Толкование Евангелия. Царские часы навечерия Рождества Христова Протоиерей Александр Шаргунов |
1 В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
2 Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
3 И пошли все записываться, каждый в свой город.
4 Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
5 записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
6 Когда же они были там, наступило время родить Ей;
7 и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
12 и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
15 Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
17 Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
19 А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
1 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,
2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте,
4 будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
5 Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?
6 Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
7 Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь.
8 А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.
9 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.
10 И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;
11 они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,
12 и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
(Лк. 2:1-20) Лк.2:1. В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Лк.2:2. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
Лк.2:3. И пошли все записываться, каждый в свой город.
Лк.2:4. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
Лк.2:5. записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Перепись происходит для того, чтобы, когда всякий пойдет в свое отечество, и Дева пришла в Вифлеем, свое отечество, и таким образом Господь родился в Вифлееме, и исполнилось пророчество. Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю – кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со вселенной, чтобы освятить записывающихся и упразднить рабство; ибо как, претерпев обрезание, Он упразднил обрезание, так, записавшись как раб, упразднил рабство нашей природы. Ибо работающие Господу уже не суть рабы людей, как говорит апостол: «не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7:23), но если по телу и рабы, то по духу свободны, не увлекаясь нечестием господ.
Лк.2:6. Когда же они были там, наступило время родить Ей;
Лк.2:7. и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его,
Господа справедливо назвал Сыном Девы, «Первенцем», хотя никакого другого она не родила, ибо рожденный первым называется первородным, хотя бы после него и не рождался другой.
и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, и для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, уподобившимися неразумным скотам (Пс.48:13, 21). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы – неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь.
Лк.2:8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Лк.2:9. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
Ангел является пастухам за простоту их нрава и незлобие, так как они видимо подражают образу жизни праведных, ибо и древние патриархи, Иаков, Моисей и Давид, были пастырями. Ангел не явился в Иерусалим фарисеям или книжникам, ибо они были вместилищем всякой злобы; а те, не будучи коварны, удостоились божественных видений. Господь показал этим, что Он с самого начала избрал и сделал проповедниками тех, которые простосердечнее других, ибо они пошли и стали проповедовать обо всем этом.
Лк.2:10. И сказал им Ангел; не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:...
Лк.2:11. ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
Лк.2:12. и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
Ангел благовестил «великую радость», которая, – сказал, – будет для всех людей; собственно для людей Божиих. Ибо не все иудеи – народ Божий. Но воплощение Бога было радостью и для всего рода человеческого.
Лк.2:13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
Лк.2:14. слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!
Что означает песнь Ангелов? Без сомнения, благодарность горних чинов и радость тому, что мы, живущие на земле, облагодетельствованы. Ибо говорят: «слава... Богу,... на земле теперь настал мир». Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении. Итак, видишь ли мир Бога с человеком? Можно разуметь и иначе. Сам Сын Божий есть мир, как и говорит о себе (Ин. 14:27, 16:33). Итак, самый мир, Сын Божий, явился на земле. И «в человеках благоволение», то есть упокоение Божие; ибо теперь Бог упокоился и обрел богоугождение в людях, тогда как прежде не благоволил и не находил в людях угождения Себе.
Лк.2:15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
Лк.2:16. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Лк.2:17. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем.
Лк.2:18. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
Пастыри сии суть образ духовных пастырей – архиереев. Итак, архиереям должно хранить свое стадо и играть, то есть петь нечто духовное и учить народ, и тогда они удостоятся божественных видений и слышаний. Вифлеем – значит дом хлеба. Какой же это иной дом хлеба, как не церковь, в которой отложен оный хлеб? Итак, дело словесных пастырей – искать небесный хлеб, и, когда увидят сей хлеб, долг их проповедовать и другим, подобно как пастыри, увидев Младенца, передавали о Нем и другим.
Лк.2:19. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
Какие слова «сохраняла» Дева? Иные говорят, что те, кои сказал Ей Ангел, и те, кои сказали Ей пастыри. Она соблюдала их и «слагала в сердце Своем», то есть обсуждала и во всех находила одну согласную мысль, что Сын Ее есть Бог. А мне кажется, что здесь словами называются события; говорится как бы так: Мария «сохраняла все слова», то есть те события, о которых я теперь говорю, и чрез то делаю их словами. Ибо событие, когда о нем скажут, становится словом.
