14 декабря 2020 года

Предыдущий день

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице

(2Тим.2:20–26; Лк.19:37–44)

Евангелие святого апостола Луки, глава 19, стихи 37 - 44:

37 А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
38 говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!
39 И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
40 Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.
41 И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем
42 и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
43 ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
44 и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

2-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 2, стихи 20 - 26:

20 А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении.
21 Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело.
22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.
23 От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры;
24 рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым,
25 с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины,
26 чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

(Лк. 19:37-44) Лк.19:37. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они,
Лк.19:38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

Говоря, что «все множество учеников» хвалило Бога, Лука называет учениками всех вообще последователей Иисуса, не двенадцать только и не семьдесят, но весь народ, который, или, нуждаясь в чудесах, или по временам увлекаясь учением, следовал за Иисусом. В том числе естественно замечались и дети, как передают прочие евангелисты (Мф.21:15). Движимые Богом, дети исповедуют Иисуса Царем, грядущим «во имя Господне», то есть Богом, и говорят: «мир на небесах». Иначе: прежняя вражда, которую мы имели с Богом, прекращена. Ибо не было на земле Царя-Бога. А теперь, когда Бог грядет по земле, поистине мир на небесах, и поэтому «слава в вышних», так как и Ангелы прославляют то единодушие и примирение, которое даровал нам едущий на осле Царь и Бог. Ибо то самое, что на земле является истинный Бог и ходит в нашей стране, стране врагов Своих, показывает, что между Им и нами заключено примирение.

Лк.19:39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.
Лк.19:40. Но он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Фарисеи роптали на то, что народ называл Иисуса Царем и восхвалял Его как Бога; ибо (по их мнению) торжественное усвоение Ему имени Царя было знаком возмущения и хулы на Господа. Но Иисус говорил: «если они умолкнут,... камни возопиют». Или: люди говорят сие не из угождения Мне, но произносят это славословие потому, что их убеждают к этому и побуждают все те знамения и силы, какие они видели.

Лк.19:41. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем

Господь, как человеколюбивый, плачет о городе; ибо не желал погибели жителей оного за дерзкий против Него поступок. Итак, плачем Он обнаруживает сострадательное сердце. А что Он жалел их и не только прежде распятия, но и после распятия, жаждал их обращения, это видно из того, что Он предал их римлянам спустя столько лет, ибо протекло тридцать пять лет. Без сомнения, Он отлагал наказание не по другому чему, как по сильному желанию их обращения.

Лк.19:42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,
Лк.19:43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,
Лк.19:44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за тó, что ты не узнал времени посещения твоего.

Итак, Он плачет о бесчувственности Иерусалима и говорит: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему». То есть, о если бы ты хотя ныне узнал, что служит к твоей пользе и ведет к миру и спокойствию, именно: что нужно уверовать в Меня и удалиться от злого умысла против Меня! А теперь сокрыто от очей твоих то, что на тебя придут нестерпимые бедствия за твое отвержение Меня и что ты потерпишь вот то и то за то, что не уразумел «времени посещения» своего, то есть Моего явления, когда Я пришел посетить тебя и спасти. Итак, тебе должно было узнать, что служит к твоему благосостоянию, то есть уверовать в Меня, и ты был бы безопасен со стороны римлян и свободен от всякого повреждения. Ибо все уверовавшие во Христа остались свободными от плена, так что если бы все уверовали, то никто и не попался бы в плен.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Свт. Феофан (Говоров), Затворник Вышенский Народ взывает: «Осанна!», – а Господь плачет. Не совершается ли нечто подобное и при наших торжествах церковных? Тогда видимость была торжественна; но Господь смотрел на то, что было в душах невидимо, и видел его достойным плача. И у нас видимость на праздниках всегда празднественна; но таково ли бывает внутреннее всех настроение? Иной не понимает совсем силы и значения праздников; иной чутьем темно ощущает нечто, а ясно ничего не видит; и разве кто-кто и видит и чувствует, и располагается достойно празднеству. Жертв праздники наши берут много; но сколько из них отделяется Господу и братиям? Или ничего, или самая незначительная малость; все почти берет чрево и суетность. От Господа укрыться это не может, и не дивно если Он, говоря по-человечески, плачет, когда мы издаем торжественные возгласы. Таковы-то искупленные, оправданные, всыновленные!.. Дали обет, приняли обязательство – духом ходить и похотей плотских не совершать, а тут у них что идет? Сыны Царствия хуже последних рабов!..

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк.19:37–44)

Протоиерей Александр Шаргунов

Когда Христос приближался к Иерусалиму, Бог вложил в сердца всего народа – все в это время стали Его учениками, не двенадцать только учеников, – в радости велегласно славословить Бога за все чудеса, какие они видели, в особенности за воскрешение Лазаря.

