Питер Брейгель Старший. «Страшный суд» (1558, Королевская библиотека, Брюссель)
24 Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
26 Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
27 И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
28 Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
29 и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
30 Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
13 Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды.
14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
15 Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших,
16 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;
17 потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
(Ин. 5:24-30) Ин.5:24. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Сказал «Пославшего» для того, чтобы они не ожесточились, как мы выше сказали. Ибо Он, как сказано, чудно соединяет учение: иногда дает о Себе свидетельство высокое, как и следовало, иногда смиренное, из-за беснования враждебных иудеев.
Ибо если, после воскресения Его из мертвых, после вознесения на небеса, после обнаружения силы Его чрез апостолов, Арий и Евномий восстали против Его славы и низвели Его в тварь, то современные Ему иудеи, видя Его ходящим во плоти, ядущего и пиющего с мытарями и блудницами, как одного из многих, чего бы не сделали, если бы Он говорил о Себе одно высокое, а не присоединял и уничиженного? Посему и прибавляет: «Слушающий слова Мои и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную».
Таким образом, тем, что слушающие слова Его будут веровать Богу, успокаивает их умы. Ибо не сказал «верующий Мне», но – «Пославшему Меня». Верующий в Него не приходит на суд, то есть в муку, но живет вечною жизнью, не подлежа смерти душевной и вечной, хотя смерти телесной и временной и не избегнет.
Ин.5:25. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут.
Выше сказал, что кто не чтит Сына, тот не чтит Отца, и возвестил о Себе нечто высокое. Чтобы слова Его не приняли за напыщенность и пустую надменность, Он представляет и подтверждение от дел.
Говорит: «наступает время». Потом, чтобы не подумали о времени далеком, говорит: «и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына», то есть Меня, ныне живущего с вами. Говорит это об мертвых, которых Он имел воскресить, как-то: о сыне вдовы, о дочери начальника синагоги и о Лазаре.
Ин.5:26. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.
Потом присовокупляет и умственное доказательство своих слов. «Как, – говорит, – Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе», чтобы Он слушающих Его голоса оживлял.
Ин.5:27. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий.
И дал Ему власть не только оживлять, но и суд производить, то есть наказывать и предавать мукам.
Часто вставляет речь о суде для того, чтобы слушателей привлечь к Себе. Ибо кто убежден, что он воскреснет и должен будет дать Ему отчет в преступлениях, тот, без сомнения, поспешит к Нему, чтобы умилостивить Его, как будущего своего Судью.
«Не удивляйтесь, что Он Сын Человеческий». Хотя Он – Сын Человеческий, но вместе и Бог. Посему справедливо имеет власть суда как Сын Божий. Хотя Он, по-видимому, и человек, но вы не удивляйтесь.
Нужно знать, что Павел Самосатский, выдавая Господа за простого человека, читал сие место так: «и дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть сын человеческий». Здесь ставя знак, он читал с иного начала: «не дивитеся сему». Такое чтение совершенно неразумно. Ибо Отец дал суд Сыну не потому, что Он есть Сын Человеческий, но потому, что Он – Бог. А он, не терпя называть Христа Богом, но, называя Сыном Человеческим, понимал так, что Он судья не как Бог, но как сын человеческий. Мы же понимаем так, как сказано.
Ин.5:28. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия;
Сказав о частном воскресении, то есть Лазаря и других, которые прежде умерли, теперь говорит о всеобщем воскресении: «наступает время, когда находящиеся во гробах услышат глас» Бога. Здесь говорит о всеобщем воскресении.
Ин.5:29. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения.
Поелику выше сказал, что верующий не приходит на суд, то, дабы мы не подумали, что одной только веры достаточно для спасения, говорит, что «делавшие зло восстанут в воскресение осуждения, а творившие добро – в воскресение жизни». Значит, оправдывает не одна вера без дел, но нужно иметь и дела; ибо тогда только и вера бывает истинна.