Лк.2:20. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
Пастыри возвратились с благодарностью Богу за все; ибо они не были завистливы как иудеи.
Протоиерей Павел Великанов
Вот мы и дождались чтения Рождественского Евангелия. Лука Евангелист со свойственной ему доскональностью приводит нам подробный список внешних обстоятельств рождения в мир Спасителя. Он указывает не только время, но и место, и другие факты появления в мир Иисуса Христа. Сразу видно, что для него, как образованного врача, детали имели первостепенное значение – чего о других евангелистах не скажешь. Именно поэтому, чтобы нам легче было воссоздать Рождество Христово во всех подробностях, Церковь определила читать на сегодняшней Божественной Литургии именно это Евангелие.
Спасибо евангелисту Луке, что избавляет нас от необходимости растолковывать события, связанные с Рождеством: и так всё подробно описано. Поэтому внимание хотелось бы сосредоточить на самом существе сегодняшнего праздника.
Итак, что мы празднуем в Рождество Христово? Пришествие в мир долгожданного Мессии, который должен открыть Собой новую эпоху – мессианскую эру – в истории человечества. Некогда утраченный «золотой век» должен вернуться и раскрыться в жизни каждого человека. Если в этой истории Рождество Мессии – ключевое событие – значит, к этому Бог должен был подготовиться очень тщательно.
Что по факту мы наблюдаем? Рожать Марии негде, кроме как в вонючей пещере со скотиной. Помощниц нет. Риск потерять новорожденного Младенца в этой антисанитарии – огромен. Ничего не скажешь, хорошая подготовочка к событию мирового значения! Зачем Бог делает так, что Его Единственный Возлюбленный Сын именно так приходит в этот мир? Почему нельзя было сделать это если уж не по-царски – то хотя бы просто – по-человечески, в нормальных, обычных для большинства условиях? Зачем такой экстрим?
Вы только представьте себе состояние Пречистой Девы, когда она несколько дней трясётся на осле – понимая, что в любой момент может родить. Это – её первенец. Опыта нет никакого. Помощи ждать неоткуда. Остаётся только одно: целиком вверить и себя, и своего ребёночка Господу Богу – и только от Него Одного ждать и помощи, и участия, и вдохновения, и утешения. В дни Рождества мы много помним о той радости, которую нам принёс Богомладенец – но незаметно забываем, что всё-таки Рождество – это прежде всего праздник Его Пречистой Матери, Девы Марии. И всё то, что она ожидала получить от Бога – она получила сполна.
Какие царские чертоги воспроизводятся миллионами людей каждый год на протяжение вот уже двух тысяч лет – а Рождественская пещера радует глаз возле каждого храма! Какие музыканты – традиционно у евреев встречавшие рождение ребёнка у стен дома – могут конкурировать с хором Небесных сил бесплотных, прославлявших рождение в мир Мессии? Кому из правителей земных приходили мудрейшие волхвы из дальних стран, чтобы принести драгоценные дары и поклониться? Чьё рождение было ознаменовано появлением чудесной звезды и восторгом всего мироздания? И всё это – в тесной пещере, в яслях для скота. Мария смотрит на всё это с глазами, полными изумления – не понимая, что и почему происходит – но кротко слагает всё в своё сердце: значит, Богу так угодно. Как Он хочет – пусть так и будет. Вот оно где, настоящее смирение: целиком предаться водительству Бога – и не пытаться выяснять у волховов, а не адресом ли они ошиблись, принеся царские дары нищему семейству? Не роптать на Бога, что для Своего Сына мог бы и лучшее место для родов подыскать. Не злиться на Иосифа, обручённого мужа, что загодя не договорился ни с кем о нормальном ночлеге. А в простоте и радости принимать всё то, что ниспосылается свыше – каким бы странным и неожиданным это не оказалось.
