31 января 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

34-я Неделя по Пятидесятнице

(Кол.3:12-16; Лк.18:18-27)

   
Толкование воскресного Евангелия.
Неделя 34-я по Пятидесятнице.

Протоиерей Александр Шаргунов

Ко Христу приступает некто из начальствующих, который желает знать, что он должен делать, чтобы достигнуть Царствия Небесного. Хороший вопрос задает он Спасителю, самый главный вопрос: что мне делать, чтобы наследовать вечную жизнь? Всякий, кто хочет наследовать вечную жизнь, должен обратиться ко Христу как к своему Учителю. Нигде нельзя научиться, как узнать путь на небо, кроме как став учеником Христовым. Мы думаем, что наша праведность может поставить нас рядом с Богом, что наши добродетели, наше благочестие, наши знания, наша ревность — сделают нас достойными вечной жизни. Мы не понимаем, что все обнажено перед Его очами, и что в нас нет по-настоящему ничего доброго, что «нет праведника ни единого». Мы не можем наследовать жизни вечной, пока не поймем, что наш грех слишком велик, чтобы быть омытым чем-либо кроме Крови Христовой, и что вечная жизнь принадлежит только Христу и тем, кто с Ним.

Евангелие святого апостола Луки, глава 18, стихи 18 - 27:

Евангелие святого апостола Луки, глава 18, стихи 18 - 27:

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 3, стихи 12 - 16:

12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.
15 И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны.
16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 18:18-27) Лк.18:18. И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Человек сей, по мнению некоторых, был какой-нибудь злой хитрец и искал, как бы уловить Иисуса в словах. Но вероятнее то, что он был сребролюбец, поскольку и Христос обличил его именно таковым. Да и евангелист Марк говорит, что некто, подбежав и пав на колена, спросил Иисуса, и, «взглянув на него,... Иисус... полюбил его» (Мк. 10, 17, 21). Итак, человек сей был любостяжателен. К Иисусу приходит он с желанием узнать о вечной жизни. Быть может, и в сем случае он руководился страстью к приобретению. Ибо никто так не желает долгой жизни, как человек любостяжательный. Итак, он думал, что Иисус укажет ему способ, по которому он будет вечно жить, владеть имуществом и таким образом наслаждаться. Но когда Господь сказал, что средство к достижению жизни вечной есть нестяжательность, то он, как бы упрекая себя за вопрос и Иисуса за ответ, отошел. Ибо он нуждался в вечной жизни, потому что имел богатства на много лет. А когда он должен отказаться от имения и жить, по-видимому, в бедности, то что ему за нужда в вечной жизни?

Лк.18:19. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

Приходит он к Господу, как просто к человеку и учителю. Поэтому Господь, чтобы показать, что к Нему не должно приходить как просто к человеку, сказал: «никто не благ, как только один Бог». Ты, – говорит, – назвал Меня «благим», к чему же еще прибавил: «учитель»? Кажется, ты принимаешь Меня за одного из многих. Если же так, то Я не благ: ибо из людей собственно никто не благ; благ только один Бог. Поэтому, если хочешь называть Меня благим, называй Меня благим как Бога, а не приходи ко Мне, как просто к человеку. Если же ты считаешь Меня одним из обыкновенных людей, то не называй Меня благим. Ибо один только Бог поистине благ, есть источник благости и начало самоблагостыни. А мы люди, если и бываем добры, то не сами по себе, но по участию в Его благости, имеем доброту смешанную и способную преклоняться на зло.

Лк.18:20. знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

Закон запрещает прежде то, во что мы удобнее впадаем, потом уже и то, во что впадают немногие и нечасто: например, прелюбодейство, поскольку оно есть огонь с внешней и внутренней стороны, убийство, поскольку гнев есть великий зверь; а воровство менее важно, и во лжесвидетельство можно нечасто впадать. Поэтому первые преступления запрещаются прежде, так как мы легко впадаем в оные, хотя в других отношениях они и более тяжки. А сии, то есть воровство и лжесвидетельство, Закон поставляет на втором месте, так как оные совершаются не часто и менее важны. Вслед за сими преступлениями Закон поставил грехпротив родителей. Ибо хотя грех этот и тяжек, но не часто случается, так как не часто и не много, но редко и мало оказывается таких зверообразных людей, чтоб решились оскорблять родителей.

Лк.18:21. Он же сказал: всё это сохранил я от юности моей.

Лк.18:22. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

Когда юноша сказал, что он сохранил все это от юности, то Господь предлагает ему верх всего, нестяжательность. Смотри, Законы предписывают истинно христианский образ жизни. «Все, – говорит, – что имеешь, продай». Ибо, если что-нибудь останется, ты, значит, раб того. И «раздай» не родственникам богатым, а «нищим». По моему мнению, и слово «раздай»выражает ту мысль, что расточать имение нужно с рассуждением, а не как попало. Поскольку же при нестяжательности человек должен иметь и все прочие добродетели, постольку Господь сказал: «и следуй за Мною», то есть и во всех прочих отношениях будь Моим учеником, всегда следуй за Мной, а не так, чтобы сегодня следовать, а завтра нет.

