самого в бесконечность — и сам луч этой проекции назвать своим Господом и Богом. А что конкретно будет его отражать — уже значения не имеет.
Давайте-ка повнимательные в эти спасительные дни строгого поста посмотрим внутрь себя — и по слову пророка повыбрасываем наших привычных и любимых идольчиков из тайников нашей души!
***
(Книга Бытия, Глава 2, стихи 4-19)
Протоиерей Павел Великанов
Библейский рассказ о сотворении мира венчается созданием человека. Заметим, что до появления человека — как говорит бытописатель — ни травы, ни кустарника не было именно потому, что «не было человека для возделывания земли». И деревья тоже произрастают не просто так — они «приятны на вид» и «хороши для пищи» — кому? Естественно, тому же человеку! Да и весь сад Эдемский — опять-таки — для человека! Этот буквальный библейский антропоцентризм потрясает: Бог пестует человека — нянчится, возится с ним как с самой главной ценностью, создавая для него идеальные условия жизни и развития. Более того: Бог вводит человека во Вселенную не как раба — а как Сына, со-работника, со-трудника Богу — с призванием принять участие в дальнейшем развитии мира. Именно об этом — возделывание земли, хранение Эдемского сада, наречение имён животных и птиц. Если «выгрузиться» из привычных иллюстраций из детской Библии, где художники придумали толпу животных в огромной очереди на наречение имён и увидеть это как продолжительный процесс, развёрнутый во времени — мы увидим захватывающую дух картину: человек своими широко открытыми детскими глазами опознаёт красоту Создателя через всё, с чем соприкасается. Вот кто-то проскакал в траве — ага, это кузнечик. В небеса взмыло нечто огромное и величественное, ну конечно же, это орел! Привет, орел! Какой же ты гармоничный в своей силе! А это чья рыжая мордочка любопытно высунулась из-под корней? Здравствуй, лисичка-красавица! Вот это и хвост у тебя — просто заглядение! Ведь дать имя — значит, познать суть, отделить словом одно от другого — и Адам великолепно справляется с этой задачей! Он знакомится с миром, в который Бог его привёл — знакомится — то есть даёт «знаки», которыми «обо-значает» для дальнейшего взаимодействия. Бог не даёт ему какой-то набор слов и понятий, из которого первый человек должен был бы складывать свои слова — нет, сам процесс называния, подыскивания отражающих природу звуков и слов и становится первым опытом пения и говорения, взаимодействия Адама с миром! И тут же рядом — Сам Бог, со стороны наблюдающий за этим творческим процессом, радующийся тому, что созданный по Его образу и подобию раскрывается, словно бутон розы под ласковыми лучами утреннего солнца!
Как же важно не забывать о том, что именно раскрытие в себе творческого духа, узнавание отражённой в творении красоты Бога есть едва ли не самое существенное, что отличает человека от всего остального мира!
***
Священник Стефан Домусчи
Вторая глава книги Бытия, отрывок из которой читается сегодня, повествует о творении человека несколько иначе, чем первая. Бог берет прах земной, то есть буквально глину и творит из него человека. Однажды, выслушав мамин пересказ этой библейской истории один мальчик взял пластилин и спросил ее: а с какой именно части Бог начал лепить человека, что Он слепил в первую очередь, голову, туловище, ноги, руки? Кому-то это может показаться смешным, но это был хороший и искренний вопрос, показывающий, что если понимать всякое слово Писания буквально, можно представить себе Бога, который лепит Адама из глины, решая с чего начать, с головы или с туловища. Совершенно очевидно, что текст, созданный Моисеем, написан на таком языке, который не предполагает подобных вопросов и уж тем более ответов. Единственное, что из этого текста мы должны понять со всей очевидностью, с точки зрения Библии, человек не возник сам, он сотворен. А раз сотворен, значит именно Бог знает его предназначение и делает все для того, чтобы человек его достиг.