И тогда происходит главное Рождественское чудо: пещера преображается в царские палаты, само рождение проходит безболезнено и легко, так, что только родив, Мария уже сама пеленает Богомладенца, пастухи и ангелы прославляют Новорожденного и Его Матерь. Не будем забывать, что перед нами – не взрослая и опытная женщина, а совсем юная отроковица – тринадцати или четырнадцати лет от роду – но уже умеющая с такой силой любить Бога – что ей – даже не страшно. Она молчит – радуется – и даёт Богу простор действовать так, как Он Сам хочет.
Вот о чём и нам, дорогие братья и сёстры, хорошо бы помнить в эти рождественские дни: о подвиге веры Пречистой Девы, о её всецелой преданности Богу, о безграничной глубине её кротости и смирения!
***
Священник Дмитрий Барицкий
Евангелие от Луки отличается от трех других особо пристальным вниманием к разного рода историческим деталям. И это не случайно. Ведь апостол Лука был человеком образованным. Медиком, живописцем, историком. Поэтому в отрывке, который мы только что услышали, встречается точное определения, как бы мы сказали, пространственно-временных, а также социальных координат, в которых произошло Рождество Христово.
Во-первых, упоминаются имена двух реальных политических деятелей древности: императора Августа, который занимал престол Рима с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э., а также римского наместника Сирии по имени Квириний. На тот момент Сирией называлась огромная территория на Ближнем востоке, в состав которой входила и Палестина. Сульпиций Квириний – реальная историческая личность. На рубеже эпох именно он стоял во главе этой, одной из крупнейших провинций Рима.
Также чрезвычайно важно упоминание о переписи. На тот момент для граждан Римской империи перепись было делом привычным. Она проводились в первую очередь для того, чтобы власти имели представление о том, сколько человек может платить в государственную казну налог, а также – сколько воинов можно рекрутировать в случае необходимости. Согласно закону, каждый еврей на этот период должен был вернуться в то место, где жили его предки. Поэтому Иосиф и Мария пошли в Вифлеем, родной город царя Давида, из рода которого они оба происходили. То, что во времена Квириния, то есть во времена Рождества Христова, такая перепись совершалась – действительный исторический факт. Подтверждение ему мы можем найти во многих исторических источниках.
Значимы не только указания на то, где и когда родился Господь, но и на то, как именно Он родился. Так апостол сообщает нам о Его социальном статусе. Мария и Иосиф, когда пришли в Вифлеем для переписи не смогли найти себе приюта. Гостиницы были переполнены. Очевидно, что святое семейство были, как бы мы сейчас сказали, малообеспеченными, и даже весьма, а потому не смогли найти себе достойного места. Поэтому им пришлось ночевать в восточном приюте для путников, т.н. караван-сарае. Это был ряд стойл, которые выходили в общий двор. Хозяин караван-сарая за минимальную плату поддерживал огонь в центре двора, а также гарантировал наличие корма для животных. Иными словами – это был аналог современной ночлежки. Те ясли, в которых после родов Мария положила Христа, – это не уютная люлька для младенца, а простое корыто, из которого кормят домашний скот.
Все эти детали – время, место, условия рождения Иисуса очень важны. И не только потому, что они свидетельствует об исторической правдоподобности Евангельской истории. Это важное послание каждому из нас. Ведь нам так часто и с такой силой хочется сбросить с себя ту железную хватку, в которую нас заключила жизнь. Кто из нас в особо тяжкие минуты не хотел получить абсолютную свободу, стать совершенно независимым? Независимым от всех тех обязательств, которые мы несем перед государством с его системой налогообложения, перед начальством, перед близкими и родными, перед самими собой, то есть теми тяготами, которыми нам доставляет наше тело с его болячками и наша душа с ее страстями. Какой вопль ропота и негодования поднимается к Богу, когда мы вдруг осознаем и ощущаем бремя всего этого!
