15 марта 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 1-й седмицы ВЕЛИКОГО ПОСТА

В будние дни Великого поста Евангелия не читаются. В первые четыре дня св. Четыредесятницы на повечериях читается по частям Великий (покаянный) канон преп. Андрея Критского.

   
Чтение на каждый день Великого Поста

Понедельник первой седмицы Великого Поста

Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть.

БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ

(На 6-м часе: Ис. I:1-20. На веч.: Быт. I:1-13. Притч. I:1-20)

Книга Бытие, Глава 1, стихи 1 - 13:

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

Притчи Соломоновы, Глава 1, стихи 1 - 20:

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского,
2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума;
3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты;
4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность;
5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы;
6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей,
9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.
10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
11 если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,
12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу;
13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;
14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», -
15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,
16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,
18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой,

Книга Исаии, Глава 1, стихи 1 - 20:

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.
2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.
3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет.
4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад.
5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.
8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.
9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!
11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.
12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.
15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.
16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.
18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли;
20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский «Прииде пост, мати целомудрия». А какое же было время до того дня? Время блуждения. Душа блудила со всем, что ни попадало приятного на глаза, – и с лицами, и с вещами, а полнее с греховными страстями. Всякий имеет свою страсть, которой угождает во всем. Пора конец положить. Уразумей всякий свою Далилу*, вяжущую тебя и предающую злым врагам, и покинь ее. И дано будет тебе больше, чем Самсону: не волосы только отрастут – благие помышления, и не сила только воротится – крепость воли, но и очи откроются – ум станет зрящим и увидит Господа, и себя, и что вокруг тебя в надлежащем свете. «Се ныне время благоприятно»! «Се ныне день спасения»!

 

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Книга пророка Исайи, Глава 1, стихи 1-20)

Епископ Переславский и Угличский Феоктист

Без всяких подготовительных рассуждений пророк Исайя начинает возвещать те слова, которые он услышал от Бога в своем видении. Эти слова очень неприятны. Они не могут не трогать тех, кто их слышит или читает. Ведь эти слова — вердикт не только тем, к кому они непосредственно были обращены — жителям Иудеи и Иерусалима, эти слова — вердикт всем нам. Ну или, как минимум, они заставляют задуматься: а не обо мне ли идет речь? Знаю ли я волю Бога или только думаю, что знаю ее? Понимаю ли я то, что требует от меня Бог или же я живу самообманом? Угодны ли мои действия Богу или они противны Ему?

Казалось бы, все просто. Исполняй заповеди, и все будет в порядке. Но ведь те, к кому обращал свою речь пророк Исайя, были уверены, что они исполняют заповеди. Они знали закон о жертвоприношениях, они его тщательно соблюдали, и вдруг они слышат: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу». Они знали и соблюдали закон о субботе, и вдруг: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть». С одной стороны — такой понятный и прекрасно регламентированный ритуальный закон, который дан в Священном Писании, с другой — страшные обличительные слова видения Исайи, обращенные к тем, кто старается исполнять закон. Как совместить одно с другим?

Ответ на этот вопрос мы слышим здесь же: оказывается, что Бог готов принять жертвоприношения и молитвы лишь при исполнении некоторых условий: «перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову». И только после этого станет возможным то богослужение, которое не будет оскорблять Бога. Слова пророка Исайи ясно указывают на то, что путь к богослужению, к исполнению воли Бога в части религиозного ритуала лежит через чистую совесть, а сами по себе ритуалы не только бесполезны для совести, они еще и омерзительны в очах Божиих в том случае, если они исходят от того, кто прошел мимо базовой заповеди — мимо любви к ближнему.

Не случайно Великий пост начинается именно с этого отрывка книги пророка Исайи. Слова пророка — вопрос к каждому из нас. В ближайшие недели мы планируем сделать то, что требует от нас Церковь. Мы надеемся через это получить очищение своих грехов, надеемся возрасти духовно и приготовиться к достойной встрече Светлого Христова Воскресения. Но примет ли Бог нашу жертву? Угодна ли она Ему? Ответ дают слова пророка: да, примет, да, угодна, но только при условии, озвученном Исайей, только в том случае, если мы перестанем делать зло, если не будем проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощи и поддержке.

***

(Книга Бытия, Глава 1, стихи 1-13)

Протоиерей Павел Великанов

Когда в центре храма читаются эти стихи из первой главы книги Бытия — всё вокруг словно замирает. Слушатели ощущают себя не только зрителями, но и соучастниками этой дивной космогонии — когда перед нами развёртывается партитура, по нотам которой Бог исполняет Свою дивную песнь Творения.