Из прошлых глав мы должны были понять, что текст первых глав книги бытия — не просто учебник или поэма, он не научная статья, но и не плод забавы бездельника. Перед Моисеем, который выводит из Египта народ Божий, стоит важная и вполне практическая цель: привыкшие к рабской жизни и ставшие практически язычниками, евреи должны стать верующими в единого Бога, свободными и ответственными людьми. Отсюда такая сухость в изложении, которая не идет ни в какое сравнение с мифами соседних народов. Бог все это сотворил: солнце, луну, звезды, растения, животных… Все это лишь материя, которую Он создал и оформил в соответствии со Своим замыслом.
Конечно, читая сегодняшнее чтение можно задаваться вопросами о том, где именно был рай, что за реки в действительности его омывали… Но что дадут ответы на эти вопросы? Ясно, что рай, как особенное место на земле, существовал… Это важно. А еще важно, что судя по сегодняшнему чтению, он был совсем не тем местом, которым мы его себе представляем. Ведь если спросить любого человека о том, что такое рай, он скажет, что это место блаженства и беспечной жизни, без болезней и печалей. Но разве таким предстает рай в сегодняшнем чтении? Совсем нет. Он предстает местом, которое человек должен возделывать и хранить, местом творчества и бережного отношения к творению, которое доверено ему.
***
(Книга Притчей Соломоновых, Глава 3, стихи 1-18)
Священник Дмитрий Барицкий
Тема веры является ключевой для всего Священного Писания. Ей посвящен и сегодняшний отрывок. Обращаясь к юноше, премудрый царь Соломон говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои». Казалось бы, при чем тут вера? О надежде есть слова, о критическом отношению к своему разуму, есть, ну а вера то где? Есть такая всем хорошо известная детская игра в антонимы. Ведущий подбирает слово, а игроки должны назвать противоположные ему по значению. Что может противостоять вере? Чаще всего говорят о сомнении, скепсисе, безверии, атеизме, в конце концов.
Во всем этом, безусловно, нет никакой ошибки. Это словно грани значения одного и того же явления. Но есть один смысл, о котором или не упоминают или просто забывают. Вере противостоит желание полностью своими силами контролировать ситуацию.
Ведь что такое вера? Это глубокое чувство, что рядом с тобой присутствует Сила, которая намного могущественней тебя. Тот, Кто не просто поддерживает твои начинания, но и может восполнить начатое, довести, если потребуется, дело до конца. То есть, вера — это всегда сотрудничество человека с Богом. А Бог бывает непредсказуем. И ему лучше видно, какой шаг сделать завтра. И зачастую Он не рассказывает нам о Своих планах.
А потому наша попытка самостоятельно составить четкий и однозначный план действий, чтобы гарантировать благополучие и безопасность себе и своим близким, все наши старания лишь собственными силами полностью взять под контроль свою жизнь — это вытеснение из нее Творца. В конечном счете это недоверие Ему и Его Промыслу. Это, по словам Соломона, и есть «полгаться на свой разум».
И, напротив, мысль о том, что все может пойти не так как я запланировал, не так, как я себе представлял, не так, как мне хочется, потому что у Бога могут быть иные планы на этот счет — признак подлинной веры. Она живет там, где есть смирение перед непредсказуемостью этой жизни. Перед тем, что завтра все, вопреки моим представлениям, может перевернуться с ног на голову. Она возможна там, где есть надежда на то, что даже если ты будешь падать, в последний момент тебя обязательно подхватят.
Не так ли мы совершаем, например, воздушные путешествия? Большинство из нас не знает, как именно устроен самолет; каков статус его технической готовности; нам незнакомы пилоты, которые им управляют и многие другие существенные детали. Однако мы садимся и летим, не держа руку на пульсе. А представьте, если бы кто-то, начал все это выяснять перед полетом, чтобы заверить себя в собственной безопасности. Мы бы никуда и никогда не улетели.
В Священном Писании есть замечательные примеры, которые показывают нам, как противна Богу эта жажда неограниченного контроля. Однажды великий царь Давид, когда его могущество достигла своего зенита, решил устроить перепись народа: посчитать всех мужчин, которые способны к войне. За это Господь прогневался на него. В Израиле произошла эпидемия. Много народу погибло. Спрашивается, в чем заключался грех царя? Неужели перепись была противен Творцу? Но почему тогда Сам Христос принял участие в переписи императора Августа, не уклонился от нее? Грех Давида был не в том, что он захотел узнать, сколько людей в его государстве. Грех в том, что он перестал надеяться на Бога и все свои надежды связал с безупречно отлаженной государственной системой, с человеческим ресурсом, с военной силой и организацией. Так он решил взять ситуацию под контроль и гарантировать себе безопасность.