Именно в эти минуты не лишне нам будет вспоминать о том, как родился и как жил Господь. Если Он смирил Себя до того, что подчинился законам времени и пространства: стал ребенком не в царской, а в бедной семье, покорялся властям Рима, увидел свет в нечистой кормушке для животных, испытал все немощи плотской и душевной жизни, в итоге умер на кресте мучительнейшей смертью, – что остается нам! Насколько уместны то упорство, с которым мы, называющие себя христианами, пытаемся изменить свою социальную жизнь к лучшему, не замечая ничего и никого вокруг. Вряд ли все наши недовольства, требования и претензии привлекут благодать Божию.
Видимо, чтобы поддержать нас Лука и рассказывает о пастухах. Именно им, людям ни на что не претендующим, людям, которые испытывали всяческие временные неудобства, которые даже не снились многим из нас: жизнь под открытым небом, ветра, дождь, риск нападения диких животных, – именно им явились ангелы и первым сообщили о Рождении на земле Бога. Среди всех тягот и невзгод этой жизни они первые получили радостную новость. Вот, то, что от нас ожидает Господь. Вот то состояние души, в ответ на которое Он приходит к нам и наполняет нашу жизни радостью Своего Рождества
Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник)
Протоиерей Валериан Кречетов
Сегодня, в навечерие Рождества Христова, в Рождественский сочельник, мы слышали Евангелие о Рождестве Христовом апостола и евангелиста Луки.
Апостол Лука был человеком ученым, он был врачом. По тем временам, это был образованный человек. Поэтому свое евангельское повествование он ведет, все время отмечая: «В правление такого-то правителя было такое-то указание – перепись провести». И вот как раз эти моменты, которые он отметил, потом и явились для следующих поколений указанием на год Рождества Христова. Потому что рождение Богомладенца, как мы видим и слышим, было безвестным для многих. И для того, чтобы потом человечество вело летоисчисление от этого года, Господь умудрил апостола и евангелиста Луку отметить все эти факты. Потому что правителей, императоров, конечно, знали, и перепись такая была. Это было «первое написание», как сказано, – значит, первая перепись. Ну, вы знаете, переписи бывают и в наше время. И вот это указание послужило потом основанием нашего летоисчисления.
Так часто бывает: когда человек что-то имеет: какие-то навыки, способности, – он воспринимает это как нечто обычное. А то, чего у него нет, кажется ему более трудным, более значительным, что ли, оно производит на него особенное впечатление. Человек, допустим, что-то производит или разбирается в каких-нибудь технических вопросах – «Ну, тут вроде всё понятно, это дело обычное!» А петь и играть или, скажем, приготовить пищу он не может. И когда другой поет, или играет, или вкусно готовит, то это кажется ему чем-то особенным и запечатлевается у него.
И вот замечательно, что именно ученый человек особенно подробно описывает явление ангелов пастухам. О волхвах говорит апостол и евангелист Матфей. А для апостола и евангелиста Луки появление волхвов вполне понятно: ну, что ж, ученые люди, они поняли, что уж если звезда явилась, значит, это всё – творение высшее, непостижимое человеку. Оно свидетельствует, значит, что-то особенное – тут понятно. Ученый человек поймет, должен, по крайней мере, понять. А вот почему ангелы явились пастухам, а не ученым? – вот это для него было чем-то удивительным, как-то особенно его душу поразило. Ведь те шли-шли, потом весь Иерусалим перемутили, всё расспрашивали: как, что, где? А Господь послал ангелов прямо к пастухам, и они получили известие не при помощи науки, не при помощи звезд, астрономии, а напрямую от ангелов, от духов Божиих.
Этот момент замечателен по своей глубине. Действительно, когда простой человек слышит, как какой-нибудь ученый о чем-то свидетельствует, что-то доказывает, то он – в восторге: «Как он замечательно доказывает, как он здорово рассуждает!» Он верит безоговорочно! Ему и доказательств-то особых не нужно. Душа принимает! А ученого человека поражает другое: «Он вроде бы ничего не знает, не понимает, а такая твердая вера!» У этого не хватает учености, а у того – учености сверх головы, а веры-то… – вот этого бы покрепче!
Это, действительно, момент замечательный. На этот счет есть изречение одного из великих ученых, кажется, Пастера: «Когда я начал заниматься наукой, я был маловерующим; когда я углубился в науку, я уверовал; а теперь, достигнув известных высот в науке, – а он был ученым с мировым именем, – я верю, как последняя бретонская крестьянка».