Торжество Христа и радостная хвала любящих Его – вызывают раздражение у гордых фарисеев. «Некоторые фарисеи из среды народа» исполнились ярости против Него. Они требуют, чтобы Он не принимал приветствие народа, но запретил им. Но Господь отвергает презрение гордых и приемлет хвалы смиренных. Приносят ли люди сегодня хвалу Христу или нет, Он хвалим, превозносим во вся веки. «Если они умолкнут, камни возопиют», и мы услышим «Хвалите имя Господне» среди небесного полиелея. Фарисеи хотели бы заставить замолчать хвалящих Господа, но не в силах этого сделать. Ибо как Бог «из камней сих может воздвигнуть чад Авраама», так из уст младенцев Он может совершить хвалу.

Но мы должны увидеть, что великий Посланник небес совершает Свой торжественный вход в Иерусалим не для того, чтобы принять в нем почести, а для того, чтобы быть отвергнутым им. Тем не менее сердце Господне переполнено любовью к этому месту и заботой о нем. «Когда Он приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем». Может быть, когда Господь спускался с горы Елеонской, открылась Ему панорама города, и Он увидел, что этому народу предстоит. Святые отцы говорят, что мы нигде не найдем в Евангелии, чтобы Христос смеялся, но можем часто видеть Его в слезах. Христос плакал, когда все вокруг Него радовались, и это показывает, что значат для него одни наши внешние восторги и похвалы среди праздников церковных. Никакой другой город не оплакивал так Господь как Иерусалим.

О если бы богоизбранный народ увидел, какие возможности открывает для него этот день! Но это сокрыто от глаз его. Как кратко обозначает Господь судьбу Израиля: «Если бы ты знал!» – столь же кратко, как участь бесплодной смоковницы: «Да не будет от тебя плода вовек!» Иерусалим, город священного мира, сам готовит себе погибель, потому что отвергает то, что служит миру его. Есть время Божия посещения, когда благодатный мир, предлагаемый Богом, должен быть узнан нами. Горе нам, если сокрыто от наших глаз, что ныне – время благоприятное, ныне – день спасения. Грех и безумие мира, противящегося благодати – великая печаль для Господа, и таковым это должно быть для нас. Господь не хочет, чтобы кто погиб, и плачет о погибающих душах, которые остаются нераскаянными.

Но Иерусалиму не избежать дня своего разорения. Да, после апостольской проповеди многие обратятся ко Господу и уверуют. Но в целом народ и его духовные вожди как бы примут печать неверия. И Господь праведно воздаст им за их слепоту и ожесточение. Мы знаем, что отвержение Божия спасения часто приводит к временному осуждению народа. Так произойдет и с Иерусалимом. Римляне будут осаждать этот город, «обложат его окопами, окружат его и стеснят отовсюду, и побьют детей его». Полководец Тит прикажет своим воинам перекопать город, плуг пройдет посреди его. И не только город, но и живущих в нем сравняет с землей. Не останется здесь камня на камне, и это все будет за то, что они не познали времени Божия посещения. Святые отцы говорят о долготерпении Божием – это произошло только через сорок лет после крестной смерти Спасителя. Господь терпеливо ждал, не покается ли этот любимый Им, избранный народ, не обратится ли к Нему. И только после этого, не дождавшись, предал их город уничтожению. В другом Евангелии – Евангелии от Матфея – об этом грядущем событии сказано, что царь, «послав войска свои, сжег город их» (Мф. 22, 7). Но разве римская армия была армией Христа? Конечно, она была армией Христа, говорят святые отцы, – точно так же, как и армии Вавилона, Ассирии, Египта, которые в свои исторические эпохи были посланы Господом к избранному народу, чтобы вразумить его, привести к покаянию. Бичом Божиим были эти язычники. Так же все, что в истории нашего народа происходило – татаро-монгольское иго, и Смутное время, и коммунистическое нашествие, и теперешнее новое иго, более страшное, чем все прежние. Все послано Богом, чтобы мы покаялись в том, что мы, отвергаем приглашение Божие к Его вечной радости.

***

священник Дмитрий Барицкий

Сегодняшний отрывок – эпизод всем хорошо известной истории под названием вход Господень в Иерусалим. Подходит к концу земная проповедь Христа, в окружении Своих учеников и множества народа Он въезжает во святой град верхом на осленке. Эта деталь далеко не случайная. Спаситель въезжает не на коне, который был символом воинской доблести и победы над врагом. Так поступали полководцы и цари, власть которых держалась на силе оружия. Христос въезжает на животном, которое символизирует кротость. Так Господь дает понять, что цель Его миссии не в том, чтобы свергнуть иго римлян. Его Царство и власть иного рода.

Но не только в этом дело. У всех евреев на слуху было древнее пророчество из книги пророка Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: вот Царь твой идет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осленке». Издревле евреи воспринимали это, как предсказание о Мессии и наступлении Его царства. Еще одна деталь. Господь входит во святой город со стороны Горы Елеонской, или, если дословно перевести на русский язык, Масличной горы. Это также не случайно. Тот же пророк Захария пишет, что в конце дней Мессия взойдёт на Масличную гору и провозгласит себя Царем всей земли. В судьбе человечества наступит новая эпоха. Иерусалим станет источником живой воды, которая напитает собой весь мир.

Итак, самими Своими действиями Христос всячески говорит окружающим о том, что Он и есть обещанный Мессия. Он уже пришел. Это настолько очевидно, что сами камни готовы кричать об этом.

