Исцеление дочери Иаира
Толкование воскресного Евангелия. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Протоиерей Александр Шаргунов |
41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена,
44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Лк. 8:41-56) Лк.8:41. И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
Лк.8:42. потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти.
Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых. Евангелист присовокупляет и имя его, чтобы тем очевиднее было, что чудо истинно. По настоянию нужды он припадает к ногам Иисусовым. Хотя бы он и без настоятельной нужды должен был пасть пред Иисусом и исповедать Его Сущим Богом, однако ж бывает, что и скорбь побуждает людей к избранию лучшего. Почему и Давид сказал: «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс.31:9).
Когда же Он шел, народ теснил Его.
Лк.8:43. И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
Лк.8:44. подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
Во время пути Господа приступает жена, руководимая весьма сильной верой. «Подойдя, она коснулась края одежды» Господа в той уверенности, что как только прикоснется, тотчас и исцелится. «И тотчас течение крови у ней остановилось». Как если кто-нибудь обратит глаз к сияющему свету или поднесет хворост к огню, они (свет и огонь) тотчас оказывают свое действие, так и жена, принесшая веру Могущему исцелить, тотчас получила исцеление. Ибо она ни о чем не думала, ни о долговременности болезни, ни об отчаянии врачей, ни о другом чем, но только веровала, и – спаслась. И как кажется, она прикоснулась к Иисусу прежде мыслью, а потом телом.
Лк.8:45. И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Господь, желая показать всем веру жены, чтобы подражали ей, и подать Иаиру добрую надежду о его дочери, обнаруживает то, что было сделано тайно. Именно: Он спрашивает о том, кто прикоснулся к Нему, но Петр как смелый, упрекая Его за такой вопрос, говорит: столько народа стесняет Тебя, «и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» А сам не понимал, о чем спрашивал Господь. Ибо Иисус спрашивал: «кто прикоснулся ко Мне» с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко. Итак Господь, хотя и знал жену, спрашивает, однако ж, для того, чтобы, как я сказал, и веру ее прославить, и начальника синагоги более обнадежить, спрашивает и таким образом жену выводит на средину.
Лк.8:46. Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Лк.8:47. Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Лк.8:48. Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
«Я чувствовал силу, исшедшую из Меня». Справедливо говорит. Ибо пророки не имели сил, от них исходящих: они совершали чудеса благодатью Божией. А Иисус, будучи Источником всякого блага и всякой силы, имеет и силы, от Него исходящие. Христос вдвойне врачует жену: во-первых, исцелил болезнь ее, а потом и страх души усмирил, сказав: «дерзай, дщерь!».
Лк.8:49. Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Лк.8:50. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Иисус, услышав, что некто сказал начальнику синагоги: не беспокой Учителя, то есть «не утруждай», не проси пойти, не позволил начальнику синагоги сказать что-нибудь Себе, но упредил его, чтобы начальник синагоги не сказал: я не имею в Тебе нужды; несчастье уже совершилось; та, которую, мы надеялись, Ты исцелишь, умерла. Итак, чтобы он не сказал ничего такого (ибо он был неверующий иудей), Христос упредил его и сказал: «не бойся, только веруй»; смотри, – говорит, – на кровоточивую; подражай ей, и ты не обманешься.
Лк.8:51. Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Господь позволяет войти с Собой только Петру, Иоанну и Иакову, как избраннейшим из учеников и как могущим умолчать о чуде, ибо Он не желал, чтобы оно прежде времени было открыто многим. Он скрывал большую часть Своих дел, быть может, по причине зависти иудеев, чтобы, возжигаемые завистью, они не были повинны осуждению. Подобным образом должны поступать и мы: если кто завидует нам, мы не должны обнаруживать пред ним наши совершенства, чтобы, поражая его оными, не возбудить в нем большей зависти и не ввести в грех, но должны, сколь возможно, стараться скрывать их от него.
