1-я приуготовительная седмица к Великому Посту. Седмица сплошная
3 И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
4 Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
5 Ибо можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
6 Но Иисус сказал: оставьте ее; что ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
7 Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
9 Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
(Мк. 14:3-9) Мк.14:3. И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову.
Мк.14:4. Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
Мк.14:5. Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее.
«И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина». О мире упоминают все четыре евангелиста. И думают некоторые, что у всех их разумеется одна и та же жена. Но несправедливо: это две разные жены, из коих одна упоминается у Иоанна (Ин.12:3), она же и сестра Лазаря, другая – у трех прочих евангелистов, А если вникнешь, то найдешь, что их было три: об одной упоминается у Иоанна, о другой – у Луки (Лк.7:37–38), а у прочих двух евангелистов – о третьей. Ибо упоминаемая у Луки была блудница и помазала Господа среди Его проповеди, а упоминаемая у Матфея сделала то же около времени страдания, и притом она не была явная блудница. Господь приемлет усердие ее, как издержавшей так много на миро.
«Некоторые же вознегодовали», – замечает евангелист. А Иоанн говорит, что негодовал Иуда (Ин.12:3–5). Можно думать, что и прочие апостолы упрекали жену, так как они постоянно слышали от Христа учение о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как поносившем жену с лукавым намерением. «И роптали на нее», то есть негодовали, укоряли, поносили.
Мк.14:6. Но Иисус сказал: оставьте ее; чтó ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня.
Мк.14:7. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете.
Мк.14:8. Она сделала, чтó могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
Мк.14:9. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, чтó она сделала.
Господь упрекает апостолов за то, что они не благовременно удерживали усердие жены. «Что, – говорит, – ее смущаете», отталкивая своими укорами после того, как она уже принесла дар? А вместе обличает и Иуду, сказав: что она сделала это, приготовляя Меня к погребению, и обнаруживает его бессовестность, как бы так говоря ему: ты, предавая Меня на смерть, не укоряешь сам себя, а она неужели заслуживает от тебя укоризны за то, что для приготовления Меня к погребению принесла миро, и притом по особенному как бы внушению Божию? Здесь Господь изрекает два пророчества: первое, что Евангелие будет проповедано во всем мире; второе, что проповедано будет и о поступке жены. Да постыдятся же те, кто предпочитают нищих Христу! Ибо я слышал золотых дел мастеров, которые говорят, что если разбить церковный сосуд на части и отдать нищим, – не будет греха. Пусть же слышат они, как Христос ценит служение Ему выше служения нищим. А на золотом дискосе и бывает истинное Тело Христово, а в чаше – Кровь Христова. Поэтому, кто уносит из церкви драгоценный дискос и заставляет полагать Тело Христово на плохом дискосе, ссылаясь на нищих, тот пусть знает, чьим участником он становится.
«Мир проходит и похоть его». Кто этого не видит? Все течет вокруг нас: вещи, лица, события; и мы сами течем. Течет и похоть мирская: едва вскусим сладости от удовлетворения ее, как исчезает и та и другая; гонимся за другою – и с тою то же; гонимся за третьею – опять то же. И ничто не стоит, все приходит и отходит. Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, говорит тут же Апостол: «исполняющий волю Божию пребывает во век» (1Ин.2:17). Мир, столь текучий, как стоит? Хочет Бог, и он стоит. Воля Божия есть неколебимая и несокрушимая его основа. Так и из людей, кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым. Мятутся мысли, пока кто гоняется за преходящим. Но коль скоро кто образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания начинают улегаться. Когда же, наконец, успеет он приобрести навык в этом образе жизни, все у него, и внутри и вне, приходит в покойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот мир глубокий, и безмятежие невозмутимое, перейдет и в другую жизнь и там пребудет во веки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас, не текучего и постоянного в нас! – Хождение в воле Божией.
Протоиерей Александр Шаргунов
Когда был Иисус в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Очевидно, Симон был когда-то прокаженным, и получил это имя за свою болезнь. И если он принимает гостей, значит, он теперь исцелился. Больше мы ничего не знаем о нем. Что касается женщины — даже имени ее не дано. Все повествование сосредоточено на том, что она совершила.
Ее поступок был совершенно неразумен. Невозможно видеть, как такая огромная сумма тратится в одно мгновение. Цена мира составляла триста динариев. Триста динариев — это триста рабочих дней деревенского труженика. На двести динариев можно было накормить хлебом пять тысяч человек, как мы читаем в другом Евангелии (Ин. 6:7). Чудо любви, которое Господь совершил, насыщая пять тысяч человек пятью хлебами, соединяется с чудом этого приношения. Оно столь же драгоценно, потому что в нем — выражение ответной любви ко Господу.
«Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?» Там были те, кто дал объяснение этому худшее, чем оно заслуживало. Они сказали, что это была пустая трата. Они изображали заботу о нищих: «Можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим». Любовь к нищим не может быть оправданием отсутствия любви ко Христу. Как часто строгий суд любящим Бога выносят те, кто, находясь в Церкви, не знают, каким сокровищем она обладает. «Какая напрасная трата», — говорят они, не понимая, что без первой заповеди о любви к Богу никогда не может быть исполнена вторая заповедь о любви к человеку. Этот «здравый смысл», который все более торжествует в мире, может вторгаться и в Церковь.
Христос же видит в поступке этой женщины явление великой веры и великой любви. Она приносит свой дар прежде Его страданий, приближение которых ощущается только любящей душою. «Она доброе дело сделала для Меня, — говорит Господь. — Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете». В том, что делает женщина, Господь видит нечто более важное, чем заботу о нищих. Речь идет о помазании Его тела, которое она не сможет совершить после Его смерти. Когда три жены-мироносицы придут ко гробу в воскресение утром с ароматами в руках, чтобы исполнить положенное, тела Господа уже не будет во гробе.
«Она предварила помазать тело Мое к погребению». Все мысли и чувства Господа — о предстоящей Крестной смерти. И это заповедь нам — хранить память смертную. Многие подвижники Христовы заранее приготовляли себе гроб и все необходимое для погребения еще при жизни — такое благословение они приняли от Христа Воскресшего. Ибо невозможно принять воскресение, не приняв вначале смерть. Вход Господень в Иерусалим был вступлением в смерть, и глава Его была помазана на погребение.
Господь был помазан при жизни, за трапезой у Симона прокаженного в Вифании за два дня до смерти. Нам показано, что смерть не имеет над Ним никакой власти, и что жизнь торжествует. Так пророчески возвещается воскресение. Те, кто будет проповедовать Евангелие, будут говорить об этой безымянной женщине, но, прежде всего, — о том, что помазание Господа было не над мертвым Его телом. Потому что невозможно удержать в смерти Того, Кто входит Крестом в жизнь.
Он кровь Свою прольет за нас, и какую цену имеют по сравнению с этим все наши дары? Она на главу Его излила миро, чтобы было сияние любви над Его головой — не только Божественное, но и человеческое. Она разбила сосуд, чтобы отдать все, до капли. Христу должно быть принесено все, что мы имеем. Настоящая любовь не может ограничиться чем-то малым, не может подсчитывать, сколько нужно дать, чтобы это казалось приличным. Она отдает самое дорогое. И, отдавая все, что имеет, она понимает, что дает недостаточно. Приносим ли мы Господу благоухание такой любви — которая всем сердцем, всею душой, всею мыслью, всею жизнью нашей?
Это благоуханное миро до скончания века наполняет собою Церковь. Свет, который приносит эта женщина, светит во тьме наступающей ночи, окружающей Господа. Среди почти всеобщего отступничества и равнодушия эта верность Христу особенно драгоценна. И в наши дни, когда тьма все более нарастает, не может быть ничего дороже.
Господь заповедует нам всегда помнить об этом мужественном благочестии. «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала». Ибо сердце Евангелия — Крестная смерть и Воскресение Христово. Кто чтит Христа, будет почтен Им. Где исповедание Креста Христова, там рядом — радость Воскресения.
***
Иеромонах Феоктист Игумнов
Фраза «всему своё время», когда-то записанная мудрейшим царём Соломоном, известна, пожалуй, всем. «Всему своё время, и время всякой вещи под небом» — так полностью звучит первый стих третьей главы библейской книги Экклезиаст. Это фразой царь Соломон не только утверждает очевидное, но и напоминает о важности чёткой последовательности дел, слов и мыслей. Попытки поменять местами что-либо в иерархии ценностей всегда свидетельствуют о глубокой греховной поврежденности человека.
