11 И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
12 На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
13 и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
14 И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
15 Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
16 и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
17 И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
18 Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
19 Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
20 Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
21 И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
22 Иисус, отвечая, говорит им:
23 имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет.
1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению,
2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их.
4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;
5 так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!
6 И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим,
8 а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.
10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
(Мк. 11:11-23) Мк.11:11. И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев всё, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.
Мк.11:12. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал;
Мк.11:13. и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.
Мк.11:14. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали тó ученики Его.
Иисус вошел в храм и скоро опять вышел из него, показывая чрез это, что Он уже оставляет его на запустение и расхищение. Он уходит в Вифанию, что значит дом послушания, ибо, оставляя непокорных и жестокосердных, идет теперь с учениками к послушным Ему. Но рассмотрим и повествование о смоковнице, ибо здесь является, по-видимому, нечто странное и жестокое. Во-первых, Иисус взалкал рано; во-вторых, Он требует плода, когда еще не наступило время для смокв, а еще и то, что наказывает бесчувственное дерево. Ибо в том, что Он здесь говорит и делает, было особенное смотрение. Доселе часто Иисус творил чудеса, но только на благодеяние людям. Но ученики еще не видели, чтобы Он сделал кому-либо зло. Теперь, дабы показать ученикам, что Он может и казнить, и что, если захочет, может в один час погубить намеревающихся распять Его, Он являет Свою силу над бесчувственным деревом. И чудо было по истине велико тем, что дерево, столь сочное, иссохло вдруг; ибо смоковница сочнее почти всех дерев. А что Он алчет рано утром, это Он попустил плоти Своей по особенному смотрению; и плода преждевременно ищет на смоковнице с той целью, чтобы, как я выше сказал, показать ученикам, что Он может и наказывать. А смоковница эта была вместе и образом синагоги иудейской, которая имела только листья, то есть Закон, доставлявший одну тень, а плода они вовсе не имели. Но Иисус взалкал их спасения. Он говорит: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня» (Ин.4:34), а эта воля Божия состоит в том, чтобы обращать согрешающих. Поскольку же синагога не имела плода, то она проклята и иссохла, не имея (более у себя) ни пророков, ни учителей.
Мк.11:15. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул;
Мк.11:16. и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
Мк.11:17. И учил их, говоря: не написано ли: «дом... Мой домом молитвы наречется для всех народов» (Ис.56:7)? а вы сделали его вертепом разбойников.
Мк.11:18. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.
Об изгнании Иисусом меновщиков повествует и Иоанн но он говорит об этом в начале Евангелие напротив, сей (Марк) – к концу. Поэтому надобно думать, что это (последнее) изгнание было второе, что и служит к большему осуждению иудеев, так как они не обратились, несмотря на то, что Господь неоднократно так поступал с ними. Храм называет Он «вертепом разбойников» по причине корыстолюбия меновщиков. Ибо разбойнический род предан грабительству. А как и продавцы в храме торговали жертвенными животными ради корысти, то и названы разбойниками. «Меновщики» занимались разменом денег. Обличителем их Господь представляет и пророка Исаию, который говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Ис.56:7). Будем же молиться, чтобы и нам не быть изгнанным из церкви! Ибо многие ходят и в нашу церковь для того, чтобы продавать доброе и покупать худое. Есть и такие, которые, устрояя и правя дела церковные, имеют столы полные денег: они все делают из корысти. Испровергаются также и седалища продающих голубей, то есть престолы архиереев, продающих духовные дары, ибо голубь есть образ Духа Святаго. Да извергнет Господь такого святителя от святительства, ибо проклят тот, кто рукополагает за деньги. Равным образом продает голубя своего и тот, кто продает диаволу благодать и чистоту, полученную в крещении. За то он и изгоняется вон из Церкви.
Мк.11:19. Когда же стало поздно, Он вышел вон из города.
Мк.11:20. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.
Мк.11:21. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.
Мк.11:22. Иисус, отвечая, говорит им:
Мк.11:23. имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет.