Смотри, как учение растворено страхом и милостью. Ибо мысль, что делавшие зло будут осуждены, устрашает, а что творившие добро воскреснут в жизнь, побуждает милостью.
Ин.5:30. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Слова сии: «Я не могу творить сам от Себя» и им подобные, как и выше сказано, указывают на равенство Сына с Отцом. Я не могу творить ничего нового и чуждого от Отца; ибо Я не имею ни воли, ни силы, отличной от Отчей. «Как слышу» от Отца, «так и сужу», то есть, как Сам Отец судит, так и Я.
Говорит сие, как мы часто говорили, для того, чтобы показать безразличие и в делах, и в словах, и в судах. Дабы некоторые, видя Его Человеком, не соблазнились, как видимый Человек может производить праведный суд, тогда как, по словам Давида, «всякий человек ложь» (Пс.115:2), то Он вперед сказал: «Не удивляйтесь тому, что Я – Сын Человеческий». И теперь говорит: «Суд Мой праведен, потому что Я сужу так, как слышу от Отца Моего, судящего». «Ибо Я не Своей ищу воли, но (воли) Отца». Кто желает утвердить свою волю, тот может быть заподозрен в нарушении правды, а кто не имеет в виду себя, тот какой будет иметь предлог произносить суд неправедный? А Я не ищу воли Моей; ибо Своей воли Я и не имею, но, чего хочет Отец, того и Я желаю.
(Ин.5:24–30). Святая Церковь переводит ныне внимание наше за пределы настоящей жизни, к прешедшим отсюда отцам и братьям нашим, чая напоминанием о состоянии их, которого и нам не миновать, расположить нас к должному прохождению сырной седмицы и следующего за ней великого поста. Послушаем матери своей Церкви, и поминая отцев и братий наших, позаботимся себя приготовить к прехождению на тот свет. Приведем на память грехи свои и оплачем их, положив дальше чистыми себя блюсти от всякой скверны. Ибо в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и на суде никто из нечистых не оправдится. После же смерти не жди очищения. Каков перейдешь, таким и останешься. Здесь надо заготовить свое очищение. Поспешим же – ибо кто может предсказывать себе долголетие? Жизнь сей час же может пресечься. Как явиться на тот свет нечистыми? Какими глазами взглянем на отцев и братий наших, имеющих встретить нас? Что ответим на их вопросы: это что у тебя нехорошее? А это что? И это что? Какой срам и стыд покроет нас?! Поспешим же исправить все неисправное, чтоб явиться на тот свет, хоть сколько-нибудь сносными и терпимыми.
Проповедь в родительскую субботу
Протоиерей Александр Глебов
Сегодня родительская суббота – день особой сугубой молитвы за тех людей, которые ушли из этого мира в мир иной.
То, что мы называем смертью, не является прекращением человеческого бытия. Смерть это не уничтожение человеческой личности. Смерть это переход человека из одного состояния в другое состояние. Что из себя представляет тот мир, мы не знаем, и даже не можем себе этого представить. Поскольку не обладаем для этого ни знанием, ни опытом пребывания в другом сверхчувственном духовном мире. Как не обладает знанием и опытом пребывания в этом мире ребенок, находящийся во чреве матери своей.
Он не знает и представить себе не может, что есть солнечный свет, что есть этот мир, который во всей своей красоте и многообразии несоизмеримо лучше, чем материнская утроба. Но пока ребенок сам не появится на этот свет и не увидит его, для него само рождение будет означать только одно – смерть. Смерть для того мира, в котором он какое-то время жил, и который он больше никогда не увидит, и в который он никогда не вернется.
Для него рождение это уход в неизвестность. А это значит, что каждый из нас уже переживал на своем собственном опыте уход из одного мира, смерть для него, и рождение в более совершенный и прекрасный мир, в тот самый мир, в котором мы сейчас и живем.
И абсолютно каждому из нас предстоит еще раз в жизни перейти эту грань миров. Умереть для этого, материального мира и оставить в нем то, что делает нас сопричастным физическому миру, то есть свое тело, и войти или родиться в мир духовный, в вечность. И входит в тот мир то, что делает человека сопричастным духовному миру, его душа.
