17 января 2021 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Неделя пред Богоявлением

(2Тим.4:5–8; Мк. 1:1–8)

Евангелие святого апостола Марка, глава 1, стихи 1-8:

1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
2 как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
3 Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.
4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.
6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.
7 И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

2-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 4, стихи 5 -8:

5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.
7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

(Мк. 1:1-8) Мк.1:1. Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия,
Мк.1:2. как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.
Мк.1:3. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.

Иоанна, последнего из пророков, евангелист представляет началом Евангелия Сына Божия, потому что конец Ветхого есть начало Нового Завета. Что касается свидетельства о Предтече, то оно взято из двух пророков – из Малахии: «Вот Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1) и из Исаии: «Глас вопиющего в пустыне» (Ис.40:3) и прочее. Это слова Бога Отца к Сыну. Он именует Предтечу Ангелом за его ангельскую и почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень, приготовляя посредством крещения души иудеев к принятию Христа: «пред лицем Твоим» – значит близок к Тебе Ангел Твой. Этим означается родственная близость Предтечи к Христу, так как и пред царями чествуют преимущественно родственные особы.

«Глас вопиющего в пустыне», то есть в пустыне Иорданской, а еще более в синагоге иудейской, которая была пуста в отношении к добру. «Путь» означает Новый Завет, «стези» – Ветхий, как неоднократно нарушаемый иудеями. К пути, то есть к Новому Завету, они должны были приготовиться, а стези Ветхого исправить, ибо хотя древле они и приняли их, но впоследствии совратились со стезей своих и заблудились.

Мк.1:4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Мк.1:5. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Иоанново крещение не имело отпущения грехов, а вводило для людей одно покаяние. Но как же Марк говорит здесь: «для прощения грехов»? На это отвечаем, что Иоанн проповедовал крещение покаяния. А эта проповедь к чему вела? К отпущению грехов, то есть ко крещению Христову, которое заключало уже в себе и отпущение грехов. Когда мы говорим, например, что такой-то пришел пред царем, повелевая приготовить пищу для царя, то разумеем, что исполняющие это повеление бывают облагодетельствованы царем. Так и здесь. Предтеча проповедовал крещение покаяния для того, чтобы люди, покаявшись и приняв Христа, получили оставление грехов.

Мк.1:6. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед.

Мы уже говорили об этом в Евангелии от Матфея; теперь же скажем только о том, что там опущено, именно: что Иоаннова одежда была знамением сетования, и пророк показывал таким образом, что кающемуся должно плакать, так как вретище обыкновенно служит знаком плача; кожаный же пояс означал омертвелость иудейского народа. А что сия одежда означала плач, об этом говорит сам Господь: «Мы пели вам печальные песни (славянское «плакахом»), и вы не рыдали», называя здесь плачем жизнь Предтечи, потому что далее говорит: «Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес» (Мф.11:17–18). Равно пища Иоаннова, указывая здесь, конечно, на воздержание, была вместе и образом духовной пищи тогдашних иудеев, которые не ели чистых птиц небесных, то есть не помышляли ни о чем высоком, а питались только словом возвышенным и направленным горе, но опять упадающим долу. Ибо саранча («акриды») есть такое насекомое, которое прыгает вверх, а потом опять падает на землю. Равным образом народ ел и мед, производимый пчелами, то есть пророками; но он оставался у него без ухода и не был умножаем углублением и правильным разумением, хотя евреи и думали, что они разумеют и постигают Писание. Они имели Писания, как бы некоторый мед, но не трудились над ними и не исследовали их.

Мк.1:7. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
Мк.1:8. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.