Хотя Матфей и говорит, что смоковница тотчас иссохла и что ученики, видя это, дивились, впрочем, ты не смущайся, слыша теперь от Марка, что они увидели иссохшую смоковницу уже на другой день. Сказанное Матфеем должно понимать так: «И смоковница тотчас засохла», – тут остановись; потом читай: «Увидев это, ученики удивились». Когда увидели? – не тотчас, но на другой день. Кто так понимает, тот не встретит никакого недоумения. Заметь же, как Христос здесь является Богом. Ибо чрез пророков Господь говорит: «Я... зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим» (Иез.17:24). Но подивись человеколюбию Божию в том, что и нам, уподобляющимся Богу чрез веру, дает чудодейственную силу, принадлежащую Ему Самому по естеству, так что мы можем и горы переставлять. Гора есть в духовном смысле гордый ум, высящийся и упорный. Поэтому, кто видит себя одолеваемым страстью гордости, тот, стараясь изгнать ее из себя, искать должен посещения и помощи Божией. Ибо тот горд, кто говорит, что все делает он сам, а не помощью Божией. Такой человек должен запретить горе сей, то есть гордости, и сказать ей: «поднимись и ввергнись в море», то есть в мирских людей, сущих в море жизни сей, и неверных, сам же он да «не усомнится», то есть да не отступает от Бога. Ибо гордый отступает от Бога, говоря: я ничем не обязан Богу и не нуждаюсь в Его помощи.
Смоковница покрытая листьями была благолепна на вид, но не удостоилась одобрения от Господа, потому что не было на ней плодов, а плодов не было потому, что не было внутренней плодородительной силы. Сколько таких смоковниц бывает в нравственном смысле! На вид все исправно, а внутри ничего нет. Степенны, честны и все христианское исполняют, а духа жизни о Христе Иисусе не имеют; оттого не имеют плодов живых; а то, что есть в них, только кажется плодом, а не есть. В чем же дух жизни о Христе Иисусе? На это скажем: одно в нем от Господа, а другое от нас. Что от Господа, то собственно и есть плодородительная духовная сила; а что от нас, то только приемник этой силы. О последнем и позаботься больше. Тут корень - чувство, что ты погибающий и что если не Господь - погибнешь: отсюда во всю жизнь, при всех делах и трудах - сердце сокрушенно и смиренно. Далее, как будущее безвестно, а врагов много и спотыкание возможно поминутно, то страх и трепет в содевании спасения и непрестанное вопияние: "имиже веси судьбами, спаси мя ". Горе почивающему на чем-нибудь, кроме Господа; горе и тому, кто трудился для чего-нибудь, кроме Господа! Спроси себя, трудившийся в делах, которые считаются богоугодными, для кого трудишься? Если совесть смело ответит: только для Господа - добре; а если нет - то ты созидаешь дом на песке. Вот несколько указаний о плодородном внутреннем духе. По этому и о прочем разумевай.
Протоиерей Александр Шаргунов
Нам показано, чем завершается торжественный Вход Господень в Иерусалим. «И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью». Он осмотрел все, но ничего не сказал. Он оставил все как есть на эту ночь, намереваясь со следующего утра приступить к необходимым переменам. Мы должны знать, что Бог видит все зло, которое есть в мире, хотя терпит его до времени.
Когда Господь осматривал все вокруг в Храме, Он был подобен военачальнику, оценивающему силы противника и собственные возможности перед решающим сражением. Он отправился в Вифанию для уединенной молитвы, в присутствие Отчее. И это есть заповедь Его нам — если мы решаемся вступить в битву с человеческим злом и с самим диаволом, мы должны изо дня в день предстоять пред Богом. Мы видим здесь также двенадцать, неотступно следующих за своим Господом. Обыкновенно обращают внимание на то, что в самый трудный час ученики оставили Христа. Но мы должны увидеть и другое. Для них совершенно ясно, какой ужас надвигается на Господа. Они не могут вместить, что это значит, но продолжают стоять рядом с Ним из последних сил.
«На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Господь никогда не употреблял Свою Божественную силу для Себя. Он не обратил камни в хлеб, чтобы удовлетворить Свой голод. Он не пользовался Своим преимуществом, чтобы избавиться от Своих врагов. А здесь Он прибегает к Своей чудесной силе, чтобы поразить дерево, у которого не было плода, когда Он был голоден. Что это значит? Более того, в Евангелии сказано, что время плодов еще не наступило. Можно ли сокрушать дерево за то, что оно не могло дать? Это было бы неразумно и несправедливо.
Но Господь восхотел дать пример не деревьям, а людям рода сего, и потому проклял смоковницу. Он сказал ей: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» Святые отцы говорят, что это была притча в действии. Это было пророческое, символическое действие. Накануне Господь осмотрел испытующим взглядом то, что происходило в Храме. Он обнаружил, что святое место не приносит плодов, которые можно было от него ожидать. Далее мы увидим, как Он выведет на белый свет происходящее в Храме.