Лк.8:52. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
Лк.8:53. И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Когда Господь сказал, что девица «не умерла, но спит», и смерть назвал сном (поскольку имел воскресить умершую, как бы от сна возбудить), то слышавшие сие засмеялись над Ним, что допустил Он затем, чтобы чудо было больше чудом, – чтобы впоследствии не могли сказать, что девица не умирала, но спала, для сего Он устроил так, что прежде осмеяли Его за слова: «не умерла, но спит», чтобы заградить уста желающих клеветать. Ибо смерть девицы так была явна, что засмеялись над Ним, когда Он сказал, что она не умерла.
Лк.8:54. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
Господь всех выслал вон, быть может, с тем, чтобы нас научить не любить славы и ничего не делать напоказ, а может быть, и с тем, чтобы внушить, что имеющий совершить чудо не должен быть в среде многих, но должен находиться в уединении и быть свободным от всяких беспокойств со стороны других.
Лк.8:55. И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
«И возвратился дух» отроковицы. Ибо Господь не новую внес душу, но повелел возвратиться той самой, которая отлетела от тела. Приказал подать ей поесть – для большего уверения и доказательства того, что она действительно воскресла.
Лк.8:56. И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.
Можно это и так понимать. Кровоточивая есть всякая душа, в которой кипит и как бы ключом бьет кровавый и убийственный грех. Ибо всякий грех есть убийца и закалатель души. Если душа коснется одежд Иисусовых, то есть воплощения Его, и уверует, что Сын Божий воплотился, то получит здравие. Если кто будет и начальник синагоги, то есть ум, возвышающийся над богатством, собранным от любостяжания, но дочь его, то есть помысл, заболит, то пусть призовет только Иисуса и уверует в Него, и – будет спасен.
Иаир гласно, при всех падши к ногам Спасителя, молил Господа об исцелении дочери своей, и был услышан. Господь, ничего не сказав, тотчас встал и пошел к нему. На пути к Иаиру была исцелена кровоточивая жена, конечно, тоже не без молитвы с ее стороны, хоть она и не взывала словом и не падала ниц к ногам Господа: у ней была сердечная молитва веры. Господь услышал ее и дал исцеление. Тут все совершалось сокровенно. Кровоточивая сердцем обратилась к Господу; Господь слышал этот вопль сердца и удовлетворил прошение. У этой жены и у Иаира молитва, по существу, одна, хотя и можно различать в них некоторые степени. Такие-то молитвы, полные веры, упования и преданности никогда не бывают не услышаны. Говорят иногда: «молюсь, молюсь, а молитва моя все-таки не слышится». Но потрудись взойти в меру молитвы неотказываемой, ты и увидишь, почему она не услышана. Если ты будешь в молитвенном ли положении, как Иаир, или в простом обычном, как все окружающие, подобно кровоточивой, когда подвигнется в сердце твоем настоящая молитва, она несомненно внидет к Господу и преклонит Его на милость. Все дело в том, как дойти до такой молитвы. Трудись и дойдешь. Все чины молитвенные имеют в предмете вознести молитвенников в такую меру молитвы, и все, которые разумно проходят этот молитвенный курс, достигают цели своей.
Протоиерей Павел Великанов
Чтение, которое мы сейчас слышали, очень интересно – причем не только содержательно, но и по композиции повествования. Перед нами – три истории, которые словно вложены одна в другую. Первая – драматическая история о близком к отчаянию начальнике синагоги, перед глазами которого маячит неумолимо приближающаяся смерть единственной дочери. Что такое двенадцатилетняя дочь для отца – понять может только родитель. Это едва ли не лучший возраст – когда ребёнок уже вполне сформировался как личность и уже становится для отца настоящим другом – но при этом ещё совершенно не утратил всего обаяния детскости, чистоты и непосредственности. Потерять такую дочь – отрубить половину собственного живого сердца.
По ходу повествования в эту – ещё не законченную, а лишь обозначенную историю – вплетается рассказ о горемычной женщине, растратившей без толку свои деньги на врачей, которые не только не помогли, но и привели больную к ещё худшему состоянию. Прикосновение к краю одежды Христа её исцеляет, и, казалось бы, история окончена.