И как не может ребенок, находясь во чреве матери, представить себе жизнь этого мира, пока он не родится в него, и сам не станет его частью, так и мы, живя в этом мире, не можем представить себе жизнь вечную. «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю», – говорит апостол Павел. Это значит, что все наши попытки узнать что-либо о жизни будущего века тщетны, потому что та жизнь до времени от нас сокрыта. Мы смотрим на нее как бы через тусклое стекло, через которое практически ничего не видно, а если и видно, то изображение мутное и сильно искажено.
А потому мы и начинаем гадать, то есть свои собственные представления и фантазии переносим на загробную жизнь. Но это, конечно, совсем не значит, что если мы так думаем, что если нам так кажется, то так оно и есть на самом деле. Каждый из нас войдет когда-то в вечную жизнь, сам станет частью духовного мира, увидит его, как говорит апостол, лицом к лицу. И только тогда, наверное, мы поймем, насколько наши земные представления о вечности далеки от реальности.
Но все-таки отчасти мы имеем знание о жизни человеческого духа после физической смерти. Это знание нам даровал Господь, Который как Бог одновременно присутствует и в том и в этом мире. Он сказал нам о вечной жизни столько, сколько человеку необходимо о ней знать и в той степени, в какой человек может это воспринять и понять.
Но главное, Господь объяснил, что надо делать, чтобы та жизнь была счастливой, чтобы человек обладал вечным блаженством. Из слов Христа, из Его притч мы можем понять, что та вечная жизнь, которая ожидает каждого из нас, далеко не для всех будет одинакова.
Для кого-то она явится блаженством, а для кого-то скорбью. Конечно, и степень блаженства и степень скорби для каждого человека разные. За время своей земной жизни человек должен подготовить свой внутренний духовный мир к дальнейшей жизни, к жизни без тела.
Почему Господь в Евангелии призывает проявлять заботу в первую очередь о душе, не повредить ей. «Что пользы, если человек приобретет весь мир, а душе своей повредит?» – говорит Он. Ибо именно от состояния нашего духовного внутреннего мира зависит и образ нашей вечности. Что посеет человек, то и пожнет. «Сеющий в плоть свою, от плоти пожнет тление, а сеющий в дух, пожнет жизнь вечную», – говорит апостол Павел.
И это действительно так, ведь каждый знает, что человеческое тело, человеческая плоть не живет вечно, оно тленно. И сеющий в нее, то есть человек, приоритетом жизни которого является потребность тела, зов плоти, такой человек, лишившись, в конечном итоге, этого тела переступит порог вечности ни с чем.
Ведь вся жизнь была связана только с потребностями тела, которое уже разлагается в земле. Получается, что жизнь была прожита ради тления. И конечно, такого человека смерть пугает. Ведь смерть это встреча человека с Богом. Вне зависимости от того, верит человек или нет. Там вера больше не нужна, потому что Бога человек уже видит.
Если он не обогатил свой внутренний мир за время земной жизни, если нет ничего общего между его миром и миром Божиим, то как же тогда можно быть вместе? Ну а если на протяжении земной жизни человек созидал свой духовный мир, обогащал его, как говорит апостол, «сеял в дух», то он, конечно, пожнет плоды вечности. Смерть не страшит его. Более того, из опыта святых людей мы знаем, с какой радостью они встречали свой последний час, ибо для них это было в первую очередь рождение в новую вечную жизнь, это встреча со Христом, это обретение Того, к Кому стремился.
Апостол Павел свой взгляд на смерть выразил следующим образом: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Имею желание разрешиться (разрешиться, это значит, умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Но вот что еще очень важно понимать.
Да, вечная жизнь человеческого духа зависит от тех усилий, которые были вложены в развитие этого духа во время земной жизни человека. А таковыми усилиями являются исполнение заповедей Божиих, молитва, доброделание, то есть вот то, к чему призывает нас Господь в Евангелии. Но ведь безгрешных-то людей не бывает, как гласит заупокойная молитва: «Нет человека, который бы жил и не согрешил». Каждому из нас будет за что постыдиться, встав перед лицом правды Божией.