«Господь взалкал». О каком голоде идет речь? В Священном Писании смоковница, как и виноградник, — символ Израиля. Бог избрал этот народ для спасения мира. Но в течение многих веков Израиль отвечал неверностью ожиданиям Бога. И вот Господь показывает, что голод Божий становится нестерпимым. Подобно тому, как это делали пророки, Он обнажает бесплодие народа Божия. Его проклятие бесплодной смоковницы возвещает Божественный суд над Храмом с его бесполезным служением. Внезапно мы становимся свидетелями гнева Божия. «И слышали то ученики Его». Грозные предупреждения Господа: «горе вам» — должны быть услышаны нами и хранимы в памяти — так же, как Его благословения. Мы являемся свидетелями гнева Божия против «мерзости запустения на месте святе», гнева Божия против вымогательства и обмана под прикрытием религии. Люди потеряли чувство присутствия Бога в доме Божием, и занимаются коммерциализацией святыни Господней.
Господь очищает Храм от торговцев, которые заполняли его и от тех, кто делал его домом торговли. Он пришел в Иерусалим и сразу же направился в Храм, и начал очищать его от того непотребства, которое Он увидел в нем за день до этого. Он пришел не для того, чтобы разрушить Храм, как Его обвиняли клеветники, но очистить его. Он «начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул». Никто не противился Ему, потому что всем было очевидно, что здесь действует высшая правда, и совесть тех, кто видел свои деньги рассыпанными по земле, обличала их. Господь уверяет всех, ревнующих о святости и чистоте, что решительные действия против осквернителей жизни порой могут быть неожиданно успешными. «И не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь». Честь, подобающая Храму, требовала не превращать двор язычников в проезжую дорогу, в уличный переход.
В этом же самом Храме была стена, переход через которую для язычников означал смерть. Гнев Божий вызван и той исключительностью, которой иудеи наделяли себя, в то время как Бог послал Сына Своего Единородного на смерть, ибо так возлюбил Он не иудеев, но мир. «Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?» Ради этого существует Храм. После того, как Господь изгнал из него волов и голубей, продающихся для жертвоприношения, Он восстановил истинное предназначение Храма — как дома молитвы.
Храм должен существовать для всех народов, а не для одного только иудейского народа, ибо всякий, кто призовет Имя Господне, спасется. Когда в начале Своего служения Христос изгонял покупающих и продающих из Храма, Он сказал: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16). А теперь Он обвиняет их в том, что они сделали его вертепом разбойников. Зло не стоит на месте. Те, чьи мысли заняты земными попечениями во время богослужения, превращают дом молитвы в дом торговли. А те, кто лицемерно долго молится, чтобы «поедать домы вдов», превращают его в вертеп разбойников.
Учители Закона и первосвященники чрезвычайно уязвлялись этими словами Господа. Они ненавидели Его и боялись Его — как бы Он после этого не опрокинул их столы и не изгнал их из Храма. Они видели, что весь народ удивлялся учению Его, и все, что Он говорил, было откровением и Законом для простых людей. И что можно еще от Него ожидать при такой всеобщей поддержке? Потому они искали не того, как помириться с Ним, а как убить Его. Они не остановятся ни перед чем ради сохранения своей власти и своего величия.
И мы слышим беседу Господа со Своими учениками у засохшей смоковницы. Господь сказал: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!», но действие слова Господня было таково, что дерево засохло до корня. Если оно не приносит плодов, пусть не будет у него и листьев, обманывающих людей. Ученики потрясены. Петр, вспомнив слова Господа, говорит: «Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла». Они не могут понять, как быстро это произошло. Но где отвержение Христа, там отвержение Христом, и там зеленеющая цветущая жизнь становится мертвой. Засохшая до корня смоковница — образ Храма, от которого Мессия не ждет уже ничего.
Единственный прекрасный плод этого засохшего дерева — напоминание о том, как страшна лицемерная вера и безверие. «Имейте веру Божию», — говорит Господь о живой вере, двигающей горами. Речь идет о всемогуществе Божием. Смоковница, Храм, гора — никакие преграды не могут противостоять истинной вере. Самые великие трудности будут преодолены теми, кто верою и любовью приобщается силе и власти Бога.