И тут – неожиданный прыжок в новое повествование. Христос останавливается, задаёт странный вопрос – кто посмел к Нему прикоснуться? – и мы слышим, как в разговор вступает апостол Петр с другими учениками. «Учитель, о чём это Ты? Мы же в толпе, мало ли кто кого может прикоснуться?» Но Христос настаивает, не отступает и объясняет: это не просто случайное прикосновение – это прикосновение веры – потому, что Он почувствовал, как из Него вышла сила. Тут снова мы возвращаемся в историю с женщиной – которая понимает, что ей не утаиться, придётся открыться и признаться в том, что она совершила ритуальное преступление ради собственного здоровья. Ведь любое прикосновение женщины, источающей кровь, с точки зрения ветхозаветного закона, делало ритуально нечистым любого. И она прекрасно это понимала – но будучи в отчаянном положении, переступает через запрет – в глубине души надеясь, что никто ничего не заметит.
Парадоксальным образом, вместо ожидаемой отповеди и ругани она слышит вдохновляющие слова: «Дерзай, дочь, вера твоя спасла тебя! Ступай с миром!»
И тут же, на фоне позитивной развязки второй истории – резкий обвал: приходят из дома, куда направляется Иисус, со страшной вестью: дочери больше нет, то, чего так все боялись, уже произошло. Не надо беспокоить Иисуса, Он здесь уже ничем не поможет. В душе отца всё уже готово окончательно рухнуть – и рухнуло бы, если не поддержка Христа: «Не бойся, только веруй – и твоя дочь будет спасена!» Если бы не только что, буквально минуту назад, невероятная развязка истории с кровоточивой женщиной, которая ни с какой точки зрения не могла быть оправдана – но при этом Иисус её оправдал и даже похвалил – едва ли было бы за что зацепиться. Но вот, она стоит перед глазами – ожидающая, что её как минимум оплюют и унизят – а уходит сияющая и просветлённая, совершенно не понимающая, как это вообще могло произойти. И отец, подошедший к самой грани отчаяния, делает самый главный шаг в своей жизни – шаг веры. Он перестаёт думать, как жить дальше без дочери. За что Бог его так наказал. Как организовать похороны. Как просто не сойти с ума от горя. Он вообще перестаёт думать – и просто отдаёт себя в руки Того, Кто сейчас идёт рядом с ним. Он не очень понимает, Что это за Человек – пророк ли, или больше, чем пророк – но в его ситуации это не имеет никакого значения. Для его горя обычного разрешения нет – остаётся только вера, вера как способность переступить туда, где нет никаких гарантий и видимых опор – есть только ты – и Бог, Непредсказуемый, Неуправляемый, Рискованный – но между тобой и Им есть выстроенные отношения открытости и доверия, отношения веры – словно тоненький канат, натянутый над пропастью небытия, и надо суметь пройти по нему, не ужасаясь окружающей реальности, держа перед глазами только эту, едва различимую в мраке, нить веры. Всего остального больше нет – ни смерти дочери, ни надрывного плача родных, ни презрительного смеха на слова Христа, что она не умерла – есть только нить веры и разрешение Богу действовать так, как Он Сам хочет.
В таком состоянии уже не имеет значения, оживёт ли дочь – или нет – потому что самое главное – уже найдено. Вера, в таком критическом положении, уже выстрелила вверх, и пробила собой земные небеса. Ответ – будет, и этот ответ – в живых и ласковых глазах поднимающейся со смертного одра любимой дочери.
Бог есть, и Он на самом деле есть Слышащая нас Любовь!
***
Священник Стефан Домусчи
Многие философы и писатели ХХ века говорили о состоянии заброшенности человека в мир, его оставленности, его одиночестве. Однако ощущение это знакомо не только мыслителям и художникам слова, многие говорят, что это общее чувство человека нашего времени, человека потерявшего Бога, но себя так и не нашедшего. Ясное и простое мировоззрение прежних эпох, основанное на доверии христианству, многим показалось пережитком прошлого, но какое мировоззрение пришло ему на смену? Приносит ли оно человеку радость, позволяет ли полноценно осмыслить свою жизнь? Не побуждает ли опять и опять искать вечных основ жизни, искать присутствия Того, Кто поможет победить это чувство оставленности и заброшенности мира.