А потому для человека, ушедшего в вечность, очень важна поддержка и помощь. И эта поддержка и помощь выражает себя в молитве церкви за усопшего, о прощении его человеческих прегрешений, о вечном упокоении. И Господь слышит такую молитву.
Потому что если мы молимся за другого, то делаем это не потому что это надо нам, а потому что это надо ему. А когда мы проблему другого человека воспринимаем, как свою собственную, то это именуется любовью к ближнему, то есть исполнением основной заповеди Божией. И мы верим, что в ответ на нашу молитву, с которой мы обращаемся к Богу с верою и любовью, Господь дарует тем, за кого мы молимся, вечное упокоение. Аминь.
2-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица о блудном сыне
Джон Мартин. «Падение Вавилона» (1831)
8 Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9 Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
25 И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26 люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27 тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
33 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
34 Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35 ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36 итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
(Лк. 21:8-9, 25-27, 33-36) Лк.21:8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
Господь рассуждает о кончине мира и предостерегает их, чтоб они не слушались лжепророков, имеющих прийти прежде Его пришествия..
Лк.21:9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
Будут «войны и смятения», ибо, по прекращении всякой любви, естественно будут иметь место войны и смятения.
Лк.21:25. И будут знамения в солнце и луне и звездах,
«Будут, – говорит, – знамения в солнце и луне и звездах». Ибо с переменой в твари естественно быть новому порядку и в стихиях.
а на земле уныние народов и недоумение;
У народов будет «уныние», то есть скорбь, смешанная с недоумением во всем.
и море восшумит и возмутится;
Лк.21:26. люди будут издыхать от страха и ожидания: бедствий, грядущих на вселенную,
Море будет страшно шуметь, и наступят боязнь и смущение, так что люди будут издыхать от одного страха и ожидания бедствий, идущих на вселенную. Видишь ли? Он ясно говорит здесь о кончине мира. Ибо выше говорил, что Иерусалим будет окружен и попираем языческими войсками, а здесь говорит о наступлении бедствий для вселенной. Значит, теперь речь у Него о кончине вселенной.
ибо силы небесные поколеблются,
Что Я говорю (говорит Он), что при изменении всей твари смутятся люди? Самые Ангелы и первейшие Силы смутятся и ужаснутся при столь страшных переменах во всем.
Лк.21:27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
«И тогда увидят Сына Человеческого». Кто? Все верующие и неверующие. «Грядущего на облаке», то есть как Бог, с силой и славой великой. Ибо тогда и Сам Он, и крест Его возблистает лучше солнца, всеми будет признан.
Лк.21:33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Поскольку Он сказал, что имеют быть смятения и войны, и перемены как в стихиях, так и в самых предметах, то, чтобы кто не пришел к мысли, не рушится ли когда-нибудь и христианство, Он говорит: нет! род сей, то есть род христиан, никогда не прейдет. Небо и земля изменятся, а слова Мои и Евангелие Мое не рушатся, а пребудут навсегда, хотя бы и все поколебалось, и вера в Меня не оскудеет. Отсюда видно также, что Церковь Он предпочитает всей твари: ибо тварь изменится, а из Церкви верных, равно из Его слов и Евангелия, ничто не погибнет.
Лк.21:34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими,
Вы, – говорит, – слышали об ужасах и смятениях. Все они чувственно и предызображают те бедствия, кои постигнут грешников. Но против сих бед есть сильное и противодействующее средство – молитва и внимательность к себе. Ибо всегдашняя готовность и ожидание кончины может все это победить. А она будет у вас под тем условием, – говорит, – если вы будете бодрствовать и сердца ваши не будут отягчаемы «объядением и пьянством, и заботами житейскими».