Парадокс в том, что фарисеи, которые лучше всех знали Писания и пророчества о Мессии, отказываются это признать. Ведь они совершенно иначе представляли себе это пришествие. Царство Помазанника было для них чем-то громким, ярким, даже фееричным по аналогии с величайшими державами древнего мира. А здесь, всего-лишь бродячий нищий проповедник. Явных внешних изменений в жизни еврейского народа не произошло. Оккупанты никуда не исчезли. Евреи как были под гнетом Рима, так и остались. Да и призывал этот Человек к тому, что, в принципе, было им с детства хорошо известно из Священного Писания, – быть лучше, жить по закону Божию, к людям относится по-человечески. Одним словом, ничего нового и особо значимого.

Потому и плачет Христос, глядя на Иерусалим. Евреи не узнали Его. Они отказались принять тот путь, Который Он им предлагал. Под руководством своих религиозных вождей Израиль упорно продолжал ждать того, чей образ был намного милее их сердцу, – яркого фигуру Царя-освободителя нации. Увы, но для них это стало лишь причиной бессмысленных страданий. В результате очередной попытки свергнуть власть Рима Иерусалим был разрушен, а еврейский народ потерял свой дом.

Вирус, который некогда поразил духовную жизнь евреев, будет витать в воздухе во все времена. Во все времена знаком присутствия Бога в своей жизни человек считает внешние изменения, яркие события и переживания. Хороший достаток, крепкое здоровья, улучшение отношений к тебе со стороны других людей, успех в жизни детей. Есть и более нетривиальный вариант – разнообразные состояния душевной радости, внутренний подъем, вдохновение. Все противоположные состояния расцениваются нами как богооставленность. Но не оказываемся ли мы в этом случае в той же самой ловушке, в которую попал 2000 лет назад израильский народ? Ведь Господь был всегда с ним, во все моменты его жизни, даже самые тяжки, а он этого в упор не видел, искал чего-то, что разрывает привычные будничные шаблоны и в результате распял Христа. Не рискуем ли мы в погоне за всеми этими внешними признаками оказаться в подобной ситуации? А может Бог постоянно с нами? Может мы просто смотрим на жизнь не под тем углом? Может нам элементарно не хватает перспективы, с которой открылся бы подлинный масштаб происходящего?

Именно об этом свидетельствует Евангелие. Оно предупреждает нас: если вы будем полагаться на перемены во внешней картинке, вы ничего не поймете. Только изменив сердце можно однажды явственно ощутить, насколько глобально и всеобъемлюще Бог присутствует в нашей жизни. Он рядом во всякий момент. Отсутствие здоровья, низкая зарплата, плохое отношение к нам со стороны окружающих, проделки наши детей и другие многочисленные проблемы – все это, как и все хорошее происходит на Его фоне. Через все это действует Он. И тогда вряд ли все эти проблемы будут волновать нас так же остро как раньше. Скорее всего, подобно ученикам, которые сопровождали Христа в Иерусалим, мы со спокойною душою в глубине своего сердца будем радостно повторять: «благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних».

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О глиняных и о золотых сосудах
(2Тим.2:20–26; Лк.19:37–44)

Протоиерей Вячеслав Резников

Апостол Павел пишет: «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении».

Золото и есть золото, и никогда не станет глиной, равно как и глина – никогда золотом не станет. Что же, каждому человеку предопределена своя судьба? И праведник только потому таков, что создан таким? И грешник – тоже никогда не сможет перемениться? Но почему же тогда Небесный Пастырь оставляет девяносто девять овец ради одной заблудившейся? И почему всех, без исключения, призывает быть совершенными, как совершен Небесный Отец?

Апостол Павел тоже призывает глину стать золотом: «Кто будет чист от» всего, чуждого Богу, – пишет он, – «тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным владыке, годным на всякое доброе дело». Павел также дает золоту советы, как ему оставаться золотом: «юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца». И далее советует «с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины», не даст ли и им Бог перестать быть глиняными сосудами и стать золотыми и серебряными.

А в сегодняшнем Евангелии слышим, как и Сам Господь плакал над Иерусалимом: «о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но» «придут на тебя дни, когда враги твои» «не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего». Над глиной не плачут из-за того, что она никак не может стать золотом! Плачут над тем, что могло и должно было стать совершенно иным, и не стало.

Но если для человека возможно перемениться, то почему слово Божие дает такие образы праведных и нечестивых, как разная земля, или разные сосуды, когда исключен переход в противоположное? А это, наверное, чтобы и нечестивый ужаснулся того окончательного окаменения и отпадения, которое ему грозит. И чтобы праведник тоже ужаснулся, заглянув в ту пропасть, которой он чудесным образом миновал, но которая всегда готова поглотить его, если он сделает ложный шаг.

Церковный календарь. 14 декабря

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 14 декабря

Читаем Апостол. 14 декабря

«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. 14 декабря

Мульткалендарь. 14 декабря. Пророк Наум

Мульткалендарь. 14 декабря. Праведный Филарет Милостивый, Пафлагонянин

День ангела. 14 декабря

Этот день в истории. 14 декабря