***
Протоиерей Павел Великанов
Евангелист Марк рассказывает нам об одном из эпизодов последних дней жизни Иисуса Христа, когда вместе с учениками Он приходит в Иерусалим, где изгоняет торговцев из храма, а по дороге предаёт проклятию бесплодную смоковницу. Этому, казалось бы, неожиданно суровому поступку Христа Церковь придаёт особо важное значение – как символ того, что будет происходить в ближайшее время. Один из дней богослужений Страстной седмицы – недели перед Пасхой – а именно вторник – посвящён воспоминанию проклятия смоковницы. Иисус неспроста показывает явным образом Своим ученикам, насколько серъёзно всё то, о чём Он говорит им: даже одно слово проклятия, сказанное Христом, тотчас приводит к очевидным последствиям.
Засохшая смоковница – это образ иудейского народа, которому некогда Бог вручил откровение о Себе Самом в надежде, что народ не только сохранит веру, но и принесёт обильные плоды. Листья, которыми обильно была покрыта смоковница – это вера, которая для любого еврея была главным показателем принадлежности к избранному народу. И быт, и обычаи, и праздники евреев были насквозь пропитаны религиозным содержанием: и это была не поверхностная, но глубинная и всеобщая религиозность. Точно также, как от дерева с пышной кроной логично ожидать множества плодов – также и Бог ожидал от евреев плодов их религиозности. Однако когда Сам Сын Божий пришёл к ним – Он встретил лишь поверхностный интерес, но никак не всеобщее понимание и готовность следовать за Ним. При всей строгой религиозной регламентированности жизни, торжественности богослужений и пафосности поведения духовных лидеров – по сути, всё это оказалось пустышкой. Листьев много – а плодов нет. Дерево, не приносящее плода, а лишь истощающее землю, срубают и бросают в огонь. Точно также и Бог передаст избранничество от еврейского народа другим – тем, кто услышав Евангелие, поверят и не просто пойдут вслед за Христом – но и принесут реальные плоды своей веры. Каковы эти плоды? Настоящая – а не воображаемая – жизнь с Богом, в постоянном общении с Ним, готовности Его слышать и слушаться, уметь видеть во внешних формах содержание и суть, практически реализовывать заповедь о любви к Богу и ближним.
Но в проклятии смоковницы и шоке учеников, когда на следующий день они увидели её до корня иссохшей, есть ещё одно важное свидетельства Христа перед Своими учениками. Неспроста на восклицание учеников о том, что – смотри, а смоковница, которую Ты проклял, вся засохла – Иисус отвечает словами о вере. Через несколько дней Его предательски отдадут в руки римских властей. Все отвернутся. Народ, подстрекаемый первосвященниками, будет требовать распятия. Ученики будут находиться в страхе и полном непонимании того, что происходит. И вот, чтобы предохранить Своих ближайших учеников от попытки помешать происходящему своими силами – пусть даже из самых благородных побуждений – Иисус показывает им, что Ему ничего не стоит одним словом произвести какие угодно действия – ведь Он – Сын Божий, Его вера Отцу – беспредельна, и всё, чего Он ни попросит у Отца – получит. И Он не наказывает предателей, лжецов и подлецов, которые в конце концов Его пригвоздят ко Кресту, вовсе не потому, что Он не может. Спаситель позволяет злу, обратившемуся на Него, дойти до своего предела – сознательного и произвольного убийства. И только тогда – победить это зло: не другим злом, не насилием, не восстанием – но Своим Славным Воскресением из мёртвых, победой над тиранией греха и диавола.
Помоги же нам, Господи, помнить о том, что ценность нашей веры – не в том, что мы о себе говорим или какими себя показываем, а что мы делаем – каждый день и каждый час!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Сегодняшнее евангельское чтение содержит в себе две истории. На первый взгляд кажется, что проклятие смоковницы и изгнание торговцев из храма никоим образом не связано друг с другом. Однако если присмотреться к тексту, станет очевидно, что это не так.
Для начала необходимо разобраться, за что же Господь проклял дерево. Дело в том, что листья на смоковнице – не просто признак цветения. Это еще и признак созревания плодов. Если есть листья, то есть и смоквы, по-нашему инжир. То растение, которое увидел Спаситель, было обманкой, пустышкой. Листья были, а плодов не было. Именно за это Господь и проклинает ее. Что же получается, Христос обиделся на дерево? Странно. Ведь проклятие бездушного растения, на котором нет плодов, больше похоже на каприз ребенка, нежели на наполненные глубоким смыслом действия Богочеловека.