и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
Лк.21:35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
Ибо день тот не придет с наблюдением, но неожиданно, тайно, как сеть, захватывающая невнимательных к себе. Иной, может быть, станет до тонкости исследовать выражение: «живущих (сидящих) по всему лицу земному». День оный захватит сетью тех, кои ведут жизнь беззаботную и праздную. Ибо они именно суть сидящие, и они попадаются в сеть. Но кто деятелен и трудолюбив, бодр на совершение добра и всегда стремится к добру, не сидит и не успокаивается земными предметами, но возбуждает себя и говорит себе: «Встаньте и уходите, ибо: страна сия не есть место покоя» (Мих. 2:10), и желает лучшего отечества, для того день оный не есть сеть и беда, но как бы праздник.
Лк.21:36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих: бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Поэтому нужно бодрствовать и молиться Богу, чтобы нам можно было избежать всех будущих бедствий, Каких же? Быть может, во-первых, голода и мора, и прочих, которые избранных не так будут тяготить, как прочих, а напротив, избранных-то ради сократятся и для прочих; может быть, во-вторых, тех, кои навеки наступят для грешников, ибо мы не можем избежать оных иначе, как только бдением и молитвой. Поскольку же для великодушных недостаточно избежать озлобления, но им нужно еще получить благо какое-нибудь, то, сказав, чтобы вы могли избежать всех будущих бедствий, Господь присовокупил: «и предстать пред Сына Человеческого», в чем и состоит наслаждение благами. Ибо христианину должно не только избегать зол, но и стараться получить славу. А то, чтоб стоять пред Сыном Человеческим и Богом нашим, есть ангельское достоинство. Ибо сказано: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего» (Мф. 18.10).
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда мы начинаем размышлять о знамениях конца мира, Господь говорит нам: «Берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко». Прежде Второго Пришествия Христова восстанут многие лжехристы и произведут великие смятения. Приход с именем Господа, с исповеданием имени Его среди всеобщего распада может показаться для многих светом. Но это будет критический момент человеческой истории.
«Не очаровывайтесь этой видимостью», — говорит Христос. Те, кто более всех интересуется конечными судьбами человечества (хотя это похвально), подвергают себя опасности быть обманутыми. «Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь». Мы должны обратить внимание на то, как Господь заповедует нам воспринимать апокалиптические события: «Берегитесь; не ходите вслед их; не ужасайтесь». Эти события придут. Но важно, что будет происходить в нас. Мы не обманываемся только тогда, когда смотрим на все глазами Христа. Господь обещает нам, что мы никогда не будем оставлены в этих испытаниях одни. И чем больше скорби, тем ближе к нам Господь. Подобно трем отрокам вавилонским, которые среди бушующего пламени «яко во цветнице хождаху радованною ногою», святые Божии люди должны будут пройти через страдания и смерть. Господь прямо говорит, что ждет тех, кто отважится идти вслед Ему.
«Ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец». Когда что-то гибнет, мы говорим: «это конец». Но Господь различает разрушение и конец. Разрушение придет, но не следует смешивать разрушение и конец. Однако когда приходит разрушение, мы должны жить ожиданием конца. Мы должны быть непоколебимы в вере, что Иисус есть Христос, Сын Божий, что Его учение — благовестие Бога, и быть глухими к проповеди лжехристов и антихристов.
Господь говорит, что поколеблется то, что кажется твердым и непоколебимым, то, что совне окружает нас и защищает нас. «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится». То, что вверху, и то, что внизу, то, что возвышается над нами, и то, что держит нас, — небо и земля — все придет в движение. И вследствие этого колебания наступит сильное уныние — не просто отдельных людей, а «уныние народов и недоумение».
«Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий». Вначале природные знамения в солнце, луне и звездах, шум и возмущение моря, сопровождаемые унынием народов. Затем — смерть под действием страха и ожидания, что произойдет с перенаселенной планетой. Состояние смерти у большинства людей, вследствие полной неуверенности в будущем. Эта совокупность явлений тоже представляет собой знамение. Небывалый распад жизни — знамение и предвестие величайшего события: «И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». Только что мы слышали о людях, издыхающих от страха и ожидания. И вот, в этом же самом мире, среди этого самого мира, с высот этого мира открывается явление Сына Человеческого. Он облечен силою и славою многою. Сила, принадлежащая Сыну Человеческому, осуществляет замену нашего распадающегося мира на другой. Эта сила — не от этого мира, но она принадлежит Тому, Кто носит человеческое имя, Сыну Человеческому. Потому, что бы ни произошло в мире — не может быть для нас страшным с этим Сыном Человеческим. Ибо с Ним приходит к нам Царство Божие. Это несомненно, это Превечный Божий Совет. «Небо и земля прейдут, — говорит Господь, — но слова Мои не прейдут». Тот, Кто произносит эти слова, словом сотворил небо и землю. И каждое Его слово — крепче всей вселенной. Потому «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше».
Но это не все. «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими», — говорит Господь. «Смотрите за собою» — это заповедь всем Христовым ученикам. Господь предупреждает об опасности самоуверенности и чувственности. Во все времена мы должны быть осторожными, иногда — в особенной степени. По видимости, мы далеко от солнца, луны, звезд, шума моря и возмущения его. Но этот призыв Господа находится в непосредственной связи с вселенскими катаклизмами. Только что мы видели, как то, что было неподвижным, пришло в движение. Теперь Господь говорит: «Остерегайтесь того, что мешает вам двигаться». Ничто не мешает нам так, как то, что отягчает нас. Сила прочности и неподвижности — не в стихиях мира, она — в нашем сердце, в нем — солнце, луна и все звезды небесные, которые должны придти в движение.
«И чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному». Как человечество умудряется сделать из своей жизни сеть, которая лишает его движения? День смерти может придти к нам неожиданно, когда мы не готовы, и тогда мы окажемся пойманными в сеть. Из самого Второго Пришествия Христова, как мы видим, можно сделать нечто неподвижное, в котором мы станем окаменевшими, вследствие «окамененнаго нечувствия». Страшен этот образ сети, находящей на всех людей! Как может такое произойти, что избавление, которое дает Господь, станет для кого-то сетью, ловушкой? Чтобы этого не произошло, «бодрствуйте на всякое время и молитесь». Поистине бодрствование — другое именование Христова избавления. Того избавления, о котором Апостол говорит: «Где Дух Господень, там свобода». И мы должны молиться, чтобы «избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». Не только избежать всех сих будущих бедствий, но предстать пред Сына Человеческого. Не только предстать пред Ним, как Судией, но как пред нашим Учителем и Господом. Ибо Сын Человеческий — не охотник, расставляющий сеть, Он — не браконьер. Сын Человеческий — наш Спаситель, Он сражается за нас и вместе с нами, чтобы мы могли пройти через все преграды к Нему.
Страшное колебание мира ставит перед всеми людьми один вопрос: есть ли что в мире другое, чем мир? И нам дается ответ: в мире есть Тот, Кто идет к нам, и Его приход освобождает нас от страха. Благодаря Ему, мы узнаём, что есть будущее, есть то, чего стоит ждать. Нам дана эта возможность. Но чтобы это будущее стало нашим, надо, чтобы мы бодрствовали на всякое время. Это бодрствование требует мужества и решимости в противостоянии всякому греху. Ибо оно должно быть замешано на том, что противоположно нашей самодостаточности, — на молитве. «Бодрствуйте на всякое время и молитесь».
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшим чтением из Евангелия от Марка завершается воспоминание страстных дней, которое Святая Церковь совершает незадолго до начала Великого Поста. Итак, мы слышали рассказ о распятии Христа Спасителя и последних часах Его земной жизни. На Кресте висит Единородный Сын Божий – как Агнец, как Жертва, приносимая ради спасения мира. Он взял на Себя все грехи человечества – и приносит Самого Себя как жертву за чужие преступления. Жизнь Иисуса, начавшаяся с Благовещения – соединения Божественной и человеческой природы – завершается криком «Боже, Боже Мой! почему Ты Меня оставил?» Иисус как человек переживает всю бездну последствий греха – а именно разлучение с источником жизни и всякого добра – Богом.