И вот, в конце концов, вера равняет всех. Ученых и простых людей, если они достигают веры. Вера – это дарование. Ученость, умственные познания – это тоже дар Божий. И бывает, одному чего-то дано больше, другому – меньше, а вот вера – это самое главное. И есть, как говорится, «святая простота», которая всё покрывает и всех объединяет.
На Первом Вселенском Соборе присутствовали ученые мужи, святители: будущий Афанасий Великий, тогда архидиакон, и Осия Кордувийский, который возглавлял этот Собор, и другие столпы – образованнейшие люди, архиереи. И вместе с ними присутствовал святитель Спиридон Тримифунтский, который стал архиереем, но был из пастухов, и потом, уже будучи архиереем, продолжал пасти стадо. Мужи ученые приводили доводы и доказательства от Священного Писания, от богословия. А святитель Спиридон, когда у него спросили: «Как это такое может быть: Троица, – что это?», – сказал: «Как? А вот как». Взял кирпич, сжал – и вниз полилась вода, вверх вырвалось пламя, а в руках у него осталась плинфа. И всё! Они только рты разинули. «Как это может быть?!» А вот, получилось.
Такое случается у нас до сих пор: «Как это такое может быть?!»
Ученые говорят: «Нужны такие-то условия, тогда будет то-то…» Для того чтобы распустилась ветка, нужно держать ее в тепле, чтобы была соответствующая температура, чтобы были питательные вещества… Потом, когда они доберутся, то разбудят это, это разбудит то, потом раскроется это, потом – то… А под Введение во храм Пречистой Девы, зимой, верба распускается и потом опять складывается. Мы ж приносили ее сюда, и все видели это. Как это, почему? Да вот так. Это одному Богу ведомо.
Когда человек поднимается до высот науки, то он говорит, как тот великий ученый: «Теперь я, как последняя крестьянка. Таков примерно уровень мой». А кто еще до состояния крестьянки не дошел, тот думает, что он – что-то. Как говорят, знания кичат. По большей части, так происходит.
Так что Рождество Христово удивительно по своей полноте. Здесь и ученые звездочеты, звездоблюстители (астрономы, по-нашему) – волхвы-мудрецы и царие персидские. Здесь и простые пастухи… О, простые пастухи! О них сказано: Ангел Господень ста в них, и слава Господня осия их. Слава Господня осияла их. А ведь Слава Господня являлась только пророкам Моисею и Илии, когда Господь являлся им…
Рождество Христово в своей полноте и соединяет всё: и ученое, и простое; и то, что можно постигнуть через творение (звездоблюстители), и то, что непостижимо.
Как может человек видеть мир невидимый? Как может грешный человек находиться во Славе Господней? Как это может быть? Может быть! Потому что такова воля Божия. Господь являет…
Обычно мы так рассуждаем: вот, преподобный Сергий, преподобный Серафим – понятно. Сколько они трудились, сколько они подвизались, с младенчества! Один в среду и пяток млека не вкушал, другой тоже отмечен с детства особым перстом Божиим. Это – монахи, подвижники. Они совершали подвиги, для нас неимоверные, и находились в благодати Божией. А здесь что? Пастухи. Я, конечно, не знаю, как это там всё происходило, совершали ли они какие-то подвиги, постились ли усердно или еще делали что-то особенное… Сказано: «Предстал им ангел Господень». Иногда говорят: «А почему им? Ведь и другие пастухи были, наверное, в той местности». А вот почему – это не нашего ума дело. Так Господь изволил.
Вот здесь как раз – тот самый ответ на многие вопросы, которые у нас бывают: «Почему это так? Почему этому такое? Почему тот получает это?» Почему… Такова воля Божия. Господь вот так это открыл. Ангелами открыл пастухам. Ведь и так весь Иерусалим узнал, что должен был родиться Спаситель, когда волхвы-то пришли. Было бы, может быть, этого достаточно? Нет. Господь явил через ангелов пастухам. Сказали бы ученые люди – у них-то авторитет больше вроде бы, а пастуху вроде кто поверит-то? Что там пастухи? У нас как: «Такой-то человек, образованный, сказал то-то и то-то». – «А, да, да, да, да, да!» А бабка какая-то там сказала – «Да ну, что она там понимает? Да ей это почудилось!..» Такова наша логика земная. А вот Господь через ангелов открыл Рождество, ангелов увидели простые пастухи. Такова воля Божия. Господь сказал: Посрамлю премудрость премудрых, и разум разумных отвергну.