Все встанет на свои места, если мы обратимся к Ветхому Завету. Очень часто пророки, которых Бог посылал к Своему народу, Израилю, действовали очень схожим, хотя и на первый взгляд странным образом. Так, один из них, пророк Иезекииль, однажды остриг свою бороду, а волосы разделил на три части: первую – сжег, вторую – посек ножом, третью – развеял по ветру. Так он образно показал евреям, что их ожидает за их отступление от Бога и нераскаянность в своих прегрешениях: придут враги, возьмут Иерусалим в осаду и захватят его. В результате треть населения погибнет от голода, треть погибнет от меча, треть будет уведена в плен. Такие специфические пророчества назывались символическими действиями. Пророки указывают на будущее мира не при помощи слов, а своим необычным поведением.
Вот и Христос действует схожим образом. Смоковница – это богатое листвой дерево, под которым путник мог укрыться от палящего солнца в жаркий палестинский день и утолить голод. Поэтому для евреев она является символом Израильского народа. Подобно смоковнице Израиль был создан для того, чтобы покрыть милостью Божией все человечество. Именно он должен был сохранить веру в Единого Бога, из него должен был произойти Мессия, Христос. Однако Израиль не справился со своей задачей. Веру он не сохранил: свел ее до уровня исполнения мелких обрядовых и ритуальных предписаний. Он совершенно забыл о главной заповеди, любви к ближнему. А в результате не узнал и распял долгожданного Христа. Иными словами, Израиль превратился в ложную смоковницу, которая манит своей богатой листвой, но не плодоносит.
Эпизод изгнания торговцев из Храма, который находится в центре рассказа о смоковнице, – служит этому яркой иллюстрацией и доказательством. Накануне Пасхи, когда и произошли эти события, во дворе храма продавали жертвенных животных. Продавали втридорога, паломникам, которые приходили издалека. Конечно, все это делалось с разрешения храмовой администрации. Получается, что в самом сердце религиозной жизни евреев, в Иерусалимском храме, царили спекуляция, обман, стремление нажиться на тяжелой ситуации человека, одним словом полное пренебрежение главной заповедью Бога о любви к ближнему. Евреи потеряли ощущение присутствия Господа в самом святом месте, в самое святое время. Если этот так, что остается говорить об их повседневной жизни? И все это при роскоши и великолепии богослужебного ритуала, при всей тщательности и даже дотошности исполнения церковного устава. Вроде вера есть, а тех реальных действий, которые бы ее подкрепляли, нет.
Иудеи отнюдь не были самыми грешными и безбожными людьми на земле. Ловушка, в которую они попали, актуальна на все времена и, вероятно, для последователей любой религии. Поэтому и нам, христианам, не лишне будет помнить об этой опасности. Даже при тщательном исполнении церковного устава, при возложении на себя всех тягот поста, молитвы, длинных богослужений, при соблюдении традиций церковного благочестия, без исполнения Евангельской заповеди о любви к ближнему, мы всего лишь смоковница, которая манит своей богатой листвой, но, увы, не может насытить ни нашу душу, ни окружающих нас людей, ни Самого Бога.
Дай же нам, Господи, проводить свою жизнь так, что мы смогли насытить всякого, кто к нам приходит такими вожделенными плодами подлинной веры.
***
Священник Стефан Домусчи
Как должны вести себя христиане? Чего ждет от них Бог? Чего ждут люди? Для кого-то этот вопрос может показаться очень простым, кто-то или будучи христианином или просто зная определенные нормы поведения христиан, скажет, что надо исполнять заповеди, любить ближнего, поступать по отношению ко всем с любовью. Иными словами, что же тут сложного? Все более-менее очевидно.
В тоже время любой родитель или воспитатель знает, что поступить в отношении к человеку правильно и с любовью, не значит поступить так, что самому человеку это понравится. Иногда тренер который заставляет спортсмена работать больше и больше доставляет ему дискомфорт но тренер ведет его к личному росту. То же самое можно сказать о наших поступках. Некоторые из них могут показаться строгими, но они оказываются полезными, другие могут показаться добрыми, но ведут лишь к упадку.
В сегодняшнем чтении мы сталкиваемся с двумя довольно жесткими поступками Того, о Ком привыкли думать, что Он на жесткие поступки не способен. Нередко Христос представляется нам очень сентиментальным, совершенно не способным на жесткие поступки мудрецом, который проповедует лишь любовь друг к другу. Однако, сегодня один из редких моментов, в которые мы видим гнев Христов. Не злобу, а именно гнев, как способность восставать против неправды.