Апостол и евангелист Марк не приводит имён тех, кого возмутила расточительная трата драгоценного масла. Но их имена есть в Евангелии от Иоанна. Вернее, не имена, а имя. Напрасной, по его словам, тратой возмутился Иуда Искариот. Евангелист Иоанн Богослов, который всю эту сцену видел своими глазами, который был в самом центре евангельских событий, выносит свой краткий приговор: Иуда сказал эти слова не потому, что «заботился о нищих, но потому что был вор». История Иуды слишком грустна, она общеизвестна и нет смысла о ней говорить. Очевидно, что его погубила не забота о нищих и страждущих, нагих и голодных, Иуду погубил его собственный грех. Своими словами Господь Иисус Христос утверждает или, скорее, напоминает, что нет ничего выше богопочитания. Помощь людям, бесспорно, великое дело. Забота о тех, кто не в силах позаботиться о себе сам, а тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, кто болен и слаб, о тех, кто лишился средств к существованию, о тех, кто оступился и находится в местах лишения свободы, любая забота человека о человеке велика в глазах Бога. И Бог призывает нас проявлять такую заботу, говорит, что заботясь о страдающих людях, мы заботимся о Нем Самом, что отдавая своё время и свои средства больному или нищему, мы отдаём время и деньги Христу. Но вместе с этим, забота о человеке должна стоять после благоговения к Богу, она должна вытекать из этого благоговения. Она должна вытекать из богопочитания. В противном случае она не принесёт своего плода. Комментируя сегодняшний евангельский отрывок святитель Кирилл Александрийский написал такие слова: «Когда требуется богослужение и песнословие, должно предпочитать их любви к нищим, ибо благотворить можно после духовных служб». Но при этом « не беспрестанно всегда должно посвящать себя почестям Богу, ни употреблять все на священное служение, но многое тратить на бедных». Соблюсти этот баланс бывает непросто. Человеку свойственно увлекаться, уклоняться в ту или иную сторону. Делая одно, оставлять другое. Впрочем, если мы не будем забывать о правильной евангельской последовательности деятельности, Бог Сам скорректирует наш путь.
О древнем и новом, о свете и тьме
(1Ин.2:7–17; Мк.14:3–9)
Протоиерей Вячеслав Резников
«Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала: заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. Но притом и новую заповедь даю вам».
Древнее и новое… В мире, оторванном от Бога, новое во вражде с древним. Люди, не знающие Бога, как сейчас, так и всегда, – «ни в чем охотнее не» проводят «время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян.17:21). Они думают, что «новое» наконец-то принесет решение всех проблем. Но тот, кто долго жил и много наблюдал, приходит к выводу: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Екл. 1:9-11).
Но совсем другое – древнее и новое в Боге. Мы «слышали от начала», от глубочайшей древности, что грех есть грех, и что он будет побежден. Мы слышали и о том, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:5). «Древняя заповедь», это заповедь о том, что, тьма не могла поглотить свет. Он всегда светил во тьме, свидетельствуя тьме, что она – тьма, чтобы она не возомнила себя светом.
А «новая заповедь» уже о том, что «тьма проходит, и истинный свет уже светит». Как видим, древнее в нашем случае, это – то, что всегда стояло над нами, и вдруг, наконец, стало входить в нас. Свет начал входить во тьму. И тьма, убедившись, что она – тьма, и ужаснувшись от этого, начинает принимать в себя свет.
И теперь, «кто любит брата своего, тот пребывает во свете». Будучи еще во тьме, мы рассуждаем так: «я не знал, меня не научили, у меня нет сил и решимости, мне, наконец, мешают бесы. А брат мой все знает, всему научен, ему никто не мешает; а просто он по своей злодейской воле не хочет поступать со мною так, чтобы мне было приятно». А во свете – наоборот: начинаем видеть свои грехи, и немощь брата, и понимаем, что ни в каком случае не можем ненавидеть того, за кого Христос распялся.
Апостол и пишет к тем, кто уже во свете. Нет смысла писать к тому, кто во тьме, «потому что тьма ослепила ему глаза». Он пишет к тем, кто способен слышать и воспринимать. «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его», и вас теперь ничто от Него не отделяет. «Пишу вам, отцы, потому что вы» пришли в зрелый духовный возраст, и «познали Сущего от начала». «Пишу вам, юноши, потому что вы» выстояли в борьбе с юношескими страстями, и «победили лукавого». «Пишу вам, отроки, потому что вы» познали то, что только и могли познать в своем возрасте. Вы поняли, что вы не сироты: «вы познали Отца». Апостол радуется возможности говорить и быть услышанным теми, кто уже во свете.
Но тьма еще остается, и она совсем рядом. И Апостол предостерегает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего». Мир хватает и тянет к себе; он гордится тем, что имеет; и смертельно завидует тому, до чего не может дотянуться. «Мир», это – то, до чего еще не достиг Божественный свет, то, что еще противится Богу.
Но ведь о том же мире говорится, что Бог так возлюбил его, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Поэтому «мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». Но мир еще имеет силу поглотить всякого, кто оторвется от света, и, как блудный сын, рискнет сделать шаг во тьму.
|