Лк.18:23. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

Как любостяжательному, начальнику Господь обещал сокровище на небесах, однако ж, он не внял, ибо был рабом своих сокровищ, поэтому и «опечалился», услышав, что Господь внушает ему лишение имущества, тогда как он для того и вечной жизни желал, чтоб при большом обилии богатства ему и жить вечно. Скорбь начальника показывает, что он был человек благонамеренный, а не злой хитрец. Ибо из фарисеев никто никогда не печалился, а скорее они ожесточались. Не безызвестно мне, что великий светильник вселенной Златоуст принимал, что юноша сей желал истинной вечной жизни и любил оную, но одержим был сильной страстью, сребролюбием, однако ж не неуместна и предложенная теперь мысль, что он желал вечной жизни, как человек любостяжательный.

Лк.18:24. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

После того, как богач, услышав об отречении от богатства, опечалился, Господь чудесным подобием объясняет, «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие». Не сказал Он, что им (богатым) невозможно войти, но «трудно». Ибо таковым не невозможно спастись. Раздав богатство, они могут получить небесные блага. Но сделать первое нелегко, потому что богатство связывает крепче клея, и тому, кем оно возобладало, трудно отказаться от него. Ниже Господь объясняет, как это бывает невозможно.

Лк.18:25. ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Верблюду пройти сквозь игольные уши решительно невозможно, будешь ли разуметь под верблюдом самое животное, или какой-то корабельный толстый канат. Если же удобнее верблюду поместиться в игольные уши, нежели богатому спастись, а первое невозможно, то тем более невозможно спастись богатому. Что же нужно сказать? Прежде всего то, что богатому действительно невозможно спастись. Не говори мне, пожалуй, что такой-то, будучи богат, раздал, что у него было, и спасся. Ибо он спасся не в богатстве, но когда сделался бедным, или спасся как домоправитель, но не как богатый. А иное дело домоправитель, иное богач. Богач сберегает богатство для себя, а домоправителю вверено богатство для других. Поэтому и тот, на которого указываешь, если спасся, то спасся не с богатством, но, как мы сказали, или тем, что отказался от всего, что он имел, или хорошо распоряжался имением, как домоправитель. Потом заметь и то, что богатому невозможно спастись, а имеющему богатство трудно. Господь как бы так говорит: кто одержим богатством, кто находится у него в рабстве и подданстве, тот не спасется; но кто имеет богатство и держит его в своей власти, а не сам у него находится под властью, тому трудно спастись по немощи человеческой. Ибо невозможно не злоупотребить тем, что мы имеем. Поскольку, доколе мы имеем богатство, диавол старается уловить нас, чтоб мы употребляли оное вопреки правилам и закону домоправления, – и трудно бывает избегнуть его сетей. Поэтому бедность доброе дело, и она почти неискусима.

Лк.18:26. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

Лк.18:27. Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Кто имеет человеческий образ мыслей, то есть увлекается дольним и пристрастен к земному, тому, как сказано, спастись невозможно, а для Бога это возможно; то есть, когда кто будет иметь советником своим Бога и в учители себе возьмет оправдания Божии и заповеди о нищете, и будет призывать Его в помощь, тому возможно будет спастись. Ибо наше дело желать добра, а совершать оное дело Божие. И иначе: если мы, возвысившись над всяким человеческим малодушием относительно богатства, пожелаем даже друзей приобрести себе неправедным богатством, то мы спасемся и провождены будем ими в вечные обители. Ибо лучше, если мы откажемся от всего или, если не откажемся от всего, по крайней мере сделаем бедных соучастниками, и тогда невозможное сделается возможным. Хотя не отказавшись от всего нельзя спастись, но по человеколюбию Божию возможно бывает спастись и в том случае, если несколько частей уделить на действительную пользу.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.18:18–27)

Священник Дмитрий Барицкий

Человек, который подошел ко Христу с вопросом, обращается к Нему довольно странным образом — «Учитель благий». Что же здесь странного? Дело в том, что в среде иудеев той эпохи благим называли Самого Бога или же закон Моисеев. Это нечто подобное современному эпитету «святой» или «преподобный». Очевидно, что начальник не воспринимал Христа как Бога. Максимум он видел в Нем выдающегося проповедника, пророка, наконец, Мессию. А потому его обращение к Спасителю словом, которое могло быть адресовано Самому Творцу, выглядит как грубая лесть. Какие же мотивы могли им двигать?

Очевидно, что вопрошающий хочет произвести впечатление на Спасителя. Расположить Его к себе. Не случайно он выводит Господа на разговор о заповедях. Все это делается для того, чтобы озвучить всего одну мысль: все заповеди я сохранил с детства, ни одну не нарушил. Зачем это нужно начальнику?

Господь подходит к Иерусалиму. В сознании многих Он великий царь, который возвращается в стольный град, чтобы утвердить царство праведности и справедливости. Кто не хотел бы занять место поближе к Его престолу? В сознании многих иудеев претендовать на это могут только люди с безупречной репутацией. Начальник считает себя именно таким. И формально он, действительно, таков. А потому его месседж прост: Учитель, я рекордсмен в благочестии и праведности. Кто как ни я достоин занять место подле Тебя в Твоем царстве?