Мы никогда не сможем до конца ни понять, ни вместить, почему именно таким образом должно было совершиться спасение человеческого рода. Какую бы модель описания мы ни пытались использовать – юридическую ли, органическую ли, или какую-то другую – они всё равно так и останутся моделями, каждая со своей стороны пытающиеся описать неописуемое. Тайна спасения – так и остаётся тайной, постигаемой не через богословские исследования, а только личным опытом, прикосновением из практики собственной жизни – когда мы начинаем следовать за Христом, несущим крест наших грехов на Голгофу. И опыт подвижников, которые всю свою жизнь, без остатка, отдали на служение Богу, свидетельствует об одном: все они в той или иной мере проходили через период богооставленничества – каждый в своей мере погружаясь в этот последний крик Богочеловека: «зачем Ты меня оставил?»
И те, кто проходил через это суровое испытание, становились ещё при земной жизни людьми другого сорта, чуждыми какого бы то ни было эгоизма – хоть житейского, хоть духовного. Это прикосновение к Тайне Креста давало ощущение любви Божией такой силы, что прежнее, потребительское отношение к Богу исчезало – также, как в яркий солнечный день перестают светить горящие уличные фонари. И оставалось только одно: быть рядом с Ним, никуда не уходить, ничем не увлекаться – потому что то, что Он сделал для нас – ни с чем в этой вселенной несоизмеримо.
В преддверии Великого Поста естественно ожидать добрых плодов от подвигов молитвы и воздержания. Но надо помнить: наши внешние труды – не более, чем занятия в тренировочном зале: настоящая борьба происходит внутри, в самом теле нашей жизни. И когда мы вдруг ощутим, что всё плохо, беспросветно, безнадёжно, будто бы мы остались совсем одни – и нет никакого Бога рядом, ни ответа от Него, ни поддержки – будем вспоминать висящего на Кресте, беспомощного и страдающего до смерти Иисуса Христа, нашего Спасителя и Вдохновителя. Значит, мы идёт правильным путём – значит, нам тоже выпала великая честь оказаться соучастниками в Его страданиях, вкусить хотя бы немного горечи Богооставленности – а это значит, что и для нас Его Воскресение будет действенным, спасительным – и совершенно реальным!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшнее Евангелие очень неоднородно по своему содержанию. На первый взгляд создается впечатление, что оно говорит только об одном событии – конце человеческой истории. Однако, это не совсем так. Перед нами особое пророчество. В нем Спаситель соединяет два предсказания в одно.
Во-первых, речь идет о гибели Иерусалима. Как мы помним, евреи отреклись от Христа. Ведь Он совершенно не соответствовал их представлениям о Мессии, которого они ждали. Им нужен был царь воин, а не миротворец. Им нужно было царство земное, а не небесное. Иисуса они распяли, зато приняли других, тех, кто обещал военной силой вернуть им независимость. Так, они не выполнили то предназначение, ради которого и существовал их народ и сами навлекли на себя беду. В 70 н.э., желая восстановить свое царство, евреи подняли очередное восстание против Рима. Иерусалим был осажден, а затем и разрушен полководцем Титом. Те страшные события в мельчайших подробностях описывает историк Иосиф Флавий. Римляне взяли город в то время, когда евреи праздновали пасху. В Иерусалим собралось около полумиллиона человек. Часть из них была уничтожена, часть продана в рабство. Была уничтожена и главная святыня Израиля – Храм, символ религии, главная цель которой заключалась в ожидании Мессии. Для иудеев это была катастрофа вселенского масштаба. Их мир рухнул в одночасье. Именно поэтому Христос использует такие выражения, которые указывают на глобальность произошедшего.
