3-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица Сырная – сплошная
Литургии не положено
Пророк Захария
19 так говорит Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир.
20 Так говорит Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый скажет: пойду и я.
22 И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа.
23 Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.
«Я спасу вас, и вы будете благословением», обещает Господь через пророка Захарию (Зах. 8:7-23). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, «будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде», и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: пойдем к ним помолиться лицу Господню, ибо слышали, что Господь с ними. «И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа». Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову, без слова, лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.
Епископ Переславский и Угличский Феоктист
Пророк Захария родился во время Вавилонского плена, это VI век до Рождества Христова, вместе со своим народом Захария вернулся в Иерусалим, но в отличие от многих своих современников, он не ждал восстановления Давидова царства, он не ждал, что его родина снова станет такой же великий и значимой, как во времена царя Давида. Устремления пророка были совсем в иной плоскости: он смотрел значительно дальше и говорил не о каком-то земном государстве, а о том, что будет после окончания существования всех царств — о царстве Мессии.
Услышанный нами отрывок из книги пророка Захарии может быть понят двояко: и как пророчество о грядущем Мессианском царстве и как слова о ближайшей земной перспективе восстановления Иерусалима и его храма. Оба прочтения слов пророка одинаково справедливы. На то, что речь идет о храме, указывают слова поддержки и ободрения, адресованные строителям нового храма: «да укрепятся руки ваши!». О том же говорят и финальные слова нынешнего отрывка, которые имеют ярко выраженный характер нравственного наставления: «говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших». Очевидно, что в царстве Мессии не будет необходимости в каком-либо суде, равно как не будет там и проблем с правдой; и первое, и второе — неизбежные спутники физической реальности этого мира, но никак не Мессианского царства будущего века.
При этом пророк Захария говорит и о далеком, по человеческим меркам, будущем, в частности, об уничтожении вражды одного человека против другого. Вражда — такая же неизбежность нашего мира, как неправда и как необходимость осуществления суда. С одной стороны, мы должны всеми силами бороться с негативным отношением к кому бы то ни было, с другой — сделать это в полной мере не удастся.
Такого рода двойные пророчества показывают, что Мессианское царство, несмотря на свою принципиальную новизну и абсолютную непохожесть на известный нам физический мир, начинается здесь и сейчас. По сути дела, слова пророка выражают Христову мысль, которая будет произнесена через пять с половиной столетий, и которая актуальна всегда: «вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
***
Священник Стефан Домусчи
Кто из нас не возвращался домой с ощущением радости и облегчения от того, что путешествие закончилось? Если оно было прекрасным, нам может быть грустно, но если оно было тяжелым, если мы, например, были в плену, можно представить себе какие чувства мы могли бы испытывать. В сегодняшнем чтении Бог обращается к иудеям через пророка Захарию и говорит им об их возвращении из плена. Грехи народа, из-за которых он попал в Вавилон искуплены и прощены, народ изменился и возвращается в Иерусалим, чтобы жить в истине и правде.
Обращаясь к людям, Бог говорит, что в прежние времена работники не получали плату и никому, кто путешествовал в другие города, не было никакого покоя от врагов, потому что все враждовали против всех. Тяжелая и гнетущая обстановка общего недоверия и противостояния закончилась бедой для всех... При этом, самое странное, Бог как будто бы берет на себя часть ответственности за то, что происходит, Он говорит: «Я попускал всякого человека враждовать против другого». Впрочем, из этих слов очевидно, что враждовали люди сами, в то время как Бог не останавливал их, сохраняя их свободу действовать по собственному усмотрению.
После плена все изменилось. Создается ощущение, что даже Бог изменился, хотя очевидно, что это поэтическое выражения, не в нем суть происходящего. Он говорит: «ныне Я не такой, как в прежние дни». Причем результатом этих изменений становится мирная жизнь, рост плодов, и все те дары возвращения на родину, которые возможны. Однако и в этой ситуации, как и до плена, Божье действие оказывается соотносимо с действием человека. Чтобы возвращение домой было плодотворным, иудеи должны будут изменить свою жизнь. Бог призывает их говорить истину друг другу, мирно и справедливо судить споры, не мыслить зла и ненавидеть ложь.
Почему же этот текст читается в храмах сегодня, за три дня до начала Великого Поста? Потому что жизнь наша нередко становится пленом, в который мы попадаем, следуя за своими страстям. Церковь зовет нас домой, к Богу... Не только в смысле территориальном, но, в первую очередь, в духовном. Однако, чтобы возвращение наше было плодотворным, чтобы, вернувшись к Отцу Небесному мы почувствовали себя дома, нам необходимо измениться, необходимо навести в душе порядок, для чего нам и дается время поста.
|