Мозаика «Христос — Добрый Пастырь» в Мавзолее Галлы Плацидии (V век, Равенна, Италия)
9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.
26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,
27 Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.
28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.
1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах
2 и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.
(Ин. 10:9-16)Ин.10:9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами «и войдет, и выйдет». Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми (Деян. 5, 41).
«И найдет пастбище», то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, «внутренний и внешний» (Рим. 7, 22; 2Кор. 4, 16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и «дела плотские умерщвляет» во Христе (Рим. 8, 13). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: «Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка» (Пс. 22, 1).
Ин.10:10. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком.
Так как приставшие к Февде и Иуде, и прочим отступникам были убиты и погибли, то прибавил: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить», называя ворами их и подобных им. "А Я, – говорит, – пришел для того, чтобы имели жизнь»..Они убивали и погубляли своих последователей, а Я пришел, чтобы жили и имели нечто большее, именно: причастие Святаго Духа, под чем нужно разуметь и Царство Небесное. Итак, во Христе все имеют жизнь, ибо все воскреснут и будут жить; а праведники получат и нечто большее, именно: Царство Небесное.
Ин.10:11. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
Потом ведет речь и о страданиях и говорит: "Я жизнь (душу) Мою полагаю за овец», – выражая сим, что Он идет на страдания не по принуждению, а добровольно. Словом «полагаю» показывает, что никто ее не отнимет у Меня, а Я Сам отдаю ее.
Ин.10:12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
Намекает и на мятежников, не раз упомянутых. «Они, – говорит, – не положили жизни за овец, но оставили своих последователей, ибо были наемники». А Сам Господь поступил наоборот. Когда взяли Его, Он сказал: «Если Меня ищете, то оставьте сих, пусть идут, чтобы исполнилось слово, что никто из них не погиб» (Ин. 18:8–9, 12) и притом тогда, когда иудеи пришли на Него хуже, чем волки на овец. «Ибо пришли, – сказано, – с мечами и кольями, чтобы взять Его» (Лк. 22, 52).
Под волком здесь можно разуметь и мысленного врага, которого Писание называет и львом (1Пет. 5, 8), и скорпионом (Лк. 10, 19), и змием (Быт. 3, 1; Пс. 90, 13). Говорится, что он «похищает» овцу, когда пожирает кого-нибудь чрез худое дело; «разгоняет» когда посредством злых помыслов смущает душу. Справедливо можно назвать его и вором, который «обкрадывает» чрез лукавые помыслы, «убивает» чрез соглашение с ними, «погубляет» чрез дело. Иногда приражается к кому-нибудь помысл злобный, это будет воровство. Если человек согласится с лукавым внушением, тогда, можно сказать, диавол убивает его. Когда же человек на деле совершит зло, тогда он погибает. Может быть, и это значат слова «вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить».
Ин.10:13. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
Господь делает совсем иначе, чем этот вор. Он дает божественную жизнь, освещает и помыслы наши добрыми внушениями, и тела добрыми делами; дает и нечто преизбыточествующее, именно то, что мы можем приносить и другим пользу посредством дара учительского, а также и Царство Небесное, как бы придавая нам некоторую лишнюю награду. Он подлинно Добрый Пастырь, а не наемник, каковы начальники иудейские, которые не заботятся о народе, а имеют в виду только то, чтобы получить с него плату. Ибо они искали не пользы народу, а себе прибыли от народа.
Ин.10:14. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя.
Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него (1Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал: «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано: «познал Господь Своих» (2Тим. 2, 19).
Ин.10:15. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя.
Часто повторяет «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями.
Ин.10:16. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора,
Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом.
и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой,
Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники.
Мне «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует.
и будет одно стадо, и один Пастырь.
«Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника» (Гал. 3, 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.
Протоиерей Дмитрий Барицкий
В сегодняшнем евангельском чтении Христос, обращаясь к Своим слушателям, указывает им на то, что лежит в основе отношений Бога и человека. Для этого Он использует образ, который был прекрасно знаком его ученикам. Это образ пастыря, который заботится о своем стаде. Каждое животное он знает по имени. Более того, за каждое готов рискнуть своей жизнью, что в действительности было делом обычным для древних пастухов. Ведь от этого зависело благосостояние той общины, которая поручила ему этот ответственное дело и к которой он сам принадлежал. Точно так и Бог заботится о каждом человеке и тем более о тех, кто назвал себя Его учеником. Как говорил об этом прп. Серафим Саровский, Бог заботится о каждом из нас так, как будто кроме нас никого на этом свете больше не существует. Лишь от человека зависит, сможет он принять эту заботу или нет.
Безусловно, эта притча говорит не только о качествах Бога. При ее помощи Христос обращается к руководителям христианской Церкви: священникам и епископам. Не случайно этот отрывок читается в храмах, когда мы вспоминаем того или иного выдающегося церковного деятеля, который проявил себя не просто как великолепный администратор, но в первую очередь как заботливый пастырь. Это призыв проявлять ко всякому подопечному личное отношение. Стараться быть человеку отцом и только потом начальником. Это и означает, знать каждого по имени.
Наконец, образы притчи накладывают ответственность не только на пастырей, но и на пасомых. Ведь согрешить против семьи может не только отец своей холодностью и равнодушием, но и ребенок. Это может быть грех как следствие подростковой беспечности. Именно так согрешил против отца блудный сын. Но это может быть и грех Хама, который не просто легкомысленно надсмеялся над отцом. Как человек, переживший потоп и видевший явное действие Бога в жизни своей семьи, Хам был достаточно зрелым и религиозным. Это был грех жестокосердия и равнодушия. Хам не проникся жалостью и сочувствием к своему отцу, который по-человечески сильно страдал, вспоминая гибель в водах потопа множества людей. Вероятно, потому, выпил лишнего и опьянел. Вместо того, чтобы проявить понимание к слабости родителя, покрыть его милостью, он посчитал себя правым судить о его праведности, упрекать в недостатке благочестия и при этом сделал это достоянием общественности. Очень бездушный, фарисейский поступок. Хотя формально Хам был на сто процентов прав.
Итак, притча Христа обращена ко всякому из нас. Норма церковных отношений — это отношения семейные, где все друг друга знают по имени. То есть, стараются проявить личную заботу, снисхождение, милость и любовь ко всякому, кто оказался рядом. И не важно, кто перед нами: начальник, подчиненный или такой же как мы. О каких бы отношениях ни шла речь, в них не место равнодушию или холодной отчужденности. Ведь во всех этих случаях речь идет не о посторонних людях, но о наших братьях и сестрах, у которых один общий отец — Господь Иисус Христос, пастырь добрый.
|