Я, – говорит, – недостоин быть даже самым последним рабом Его, который бы развязал ремень, то есть узел на ремне сапог его. Понимают, впрочем, и так: все, приходившие и крестившиеся от Иоанна, разрешались посредством покаяния от уз грехов своих, когда веровали во Христа. Таким образом, Иоанн у всех разрешал ремни и узы греховные, а у Иисуса не мог разрешить такого ремня, потому что у Него и не нашел сего ремня, то есть греха.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Перед явлением Господа народу и вступлением Его в дело совершения домостроительства нашего спасения, был послан Св. Иоанн Предтеча приготовить людей к принятию Его. Приготовление состояло в призвании к покаянию. И покаяние с того времени стало путем к Господу Спасителю и преддверием веры в Него. Сам Спаситель начал проповедь Свою словами: "покайтесь - и веруйте в Евангелие" (Мк. 1:15). Покаяние и вера друг ко другу препровождают взыскавшего спасения. Покаяние тяготит его бременем грехов и страшит неумытным судом правды Божией. Но приходит вера и указывает ему Избавителя, взявшего грехи мира. Кающийся прилепляется к Избавителю, и, сложив бремя грехов исповеданием, радостно течет вслед Его, путем заповедей Его. Вера таким образом рождается из покаяния и на нем стоит. Крепко держится веры кающийся по чувству избавления. Вера жива от покаяния. Без покаяния она будто без живительного тока деревцо, вяла и не живодейственна.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк. 1:1–8)

иеромонах Феоктист Игумнов

Вряд ли можно встретить человека, которому никогда не приходила мысль о существовании Бога, или который не слышал о Нем от других людей. Задумавшись об этом сам, или благодаря кому-то другому, каждый решает для себя как с этой мыслью быть: отвергнуть как безосновательную и глупую выдумку или прислушаться, почувствовав некоторый отклик в самом себе или даже доверившись другому.

Есть такие неудобные мысли, которые не могут быть просто отброшены, они, даже если внешне человеку не интересны и он делает вид что ему все равно, на самом деле требуют внутреннего ответа, да или нет, есть или нет. Число людей, которые искренне уверены, что Бога нет не так велико, как может показаться. Гораздо чаще, мы имеем дело с атеизмом, который рождается не из доказательств или их отсутствия, но из нежелания быть религиозным, из того, что Бог неудобен. Хотя наличие такого нежелания у людей прискорбно, его нельзя назвать самым опасным. Это может показаться странным, но бытовой атеизм, еще опаснее. Обычный атеист, осмыслена его позиция или нет, ошибается, но он честен с собою. Хуже, когда человек называет себя верующим, но живет так как будто Бога нет. Не всегда это осмысленная позиция, иногда человек думает, что он верит в Бога, но если при этом он не предпринимает даже минимальных усилий, чтобы следовать этим своим словам, если хотя бы в самых важных делах не учитывает Его волю, значит для него Бога нет, что бы он ни говорил.

Почему же Бог может оказаться неудобен? Дело в том, что мы воспринимаем себя и других людей как некоторую норму о человеке. По себе и другим мы судим о том, каким должен быть человек… На самом деле, норма о человеке открыта нам Богом, потому что только Бог знает какими Он нас задумывал, в то время как мы этого не знаем и не помним… Кроме того, он не оставил нас в неведении, но открыл нам нечто о нас самих. Нечто такое, что далеко не всегда согласуется с нашими желаниями, а иногда даже, как нам кажется, выходит за рамки наших возможностей.

Сегодняшнее чтение как раз и говорит нам о том, что человек должен измениться, чтобы стать способным к восприятию Бога. Конечно, в нем нет подробного описания того, как должен измениться человек – обо всем этом подробнее будет сказано дальше… Но Иоанн, который неслучайно названн Предтечей говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Его. Это значит, что христианином невозможно стать просто так, с наскока, формально, по-настоящему оно приобретается только усилием.

С чего же начать? Иоанн начал с того, что призвал людей к покаянию. Это знакомое слово, которое внутренне многим не нравится. И не нравится потому, что если говорить о нем всерьез, придется меняться. Пока христианство удобно, многие готовы его слушать, но как только оно вмешивается в реальную жизнь – сразу начинаются проблемы. Только тот, кто не побоится этих проблем, кто увидит в них возможность к росту, кто увидит за столкновением с собой – свободу от своих слабостей… Только тот и сможет сделать прямой, дорогу к своему сердцу.