Нет, и апостол и евангелист Лука – разумный, и премудрый Соломон был, и Царь Давид, – всем им дана была премудрость, и люди были образованные. Но, как я уже сказал, всё это – дары Божии, и Господь дает независимо ни от чего, а творит, елика хощет, как хочет. И являет, как Ему угодно. Одному открывает таким образом, другому – иным каким-то образом. А почему? Потому, что это так. Вот это как раз – свидетельство именно Божественное. То есть, не по нашим рассуждениям, не по нашей логике, не по нашим обоснованиям каким-то, а потому, что это так.
Между прочим, некоторые люди так и воспринимают.
У меня был такой случай, когда один образованный человек задал вопрос. А перед этим он был у всяких «знатоков» – с амвона и поминать их особенно не хочется. Ну, у тех, кто выдвигает всякие заумные теории: поля, энергии… Одним словом, ему там мозги крутили-крутили, и он пришел в церковь. И начал: «А это почему так-то?» Я как-то невольно ему ответил: «Ну, потому что это так. Не знаю, почему». То есть, не стал ему объяснять (как нередко бывает), а просто сказал: «Потому, что это так есть». Вот тогда он воспринял. Он сказал: «Это меня убедило».
И действительно, в этом явлении Ангелов пастухам – такая духовная красота! Господь явил простым пастухам, высшие духи открыли им, и даже «Слава Господня осияла их». А ученые люди через науку, через рассуждения, через логические построения и вычисления в конце концов пришли к тому же, но путь их был долог.
Да, это обычно так и бывает. Путь рассуждения, осознания – довольно длительный, а путь непосредственного восприятия, когда Господь открывает, – короткий и прямой. «Потому, что это так».
Или вот еще пример, о котором мне рассказал один батюшка, отец Петр. Его спрашивают:
– Почему икру можно есть в Лазареву субботу, а рыбу нельзя, только в Вербное воскресенье?
Он говорит:
– Не знаю.
– А почему на масленицу яички можно есть, а курочку – нельзя?
– Так по Уставу. Вот и всё.
– Ну, а почему, батюшка, вот так?
– Потому, что так установлено святыми отцами.
Между прочим, суеверия часто имеют объяснение, но объяснение безтолковое. А в вере некоторые вещи просто не имеют объяснения. Вот так, и всё!
Как-то пришли люди к одному старцу, и один из них говорит:
– Я не верую потому, что я не понимаю, вы объясните мне.
Старец спросил:
– Ты понимаешь, как у тебя в желудке пища переваривается?
Он отвечает:
– Нет.
– Ну, – говорит старец, – тогда не ешь, пока не поймешь.
Интересно, что едят все: и профессора, которые понимают, что в желудке происходит, и простые рабочие, – все с одинаковым удовольствием. Причем, многие едят то, к чему их приучат с детства. Вот иногда говорят: «Ну, почему ты не ешь, ведь это же лучше!» Нет, потому что он привык к другому, принял это в простоте сердца, и оно в нем живет. И в сущности-то, когда мы начинаем спорить, многие раздоры, многие разделения происходят оттого, что мы не относимся к этим вещам просто – «ну, потому, что это так».
Хотя это совсем не значит, что нужно бездумно всё выполнять. Нет, это было бы неправильно. И опять же возникает вопрос: «Ну, а как же тогда? Значит, пусть каждый верует, как верует?!» Нет. Испытайте Писания (Ин.5:39), – говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Писание-то – да, действительно, и Писание сравнивается одно с другим. Но есть вещи, которые просто принимает душа. Человек так чувствует – и принимает.