В сегодняшнем чтении мы слышим рассказ о чуде исцеления кровоточивой женщины и воскресении дочери Иаира. Мы знаем, что обычно чтение концентрируется на одном определенном событии, или конкретных словах Христа. В этом смысле сегодняшнее чтение необычно. Более того, чудо исцеления кровоточивой жены происходит просто по пути в дом Иаира, как бы по ходу дела… При этом оно не показано как нечто проходное и малоинтересное, скорее помещение двух таких явных чудес в одно чтение показывает насыщенность жизни Христа чудесами и исцелениями, ее наполненность благодатью. Бог не просто присутствует в сотворенном Им мире, Он присутствует активно, Он жив и оживотворяет мир, исцеляя и воскрешая его.
И все же, несмотря на эту полноту божественных даров, на активное присутствие Божее в мире, каждое чудо предполагает рождение личных отношений с Богом и веру в Него. Именно вера во Христа – оказывается основой чудесного исцеления женщины и воскрешения умершей… Неслучайно Христос не говорит женщине, что Он спас ее, хотя это действительно сделала исшедшая из Него сила, но говорит о спасении верой. То же и с Иаиром, дочь которого исцелена Его благодатью. Он не сказал ему: не бойся, Мое присутствие – это все, что тебе нужно. Он сказал: не бойся, только веруй и спасена будет.
Мир действительно полон благодати Божьей и Его любящего присутствия. И все же, услышав сегодняшние слова Христа, важно понять, что от нашей веры в Него, зависит дадим ли мы место этой любви и присутствию в нашей собственной жизни.
О «национальности» Иисуса Христа
(Еф.2:14–22; Лк.8:41–56)
Протоиерей Вячеслав Резников
В послании к Ефесянам Апостол Павел пишет о Господе Иисусе Христе, что «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду». Он упразднил «вражду Плотию Своею, а законы заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем».
Два мира, иудейский и языческий, обретают примирение в Иисусе, и именно на Его кресте. И – до такой степени, что уже говорится даже не о двух, живущих в мире, но – об «одном новом человеке».
А если Христос смог «из двух создать в Себе Самом одного», то возможен ли вообще вопрос: а кто Сам Он «по национальности»? Никто, конечно, не будет отрицать, что Его человеческое родословие – от Авраама, через Иуду и Давида. Но Авраам-то кто был «по национальности», если Апостол именует его и «отцом всех верующих в необрезании» (Рим.4:11), и «отцом обрезанных»? Разумеется, только тех «обрезанных», которые ходят «по следам веры» его (Рим.4:12). И когда кто-то начинает гордо напоминать: «Иисус был иудей, как и мы», то начинаешь сочувствовать тем, кто столь же упорно доказывает, что не иудей Он вовсе, а галилеянин, а Галилея, это почти Галиция…
По Своей милости, «не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал» (Рим.11:2). Но и другие народы имеют полное право называть Иисуса Христа своим Царем, своим Господом и Богом. И одновременно – своим братом. И есть глубокая правда в том, что у разных народов икона Иисуса Христа имеет свои национальные черты. У японцев Он похож на японца, у чернокожих – чернокожий. Тем самым каждый говорит: Бог стал человеком именно ради меня, и поэтому уподобился именно мне.
Но уподобился Он мне только для того, чтобы меня уподобить Себе и взять на небо. А не для того, чтобы дать мне на земле преимущество перед другими. И если какой-либо принявший Христа народ продолжает считать себя избранником Божиим, или – начинает считать себя новым избранником, значит, пришел с гордостью собою и своими заслугами. Значит, надеешься еще на что-то, кроме креста Христова. А если так, то не произойдет чуда, не упразднится вражда, и не получится «один новый человек».
Вспомним, как пришла к Иисусу больная кровоточивая женщина. Едва прикоснулась она сзади к Его ризам, как сразу почувствовала, что вошла в нее исцеляющая сила, и сокрушила болезнь. Но не смогла бы эта женщина с такой верой прикоснуться к Нему, если бы прежде совершенно не разуверилась во всех земных врачах, на которых, издержав «все имение, ни одним не могла быть вылечена».
|