У хорошей песни всегда есть ритм. И здесь он задаётся днями творения — «и был вечер, и было утро». Отличная песня немыслима без постепенного разворачивания сюжета — есть он и здесь. Перед нашим мысленным взором сначала появляется «начало» — пространство и время, разделяются бытие и небытие, из «ничто» появляется «нечто», далее из которого рождаются свет и тьма, галактики и звёзды, вода и земная твердь. Краткими, скупыми и бесконечно ёмкими словами бытописатель вкладывает в сознание читателя опорные точки — связи между которыми будут по сей день представлять огромный исследовательский интерес у богословов. Но несколько принципиальных точек хочется выделить особо.

Первое — это свободное произволение Бога: не было никакой необходимости или тем более неизбежности создавать этот мир. Бог творит мир от избытка — Его любовь переливается через край, Он жаждет Другого, с кем хотелось бы разделить радость бытия.

Второе — Богу никуда торопиться не надо: Он точно не опоздает! Для Него что одна секунда, что миллионы лет — одно и то же. А из этого следует очень интересный вывод: то, что Он делает, Он создает на одном дыхании, легко, совершенно и своевременно как бы долго или быстро нам это не казалось.

И, наконец, третье — в творении Бог предстаёт перед нами скорее как влюблённый художник, чем пунктуальный инженер: Бог творит всё с «избытком», огромным запасом прочности. Для Него гораздо важнее, чтобы было красиво — и на уровне микромира, и в масштабах галактик. Куда ни вглядывайся пристально — везде найдёшь повод вдохновиться, изумиться и благодарить!

Мне очень хотелось бы попросить наших слушателей попробовать Великим Постом одно духовное упражнение. Выделите пять — десять минут — хорошо бы каждый день — чтобы вчувствоваться в то высочайшее качество мира, которым мы ежесекундно пользуемся, не замечая. Потрогайте смолянистую почку на дереве — почувствуйте, сколько в ней уже есть силы жизни, которая скоро рванёт в рост. Или возьмите в руки снег — ощутите, как кристаллы снега тают на ладони, образуя воду — которая начинает испаряться. Или в безоблачную ночь поднимите глаза ввысь — чтобы проникнуться величием бездонных пространств. Поверьте: приучив себя к такому вроде бы простому упражнению, вы откроете для себя потрясающую вещь — чем меньше мы загружены собой — и чем больший простор даём непосредственному переживанию бытия, тем быстрее прибавляется сил, улучшается настроение — да и вообще жизнь становится куда более светлой и прекрасной — ведь её именно такой и задумал наш Бог!...

***

(Книга Притчей Соломоновых, Глава 1, стихи 20-33)

Священник Дмитрий Барицкий

Во дни Великого поста христианская Церковь установила традицию чтения книги Притчей. Считается, что она была написана еврейским царем Соломоном, который являлся сыном одного из самых выдающихся монархов Израиля Давида. В Библии рассказывается, что, когда Соломон только готовился вступить на престол, Господь спросил его, какой дар он хочет от Него получить? Соломон попросил лишь одного — мудрости и знания. Ответ юноши пришелся Богу по сердцу, и Он обещал, что вместе с этим Соломон получит и все остальное: богатство, славу и все блага земли.

Вот этим самым опытом царь Соломон и желает поделиться в своей книге с каждым из нас: все силы своей души человек должен направить на то, чтобы обрести подлинную мудрость и руководствоваться ей в своей повседневной жизни.

Почему же он придает ей такое значение? Дело в том, что мудрость в мире Священного Писания, это не просто образованность. Это не начитанность, не интеллигентность и ученость, это даже не богатый житейский опыт. Со всем эти мудрость соприкасается лишь постольку поскольку. Мудрость — это особое духовное состояние, которое позволяет взглянуть на этот мир и все в нем происходящее глазами Творца. Иными словами, библейский мудрец видит причины и последствия окружающих его явлений. Он видит их подлинную суть, а потому способен выбрать верный путь, принять правильное решение, избежать многих роковых ошибок.

Согласитесь, зачастую человек попадает в неприятную ситуацию именно по той причине, что не может распознать смысл происходящего. От нас словно закрыта сердцевина события, его исходный код. Мы судим по обертке, и в результате принимаем за сладкое, то, что на самом деле горчит, вяжет и может серьезно нам повредить.

Это можно сравнить с ситуацией, когда два человека вынуждены передвигаться по незнакомой местности. Однако при этом первый оснащен всеми современными технологиями, ориентируется по JPS навигатору, сканирует рельеф через спутник, а второй идет наобум, довольствуясь лишь скупыми указателями, да советами случайных прохожих, которые также оказались здесь впервые. Для первого мир — масштабная 3D модель, для второго — пространство отсюда и до следующего поворота, за которым неизвестность.