Простота, по-настоящему, это то, о чем сказал один из оптинских старцев: «Двадцать лет просил я этой простоты». Это, конечно, тоже дар Божий. И, по-настоящему, это состояние благодатное. Тогда человек живёт просто, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, где мудрено, там ни одного». И вот эта простота – во всем: и в вере, и во всей жизни. Тогда бывает простое восприятие вещей: «Ну, так – значит, так».
«Есть у нас что-нибудь на ужин?» – «Вот, это есть». – «Ну, и давай это будем есть».
И такое отношение ко всему, в конце концов, всё умиротворяет. А бывает, когда человек не унимается: «А почему это так, а почему это?..» Да потому, что это так. Ну, смирись, прими в простоте сердца – и всё, и успокоишься. Мы знаем, что Господь, когда проповедовал здесь, на земле, то говорил: «Волос с головы не упадет без воли Божией». И если волос с головы не падает без воли Божией, значит, всё управляется Промыслом Божиим, значит, это почему-то так.
Нет, это не значит, что мы не должны участвовать в жизни, должны бездействовать. Но наша деятельность должна быть, прежде всего, в согласии с волей Божией. Первый вопрос: как это согласно с волей Божией? А результат – всё равно от Бога. Потому что ты, например, можешь хотеть хорошего, но время для этого еще не пришло.
В минувшие воскресные дни мы прославляли святых отцев, праотцев. Они всё ждали, ждали Спасителя мира, но время еще не приходило. Пришло время, и Господь родился, пришел на землю. Господь ходил по земле, а за Ним гонялись, хотели Его убить. Он сказал: «Время ещё не пришло». Пришло время – вот, се есть ваша година, и область темная (Лк.22:53). Но на некоторое мгновение, на некоторое время. Распяли – всё! Теперь – воскрес и приду судить, когда придет время. И тогда всё кончится. Все эти козни, вся эта дипломатии, все эти приемы – всё это будет прикончено. Время придет – тогда будет всё.
Без Бога никто ничего не может. Еще при жизни Спасителя было два правителя, по тем временам очень могущественных, по имени Ирод. Один – который велел четырнадцать тысяч младенцев убить, и другой, подобный ему. Хощет Тя убити, — говорят. Господь говорит: Рцыте лису тому, се изгоню бесы, и исцеления творю днесь и утре, и в третий скончаю (Лк.13:31-32). Если ничего не стоило невинных младенцев убить, то, что стоило убить одного Человека? Ничего не стоило. Но Господь сказал: «Но он ничего не сможет, потому что время еще не пришло». Когда пришло время, то Пилат, расхваставшись своей властью, сказал: Не веси ли, яко власть имам распяти Тя, и власть имам пустити Тя? Господь ему говорит: Не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин.19:10-11). Вот, попробуй пустить – не пустишь, сейчас подпишешь «распять». И он подписал «распять». Трижды хотел отпустить, трижды порывался, а подписал – «распять». Значит, что он из себя представлял? Ничего.
Мы часто забываем об этом в жизни. А простое восприятие жизни, простое восприятие евангельского слова, евангельских примеров, – это фактически всё. «Ах, что будет?» Будет то, что должно быть. «О, вот этот сделает!» Этот ничего не сделает, и тот ничего не сделает, а этот сделает то, что ему будет дано. Иначе – никто ничего не сделает. «Вот, – говорят, – будет то-то и то-то». Да, кто знает, что будет? Вот то, что святые отцы сказали, то будет. «Как это будет?» Не знаю, как, но будет.
Мы помним время, когда говорили, что ничего не останется: «настолько всё схвачено!» Это схвачено сверху, а на самом деле только прилеплено, дунь – и всё развалится. И разлетелось. И этому столько примеров, а мы всё никак не уверимся. И мы всё еще приписываем это каким-то деятелям… Да ноль! Полный ноль без палочки.