***

священник Стефан Домусчи

Чтение, которое мы сегодня услышали — представляет собой первые восемь стихов Евангелия от Марка. Евангелист пишет: Начало Евангелия Сына Божьего«. Странно, мы открыли Евангелие от Марка а не Евангелие от Иисуса, странно, почему это так? Однако это вовсе не странно и не случайно. Дело в том, что Евангелие как благая весть — это не столько история о том, что Бог для нас сделал, рассказанная теми, кто был этому свидетелями… Христос — Сам является благой вестью Бога Отца в мире. Не случайно Он говорит апостолам: «Как послал меня Отец, так Я посылаю вас». Христос послан в мир Отцом, мы, христиане посланы в мир Христом. И именно поэтому Марк, говоря о написанном, не приписывает себе авторства, но говорит о том, что в подлинном смысле вся благая весть Нового Завета — это весть Иисуса Христа. Весть о том, что Он Сын Божий, что в Нем и через Него Бог примиряет с Собою мир.

И все же, сегодняшнее чтение еще не о Христе, не о Его победе, но скорее о том, что должно произойти для того, чтобы Благая весть была лучше услышана и как можно больше людей оказалось к ней расположено и причастно.

Бог через пророка говорит, что Он посылает ангела или вестника Своего, который приготовил бы пришествие Его пришествие.

Проповедь Иоанна, а как мы понимаем этим вестником Божиим был именно он, была голосом звучащим в пустыне, но голосом обращенным к городу, к людям, к тем, кто способен услышать. Указание на то, что место его проповеди — «пустыня» может показаться простым, чуть ли не географическим уточнением, но на самом деле это не так. Образ пустыни — это образ выхода за пределы обжитого, привычного пространства. Чтобы прийти в обетованную землю — Авраам идет через пустыню. Так же поступает и Моисей, который ведет народ Божий через пустыню в течение сорока лет. И вот Иоанн проповедует в пустыне… Кажется, не лучше ли было бы проповедовать в городе, в Храме, так чтобы его услышали и сразу обратили бы на него внимание. Но он проповедует именно в пустыне… И для того, чтобы его услышать, надо покинуть город, выйти из той самой пресловутой зоны комфорта о которой сегодня столько говорится.

Для чего Авраам ушел в пустыню? Для того, чтобы лишиться всего, что поддерживало в нем прежнюю жизнь, чтобы лишиться основы и оказаться странником, каким был Адам, после того, как покинул рай. Ведь именно тот, кто потерял на земле свое место, кто оставил его — именно тот может найти место Божье, тот место Божье может обрести как свое собственное. И так, Иоанн не приходит к людям, но зовет их к себе. Зовет тех, кто готов к усилию, тех, кто хотя бы заинтересовался его проповедью. Уже в этой, такой незначительной детали, есть указание на то, что Бог не только идет к нам Сам, но и ждет нашего движения навстречу.

Но почему ему вообще понадобился Предтеча? Разве Бог во Христе не был способен обратить к себе тысячи? Конечно, мог и делал это… Но служение Иоанна демонстрирует еще одну важную истину: Бог нередко устраивает все так, чтобы люди могли помогать людям. Он мог бы сотворить много чудес, но главным чудом оказывается открытость нашего сердца. Эта истина актуальна во всякое время. Казалось бы, времена Евангельской проповеди давно прошли, но мы и сегодня можем продолжать дело Иоанна Крестителя в мире. Мы и сегодня можем стать предтечами перед Христом, теми, кто откроет Его другим людям.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

Неделя пред Богоявлением
(2Тим.4:5–8; Мк.1:1–8)

Игумен Никон (Воробьев)

Ныне Святая Церковь начинает подготавливать верующих к новому великому празднику – Крещению Господа нашего Иисуса Христа.

Ныне Святая Церковь начинает подготавливать верующих к новому великому празднику – Крещению Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня читалось Евангелие Недели перед Просвещением, в котором говорилось, что Господь послал Ангела Своего пред лицем Спасителя, чтобы приготовить путь Ему.