Однако очевидно, что речь идет не только о последних днях Израиля. В христианской традиции слова Спасителя принято понимать и как предсказание о последних днях всего человечества. Суть происходящих катаклизмов можно описать одним выражением – исчезновение любви и милости. Отсюда и войны, отсюда и смятения, отсюда и уныние, отсюда и дикий страх.
Всем Своим ученикам Спаситель дает рецепт, как избежать все эти страшные катаклизмы. Нет, Он не предлагает ученикам построить бункер и переждать все это безобразие там. Христос обращает наше внимание не на внешнее, а на то, что происходит в нашей душе. Ведь именно там рождается нелюбовь. А потому, как бы то глубоко не зарылся под землю, от катастрофы не уйти. Она достанет тебя и там. Поэтому Он призывает работать над собой. Речь идет о воспитании в себе терпения, внутренней трезвенности, то есть бодрости, и постоянной молитвы. Наш ум и сердце в каждую минуту не должны быть заполнены ничем иным, кроме как Христом. Даже если мы заботимся о том, как прокормить семью, как качественнее исполнить свою работу, как сохранить свое здоровье, это не должно мешать нам быть постоянно готовыми достойно встретить пришествие Спасителя, с надлежащим внутренним настроением. Кстати, замечательно об этой постоянном ожидании говорит апостол Иаков: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей… Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы».
Если человек приобретет этот внутренний мир, имеет ли большое значение, какие бедствия его постигнут и в каких злых обстоятельствах он окажется. Ведь все это в конечном итоге предвестники великой радости – долгожданной встречи с Сыном Человеческим.
О приближении Страшного суда
(1Кор.10:23-28;; Лк.21:8-9,25-27,33-36)
Протоиерей Вячеслав Резников
Картина страшного суда открывается после недели о блудном сыне, и это глубоко не случайно. Потому что для кого – страшный суд, а для кого – радостный конец долгого и трудного пути.
Нам открыто, что последний этап этого пути будет особенно тяжким. Во-первых, всякие лжехристы будут звать: «остановись, поверни сюда! Это я, твой отец, которого ищешь»! И очень трудно будет не пойти «вслед их». Они будут очень похожи на настоящего, особенно, если знание у нас только теоретическое, школьное. В школе учат о «свойствах» Бога. А лжехристы смогут продемонстрировать и как бы – «всеведение», и – что-то очень похожее на «всемогущество», и – мнимое, призрачное «вездеприсутствие».
Скажется крайнее утомление, когда под любым предлогом хочется, чтобы путь, наконец, завершился. А тут еще – слухи «о войнах и смятениях» там, впереди. Но – «не ужасайтесь», – говорит Господь. Идите, не оглядываясь, как Лот из Содома. Потом – «будут знамения в солнце и луне и звездах». Наступит всеобщее «уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».
И вдруг – увидим перед собою престол праведного Судии, увидим «Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». И чем ближе к Нему, тем больше будет людей. Потому что «мертвые услышат глас Сына Божия и, услышавши, оживут», и вольются в общий поток. И чудесным образом каждый из этой невообразимой толпы будет на виду, перед самым престолом, каждый будет как бы наедине с Ним.
Кто же сможет пройти этот путь без потерь? А вот именно тот, кто пришел в себя, для кого все земные блага стали как бы свиным корытом с «рожками», кто понял, что безнадежно и навсегда утратил сыновнее достоинство, но все же – не отчаивается и идет вперед, потому что знает, что у Отца и для него, для последнего, хватит любви и милосердия. Он сам осудил себя на все, и его уже ничто не удивит и не испугает. Собственно, предыдущая неделя тоже была неделей о страшном суде, только в ней открывалась окончательная судьба лишь одного человека, того, кого мы знаем под именем «блудного сына». Конечно же, он будет поставлен среди тех, кто одесную. И как бы ни хвалил его Отец и Судия, – в ответ он только скажет, что «согрешил на небо и пред Тобою», не сделал ничего доброго, и не достоин никакого блага.
И уже не для него, а для остальных, еще не пришедших в себя, говорит сегодня Господь: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному. Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».
|