Святитель Игнатий говорит: «Человек! В гордыне своей, что ты мнишь о себе? Ты – слепое орудие в руках Промысла Божия, полностью слепое, без малейшей самостоятельности». Да какая ж самостоятельность? Никакой там самостоятельности-то нет. Даже иногда и в земном-то смысле видишь, что нет у людей самостоятельности, а им приписывают, будто они что-то там могут! Кто что может? Да никто ничего не сможет, если Господь не поможет. Апостол Иаков говорит: Слышите ныне, глаголющии: днесь или утре пойдём во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение, иже не весте, что утре случится, кая бо жизнь ваша? Пара бо есть, яже вмале является, потом же исчезает. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господь восхощет, и живи будем, и сотворим сие или ино. (Иак.4:13-15). Вот так нужно говорить. И так будет.
Сущность всего этого одна: нужно укреплять веру. Укреплять веру, настоящую веру – и на каждом шагу. Как Господь говорит: Волос с головы не упадет без воли Божией. Значит, так. Ко всему нужно относиться именно с так, как простой народ сказал: «Что Бог ни делает, всё к лучшему» и «Господь передом правит». И это истинно так.
Правда, многое мы начинаем понимать (если еще Господь откроет) только по прошествии многого времени. Но мы ж не больше, конечно, апостола Петра, которому Господь сказал: Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих (Ин.13:7).И ведь когда ему было это сказано-то? На Тайной Вечере, когда Господь уже шел на страдания. То есть, уже всё – обучил, наставил, а потом еще добавил: «Что делаю, ты сегодня не знаешь, уразумеешь же после». Поэтому если апостолу Петру, который с Господом ходил, был один из первых Его учеников, которому были открыты многие тайны Царствия Божия, которому Господь дал ключи Царствия Небесного, – если ему Господь так говорил, то куда нам-то, со своим умом? Что нам удивляться, что мы не понимаем даже и после того, что совершилось? Вот если Господь еще откроет, может, в будущей жизни, станет нам что-то ясно. Ибо были такие случаи и есть, когда люди приходят оттуда, с того света, и говорят: «Это вам – за то, а будет вам еще то-то». И так оно и исполняется.
Так что будем мы благодарить Бога прежде всего за то, что Господь дал нам истинную, православную христианскую веру, что Господь дает нам такие примеры, которых больше нигде нет. Такой ясности и простоты истины – нигде ничего подобного нет. Но это, если Господь откроет эту ясность, тогда всё понятно. А если не откроет, то и очи имут – и не видят очима, ни разумеют сердцем (Ин.12:40). Поэтому мы и благодарим Бога, прославляем Его за те милости, которые Господь нам являет. Потому что дает нам в меру той возможности, которую мы, грешные, опять же от Господа получаем – разумения вот этих духовных вещей.
И потому ангелы, видя, как Господь устрояет здесь судьбы человеческие, славят Творца: Слава в вышних Богу, и на земли мир. Это какой мир? Это вот тот мир, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Мир, который в душе человеческой, который дает истинная вера, упование на Бога. Вокруг всё может и крутиться, вертеться, но это – в мире мирском. А в душе православных христиан должен быть такой мир, который был, когда родился Господь и ангелы воспели: на земли мир. И когда Господь воскрес и сказал: Мир Мой даю вам (Ин.14:27). Господь всё время говорил: Мир вам.
Вот этот мир нужно всячески стараться стяжать и сохранить в душе. Поэтому в свое время, когда я начинал, по милости Божией, свое священническое служение, один архипастырь сказал мне:
– Что это вы, батюшка, там чем-то возмущаетесь? Уставные неточности какие-то?
– Я говорю:
– Да, как же так?
Он говорит:
– Всё нужно класть на алтарь мира.
И я до сих пор всегда вспоминаю это изречение.
И когда какая-то ситуация происходит, в каких-то мы обстоятельствах находимся: семейных ли, служебных ли, – нужно еще помнить одну заповедь, как отец Сергий (Царство ему Небесное) говорил: «От нас зло не должно исходить». А зло не будет исходить от нас только тогда, когда его в нас не будет. А его не будет только тогда, когда мы будем всеми силами стараться сохранить мир душевный. Если вот сохранишь этот мир душевный, то и не озлобишься, а не озлобишься – и зло не изыдет от тебя. И эти слова Господни: на земли мир, – будут исполняться в душе каждого человека. Аминь.
|