Господь прекрасно знает о душевном расположении богача. А потому Его ответ бьет в самое больное место. Раздай свое богатство и иди за Мной, говорит Он ему.

Ответ Спасителя — гром среди ясного неба. “Ведь если я оставлю свое богатство, — думает богач, — я лишусь не просто денег. Я потеряю статус, уважение, почет. Более того. Я потеряю возможность быть столь же великодушным, добродетельным, нравственно безупречным, каким был до этого. Ведь легко благотворить, когда у тебя в кармане миллионы. Когда ты возвышаешься над окружающимися на пьедестале. А теперь, быть как все? Войти в царство Мессии рядом с ремесленниками, рыбаками, блудницами и мытарями. Просто один из многих, в толпе? Увольте! Я должен быть уникален и в глазах людей, и в глазах Бога, и что самое главное, в своих собственных глазах." Вот от какого богатства не может отказаться этот человек.

Подобно ему каждый из нас в какой-то степени богат самим собою. Это то, что в наших собственных глазах, предает нам особый вес, значимость, то, что дает нам повод и даже объективные основания хотя бы немножко, но превосходить окружающих. И это не обязательно выдающийся творческий талант. Речь может идти о самом пустяковом и незначительном деле. Об умении варить борщ, штопать носки, водить машину. И все это лишь чуточку лучше, чем другие. Тщеславию и гордости все равно, где пустить корни и на какой почве развиваться. Они не погнушаются. Но даже такого малого повода может оказаться достаточно, чтобы вход в Царство Небесное оказался непомерно узким и даже непреодолимым. Ведь проскользнуть через него сможет лишь тот, кто в своих собственных глазах мал и незначителен. Такими глазами смотрит на себя ребенок. Однако именно такой человек окажется великим для Бога и сможет войти в Его небесный Иерусалим.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О задавании вопросов
(Кол.3:12-16; Лк.18:18-27)

Протоиерей Вячеслав Резников

Однажды Господа Иисуса Христа спросил «некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь, конечно, знал, чем этот разговор кончится. Но он не сразу произносит слово, которое опечалит. Сначала Он сказал: «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою». И только когда человек ответил, что «все это сохранил» он «от юности», Господь сразил его: «еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною».

Вопрос вообще вещь не простая. За всяким вопросом может последовать ответ, который тебя свяжет. Как сегодня. Человек отошел с печалью и, несомненно, со стыдом, равным той самоуверенности, с которой подошел. И если человек до вопроса пребывал в неведении, достойном некоторого оправдания, то, узнав истину, он уже сознательно сошел с пути Христова.

Поэтому вопрос – дело серьезное. К тому же, в своей жизни нам не Христа приходится спрашивать, но священника. И пусть этот священник даже очень уважаемый, называемый «старцем». Но и он тоже человек. К подобному разговору надо тщательно приготовиться, продумав, о чем же хочешь спросить? Может быть, ты задумал явный грех, о котором прямо сказано в Священном Писании, и в своей слепоте надеешься, вдруг скажут по твоей воле?

Не стоит задавать вопрос, на который может быть много ответов. Надо, чтобы ответ был: или – или. Или так, или наоборот. Например, жениться или идти в монахи? Жить в городе или перебираться в глушь? Уходить или не уходить с работы, на которой начались искушения? И тому подобное. И притом, обязательно продумай: можешь ли ты выполнить одно, и можешь ли выполнить противоположное? И если ты на одно из двух заведомо не готов, то и не спрашивай. А тем более, если сам не представляешь, чего ты хочешь. А то – бывают такие диалоги: – решил я жениться – ну, женись – а я боюсь того-то – ну, не женись – а все-таки одному трудно – ну, женись – нет, все же не могу решиться – ну, не женись… И так до бесконечности.

А то еще бывает: священник скажет, а связанные с тобою люди – против. И не можешь понести. Спрашивать надо так, чтобы потом не попрать священническое слово, и тем самым не отойти от Христа. И хорошо, если отойдешь с печалью, а то ведь – и с раздражением, и с обидой! Не приходи также с жалобой ни на кого. Никакой священник не может рассудить заочно и не имеет права верить твоим односторонним обвинениям. Он обязан расспросить и противоположную сторону.

И конечно, надо знать, кого спрашивать. Христос будет посреди вас только тогда, когда и священник, и ты сойдетесь во имя Христово и в духе Христовом, со смиренной готовностью узнать и выполнить Божью волю. Чтобы оба вы были облечены, насколько это возможно, «в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг к другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу. Как Христос простил вас, так и вы».

Церковный календарь. 31 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 31 января

Читаем Апостол. 31 января

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 31 января

Мульткалендарь. 31 января. Преподобные Кирилл и Мария Радонежские

Мульткалендарь. 31 января. Преподобный Маркиан Кирский

День ангела. 31 января

Этот день в истории. 31 января