Яркий пример действия подлинной мудрости в жизни человека мы встречаем в Священном Писании. Ею обладали те, кого Библия называет пророками. Это были люди, которые не только могли предсказать будущее, подобно языческим прорицателям. Пророческий дар — это духовная способность сказать, а что о том или ином явлении думает Бог. Как та ситуация, в которой оказался человек, те события, которые происходили много лет назад, происходят сейчас или только будут происходить выглядят с высоты духовного мира, как они вплетены в замысле Творца. Этой же мудростью исполнены и те, кого христианская традиция называет старцами. Люди идут к ним за советом в трудных ситуациях, так как им лучше видно, они глубже чувствуют жизнь.

Не случайно Священное Писание говорит о том, что «Мудрость разумного — это знание пути своего».

Этой высшей мудрости, которая исходит от Бога, царь Соломон и посвящает свою книгу, эту мудрость он и призывает нас приобрести. Ведь того, в ком она живет, ведет по этой жизни Сам Господь.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Протоиерей Александр Шаргунов

Вчера вечером чином прощения мы вступили в Великий пост. Смысл Поста в том, чтобы мы простили друг друга и получили прощение от Бога, вступая в Его Пасху. Все наши покаянные молитвы ведут нас к этой тайне. И каждое богослужение, как в первый вечер Поста, будет завершаться коленопреклоненным испрашиванием прощения друг у друга, предваряемым молитвой ко Господу, к Божией Матери и всем святым, которые научились самому главному, что заповедует Господь: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».

Прощение гордых невыносимо. Не потому ли, что в прощении Бога нет высокомерно-снисходительного к нам отношения, и оно поистине освобождает? Если бы Бог не был смиренен, Его прощение вызывало бы у нас подозрение: может быть, лучше совсем отказаться от такого прощения, чем принять его? Смирение — всегда условие подлинности. Сомневаться в том, что Бог, дающий благодать, смиренен, значит сомневаться, что мы на самом деле благодарим Его. Благодарение имеет цену только тогда, когда оно приносится за совершенно незаслуженный нами дар. Без этого истинные отношения между Богом и человеком невозможны. И точно так же между людьми. Ибо если общее наше сыновство Богу поражено в корне, то и наше братство. Люди не могут жить вместе, если не прощают друг друга, будучи тем, что они есть.

Святые отцы говорят, что при прощении Богу требуется большая сила, чем при творении. Вернее, сила прощения Бога сокрыта внутри Его силы творения. Это как бы сверхсила для нашего воссоздания, для нового творения. В этом удвоении любви — избыточествующая жизнь Самого Бога. Бог вступает в мир, созданных Им свободных личностей, и восстанавливает в них силу, которую они употребили вместо созидания для разрушения. Эта тайна — в Троичной Жертве, она — в Агнце Божием, закланном прежде создания мира. Превечное Слово прежде всех век запечатлевает очертанием Креста все творение. Прощение существенно присутствует в Боге как совершенство дара. Восстанавливая в нас подлинную свободу, Он являет любовь еще более смиренную, чем в самом начале. Никакого нависания над нами, ни малейшего следа той мнимой высоты, которая может присутствовать в нашем человеческом прощении ближнего, скрывающем некий подсчет своих добродетелей или презрение другого. Богу чужда такого рода дружба, которую поэт определяет как «покровительства позор». Дружба, все обесценивающая, сопровождаемая покровительством или снисхождением, дружба, которая даже в самом сокровенном общении дает почувствовать, что любимый не ровня любящему. Здесь следовало бы сказать обо всем, что не является христианским прощением. Упомянуть все виды ложного человеческого прощения — раздражающие, усыпляющие или унижающие, в зависимости от обстоятельств, удовольствие увидеть себя выше обидчика, отказавшись от мести, тонкий эгоизм, житейский расчет, воображательный идеализм, со всеми нюансами злопамятства. Прощение Бога это действие — смерть Иисуса Христа. Это действие говорит, каков его Совершитель.

Сознание мною моего недостоинства столь глубоко, что прощение более необходимо мне, чем хлеб на каждый день. Оставаясь один на один с собой, я испытываю отвращение к тому, что я есть. Как сказал поэт: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю». Вступая в общение с Богом, бесконечно более смиренным, чем я, я начинаю понимать, что каждая минута моей жизни должна стать восхождением к Дару Творца, и эта человеческая задача не имеет предела. Аминь.

Церковный календарь. 15 марта

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 15 марта

Читаем Апостол. 15 марта

Мульткалендарь. 15 марта. Святитель Арсений, епископ Тверской

Мульткалендарь. 15 марта. Преподобный Агафон Египетский, пустынник

День ангела. 15 марта

Этот день в истории. 15 марта

&nbsnbsp;