Поэтому тот же царь Соломон предостерегает сегодня каждого из нас: «Не будь мудрецом в глазах твоих». То есть, остерегитесь стремится полностью контролировать свою жизнь, будто ты много в ней понимаешь. Даже если нас посетит мысль, что мы держим ее в руках, это не более, чем иллюзия. Ведь уже в следующий момент сработает механизм Божественного Промысла, почва уйдет из-под ног, и мы окажемся в ситуации человека, о котором говорит апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Ибо ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».
Будем помнить, что очень часто, пытаясь просчитать все риски, тщательно распланировать каждый свой шаг, мы не оставляем места для действия Бога. И не то страшно, что Господь может наказать за это оскудение веры и доверия к Себе. Страшнее то, что в ответ на эту настырность Он может просто уйти из нашей жизни. «Хочешь сам, хорошо, давай сам. Я не буду вмешиваться». А потому будем учиться порой отпускать ситуацию. Да. Это не простой путь. Это путь проб и ошибок. Много ссадин и синяков можно заработать человеку, прежде чем он сможет понять, что зависит от Бога, а что от его собственных сил. Однако лишь идя по этому нелегкому пути, мы сможем приобрести не шаблонную, а живую веру и подлинную мудрость, о которой и говорит сегодня царь Соломон.
***
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Еще в книгах Пятикнижия Моисея, в частности, в книгах Левит и Числа, содержалось повеление Бога, касающиеся начатков каждого урожая. В книге Левит это повеление выражено такими словами: «И сказал Господь Моисею, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; он вознесет этот сноп пред Господом, чтобы вам приобрести благоволение» (Лев. 23:9–11). Это была заповедь, равная всем прочим. Она была незыблемой. Именно так люди и поступали: часть начатков всех плодов и всякого скота они приносили в жертву Богу. Но, как и любая другая заповедь, эта заповедь со временем стала забываться и потому нуждалась в постоянном повторении.
Соломон тоже ее повторяет: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих». Любопытно, что в этом месте славянский текст книги Притчей существенным образом отличается от русского, на церковнославянском призыв Соломона звучит так: «Чти́ Го́спода от пра́ведныхъ твои́хъ трудо́въ и нача́тки дава́й ему́ от твои́хъ плодо́въ пра́вды». Разница в смысле этих двух вариантов одной и той же фразы чрезвычайно велика: русский текст призывает чтить Господа от любого имения и от любых прибытков, славянский текст делает существенное ограничение: почитание Господа возможно только от праведных трудов и только от плодов правды. Никакие другие жертвы Бог не принимает, в них нет никакого смысла.
Древние толкователи комментировали тот текст, который лег в основу славянского перевода и потому все они делают акцент на принесении Богу начатков праведных трудов. Один из них написал по этому поводу такие слова: «Однако то, что доставляется от слез других людей, Он (то есть Бог) отвергает и осуждает. Ибо что пользы, если один тебя благодарит, а многие по этой причине злословят тебя? Или что принесет тебе эта милость, которая добыта от чужого имущества?». Очевиден ответ на этот, в общем-то, риторический вопрос: ничего хорошего от этого имущества и от такой милостыни ждать не приходится.
Протоиерей Александр Шаргунов
Каждый год, когда начинается Великий пост, мы должны спросить себя: действительно ли мы хотим участвовать вместе со всею Церковью в этом Посте или нет? Готовы ли мы понудить себя жить подлинным постом или нет?
Чтобы жить подлинным постом, недостаточно благочестиво соблюдать все правила, воздерживаться от скоромной пищи и быть на всех главных богослужениях в течение этого времени. Требуется большее. Необходимо прежде всего спросить себя, есть ли у нас решимость приложить все усилия, чтобы жить с Богом на той духовной глубине, которую Он будет нам открывать. Ибо таким должен быть добрый православный пост.