О каком пути идет речь? О приготовлении сердец человеческих к принятию Спасителя. Чтобы человек мог верою принять пришедшего на землю Творца мира Господа Иисуса Христа, явившегося во плоти, скрывшего Свое Божество в образе человеческом, нужно было исправить сердце человеческое. Для этого и был послан «величайший из рожденных женами» Иоанн Креститель (Мф. 11:11). Еще по его рождении Ангел возвестил об Иоанне Крестителе, что он от чрева матери исполнится Духа Святого. Дальше мы знаем, поскольку родители его были старыми и скоро после рождения сына умерли, так что он с самого детства находился в пустынях, питался травами и диким медом, весь отдался молитве и прославлению Бога. Господь приготовлял его на великий подвиг – обратить сердца ожесточенных, неверующих, погрязших в суету житейскую, к грядущему Спасителю. Что же Господь повелел делать Иоанну Предтече для того, чтобы приготовить людей к принятию Христа – Сына Божия?

Что столь важное должен был он проповедовать? Одно средство возвещал он. Всю его деятельность можно было выразить одним словом – проповедьпокаяния.

Сердце, погрязшее в суету, сердце, исполненное лукавства, лжи, злобы, зависти, вражды, неприязни, мстительности, гнева, тщеславия, гордыни – такое сердце не может принять Господа, не может уверовать в Него. Слово Божие говорит: «В лукавую душу не войдет Премудрость и не будет обитать, – если и вошла, – в сердце, порабощенном греху» (Прем. 1:4). Нужно было Иоанну Предтече силою духа воздействовать на людей, чтобы они очистили свое сердце от всяких страстей, от всяких греховных не только дел и слов, но и самого настроения, сделали бы его способным принять Спасителя. Этого можно было достичь только через покаяние.

Слово Божие, святые отцы называют покаяние вторым Крещением. В таинстве Крещения человек, с верою крестившийся, не только получает прощение всех своих грехов, но и облекается в Самого Господа. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Как в храме пребывает Господь, благодать Божия, так и в крещаемого входит Господь с Отцем и Духом Святым.

Если бы после крещения человек не грешил, то он был бы святым, подобным ангелам, даже выше их. В нем, как в храме, пребывал бы и действовал Господь, действовала сила Божия. Но мы и после крещения творим всевозможные грехи и ими удаляем от себя Господа. Очиститься от грехов, вернуть благодать Божию, умолить Господа, чтобы Он не отошел от нас, а пребывал с нами, можно лишь глубоким покаянием, сокрушением сердечным, слезами о том, что мы согрешаем все время, оскорбляем Господа, нарушаем Его Святую волю, губим свою душу. Только искренним покаянием можно очистить себя, ибо всякого искренне кающегося Господь прощает и очищает, а в очищенную душу, как в храм Божий, приходит Господь.

Через покаяние нужно было и израильский народ подготовить к принятию Спасителя. Иоанн Предтеча и проповедовал покаяние: «Покайтесь, идет вслед за мной Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3:16).

Каким был человек во время Иоанна Крестителя, таким же он является и теперь. Та же его душа, таково же его душевное устроение. Поэтому и ныне, чтобы уверовать в Бога, уверовать в Сына Божия, Господа Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти, нужно прежде всего покаяние, нужно очистить свою жизнь от всяких мерзостей, от всякой нечистоты. Должно стараться жить так, как учит Господь, то есть очищать свою душу от всех грехов. Тогда только делается человек способным уверовать в Бога, уверовать в Господа Иисуса Христа. Другого пути нет. Не красноречие или доказательства могут помочь убедить неверующего в том, что Бог есть. Нет, таковому нужно просто сказать: если хочешь узнать, есть ли Бог, потрудись и прежде всего покайся, как говорил Иоанн Предтеча. Покайся, очисть себя от грехов и тогда твоя душа сделается способной принять Евангелие, уверовать в Бога и Господа Иисуса Христа.