После входа Господа в Иерусалим мы видим два события, причем одно как бы присутствует в другом, т.к. чтение начинается и завершается рассказом о смоковнице.
Итак мы видим, Христа идущего с учениками в Вифанию. На пути Спаситель видит смоковницу и, желая есть, подходит к ней в поисках плодов. Не найдя на ней ничего кроме листьев и вершит над нею суд: «отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!», — говорит Он. Зная, что Христос не делал ничего просто так, мы понимаем, что сама эта история носит явный притчевый характер, то есть иллюстрирует нечто значительно более глубокое. Время происходящего очень важно, евангелист уточняет, что смоквы собирать еще было рано. Казалось бы тогда о чем вообще говорить, если для смокв время было неподходяще? Однако многие местные жители знают, что плоды смоковницы можно есть и до времени собирания, т.к. зреют они достаточно долго… Смоковница не могла дать Спасителю полноценный плод, но незрелые плоды на ней вполне могли быть. Должны были быть, но и их не оказалось.
Этот рассказ, как уже говорилось, обрамляет собой иную историю которая показывает истинный смысл происходящего со смоковницей. Во время своего пребывания в Иерусалиме, Христос входит в храм и изгоняет из него торгующих и меняющих монеты, покупающих и всех, кто ведёт себя в храме неподобающим образом. Однако не стоит думать, что иерусалимский храм был похож на современный христианский, что он был некоторым единым пространством. На самом деле в нем было несколько больших открытых разделенных дворов: двор язычников, двор женщин и другие. Торговля шла во дворе язычников, здесь же менялись римские деньги на специальную храмовую монету… Но здесь же было еще кое-то, здесь было единственное место, в котором язычники могли помолиться истинному Богу. И именно это место вместо молитвы наполнилось спорами, криками и всем тем, что больше характерно для рынка, чем для храма. Неслучайно евангелист Марк сохраняет одну тонкую деталь, Христос говорит, что дом Его, должен быть местом молитвы для всех народов”, но люди, которые должны быть за этим следить, сделали его вертепом разбойников. Бог ждал от них плода, но они не принесли даже начатков плодов.
Поутру, проходившие мимо смоковницы ученики, увидели, что дерево засохло… Оно должно было плодоносить, но плодов не давало, как и народ, который извратил пути свои и не дал Богу добрых плодов.
Но история эта не только про народ, она и про нас с вами. У Бога был замысел не только о народе, но и о каждом из нас. Так же как и народ Божий мы должны принести Богу плод, которого Он от нас ждет? Каждый в свою меру, в меру своих сил и своей немощи… Но при этом важно помнить, что Христос искал на смоковнице не плоды, а завязи, пусть они и были незрелыми, Богу важны не сами плоды, но наши усилия…
О языке
(Иак. З:1-10; Мк. 11:11-23)
Протоиерей Вячеслав Резников
Сегодняшним «зачалом» Апостол Иаков способен прямо-таки отбить охоту заниматься учительством: «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».
Нигде больше в Писании мы не найдем таких грозных слов о языке: «Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они, и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды». «Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся, и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда».
Получается, что желающий использовать язык, чтобы сеять «разумное, доброе, вечное», сам рискует попасть во власть языка, который «в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело, и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».
В чем тут дело? Почему виноватым может оказаться язык, а не тот, кому он принадлежит? И почему меня может соблазнять мое же око или моя же рука? Почему члены моего же тела могут становиться как бы самодействующими, служащими не мне, а моей погибели?.. А потому, что они теснейшим образом соприкасаются с миром. И если я неумело воздействую на мир, то мир сам начинает этими же моими членами воздействовать на меня. Подобно как, например, рукой, протянутой утопающему, можно быть утащенным в воду.
Так и язык. Всегда есть соблазн: вместо того, чтобы показать веру свою «из дел своих», пытаться показать веру свою из слов своих. Красиво говорить о вере, вместо того, чтобы просто жить по вере. Тут как раз и можно уподобиться бесплодной смоковнице, которая прельщала своей листвой, но не имела плодов. Господь иссушил ее, оставив наглядный пример, куда может приплыть корабль от неправильного поворота руля.
Немногословная праведная жизнь во Христе не должна подменяться лекторством. Стихия лекторства – совсем не та стихия, в которой способно жить истинное православие. Как раньше говорили: хочешь научиться страху Божию? – Иди… Но не на курсы, не в Богословский институт. Иди, прилепись к человеку, имеющему страх Божий. Тогда и язык, и все остальное будет на своем месте.
|