Чтобы жить на такой глубине, мы должны приготовиться к строгому испытанию своей жизни и задаться вопросом, как можем мы улучшить ее, чтобы она более соответствовала ожиданиям Божиим. Всегда ли я на добром пути? Каковы мои отношения с Богом? А также с ближними, начиная с моих домашних. В какой мере озабочен я тем, что происходит с другими, действительно ли я правдолюбив и готов направлять их к примирению, к миру и прощению. Всегда ли забочусь о своем духовном возрастании и о том, чтобы свидетельствовать о Христе там, где я живу.
Эти вопросы должны быть поставлены осмысленно, и они должны получить серьезный ответ в течение Великого поста. Так легко, кажется, жить христианской жизнью — такой знакомой, обыденной, привычной. Так легко жить христианством исполняя все внешнее. Но Великий пост предлагает нам подлинную встречу с Богом. Великий пост должен стать, выражаясь современным языком, моментом истины.
Великий пост ведет к Пасхе. Одна из главных целей Поста — приготовить нас к обновлению нашего исповедания крещенской веры, когда наступит Страстная седмица и Пасха. В конце Поста Церковь спросит нас: «Веруете ли вы в Бога, Отца, Сына и Святого Духа? Веруете ли вы, что Христос после принятия Им Крестной смерти воистину воскрес? Веруете ли вы, что Он Спаситель мира? И что Он присутствует посреди нас? Веруете ли вы, что Он единственный источник надежды для всех людей во все времена и как никогда сегодня? Готовы ли вы всегда следовать за Христом? Исполнены ли решимости исполнять на деле заповеди жизни, которые Он открывает Своим учением и всей Своей жизнью?»
Очевидно, мы могли бы ответить на все эти вопросы прямо сейчас, как если бы они не представляли для нас ничего затруднительного. И это было бы признаком, что мы не воспринимаем по-настоящему время Великого поста. Если мы воспримем серьезно время Поста, все будет несколько иначе, потому что нам необходимо будет освободиться от всего, что удаляет нас от Христа. Мы должны будем очистить наши сердца. Нам надо постараться, чтобы перед нашими глазами всегда стояли слова Евангелия Христова. Мы должны будем утвердить нашу волю в следовании за Господом.
Тогда наше исповедание веры не будет привычным. Это будет глубокое и серьезное вхождение в новую жизнь. Это будет происходить на глубине нашего подлинно кающегося сердца, и потому включать в себя всю жизнь со всеми последствиями этого выбора для каждого дня.
А пока мы не можем сказать, что мы находимся на высоте того, что Христос ждет от нас. Или мы уже исполнили заповедь: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен»? Только безрассудные и ни о чем не задумывающиеся люди могут думать, что все у них в порядке. Мы, говорят они, соблюдаем все: ходим в церковь каждое воскресение и даже чаще, у нас со всеми добрые отношения, мы не являемся соблазном ни для кого из окружающих нас людей.
Мы должны увидеть, что нам угрожает привычка ко святыне, теплохладность, превращение небесного чуда в земную обыкновенность. Превращение непостижимого страшного Святого Бога в бога с маленькой буквы, в идола. Поклонение идолам — это такой образ мысли и жизни, который обесчеловечивает нас и делает закрытыми для мира Божественного. Все исполнять в Церкви, как полагается, и жить всегда для себя и почти никогда для других, не давать места Богу в своей жизни, соглашаться с общепринятой ложью и отказываться противостоять ей, не беспокоиться по поводу наглого торжества зла и несправедливости, питать себя обильно удовольствиями и всеми земными благами, не особо печалясь, что наш народ умирает, и рядом со мной ближний мой погибает, жить по своей воле, лишь иногда поглядывая на Бога и на небо, — разве это не признак того, что идолы взяли над нами немыслимую власть?
Великий пост ставит нас перед высшей истиной и правдой, наступает время испытания нашей жизни в свете Слова Божия. Нам дается возможность встретиться с Богом, или не встретиться с Ним никогда ни здесь, ни в вечности. Пусть наш ответ Церкви в конце Поста на заданные вопросы — о нашей вере, надежде и решимости всегда идти за Христом — будет дан не одними устами, а по вдохновению Духа Святого. Аминь.
|