Однако настоящее покаяние невозможно без проверки своей совести учением Евангелия, ибо совесть наша уже настолько огрубела, что почти ничего не чувствует, кроме самых тяжелых грехов и преступлений. Многие угодники Божии утверждали и поныне многие верующие утверждают, что Евангелие не просто книга. Это живое существо, в нем Дух Божий явно пребывает. Как мы, когда говорим что-то, высказываем свои мысли, свое настроение, выражаем самого себя, так и в Евангелии, Господь выразил Себя, Свое учение. Поэтому каждое слово Евангелия есть сила, есть Дух Божий, и оно живо, действенно и вечно.

Вот почему человеку грешному, человеку осуетившемуся, не очистившему себя покаянием, трудно читать Евангелие, ибо Дух Божий не может войти в грязь и нечистоту, в которых человек не раскаивается.

Господь, родившись среди навоза, в вертепе, показал тем самым, что Он может придти в самую грешную душу и очистить ее, если душа эта осознает содеянные мерзости, восплачет пред Господом о своей нечистоте, испросит у Него прощения. Но если человек услаждается своей грязью, не кается, то Господь не приходит к нему, и сам человек оказывается не способным читать Евангелие и Слово Божие.

По мере покаяния и очищения Евангелие становится все дороже и дороже, все больше и больше говорит душе человеческой, все больше и сильнее радует каждое слово Евангелия душу человеческую, потому что Господь, Дух Божий, живет в Евангелии. Он касается души, а душа человеческая нигде не может найти радости, истинной духовной радости, как только в Боге, который присутствует и говорит в Евангелии.

Поэтому, если человек не может читать Евангелие, если для него Евангелие совершенно не нужная не интересная книга, если он не берется за него, а если с трудом и берет и начинает читать, то без всякого интереса – это вернейший признак того, что душа человеческая замерла, что она завалена хламом суеты и всякой грязи душевной. Дух Божий не проникает в такую душу, человек остается холодным, мало того, он чувствует тяготу, как всякий грешный человек чувствует тяготу перед святыней. Вот, например, бесноватые, или фанатично неверующие, – они с ненавистью говорят о Боге, о религии, о святыне, потому что дьявол противится Духу Божию, возмущается Словом Божиим и не дает им читать Евангелие. Поэтому, повторяю, как во время Иоанна Предтечи, чтобы принять пришедшего Спасителя и веровать в Него, нужно было очистить свою душу покаянием – в противном случае человек был неспособен принять Его, что видим на примере книжников и фарисеев, которые оскорбляли, гнали, клеветали и, наконец, распяли Господа, поскольку не приняли проповеди Иоанна Крестителя, хотя и считали его великим пророком, и в грехах своих не покаялись по ожесточению сердец своих, – так и в наше время. Если мы не покаемся в своих согрешениях, если не будем умолять Господа о прощении грехов, то также неспособны будем ни читать Евангелия, ни искренно веровать в Господа. Ибо вера наша как трость, колеблемая ветром: сказал кто-нибудь что-либо, и мы уже отвергаемся Господа. Другой кто-то сказал напротив, и мы, кажется, опять поверили. Эта слабость веры свидетельствует о нашей нераскаянности, об отсутствии у нас живого чувства Бога.

Поэтому вновь повторяю, если мы не потрудимся для очищения души своей от грехов, не покаемся искренно, то и мы не способны будем твердо и глубоко веровать в Господа Иисуса Христа. Он постепенно удалится от нас и мы погибнем, как погибли нераскаявшиеся книжники и фарисеи.

Человек и теперь по своим наклонностям и страстям остался тем же самым, что был и при Спасителе. Но нам легче веровать в Господа, чем было во время Иоанна Предтечи. У нас есть Евангелие, у нас есть двухтысячелетняя история христианства, у нас есть миллионы примеров воздействия благодати Божией на человеков...

(Окончания нет)

1963г.

Церковный календарь. 17 января

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 17 января

Читаем Апостол. 17 января

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 17 января

Мульткалендарь. 17 января. Собор 70-ти апостолов

Мульткалендарь. 17 января. Священномученик Николай Маслов, пресвитер

День ангела. 17 января

Этот день в истории. 17 января